Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические особенности гендерной идентичности в юношеском возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тендерная идентичность формируется под влиянием биологических и социальных факторов. Фундаментом, на котором основывается формирование тендера, является биологический или паспортный пол человека. При этом с самого начала в становлении тендерной идентичности личности решающую роль играют социокультурные факторы: социально-экономические и социокультурные условия, национальные традиции, особенности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Тендерная идентичность как социально-психологический феномен
    • 1. 1. Постановка проблемы мужского и женского в социокультурном и психологическом аспектах
    • 1. 2. Концептуально-теоретические подходы к исследованию тендерных различий в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 3. Тендерная идентификация как фактор тендерной социализации личности
  • Глава 2. Теоретико-методологические основы исследования тендерной идентичности в юношеском возрасте
    • 2. 1. Обзор современных социально-психологических исследований тендерной идентичности
    • 2. 2. Особенности личностной и тендерной идентификации в юношеском возрасте
  • Глава 3. Экспериментальное исследование социально-психологических особенностей тендерной идентичности в юношеском возрасте
    • 3. 1. Описание процедуры и методик исследования
    • 3. 2. Сравнительный анализ показателей тендерной идентичности юношей и девушек первой возрастной группы
    • 3. 3. Сравнительный анализ показателей тендерной идентичности юношей и девушек второй возрастной группы
    • 3. 4. Сравнительный анализ показателей тендерной идентичности юношей и девушек с разным типом психологического пола
    • 3. 5. Структурно-функциональный анализ особенностей тендерной идентичности в юношеском возрасте

Социально-психологические особенности гендерной идентичности в юношеском возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Тендерная психология как научная дисциплина, рассматривающая различные аспекты социальных и психологических проблем пола, появилась в конце XX столетия. Вопрос о тендерном становлении личности, ранее рассматривавшийся лишь в контексте полового просвещения и семейных отношений, все чаще поднимается в отечественной психологии.

Область тендерных исследований на современном этапе развития науки достаточно широка: тендерные исследования затрагивают физиологические, психологические, социальные и культурные различия полов. Проблеме тендерных различий в последнее время посвящаются этнографические, кросс-культурные, сексологические исследования, исследования психологических различий между поламиисследуются тендерные различия в когнитивной и эмоциональной сферах, изучаются тендерные роли, тендерная идентификация, тендерные стереотипы, предрассудки, установки и др.

Актуальность тендерных исследований на современном этапе развития общества обусловлена целым рядом феноменов и факторов: изменением тендерных стереотипов и полоролевых взаимоотношений в обществеболее активным участием женщин в различных видах профессиональной деятельностиобострением проблем брака, разводов, одиночества в Россииростом числа психических, психосоматических, сексуальных расстройств, в том числе и на почве неадекватной психосексуальной идентичности.

Юношеский возраст — один из центральных этапов личностного развития, сопровождаемый кризисом идентичности, в рамках которого осуществляется профессиональное и личностное самоопределение. В условиях ведущего для этого возраста интимно-личностного общения у юношей и девушек развиваются взгляды на жизнь и свое положение среди других людей, формируется самоидентичность, психосоциальное самоопределение и окончательный профессиональный выбор.

Тендерная идентичность формируется под влиянием биологических и социальных факторов. Фундаментом, на котором основывается формирование тендера, является биологический или паспортный пол человека. При этом с самого начала в становлении тендерной идентичности личности решающую роль играют социокультурные факторы: социально-экономические и социокультурные условия, национальные традиции, особенности семейного воспитания, влияние ближайшего окружения (школы, сверстников). Социокультурная среда воздействует на личность посредством системы правил, традиций, норм, установок, при этом быстрые темпы социально-экономических изменений приводят к изменению социальных стереотипов — отмиранию старых и возникновению новых. Психическое и социальное благополучие личности во многом зависит от успешности ее функционирования в данных условиях. Как показывают многочисленные исследования, такие современные тенденции, как активное вовлечение женщин в политические и экономические сферы жизни общества, нивелирование различий в полоролевом поведении мужчин и женщин в сфере семейных и общественных отношений, — все это влечет за собой изменение стереотипов маскулинности и феминности, а также является предпосылкой возрастания андрогинности в — молодежной среде. Противоречивость образов феминности и маскулинности в современной культуре создают некоторую нормативную неопределенность, подчас вызывая у людей чувство тревоги, дискомфорт, споры о феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Все это усложняет и процесс половой социализации подрастающего поколения, поскольку все средовые воздействия (культура, семья, школа, сверстники) преломляют через себя массовые тендерные и другие стереотипы.

Проблемам тендерных различий в психолого-педагогической литературе уделяется достаточно много внимания. В исследованиях отражаются актуальные вопросы формирования тендерной идентичности личности: изучаются условия, факторы и механизмы тендерной идентификации, проводится анализ национальных, культурных, возрастных, индивидуально-типических особенностей тендерной идентичности и др.

В отечественной науке вопросам тендерной идентификации и дифференциации посвящены работы В. А. Геодакяна, Е. П. Ильина, Д. Н. Исаева, В. Е. Кагана, Я. Л. Коломинского, И. С. Кона, A.B. Либина, М. Х. Мелтсас, И. В. Романова, П. В. Ходыревой. Тендерные стреотипы, полоролевые особенности и установки мужчин и женщин изучали B.C. Агеев, Ю. Е. Алешина, Т. В. Бендас, Е. П. Ильин, И. С. Клецина, Т. А. Репина, Е. Т. Соколова. Возрастным вопросам становления личности, психопрофилактики личностных расстройств, а также проблеме формирования тендерной идентичности в подростковом и юношеском возрасте уделяли внимание В. В. Абраменкова, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. Г. Лаптев, Е. А. Орлова, М. Ф. Секач, В. В. Столин, Д. И. Чемоданова и др. Среди зарубежных авторов, занимавшихся тендерными исследованиями, стоит упомянуть С. Бем, А. Бандура, К. Джеклин, А. Игли, Ф. Катца, Л. Колберга, Е. Маккоби, У. Мишель, 3. Фрейда.

При всем многообразии проведенных исследований, стоит отметить, что большая их часть посвящена изучению возрастных особенностей становления тендерной идентичности в подростковом возрасте, при этом юношеский возраст, как не менее значимый этап тендерной идентификации остается малоизученным. В этой связи возникают противоречия, определяющие актуальность нашего исследования:

— между значением тендерной идентификации в становлении тендерной социализации личности и недостаточной изученностью характеристик тендерной идентичности в юношеском возрасте;

— между длительностью этапа юности и отсутствием данных о возрастной динамике показателей тендерной идентичности личности на разных этапах юношеского возраста.

Научная проблема исследования обусловлена потребностью современной психологической науки в разработке и обосновании социальнопсихологического подхода к исследованию тендерной идентичности лиц юношеского возраста. Разработка данного подхода позволит: определить методику исследования феномена тендерной идентичностиохарактеризовать структуру и содержание тендерной идентичности на этапе юностирешить научную проблему в области социальной, возрастной, общей психологии — изучить социально-психологические особенности и динамику тендерной идентичности в юношеском возрасте. Проблема исследования определяется также практическими задачами, связанными с разработкой рекомендаций по развитию позитивной тендерной идентичности юношей и девушек.

Цель исследования — выявление социально-психологических особенностей и динамики тендерной идентичности юношей и девушек на этапе их взросления.

Объект исследования — процесс тендерной идентификации лиц юношеского возраста.

Предмет исследования — социально-психологические особенности тендерной идентичности юношей и девушек.

Гипотеза исследования: социально-психологическая структура тендерной идентичности юношей и девушек представляет собой трехуровневую систему, включающую: внутриличностный уровень (восприятие себя как представителя определенного пола, отношение к себе),.

— уровень межличностных отношений (восприятие сверстников как представителей определенного пола, отношение к лицам противоположного пола, социальному окружению и родителям, представление о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной в сфере межличностных и семейных отношений), уровень взаимодействия с социальным окружением (установки на взаимодействие с лицами противоположного пола, социально-психологическая адаптированность).

Структурный подход позволяет определить критериальный аппарат исследования социально-психологических особенностей тендерной идентичности в юношеском возрасте.

В соответствии с целью и научной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Провести системный анализ теоретико-методологических положений и концепций, с учетом которых обосновать социально-психологический подход и методику исследования проблемы тендерной идентичности юношей и девушек.

2. Разработать структурную модель тендерной идентичности в юношеском возрасте, определить критерии и показатели, обеспечивающие системную оценку социально-психологических проявлений тендерной идентичности в юношеском возрасте.

3. Эмпирически исследовать социально-психологические особенности тендерной идентичности и динамику их проявления у юношей и девушек с учетом разных психологических типов пола.

4. Провести анализ функциональных связей структурных составляющих тендерной идентичности на разных этапах юности.

5. Разработать социально-психологические рекомендации по развитию позитивной тендерной идентичности в юношеском возрасте.

Теоретико-методологические основы исследования составляют фундаментальные положения психологической науки: исследования в области психологии пола Б. Г. Ананьева, В. А. Геодакяна, Д. В. Колесова, теория личностной идентичности Э. Эриксона, концепции половой идентификации И. С. Кона, Б. М. Теплова.

Исследование опиралось на теоретические представления о полоролевой идентификации и дифференциации А. Бандура, С. Бем, К. Джеклин, А. Игли, Е. П. Ильина, Ф. Катца, Л. Колберга, Е. Маккоби, У. Мишель, 3. Фрейда.

Экспериментальная работа была проведена в соответствии с представлениями о генезисе элементов структуры тендера А. И. Захарова, Д. Н. Исаева и В. Е. Кагана, Я. Л. Коломинского и М. Х. Мелтсас, B.C. Мухиной, И. В. Романова, В. В. Столина.

Методы исследования: теоретический анализ концептуальных подходов по проблеме тендерной идентичности, обобщение и систематизация теоретических и экспериментальных исследованийконстатирующий эксперимент с использованием методик психологической диагностикиколичественный, качественный и сравнительный анализ эмпирических данныхматематические методы обработки: описательная статистика, решение статистических задач с помощью стандартного пакета статистических программ SPSS Statistica.

Эмпирическая база и этапы исследования. Экспериментальной базой исследования выступали: ГОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. JI.H. Толстого», ГОУ СПО «Тульский экономический колледж», ГОУ СПО «Щекинский политехнический колледж». В исследовании приняло участие 296 юношей и девушек — студентов I-V курсов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. На основе анализа теоретических концепций и эмпирических данных по проблеме тендерной идентичности выработан инновационный социально-психологический подход, объединяющий элементы синергетического и ситуационного подходов к исследованию данного феномена в юношеском возрасте: тендерная идентичность юношей и девушек имеет уровневую структуру (внутриличностный, уровень межличностных отношений, уровень взаимодействия с социальным окружением). Данной структуре соответствует диагностическая программа и рекомендации по развитию позитивной тендерной идентичности на этапе юности.

2. Разработано системно-критериальное основание исследования гендерной идентичности, которое объединяет критерии, показатели и методы оценивания изучаемого феномена на этапе юношеского возраста. Установлено, что целостное представление о тендерной идентичности юношей и девушек формируют: особенности восприятия и отношения к себе как представителю определенного полатендерные стереотипы, как представление о другихполоролевые отношения, как основа взаимодействия между мужчиной и женщинойсоциально-психологическая адаптация, отношение к себе, социальному окружению и родительскому поведению как показатели социального благополучия и позитивной тендерной идентификации.

3. Изучены и охарактеризованы особенности тендерной идентичности юношей и девушек на разных этапах юношеского возраста. Отмечено, что характеристики тендерной идентичности юношей и девушек практически одинаковы, что свидетельствует о тенденции к сглаживанию тендерных различий на данном возрастном этапе. Впервые установлено, что тип психологического пола не оказывает значительного влияния на процесс тендерной идентификации.

4. Прослежена динамика тендерной идентичности юношей и девушек на протяжении юношеского возраста. Установлено, что процесс тендерной идентификации у девушек более динамичен, чем у юношейна протяжении юношеского возраста механизмы социально-психологической адаптации юношей и девушек приобретают все большую тендерную дифференцированность, тогда как эмоциональная составляющая социально-психологического благополучия (отношение к себе и социальному окружению) имеет выраженную тенденцию к сглаживанию тендерных различий.

5. Проанализированы функциональные связи структурных составляющих тендерной идентичности с точки зрения половозрастных различий. Выявлено влияние установки на независимость на позитивную гендерную идентификацию в юношеском возрастеохарактеризовано взаимное влияние тендерных аттитьюдовописаны тендерные различия в механизмах социально-психологической адаптации.

6. Разработаны социально-психологические рекомендации по развитию позитивной тендерной идентичности юношей и девушек, которая будет эффективна при использовании в консультационной и развивающей работе.

7. Теоретические представления о содержании и социально-психологических особенностях тендерной идентичности личности рассмотрены в контексте современных социокультурных условий. Конкретизированы и уточнены представления о специфическом содержании и динамике тендерной идентичности на этапе юношеского возраста. Полученные данные способствуют накоплению знаний о развитии человека.

Теоретическая значимость:

Уточненные и представленные новые теоретико-методологические положения системно раскрывают опыт отечественных и зарубежных исследователей, что позволило уточнить сущность и социально-психологические особенности тендерной идентичности в юношеском возрасте.

Теоретические представления о природе и психологических механизмах тендерной идентификации личности рассмотрены в контексте современных социокультурных условий. Полученные данные способствуют накоплению знаний о развитии человека в социальной среде.

Практическая значимость:

Определяется тем, что апробированная модель выступает содержательной и организационной основой для исследования особенностей тендерной идентичности в юношеском возрасте. Полученные научные и эмпирические данные могут быть использованы психологами, работниками социальных служб, специалистами, работающими с лицами юношеского возраста в практической деятельности и в учебном процессе. При этом системно представленный и апробированный инструментарий полезен для изучения динамики тендерной идентичности в юношеском возрасте.

Разработанная и теоретически обоснованная авторская программа социально-психологического тренинга «Тренинг позитивной тендерной идентичности» эффективна для использовании в консультационной и коррекционной работе с различными социальными группами.

Положения, выносимые на защиту.

1. Социально-психологический подход, обеспечивающий раскрытие социально-психологических характеристик тендерной идентичности формирующейся личности в общем контексте ее жизненной стратегии, позволил выявить структуру тендерной идентичности в юношеском возрасте, которая формируется и проявляется на трех взаимосвязанных уровнях: внутриличностном уровне (восприятие себя как представителя определенного пола, отношение к себе) — уровне межличностных отношений (восприятие сверстников как представителей определенного пола, отношение к лицам противоположного пола, социальному окружению и родителям, представление о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной в сфере межличностных и семейных отношений) — уровне взаимодействия с социальным окружением (установки на взаимодействие с лицами противоположного пола, социально-психологическая адаптированность).

2. Взаимосвязанные структурные компоненты, проявляющиеся на трех уровнях представляют собой структурную модель тендерной идентичности юношей ' и девушек. Она выражает системную характеристику развивающейся личности в юношеском возрасте и в структурированном виде проявляется через следующие социально-психологические феномены: психологические полоролевые особенности и отношения личности, тендерные стереотипы, социально-психологическую адаптивность, самоотношение, отношение к социальному окружению и родительскому поведению.

3. Социально-психологические особенности тендерной идентичности юношей и девушек характеризуются общей тенденцией к интеграции маскулинных и феминных свойств, качеств и характеристик личности. Об этом свидетельствуют: выраженность андрогинно-недифференцированных характеристик психологического пола и тендерных стереотипов юношей и девушек;

— общая для юношей и девушек склонность недооценивать андрогинность и переоценивать маскулинность/феминность сверстниковнейтральность тендерных аттитьюдов, установок и несформированность тендерных схемнеопределенность показателей социально-психологической адаптированности.

Тендерная идентичность юношей и девушек характеризуется рядом различий:

— юноши слабо идентифицируют себя со сверстниками своего пола (считают сверстников более маскулинными, нежели себя), проявляют индифферентность по отношению к лицам противоположного пола, склонны воспринимать девушек как непонятный и малоценный объект, демонстрируют слабую вовлеченность в отношения к себе и социальному окружению;

— у девушек обнаруживается более сильная идентификация себя со сверстницами, в возрасте 16−19 лет они проявляют независимость по отношению к лицами противоположного пола, на протяжении всего юношеского возраста проявляют стремление видеть в партнере опору, воспринимают юношей как романтический объект, демонстрируют сильную эмоциональную вовлеченность в отношения к себе и социальному окружению.

Различия в социально-психологических особенностях тендерной идентичности юношей и девушек с разным типом психологического пола незначительны.

4. Функциональные связи показывают:

— характерная для большинства юношей и девушек установка на независимость в сфере полоролевых отношений необходима для их позитивной тендерной идентификации;

— восприятие девушек как малоценного объекта, характерное для юношей, снижает понимание и склонность к романтическому восприятию лиц противоположного пола, у девушек же восприятие юношей как романтического объекта способствует их пониманиюмеханизм социально-психологической адаптации юношей складывается из взаимоусиливающих друг друга и характеризующихся противоречивостью, показателей адаптированности, у девушек же, показатели адаптированности не зависят друг от друга, тогда, как дезадаптация и ее проявления тесно связаны с внешним контролем;

— повышение феминности девушек коррелирует с усилением ведомости, лживости, непринятия других, а также усиливает склонность к эмоционально-позитивному восприятию юношей.

Характеристики тендерной идентичности развивающейся личности оказывают неодинаковое влияние на процессы усиления/сглаживания тендерных различий. На протяжении юношеского возраста все большую тендерную дифференцированность приобретают механизмы социально-психологической адаптации, тогда как выраженную тенденцию к сглаживанию тендерных различий имеет эмоциональная вовлеченность в отношения к себе и социальному окружению. Процесс тендерной идентификации юношей и девушек характеризуется различиями в механизмах формирования и динамике. Тендерная идентичность девушек на протяжении юношеского возраста характеризуется большей динамичностью:

— усиливается идентификация себя со сверстницами (за счет повышения показателей феминности), сопровождающаяся повышением самопринятия и принятия на себя ответственности, снижается склонность к независимости, усиливается стремление видеть в партнере опору и воспринимать юношей как более маскулинных на фоне повышения эмоциональной вовлеченности в сексуальные отношения, возрастает позитивное восприятие родительского отношения;

— у юношей принятие роли мужчины на протяжении всего юношеского возраста сопровождается искаженным восприятием сверстников своего пола, идентификация со сверстниками затрудняется, поскольку в представлении юношей их сверстники более маскулинны, нежели они самиу юношей происходит усиление индифферентности по отношению к лицам противоположного пола на фоне снижения принятия других и повышения стремления к доминированию, вместе с тем, возрастает позитивное восприятие родительского отношения, сопровождающиеся усилением эмоциональной вовлеченности в отношения с отцом.

Выводы по третьей главе:

Опираясь на теоретический анализ исследований феномена тендерной идентичности и полученные эмпирические данные, можно сформулировать следующие выводы:

1. Социально-психологические особенности тендерной идентичности юношей и девушек характеризуются общей тенденцией к интеграции маскулинных и феминных свойств, качеств и характеристик личности. Об этом свидетельствуют: выраженность андрогинно-недифференцированных характеристик психологического пола и тендерных стереотипов юношей и девушек;

— общая для студентов склонность недооценивать андрогинность и переоценивать маскулинность/феминность сверстников;

— нейтральность тендерных аттитьюдов, установок и несформированность гендерных схемнеопределенность показателей социально-психологической адаптированности.

2. Наряду с общими тенденциями, в характеристиках тендерной идентичности юношей и девушек обнаружены тендерные различия:

— юноши слабо идентифицируют себя со сверстниками своего пола (считают сверстников более маскулинными, нежели себя), проявляют индифферентность по отношению к лицам противоположного пола, склонны воспринимать девушек как непонятный и малоценный объект, демонстрируют слабую вовлеченность в отношения к себе и социальному окружению;

— у девушек обнаруживается более сильная идентификация себя со сверстницами, в возрасте 16−19 лет они проявляют независимость по отношению к лицами противоположного пола, на протяжении всего юношеского возраста проявляют стремление видеть в партнере опору, воспринимают юношей как романтический объект, демонстрируют сильную эмоциональную вовлеченность в отношения к себе и социальному окружению.

3. Возрастная динамика показывает неодинаковое влияние различных характеристик тендерной идентичности на процессы усиления/сглаживания тендерных различий. Обнаружено, что на протяжении юношеского возраста все большую тендерную дифференцированность приобретают механизмы социально-психологической адаптации, тогда как выраженную тенденцию к сглаживанию тендерных различий имеет эмоциональная вовлеченность в отношения к себе и социальному окружению. Остальные критерии не обнаруживают выраженных тенденций.

4. Процесс тендерной идентификации юношей и девушек характеризуется различиями в механизмах формирования и динамике. Гендерная идентичность девушек на протяжении юношеского возраста характеризуется большей динамичностью:

— усиливается идентификация себя со сверстницами (за счет повышения показателей феминности), сопровождающаяся повышением самопринятия и принятия на себя ответственности, снижается склонность к независимости, усиливается стремление видеть в партнере опору и воспринимать юношей как более маскулинных на фоне повышения эмоциональной вовлеченности в сексуальные отношения, возрастает позитивное восприятие родительского отношения;

— у юношей принятие роли мужчины на протяжении всего юношеского возраста сопровождается искаженным восприятием сверстников своего пола, идентификация со сверстниками затрудняется, поскольку в представлении юношей их сверстники более маскулинны, нежели они самиу юношей происходит усиление индифферентности по отношению к лицам противоположного пола на фоне снижения принятия других и повышения стремления к доминированию, вместе с тем, возрастает позитивное восприятие родительского отношения, сопровождающиеся усилением эмоциональной вовлеченности в отношения с отцом.

5. Тендерные различия юношей и девушек с разными типами психологического пола незначительны. Выявленное в группе юношей усиление индифферентности по отношению к девушкам, характерно в большей степени для андрогинных индивидовобнаруженное в группе девушек снижение склонности к проявлению независимости свойственно лицам с недифференцированным типом психологического пола. Повышение феминности девушек сопровождается усилением склонности к эмоционально-позитивному восприятию юношей.

6. Функциональные связи показывают:

— характерная для большинства юношей и девушек установка на независимость в сфере полоролевых отношений необходима для позитивной тендерной идентификации студентов;

— восприятие девушек как малоценного объекта, характерное для юношей, снижает понимание и склонность к романтическому восприятию лиц противоположного пола, у девушек же восприятие юношей как романтического объекта способствует их пониманию;

— механизм социально-психологической адаптации юношей складывается из взаимоусиливающих друг друга и, характеризующихся противоречивостью, показателей адаптированности, у девушек, показатели адаптированности не зависят друг от друга, тогда, как дезадаптация и ее проявления тесно связаны с внешним контролем;

— повышение феминности девушек характеризуется усилением ведомости, лживости, непринятия других.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Тендерные исследования на сегодняшний день являются одной из наиболее актуальных отраслей психологических знаний. Изучение феноменов «мужского» и «женского» с позиций современной психологии предполагает определение места традиционных культурных представлений о психологических качествах и нормах поведения мужчин и женщин в социально-экономических условиях динамично развивающегося общества. На современном этапе четкое разделение по признаку пола в общественной и частной жизни является проблематичным: личность в процессе своего развития испытывает на себе влияние социальной среды, для которой в современных условиях характерным является сглаживание строгого дуализма в определении специфики полов, но при этом невозможно отрицать существование специфических, генетически и социально обусловленных черт и социально-психологических характеристик, отличающих мужчин и женщин. Изучение этих особенностей, а также динамики их изменения на протяжейии юношеского возраста, и является предметом данного исследования.

Юношеский возраст — наиболее значимый этап в становлении гендерной идентичности личности, предполагающий формирование устойчивого, рефлексируемого «Я-образа», личностного самоопределения, способности к адекватным межличностным взаимоотношениям, достижение социальной зрелости.

Предпринятое исследование позволило выявить особенности становления тендерной идентичности юношей и девушек по критериям: «Психологический пол», «Гендерные стереотипы», «Гендерная схема», «Гендерные аттитьюды» и «Гендерные установки», а также по нескольким дополнительным критериям, характеризующим процесс тендерной идентификации косвенно. Прослежена динамика изменения показателей тендерной идентичности у юношей и девушек на протяжении юношеского возраста, изучены особенности тендерной идентичности лиц с разыми типами психологического пола.

Основным итогом проделанной работы является описание процесса становления тендерной идентичности юношей и девушек на разных этапах юношеского возраста, особенностей и возрастных изменений, происходящих в показателях тендерной идентичности.

Обнаружено, что представление о себе как представителе определенного пола у большинства студентов носит андрогинно-недифференцированный характер. Вместе с тем, у своих сверстников студенты склонны отмечать большее соответствие традиционным представлениям о маскулинности и феминности, хотя, в целом, тенденция к андрогинии находит отражение и в тендерных стереотипах студентов, кроме того, у юношей и девушек на протяжении всего юношеского возраста показано отсутствие сформированных представлений о способах ролевого взаимодействия между мужчинами и женщинами в общественных и семейных отношениях.

Обнаруженные гендерные различия и возрастная динамика по основным критериям тендерной идентичности показали, что у девушек с возрастом повышаются показатели феминности и усиливается склонность воспринимать сверстников как более маскулинных. Гендерные аттитьюды и установки студентов также имеют гендерные различия и возрастную динамику: общее у младших студентов проявление независимости у юношей с возрастом перерастает в индифферентность, а у девушек — в потребность видеть в партнере опору, при этом, девушкам свойственно эмоционально-положительное отношение к юношам, усиливающееся с возрастом, а юноши демонстрируют нейтральное отношение к девушкам.

Наиболее выраженная тендерная дифференциация и возрастная динамика были обнаружены по показателям дополнительного критерия тендерной идентичности — социально-психологической адаптации: с возрастом у девушек возрастает склонность к самопринятию и принятию на себя ответственности (интернальности), а у юношей снижаются показатели приятия других и повышается стремление к доминированию, и при этом, возрастет противоречивость связей между показателями. В целом, данная сфера как у юношей, так и у девушек, характеризуется высокой степенью закрытости.

На основании проведенного исследования удалось выявить и описать функциональные особенности показателей тендерной идентичности юношей и девушек разного возраста, выделить взаимосвязанные элементы этой структуры. Проведенный анализ показывает, что среди критериев тендерной идентичности многомерную структуру формируют взаимодействующие между собой показатели тендерных аттитьюдов и установок, а также влияющие друг на друга показатели социально-психологической адаптации. Кроме того, показано, что обнаруженные структурно-функциональные связи также характеризуются тендерными отличиями и возрастной динамикой.

Разработанные социально-психологические рекомендации обеспечивают учет особенностей проявления тендерной идентичности в юношеском возрасте и целенаправленное ее формирование. Для этого целесообразно использовать возможности групповой социально-психологической работы и самосовершенствования. Социально-психологический тренинг развития позитивной тендерной идентичности, позволяет решить задачи формирования более осознанных представлений о себе и сверстниках как представителях определенного пола, осмысления и гармонизации качеств собственной личности, формирования потребности в саморазвитии. В ходе тренинговых занятий осуществляется развитие представлений о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной в сфере межличностных и семейных отношений, происходит формирование более осознанных представлений о специфике своего отношения к лицам противоположного пола, социальному окружению и родителямсовершенствуются навыки общения и взаимодействия с окружающими.

За рамками анализа осталось, однако, большое число содержательных и функциональных особенностей такого сложного и многогранного явления, как процесс становления тендерной идентичности личности. Нуждается в исследовании содержание современных представлений о «маскулинности» и «феминности» как интегральных характеристиках личности, проявляющихся в поведении и деятельности. Требует своего решения вопрос о создании надежных, компактных методов диагностики тендерной идентичности. Самостоятельное исследование может быть посвящено изучению социальных факторов, оказывающих влияние на процесс тендерной идентификации юношей и девушек на разных этапах личностного становления. Реализация обозначенных перспектив позволит углубить понимание основных закономерностей становления тендерной идентичности личности, как одного из центральных процессов личностной идентификации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов// Вопр. психол. 1987. — № 2. — С. 154−158.
  2. Н. Тендерные стереотипы в современных масс-медиа// Тендерные исследования. 2000. — № 5. — С. 261−273.
  3. A.A. Личностно-ориентированные методы психотерапии. СПб: Речь, 2000. — 240 с.
  4. Ю.Е., Волович A.C. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины// Вопр. психол. 1991. — № 4. — С. 74−82.
  5. Ю.Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины//Вопр. психол. 1999. № 5. С. 80−88.
  6. .Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. СПб.: Речь, 2007. — 128 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л: ЛГУ, 2001. — 338 с.
  8. Г. М. Психология социального познания: Учебн. пособие. М.: Аспект Пресс, 1997. 218 с.
  9. Т.В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия// Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2/ Под ред. A.A. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 203−216.
  10. Антология тендерной теории. Сб. пер./ Сост. и комментарии Е. И. Гаповой, А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. — 384 с.
  11. П.Араканцева Т. А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки// Мир психологии. 1999. № 3.-С. 147−155.
  12. А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2007. — 526 с.
  13. Л.Л. Особенности индивидуальности ребенка в зависимости от конфигурации семьи: Дис.. канд. психол. наук: Пермь, 2003. 197 с.
  14. О.С. Особенности социальной и личностной идентификации в юношеском возрасте: В условиях вариативной системы образования: Автореф. дисс.. .канд. психол. наук: Курск, 2004. 20 с.
  15. Е.П. Идентичность личности в условиях социальных изменений: Автореф. дисс. .доктора психол. наук: М, 2006. 50 с.
  16. О.В. Динамика личностной идентичности в подростковом возрасте: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2001. 134 с.
  17. Бем С. Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов/ Пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. — 336 с.
  18. Т.В. Тендерные исследования лидерства/ Вопр. психол. 2000. -№ 1. — С. 87−95.
  19. Т.В. Тендерная психология лидерства. Оренбург: ИПК. ОГУ, 2000.-218 с.
  20. Т.В. Психология лидерства: (Тендерный и этнический аспекты): Дис. канд. психол. наук: СПб, 2002. 182 с.
  21. Ш. Тендерная психология. М.: Олма-Пресс, 2001. — 407 с.
  22. Н. Метафизика пола и любви// Русский эрос, или Философия любви в России/ Сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991. С. 232−265.
  23. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. Психология личности. 2003. — С. 108−117.
  24. О.В. Тендерные аспекты психического здоровья// Вопросы психологии. 36, 2001. — С. 56−78.
  25. Ю.И. Личностные характеристики подростков в условиях социальных изменений в России: Дис.. канд. психол. наук: Краснодар, 2006. 163 с.
  26. Г. М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образование// Вопр. психол. 1990. № 3. С. 64−69.
  27. И.С. Особенности я-образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2004.-214 с.
  28. С.Н. Свет невечерний// Русский эрос, или Философия любви в России/ Сост. В. П. Шестаков. М: Прогресс, 1991. С. 307−315.
  29. М.В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика женщины: Автореф. канд. дис. Ростов-н/Д., 2000. С. 16.31 .Бухановский А. О., Андреев A.C. Структурно-динамическая иерархия пола человека. Ростов н/Д.: Феникс, 1993. — 142 с.
  30. JI.B. Влияние тендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию женщин: Автореф. канд. дисс.: Ярославль, 2007. С. 12.
  31. Ш. Что такое пубертатный период/ Психология подростка: Хрестоматия/ Сост. Ю. И. Фролов. -М., 1996. С. 13−14.
  32. Н.В. Особенности психических состояний детей подросткового возраста: Дис.. канд. психол. наук: Казань, 2004. 215 с.
  33. Введение в тендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вузов/ Костикова И. В. и др.- Под общ. ред. И. В. Костиковой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 255 с.
  34. Введение в тендерные исследования. Часть 1. Учеб. Пособие/ Под ред. И. Жеребкиной. Харьков, СПб., 2001. — 707 с.
  35. Введение в тендерные исследования. Часть 2. Хрестоматия/ Под ред. С.Жеребкина. Харьков, СПб., 2001. — 991 с.
  36. О. Пол и характер. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 606 с.
  37. A.B., Пантилеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин// Вопр. психол. — 2001. — № 3. — С. 91−100.
  38. Т.В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов// Вопр. психол. 1993. № 2. — С. 63−71.
  39. O.A. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе// Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 9−20.
  40. O.A. Феминизм и тендерное равенство. М.: Едиториал УРСС, 2004.-320 с.
  41. JI.C. Проблема возрастной периодизации детскогоразвития// Вопросы психологии. 2002. № 2. — С. 34−52.
  42. А.Р. Этнические и тендерные особенности становления Я-концепции на этапе полового созревания: Дис.. канд. психол. наук: Барнаул, 2006. 202 с.
  43. Е.С., Герчиков В. И. Штрихи к портрету женщин-менеджеров// Социол. исследов. 2000. № 11. С. 36−44.
  44. В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека// Человек в системе наук/ Под ред. И. Т. Фролова. М.: Наука, 1989. С. 171−188.
  45. Гендер// Новейший философский словарь/ Сост. A.A. Грицанов. Мн., 1998.-С. 156.
  46. Д. Становление мужественности: Культурные концепты маскулинности. М., 2005. — 360 с.
  47. Д.В. Развитие и сексуальность Журнал практической психологии и психоанализа. Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций. № 1. март 2005 г.
  48. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. — Харьков: ХЦГИ.- СПб.: Алетейя, 1996. 192 с. 51 .Григорович JI.A. Тендер в профессионализации. Ведение в профессию «психолог»: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004. — 192 с.
  49. H.H. Тендерные особенности проявления лидерства у студентов: На примере учебных групп колледжа: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2006. — 236 с.
  50. П.С. Мужчина и женщина в современном изменяющемся мире// Мир психологии. 2006. № 1. С. 268−277.
  51. Н.В. Полоролевая идентичность у лиц девиантным сексуальным поведением: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 1998. -158 с.
  52. С.Ю. Особенности представлений о родительстве в юношеском возрасте: Анализ тендерных различий: Дис.. канд.психол. наук: Смоленск, 2006. 231 с.
  53. В. Тендерная идентичность молодежи в условиях изменения ролей в обществе: Автореф. докт. дисс.: Кишинев, 2006. 28 с.
  54. Н.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности: Дис.. д-ра психол. наук: Новосибирск, 1999. -361 с.
  55. А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка: Дис.. канд. психол. наук: Н. Новгород, 2000. 212 с.
  56. O.E. Психологические барьеры социализации в подростковом возрасте: Дис.. канд. психол. наук: Елец, 2004. 187 с.
  57. В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана// Психол. журн. 1997. Т. 18. № 1. С. 38−49.
  58. Е.А. Тендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста: Дис.. канд. психол. наук: Иркутск, 2002. -181 с.
  59. Е. Тендерная проблематика в психологии// Введение в тендерные исследования. Ч. I: Учебн. пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ.- СПб.: Алетейя, 2001. С. 312−345.
  60. Н.Л., Румянцева Т. В. Идентичность и методы ееисследования. СПб.: Речь, 2007. — 272 стр.
  61. JI.H. Особенности становления полоролевого самосознания подростков в полной и неполной семье: Дис.. канд. психол. наук: Барнаул, 2003. 252 с.
  62. Идентификация// Краткий психологический словарь/ Сост. JI.A. Карпенко. Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд.-Ростов/н/Д., 1998.-С. 182.
  63. Идентификация полоролевая// Словарь психолога-практика/ Сост. СЮ. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.-М., 2001. — С. 230.
  64. Е.М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелых возрастах: Автореферат дис.. канд. психол. наук: Москва, 2004.
  65. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер-Пресс, 2002. — 612 с.
  66. JI.B. Развитие психологического пола ребенка-дошкольника 4−7 лет: Дис. канд. психол. Наук. Ростов н/Д, 1995. — 182 с.
  67. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. Л., 1988. — С. 718.
  68. В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков// Вопр. психол. 1987. № 2. — С. 54−61.
  69. В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков// Вопр. психол. 1989. № 3. — С. 53−62.
  70. В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет// Вопр. психол. — 2000. № 2. С. 65−69.
  71. JI.B. Динамика социально-психологических состояний больших социальных групп: Дис.. д-ра психол. наук: Москва, 2005. — 550 с.
  72. С. Холл, Гарднер Линдсей. Теории личности/ Пер. И. Б. Гриншпун М.: «КСП+», 1997.- 418 с.
  73. И.С. От психологии пола — к тендерным исследованиям в психологии// Вопросы психологии. 2003. № 1. — С. 62−78.
  74. И.С. Тендерная социализация: Учебн. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ, 1998.-245 с.
  75. И.С. Самореализация личности и тендерные стереотипы. Вып. 2// Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. A.A. Реана, JI.A. Коростылевой. СПб.: Алетейя, 1998. — С. 188−202.
  76. И.С. Развитие тендерных исследований в психологии на Западе// Иной взгляд: Междунар. альманах тендерных исследов. — 2001. Март.-С. 18−21.
  77. И.С. Психология тендерных отношений. Теория и практика. — СПб., Алетейя, 2004. 408 с.
  78. И.С. Психология тендерных отношений: Дисс.. доктора психол. наук: СПб, 2004. 460 с.
  79. Д.В. Пол и секс в современном обществе. М.: Просвещение, 2001.- С. 27.
  80. Д.В. Биология и психология пола. М.: Просвещение, 2000. -С.84.
  81. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М: Просвещение, 2001. — 175 с.
  82. Кон И. С. Психология половых различий// Вопр. психол. 1981. № 2. — С. 47−57.
  83. Кон И. С. Обсуждение темы «Проблемы и перспективы развития тендерных исследований в бывшем СССР"// Тендерные исследов. -2000. № 5.-С. 27−33.
  84. Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире// Введение в тендерные исследования. Ч. I:
  85. Учебн. пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ.- СПб.: Алетейя. 2001. С. 562−605.
  86. Кон И. С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология/ Сборник статей. Ростов-н-Д: Феникс, 2006. — 605 с.
  87. Я.Л., Мелтсас М. Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников// Вопросы психологии. 1995. № 3. — С. 165−171.
  88. Г. Мужественность и женственность// Изменение положения женщины и семья/Под ред. А. Г. Харчева. М.: Наука, 1977. С. 166−179.
  89. Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 1999.-188 с.
  90. М.В. Взаимосвязь полоролевой идентичности и невротичности в юношеском возрасте: Дис.. канд. психол. наук: Ставрополь, 2002. 156 с.
  91. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 412 с.
  92. С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков// Психол. журн. 1998. Т. 19. № 1. — С. 26−36.
  93. О.В. Развитие образа взрослости и его влияние на поведение младших подростков в реальных ситуациях: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2000. 139 с.
  94. Н.В. Психологические особенности полоролевого развития подростков в семье: Дис.. канд. психол. наук: Воронеж, 2000. 206 с.
  95. A.B. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции// Дифференциальная психология. М.: Смысл, 1999.-С. 272−288.
  96. Н. А. Социально-биологическое в определении человека// Мир психологии. — 2006. № 1. — С. 85−96.
  97. О.Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности// Вопр. психологии. — 2001. № 1.-С. 74−78.
  98. Лукин-Григорьев В. В. Психологические аспекты личностного кризиса (Социально-психологические проблемы): Дис.. канд. психол. наук: Ярославль, 1999. 202 с.
  99. А. Удовольствие: Творческий подход к жизни: Пер. с англ. М.: Психотерапия, 2008. — 304 с.
  100. И.И. Культурно-исторические аспекты психологии пола// Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. Л., 1986. — 382 с.
  101. К.Д. Психологические основания формирования образа значимого взрослого у подростков и юношей: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2006. 146 с.
  102. Маскулинность// Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн-М., 2001. — С. 338−339.
  103. Н.Г. Тендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2008. — 178 с.
  104. П.Р. Особенности тендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды: на материале исследования дагестанской молодежи: Автореферат дис.. канд. психол. наук: Москва, 2007. 23 с.
  105. О.В., Петренко В. Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США)// Вопр. психол. — 2000. № 1.-С. 68−86.
  106. И. А. Отечественная биосоциальная теория в контексте интеграции психологического знания: Дис.. д-ра психол. наук: СПб., 2004.-369 с.
  107. А. Д. Математические методы психологическогоисследования. Анализ и интерпретация данных: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Речь, 2006. — 392 с.
  108. В.А. Особенности становления личности в молодости на этапе изменения социальной ситуации развития: Дис.. канд. психол. наук: Томск, 2005. — 163 с.
  109. Г. Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 1997. 135 с.
  110. JI.H. Тендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации: Автореф. дис. д-ра психол. наук: Краснодар, 2006. 308 с.
  111. В. Д. Формирование личностной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2001. 146 с.
  112. Основы тендерных исследований: Хрестоматия/ Отв. ред. O.A. Воронина. -М.: МЦГИ, 2001.-368 с.
  113. И.А. Тендерная идентичность и самопрезентация в Интернет-коммуникации: Дис.. канд. психол. наук: Ростов-на-Дону, 2004.
  114. В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии// Вопр. психологии. 2000. № 1. — С. 36−131.
  115. С.А. Особенности тендерных стереотипов педагогов различной этнической принадлежности: Дис.. канд. психол. наук: Самара, 2006. — 331 с.
  116. JI.B. Позитивная тендерная самоидентичность современной женщины и критерии ее оценки: Дис.. канд. психол. наук: Хабаровск, 2006. 186 с.
  117. Т.М. Тендерные установки и особенности межгруппового восприятия: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2001. —123 с.
  118. В.Э. Групповой психологический тренинг: СПб.: Питер, 2006. 224 с.
  119. Пол социальный// Словарь психолога-практика/ Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн. — М., 2001. — С. 515.
  120. Пол// Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Питер, 2003. — С. 391.
  121. JI.B. Проблемы самореализации одаренных женщин// Вопр. психол. 1996. № 2. — С. 31−42.
  122. Л.В. Психологические исследования и тендерный подход// Женщина. Тендер. Культура/ Под ред. З. А. Хоткиной, Н. Л. Пушкаревой. М.: Изд-во МЦГИ, 1999. — С. 119−130.
  123. Практикум по тендерной психологии/ Под ред. И. С. Клециной. -СПб: Питер, 2003. 479 с.
  124. О.С. Образ отца как детерминанта развития представлений о будущем супруге у девушек: Дис.. канд. психол. наук: Ставрополь, 2005. 199 с.
  125. Психология: Словарь/ Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 515с.
  126. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории/ Под ред. A.B. Брушлинского. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1997.-318 с.
  127. Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях// Вопр. психол. — 1999. № 2. — С. 22−27.
  128. С. А. Тендерные характеристики социального интеллекта студентов: Дис.. канд. психол. наук: Ярославль, 2005. — 194 с.
  129. И.Н. Влияние межличностных отношений в семье на социально-психологическую адаптацию личности подростка: Дис.. канд. психол. наук: Астрахань, 2006. — 184 с.
  130. Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии// Вопр. психол. 1987. № 2. — С. 159−165.
  131. Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду// Вопр. психол. 1984. № 4. — С. 62−70.
  132. X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994. -С. 119.
  133. Н.М. Тест «Рисунок мужчины и женщины»// Журнал прикладной психологии. 2004. № 3. — С. 38−44.
  134. И.В. Особенности половой идентичности подростков// Вопр. психол. 1997. № 4. — С. 39−47.
  135. A.B. Бисексуальность в психоаналитическом процессе: от телесного гермафордита к развивающемуся андрогинному «Я"// Психоаналитический вестник. 2005. № 13. — С.37−66.
  136. Е.И. Психология отношений мужчины и женщины/ Е. И. Рогов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 287 с.
  137. С.Л. Основы общей психологии СПб: Питер, 2000. — 720с.
  138. В.М. Пол и темперамент// Психологический журнал. -1993.-Т. 14. № 6.-С. 55−64.
  139. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология/ Под. ред. В. Усманова. СПб.: Питер, 2001. — 224 с.
  140. М.А. Родитель как посредник в становлении личности старшеклассников: Дис. канд. психол. наук: Иркутск, 2003. 170 с.
  141. О.Ю. Принятие родителями сексуального опыта подростка: Дис. канд. психол. наук: Москва, 2005. — 198 с.
  142. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2004. — 350 с.
  143. З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. СПб: Питер, 2005. — 320 с.
  144. Словарь тендерных терминов/ Под ред. А. А. Денисова. М.: Информация-XXI век, 2002.-255 с.
  145. Н. Дж. Социология/ Пер. с англ. М., 1994. — С. 330.
  146. Е.О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения// Вопр. психологии. 2000. № 3. -С. 10−14.
  147. Н.С. Социально-психологические характеристики учащейся молодежи: Дис. канд. психол. наук: Самара, 2006. 171 с.
  148. Е.Т., Бурлакова И.С, Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства тендерной идентичности// Вопр. психол. — 2001. № 6. С. 3−16.
  149. М.В. Особенности родительского отношения на разных возрастных этапах развития ребенка: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2002. 155 с.
  150. M.JI. Поведенческий аспект межличностных выборов в юношеском возрасте (Половая дифференциация): Дис.. канд. психол. наук: Ставрополь, 2002. — 262 с.
  151. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.-284 с.
  152. Л.Д., Столяренко В. Е. Психология. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. — 448 с.
  153. В.В. Развитие интереса к личности противоположного пола в студенческом возрасте: Автореферат дис.. канд. психол. наук: Тамбов, 2007.-21 с.
  154. Дж. Социальное влияние. — СПб.: Питер, 2003. 256 с.
  155. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Просвещение, 1998 — с. 479.
  156. Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций/ Отв. ред. O.A. Воронина. -М.: МЦГИ, 2001. 415 с.
  157. А.Р. Формирование тендерной идентичности девушекстуденток: Дис. канд. психол. наук: Краснодар, 2000. 131 с.
  158. Г. В. Социально-психологическая типология деловой активности женщин: Дис. канд. психол. наук: Москва, 1999. — 179 с.
  159. Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств: Дис.. канд. психол. наук: СПб., 1999. — 136 с.
  160. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 490 с.
  161. Н.Ю. Развитие половой идентичности в онтогенезе: Автореф. дис.. .д-ра психол. наук: СПб, 2006. 47 с.
  162. Д., Зинкевич-Евстигнеева Т. Тайна Женственности или Как женщине раскрыть свою силу и стать хозяйкой собственной жизни. СПб., Речь, 2008. — 256 с.
  163. Фрейд 3. Очерки по теории сексуальности: Пер. с нем./ Зигмунд Фрейд. М.: ACT, 2005. — 285 с.
  164. И.П. Тендерные особенности подростков в условиях нивелирования традиционных отношений мужчин и женщин: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2004. — 148 с.
  165. .И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного полаЛ Вопр. психол. 1997. № 3. — С. 32−39.
  166. П.В. Тендер в психологии: история, подходы, проблемы//Вестн. СПб. ун-та. Сер. 6. Вып. 2. 1998. № 13. — С. 74−82.
  167. А.Е., Кричевская О. П. Женщина-руководитель: деловые стратегии и образ «Я"// Социол. исслед. 2000. № 11. — С. 4556.
  168. А.Е. Женщина-директор в деловой и приватной жизни// Женщина в рос. об-вс. 2000. № 4 (20). — С. 2−15.
  169. М.В. Тендерные особенности социальных установок современной молодежи: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2001. —146с.
  170. Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте// Вопросы психологии. 2000. № 2. — С. 69−78.
  171. И.Ю. Полоролевые образы и особенности тендерной идентичности в сознании старшеклассников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа: Дис. канд. психол. наук: СПБ, 2000.- 187с.
  172. Д.Б. Введение в психологию развития. — М.: Тривола, 1994.- 168с.
  173. Энциклопедия психологических тестов. — М.: ТЕРРА Книжный клуб, 1999.-440 с.
  174. Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ./ Общ. Ред. Толстых А. В. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.
  175. Э. Детство и общество. СПб.: JIEHATO, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
  176. Юнг К. Г. Психологические типы.- М.: Прогресс-Универс, 1995. — 718 с.
  177. Юный- Подра (о)стать/Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989. — Т.З. — С. 199.
  178. Т.Н. Образы мужчин и женщин в сознании подростков// Вопр. психол. 1985. № 3. — С. 84−90.
  179. М.В. Роль привязанности к родителям в формировании романтических отношений в старшем подростковом возрасте: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2006. -281 с.
  180. Ashmore R, Vonk R. Thinking about gender types: cognitive organization of female and male types// Britich Journal of Social Psychology. Vol. 42, 2003. P.257−280.
  181. Bern S.L. Theoiy and measurement of androgyny: a reply to the Pedhazur-Tetenbaum and Locksley-Colten critiques// Journal of Personality and Social Psychology. 1979. V.37. — P. 1047 — 1054.
  182. Bern S.L. Gender schema theory and its implication for child development: rising gender-aschematic children in a gender schematic society// Signs: Journal of women in culture and society. — 1983. V.8. — P. 598−616.
  183. Breakwell G., Vignoles V. Stereotypes and crossed-category evaluations: The case of gender and science education// Britich Journal of Psychology. Vol. 94/ 2003/ P. 437−455.
  184. Deaux K. Sex and gender//Ann. Rev. Psychol. 1985. N 36. P. 4981.
  185. Eagly A.H. Sex differences in social behavior: Social-role interpretation. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1987. 194 p.
  186. Gilligan C. In a different voice: Psychological theory and women’s development. Cambridge, Mass: Harvard Univ. Press, 1982.
  187. Hofstede G. Masculinity and Femininity: The Taboo Dimension of National Cultures. Thousand Oaks, CA: Sage, 1998, — 412 p.
  188. Koch L. Attitudes of young children toward their peers as related to certain characteristics of their siblings// Conrad H. S. (ed.) Washington, 1956.-41 p.
  189. Kohlberg L. A cognitive developmental analysis of children’s sex role concepts and attitudes// Maccoby E. (ed.) The development of sex differences. Stanford Univ. Press. 1966. P. 82−172.
  190. Lynn R., Irwing P. Sex differences in general knowledge, semantic memory and reasoning ability// Britich Journal of Psychology. Vol. 93, 2002. P. 545−556.
  191. Maccoby E.E., Jacklin C.N. The psychology of sex differences. Stanford, 1974.
  192. Maccoby E.E., Jacklin C.N. Gender segregation in childhood// Advances in child development and behavior. — N.Y.: Academic Press, 1987.-V. 20.-P. 239−287.
  193. Pearson J.C., West R.L., Turner L.H. Gender and communication
  194. Third edition). Win. C Broun Communications, Inc. (USA), 1995.-292 p.
  195. Street S., Kimmel E., Kromey J.D. Revisiting university student gender perceptions// Sex Roles. 1995. V. 33 (3−4). P. 183−201.
  196. Sriram N. The role of Gender, Ethnicity, and Age in Intergroup Behavior in a Naturalistic Setting// Applied Psychology: An international review. Vol. 25, 2002. P. 251−265.
  197. Van Tilburg M. Crying during adolescence: The role of gender, menarche, and empathy// Britich Journal of Developmental Psychology. — Vol. 20, 2002. P. 77−87.
  198. Wilson M., Liu J. Social dominance orientation and gender: The moderating role of gender identity// Britich Journal of Psychology/ Vol. 42, 2003/P. 187−198.к сш-|6%Гш
Заполнить форму текущей работой