Социально-психологические особенности гендерной идентичности в юношеском возрасте
Диссертация
Тендерная идентичность формируется под влиянием биологических и социальных факторов. Фундаментом, на котором основывается формирование тендера, является биологический или паспортный пол человека. При этом с самого начала в становлении тендерной идентичности личности решающую роль играют социокультурные факторы: социально-экономические и социокультурные условия, национальные традиции, особенности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Тендерная идентичность как социально-психологический феномен
- 1. 1. Постановка проблемы мужского и женского в социокультурном и психологическом аспектах
- 1. 2. Концептуально-теоретические подходы к исследованию тендерных различий в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 3. Тендерная идентификация как фактор тендерной социализации личности
- Глава 2. Теоретико-методологические основы исследования тендерной идентичности в юношеском возрасте
- 2. 1. Обзор современных социально-психологических исследований тендерной идентичности
- 2. 2. Особенности личностной и тендерной идентификации в юношеском возрасте
- Глава 3. Экспериментальное исследование социально-психологических особенностей тендерной идентичности в юношеском возрасте
- 3. 1. Описание процедуры и методик исследования
- 3. 2. Сравнительный анализ показателей тендерной идентичности юношей и девушек первой возрастной группы
- 3. 3. Сравнительный анализ показателей тендерной идентичности юношей и девушек второй возрастной группы
- 3. 4. Сравнительный анализ показателей тендерной идентичности юношей и девушек с разным типом психологического пола
- 3. 5. Структурно-функциональный анализ особенностей тендерной идентичности в юношеском возрасте
Список литературы
- Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов// Вопр. психол. 1987. — № 2. — С. 154−158.
- Ажгихина Н. Тендерные стереотипы в современных масс-медиа// Тендерные исследования. 2000. — № 5. — С. 261−273.
- Александров A.A. Личностно-ориентированные методы психотерапии. СПб: Речь, 2000. — 240 с.
- Алешина Ю.Е., Волович A.C. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины// Вопр. психол. 1991. — № 4. — С. 74−82.
- Алешина Ю.Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины//Вопр. психол. 1999. № 5. С. 80−88.
- Алексеев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. СПб.: Речь, 2007. — 128 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л: ЛГУ, 2001. — 338 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания: Учебн. пособие. М.: Аспект Пресс, 1997. 218 с.
- Андреева Т.В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия// Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2/ Под ред. A.A. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 203−216.
- Антология тендерной теории. Сб. пер./ Сост. и комментарии Е. И. Гаповой, А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. — 384 с.
- П.Араканцева Т. А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки// Мир психологии. 1999. № 3.-С. 147−155.
- Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2007. — 526 с.
- Баландина Л.Л. Особенности индивидуальности ребенка в зависимости от конфигурации семьи: Дис.. канд. психол. наук: Пермь, 2003. 197 с.
- Балыкина О.С. Особенности социальной и личностной идентификации в юношеском возрасте: В условиях вариативной системы образования: Автореф. дисс.. .канд. психол. наук: Курск, 2004. 20 с.
- Белинская Е.П. Идентичность личности в условиях социальных изменений: Автореф. дисс. .доктора психол. наук: М, 2006. 50 с.
- Беляева О.В. Динамика личностной идентичности в подростковом возрасте: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2001. 134 с.
- Бем С. Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов/ Пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. — 336 с.
- Бендас Т.В. Тендерные исследования лидерства/ Вопр. психол. 2000. -№ 1. — С. 87−95.
- Бендас Т.В. Тендерная психология лидерства. Оренбург: ИПК. ОГУ, 2000.-218 с.
- Бендас Т.В. Психология лидерства: (Тендерный и этнический аспекты): Дис. канд. психол. наук: СПб, 2002. 182 с.
- Берн Ш. Тендерная психология. М.: Олма-Пресс, 2001. — 407 с.
- Бердяев Н. Метафизика пола и любви// Русский эрос, или Философия любви в России/ Сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991. С. 232−265.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. Психология личности. 2003. — С. 108−117.
- Бойко О.В. Тендерные аспекты психического здоровья// Вопросы психологии. 36, 2001. — С. 56−78.
- Бородачев Ю.И. Личностные характеристики подростков в условиях социальных изменений в России: Дис.. канд. психол. наук: Краснодар, 2006. 163 с.
- Бреслав Г. М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образование// Вопр. психол. 1990. № 3. С. 64−69.
- Бубнова И.С. Особенности я-образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2004.-214 с.
- Булгаков С.Н. Свет невечерний// Русский эрос, или Философия любви в России/ Сост. В. П. Шестаков. М: Прогресс, 1991. С. 307−315.
- Буракова М.В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика женщины: Автореф. канд. дис. Ростов-н/Д., 2000. С. 16.31 .Бухановский А. О., Андреев A.C. Структурно-динамическая иерархия пола человека. Ростов н/Д.: Феникс, 1993. — 142 с.
- Бызова JI.B. Влияние тендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию женщин: Автореф. канд. дисс.: Ярославль, 2007. С. 12.
- Бюлер Ш. Что такое пубертатный период/ Психология подростка: Хрестоматия/ Сост. Ю. И. Фролов. -М., 1996. С. 13−14.
- Ванюхина Н.В. Особенности психических состояний детей подросткового возраста: Дис.. канд. психол. наук: Казань, 2004. 215 с.
- Введение в тендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вузов/ Костикова И. В. и др.- Под общ. ред. И. В. Костиковой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 255 с.
- Введение в тендерные исследования. Часть 1. Учеб. Пособие/ Под ред. И. Жеребкиной. Харьков, СПб., 2001. — 707 с.
- Введение в тендерные исследования. Часть 2. Хрестоматия/ Под ред. С.Жеребкина. Харьков, СПб., 2001. — 991 с.
- Вейнингер О. Пол и характер. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 606 с.
- Визгина A.B., Пантилеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин// Вопр. психол. — 2001. — № 3. — С. 91−100.
- Виноградова Т.В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов// Вопр. психол. 1993. № 2. — С. 63−71.
- Воронина O.A. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе// Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 9−20.
- Воронина O.A. Феминизм и тендерное равенство. М.: Едиториал УРСС, 2004.-320 с.
- Выготский JI.C. Проблема возрастной периодизации детскогоразвития// Вопросы психологии. 2002. № 2. — С. 34−52.
- Гайнанова А.Р. Этнические и тендерные особенности становления Я-концепции на этапе полового созревания: Дис.. канд. психол. наук: Барнаул, 2006. 202 с.
- Гвоздева Е.С., Герчиков В. И. Штрихи к портрету женщин-менеджеров// Социол. исследов. 2000. № 11. С. 36−44.
- Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека// Человек в системе наук/ Под ред. И. Т. Фролова. М.: Наука, 1989. С. 171−188.
- Гендер// Новейший философский словарь/ Сост. A.A. Грицанов. Мн., 1998.-С. 156.
- Гилмор Д. Становление мужественности: Культурные концепты маскулинности. М., 2005. — 360 с.
- Глуговский Д.В. Развитие и сексуальность Журнал практической психологии и психоанализа. Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций. № 1. март 2005 г.
- Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. — Харьков: ХЦГИ.- СПб.: Алетейя, 1996. 192 с. 51 .Григорович JI.A. Тендер в профессионализации. Ведение в профессию «психолог»: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004. — 192 с.
- Григорьева H.H. Тендерные особенности проявления лидерства у студентов: На примере учебных групп колледжа: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2006. — 236 с.
- Гуревич П.С. Мужчина и женщина в современном изменяющемся мире// Мир психологии. 2006. № 1. С. 268−277.
- Дворянчиков Н.В. Полоролевая идентичность у лиц девиантным сексуальным поведением: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 1998. -158 с.
- Девятых С.Ю. Особенности представлений о родительстве в юношеском возрасте: Анализ тендерных различий: Дис.. канд.психол. наук: Смоленск, 2006. 231 с.
- Джардан В. Тендерная идентичность молодежи в условиях изменения ролей в обществе: Автореф. докт. дисс.: Кишинев, 2006. 28 с.
- Дмитриева Н.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности: Дис.. д-ра психол. наук: Новосибирск, 1999. -361 с.
- Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка: Дис.. канд. психол. наук: Н. Новгород, 2000. 212 с.
- Ельникова O.E. Психологические барьеры социализации в подростковом возрасте: Дис.. канд. психол. наук: Елец, 2004. 187 с.
- Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана// Психол. журн. 1997. Т. 18. № 1. С. 38−49.
- Иванова Е.А. Тендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста: Дис.. канд. психол. наук: Иркутск, 2002. -181 с.
- Иванова Е. Тендерная проблематика в психологии// Введение в тендерные исследования. Ч. I: Учебн. пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ.- СПб.: Алетейя, 2001. С. 312−345.
- Иванова Н.Л., Румянцева Т. В. Идентичность и методы ееисследования. СПб.: Речь, 2007. — 272 стр.
- Ивлева JI.H. Особенности становления полоролевого самосознания подростков в полной и неполной семье: Дис.. канд. психол. наук: Барнаул, 2003. 252 с.
- Идентификация// Краткий психологический словарь/ Сост. JI.A. Карпенко. Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд.-Ростов/н/Д., 1998.-С. 182.
- Идентификация полоролевая// Словарь психолога-практика/ Сост. СЮ. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.-М., 2001. — С. 230.
- Ижванова Е.М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелых возрастах: Автореферат дис.. канд. психол. наук: Москва, 2004.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер-Пресс, 2002. — 612 с.
- Ильченко JI.B. Развитие психологического пола ребенка-дошкольника 4−7 лет: Дис. канд. психол. Наук. Ростов н/Д, 1995. — 182 с.
- Исаев Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. Л., 1988. — С. 718.
- Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков// Вопр. психол. 1987. № 2. — С. 54−61.
- Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков// Вопр. психол. 1989. № 3. — С. 53−62.
- Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет// Вопр. психол. — 2000. № 2. С. 65−69.
- Каширина JI.B. Динамика социально-психологических состояний больших социальных групп: Дис.. д-ра психол. наук: Москва, 2005. — 550 с.
- Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей. Теории личности/ Пер. И. Б. Гриншпун М.: «КСП+», 1997.- 418 с.
- Клецина И.С. От психологии пола — к тендерным исследованиям в психологии// Вопросы психологии. 2003. № 1. — С. 62−78.
- Клецина И.С. Тендерная социализация: Учебн. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ, 1998.-245 с.
- Клецина И.С. Самореализация личности и тендерные стереотипы. Вып. 2// Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. A.A. Реана, JI.A. Коростылевой. СПб.: Алетейя, 1998. — С. 188−202.
- Клецина И.С. Развитие тендерных исследований в психологии на Западе// Иной взгляд: Междунар. альманах тендерных исследов. — 2001. Март.-С. 18−21.
- Клецина И.С. Психология тендерных отношений. Теория и практика. — СПб., Алетейя, 2004. 408 с.
- Клецина И.С. Психология тендерных отношений: Дисс.. доктора психол. наук: СПб, 2004. 460 с.
- Колесов Д.В. Пол и секс в современном обществе. М.: Просвещение, 2001.- С. 27.
- Колесов Д.В. Биология и психология пола. М.: Просвещение, 2000. -С.84.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М: Просвещение, 2001. — 175 с.
- Кон И. С. Психология половых различий// Вопр. психол. 1981. № 2. — С. 47−57.
- Кон И. С. Обсуждение темы «Проблемы и перспективы развития тендерных исследований в бывшем СССР"// Тендерные исследов. -2000. № 5.-С. 27−33.
- Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире// Введение в тендерные исследования. Ч. I:
- Учебн. пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ.- СПб.: Алетейя. 2001. С. 562−605.
- Кон И. С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология/ Сборник статей. Ростов-н-Д: Феникс, 2006. — 605 с.
- Коломинский Я.Л., Мелтсас М. Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников// Вопросы психологии. 1995. № 3. — С. 165−171.
- Коои Г. Мужественность и женственность// Изменение положения женщины и семья/Под ред. А. Г. Харчева. М.: Наука, 1977. С. 166−179.
- Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 1999.-188 с.
- Коваленко М.В. Взаимосвязь полоролевой идентичности и невротичности в юношеском возрасте: Дис.. канд. психол. наук: Ставрополь, 2002. 156 с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 412 с.
- Кудинов С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков// Психол. журн. 1998. Т. 19. № 1. — С. 26−36.
- Курышева О.В. Развитие образа взрослости и его влияние на поведение младших подростков в реальных ситуациях: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2000. 139 с.
- Ланина Н.В. Психологические особенности полоролевого развития подростков в семье: Дис.. канд. психол. наук: Воронеж, 2000. 206 с.
- Либин A.B. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции// Дифференциальная психология. М.: Смысл, 1999.-С. 272−288.
- Логинова Н. А. Социально-биологическое в определении человека// Мир психологии. — 2006. № 1. — С. 85−96.
- Лопухова О.Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности// Вопр. психологии. — 2001. № 1.-С. 74−78.
- Лукин-Григорьев В. В. Психологические аспекты личностного кризиса (Социально-психологические проблемы): Дис.. канд. психол. наук: Ярославль, 1999. 202 с.
- Лоуэн А. Удовольствие: Творческий подход к жизни: Пер. с англ. М.: Психотерапия, 2008. — 304 с.
- Лунин И.И. Культурно-исторические аспекты психологии пола// Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. Л., 1986. — 382 с.
- Любомирский К.Д. Психологические основания формирования образа значимого взрослого у подростков и юношей: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2006. 146 с.
- Маскулинность// Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн-М., 2001. — С. 338−339.
- Малышева Н.Г. Тендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2008. — 178 с.
- Мататова П.Р. Особенности тендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды: на материале исследования дагестанской молодежи: Автореферат дис.. канд. психол. наук: Москва, 2007. 23 с.
- Митина О.В., Петренко В. Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США)// Вопр. психол. — 2000. № 1.-С. 68−86.
- Мироненко И. А. Отечественная биосоциальная теория в контексте интеграции психологического знания: Дис.. д-ра психол. наук: СПб., 2004.-369 с.
- Наследов А. Д. Математические методы психологическогоисследования. Анализ и интерпретация данных: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Речь, 2006. — 392 с.
- Непомнящая В.А. Особенности становления личности в молодости на этапе изменения социальной ситуации развития: Дис.. канд. психол. наук: Томск, 2005. — 163 с.
- Овчинникова Г. Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 1997. 135 с.
- Ожигова JI.H. Тендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации: Автореф. дис. д-ра психол. наук: Краснодар, 2006. 308 с.
- Орестова В. Д. Формирование личностной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2001. 146 с.
- Основы тендерных исследований: Хрестоматия/ Отв. ред. O.A. Воронина. -М.: МЦГИ, 2001.-368 с.
- Остапенко И.А. Тендерная идентичность и самопрезентация в Интернет-коммуникации: Дис.. канд. психол. наук: Ростов-на-Дону, 2004.
- Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии// Вопр. психологии. 2000. № 1. — С. 36−131.
- Памфилова С.А. Особенности тендерных стереотипов педагогов различной этнической принадлежности: Дис.. канд. психол. наук: Самара, 2006. — 331 с.
- Парукова JI.B. Позитивная тендерная самоидентичность современной женщины и критерии ее оценки: Дис.. канд. психол. наук: Хабаровск, 2006. 186 с.
- Панкратова Т.М. Тендерные установки и особенности межгруппового восприятия: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2001. —123 с.
- Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг: СПб.: Питер, 2006. 224 с.
- Пол социальный// Словарь психолога-практика/ Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн. — М., 2001. — С. 515.
- Пол// Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Питер, 2003. — С. 391.
- Попова JI.B. Проблемы самореализации одаренных женщин// Вопр. психол. 1996. № 2. — С. 31−42.
- Попова Л.В. Психологические исследования и тендерный подход// Женщина. Тендер. Культура/ Под ред. З. А. Хоткиной, Н. Л. Пушкаревой. М.: Изд-во МЦГИ, 1999. — С. 119−130.
- Практикум по тендерной психологии/ Под ред. И. С. Клециной. -СПб: Питер, 2003. 479 с.
- Прилепских О.С. Образ отца как детерминанта развития представлений о будущем супруге у девушек: Дис.. канд. психол. наук: Ставрополь, 2005. 199 с.
- Психология: Словарь/ Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 515с.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории/ Под ред. A.B. Брушлинского. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1997.-318 с.
- Радина Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях// Вопр. психол. — 1999. № 2. — С. 22−27.
- Рахманкулова С. А. Тендерные характеристики социального интеллекта студентов: Дис.. канд. психол. наук: Ярославль, 2005. — 194 с.
- Рахманина И.Н. Влияние межличностных отношений в семье на социально-психологическую адаптацию личности подростка: Дис.. канд. психол. наук: Астрахань, 2006. — 184 с.
- Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии// Вопр. психол. 1987. № 2. — С. 159−165.
- Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду// Вопр. психол. 1984. № 4. — С. 62−70.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994. -С. 119.
- Романова Н.М. Тест «Рисунок мужчины и женщины»// Журнал прикладной психологии. 2004. № 3. — С. 38−44.
- Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков// Вопр. психол. 1997. № 4. — С. 39−47.
- Россохин A.B. Бисексуальность в психоаналитическом процессе: от телесного гермафордита к развивающемуся андрогинному «Я"// Психоаналитический вестник. 2005. № 13. — С.37−66.
- Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины/ Е. И. Рогов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 287 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб: Питер, 2000. — 720с.
- Русалов В.М. Пол и темперамент// Психологический журнал. -1993.-Т. 14. № 6.-С. 55−64.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология/ Под. ред. В. Усманова. СПб.: Питер, 2001. — 224 с.
- Саламатов М.А. Родитель как посредник в становлении личности старшеклассников: Дис. канд. психол. наук: Иркутск, 2003. 170 с.
- Синицына О.Ю. Принятие родителями сексуального опыта подростка: Дис. канд. психол. наук: Москва, 2005. — 198 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2004. — 350 с.
- Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. СПб: Питер, 2005. — 320 с.
- Словарь тендерных терминов/ Под ред. А. А. Денисова. М.: Информация-XXI век, 2002.-255 с.
- Смелзер Н. Дж. Социология/ Пер. с англ. М., 1994. — С. 330.
- Смирнова Е.О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения// Вопр. психологии. 2000. № 3. -С. 10−14.
- Соболева Н.С. Социально-психологические характеристики учащейся молодежи: Дис. канд. психол. наук: Самара, 2006. 171 с.
- Соколова Е.Т., Бурлакова И.С, Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства тендерной идентичности// Вопр. психол. — 2001. № 6. С. 3−16.
- Соколова М.В. Особенности родительского отношения на разных возрастных этапах развития ребенка: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2002. 155 с.
- Соколовский M.JI. Поведенческий аспект межличностных выборов в юношеском возрасте (Половая дифференциация): Дис.. канд. психол. наук: Ставрополь, 2002. — 262 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.-284 с.
- Столяренко Л.Д., Столяренко В. Е. Психология. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. — 448 с.
- Сутормин В.В. Развитие интереса к личности противоположного пола в студенческом возрасте: Автореферат дис.. канд. психол. наук: Тамбов, 2007.-21 с.
- Тернер Дж. Социальное влияние. — СПб.: Питер, 2003. 256 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Просвещение, 1998 — с. 479.
- Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций/ Отв. ред. O.A. Воронина. -М.: МЦГИ, 2001. 415 с.
- Тиводар А.Р. Формирование тендерной идентичности девушекстуденток: Дис. канд. психол. наук: Краснодар, 2000. 131 с.
- Турецкая Г. В. Социально-психологическая типология деловой активности женщин: Дис. канд. психол. наук: Москва, 1999. — 179 с.
- Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств: Дис.. канд. психол. наук: СПб., 1999. — 136 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 490 с.
- Флотская Н.Ю. Развитие половой идентичности в онтогенезе: Автореф. дис.. .д-ра психол. наук: СПб, 2006. 47 с.
- Фролов Д., Зинкевич-Евстигнеева Т. Тайна Женственности или Как женщине раскрыть свою силу и стать хозяйкой собственной жизни. СПб., Речь, 2008. — 256 с.
- Фрейд 3. Очерки по теории сексуальности: Пер. с нем./ Зигмунд Фрейд. М.: ACT, 2005. — 285 с.
- Хабаров И.П. Тендерные особенности подростков в условиях нивелирования традиционных отношений мужчин и женщин: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2004. — 148 с.
- Хасан Б.И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного полаЛ Вопр. психол. 1997. № 3. — С. 32−39.
- Ходырева П.В. Тендер в психологии: история, подходы, проблемы//Вестн. СПб. ун-та. Сер. 6. Вып. 2. 1998. № 13. — С. 74−82.
- Чирикова А.Е., Кричевская О. П. Женщина-руководитель: деловые стратегии и образ «Я"// Социол. исслед. 2000. № 11. — С. 4556.
- Чирикова А.Е. Женщина-директор в деловой и приватной жизни// Женщина в рос. об-вс. 2000. № 4 (20). — С. 2−15.
- Шахтарина М.В. Тендерные особенности социальных установок современной молодежи: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2001. —146с.
- Шильштейн Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте// Вопросы психологии. 2000. № 2. — С. 69−78.
- Шилов И.Ю. Полоролевые образы и особенности тендерной идентичности в сознании старшеклассников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа: Дис. канд. психол. наук: СПБ, 2000.- 187с.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. — М.: Тривола, 1994.- 168с.
- Энциклопедия психологических тестов. — М.: ТЕРРА Книжный клуб, 1999.-440 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ./ Общ. Ред. Толстых А. В. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: JIEHATO, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы.- М.: Прогресс-Универс, 1995. — 718 с.
- Юный- Подра (о)стать/Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989. — Т.З. — С. 199.
- Юферева Т.Н. Образы мужчин и женщин в сознании подростков// Вопр. психол. 1985. № 3. — С. 84−90.
- Яремчук М.В. Роль привязанности к родителям в формировании романтических отношений в старшем подростковом возрасте: Дис.. канд. психол. наук: Москва, 2006. -281 с.
- Ashmore R, Vonk R. Thinking about gender types: cognitive organization of female and male types// Britich Journal of Social Psychology. Vol. 42, 2003. P.257−280.
- Bern S.L. Theoiy and measurement of androgyny: a reply to the Pedhazur-Tetenbaum and Locksley-Colten critiques// Journal of Personality and Social Psychology. 1979. V.37. — P. 1047 — 1054.
- Bern S.L. Gender schema theory and its implication for child development: rising gender-aschematic children in a gender schematic society// Signs: Journal of women in culture and society. — 1983. V.8. — P. 598−616.
- Breakwell G., Vignoles V. Stereotypes and crossed-category evaluations: The case of gender and science education// Britich Journal of Psychology. Vol. 94/ 2003/ P. 437−455.
- Deaux K. Sex and gender//Ann. Rev. Psychol. 1985. N 36. P. 4981.
- Eagly A.H. Sex differences in social behavior: Social-role interpretation. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1987. 194 p.
- Gilligan C. In a different voice: Psychological theory and women’s development. Cambridge, Mass: Harvard Univ. Press, 1982.
- Hofstede G. Masculinity and Femininity: The Taboo Dimension of National Cultures. Thousand Oaks, CA: Sage, 1998, — 412 p.
- Koch L. Attitudes of young children toward their peers as related to certain characteristics of their siblings// Conrad H. S. (ed.) Washington, 1956.-41 p.
- Kohlberg L. A cognitive developmental analysis of children’s sex role concepts and attitudes// Maccoby E. (ed.) The development of sex differences. Stanford Univ. Press. 1966. P. 82−172.
- Lynn R., Irwing P. Sex differences in general knowledge, semantic memory and reasoning ability// Britich Journal of Psychology. Vol. 93, 2002. P. 545−556.
- Maccoby E.E., Jacklin C.N. The psychology of sex differences. Stanford, 1974.
- Maccoby E.E., Jacklin C.N. Gender segregation in childhood// Advances in child development and behavior. — N.Y.: Academic Press, 1987.-V. 20.-P. 239−287.
- Pearson J.C., West R.L., Turner L.H. Gender and communication
- Third edition). Win. C Broun Communications, Inc. (USA), 1995.-292 p.
- Street S., Kimmel E., Kromey J.D. Revisiting university student gender perceptions// Sex Roles. 1995. V. 33 (3−4). P. 183−201.
- Sriram N. The role of Gender, Ethnicity, and Age in Intergroup Behavior in a Naturalistic Setting// Applied Psychology: An international review. Vol. 25, 2002. P. 251−265.
- Van Tilburg M. Crying during adolescence: The role of gender, menarche, and empathy// Britich Journal of Developmental Psychology. — Vol. 20, 2002. P. 77−87.
- Wilson M., Liu J. Social dominance orientation and gender: The moderating role of gender identity// Britich Journal of Psychology/ Vol. 42, 2003/P. 187−198.к сш-|6%Гш