Психология профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов в экстремальных условиях деятельности: На материале исследования индивидуальной профессиональной безопасности
Диссертация
Актуальность исследования. Проблема профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов является составной частью системы национальной безопасности. Актуальность исследования определяется имеющим место противоречием между потребностью общества в обеспечении безопасности и фактическим ее состоянием. Дело в том, что «общественная стабильность, национальное… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретический анализ исследования профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов
- 1. Методологические основы исследования безопасности
- 2. Понятие, виды, уровни, функции и структура профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов
- 3. Методы исследования профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов
- Глава II. Психологическая характеристика профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов
- 1. Состояние проблемы профессиональной безопасности сотрудников правоохранительных органов
- 2. Психологический анализ факторов, влияющих на профессиональную безопасность сотрудников спецподразделений правоохранительных органов
- Глава III. Психологические условия повышения профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов
- 1. Психологический анализ практики обеспечения профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов
- 2. Повышение профессиональной готовности и профессиональной компетентности как условие эффективности профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов
- Выводы
Список литературы
- Абдурахманов Р.А. Психологические трудности общения и их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане — Дисс. канд. психол. наук.-М., 1994.
- Абдурахманов Р.А. Стрессовые состояния в боевой обстановке и их психологические последствия // Мир психологии. № 2, 1998. с.85−95.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. -334с.
- Активные методы обучения в системе подготовки специалистов и руководителей. Отв. ред. Р. Ф. Жуков. Д., 1989
- Александровский Ю.А., Лобастов О. С., Спивак Л. И., Щукин Б. П. Психогении в экстремальных условиях. М., 1991. — 96с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в2-х т: т.1., т.2 / Под ред. А. А. Бодалева и др. М., 1980. — 230с., 288с.
- Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов/ Хрестоматия по социальной психологии. Сост. Кутасова Т.В.-М., 1994. 222с, с. 76.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1968. — 448с.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. № 1, 1991.
- Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999. — 350с.
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. т.5. № 3. с.152−163.
- Безопасность человека/ Под редакцией Л. И. Шершнева. М., 1994, — 472с.
- Береговой Г. Т., Жданов О. И. О стилях поведения оператора в экстремальных условиях деятельности//Психологический журнал. 1992. № 2.
- Береговой Г. Т., Пономаренко Г. А. Психологические основы обучения человека-оператора готовности к действиям в экстремальных условиях// Вопросы психологии. 1983. № 1.
- Белов В.П., Галкин В. А. Реабилитация: система деятельности и наука// Реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями.-Л., 1973.- с.12−14.
- Велик Я.Я., Котенёв И. О. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях террористического акта. Методические рекомендации.-М., 1999, — 18с.
- Березовец В.В. Социально-психологическая реабилитация ветеранов боевых действий. Дисс. канд. психол. наук. — М., 1997. — 136с.
- Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000. — 350с.
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. СПб. 1996. -380с.
- Бровкин В. Социальное обеспечение военнослужащих Великобритании // Зарубежное обозрение. № 2, 1991. с. 16−20.
- Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. — 412с.
- Буданов А.В. Методика разработки учебных курсов по проблемам личной безопасности сотрудников правоохранительных органов (на опыте США и России). М., 1998., с.39−48.
- Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудника органов внутренних дел. М., 1997. с. 8.
- Булавцев В.Д. Войсковая психологическая реабилитация летного состава. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1994.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб. 1999. — 528с., с.299−302.
- Василенко А.Б., Проскурин С. А. Социальная безопасность. Часть1: Основы безопасной жизнедеятельности. М., 1997. — 224с.
- Василенко А.Б., Проскурин С. А. Социальная безопасность. Часть 2: Культура безопасной жизнедеятельности. М., 1998. — 246с.
- Водолазский Б.Ф., Гутерман М. П. Конфликты и стрессы в деятельности работников внутренних дел. Омск. 1976. — 34с.
- Волков И.П., Захаров А. И., Ерицян О. П., Тимофеев Ю. Т. Влияние лидерства и руководства на групповую динамику в условиях стресса // Руководство и лидерство / Под ред. Б .Д. Парыгина. Л.,' 1973. — 142с.
- Волосников А.В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом. Дисс. канд. психол. наук. — М., 1999.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. С. 54.
- Габдреева Г. Ш. Основы самоуправления психическим состоянием // Проблемы самоуправления в системе психологической службы ВУЗов. Казань, 1983. — с.47 -69.
- Гвоздев Н. 400 сотрудников МВД свели счеты с жизнью в прошлом году // Сегодня. 1996 — 22 мая.
- Гидденс Э. Судьба, фатализм, роковые моменты. // Риск. Неопределенность. Случайность. Альманах THESIS. 1994. вып.5. с.107−133.
- Гостюшин А. Защити себя и близких. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М., 1997.-320с.
- Грабская И.А. Развитие стратегического мышления менеджера (методики деловых игр): Метод, рекомендации. Киев. 1991. — 147 с.
- Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. -М., 1998. 122с.
- Григорьева Т.Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы контруктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. / Под ред. Забродина Ю. М., Поповой М. В. Новосибирск- М. — 1997. — 171с.
- Гримак Л.П. Общение с собой. -М., 1991. 320с.
- Гурова Л.Л. Принятие решений как проблема психологии познания // Вопросы психологии. 1984. № 1. с.125 132.
- Директивные материалы МВД РФ за 1999 год по воспитательной работе с личным составом в органах внутренних дел. М., 2000. — 208с.
- Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях -Автореф. дисс. доктора психол. наук. М., 1985. — 39с.
- Деркач А.А., Футин В. Н. Профессионализм деятельности в особых условиях / Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995. — 121с.
- Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Ак-меологические основы управленческой деятельности. Книга 2. М., 2000. — 534с.
- Дорожевец А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям// Журнал практического психолога. № 4, 1998.
- Дьяченко Н.И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск. 1985. — 195с.
- Емельянов Ю.Н. Активные методы социально-психологической подготовки руководителей и специалистов. Л., 1884. — с. 101−104.
- Ещенко Н. Г. Негативные психические состояния в деятельности сотрудников специальных отрядов быстрого реагирования и пути преодоления их последствий -Автореф.. канд. психол. наук. Тверь. 1997. — 23с.
- Жаворонков Г. Н. Психические состояния неадекватной защищенности как один из факторов детских правонарушений: дисс. канд. пед. наук. М., 1974.
- Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. Московский кадровый центр. 1990. — 123с.
- Забродин Ю.М. Процессы принятия решения на сенсорно-перцептивном уровне // Проблемы принятия решения. М., 1976. — с.33−55.
- Забродин Ю.М., Зазыкин В. Г. Основные направления исследований деятельности человека-оператора в особых экстремальных условиях / Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М., 1985. С. 5.
- Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. М., 1985. -98с.57.3авалова Н. Д. Пономаренко В.А. Характеристика поведения летчика при усложнении обстановки полета //Вопросы психологии. 1970. № 5.
- Зазыкин В.Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалистов в особых условиях. Дисс. докт. психол. наук — М., 1984
- Закон РСФСР «О милиции"//Российские ведомости. 1993, № 6.
- Закон Российской Федерации «О безопасности». М., 1996. с.З.
- Захаров Б.В., Кучер А. А. Особенности боевой психической травмы и способы психологической реабилитации военнослужащих//Мир психологии.№ 2,1998. С.80−85.
- Захаров В.П. Социально-психологический тренинг. JL, 1989.
- Зубков В.И. Феномен риска: сущность, детерминация, пути оптимизации // Безопасность. 1999. № 5−6.-с.259−271.64.3юзько М. В. Психологические консультации для начинающего учителя. М., 1995.-208с.
- Иванов Ф.Е. Психологические принципы безопасности профессиональной дея-тельности//Психология и практика. Т.4, выпуск З.-Ярославль. 1998. с. 80 81.
- Иванов А.В., Колос И. В. Самоубийства среди сотрудников органов внутренних дел России. С-Пб., 2000. — 79с.
- Игры. Обучение. Тренинг. Досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. М., 1994. -368с.
- Инструкция по медико-психологическому обеспечению деятельности личного состава, сопряженной с экстремальными условиями // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1995. № 2. с. 130.
- Кабанов М.М. Реабилитация динамическая система взаимосвязанных компонентов // Реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями. — JL, 1973. -с.29.
- Калугина Н.Г. Нравственно-профессиональная деформация сотрудников ОВД и пути ее преодоления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997. № 1(5). С. 14 17.
- Кирьянова Е. Н. Рябов В.Б. Риск и корпоративная безопасность // Психология и безопасность организаций (Материалы конференции). М., 1997. — 102с.
- Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. М., 1983. 368с.
- Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997. 138с.
- Козелецкий Ю. Психологическая теория решений / Пер. с польского Т. Е. Минца, В. Н. Поруса.-М., 1979.
- Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М., 1992.- 95с.
- Колодич Е.Н., Павлова И. М. Возможности социально-психологического тренинга в процессе повышения эмоциональной устойчивости учащихся профессиональной школы // Мир психологии. № 4, 1999. с.364−370.
- Коломеец В.К. Вопросы психологической подготовки сотрудников милиции к действиям в особо сложных условиях. Свердловск. 1975. — с. 18.
- Колюхов В.Г., Лисицын В. И. Современных подход к обучению боевым приемам борьбы // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М., 1996. № 3. с.35−36.
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984. — с.227.
- Кондратенко В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Мн.: Выш. шк., 1998. -463с.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. -256с.
- Конопкин О.А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии. 1984. № 3. с. 42 52.
- Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1999. № 3 -4(11−12). С. 121 128.
- Котенев И.О. Психологическая диагностика постстрессовых состояний у сотрудников органов внутренних дел. М., 1997. — 40с.
- Котенев И.О. Постстрессовые состояния как управленческая проблема в коллективах с повышенной степенью профессионального риска // Мир психологии. № 2, 1998. -с.57 62.
- Котенев И.О. Опросник травматического стресса для диагностики психологических последствий несения службы сотрудниками ОВД в экстремальных условиях. -М., 1996.-36с.
- Котенев И.О., Богданова М. Б. Террористический акт в Буденовске: постстрессовые состояния у работников милиции // Известия МЦПО и КНИ при ГУК МВД России. 1996, № 3. с. 49 — 56.
- Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин., 1981.
- Котик М.А. Психология защищенности человека от опасности в профессиональной деятельности: дисс. Доктора психол. наук. JI., 1985.
- Кривоконь В.И. Влияние стрессогенных факторов на динамику структуры личности профессионала. Автореф.. канд. психол. наук. -М., 1999. — 27с.
- Лазебная Е.О., Зеленова М. Е. Особенности субъективного контроля и успешность постгравматической стрессовой адаптации ветеранов боевых действий в Афганистане // Психология созидания. Т.7, выпуск 1. Казань. 2000. — с. 179−182.
- Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989. — 304с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — 583с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 304с.
- Леонтьев А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. М., 1971. С. 7 — 19. 216с.
- Леонтьев А.А. Формы существования значения // Психолингвистические проблемы семантики / Отв. ред. А. А. Леонтьев, A.M. Шахнарович. М., 1983. — 285с.
- Леонтьев А.А. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах // Словарь ассоциативных норм русского языка. М., 1977.
- Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа//Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1988. № 2. С.3−13.
- Леонтьев Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. № 3. С.33−42.
- Леонтьев Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали // Психологический журнал. 1996. № 5. С.19−30.
- Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. 1997. № 6. С.13−27.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979. — 319с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984. -444с.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. т.2., № 5. с.3−22.
- Магомед Эминов М. Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация // Вестник МГУ, серия психология, № 4., 1996. — с.26.
- Макшанов С.И. Методологические аспекты профессионального тренинга // Вестник СпбГУ, Серия 6, 1992. Вып.З. с.87
- Макшанов С.И. Психологический тренинг в профессиональной деятельности. -Дисс. докт. психол. наук. СПб, 1998. — 322 с.
- Мамардахаев Л.В. Социальная защита военнослужащих и членов их семей (Из опыта работы социальных служб Великобритании). М., 1996. — 51с.
- Марищук В.Л. К вопросу об экстремальных факторах и «стрессе» // Материалы научной конференции, посвящ. 50-летию ВС СССР. Л., 1968.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 310с.
- Марьин М.И. Комплекс средств психологического обеспечения деятельности пожарных. Автореф. диссерт.. доктора психол. наук. — М., 1992. — 52с.
- Матюшкин A.M. Ускорение социально-экономического развития социалистического общества и тенденции поведения в стрессовой ситуации // Вопросы психологии, 1986. № 2.
- Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л., 1982.
- Мельник И.К. Психологические аспекты безопасности профессионального общения // Психология и безопасность организаций / Под ред. А. В. Брушлинского, В. Е. Лепского. М., 1997. — с.52.
- Миленин В.В. Физическая и огневая подготовка в системе многоступенчатого образования // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М., 1996. № 3. с. 30.
- Митрохин В.И. Сущность и категориальный аппарат современной концепции национальной безопасности. М, 1999. — 188 с.
- Михайлов В.И. Некоторые социально-психологические проблемы деятельности сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1999. № 3 4 (11 -12). С. 5 — 6.
- Михайлова В.К. Опыт исследования психологических особенностей сотрудников, побывавших в зоне вооруженного конфликта // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997. № 1(5). С. 93 94.
- Мошкин В. Нравственные качества как средства безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. апрель. 1998.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва — Воронеж, 1995. — 356с.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.
- Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.-335с.
- Носков Ю.Г. Опасность и безопасность с позиции деятельностного подхода // Безопасность. 1998. № 1−2. с.170 179.
- Об утверждении инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1999. № 1(9). с. 69 — 76.
- Осницкий А.К. Умения саморегуляции важнейшее условие эффективностии безопасности деятельности персонала // Психология и безопасность организаций (Материалы конференции). -М., 1997. с.71−74.
- Основы социально-психологической теории /Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова.-М. 1995.-421с.
- Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. B.C. Овчинского, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова. М. 1996. — 400с.
- Ошанин Д.А. Концепция оперативности в инженерной и общей психологии. -М, 1977. с.131−145.
- Паавел В.Р. Некоторые аспекты социальных норм с позиции принципа защищенности // Проблемы повышения эффективности применения юридической психологии. Труды по правоведению. Тарту, 1988. С. 75 88.
- Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. Четвертое международное издание. СПб. 2000. — 528с. с. 466.
- Панарин И. Психологическая безопасность военнослужащих // Ориентир. 1995. № 8.
- Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности. М., 1996. — 243с.
- Пацакула И.И. Экспериментальное исследование психических состояний сотрудников СОБР / Ежегодник психологической службы департамента образования и науки Калужской области. Калуга. 1998. с. 139 — 144.
- Переславцев В.И. Морально-психологическое обеспечение деятельности личного состава в районах с режимом чрезвычайного положения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997. № 2(6). С. 34 35.
- Пергаменщик Л.А. Социально-психологическая адаптация человека к кризисным событиям жизненного пути. Автореф. дисс. доктора психол. наук. — Минск. 1999. -40с.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск. 1997. — 400с. с.82−86.
- Петренко В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания // Вопросы психологии. 1983.№ 3.
- Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. -176с.
- Петровский А.В. Активность субъекта в условиях риска. Дисс. канд. психол. наук. — М., 1977. — 156с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986., — 255с.
- Погорелов А.Г. Обучение преодолению экстремальных ситуаций альпинистами на этапе профессиональной подготовки. Автореф.. канд. психол. наук. — Ростов-на-Дону. 1998.-22с.
- Полетухин Ю.А. Самоубийства полицейских // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997. № 1(5). С. 13 14.
- Пономаренко В.А. Психология духовности. М., 1998. — 164с.
- Пономаренко В.А., Завалова Н. Д. Готовность к опасности // Авиация и космонавтика. 1970. № 3.
- Попов В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий. Дисс. канд. психол. наук. — М., 1992., — 154с.
- Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1996. — с. 3 — 4.
- Прикладная юридическая психология / Под ред. А. М. Столяренко. М., 2001. -639с.
- Прикладная социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова., А. А. Деркача. М.Воронеж. 1998.-688с.
- Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. М., 1998. — 149с.
- Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний. Дисс. докт. психол. наук. — СПб. 1992. — 384с.
- Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Ювента., 1999. -256с.
- Психологическая разгрузка летного состава // Методическое пособие / Под ред. В. А. Пономаренко. М., 1990. — с. 14 — 27.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Методические рекомендации / Под ред. В. П. Сальникова, А. С. Никитченкова, В. В. Федорова. СПб., 1998. — 70с.
- Психологическое обеспечение служебной деятельности // Опыт, проблемы, формы и методы работы психологической службы. Тула. Управление внутренних дел Тульской области. 2000. — с.6−13., 74с.
- Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Карвасарского Б. Д. СПб. 1998, — 743с.
- Реан А.А. Локус контроля делинкветной личности // Психологический журнал. 1994, № 2. том 15. с. 52−56.
- Резников Л.О. Понятие и слово. Л., 1958. — 123с.
- Реньге В.Э. Влияние социального окружения при некоторых изменениях трудовой деятельности // Вестник МГУ. Психология. 1978, № 1.
- Российская милиция. Законы. Указы. Постановления. Положения. М., 1993. -174с.
- Рощин С.К., Соснин В. А. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства// Российский монитор. 1995. № 6.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. т.1, т.2. М., 1989. — 488с. -328с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993. — 368с.
- Самойлов Г. В. Психология поведения сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях // Экстремальные ситуации, конфликты, согласие. М., 1998. с.61−76.
- Севастьянов В.И. Психологические проблемы космических полетов. М., 1979. с.ЗЗ.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности// Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35 42.
- Смирнов В.Н. Использование нетрадиционных психотехник в профессионально-психологической подготовке сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях (на основе методик чань, дзен-буддизма). Автореф.. канд. психол. наук. -Рязань. 1999.-23с.
- Сенявская Е. Человек в экстремальных условиях войны // Безопасность. 1999. № 5−6, май июнь, с.27−50.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000.-350с.
- Словарь русского языка. М., 1981. Т.1, с. 78.
- Соловьева Е.С., Чернов А. В., Носков С. И. Некоторые направления развития психофизиологической службы в вузе МВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997. № 1(5). С. 90 92.
- Соловьев И.В. Психологическая адаптация военнослужащих внутренних войск к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта. Автореф.. канд. психол. наук. — М., 1999. — 24с.
- Соловьев И.В. На войне как на войне. Заметки психолога.-М., 1999. 32с.
- Спиваковская А.С. Принципы, задачи и общая характеристика психологической коррекции как особого психологического эксперимента / Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. М., 1995. — 264с. — с. 194 — 208.
- Степанов С.Ю., Варламова Е. П. Рефлексивно-инновационный подход к подготовке управленческих кадров // Вопросы психологии. 1995. № 1.
- Столяренко A.M. Юридическая педагогика. М., 2000. — 496с.
- Столяренко A.M. Психологическая подготовка личного состава ОВД. М., 1987. с.24−26.
- Сухов А.Н. Теоретические аспекты национальной безопасности// Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997. № 1(5).
- Сухов А.Н. Социальная психология безопасности // Социальная психология/ Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М., 2001. — с.231−243.
- Сухов А.Н. Социально-психологическая компетентность сотрудников ОВД как условие их эффективной деятельности в экстремальных условиях. Ростов-на-Дону. — 1995. с.19−21.
- Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. т.2 М., 1985. — 360с.
- Томилова А.Е. Психологическая подготовка и боевая готовность сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. № 1(7). С. 54 57.
- Тюрин Ю.Н., Макаров А. А. Статистический анализ данных на компьютере / Под ред. В. Э. Фигурнова. М., 1998. — 528с.
- Удод М.А., Герасименко А. В. Опыт психологического обеспечения служебной деятельности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. -Омск. 1994. 60с. — с.40 — 43.
- Умеренкова О.В. Психологическое сопровождение сотрудников в зонах чрезвычайных ситуаций // Опыт, проблемы, формы и методы работы психологической службы. Тула. Управление внутренних дел Тульской области. 2000. С.56−59., 74с.
- Ушакова Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Психология исследования семантики речи // Вопросы психологии. 1983. № 5. с. ЗО 41.
- Ушатиков А.И., Ковалев О. Г., Семенов В. А. Психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к действиям в экстремальных условиях. Учебно-методическое пособие. Рязань. 1997. — 98с.
- Ушатиков А.И., Семенов В. А., Щербаков Г. В. Психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к действиям в экстремальных условиях. Практикум для курсантов и слушателей психологического факультета. Рязань. 2000. — 66с.
- Фейгенберг И.М., Иванников В. А. Вероятностное прогнозирование и предна-стройка движением. М., 1978. — 146с.
- Фрумкина P.M. Психолингвистические методы изучения семантики // Психолингвистические проблемы семантики / Отв. ред. А. А. Леонтьев, A.M. Шахнарович. М., 1983.-285с.
- Харин С.С. Искусство психотренинга. Завеши свой гештальт. Мн. 1998. -352с.
- Хойос К.Г. Психология безопасности взамен традиционной проблемы аварийности. // Иностранная психология. 1995. Том 3. № 5.
- Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр. М., 1991. 320 с.
- Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. Томск, 1983, — 190с.
- Целиковский С.Б. Принципы организации обратной связи в обучении саморегуляции психических состояний // Психологический вестник. Выпуск 2 (часть 1). Ростов н/Д. 1997. 608с. с. 300 — 311.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте М., 1985.-160с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995. — 288с.
- Цырлина Т.В. Встречное движение М., 1991 — Серия «Педагогика и психология» № 7. — 80с.
- Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М., 1995. — 33с.
- Черепанова Е.М. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку.- М., 1997. -96с.
- Числов А.И. Профессионализм и деятельность сотрудников милиции. СПб., 1999.- 176с.
- Човдырова Г. С. Посттравматические стрессовые расстройства и проблемы реадаптации сотрудников ОВД и ВВ к психосоциальным условиям // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997. № 2(6). С. 14 17.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996. -320с.
- Шерстнев А.Д. Безопасность военной службы как социальная проблема // Социологические исследования. 1995. № 12.
- Шмелев А.Г., Кошелюк М. Е. Психодиагностические возможности ассоциативного эксперимента // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. № 2. С.41−50.
- Яппарова Э.Р. Психолого-педагогические основы формирования саморегуляции в постстресоовый период (на материале военнослужащих). Автореф. канд. психол. наук. Казань, 1999. — 24с.
- Яппарова Э.Р. Психологические проблемы последствий участия в вооруженных конфликтах // Психология созидания. Казань, 2000. с. 211.
- Ярочкин В. Система безопасности фирмы. 1998. — 192с.
- Chemtob С.М., Novaco R.W., Hamada R.S., Gross D.M., Smith G. Anger Regulation Deficits in Combat-Related Posttraumatic Stress Disorder // Journal of Traumatic Stress, 1997. Vol. 10, No. 1. P. 17−37.
- Congressional Records USA proceedings and debates of the 101 Congress? First session. Washington, 1989. V. 135, No 166. — Monday, December.
- Dalgleish Т., Joseph S., Thrasher S., Tranah Т., Yule W. Crisis Support Following the Herald of Free-Enterprise Disaster: A Longitudinal Perspective // Journal of Traumatic Stress. 1996. — Vol.9, No.4. — P.P. 833−847.
- Gersons B.P.R. Patterns of PTSD among Police Officers following Shooting Incidents: A Two-Dimentional Model and Treatment Implications // Journal of Traumatic Stress. 1989. — Vol.2, No.3. — P.P. 247−257.
- Kenardy J.A., Webster R.A., Lewin T.J., Carr V.J., Hazell P.L., Carter G.L. Stress Debriefing and Patterns of Recovery Following a Natural Disaster // Journal of Traumatic Stress, 1996. Vol. 9, No. 1.-P. 37−51.
- Lifton R.J. Advocacy and Corruption in the Healing Profession // Stress Disorders Among Vietnam Veterans // Ed. by C.R. Figley. No V., 1978.
- Luhmann N. Soziologie des Risikos. Berlin- N.Y.: Walter de Gruyter. 1991.
- MacDonald C., Chamberlain K., Long N. Race, Combat, and PTSD in a Community Sample of New Zealand Vietnam War Veterans // Journal of Traumatic Stress, 1997. Vol. 10, No. l.-P. 117−125.
- Orsillo S.M., Heimberg R.G., Juster H.R., Garrett J. Social Phobia and PTSD in Vietnam Veterans // Journal of Traumatic Stress, 1996. Vol. 9, No. 2. P. 235−253.
- Ronis D.L., Bates E.W., Garfein A.J., Buit B.K. Longitudinal Patterns of Care for Patients with Posttraumatic Stress Disorder // Journal of Traumatic Stress, 1996. Vol. 9, No. 4.-P. 763−783.
- Rosenheck R., Fontana A. Race and Outcome of Treatment for Veterans Suffering from PTSD // Journal of Traumatic Stress, 1996. Vol. 9, No. 2. P. 343−353.
- Rotter J.B. Internal versus external control of r reinforcement: Acase history of a variable // American Psychologist, 1990. Vol. 45. P. 1−28.
- The wounded generation: America after Vietnam. New Jersey, 1981. P.205.
- Torrington O.P., Chapman J.B. Personnel management, 1983.
- Violanti J.M. The Impact of Cohesive Groups in the Trauma Recovery Context: Police Spouse Survivors and Duty-Related Death // Journal of Traumatic Stress, 1996. Vol. 9, No. 2.-P. 379−387.
- War Zone Stress Among Returning Persian Gulf Troops: A Preliminary Report. Department of Veteran Affairs. 1991.
- Williams C.M. Williams T. Family Therapy for Vietnam Veterans // The Trauma of War / Ed. by S. Sonnenberg. Washington, 1985. — P. 195−209.
- Методика исследования уровня субъективного контроля
- Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
- Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
- Болезнь дело случая- если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
- Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
- Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
- Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
- Внешние обстоятельства родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
- Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
- Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, и не полагается на их самостоятельность.
- Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя, чем от моих собственных усилий).11 .Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
- То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
- Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
- Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.
- То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
- Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
- Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
- Я стараюсь планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
- Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
- В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.21 .Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
- Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
- Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
- Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
- В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
- Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
- Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
- На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
- То, что со мной случается, это дело моих собственных рук.
- Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
- Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий.
- Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
- В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего были виноваты другие люди, чем я сам.
- Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
- В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
- Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
- Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
- Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
- Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
- К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
- В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
- Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.43 .Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
- Болыпинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
- КРАТКАЯ ШКАЛА ТРЕВОГИ, ДЕПРЕСИИ И ПТСР1. Фамилия И.О.Дата
- Инструкция: Со времени пережитого критического инцидента (чрезвычайных обстоятельств) или психической травмы испытываете ли Вы в большей степени, чем обычно, следующие состояния? Отметьте значком X Ваш ответ.1. Да Нет
- Неспособность «расслабиться» (напряженность)
- Раздражение и плохое настроение
- Вторжение в сознание неприятных образов или воспоминанийоб инциденте
- Рассеянность, плохое сосредоточение внимания1. Сильная грусть, печаль
- Сильная усталость, недостаток энергии1. Потрясение или паника
- Стремление избегать всего, что напоминает об инциденте илитравмирующем событии
- Трудности засыпания, ухудшение сна
- Снижение интереса к жизни, к привычной деятельности, в томчисле профессиональной | 1
- ОПРОСНИК ТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА
- По утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим 5 4 3 2 1
- Я хорошо координирую свои движения 5 4 3 2 1
- Я испытываю утомление 5 4 3 2 1
- Мне необходимо усилие, чтобы вникнуть в то, что мне говорят окружающие 5 4 3 2 1
- Внезапно у меня бывает сильное сердцебиение 5 4 3 2 1
- Я принимаю пищу машинально, не испытывая при этом удовольствие 5 4 3 2 1
- Окружающий меня мир кажется нереальным 5 4 3 2 1
- Я вздрагиваю от внезапного шума 5 4 3 2 1
- Я настолько живо вспоминаю отдельные события, что при этом как бы вновь переживаю их 5 4 3 2 1
- Я абсолютно здоров физически 5 4 3 2 1
- Мне доставляет удовольствие быть среди людей 5 4 3 2 1
- Часто я действую так, будто мне угрожает опасность 5 4 3 2 1
- Меня нельзя упрекнуть в рассеянности 5 4 3 2 1
- Я часто вижу один и тот же страшный сон 5 4 3 2 1
- Определенно, я виноват перед людьми 5 4 3 2 1
- Пустяки раздражают меня 5 4 3 2 1
- Я стараюсь не смотреть телевизор, если показывают 5 4 3 2 1Ыхронику драматических событий
- Мне нравится моя работа 5 4 3 2 1
- Я пережил серьезную утрату 5 4 3 2 1
- Я хорошо высыпаюсь по ночам 5 4 3 2 1
- Я никогда не вижу страшных снов 5 4 3 2 1
- Иногда мне хочется напиться 5 4 3 2 1
- Мои близкие сильно беспокоиться из-за моей работы 5 4 3 2 1
- У меня бывает ощущение, что время течет как бы замедленно 5 4 3 2 1
- Иногда я обращаюсь к врачу только потому, что хочу немного отдохнуть 5 4 3 2 1
- Многие вещи потеряли для меня интерес 5 4 3 2 1
- Без всякого повода я могу выйти из себя 5 4 3 2 1
- Мне следовало бы соблюдать диету 5 4 3 2 1
- Я стараюсь избегать разговоров на неприятные темы 5 4 3 2 1
- Бывает, что я забываю вещи 5 4 3 2 1
- Иногда мне кажется, что даже близкие люди не понимают меня 5 4 3 2 1
- Мне необходимо лучше контролировать эмоции 5 4 3 2 1
- Прошлые события подчас вспоминаются более ярко, чем-то, что происходит сейчас 5 4 3 2 1
- Мне иногда кажется, что мир вокруг меня теряет краски 5 4 3 2 1
- Я просыпаюсь от внезапного страха 5 4 3 2 1
- Мне стоит больших усилий работать в прежнем ритме 5 4 3 .2 1
- Временами я испытываю озноб 5 4 3 2 1
- Мне хочется помогать людям, попавшим в беду 5 4 3 2 1
- Недавно мне пришлось столкнуться с весьма опасными обстоятел ьствами 5 4 3 2 1
- Я чувствую себя долее опытным человеком, чем многие из моих сверстников 5 4 3 2 1
- Я засыпаю с трудом 5 4 3 2 1
- Я испытываю чувство одиночества 5 4 3 2 1
- Мне бывает трудно вспомнить то, что происходило совсем недавно 5 4 3 2 1
- Я чувствую, что становлюсь другим человеком 5 4 3 2 1
- Меня радуют порой самые незначительные вещи 5 4 3 2 1
- Я чувствую прилив сил 5 4 3 2 1
- По утрам я просыпаюсь с большим трудом 5 4 3 2 1
- Мои мысли постоянно возвращаются к тому, о чем не хочется думать 5 4 3 2 1
- Я испытываю чувство стыда 5 4 3 2 1
- Обычно я не обращаюсь к врачу, даже если чувствую, что не совсем здоров 5 4 3 2 1
- Мой сон настолько крепок, что громкие звуки или яркий свет не могут мне помешать 5 4 3 2 1
- Мне говорят, что я вскрикиваю во сне 5 4 3 2 1
- Я часто думаю о будущем 5 4 3 2 1
- Иногда я сержусь 5 4 3 2 1
- Я боюсь, что могу натворить что-то вопреки своим намерениям 5 4 3 2 1
- Бывает, что я забываю то, что хотел сказать или сделать 5 4 3 2 1
- В последнее время мое настроение ухудшилось 5 4 3 2 1
- Мне не на кого положиться 5 4 3 2 1
- Хотелось бы, чтобы моя семья уделяла мне больше внимания 5 4 3 2 1
- Определенно, я люблю рисковать 5 4 3 2 1
- Мне нравиться «черный юмор» 5 4 3 2 1
- Я во всем полагаюсь на самого себя 5 4 3 2 1
- Я постоянно чувствую потребность что-нибудь жевать, даже не испытывая голода 5 4 3 2 1
- Иногда мне кажется, что я запутался в жизни 5 4 3 2 1
- Мне кажется, что я не сумел сделать того, что от меня требовалось 5 4 3 2 1
- Я испытываю интерес и вкус к жизни 5 4 3 2 1
- Мне весело и легко в компании друзей 5 4 3 2 1
- Я много и плодотворно работаю 5 4 3 2 1
- Часто я забываю, куда положил ту или иную вещь 5 4 3 2 1
- Я стараюсь ни с кем не обсуждать свои проблемы 5 4 3 2 1
- Я никогда не испытывал страха 5 4 3 2 1
- Мне было бы полезно побыть одному 5 4 3 2 1
- Делая какое-либо дело, я часто думаю совсем о другом 5 4 3 2 1
- Моя жизнь разнообразна и насыщена событиями 5 4 3 2 1
- Я никогда не совершал поступков, за которые мне было бы стыдно 5 4 3 2 1
- Чужие трудности мало кого волнуют 5 4 3 2 1
- Я ощущаю себя гораздо старше своих лет 5 4 3 2 1
- Мне кажется, что меня ожидает счастливое будущее 5 4 3 2 1
- В жизни мне пришлось испытать такое, что лучше не вспоминать 5 4 3 2 1
- Я остро воспринимаю чужую боль 5 4 3 2 1
- Мне кажется я потерял способность радоваться жизни 5 4 3 2 1
- Меня беспокоят головные боли 5 4 3 2 1
- Легкие заработки обычно связаны с нарушением закона 5 4 3 2 1
- Я не прочь подзаработать лишнего 5 4 3 2 1
- Посторонние звуки отвлекают меня 5 4 3 2 1
- Я стараюсь не вступать в драку, если дело меня не касается 5 4 3 2 1
- Я верю в торжество справедливости 5 4 3 2 1
- Мое сердце работает как обычно 5 4 3 2 1
- Иногда я принимаю таблетки 5 4 3 2 1
- Есть вещи, которые я не могу себе простить 5 4 3 2 1
- Определенно, мне нужно время, чтобы прийти в себя 5 4 3 2 1
- Алкоголь хорошо снимает любой стресс 5 4 3 2 1
- Я не склонен жаловаться на здоровье 5 4 3 2 1
- Мне хочется все крушить на своем пути 5 4 3 2 1
- Большинство людей озабочено лишь собственным благополучием 5 4 3 2 1
- Мне нелегко сдерживать свой гнев 5 4 3 2 1
- Я не считаю, что прав тот, кто сильнее 5 4 3 2 1
- У меня никогда не было обмороков 5 4 3 2 1
- Мне следовало бы научиться избегать конфликтов 5 4 3 2 1
- Я приобрел в жизни хороших друзей 5 4 3 2 1
- Меня считают уравновешенным человеком 5 4 3 2 1
- Нервное напряжение хорошо снимает сауна 5 4 3 2 1
- Я чувствую растерянность 5 4 3 2 1
- Часто мне кажется, что меня подстерегает опасность 5 4 3 2 1
- Я работаю не чувствуя усталости 5 4 3 2 1
- Я испытываю сильное внутреннее возбуждение 5 4 3 2 1
- Часто я совершаю непроизвольные действия в ответ на неожиданный звук или движение 5 4 3 2 1
- Мне трудно сосредоточиться одновременно на нескольких делах 5 4 3 2 1
- Я чувствую себя вполне уверенным 5 4 3 2 1
- Мне есть за что благодарить судьбу 5 4 3 2 1