Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предупреждение дисграфии письменной речи у дошкольников с ОНР

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возрастные изменения электрической реактивности сенсомоторной коры в покое, при реальном и мысленном движении у детей с ОНР и у их здоровых сверстников 5−7 лет изучались О. А. Вятлевой (1990). Все испытуемые были правшами. Результаты исследований указывают на глобальное отставание в развитии реактивности и позднее формирование функциональных возможностей сенсомоторной коры у детей с речевыми… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы методической работы по предупреждению нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (анализ литературных источников)
    • 1. 1. Письменная речь и особенности её формирования у детей
    • 1. 2. Нарушения письменной речи у детей
    • 1. 3. Научно-теоретические подходы к изучению проблемы предупреждения нарушений письменной речи у детей с нормальным речевым развитием
    • 1. 4. Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи

    Глава II. Особенности формирования разных сторон устной речи и неречевых психических функций и процессов, обеспечивающих формирование предпосылок письменной речи у дошкольников с ОНР (констатирующий эксперимент)…49

    11.1. Состояние разных сторон устной речи у детей с ОНР…53

    П. 2. Состояние основных психических функций и процессов, обеспечивающих формирование предпосылок письменной речи у дошкольников с ОНР…83

    Глава III. Работа по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР (формирующий эксперимент).

    111.1. Принципы и содержание работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР…109

    111.2. Результаты экспериментального обучения по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР…143

    Заключение…157

    Библиографический

    список…164

Предупреждение дисграфии письменной речи у дошкольников с ОНР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психофизиологические исследования детей с ОНР Наиболее полная характеристика нейро-психофизиологических особенностей детей, имеющих нарушения речи дана в работах сотрудников Института коррекционной педагогики РАО (1997), методологической основой которых служила концепция А. Р. Лурия (1963; 1978) о структурно-функциональной организации интегративной деятельности мозга как единой системы. В соответствии с этой концепцией в осуществлении всех психических функций принимают участие три основных функциональных блока мозга: «1) блок, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования; 2) блок получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира; 3) блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности» (А.Р.Лурия, 1978). При этом сущность основной гипотезы исследования состояла в том, что у детей с различными формами патологии ЦНС, сопровождающимися нарушениями речевого, умственного развития, можно предполагать изменения взаимодействия трех функциональных систем мозга. В данных исследованиях регистрировалась электроэнцефалограмма (ЭЭГ) в 16-ти отведениях от проекционных и ассоциативных областей коры полушарий мозга в ситуациях спокойного бодрствования, при предъявлении световых и звуковых стимулов, в условиях ненаправленного и направленного внимания, при опознании сложных изображений.

Результаты электроэнцефалографических исследований представлены в работах ряда ученых. Так Л. И. Переслени и Л. А. Рожкова (1996), исследовавшие детей с трудностями в обучении, отмечают обусловленность низкой эффективности познавательной деятельности дошкольников и младших школьников с общими нарушениями речи (ОНР), несформированностью альфа-активности коры головного мозга, взаимосвязанной с низким уровнем пластичности центральной нервной системы, рассматриваемой как отражение слабого развития процессов, через которые реализуется запись поступающей в мозг человека информации и ее последующее считывание (Л.И.Переслени, 1984). В этом контексте существенными представляются данные ряда исследований о положительной взаимосвязи мощности высокочастотной активности и познавательной деятельности, уровнем интеллекта (в частности рече-мыслительной деятельности) ребенка.

О незрелости корково-подкорковых связей свидетельствует также тот факт, что у всех детей-логопатов с недостатками функции памяти и внимания отмечается большая по сравнению с нормой, мощность тета-ритмов (тета-1 и тета-2 в затылочных областях коры; тета-2 — в центральных). Следует также заметить, что у детей с недостатками памяти чаще, чем в норме и при дефиците внимания, отмечается неправильное зональное распределение корковой ритмики. Так его доминирование отмечено в височных, центральных и лобных отделах коры, тогда как для нормальной ЭЭГ фокус альфа-ритма характерен в задних областях коры.

У этих детей наряду с проявлениями общемозговых нарушений обнаружены очаговые изменения корковой ритмики, указывающие на повреждения определенных мозговых структур. Такие изменения (наличие эпилептиформной, т. е. судорожной активности, чаще всего с акцентом в височных областях коры) отмечались у 30% обследованных детей. Важно подчеркнуть, что очаговые изменения ЭЭГ, чаще (в 45% случаев) отмечаются у детей, у которых нарушения речи сочетаются с недостаточностью процессов памяти (Л.И.Переслени, Л. А. Рожкова, 1996; О. Н. Усанова, 1995).

Также Л. И. Переслени и Л. А. Рожкова наряду с наиболее характерными признаками заинтересованности подкорковых (нижнеи среднестволовых) структур головного мозга часто выявляли у детей с ОНР локальные изменения электрокорковой активности. Повышенная частота встречаемости ЭЭГзнаков, указывающих на отклонения в функциональном состоянии мезо-диэнцефальных структур мозга, а также на локальную мозговую патологии у детей с трудностями запечатления и воспроизведения поступающей информации, служит, по мнению авторов, нейрофизиологическим подтверждением выявленных в ходе психологического обследования недостатков памяти. Подобные изменения широко описаны в литературе (А.Р.Лурия, 1974; Н. П. Бехтерева, 1985; Е. Д. Хомская, 1987; Нарушения речи, 1982).

Выявленные особенности фоновой биоэлектрической активности мозга детей с ОНР свидетельствуют о специфике функционального состояния ЦНС детей, в большей степени взаимосвязанной с характеристиками познавательной деятельности.

Часто встречающаяся речевая патология — заикание также характеризуется не только внешними проявлениями. Г. А. Иванова с соавт. (1990) сообщает, что анализ электроэнцефалограммы (ЭЭГ) у заикающихся детей 6- 7 лет выявил следующие их особенности: у 33% детей изучаемой группы детей в количестве 65 человек наблюдалась полиморфная картина биоэлектрической активности с преобладанием тета-ритма, характерная судорожному состоянию. У 39% в фоновой записи ЭЭГ отмечалась пароксизмальная активность, характеризующая наличие синдрома высокой эпилептиформной готовности, у 39% больных регистрировалась межполушарная асимметрия по амплитуде с преобладанием активности правого полушария. Примечательно то, что в 70% случаев у заикающихся детей выявлен очаг полиморфной активности с преобладанием заостренных фоновых медленных колебаний в теменно-височно-затылочной области правого полушария, что соответствует известному расположению центров письменной речи, чтения, сенсорной речи и в норме у дошкольников не должен иметь места. В целом общая картина фоновой активности фоновой ЭЭГ и при проведении функциональных проб (2,5 минуты произвольного учащенного интенсивного дыхания) характеризовалась авторами как патологическая у 85% всех детей исследованной группы. Сравнение данных анализа ЭЭГ-активности детей, страдающих заиканием, с аналогичными данными здоровых детей того же возраста, полученными по данным литературы показало их значительное различие (Г.А.Иванова с соавт, 1990).

Особенности неврологического статуса детей с нарушениями речи отмечены Л. Г. Сорокиной (2001), которая выявила наличие у всех обследованных ею детей-логопатов синдрома церебральной вегетативной дисфункции, причем у большинства детей этот вид патологии сочетался с другими синдромами поражения ЦНС, что свидетельствует, по мнению автора, о тяжести церебральных нарушений. Наличие синдрома повышенной судорожной готовности организма детей с ОНР рассматривается Л. Г. Сорокиной как проявление компенсаторной активности поврежденной ЦНС.

Возрастные изменения электрической реактивности сенсомоторной коры в покое, при реальном и мысленном движении у детей с ОНР и у их здоровых сверстников 5−7 лет изучались О. А. Вятлевой (1990). Все испытуемые были правшами. Результаты исследований указывают на глобальное отставание в развитии реактивности и позднее формирование функциональных возможностей сенсомоторной коры у детей с речевыми нарушениями. Сенсомоторная кора является центром регуляции как движений так и речи, вероятно отмеченные проявления дизонтогенетического развития мозга этих детей вызывают незрелость двигательной сферы, которое сопровождает ведущее речевое недоразвитие. Задержку развития сенсомоторной коры О. А. Вятлева и Л. М. Пучинская (1991) связывают с аномалиями, имевшими место в раннем развитии этих детей.

По свидетельству Л. И. Переслени, Л. А. Рожковой (1996) результаты сопоставления поведенческих характеристик процессов прогнозирования с электрофизиологическими проявлениями ОР, а также с особенностями «фоновой» ЭЭГ у детей с трудностями в обучении различной этиологии (включая детей с ОНР) в совокупности с ранее опубликованными авторами материалами (1990, 1991, 1994) дают возможность утверждать, что качественные и количественные показатели прогностической деятельности коррелируют с уровнем развития различных психических функций (внимания, памяти, восприятия, мышления).

У детей с дефицитом внимания обнаружена меньшая длительность корковой активации на иррелевантные стимулы, недостаточная сформированность ритмики альфа-диапазона по сравнению с нормой. Усиление корково-подкорковых регулирующих влияний при восприятии значимой информации вызывало нормализацию параметров ОР у этих детей.

У всех детей с ОНР характер активации полушарий мозга при восприятии стимулов существенно отличался от такового в норме. В целом отмечается меньшая, чем в норме активация коры полушарий, особенно передне-ассоциативных отделов, наиболее выраженная у детей с ОНР и нарушениями памяти. Для них также характерна слабая реорганизация активности при восприятии значимых стимулов: наиболее реактивны задние отделы коры, а реактивность переднеассоциативных зон коры значительно слабее, чем в норме.

У детей с неэффективным прогнозированием, коррелирующим с недоразвитием наглядных и словесных форм мышления, с помощью нейрофизиологических исследований обнаружены более выраженные изменения биоэлектрической активности головного мозга в состоянии покоя (несформированность, неправильное зональное распределение альфа-ритма, наличие знаков мозговой дисфункции), и, в особенности, при восприятии информации. Недостаточность механизмов, обеспечивающих реализацию ОР, слабость вовлечения в переработку релевантной информации ассоциативных отделов коры, связанных с особенностями морфофункционального состояния ЦНС, могут по мнению Л. И. Переслени, Л. А. Рожковой обусловливать отклонения в развитии высших корковых функций у детей с трудностями в обучении различного генеза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В., Варковицкая Л. А. Русский язык в картинках: В 2 ч. М., 1981.
  2. А.П., Бажанова Е. А. Русский язык в старших группах национальных детских садов РСФСР. Л., 1987.
  3. М.Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1976.
  4. В.И., Кудрявцева М. З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. М., 1958.
  5. В.И., Рау Е.Ф. Исправление недостатков произношения у школьников. М., 1957.
  6. Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи): Пособие для логопедов. М., 1981.
  7. Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
  8. Л.Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М., 1972.
  9. Н.С., Мастюкова Е. Н., Филичева Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
  10. С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. М., 1994.
  11. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда / Под ред. В. И. Селиверстпова. М, 1987.
  12. Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., 1971.
  13. Н.И., РождественскаяВ.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. М., 1977.
  14. И.С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. М., 1995.
Заполнить форму текущей работой