Психологические условия формирования ориентировочной основы действий: На материале обучения химии
Диссертация
Проведенный нами тщательный логико-психологический анализ специальной литературы (история химии, методика преподавания химии) показал, что искомым средством установления соответствия между наблюдаемыми химическими изменениями вещества и его атомно-молекулярной моделью является понятие химического элемента, причем не в современном, а в своем старом, «инструментальном» (еще до-атомном) смысле… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ ПЛАНОМЕРНО-ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОНЯТИЙ В ПСИХОЛОГИИ
- Основные положения ТПФ в работах П. Я. Гальперина и его школы
- 1. 1. Ориентировочная основа действия и типы ориентировки
- 1. 21. тип ориентировки в предмете
- 1. 3. II тип ориентировки в предмете
- 1. 4. III тип ориентировки в предмете
- 1. '. 5 Шкала поэтапного формирования
- 1. 6. Условия формирования желаемых свойств действия
- 1. 2. Проблема формирования понятий в ТПФ «оУ
- 1. 3. Сложная структура ориентировочной основы действия: надысполнительные компоненты ориентировки
- 1. 4. Гипотеза и задачи исследования
- 2. 1. Применение метода поэтапного формирования в обучении химии
- 2. 1. 1. Анализ ранних психолого-педагогических исследований и конкретизация гипотезы .5q
- 2. 1. 2. Характеристика экспериментальной Программы
- 2. 1. 3. Характеристика экспериментальной Программы
- 2. 2. Методика эксперимента
- 2. 2. 1. Проблема предварительных знаний и умений
- 2. 2. 2. Методы изучения структуры ориентировки
- 3. 1. Результаты и обсуждение первой серии эксперимента
- 3. 2. Результаты и обсуждение второй серии эксперимента
Список литературы
- Айдарова Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников //Вопросы психологии, 1964, N 5
- Айдарова Л.И. Формирование некоторых понятий грамматики по третьему типу ориентировки в слове //Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности М., 1968, с.42−80
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку М., 1978
- Андриенко А.Л. Построение методической системы понятий об окислительно-восстановительных реакциях и исследование ее эффективности. Автореферат дис.. к.пед.н. Л, 1977
- Архангельская Г. И., Гальперин П. Я., Пантина Н. С. Формирование двигательного навыка начального письма на основе определенного типа ориентировки в задании //Доклады АПН РСФСР, 1959, N 3, с.43−46
- Ахметов Н.С. Химия-8 М., 1994
- Ахметов Н.С. О построении школьного курса химии и некоторых фундаментальных понятиях науки //Химия в школе 1995, N 5, с.11−15
- Ахметов Н.С. Актуальные вопросы курса неорганической химии М., 1991
- Бердоносов С.С. Химия-8 М., 1994
- Берулава Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков Бийск, 1993
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Ростов, 1983
- Богоявленская Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности. Автореферат дис.. д.психол.н. М., 1987
- Власик Д.П. Диагностика строения когнитивных репрезентативных структур, формирующихся в процессе изучения школьного курса физики. Дис.. к.псих.н. М., 1997
- Волова Н.Ф., Чернобельская Г. М. Пропедевтический курс для семиклассников //Химия в школе 1998 N 3 с.29−33.
- Володарская И.А. Управление формированием умения по совершению элементарных геометрических преобразований// Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий и управление процессом учения М., 1967, с.114−124
- Володарская И.А. Формирование обобщенных приемов геометрического' мышления //Управление познавательной деятельностью учащихся М., 1972
- Всеобщая история химии: Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века, М., 1980
- Высоцкая Е.В. Психологические особенности введения школьников в содержание научных понятий при использовании предметно-ориентированных компьютерных учебных сред. Дис. к.психол.н. М., 1991.
- Высоцкая Е.В.Предметно-ориентированные учебные среды для формирования понятий в совместной учебно-исследовательской деятельности // Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования. М., 1996
- Габриелян О.С.Химия-8, М., 1997
- Габриелян О.С., Смирнова Т. В. Изучаем химии в 8 классе: Дидактические материалы, М., 1997
- Габрусева Н.И. О практичесой направленности преподавания химии //Химия в школе 1999 N 6 с.61−63.
- Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий //Доклады АПН РСФСР, 1959, N 2.
- Гальперин П.Я. К исследовании интеллектуального развития ребенка //Вопросы психологии, 1969, N 1, с.15−25
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» Автореферат докт.дис. М., 1965
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследования мышления в советской психологии М., 1966, с.236−277
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка М., 1985
- Гальперин П.Я. Развитие учения о планомерно-поэтапном формировании психической деятельности //Актуальные проблемы современной психологии М., 1983, с.154−157.
- Гальперин П.Я., Георгиев JI.C. Психологический анализ современной методики обучения начальным математическим понятиям //Доклады АПН РСФСР, 1960, N 1, с.31−36
- Гальперин П.Я., Георгиев JI.C. Основной ряд действий, ведущих к образовании начальных математических понятий //Доклады АПН РСФСР, 1960, N 3, с.37−41
- Гальперин П.Я., Георгиев JI.C. Основное содержание программы формирования начальных математических понятий на основе измерения //Доклады АПН РСФСР, 1960, N 4, с.49−52
- Гальперин П.Я., Георгиев JI.C. Результаты формирования начальных математических понятий по методике, основанной на измерении //Доклады АПН РСФСР, 1960, N 5, с.41−44
- Гальперин П.Я., Георгиев JI.C. Психологические вопросы формирования начальных математических понятий у детей //Доклады АПН РСФСР, 1961, N 1, с.63−66
- Гальперин П.Я., Георгиев JI.C. Недостатки обучения детей счету //Дошкольное воспитание, 1961, N 435'. Гальперин П. Я., Георгиев JI.C. Формирование начальных математических понятий //Дошкольное воспитание, 1961, N 6
- Гальперин П.Я., Пантина Н. С. Зависимость двигательного навыка от типа ориентировки в задании //Доклады АПН РСФСР, 1957, N 2, с.43−46
- Гальперин П.Я., Пантина Н. С. Зависимость двигательного навыка от типа ориентировки в задании //Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность М., 1958, с.322−327
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся //Вопросы психологии 1957, N 1, с.28−44.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теориипоэтапного формирования умственных действий //Вестник МГУ, серия 14, Психология, 1979, N 4, с.54−63
- Георгиев J1.C. Формирование начальных математических понятий у детей, Автореферат канд.дис., М., 1960
- Голу П. Проблема внутренней мотивации учения и типы ориентировки в предмете. Дис.. к.псих.н. М., 1965
- Грудинин В.Ф. Формирование у учащихся системы понятий о кислотно-основных свойствах веществ при изучении химии в средней школе. Автореферат дис.. к.пед.н. М., 1984
- Гузей Л.С., Сорокин В. В., Суровцева Р. П. Химия-8 М., 1994
- Гузей Л.С., Сорокин В. В., Суровцева Р. П. Химия-8 М., 1995
- Гузей Л.С., Сорокин В. В., Суровцева Р. П. Химия-9 М., 1995
- Гузей Л.С., Суровцева Р. П., Сорокин В. В. Химия-9 М., 1997
- Гуревич А.Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика и химия 5−6 класс, М., 1994
- Давыдов В.В. Образование начального понятия о количестве у детей //Вопросы психологии, 1957, N 2
- Давыдов В.В. Об образовании начального понятия числа у ребенка //Доклады АПН РСФСР, 1957, N 2
- Давыдов В.В. О методике исследования усвоения понятий детьми //Доклады АПН РСФСР, 1957, N 4
- Давыдов В.В. Образование начального понятия о количестве у детей (к вопросу о психологических механизмах понятий, возникающих при формировании умственных действий) Автореферат канд.дис., М., 1958
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении М., 1972
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения М., 1996
- Дацюк М. А. Психологические условия формированияу учащихся теоретических понятий химии (на материале неорганической химии в 7 кл.). Дис.. к.псих.н. Киев, 1980
- Ждан А.Н. Опыт применения психологической теории о типахучения к построению учебного предмета (морфологии русского языка). t1. Дис!. к.псих.н. М., 1968
- Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности /под ред. Гальперина П. Я., Талызиной Н.Ф./ М., 1968
- Запорожец А.В. (ред.) Восприятие и действие М., 1967.
- Иванова Р.Г. Химия-8 М., 1996
- Ильясов И.И. Структура процесса учения М., 1986
- Иодко А.Г. Формирование у учащихся умений исследовательской деятельности в процессе обучения химии. Автореферат дис.. к.пед.н. М., 1983
- К проблеме управления обучением и воспитанием /под ред. Талызиной Н.Ф./ М., 1970
- Кабанова О. Я, Формирование грамматической структуры высказывания (на материале залоговых значений в немецком языке). Дис.. к.псих.н. М., 1977
- Карабанова О.А. Формирование действия графического воспроизведения плоского контура у старшего дошкольника. Дис.. к.псих.н. М., 1979
- Карпова А.Ф. Изменение поэтапного формирования умственных действий и понятий при его систематическом применении. Дис.. к.псих.н. М., 1972
- Карпова А.Ф. К вопросу об устойчивости мотивации при поэтапном формировании умственных действий и понятий //Мотивация учения Волгоград, 1976, с.72−80.
- Карпова А.Ф. Изменение поэтапного формирования при его систематическом применении // Управляемое формирование психических процессов М., 1977
- Каховская О.И. Формирование понятия «химический элемент» в процессе преподавания химии в средней школе. Дис.. к.пед.н. М., 1961
- Ковалева Г. С., Корощенко А. С. Изучение химии в школах мира //Химия в школе 1997, N7, с.2−11
- Кудрявцева Н.С. Вопросы формирования понятия «химический элемент» в процессе изучения химии в средней школе. Автореферат дис.. к.пед.н. JL, 1960
- Кузнецов В.И., Идлис Г. М., Гутина В. Н. Естествознание М.1996
- Кузнецова JI.M. Методика формирования основных понятий химии в начальном курсе на основе модельных представлений о строении вещества. Дис.. к.пед.н. М., 1984
- Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии М., 1989
- Кузнецова Н.Е., Титова И. М., Тара Н. Н., Жегин А. Ю. Хи-мия-8, М., 1997
- Лернер Г. И. Формирование восприятия объемных фигур по изображениям на плоскости. Автореферат дис. к.психол.н. М., 1975.
- Лидере А.Г., Фролов Ю. И. Формирование психических процессов как метод исследования в психологии, М., 1991
- Мажура Г. П. Организация исходной формы действия при формировании' теоретического мышления Автореферат дис.. к.психол.н., М.,'1974
- Мажура Г. П. Организация исходной формы действия при формировании теоретического мышления. Дис.. к.псих.н. М., 1974
- Мажура Г. П. Функции наглядности в обучении //Психологические исследования вып.6, М., 1974
- Малеев А.Л. Психологическая диагностика качества знаний учащихся (на материале естественнонаучных дисциплин). Дис.. к.псих.н. М., 1991
- Малов С.Л. Условия образования «высших единиц» двигательного навыка. Автореферат дис. к.психол.н. М., 1976.
- Мальская О.Е., Можаровский И. Л. Особенности учебной де~ятельности студентов-первокурсников в условиях ее стихийного становления //Формирование учебной деятельности студентов М., 1989, с.78−99
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. Дис.. д.псих.н. М., 1974
- Маркова А.К. Формирующий эксперимент в психологическом исследовании учебной деятельности //Формирование учебной деятельности школьников М., 1982
- Маркова А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте,. Петрозаводск, 1992
- Микулинская М.Я. Формирование обобщенных пунктуационных навыков //Управление познавательной деятельностью учащихся М., 1972
- Милорадова Н.Г. Содержание и функции наглядности при разных типах учения. Автореферат дис. к.психол.н. М., 1980
- Можаровский И.Л. Осознание житейских представлений как условие их изменения в процессе усвоения научных знаний. Дис.. к.псих.н. М., 1996
- Моргун В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету. Автореферат дис. к.психол.н. М., 1979.
- Научные основы преподавания химии в высшей школе /ред.Н. Ф. Талызиной, Е.М.Соколовской/ М., 1978
- Нечаев Н.Н. Одновременное формирование группы понятий, охватывающих заданный раздел знаний. Автореферат канд.дис., М., 1972
- Нечаев Н.Н. Одновременное формирование группы понятий, охватывающих заданный раздел знаний. Дис.. к.псих.н. М., 1972
- Никола Г., Талызина Н. Ф. Формирование общих приемов решения арифметических задач //Управление познавательной деятельностью учащихся М., 1972
- Обухова Л.Ф. Формирование системы физических понятий в применении к решению задач //Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности М., 1968
- Обухова Л.Ф. Два пути формирования простой системы научных понятий //Управляемое формирование психических процессов М., 1977
- Орестов P.O. Формирование профессиональной ориентировки высококвалифицированных рабочих. Дис.. к.псих.н. М., 198 997'. Очирова Л. П. Формирование умений осуществлять причинно-следственные связи в обучении химии. Дис.. к.пед.н. СПб., 1995
- Пантина Н.С. Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании //Вопросы психологии, 1957, N 4
- Пантина Н.С. Зависимость формирования действия от типа ориентировки в задании. Автореферат канд.дис., М., 1958
- Подольский А.И. Становление сокращенных форм зрительного опознания. Автореферат дис. к.психол.н. М., 1973.
- Подольский А.И. Функциональное развитие познавательной деятельности в условиях ее планомерного формирования. Дис.. д.псих.н. М., 1987
- Программы средней общеобразовательной школы: Химия М., 1990
- Программы для средних общеобразовательных учебных заведений: Химия М., 1993
- Программы общеобразовательных учреждений: Химия М., 1994
- Программы средней общеобразовательной школы: Естествознание, биология, химия, физика М. 1992
- Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения, М., 1979
- Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры М., 1979
- Решетова З.А., Калошина И. П. Психологические вопросы построения учебных программ //Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий и управление процессом учения М., 1967, с. 48−60
- Решетова З.А., Сергеева Т. А. Построение курса общей химии на основе системного раскрытия его предмета с.11−58 // Системно-структурный подход к построению курса химии М., 1983
- Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия-8: неорганическая химия М., 1989
- Салмина Н.Г. Программирование начальной арифметики //Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий и управление процессом учения М., 1967, с.79−89
- Салмина Н.Г. D6 изучении чисел и действий с ними в начальной школе //Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий М., 1968
- Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении М., 1981
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении М., 1988
- Салмина Н.Г., Мажура Г.П.. //Проблемы управления учебно-воспитательным процессом М., 1977
- Салмина Н.Г., Мажура Г. П. Условия формирования теоретических знаний (на материале неорганической химии //Научные основы преподавания химии в высшей школе М., 1978, с.68−88
- Салмина Н.Г., Сорокин В. В., Райскина Т. П. Познавательная деятельность учащихся и способы построения учебного предмета //Системно-структурный подход к построению курса химии М., 1983, с.59−120
- Сатбалдина С.Т. Q6 организации собственной деятельности учащихся на уроке //Химия в школе 1988, N 2
- Сатбалдина С.Т. О содержании обучения при организации собственной деятельности учащихся //Химия в школе 1988, N 3
- Сатбалдина С.Т., Лидин Р. А. Химия-8 М. 1993
- Сатбалдина С.Т., Лидин Р. А. Химия-9 М. 1996
- Семенюк Л.А. Формирование исторических понятий. Автореферат канд.дис., М., 1970
- Сергеева Т.А. Построение курса общей химии на основе системного представления его предмета, Автореферат канд.дис. М., 1979
- Сергеева Т.А., Рещетова З. А. Формирование теоретического мышления студентов при изучении курса общей химии в высшей школе //Современная высшая школа 1978, N 3, с.89−99.
- Сивкина М.И. Формирование обобщенных приемов перевода с одного языка науки на другой (на материале математики). Дис.. к.псих.н. М., 1977
- Системно-структурный подход к построении курса химии М., 1983 /ред. Е. М. Соколовской, Н.Ф.Талызиной/
- Сохина В.П. Организация ориентировочно-исследовательской деятельности учащихся при обучении начальной арифметике с.70−78 // Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий и управление процессом учения М., 1967
- Сохина В.П. Психологические основы формирования начальных математических понятий //Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий М., 1968, с.117−134.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний М., 1984
- Талызина Н.Ф. Задача создания частных методик в высшей школе //Научные основы преподавания химии в высшей школе /ред.Н. Ф. Талызиной, Е.М.Соколовской/ М., 1978, с.22−35.
- Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий и управление процессом учения М., 1967
- Терегулов Ф.Ш. Принцип наглядности и материализация деятельности в процессе обучения. Автореферат канд.дис., М., 1979
- Титова И.М. Развитие мотивации изучения химии //Химия в школе 1999 N1 с.10−16.
- Турчин А.С. Моделирование как условие формирования теоретического мышления. Дис.. к.псих.н. М., 1986
- Тырсиков Д.В. Развитие интеллектуальной рефлексии в старшем подростковом возрасте. Дис.. к.псих.н. Пятигорск, 1996
- Тнрина A.M. Обучение химическому языку в VII классе средней школы. Автореферат дис.. к.пед.н. М., 1956
- Управление познавательной деятельностью учащихся /под ред. Гальперина П. Я., Талызиной Н.Ф./ М., 1972
- Управляемое формирование психических процессов /под ред. Гальперина П.Я./ М., 1977
- Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г. Е. Химия-9 М. 1996
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии М., 1995
- Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий /под ред. Гальперина П. Я., Талызиной Н.Ф./ М., 1968
- Формирование учебной деятельности школьников М., 1982
- Химическая сказка о двух соседях // Химия и жизнь 1990 N2, с. 72,76−77.
- Чернобельская Г. М., Комиссарова Л. В. Проблемы содержания темы «Теория электролитической диссоциации» //Исследование проблемсодержания обучения химии М. 1984, с.45−51
- Чернобельская Г. М., Трухина М. Д., Шелехова Л. М. Пропедевтический курс химии с прикладным содержанием для VII класса // Химия в школе 1995 N4 с.19−21
- Чернышева В.К. Принцип систематичности и последовательности при построении содержания обучения. Дис.. к.пед.н. М., 1979
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение М., 1995.
- Шелинский Г. И., Рабинович В. А. Химия-8 М., 1995
- Шорова Ж.И. Пути повышения эффективности обучения химическому языку в 7−8 классах. Автореферат дис.. к.пед.н. Л., 1981
- Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М., 1997.
- Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты //Вопросы психологии 1956, N 5.
- Buell R.K., Bradley G. Piagetian studies in science: chemical equilibrium // Science education. 1972. v.56. N 1. p.23−29
- Chiappeta E.L. A review of Piagetian studies relevant to science instruction at the secondary and college level // Science education. 1976. v.60. N 2. p.253−261
- Children’s ideas in science /Ed. by R. Driver, E. Guesne, A.Tiberghien. Milton Keynes, England: Open University press, 1985, 202p.
- Doran R.L. Misconceptions of selected science concepts held by elementary school students // Journal of research in science teaching. 1972. v.9. p.127−137
- Driver R., Easley J. Pupils and paradigms: a review of literature related to concept development in adolescent science students // Studies in science education. 1978. v.5. p.61−84
- Driver R., Ericson G.L. Theories-in-action: some theoretical and empirical issues in the study of students' conceptual frameworks in science // Studies in science education. -1983. v.10. p.37−60
- Hall J.R. Consevation concepts in elementary chemistry // Journal of research in science teaching. 1973. v.11. p.143−146
- Gower D.M., Daniels D.J., Lloyd G. The mole concept // School science review. 1977. v.58. p.658−676
- Kempa R.F., Hodgson G.H. Levels of concept aquisition and concept maturation in students of chemistry //British journal of educational psychology. 1976. v.46. p.253−260
- Novick S., Nussbaum J. Pupils' understanding of the particulate nature of matter: a cross-age study // Science education. 1981, v.65. N 3. p.187−196
- Pella M.O., Carey R.L. Levels of maturity and levels of understanding for selected concepts of the particle nature of matter //Journal of research in science teaching. 1967. v.5. p.202−215