Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические основы интеллектуального воспитания учащихся

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как правило, именно самые очевидные идеи, по-видимому, в силу своей обманчивой простоты, осознаются и принимаются как руководство к действию с большим опозданием. К числу таких идей относится представление о том, что не ученика надо «подстраивать» под содержание и формы школьного образования, но, напротив, содержание и формы школьного образования должны быть в максимальной мере перестроены… Читать ещё >

Психологические основы интеллектуального воспитания учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные психологически ориентированные модели школьного обучения

Как правило, именно самые очевидные идеи, по-видимому, в силу своей обманчивой простоты, осознаются и принимаются как руководство к действию с большим опозданием. К числу таких идей относится представление о том, что не ученика надо «подстраивать» под содержание и формы школьного образования, но, напротив, содержание и формы школьного образования должны быть в максимальной мере перестроены в соответствии с психологией ученика, его правами и интересами.

Несмотря на объективные трудности своего развития, с которыми всегда сталкивалась советская, а потом и российская школа, практически на протяжении всей ее истории не прекращались попытки разработки и внедрения в практику обучения психологически ориентированных моделей обучения, основанных как на зарубежном педагогическом опыте, так и на оригинальных разработках отечественных исследователей. В частности, можно выделить следующие основные модели обучения, построенные с учетом психологических механизмов умственного развития учащихся.

«Свободная модель».

В процессе обучения в максимальной мере учитывается внутренняя инициатива ребенка. При некоторой помощи со стороны учителя ребенок тем не менее сам определяет интенсивность и продолжительность своих учебных занятий, свободно планирует собственное время, самостоятельно выбирает средства обучения. Какая-либо жесткая система педагогических воздействий отсутствует. Напротив, поощряется импровизация и детей, и учителя относительно как содержания, так и способов обучения. Разновидности этой модели («свободный день», «свободный класс» и т. п.) объединяет неформальное отношение к процессу обучения: отсутствие классно-урочной системы, обязательных учебных программ, контроля и оценки знаний учащихся (Р. Штайнер, Ф. Г. Кумбе, Ч. Сильберман).

Ключевой психологический элемент — «свобода индивидуального выбора» (см.: Одаренные дети, 1992).

«Диалогическая модель».

Отмечается необходимость изменения содержания и формы школьного образования в направлении освоения детьми культурных основ человеческого познания. В центре внимания — целенаправленное развитие интеллекта учащихся, понимаемого в качестве «глубинно развитого разума». На первый план выходит формирование диалогизма как основного определения человеческой мысли (в виде диалога культур; диалога идей за счет освоения тех «точек превращения», в которых одна форма понимания переходит в другую (иную); диалога знания и незнания, поскольку знание в его высших формах оказывается полным сомнения и проблематичности; диалога в сознании ученика голосов поэта и теоретика, и т. д.).

Признается непредсказуемость, самобытность интеллектуального развития личности, в том числе возможность для ребенка самостоятельного, «одинокого» учения (дома, за книгой). Создаются условия для индивидуального интеллектуального творчества, в частности, поощряется появление «монстров» в виде странных на первый взгляд выдумок самих детей, которые являются личностными открытиями, часто независимыми от логики учебного процесса. Вместо учебников в данной модели используются тексты как произведения соответствующей культуры. Отсутствует единая программа, не практикуются обычные отметки (В. С. Библер, С. Ю. Курганов и др.).

Ключевой психологический элемент — «диалогичность индивидуального сознания» (см.: Школа диалога культур, 1993).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой