Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование психологической готовности студентов-социальных педагогов к работе с семьей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования. Процесс формирования психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей происходит успешно, если реализуются психолого-педагогические условия: интеграция и дифференциация психологических и педагогических знаний студентов при изучении дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования» — включение студентов в квазипрофессиональную… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей
    • 1. 1. Теоретические аспекты деятельности социального педагога по работе с семьей
    • 1. 2. Особенности психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей
    • 1. 3. Моделирование процесса формирования психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Процесс формирования психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей
    • 2. 1. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей
    • 2. 2. Эффективность реализации психолого-педагогических условий формирования психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей
  • Выводы по второй главе

Формирование психологической готовности студентов-социальных педагогов к работе с семьей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Семья тесно связана с обществом и осуществляет воспитательный процесс, учитывая те многочисленные воздействия, которые ребенок получает из окружающей социально-культурной среды. Учет единства интересов семьи и государства является важнейшим методологическим требованием при разработке вопроса о будущем семьи (С.И. Голод, Н. Д. Шимин и др.). 2008 год был объявлен Годом Семьи в России, который, по мнению президента Российской Федерации Д. А. Медведева, должен «ознаменоваться важными переменами в жизни каждой российской семьи». Понятно, что одна семья без помощи общества, государства не в состоянии справиться с решением данной общественно и лично значимой задачи.

В современных условиях психолого-педагогическая грамотность членов семьи становится необходимым условием эффективного воспитания ребенка (М.А. Галагузова, Т. В. Лодкина, О. В. Некрасова и др.). В настоящее время все яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессионалов: психологов, социальных педагогов и других специалистов.

Данная проблема актуальна в целом, является важной и для будущих социальных педагогов образовательных учреждений высших школ России, поскольку перед ними профессиональная деятельность ставит задачи выбора адекватных мер помощи семье как субъекту обучения и воспитанияучета особенностей современной семьи, тенденций и перспектив ее развитияповышения психолого-педагогической культуры семьи и социально-педагогической защиты семьи и ребенка в социуме. Формирование психологической готовности будущего социального педагога к работе с семьей позволит решить данные задачи в процессе организационной и целенаправленной деятельности преподавателя и студентов. Таким образом, проблема формирования психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей требует специального изучения.

Состояние и степень разработанности проблемы исследования. В психолого-педагогической литературе феномен психологической готовности рассматривается с позиций различных теорий.

При определении психологической готовности различают два основных подхода: функциональный и личностный. Функциональный предполагает изучение готовности к деятельности как психического состояния, обеспечивающего высокий уровень достижений в данной деятельности (А.Г. Ковалев, К. Н. Лаврова, Н. Д. Левитов, А. Ц. Пуни, А. А. Ухтомский и др.). Второй подход объясняет психологическую готовность как качество, формирующееся в результате подготовки к определенному виду деятельности (Ф.Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.).

Готовность к психолого-педагогической деятельности является предметом теоретического и практического изучения отечественных педагогов и психологов (С.Я. Батышев, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, И. П. Кузьмин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. С. Подымова, И. П. Раченко, В. В. Сериков, В. А. Сластенин и др.).

Теоретические основы становления в России профессии «социальный педагог» заложены в исследованиях, проведенных под руководством В. Г. Бочаровой, отдельные аспекты социально-педагогической работы, вопросы подготовки к ней специалистов отражены в исследованиях Б. З. Вульфова, М. А. Галагузовой, В. Н. Гурова, ' В. И. Загвязинского, А. В. Мудрика,

A.M. Панова, Н. М. Сажиной, В. А. Сластенина, В. И. Спириной, Г. Н. Филонова,

B.А. Фокина, Т. Ф. Яркиной и др.

Отдельные вопросы работы социального педагога с семьей на современном этапе раскрыты в трудах М. А. Галагузовой, Т. В. Лодкиной, а также в диссертационных исследованиях последних лет: Р. У. Арифулиной, В. Н. Ефименко, Е. Б. Кириченко, О. В. Некрасовой, И. Н. Пономаревой, В. В. Потапова, Ф. А. Тугуз и др.

Анализ исследований ученых, занимающихся прямо или косвенно проблемой психологической готовности педагога, социального педагога и различных специальностей к профессиональной деятельности, позволяет предполагать, что определение психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей требует уточнения.

Вместе с тем, проблема формирования психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей не получила достаточно полного отражения в теории и практике современного образования в вузе.

В связи с этим возникают противоречия между:

• социальной потребностью в специалистах — социальных педагогах по работе с семьей и действительным наличием специалистов в данной области;

• необходимостью выпускникам-социальным педагогам быть готовыми к работе с семьей и недостаточной разработанностью специально организованной, целенаправленной деятельности по формированию психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьейпреобладанием теоретической психолого-педагогической подготовки студента и необходимостью практического использования знаний в профессиональной деятельности специалиста — социального педагога.

Указанные противоречия обусловливают существование проблемы, которая заключается в формировании психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей таким образом, чтобы выпускник вуза был способен оказать в реальном времени эффективную помощь семье. Деятельность семейного социального педагога заключается в посредничестве между личностью, семьей и обществом, в поиске равновесия и гармонии между ними.

Объект исследования — психологическая готовность студентов — социальных педагогов к работе с семьей.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия формирования психологической готовности студентов — социальных педагогов к. работе с семьей.

Цель исследования: определить психолого-педагогические условия формирования психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей и апробировать их, в ходе проведения программы «Формирование психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей».

Гипотеза исследования. Процесс формирования психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей происходит успешно, если реализуются психолого-педагогические условия: интеграция и дифференциация психологических и педагогических знаний студентов при изучении дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования" — включение студентов в квазипрофессиональную деятельностьучет критериев психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьейориентация на личностный и профессиональный опыт студентовреализация программы «Формирование психологической готовности студентовсоциальных педагогов к работе с семьей».

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили его задачи:

1. Осуществить теоретический анализ изучения феномена психологической готовности к профессиональной деятельности в психолого-педагогической литературе.

2. Уточнить содержание понятия «психологическая готовность студента — социального педагога к работе с семьей» и выделить его структурные компоненты.

3. Разработать психолого-педагогическую модель и реализовать программу «Формирование психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей».

4. Определить психолого-педагогические условия формирования психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей.

Методологическую основу исследования составили: системный подход (Л.С. Выготский, А. В. Кочетков, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин и др.) — принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — основные положения интегративно-дифференцированного подхода в образовании (Н.И. Вьюнова, М. А. Холодная и др.).

Теоретической основой в изучении формирования психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей выступили контекстный подход (А.А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева, Т. Д. Дубовицкая и др.) — идеи развивающего обучения (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) идеи гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) — теоретические положения о семье и брачно-семейных отношениях (Ю.Е. Алешина, А. Н. Волкова, Л .Я. Гозман, С. И. Голод, В. Н. Дружинин, Н. А. Коваль, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, Н. Н. Обозов, В. Сатир, В. А. Сонин, В. А. Сысенко,

A.Г. Харчев, Н. Д. Шимин, Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис и др.) — теоретические положения о готовности к психолого-педагогической деятельности (С.Я. Батышев, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, И. П. Кузьмин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. С. Подымова, И. П. Раченко,

B.В. Сериков, В. А. Сластенин, Ю. Г. Хлоповских и др.). Существенное значение для подготовки настоящей диссертационной работы имели труды М. А. Галагузовой, Т. В. Лодкиной, в которых раскрыты вопросы работы социального педагога с семьей на современном этапе, а также диссертационные исследования последних лет (В.Н. Ефименко, Е. Б. Кириченко, О. В. Некрасова, Э. И. Сахапова, Ф. А. Тугуз и др.).

Методы исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияэмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, методика «Моторная проба» Шварцландера, методика «Изучение самооценки» Т.В. Дембо

C.Я. Рубинштейн (модификация Н. И. Вьюновой, С.Ю. Комовой), методика «Личностный дифференциал» Ч. Осгуда (модификация Н. И. Вьюновой, С.Ю. Комовой), проективная методика «Рисунок семьи» (модификация Н. И. Вьюновой, С.Ю. Комовой) — метод экспертных оценокэкспериментальные: констатирующий и формирующий экспериментыметоды математической статистики: G — критерий знаков, F-критерий Фишера, t-критерий Стыодентакачественный анализ результатов. Расчеты осуществлялись при помощи компьютерных программ «SPSS 10.0 for Windows» и «Excel».

Научная новизна исследования состоит в следующем: уточнено понятие «психологическая готовность студента — социального педагога к работе с семьей», под которой понимается определенный уровень профессионального развития личности, предполагающий сформированность системы взаимосвязанных компонентов, обеспечивающей эффективные действия в работе с семьей и ее субъектамивыделены структурные компоненты психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей, а именно: когнитивный, технологический, нравственно-волевой, интерактивный, аффективно-регулятивный;

— разработана и научно обоснована программа «Формирование психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей»;

— определены психолого-педагогические условия формирования психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей, к которым относим: интеграцию и дифференциацию психологических и педагогических знаний студентов при изучении дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования" — включение студентов в квазипрофессиональную деятельностьучет критериев психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьейориентацию на личностный и профессиональный опыт студентовреализацию программы «Формирование психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей».

Теоретическая значимость диссертационного исследования. Конкретизировано понятие «психологическая готовность студента — социального педагога к работе с семьей» в соответствии с предметом исследования.

Уточнены структурные компоненты психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей (когнитивный, технологический, нравственно-волевой, интерактивный, аффективно-регулятивный).

Создана психолого-педагогическая модель формирования психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей.

Доказано, что формирование психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей осуществляется более успешно при peaлизации в учебном процессе вуза психолого-педагогических условий формирования психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей.

Практическая значимость исследования. Разработана и реализована программа «Формирование психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей», включающая следующие этапы:

1 этап — превентивный — получение первичного опыта взаимодействия с семьей и/или представителем семьи;

2 этап — основной (личностный, работа с семьей) — изучение теоретического и практического материала дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования» (ОПС и СК), использование различных форм деятельности преподавателя и студентов, реализация программы в соответствии со структурными компонентами психологической готовности будущих социальных педагогов к работе с семьей;

3 этап — заключительный — подведение итогов реализации программы «Формирование психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей», самоанализ студентов и анализ экспертов эффективности проделанной работы.

Материалы диссертационного исследования используются на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета и на кафедре социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета при чтении дисциплин «Основы психологии семьи и семейного консультирования», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Возрастная психология», а также при проведении педагогических и учебных практик в вузе.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обусловлены опорой на достижения современной педагогической психологииприменением валидных и надежных методов исследования, адекватных предмету, цели, гипотезе и задачам диссертационной работыэмпирической проверкой основных положенийрепрезентативностью выборки испытуемыхтщательным и корректным проведением качественного анализа и статистической обработки исходных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическая готовность студента — социального педагога к работе с семьей — это определенный уровень профессионального развития личности, предполагающий сформированность системы взаимосвязанных компонентов, обеспечивающей эффективные действия в работе с семьей и ее субъектами.

2. К структурным компонентам психологической готовности студентовсоциальных педагогов к работе с семьей относим: когнитивный, технологический, нравственно-волевой, интерактивный, аффективно-регулятивный.

3. Психолого-педагогическая модель формирования психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей включает в себя следующие составляющие: цель, задачи, этапы обучения в вузе, тип деятельности студентов, формы деятельности преподавателя и студентов, критерии психологической готовности, психолого-педагогические условия формирования психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей.

4. Программа «Формирование психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей» состоит из 3 этапов: превентивный, основной (личностный, работа с семьей), заключительный.

5. Формирование психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей протекает успешно при реализации следующих психолого-педагогических условий: интеграция и дифференциация психологических и педагогических знаний студентов при изучении дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования" — включение студентов в квазипрофессиональную деятельностьучет критериев психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьейориентация на личностный и профессиональный опыт студентовреализация программы «Формирование психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования освещались в научных докладах и сообщениях на международных, всероссийских, межрегиональных, научно-практических и интернет-конференциях: «Психология славянской нравственности» (Тамбов, 2009), «Формирование профессиональной компетентности будущего педагога в условиях модернизации образования» (Самара, 2007), «Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста» (Воронеж, 2003, 2004, 2005, 2006, 2008), «Профессиональное образование преподавателя: традиции и инновации» (Воронеж, 2003), «Психологические проблемы современной российской семьи — 2004» (интернет-конференция, 2004), «Психология и семья» (интернет-конференция, 2006, 2008), на научных сессиях аспирантов и преподавателей кафедры педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета (2003;2008).

Организация исследования. В исследовании приняли участие 146 человек. Из них — 64 студента Воронежского государственного университета- 70 студентов Воронежского государственного педагогического университета- 6 человек — эксперты-социальные педагоги (практические работники в социальной сфере г. Воронежа) — 6 человек — эксперты-преподаватели кафедры педагогики и педагогической психологии Воронежского государственного университета.

Исследование проводилось в период с 2003 по 2008 гг.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Работа иллюстрирована таблицами, схемой и рисунками.

Основные выводы диссертационного исследования:

1. Осуществлен теоретический анализ изучения феномена психологической готовности к профессиональной деятельности в психолого-педагогической литературе.

2. Уточнено содержание понятия «психологическая готовность студентасоциального педагога к работе с семьей» и понимается как определенный уровень профессионального развития личности, предполагающий сформирован-ность системы взаимосвязанных компонентов, обеспечивающей эффективные действия в работе с семьей и ее субъектами.

3. Выделены структурные компоненты психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей, а именно: когнитивный, технологический, нравственно-волевой, интерактивный, аффективно-регулятивный.

4. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена психолого-педагогическая модель формирования психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей.

5. Разработана и реализована программа «Формирование психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей».

6. Экспериментальным путем определена совокупность психолого-педагогических условий, интенсифицирующих процесс формирования психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей: интеграция и дифференциация психолого-педагогических знаний студентов при изучении дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования" — включение студентов в квазипрофессиональную деятельностьучет критериев психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьейориентация на личностный и профессиональный опыт студентовреализация программы «Формирование психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей».

В результате экспериментальной работы выявлена позитивная динамика представленности структурных компонентов психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей (более четкое восприятие семьи, развитие положительной и активной профессиональной Я-концепции социального педагога по работе с семьей, повышение уверенности как в личностной, так и в будущей профессиональной деятельности студентов — социальных педагогов, наличие желания работать семейным социальным педагогом) в самосознании будущих специалистов.

Повышение уровня психологической готовности студентов — социальных педагогов к работе с семьей путем реализации программы «Формирование психологической готовности будущих социальных педагогов к работе с семьей» наглядно и убедительно показывает эффективность применения психолого-педагогических условий, особенно в таких сферах образования, которой является высшая школа.

Наиболее перспективным направлением дальнейшего исследования может стать разработка инновационных психолого-педагогических технологий развития готовности будущего социального педагога к работе с семьей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л.В. Сущностная характеристика феномена «профессионализм личности педагога» / Л. В. Абдалина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — Тамбов, 2007. — Вып. 9 (53). — С. 48−58.
  2. , Л.В. Формирование готовности инженерно-педагогических работников к профессиональному развитию в системе повышения квалификации : дис.. канд. педагогических наук: 13.00.01, 13.00.08 / Л. В. Абдалина. Воронеж, 2002. — 188 с.
  3. , Т.Д. Индивидуально-психологические особенности неработающих женщин / Т. Д. Абдурасулова, О. В. Лимина, Н. В. Ефимова // Семейная психология и семейная терапия. М.: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки», 2006. — № 2. — С. 114−126.
  4. , Б.Б. Педагогическая психология : Схемы и тесты / Б.Б. Айс-монтас. М.: Издательство ВЛАДОС-Пресс, 2002. — С. 146−184.
  5. , Ю.Е. Взаимосвязь отношения к себе и отношения к другим / Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982.-№ 4.-С. 21−29.
  6. , Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. -208 с.
  7. , Ю.Е. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование / Ю. Е. Алешина, К. Е. Данилин, Е. М. Дубовская. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 64 с.
  8. , Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы / Ю. Е. Алешина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. — № 2. -С. 60−71.
  9. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты // сост. P.P. и С. А. Римские. М.: Издательство «КСП», 1997. — 320 с.
  10. , Б.Г. Избранные психологические труды : В 2-х т. / Б. Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980. С. 127.
  11. , Т.В. Психология семьи : Программа спецкурса для вузов / Т. В. Андреева // Семейная психология и семейная терапия. М.: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки», 2005. — № 2. -С. 3−12.
  12. , Р.У. Профессиональная подготовка социальных педагогов к работе с детьми девиантного поведения : автореферат дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.08/Р.У. Арифулина: Нижний Новгород, 2007. 24 с.
  13. , С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации / С. Я. Батышев. М.: Педагогика, 1979. — 223 с.
  14. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, OJIMA-ПРЕСС, 2004. — 666 с.
  15. , А.В. Семья и закон в вопросах и ответах / А. В. Бровкин, И. А. Еремичев, Э. Л. Страунинг. М.: Щит-М, 2002. — 121 с.
  16. , Т.П. : Формирование экологической культуры младших школьников в образовательном процессе на основе использования личностной ситуации : автореферат дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Т. П. Буренина: Воронеж, 2004. 22 с.
  17. , Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб.: Питер, 1998. -336 с.
  18. , Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова. -М.: Академия, 2001. 158 с.
  19. , Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Ю. В. Василькова. М.: Академия, 1999.-439 с.
  20. Введение в практическую социальную психологию. Учеб. пособие для высших учебных заведений / под ред. Ю. М. Жукова, JI.A. Петровской, О .В. Соловьевой. -М.: Смысл, 1996.-373 с.
  21. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  22. , Е.А. Подготовка будущих социальных педагогов к профессиональному саморазвитию : автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. А. Власова. Саратов: Саратовский государственный университет, 2008 — 24 с.
  23. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -С. 50−54, 319−328.
  24. , М.М. Развитие педагогического коллектива многопрофильного учреждения дополнительного образования детей как обучающейся организации : автореферат дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / М. М. Вострикова: Воронеж, 2003. 23 с.
  25. , JI.C. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. С. 37−47, 358−373.
  26. , JI.C. Собрание сочинений : В 6 т. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — Т. 3. — С. 289.
  27. Вьюнова, Н. И Интеграция и дифференциация университетского психолого-педагогического образования / Н. И. Вьюнова. М., Воронеж: МГПУ, ВГУ, ВГИ МОСУ, 1999. — 236 с.
  28. , Н.И. Инвариантное и вариативное в исследовании проблем психолого-педагогического образования / Н. И. Вьюнова // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2003. — № 1. — С. 189 206.
  29. , Ю.Н. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов : автореферат дис.. доктора педагогических наук: 13.00.08 / Ю. Н. Галагузова: Москва, 2001. 24 с.
  30. , Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов / Ю. Н. Галагузова, Г. В. Сорвачева, Г. Н. Штинова. -М.: ВЛАДОС, 2001. 220 с.
  31. , М.В. Атлас по психологии : Информ.-метод, пособие к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. М.: Педагогическое общество России, 2001 276 с.
  32. , С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С. И. Голод. СПб.: Б.и., 1998. — 270 с.
  33. , Ф.Н. Психология / под ред. Н. Ф. Добрынина. М.: Просвещение, 1973. — 240 с.
  34. , Ю.В. Психологические проблемы детей в ситуации развода родителей /Ю.В. Городецкая // Семейная психология и семейная терапия. -М.: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки», 2005. № 2. — С. 33−40.
  35. , И.В. Основы семейной жизни : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / И. В. Гребенников. М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
  36. , Л.А. Педагогическая психология : Учебное пособие / Л. А. Григорович. М.: Гардарики, 2003. — 90−99, 101−126, 242−252, 294, 306.
  37. , В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль: В 4 т. Т. 1. — СПб., 1996. — 387 с.
  38. , С.С. Психолого-педагогические условия формирования готовности старшеклассников к исследовательской деятельности : автореферат дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / С. С. Долгих: Воронеж, 2005. 24 с.
  39. , И.В. Проблемы психологической подготовки молодежи к семейной жизни / И. В. Дубровина // Вопр. психологии. 1981. — № 4. -С. 146−151.
  40. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 175 с.
  41. Д.Д. Популярные основы психиатрии / Д. Д. Еникеева. Донецк: Сталкер, 1997. — 432 с.
  42. , М.В. Психология развития. Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / М. В. Ермолаева. -М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 336 с.
  43. , В.Н. Подготовка социальных педагогов в вузе к осуществлению поддержки неблагополучных семей : автореферат дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.08/В.Н. Ефименко: Ярославль, 2007. -24 с.
  44. , Н.В. Педагогические условия подготовки менеджеров сферы культуры и искусства к профессиональной деятельности / Н. В. Ефремова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -Тамбов, 2007. Вып. 11 (55). — С. 235−240.
  45. , И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов / И. А. Зимняя. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 384 с.
  46. , Е.И. Роль семьи в подготовке молодежи к брачно-семейным отношениям / Е. И. Зритнева // Семейная психология и семейная терапия. М.: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки», 2005. -№ 1. — С. 12−18.
  47. , Н.Ю. Развитие профессиональных ценностных ориентаций студентов средствами гештальт-терапии : дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. Ю. Зыкова. Курск, 2006. — 180 с.
  48. , Н.Ю. Развитие профессиональных ценностных ориентаций студентов средствами гештальт-терапии : автореферат дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. Ю. Зыкова. Курск, 2006. — 24 с.
  49. , Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности / Е. И. Исаев, В.И. Слобод-чиков. М.: Издательство «Школа-Пресс», 1995. — 384 с.
  50. , О.Г. Значение отца для развития ребенка / О. Г. Калина, А. Б. Холмогорова // Семейная психология и семейная терапия. М.: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки», 2006. — № 1. -С. 87−100.
  51. , О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : Учеб. пособие / О. А. Карабанова. М.: Гардарики, 2006. — 320 с.
  52. , О.В. Профессиональный тренинг в системе повышения квалификации и переподготовки социальных педагогов : автореферат дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / О. В. Кардашина: Моеква, 1999.-24 с.
  53. , М.И. Подготовка будущего специалиста к социальной работе с одинокими людьми пожилого возраста в рамках спецкурса / М. И. Касаткина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. — Вып. 11 (55). — С. 264−265.
  54. , Е.Б. Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами : автореферат дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Е. Б. Кириченко: Ярославль, 2003. 24 с.
  55. , Н.Н. Психологические условия применения активных методов обучения в процессе подготовки социальных педагогов : автореферат дис.. кандидата психологических наук: 19.00.07 / Н. Н. Коваленков: Ставрополь, 1998. 24 с.
  56. , Н.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности : Учеб. пособие / Н. А. Коваль, Е. А. Калинина. Тамбов: Издательство ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. — 351 с.
  57. , С.Ю. Возрастные особенности студентов в восприятии семьи (на примере социальных педагогов) / С. Ю. Комова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. -Вып. 12 (56).-С. 150−154.
  58. , С.Ю. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебная программа курса и планы семинарских занятий / С. Ю. Комова. -Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. 27с.
  59. Консультирование детей в психолого-педагогическом центре / под ред. JI.C. Алексеевой. М.: НИИ семьи, 1998. — 168 с.
  60. , Н.В. Психологическая структура деятельности учителя : Тексты лекций / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев. Гомель: Изд-во Гомельск. ун-та, 1976. — 57 с.
  61. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха / автор-сост. Р. И. Кашапов. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996.- 445 с.
  62. , Н.Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1964. — 344 с.
  63. , А.Ю. Проблемы семьи и пола как объекты философской рефлексии : автореферат дис.. кандидата философских наук: 09.00.11 / А. Ю. Лихачева. Воронеж, 2002. — 24 с.
  64. , О.В. Педагогическая психология воспитания : Учеб. пособие / О. В. Лишин. М.: ИКЦ «Академ книга», 2003. — С. 144−214.
  65. , Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 31 300-Социальная педагогика / Т. В. Лодкина. М.: Академия, 2003. — 190 с.
  66. , Ш. Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир / Ш. Лойшен. СПб.: Питер, 2001.-160 с.
  67. , Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Питер, 2001. -752 с.
  68. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.-310 с.
  69. , А.В. Психология влияния / А. В. Морозов. СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  70. Мудрость воспитания: Книга для родителей / сост. Б.М. Бим-Бад и др.- М.: Педагогика, 1989. 304 с.
  71. , Г. Х. Подготовка будущих социальных педагогов к работе сбезработными : автореферат дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Г. Х. Мусина: Великий Новгород, 2001. 24 с.
  72. , Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. / Ф. А. Мустаева. М: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003.-528 с.
  73. , Р.А. Самоактуализация личности в учебной деятельности : теоретические аспекты / Р. А. Мухамедьяров // Вестник Тамбовского университета. Серия ¦ Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. -Вып. 7 (51).-С. 215−219.
  74. , Я. Психодрама в индивидуальной работе с людьми, страдающими алкогольной зависимостью, и членами их семей / Я. Мюллер // Семейная психология и семейная терапия. М.: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки», 2005. -№ 3.-с 115−122
  75. , Г. Семья в психологической консультации / Г. Навайтис. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. 224 с.
  76. Нартова-Бочавер, С. К. Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова-Бочавер, М. И. Несмеянова, Н. В. Малярова, Е. А. Мухортова. М.: ТОО «ТП», 1998.-222 с.
  77. , М.А. Психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников (на примере российских и вьетнамских детей): автореферат дис.. кандидата психол. наук: 19.00.07 / М. А. Нгуен: Тамбов, 2008. 26 с.
  78. , О.В. Психолого-педагогические условия развития адаптивных отношений матери и подростка в семье после развода : автореферат дис.. кандидата психол. наук: 19.00.07 / О. В. Некрасова: Тамбов, 2006. 24 с.
  79. , О.А. Психолого-педагогические особенности работы с родителями в процессе взаимодействия школы и семьи / О. А. Нестерова // Семейная психология и семейная терапия. М.: ООО «Исследовательекая группа «Социальные науки», 2005. № 4. — С. 49−58.
  80. , Е.И. Образование взрослых : Междисциплинарный словарь терминологии / Е. И. Огарев, В. Г. Онушкин. СПб, Воронеж, 1995. — 232 с.
  81. , С.И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: АЗЪ, 1995. -928 с.
  82. , Н.А. Проблемы изучения молодой семьи в психологии / Н. А. Осипова // Семейная психология и семейная терапия. М.: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки», 2005. — № 1. -С. 19−33.
  83. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сласте-нин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
  84. Педагогика здоровья. М.: Издательство «Педагогика-Пресс», 1992. -288 с.
  85. Педагогическая психология: Учеб. пособие / В. Казанская. СПб.: Питер, 2003.-366 с.
  86. , А.В. Развитие готовности детей к школе на основе авторской системы деятельности педагога-мастера : дис. .канд. психол. наук: 19.00.13 / А. В. Перушкин. Шуя, 2002. — 163 с.
  87. , А.В. Развитие готовности детей к школе на основе авторской системы деятельности педагога-мастера : автореферат. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / А. В. Перушкин. Шуя, 2002. — 163 с.
  88. , С.А. Психологическая модель развития взаимопознания в диаде «преподаватель студент» : автореферат дис.. кандидата психол. наук: 19.00.05 / С. А. Перышкова: Тамбов, 2008. — 26 с.
  89. , JI.A. К вопросу о своеобразии социализации взрослого / JI.A. Петровская // Мир психологии. 1999. — № 2. — С. 29−32.
  90. , А.В. История и теория психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. — В2 т.-Т. 1.-416 с.
  91. , JI.C. Психологические особенности детско-родительских отношений в приемных семьях / JI.C. Печникова, Е. Б. Жуй ко в, а // Семейная психология и семейная терапия. М.: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки», 2005. — № 4. — С. 61−73.
  92. , И.П. Педагогика :Учеб. для высших пед. учеб. заведений / П. И. Подласы. М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
  93. , А.П. Профессиональная культура специалиста социальной работы : структура и этапы ее развития в вузе / А. П. Поздняков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. — Вып. 7 (51). — С. 199−206.
  94. Популярная медицинская энциклопедия / гл. ред. В. И Покровский. -Ул.: «Книгочей», 1997. 688 с.
  95. , В.В. Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов в вузах культуры и искусств к работе с подростками : автореферат дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / В. В. Потапов: Москва, 2007. 24 с.
  96. Практикум по дидактике и методикам обучения / А. В. Хуторской. -СПб.: Питер, 2004. 541 с.
  97. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. // под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 560 с.
  98. Прикладная социальная психология: Учеб. пособие / А. Н. Сухов, В. Н. Казанцев, А. В. Чечкина и др.- под ред.: А. Н. Сухова, А. А. Дерка-ча. -М.- Воронеж, 1998. С. 182−211, 669−684.
  99. , А.С. Социально-психологический тренинг в школе / А. С. Прутченков. М.: ЭКСМО-пресс, 2001. — 638 с.
  100. Психологические вопросы формирования профессионального мышления
  101. . сб. науч. тр. / под ред. В. П. Андронова. Саранск: МГУ, 1984. — 123 с.
  102. Психологические вопросы формирования профессионального мышления: Меж вуз. сб. науч. тр. Саранск: Издательство Мордовского университета, 1984. — 124 с.
  103. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е. Г. Силяевой. 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
  104. Психология социальной работы / О. Н. Александрова, О. Н. Боголюбова, Н. Л. Васильева. СПб.: Питер, 2002. — 352 с.
  105. , А.И. Физкультура и спорт / А. И. Пуни. М., 1989. — 88с.
  106. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. — 303 с.
  107. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: Учебно-метод. пособие / под науч. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2007.- 383 с.
  108. , Д.Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгород-ский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. — 672 с.
  109. , И.П. Принципы научной организации педагогического труда (В вопросах и ответах) / И. П. Раченко. Киев: Радянська школа, 1989. -190 с.
  110. , А.Н. Психологическая характеристика представлений в юношеском возрасте об отношениях со своими будущими детьми : автореферат дис.. кандидата психол. наук: 19.00.07 / А. Н. Родионов: Тамбов, 2009. 23 с.
  111. , Е.В. Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-инвалидами : автореферат дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Е. В. Ромашина: Майкоп, 2007. 24 с.
  112. , К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика: Пер. с англ. / под ред. Л. А. Петровской. М.: Прогресс, 1990.-С. 314−371.
  113. , Л.М. Формирование готовности будущих социальных педагогов к работе с социально дезориентированными школьниками : автореферат дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Л. М. Рышкова: Курск, 2005.-24 с.
  114. , Е.Н. Психологическая модель развития самооценки в младшем школьном возрасте : автореферат дис.. кандидата психол. наук: 19.00.13 / Е. Н. Рябышева: Тамбов, 2008. 26 с.
  115. , О.В. Психологическая модель развития профессиональной мотивации курсантов психологов (на примере Академии ФСИН России): автореферат дис.. кандидата психол. наук: 19.00.07 / О. В. Самофалова: Тамбов, 2008. — 24 с.
  116. , Н.Ю. Формирование личностной готовности психологов к первичной профилактике наркомании в среде старшеклассников : автореферат дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. Ю. Самыкина. Калуга: Самарский гос. ун-т, 2002. — 23 с.
  117. , В. Как построить себя и свою семью / В. Сатир. М.: Педагогика, 1992. — 192 с.
  118. В. Психотерапия семьи / В. Сатир. СПб.: Ювента, 1999. — 283 с.
  119. , Э.И. Формирование готовности к работе с семьей у будущих педагогов-психологов : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Э. И. Сахапова. Казань: Тат. гос. гум.-пед. ун-т, 2006. — 227 с.
  120. Семья в психологической консультации: Опыт и пробл. психол. консультирования / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989.-206 с.
  121. Семья как объект философского и социологического исследования: Сборник статей. Л.: Наука, 1974. — 150 с.
  122. , В.В. Формирование у учащихся готовности к труду /
  123. В.В. Сериков. -М.: Педагогика, 1988. 191 с.
  124. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 350 с.
  125. , В.А. Социальный педагог : Готовность к профессиональной деятельности / В. А. Сластенин // Научные труды МГПУ им. В. И. Ленина. -М.: МГПУ, 1995. 160 с.
  126. , В.И. Семья в гуманистической психологии / В. И. Слепкова // Семейная психология и семейная терапия. М.: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки», 2005. — № 4. — С. 114−124.
  127. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 368 с.
  128. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск.: Харвест, 1997. — 800 с.
  129. , Е.О. Психологический анализ трудностей матери в отношениях с ребенком / Е. О. Смирнова, Т. А. Кошкарова // Семейная психология и семейная терапия. М.: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки», 2006. -№ 1. — С. 100−109.
  130. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1989. — С. 164, 830,1205.
  131. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. В. В. Миронова. М.: Гардарики, 2006. — С. 583−605.
  132. , Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию» / Е. Е. Соколова. М.: Смысл, 1997. — 653 с.
  133. , В.А. Психологический практикум : задачи, этюды, решения / В. А. Сонин. М.: Моск. псих-соц. ин-т, Флинта, 1998. — 168 с.
  134. , В.А. Словарь персоналий. Психологи от, А до Я. / В. А. Сонин. -М.: Моск. псих-соц. ин-т, Флинта, 1997. 160 с.
  135. , В.А. Социально-психологические аспекты семьи и брака /1. B.А. Сонин, 1985.
  136. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 416 с.
  137. Социально-философские проблемы семьи: Учеб. пособие. / Н.Д. Ши-мин. Воронеж: Воронеж, гос. технол. акад., 1996. — 136 с.
  138. , Л.Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997. — 736 с.
  139. , Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия» / Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.1. C. 7−260, 385−534.
  140. Страницы современной педагогики: диалог теории и практики / под общей ред. С. М. Годника. Воронеж: ВОИПКРО, 1998. — 364 с.
  141. , А.Н. Реальная социальная психология : Учеб. пособие / А. Н. Сухов. М.: МПСИ, 2004. — 350 с.
  142. , А.Н. Социальная психология : Учеб. пособие для студ. /
  143. A.Н. Сухов. -М.: Academia, 2007 .- С. 97−237.
  144. , Б.У. Педагогическая психология : от теории к практике / Б. У. Такман. М.: ОАО Издательская группа «Прогресс», 2002. -С. 45−217,415−494.
  145. , А.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Конспект лекций / авт.-сост. А. В. Титов. М.: «Приот-издат», 2003. — 128 с.
  146. , Ф.А. Формирование готовности будущих социальных педагогов к оказанию социально-педагогической поддержки молодой семье : автореферат дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Ф. А. Тугуз: Майкоп, 2007. 24 с.
  147. , Д.Н. Теория установки / под ред. Ш. А. Надирашвили,
  148. B.К. Цаава. М. — Воронеж: Акад. пед. и соц. наук, Моск. психолого-соц. ин-т, 1997. — 447 с.
  149. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-559 с.
  150. , Д. Техники семейной психотерапии / Д. Фримен. СПб.: Питер, 2001.-384 с.
  151. , И.Ф. Педагогика : Учеб. пособие / И. Ф. Харламов. М.: Юристь, 1997−512 с.
  152. , Ю.Г. Психолого-педагогическая деятельность практического психолога образования : монография / Ю. Г. Хлоповских — под ред. Н. И. Вьюновой. Воронеж: Издательство им. Е. А. Болховитинова, 2007. — 240 с.
  153. , П.А. Семьи в психотерапии : взгляд из метапозиции / П. А. Холявчук // Семейная психология и семейная терапия. М.: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки», 2005. — № 2. -С. 25−33.
  154. Хон, P.JI. Педагогическая психология. Принципы обучения / P.JI. Хон. -М.: Деловая книга, 2002. С. 12−55.
  155. , А.В. Насилие в семье как социально-психологическая проблема / А. В. Хорошенкова // Семейная психология и семейная терапия. М.: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки», 2005.- № 4. С. 73−90.
  156. , JI. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) /Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер Ком, 1999. — 608 с.
  157. , В.М. Одинокая мать и ее ребенок (Психологические проблемы внебрачных детей) / В. М. Целуйко // Семейная психология и семейная терапия. М.: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки», 2005. -№ 1.-С. 71−85.
  158. , В.М. Приемные дети и приемные родители / В. М. Целуйко // Семейная психология и семейная терапия. М.: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки», 2005. — № 2. — С. 40−66.
  159. , Ю.И. Особенности психологического сопровождения родителей неизлечимо больных детей / Ю. И. Чепик // Семейная психология и семейная терапия. М.: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки», 2006. — № 2. — С. 70−77.
  160. , А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А. В. Черников. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. -208 с.
  161. , М.В. Методика и технология работы социального педагога : Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / М. В. Шакурова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. 272с.
  162. , Т.А. Справочник социального педагога / Т. А. Шишковец.1. М.: ВАКО, 2005.-208 с.
  163. , А.И. Формирование представлении младших школьников об окружающем мире средствами народного декоративного искусства : автореферат дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / А. И. Шмойлов: Воронеж, 2004. 22 с.
  164. , Л.Б. Психология семейных отношений : Учеб. пособие / Л. Б. Шнейдер. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. — 928 с.
  165. , Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер.- Спб.: Питер, 1999. 651 с.
  166. , В.А. Педагогическая психология : Учеб. пособие / В. А. Якунин.- СПб.: Издательство В. А. Михайлова, 2000. 349 с.
  167. Qualitative Educational Research Studies: Methodologies in Transition. -Ruccus, 1991.
  168. Ravitch, D. National standards in American education: a citizens guide: The Brookings institution Washington, D.C., 1995. 190 p.
  169. Электронный каталог Российской государственной библиотеки. -(http://www.rsl.ru).
  170. Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. (http://www.lib.vsu.ru).
Заполнить форму текущей работой