Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с делинквентным поведением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертационном исследовании для решения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической научно-методической литературы по теме исследованияэмпирические методы: анализ документов, методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению, методика определения индивидуальной меры рефлексивности А. В. Карпова, тест Дж… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕФЛЕКСИИ НОРМАТИВНОЙ СИТУАЦИИ ПОДРОСТКАМИ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
    • 1. 1. Нормативная ситуация как ключевое психологическое понятие
    • 1. 2. Рефлексия как решающее условие освоения нормативной ситуации
    • 1. 3. Причины делинквентного поведения подростков и особенности рефлексии подростков с делинквентным поведением
  • 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕФЛЕКСИИ НОРМАТИВНОЙ СИТУАЦИИ ПОДРОСТКАМИ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
    • 2. 1. Программа экспериментального исследования социально-психологических особенностей рефлексии нормативной ситуации подростками с делинквентным поведением
    • 2. 2. Выявление взаимосвязи между способностью к познанию поведения в нормативной ситуации и рефлексивностью у подростков с нормативным и делинквентным поведением
    • 2. 3. Исследование особенностей рефлексии нормативной ситуации, отягощенной фрустрационностью, подростками с нормативным и делинквентным поведением
    • 2. 4. Результаты исследования рефлексии ситуации с нарушением нормы подростками с нормативным и делинквентным поведением
    • 2. 5. Анализ результатов исследования личностных особенностей подростков с нормативным и делинквентным поведением, имеющих развитую способность к рефлексии
  • ВЫВОДЫ

Социально-психологические особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с делинквентным поведением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Проблема противоправного поведения является центральной для исследования целого ряда наук, поскольку общественный порядок играет важную роль как в развитии государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

В рамках зарубежных социально-психологических теорий в качестве детерминанты отклоняющегося от нормы поведения рассматриваются такие частные социально-психологические закономерности усвоения делинквент-ной морали и возникновения асоциальных проявлений, как избирательное отношение личности к своему окружению, его нормам и ценностям (Р. Мер-тон, Д. Мате, Т. Сайке, Э. Сатерленд.), либо характеристики ближайшего окружения (С. Беккер, М. и Э. Глюк).

В отечественной психологии (М. А. Алемаскин, JI. М. Зюбин, К. Е. Игошев, М. Ю. Кондратьев, А. Е. Личко, Д. И. Фельдштейн и др.) убедительно показано, что отклоняющееся поведение не определяется «прирожденными механизмами», обусловливаясь причинами социально — психологическими, в том числе характером микросреды, групповых взаимоотношений и т. п.

Противоправное поведение может быть детерминировано полным или частичным несовпадением личностной системы норм человека с существующими в обществе представлениями о ценностях и правилах поведения. Индивидуальные социально — нормативные представления каждого человека формируются под влиянием культуры или субкультуры. В группах подростков с делинквентным поведением доминирующей является контрнормативная шкала ценностей (Г. К. Валицкас, Ю. Б. Гиппенрейтер и др.) что обусловливает особенности рефлексии ситуации правонарушителями.

В результате теоретического анализа подходов к изучению проблемы рефлексии подростков с делинквентным поведением, обнаружены следующие противоречия. С одной стороны, существуют исследования, посвященные рефлексивности подростков с делинквентным поведением, с другой сто3 роны, в этих исследованияханализируются уровневые показатели и подчеркивается преобладание низкого уровня рефлексивности у данной категории подростков. При этом не учитывается наличие подростков с высоким уровнем рефлексивности. Не уделяется внимание качественному анализу проявлений рефлексивности и параметров ею обусловленных.

Объект исследования: рефлексия нормативной ситуации подростками с делинквентным поведением.

Предмет исследования: особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с делинквентным поведением.

Основная гипотеза исследования: существуют различия рефлексии нормативной ситуации подростками с нормативным и делинквентным поведением.

Основная гипотеза конкретизирована путем выдвижения частных гипотез:

1. Способность к познанию поведения в нормативной ситуации может определяться уровнями развития рефлексивности как у подростков с нормативным, так и у подростков с делинквентным поведением, но у правонарушителей взаимосвязь между данными параметрами обладает своеобразной спецификой.

2. В нормативной ситуации, отягощенной фрустрационностью, подростками с делинквентным поведением, в отличие от подростков с нормативным поведением, способы действия определяются на основе рефлексии внешней причины, вызывающей фрустрацию.

3. В условиях необходимости предвосхищения исхода ситуации с нарушением нормы подростки с нормативным поведением осуществляют целостный анализ ситуации. Подросткам с делинквентным поведением свойственен отказ от рефлексии компонентов нормативной ситуации.

Цель исследования: выявить, описать и научно обосновать особенности рефлексии делинквентными подростками нормативной ситуации.

В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический обзор проблемы рефлексии нормативной ситуации подростком;

2. Разработать инструментарий по выявлению способности подростка к предвосхищению последствий своего поведения в ситуации с нарушением нормы;

3. Исследовать особенности рефлексивности подростков с нормативным и делинквентным поведением;

4. Описать характер взаимосвязи рефлексивности со способностью к познанию поведения и поведенческими реакциями в нормативной ситуации у подростков;

5. Выявить особенности рефлексии ситуации с нарушением нормы подростками с нормативным и делинквентным поведением.

Теоретико-методологические основы исследования.

В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают принципы детерминизма, развития и гуманизма, структурно-диалектический метод анализа социальных явлений.

В качестве «теорий среднего уровня» выступает теория деятельностно-го опосредствования межличностных отношений в группах (А. В. Петровский и сотрудники) и теория нормативной ситуации (Н. Е. Веракса).

Методы исследования.

В диссертационном исследовании для решения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической научно-методической литературы по теме исследованияэмпирические методы: анализ документов, методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению, методика определения индивидуальной меры рефлексивности А. В. Карпова, тест Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта», тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга, методика «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы», многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла. 06работка результатов эмпирических данных осуществлялась различными методами математической статистики: параметрические методы сравнения двух выборок (tкритерий Стьюдента, F-критерий Фишера), корреляционный, факторный анализы и однофакторный дисперсионный анализ.

Для обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных STATISTICA for Windows для персонального компьютера.

Научная новизна и теоретическая значимость.

Научная новизна и теоретическая значимость настоящей диссертации обусловлена тем, что впервые выделена категория правонарушителей с высоким и средним уровнями рефлексивности. Исследована способность к познанию поведения в нормативной ситуации подростками с различным уровнем рефлексивности, проанализированы особенности механизма рефлексии у подростков с делинквентным поведением в нормативной ситуации, отягощенной фрустрационностью, выявлена специфика рефлексии подростками с делинквентным поведением, имеющих высокий, средний и низкий уровни рефлексивности, компонентов нормативной ситуации. Показано, что в качестве причины нарушения нормы подростком может выступать не только низкий уровень рефлексивности, но и отказ от рефлексии нормативной ситуации правонарушителем.

Практическая значимость исследования.

Практическая значимость определяется тем, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы для разработки программ, направленных на профилактику делинквентного поведения несовершеннолетних, для определения методов выявления и анализа причин и условий, способствующих вовлечению подростков в преступную деятельность. Полученные в процессе исследования выводы, обобщения, исследовательские материалы могут быть использованы в научной работе и учебном процессе в высших образовательных учреждениях, при разработке курсов лекций «Социальная психология», «Психология девиантного поведения», а также при разработке и чтении различных спецкурсов по социальной и возрастной психологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сообщество подростков, как с нормативным, так и с делинквент-ным поведением, представлено участниками с низким, средним и высоким уровнями развития способности к рефлексии.

2. Подростки с нормативным и делинквентным поведением различаются степенью включенности рефлексии в анализ нормативной ситуации.

3. Комплекс индивидуально — психологических черт подростков с нормативным и делинквентным поведением, имеющих высокий и средний уровни рефлексивности, представлен специфическими личностными особенностями.

Достоверность.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивается надежностью исходных методологических положенийполнотой рассмотрения предмета исследования на теоретическом и экспериментальном уровняхиспользованием комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования (в том числе, методов статистической обработки результатов исследования) — корректностью опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью выборокдлительностью опытно-экспериментальной работы и воспроизводимостью ее результатов, тщательным и многоаспектным анализом фактического материала, полученного в ходе опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования: основные положения работы обсуждались на расширенных заседаниях кафедры социальной психологии развития факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета (2007, 2008) и кафедры психологии Современной гуманитарной академии (2004, 2005, 2006, 2007).

Результаты были доложены на научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов Современной гуманитарной академии (2004,.

2005, 2006, 2007), всероссийском научном семинаре «Профессионально-педагогическая культура: концептуальные основания и технологический контекст» (Белгород, ноябрь 2004), международной научно-практической конференции «Наука и просвещение 2005» (Днепропетровск, апрель 2005), второй национальной научно-практической конференции «Психология образованиярегиональный опыт» (Москва, декабрь 2005), всероссийской научно-практической конференции «Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России» (Бирск, апрель 2006), международной научно — практической конференции «Наука и образование — 2007» (Днепропетровск, январь 2007).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами научной работы, определена логикой исследуемой проблемы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 10 таблиц и 16 рисунков.

Список литературы

насчитывает 174 наименования, в том числе 20 на иностранном языке.

выводы.

Полученные результаты теоретического и экспериментального исследования подтвердили выдвинутые нами гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы.

1. По результатам исследования особенностей рефлексии нормативной ситуации подростками с нормативным и делинквентным поведением можно констатировать следующий факт. Рефлексия как механизм анализа нормативной ситуации для правонарушителя не актуализирована в его представлении о реальном поведении.

2. Делинквентные подростки с высоким и средним уровнем рефлексивности не способны к познанию поведения в нормативной ситуации. Они недостаточно понимают смысл невербальных реакций участников взаимодействия, не анализируют речевую экспрессию в зависимости от контекста ситуации, испытывают затруднения в анализе ситуации. Способность к познанию поведения у подростков с делинквентным поведением, имеющих развитую способность к рефлексии, не связана с уровнем рефлексивности, в то время как у подростков с просоциальной наравленностью обнаружена положительная корреляция между способностью к познанию поведения и уровнем рефлексивности.

3. При исследовании особенностей рефлексии в ситуации, отягощенной фрустрационностью, обнаружено, что подростками с делинквентным поведением, независимо от уровня рефлексивности, осуждается внешняя причина фрустрации. Они не способны разрешать ситуации фрустрации вследствие фиксации на препятствии, которая перекрывает процесс рефлексии нормативной ситуации, поиска выхода из фрустрации. При такой трансформации подросток ищет и находит «виновников» и направляет на них свой гнев.

4. При анализе особенностей рефлексии компонентов нормативной ситуации с нарушением нормы, обнаружена положительная корреляция между способностью к предвидению последствий поведения и уровнем рефлексивности у подростков с нормативным поведением. У подростков с делинквентным поведением между способностью к педвосхищению исхода ситуации с нарушением нормы и уровнем рефлексивности корреляция не выявлена.

Специфика рефлексии подростков с делинквентным поведением, имеющих высокий и средний уровни рефлексивности, заключается в недифференцированное&tradeкак предметного (жертва, нарушитель нормы) так и идеального (норма, правило) компонентов нормативной ситуации.

5. Исследование личностных характеристик подростков с высоким и средним уровнями рефлексивности показало обусловленность ряда факторов принадлежностью к делинквентному сообществу. В качестве таких факторов выявлены замкнутость, низкие общие мыслительные способности, эмоциональная неустойчивость, подчиненность. Подростков с нормативным поведением, имеющих высокий и средний уровни рефлексивности, характеризуют общительность, раскованность, широта интеллектуальных интересов, настойчивость, уверенность. Это дает повод утверждать наличие взаимосвязи невключенности процесса рефлексии подростками с делинквентным поведением с неуверенностью, напряженностью, неуравновешенностью, тревожностью правонарушителей в условиях необходимости анализа нормативной ситуации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Издательство института психотерапии, 2002. — 224с.
  2. Н. Н. Стиль действования: рефлексивность импульсивность // Вопросы психологии, 1982. — № 3. — С. 121−126.
  3. Н. Г. Способность к рефлексии как существенный момент интеллектуальной культуры современного специалиста // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста, 1984. № 4. -С. 26−31.
  4. М. А. Воспитательная работа с подростками. М.: Знание, 1979. -42с.
  5. . Н. Психологические основы педагогической реабилитации: Учеб. пособие / Под ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 2000. — 310с.
  6. Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996. 376 с.
  7. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А, Современная социальная психология на Западе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 272с.
  8. А. Г. Деятельность и установка. М.: 1979. — 151 с.
  9. А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Юридическая психология: Учебник. Харьков: Издательство Национального университета внутренних дел, 2002. — 596с.
  10. И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков. // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних./ Под. Ред. С. А. Беличевой. Тюмень: ТГУ, 1985.-с. 15−26.
  11. Л.Ф. Лекции по истории психологии. Москва — Бирск: Бирская Государственная социально — педагогическая академия, 2005. — 136 с.
  12. С. А. Сложный мир подростка. Свердловск: Средне
  13. Уральск, книжное изд-во, 1984. 129с.
  14. С. А. Этот «опасный» возраст, М.: Знание, 1982. — 94с.
  15. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М.: Academia Центр, Медиум, 1995. — 323с.
  16. И. Е. К постановке проблемы рефлексии как проблемы общения // Методологические проблемы личности: Сб. ст. М.: Наука, 1981. — С. 134−144.
  17. М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Просвещение, 1978. — 311с.
  18. А. А. Личность и общение. М.: Прогресс, 1995. — 328с.
  19. Л. И. Психологические особенности развития личности подростка. М.: 1979.
  20. . С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301с.
  21. А. В. Психология мышления и кибернетика. — М.: 1970.- 190с.
  22. Л. Ф., Михайлова Н. Б. К психологической теории ситуации. // Психологический журнал. 2002. — Т. 23. — № 1. — С. 5−17.
  23. М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988. — 207с.
  24. Ш. Жизненный путь человека как психологическая проблема.-М.: 1983.-321 с.
  25. В. Л. Юридическая психология. 4-е изд., доп. и пере-раб. — СПб: Питер, 2002. — 640с.
  26. Ю. А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал, 1997. № 2. — Т. 18. — С. 58—78.
  27. Н. Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены, 2000.- № 1.- С. 81−107.
  28. Н. Е. Нормативная ситуация как фактор психического развития детей // Ежегодник Российского психологического общества.
  29. СПб.: 2003. Т.2. С. 93−96.
  30. В.Н., Князев В. Н. К определению психологического понятия ситуации // Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. М.: Наука, 1989. С. 46−57.
  31. В. Введение в психологию. М.: Космос, 1913.
  32. Л. С. Динамика и структура личности подростка. — М.: 1994.
  33. Л. С. Кризис семи лет. //Собрание сочинений. Т.4. -М.: Педагогика. -1984. С. 380−383.
  34. С. В. Концепция собственного будущего как фактор регуляции поведения несовершеннолетних. Дисс. канд. психол. наук. -СПб.: 2000. — 234 с.
  35. И. А. Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков: Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1992. — 172с.
  36. Н. В. Психология социальных ситуаций. СПб.: Питер, 2001.-416с.
  37. В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 1992. -№ 3.-С. 111−131.
  38. А. И., Горбатовская Е. Г., Шумилкин В. А., Юцкова Е. М. Типологические особенности правонарушителей //Опыт криминологического изучения личности преступника. М., 1981. С. 127.
  39. Т. М., Косолапов М. С., Кроник А. А. К технологии изучения социальных процессов с позиции проблемно-ситуационного подхода. // Прогнозное проектирование и социальная диагностика. — М.: Наука, 1991.1. С. 35−56.
  40. Зак А. 3. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии, 1978. № 2. — С. 102.
  41. Е.В. Девиантология. (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. испр. — М.: Академия, 2004. — 288с.
  42. К. Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних: Социально-психологический очерк. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1973. — 160с.
  43. А. В. Развитие нормативных предметных действий у детей раннего возраста: Дисс. канд. психол. наук. М.: РГБ, -2004. — 166с.
  44. Е. П. Мотивация и мотивы: Учебное пособие для психологов, психофизиологов, педагогов, а также студентов факультетов психологии и педагогических учебных заведений СПб.: Питер, 2004 — 508с.
  45. JI. Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. — 280с.
  46. А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2004. — 424с.
  47. А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал, 2003. № 5.- С. 45−57.
  48. А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М.: Институт психологии РАН, 2002. — 304с.
  49. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М.: 1991.-171 с.
  50. Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. М.: Сфера, 2001. — 160с.
  51. Ю.А. Социальные нормы и отклонения. 2-е изд., доп. -М.: Сфера, 1997.
  52. А. Г. Психология личности. — М.: Просвещение, 1969.391с.
  53. В. В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979.-607с.
  54. Ко лесов Д. В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986.- 78с.
  55. Коломинский Я. JL, Шмуракова М. Е. Изучение социально-психологической рефлексии младших подростков: Учебно-метод. пособие.-Витебск: Витебский Государственный университет, 2000.
  56. Кон И. С. / Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 225с.
  57. Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335с.
  58. Кон И. С. Девиантное поведение / Психология ранней юности. М.: Перемены, 1986.
  59. Кон И. С. Открытие «Я» М.: Просвещение, 1978. — 271с.
  60. М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб.: Питер, 2005. — 304с.
  61. М. Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Ав-тореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983. — 23с.
  62. Е. Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации // Психология социальных ситуаций. — СПб.: Питер, 2001. 280с.
  63. Н. А. Ролевое поведение школьников в нормативной ситуации на уроке // Ребенок в нормативном пространстве культуры/ отв. ред. Н. Е. Веракса. Бирск: Бирский государственный педагогический институт, 2004. С. 32−38.
  64. Н. А. Особенности поведения подростка в ситуации социального взаимодействия с заданной нормой: Дисс. канд. психол. наук. -М., 2004. 153с.
  65. А. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. М.: Педагогика, 1970. — 272с.
  66. В. Н. Генезис преступного поведения: Опыт криминологического моделирования: Учебное пособие. М.: Форум, Инфра-М, 1998. -216с.
  67. В. Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976.286с.
  68. В. Н. Генезис преступления: опыт криминологического моделирования. М.: Наука, 1998.
  69. В. Н. Социально психологическая характеристика антиобщественного поведения. — М.: Наука, 1975.
  70. Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: 1979.-С. 22−29.
  71. И. С. Феномен рефлексивного стиля и генетическая логика // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. С. 8−25.
  72. Е. В. Психологические и социально-педагогические факторы профилактики делинквентности старших подростков: Дисс. канд. психол. наук. М.: 1995. — 183 с.
  73. К. Конструктивное представление ситуации. // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. Составитель Гришина Н. В. — СПб.: Питер, 2001.-С. 34−37.
  74. К. Психологическое поле. // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. Составитель Гришина Н. В. СПб.: Питер, 2001. — С. 37−41.
  75. А. Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — 392 с.
  76. А. Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — 320 с.
  77. В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. М.: Эврика, 2000. — 512с.
  78. А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. — 255с.
  79. Дж. Опыт о человеческом разуме. В 2 т. М.: 1960. — Т.1.600с.
  80. Ч. Преступный человек. М.: Эксмо, 2005. — 880с.
  81. . Ф. Проблема общения в психологии. М.: Прогресс, 1981.-295с.
  82. Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психологический журнал. 1983. — № 2. -С. 29 — 54.
  83. С. Д. Методологические проблемы социальной психологии // Практическая психология в социальной работе. 1999. — № 3 — С. 24.
  84. А. М. Основные психологические модели проблемной ситуации // Основные подходы к моделированию психики и эвристическому программированию (материалы симпозиума). — Киев: 1968.
  85. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении -М.: 1972.-207с.
  86. А. М. Основные направления исследований мышления и творчества. // Психологический журнал, 1984.- Т. 5.-№ 1.- С. 16−23.
  87. В. С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь: Морек, 1971.
  88. Г. М. Криминология. М.: МГУ, 1994. — 413с.
  89. Михайлова (Алешина) Е. С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена.
  90. Диагностика социального интеллекта: Методическое руководство. 2-е изд. -СПб.: ГП «ИМАТОН», 2002. 56с.
  91. С. В. Коммуникативные и рефлексивные компоненты и их соотношение в структуре способностей: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.- 1997.
  92. А. В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М.: Знание, 1979. — 40с.
  93. А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина, — 5-е изд., доп. М.: Академия, 2005. — 200с.
  94. В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 2004.456с.
  95. И. С. Джон Локк и его теоретическая система. // Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. Т.1. М.: 1985. — 622 с.
  96. Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. М.: ПЭР СЭ, 2005. — 250с.
  97. Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт — М», 2001. — 448 с.
  98. А. П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание // Рефлексивные процессы и управление, 2002.- № 2.-С.73−89.
  99. Т.И., Допира А. И., Дьяконов Г. В. Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. -Учеб. Пособие. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996.
  100. А.В., Петровский В. А. Категориальная система психологии // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 32−43.
  101. В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь: Приз, 1994. — 135с.
  102. В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось, 2 007 704с.
  103. И. С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. — С. 52 — 69.
  104. Пономаренко И. J1. Развитие рефлексивности у подростков с отклоняющимся поведением: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Симферополь: Таврический национальный ун-т им. В. И. Вернадского, 2003. — 26 с.
  105. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. — 694с.
  106. А. С. Общепсихологическая теория установки //Психологическая наука в СССР. М.: 1960, — С. 125−136.
  107. А. М. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 143 — 149.
  108. А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике жизни. -М.: Знание, 1990.-78с.
  109. Психология подростка. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / Под ред. А. А. Реана.- СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2003. — 432 с.
  110. Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред,-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. -176 с.
  111. Психология. Словарь. /Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. 494с.
  112. Е. Л. Внутрисемейные детерминанты девиантного поведения старших подростков: Дисс. канд. психол. н. — М.: 2001. 119 с.
  113. . Ф. Условия и причины возникновения и развития отклонений в поведении детей и подростков. Волгоград. — 1986.
  114. А. Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологическогоисследования. М., 1979. — С. 3 — 33.
  115. А. А. Психология подростка. Учебник. Под ред. А. А. Реана СПб.: «Прайм ЕВРОЗНАК», 2003. — 480 с.
  116. А. Большой толковый психологический словарь. — М.: Вече, ACT, 2000. 2 Т (П-Я). — 560с.
  117. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994.
  118. Росс JL, Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. / Под ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 429с.
  119. С. JI. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000.-712с.
  120. А. А. Социальные ценности и нормы. Киев: Наукова Думка, 1976, — 130с.
  121. . Оперантное поведение // История зарубежной психологии. М: Издательство Московского Университета, 1986. -С. 60−95.
  122. В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии, 1986. № 6. — С. 14−22. 16
  123. В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. дисс.докт. психол.н.- М., 1994.
  124. В. И. Становление рефлексивного сознания в ранней юности: проблемы рефлексии. Новосибирск: Знание, 1987.
  125. Социология преступности / Пер. с англ. А. С. Никифорова, А. М. Яковлева. М.: Прогресс, 1966. — 366с.
  126. С. Ю., Семенов И. Н. Современные проблемы творческой рефлексии и проектирования // Вопросы психологии, 1983. № 5. — С. 162−164.
  127. С. Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии, 1982. № 1. -С. 99−104.
  128. С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. -№ 3. С. 31−41.
  129. О. К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. — 272с.
  130. У., Знанецкий Ф. Методологические заметки. // Американская социологическая мысль./ Под ред. В. И. Добренькова. — М.: МГУ, 1994. С. 332−339.
  131. У., Знанецкий Ф. Методологические замечания. / Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. Составитель Гришина Н. В. СПб.: Питер, 2001.-С. 29−34.
  132. Е. Н. Кризисные ситуации в жизни подростков из неблагополучных семей: Дисс. канд. психол. наук. СПб., 2001. — 188 с.
  133. А. А. О путях описания психологических механизмов рефлексии // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. — С. 68−76.
  134. Д. Н. Общее учение об установке // Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1996. — С. 140−152.
  135. Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: АПН Груз. ССР, 1961.
  136. Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982.
  137. Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989. 289с.
  138. Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства.- М: Московский психолого-социальный институт, 1997. 160с.
  139. А. В., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса. / Психологический Журнал. 1986. — № 1. — С. 14−21.
  140. В. Введение в криминологию / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.- 310с.
  141. . Б. И. Операции рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Новосибирск, 1986. — С. 2−63.
  142. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. -Т. 1. -435с.
  143. Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер Пресс, 1997. 608с.
  144. А.С. Ограниченный человек: значимость, активность. Рефлексия. Омск: ОмГПУ, 2000. — 358с.
  145. А.С. Психология образования и развития человека: Учебное пособие для студентов психологических вузов. Омск: ОмГПУ, 1996. -150 с.
  146. Т. Социальная психология.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-342с.
  147. П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН- КСП± Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 447с.
  148. А. Структура повседневного мышления. // Социологические исследования. 1988. — № 2. — С. 128−136.
  149. Г. П. Исходные направления и категориальные, средства теории деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектирование. М.: 1975. — С. 19−27.
  150. Г. П. Рефлексия и ее проблемы. // Рефлексивные процессы и управление, 2001. № 1 .- Т. 1 — С. 47−55.
  151. Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990.- 180с.
  152. Д. Б. Избранные психологические труды / Под. ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989.
  153. Э. Идентичность: юность и кризис. -М., 1996.
  154. В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Институт социологии РАН, 1975. — 242с.
  155. Argile М. Social interaction. London, 1970 Argile M. Social interaction. London, 1970.
  156. Argyle M., Fumham A., Graham J. A. Social situations. L.: Cambridge Univ. Press, 1981.
  157. Bandura A. and McDonnald F. Influence of Social Reinforcement and the Behavior of Models in Shaping Children’s Moral Judgeements. Personality and Human Behavior. Addison-Wesloy Mass. 1970.
  158. Berhowitz L. Social norms, feelings and other factors affecting helping behavior and altuizm. In: Andvances in Experimental Social Psychology. New York, 1972. P. 63 108.
  159. Brown A.L., Bransdorford J.D., Ferrara R.A., Campione J. C. Leaning, remembering, and understanding // J.H. Flavell, E.M. Markman (eds.). Handbook of Child Psechology. Vol. 3: Cognitive Development. Fourth edition. New York: Wiley, 1983.
  160. Carrol S., Tosi H. Organizational Behavior. Chicago, 1977.
  161. Canter D. Putting Situations in Their Place: Foundations for a Bridge between Social and Environmental Psychology. // Furnham A (ed.), Social Behavior in Context, Allyn and Bacon. London, 1986. — P. 39−208.
  162. Donaldson M. Childrens Minds. New York, 1988.
  163. Dyer W. G. Modern theory and method in group training. Chicago, 1982.
  164. , B. (1974). Interactionism in personaliti from a historical perspective. Psychologikal Bulletin, 81, 12, 1026−1048.
  165. Glucck Sh. and E. Delingucnts and Mondelinguents in Perspektivc. -Gambrige: Yarward University Press, 1968. 267 p.
  166. Hart J. T. Memory and the Feeling-of-knowing experience // Journal of Educational Psychology. 1995. Vol. 56. P. 208−216.
  167. Kegan R. The evolving self. Harvard University Press, 1993.
  168. Kets de Vries M. F. R., Miller D. The Neurotic Organization. Harper Business, 1984.
  169. Levinson D. The seasons of a mans life. New York, 1978.
  170. D. (University of Stockholm) Wanted: A Psychology of Situations // Toward a Psychology of Situations: An Interactional Perspective. -New Jersey: Hillsdate, 1981. P. 13−21.
  171. Merton R. K. Social Theory and social structure. Glencoe, lll: The Free Press, 1968 P. 185−199
  172. Nadler D.A., Hackman J. R., Birdsall T.G. Managing Organizational Behavior. Boston, Little Brown, 1971.
  173. Raia A.R. Managing by Objectives. New York, 1974.
  174. Стимульный материал к методике «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы»
  175. Выделение жертвы (да -1 балл, нет — 0 баллов) Выделение нарушителя нормы (да -1 балл, нет-0 баллов) Выделение нормы, правила (да -1 балл, нет -0 баллов) Принятие нормы (да -2 балла, нет -0 баллов)1
Заполнить форму текущей работой