Социально-психологические особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с делинквентным поведением
Диссертация
В диссертационном исследовании для решения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической научно-методической литературы по теме исследованияэмпирические методы: анализ документов, методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению, методика определения индивидуальной меры рефлексивности А. В. Карпова, тест Дж… Читать ещё >
Содержание
- 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕФЛЕКСИИ НОРМАТИВНОЙ СИТУАЦИИ ПОДРОСТКАМИ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
- 1. 1. Нормативная ситуация как ключевое психологическое понятие
- 1. 2. Рефлексия как решающее условие освоения нормативной ситуации
- 1. 3. Причины делинквентного поведения подростков и особенности рефлексии подростков с делинквентным поведением
- 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕФЛЕКСИИ НОРМАТИВНОЙ СИТУАЦИИ ПОДРОСТКАМИ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
- 2. 1. Программа экспериментального исследования социально-психологических особенностей рефлексии нормативной ситуации подростками с делинквентным поведением
- 2. 2. Выявление взаимосвязи между способностью к познанию поведения в нормативной ситуации и рефлексивностью у подростков с нормативным и делинквентным поведением
- 2. 3. Исследование особенностей рефлексии нормативной ситуации, отягощенной фрустрационностью, подростками с нормативным и делинквентным поведением
- 2. 4. Результаты исследования рефлексии ситуации с нарушением нормы подростками с нормативным и делинквентным поведением
- 2. 5. Анализ результатов исследования личностных особенностей подростков с нормативным и делинквентным поведением, имеющих развитую способность к рефлексии
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Адлер. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Издательство института психотерапии, 2002. — 224с.
- Азаров Н. Н. Стиль действования: рефлексивность импульсивность // Вопросы психологии, 1982. — № 3. — С. 121−126.
- Алексеев Н. Г. Способность к рефлексии как существенный момент интеллектуальной культуры современного специалиста // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста, 1984. № 4. -С. 26−31.
- Алемаскин М. А. Воспитательная работа с подростками. М.: Знание, 1979. -42с.
- Алмазов Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации: Учеб. пособие / Под ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 2000. — 310с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996. 376 с.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А, Современная социальная психология на Западе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 272с.
- Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М.: 1979. — 151 с.
- Бандурка А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Юридическая психология: Учебник. Харьков: Издательство Национального университета внутренних дел, 2002. — 596с.
- Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков. // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних./ Под. Ред. С. А. Беличевой. Тюмень: ТГУ, 1985.-с. 15−26.
- Баянова Л.Ф. Лекции по истории психологии. Москва — Бирск: Бирская Государственная социально — педагогическая академия, 2005. — 136 с.
- Беличева С. А. Сложный мир подростка. Свердловск: Средне
- Уральск, книжное изд-во, 1984. 129с.
- Беличева С. А. Этот «опасный» возраст, М.: Знание, 1982. — 94с.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М.: Academia Центр, Медиум, 1995. — 323с.
- Берлянд И. Е. К постановке проблемы рефлексии как проблемы общения // Методологические проблемы личности: Сб. ст. М.: Наука, 1981. — С. 134−144.
- Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Просвещение, 1978. — 311с.
- Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Прогресс, 1995. — 328с.
- Божович Л. И. Психологические особенности развития личности подростка. М.: 1979.
- Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301с.
- Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика. — М.: 1970.- 190с.
- Бурлачук Л. Ф., Михайлова Н. Б. К психологической теории ситуации. // Психологический журнал. 2002. — Т. 23. — № 1. — С. 5−17.
- Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988. — 207с.
- Бюлер Ш. Жизненный путь человека как психологическая проблема.-М.: 1983.-321 с.
- Васильев В. Л. Юридическая психология. 4-е изд., доп. и пере-раб. — СПб: Питер, 2002. — 640с.
- Васильева Ю. А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал, 1997. № 2. — Т. 18. — С. 58—78.
- Веракса Н. Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены, 2000.- № 1.- С. 81−107.
- Веракса Н. Е. Нормативная ситуация как фактор психического развития детей // Ежегодник Российского психологического общества.
- СПб.: 2003. Т.2. С. 93−96.
- Воронин В.Н., Князев В. Н. К определению психологического понятия ситуации // Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. М.: Наука, 1989. С. 46−57.
- Вундт В. Введение в психологию. М.: Космос, 1913.
- Выготский Л. С. Динамика и структура личности подростка. — М.: 1994.
- Выготский Л. С. Кризис семи лет. //Собрание сочинений. Т.4. -М.: Педагогика. -1984. С. 380−383.
- Горбатов С. В. Концепция собственного будущего как фактор регуляции поведения несовершеннолетних. Дисс. канд. психол. наук. -СПб.: 2000. — 234 с.
- Горьковая И. А. Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков: Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1992. — 172с.
- Гришина Н. В. Психология социальных ситуаций. СПб.: Питер, 2001.-416с.
- Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 1992. -№ 3.-С. 111−131.
- Долгова А. И., Горбатовская Е. Г., Шумилкин В. А., Юцкова Е. М. Типологические особенности правонарушителей //Опыт криминологического изучения личности преступника. М., 1981. С. 127.
- Дридзе Т. М., Косолапов М. С., Кроник А. А. К технологии изучения социальных процессов с позиции проблемно-ситуационного подхода. // Прогнозное проектирование и социальная диагностика. — М.: Наука, 1991.1. С. 35−56.
- Зак А. 3. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии, 1978. № 2. — С. 102.
- Змановская Е.В. Девиантология. (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. испр. — М.: Академия, 2004. — 288с.
- Игошев К. Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних: Социально-психологический очерк. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1973. — 160с.
- Ильин А. В. Развитие нормативных предметных действий у детей раннего возраста: Дисс. канд. психол. наук. М.: РГБ, -2004. — 166с.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: Учебное пособие для психологов, психофизиологов, педагогов, а также студентов факультетов психологии и педагогических учебных заведений СПб.: Питер, 2004 — 508с.
- Ионин JI. Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. — 280с.
- Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2004. — 424с.
- Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал, 2003. № 5.- С. 45−57.
- Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М.: Институт психологии РАН, 2002. — 304с.
- Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М.: 1991.-171 с.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. М.: Сфера, 2001. — 160с.
- Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. 2-е изд., доп. -М.: Сфера, 1997.
- Ковалев А. Г. Психология личности. — М.: Просвещение, 1969.391с.
- Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979.-607с.
- Ко лесов Д. В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986.- 78с.
- Коломинский Я. JL, Шмуракова М. Е. Изучение социально-психологической рефлексии младших подростков: Учебно-метод. пособие.-Витебск: Витебский Государственный университет, 2000.
- Кон И. С. / Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 225с.
- Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335с.
- Кон И. С. Девиантное поведение / Психология ранней юности. М.: Перемены, 1986.
- Кон И. С. Открытие «Я» М.: Просвещение, 1978. — 271с.
- Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб.: Питер, 2005. — 304с.
- Кондратьев М. Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Ав-тореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983. — 23с.
- Коржова Е. Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации // Психология социальных ситуаций. — СПб.: Питер, 2001. 280с.
- Корзинкина Н. А. Ролевое поведение школьников в нормативной ситуации на уроке // Ребенок в нормативном пространстве культуры/ отв. ред. Н. Е. Веракса. Бирск: Бирский государственный педагогический институт, 2004. С. 32−38.
- Корзинкина Н. А. Особенности поведения подростка в ситуации социального взаимодействия с заданной нормой: Дисс. канд. психол. наук. -М., 2004. 153с.
- Краковский А. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. М.: Педагогика, 1970. — 272с.
- Кудрявцев В. Н. Генезис преступного поведения: Опыт криминологического моделирования: Учебное пособие. М.: Форум, Инфра-М, 1998. -216с.
- Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976.286с.
- Кудрявцев В. Н. Генезис преступления: опыт криминологического моделирования. М.: Наука, 1998.
- Кудрявцев В. Н. Социально психологическая характеристика антиобщественного поведения. — М.: Наука, 1975.
- Кулюткин Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: 1979.-С. 22−29.
- Ладенко И. С. Феномен рефлексивного стиля и генетическая логика // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. С. 8−25.
- Ларина Е. В. Психологические и социально-педагогические факторы профилактики делинквентности старших подростков: Дисс. канд. психол. наук. М.: 1995. — 183 с.
- Левин К. Конструктивное представление ситуации. // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. Составитель Гришина Н. В. — СПб.: Питер, 2001.-С. 34−37.
- Левин К. Психологическое поле. // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. Составитель Гришина Н. В. СПб.: Питер, 2001. — С. 37−41.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — 392 с.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — 320 с.
- Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. М.: Эврика, 2000. — 512с.
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. — 255с.
- Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. В 2 т. М.: 1960. — Т.1.600с.
- Ломброзо Ч. Преступный человек. М.: Эксмо, 2005. — 880с.
- Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии. М.: Прогресс, 1981.-295с.
- Магнуссон Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психологический журнал. 1983. — № 2. -С. 29 — 54.
- Максименко С. Д. Методологические проблемы социальной психологии // Практическая психология в социальной работе. 1999. — № 3 — С. 24.
- Матюшкин А. М. Основные психологические модели проблемной ситуации // Основные подходы к моделированию психики и эвристическому программированию (материалы симпозиума). — Киев: 1968.
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении -М.: 1972.-207с.
- Матюшкин А. М. Основные направления исследований мышления и творчества. // Психологический журнал, 1984.- Т. 5.-№ 1.- С. 16−23.
- Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь: Морек, 1971.
- Миньковский Г. М. Криминология. М.: МГУ, 1994. — 413с.
- Михайлова (Алешина) Е. С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена.
- Диагностика социального интеллекта: Методическое руководство. 2-е изд. -СПб.: ГП «ИМАТОН», 2002. 56с.
- Михайлова С. В. Коммуникативные и рефлексивные компоненты и их соотношение в структуре способностей: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.- 1997.
- Мудрик А. В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М.: Знание, 1979. — 40с.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина, — 5-е изд., доп. М.: Академия, 2005. — 200с.
- Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 2004.456с.
- Нарский И. С. Джон Локк и его теоретическая система. // Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. Т.1. М.: 1985. — 622 с.
- Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. М.: ПЭР СЭ, 2005. — 250с.
- Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт — М», 2001. — 448 с.
- Огурцов А. П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание // Рефлексивные процессы и управление, 2002.- № 2.-С.73−89.
- Пашукова Т.И., Допира А. И., Дьяконов Г. В. Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. -Учеб. Пособие. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996.
- Петровский А.В., Петровский В. А. Категориальная система психологии // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 32−43.
- Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь: Приз, 1994. — 135с.
- Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось, 2 007 704с.
- Полонский И. С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. — С. 52 — 69.
- Пономаренко И. J1. Развитие рефлексивности у подростков с отклоняющимся поведением: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Симферополь: Таврический национальный ун-т им. В. И. Вернадского, 2003. — 26 с.
- Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. — 694с.
- Прангишвили А. С. Общепсихологическая теория установки //Психологическая наука в СССР. М.: 1960, — С. 125−136.
- Прихожан А. М. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 143 — 149.
- Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике жизни. -М.: Знание, 1990.-78с.
- Психология подростка. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / Под ред. А. А. Реана.- СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2003. — 432 с.
- Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред,-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. -176 с.
- Психология. Словарь. /Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. 494с.
- Птичкина Е. Л. Внутрисемейные детерминанты девиантного поведения старших подростков: Дисс. канд. психол. н. — М.: 2001. 119 с.
- Райский Б. Ф. Условия и причины возникновения и развития отклонений в поведении детей и подростков. Волгоград. — 1986.
- Ратинов А. Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологическогоисследования. М., 1979. — С. 3 — 33.
- Реан А. А. Психология подростка. Учебник. Под ред. А. А. Реана СПб.: «Прайм ЕВРОЗНАК», 2003. — 480 с.
- Робер А. Большой толковый психологический словарь. — М.: Вече, ACT, 2000. 2 Т (П-Я). — 560с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994.
- Росс JL, Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. / Под ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 429с.
- Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000.-712с.
- Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. Киев: Наукова Думка, 1976, — 130с.
- Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. М: Издательство Московского Университета, 1986. -С. 60−95.
- Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии, 1986. № 6. — С. 14−22. 16
- Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. дисс.докт. психол.н.- М., 1994.
- Слободчиков В. И. Становление рефлексивного сознания в ранней юности: проблемы рефлексии. Новосибирск: Знание, 1987.
- Социология преступности / Пер. с англ. А. С. Никифорова, А. М. Яковлева. М.: Прогресс, 1966. — 366с.
- Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Современные проблемы творческой рефлексии и проектирования // Вопросы психологии, 1983. № 5. — С. 162−164.
- Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии, 1982. № 1. -С. 99−104.
- Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. -№ 3. С. 31−41.
- Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. — 272с.
- Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки. // Американская социологическая мысль./ Под ред. В. И. Добренькова. — М.: МГУ, 1994. С. 332−339.
- Томас У., Знанецкий Ф. Методологические замечания. / Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. Составитель Гришина Н. В. СПб.: Питер, 2001.-С. 29−34.
- Туманова Е. Н. Кризисные ситуации в жизни подростков из неблагополучных семей: Дисс. канд. психол. наук. СПб., 2001. — 188 с.
- Тюков А. А. О путях описания психологических механизмов рефлексии // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. — С. 68−76.
- Узнадзе Д. Н. Общее учение об установке // Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1996. — С. 140−152.
- Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: АПН Груз. ССР, 1961.
- Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982.
- Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989. 289с.
- Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства.- М: Московский психолого-социальный институт, 1997. 160с.
- Филлипов А. В., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса. / Психологический Журнал. 1986. — № 1. — С. 14−21.
- Фоке В. Введение в криминологию / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.- 310с.
- Хасан. Б. И. Операции рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Новосибирск, 1986. — С. 2−63.
- Хекгаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. -Т. 1. -435с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер Пресс, 1997. 608с.
- Шаров А.С. Ограниченный человек: значимость, активность. Рефлексия. Омск: ОмГПУ, 2000. — 358с.
- Шаров А.С. Психология образования и развития человека: Учебное пособие для студентов психологических вузов. Омск: ОмГПУ, 1996. -150 с.
- Шибутани Т. Социальная психология.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-342с.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН- КСП± Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 447с.
- Шютц А. Структура повседневного мышления. // Социологические исследования. 1988. — № 2. — С. 128−136.
- Щедровицкий Г. П. Исходные направления и категориальные, средства теории деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектирование. М.: 1975. — С. 19−27.
- Щедровицкий Г. П. Рефлексия и ее проблемы. // Рефлексивные процессы и управление, 2001. № 1 .- Т. 1 — С. 47−55.
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990.- 180с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под. ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -М., 1996.
- Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Институт социологии РАН, 1975. — 242с.
- Argile М. Social interaction. London, 1970 Argile M. Social interaction. London, 1970.
- Argyle M., Fumham A., Graham J. A. Social situations. L.: Cambridge Univ. Press, 1981.
- Bandura A. and McDonnald F. Influence of Social Reinforcement and the Behavior of Models in Shaping Children’s Moral Judgeements. Personality and Human Behavior. Addison-Wesloy Mass. 1970.
- Berhowitz L. Social norms, feelings and other factors affecting helping behavior and altuizm. In: Andvances in Experimental Social Psychology. New York, 1972. P. 63 108.
- Brown A.L., Bransdorford J.D., Ferrara R.A., Campione J. C. Leaning, remembering, and understanding // J.H. Flavell, E.M. Markman (eds.). Handbook of Child Psechology. Vol. 3: Cognitive Development. Fourth edition. New York: Wiley, 1983.
- Carrol S., Tosi H. Organizational Behavior. Chicago, 1977.
- Canter D. Putting Situations in Their Place: Foundations for a Bridge between Social and Environmental Psychology. // Furnham A (ed.), Social Behavior in Context, Allyn and Bacon. London, 1986. — P. 39−208.
- Donaldson M. Childrens Minds. New York, 1988.
- Dyer W. G. Modern theory and method in group training. Chicago, 1982.
- Ekehammar, B. (1974). Interactionism in personaliti from a historical perspective. Psychologikal Bulletin, 81, 12, 1026−1048.
- Glucck Sh. and E. Delingucnts and Mondelinguents in Perspektivc. -Gambrige: Yarward University Press, 1968. 267 p.
- Hart J. T. Memory and the Feeling-of-knowing experience // Journal of Educational Psychology. 1995. Vol. 56. P. 208−216.
- Kegan R. The evolving self. Harvard University Press, 1993.
- Kets de Vries M. F. R., Miller D. The Neurotic Organization. Harper Business, 1984.
- Levinson D. The seasons of a mans life. New York, 1978.
- Magnusson D. (University of Stockholm) Wanted: A Psychology of Situations // Toward a Psychology of Situations: An Interactional Perspective. -New Jersey: Hillsdate, 1981. P. 13−21.
- Merton R. K. Social Theory and social structure. Glencoe, lll: The Free Press, 1968 P. 185−199
- Nadler D.A., Hackman J. R., Birdsall T.G. Managing Organizational Behavior. Boston, Little Brown, 1971.
- Raia A.R. Managing by Objectives. New York, 1974.
- Стимульный материал к методике «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы»
- Выделение жертвы (да -1 балл, нет — 0 баллов) Выделение нарушителя нормы (да -1 балл, нет-0 баллов) Выделение нормы, правила (да -1 балл, нет -0 баллов) Принятие нормы (да -2 балла, нет -0 баллов)1