Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности жизненных стратегий учащихся старших классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный анализ теоретических и экспериментальных данных показывает, что существенными в построении жизни для человека являются не только индивидуально-своеобразные черты, но и многообразные социально-культурные факторы — конкретные условия, в которых существует индивид. Приобщение индивида к определенной социокультурной среде приводит к усвоению человеком традиционных образцов поведения, норм… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
    • 1. 1. Жизненная стратегия личности: история изучения и современное состояние проблемы
    • 1. 2. Соотношение понятия «жизненная стратегия» с близкими по содержанию понятиями
    • 1. 3. Основные характеристики и функции жизненной стратегии
    • 1. 4. Основные типы жизненных стратегий
    • 1. 5. Факторы выбора жизненных стратегий
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Выборка исследования
    • 2. 2. Методы и методики исследования
    • 2. 3. Этапы исследования
  • ГЛАВА 3. КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫБОРА ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
    • 3. 1. Данные анкетирования
    • 3. 2. Данные методики изучения ценностных ориентаций Д.А.Леонтьева
    • 3. 3. Данные семантического дифференциала «Образ жизни»
    • 3. 4. Данные методики «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А.Леонтьева
    • 3. 5. Данные методики «Стиль объяснения успехов и неудач СТОУН-П» (Т.О.Гордеева, Е. Н. Осин, В.Ю.Шевяхова)
    • 3. 6. Данные кластерного анализа
    • 3. 7. Обсуждение результатов

Особенности жизненных стратегий учащихся старших классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Жизненные стратегии относятся к числу одних из сложных и интересных явлений человеческой жизни. Они выражают целостность жизненного мира человека, его устремленность в будущее и способность к изменению собственной жизни во имя этого будущего. Особо значимым представляется выявление перспектив будущего и необходимых ресурсов для их самореализации в юношеском возрасте. Жизненные стратегии (как психологический конструкт) всегда привлекали большой интерес у исследователей (Бюлер ILL, 1933; Рубинштейн C. JL, 1935; Божович Л. И., 1968; Гурова Р. Г., 1971; Логинова H.A., 1978; Кон И. С., 1980; Шегурова В. Ю., 1983; Немировский В. Г., 1984; Жане П., 2009; Royce J., Powell А., 1983; и др.). Тем не менее, изучение жизненных стратегий остается в фокусе исследовательских интересов в современной психологической науке. К настоящему времени накоплено большое количество данных психологических, социально-психологических и социологических исследований об особенностях жизненных стратегий человека, проанализирована их структура и типы, основные характеристики и особенности формирования (Абульханова-Славская К.А., 1991; Варламова Е. П., Степанов С. Ю., 1998; Егорова Л. С., 1999; Васильева О. С., Демченко Е. А., 2002; Созонтов А. Е., 2003; Kasser Т., 1996; Deci E.L., Ryan R.M., 2000; Freund A.M., Baltes P.B., 2002; Мдивани M.O., Кодесс П. Б., 2006; Воронина O.A., 2008; Перелыгина И. В., 2008; и др.). И это не случайно, поскольку проблема формирования жизненных стратегий молодежи чрезвычайно актуальна (особенно на этапе социально-экономических преобразований, происходящих на пространстве постсоветских государств) для понимания перспектив развития общества, поскольку их жизненные стратегии будут во многом определять эти перспективы. Переход к рыночной организации экономики и демократическим политическим институтам привел к изменению практически всех социально значимых сфер жизни. Либерализация и отказ от унифицированных моделей развития (характерных для советского периода) привели к глобальным изменениям условий формирования жизненных стратегий выпускников современной школы, характеризующиеся, прежде всего, большей непредсказуемостью и неопределенностью. Молодой человек должен сам формировать свои жизненные стратегии не надеясь на то, что государство предложит ему готовые модели. На фоне социально-экономических изменений в нашем обществе наблюдаются процессы активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей. Эти процессы также оказывают влияние на формирование жизненных стратегий учащейся молодежи. Однако, изучение особенностей формирования жизненных стратегий, факторов и условий, влияющих на их формирование, характер развития жизненных перспектив в различных культурных общностях, остаются малоизученными. Культура влияет на язык, на восприятие окружающего мира, на поведение и установки, на структуру семьи, особенности родительско-детских отношений и многое другое. Культура как психологический конструкт, т. е. субъективные аспекты культуры, существующие в нашем сознании в виде ментальных отпечатков или программ, являются наиболее важными для понимания влияния культуры на человеческое поведение (Мацумото Д., 2003). Кросс-культурный анализ позволяет получить новые данные о факторах, влияющих на формирование жизненных стратегий и определить особенности данного феномена у представителей различных культур (Matsumoto D., Van De Vijver J.R., 2011; Chasiotis A., Breugelmans S., 2011). Таким образом, актуальность темы обусловлена, во-первых, недостаточно изученностью сравнительно-культурного исследования формирования жизненных стратегийво-вторых, учитывая беспрецедентное увеличение миграционных потоков молодежи, их значением для практической психологии.

Цель: изучение особенностей формирования жизненной стратегии учащихся старших классов у представителей русской и киргизской культур.

Объект исследования: жизненные стратегии учащихся старших классов.

Предмет: влияние особенностей культуры на формирование жизненных стратегий учащихся старших классов.

Гипотеза исследования: различия в характеристиках жизненной стратегии (восприятие жизни и своей роли в ней, построение жизненной программы и иерархия ценностных ориентаций), между группами киргизских и русских старшеклассников связаны с межкультурными различиями. Задачи:

1. Проанализировать результаты исследований по проблеме жизненных стратегий и систематизировать информацию о факторах, оказывающих влияние на формирование жизненной стратегии.

2. Подобрать методический инструментарий для исследования жизненных стратегий у учащихся 10−11 классов.

3. Провести кросс-культурное исследование жизненных стратегий у учащихся 10−11 классов.

4. Проанализировать структуру и основные характеристики жизненных целей у учащихся старших классов, принадлежащих к киргизской и русской кулыуре.

5. Рассмотреть структуру ценностных ориентаций и характер отношения к жизни учащихся старших классов, принадлежащих к киргизской и русской кулыуре.

6. Рассмотреть жизненную стратегию как форму отношения к вероятным событиям жизни, имеющим жизненное значение для учащихся старших классов, принадлежащих к киргизской и русской культуре. Организация и методы исследования.

В соответствии с поставленной целью и указанными задачами исследования для анализа особенностей жизненных стратегий учащихся старших классов были использованы: авторская анкета для изучения жизненных целей, методика изучения ценностных ориентаций (Леонтьев.

Д.А., 1992), тест смысложизненных ориентаций (Леонтьев Д.А., 1992), семантический дифференциал «Образ жизни» (Серкин В.П., 2004), индивидуально-типологический опросник (Собчик JI.H., 2010), методика изучения стиля объяснения успехов и неудач для подростков (Стоун-П) (Гордеева Т.О., Осин E.H., Шевяхова В. Ю., 2009).

Выборку исследования составили учащиеся 10−11 классов из школ-гимназий № б, № 66, № 12, № 63, № 61, № 58, СОШ КРСУ и школы им. Веккера г. Бишкека (всего 634 школьника). В исследовании приняли участие две группы старшеклассников — киргизы (434 школьника, из них 159 мальчиков и 274 девочки) и русские (200 школьников, из них 64 мальчика и 136 девочек).

Статистический анализ данных (критерий согласия Колмагорова — Смирнова, непараметрический критерий сравнения средних U-Манна-Уитни, угловое преобразование Фишера, двухступенчатый кластерный анализ, корреляционный анализ) проводился при помощи статистического пакета SPSS for Windows, Standart Version 13.0.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивается репрезентативностью выборки исследования, использованием комплекса стандартизированных методик и теоретически обоснованного подхода к анализу данных.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положение о развитии личности ребенка через усвоение культурно-исторического опыта человечества (Выготский JI.C., 1960), положения кросс-культурного подхода (Лебедева Н.М. 1999; Мацумото Д., 2003; Емельянова Т. П., 2004; Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall М.Н., Dasen P.R.- 2002; Matsumoto D., Van De Vijver J.R., 2011; Chasiotis A., Breugelmans S., 2011), фундаментальные и экспериментальные исследования жизненных стратегий личности и прогнозирования жизненного пути (Ананьев Б.Г., 1968; Абульханова-Славская К.А., 1980, 1991; Анцыферова Л. И., 1990; Гинзбург М. Р., 1994; Варламова Е. П., Степанов С. Ю., 1998; Васильева О. С., Демченко.

Е.А., 2002; Кроник A.A., 2008; Ryan R. M., 2000; Kasser T., 2000; Prenda K.M., Lachman M.E., 2001; Freund A.M., Baltes P., 2002; Deci E. L., 2003 и др.). Положения, выносимые на защиту:

1. Между представителями киргизской и русской культуры существуют различия в основных характеристиках жизненной стратегии.

2. Представители киргизской культуры имеют более долгосрочные жизненные цели, они более целеустремленные, их отношение к жизни более открытое и спокойное, и одной из основных ценностей для них является ответственность.

3. Представители русской культуры рассматривают сам процесс жизни как более интересный, они более удовлетворены своим прошлым, оптимистичны в восприятии будущего, при этом воспринимают свою жизнь как активную и подвижную, и одной из значимых ценностей выбирают независимость.

Научная значимость и новизна работы заключается в том, что в ней впервые в отечественной психологии предпринята попытка сравнительно-культурного исследования формирования жизненных стратегий. Результаты работы расширяют представления о формировании жизненной стратегии в старшем школьном возрасте и влияния на них особенностей культуры. В работе выявлены различия между представителями русской и киргизской культур в особенностях формирования жизненных стратегий. А именно в структуре жизненных целей представителей двух групп имеются различия в предпочтении определенных целей. Образ собственной жизни в группе киргизских старшеклассников представляется как спокойный и дружественный, а русские воспринимают жизнь как активную и подвижную. Кроме того, иерархия ценностных ориентаций отличается в двух группах, а отношение к вероятностным жизненным событиям у русских более позитивное.

Практическая значимость. Полученные в работе данные о характере формирования жизненной стратегии имеют большое значение для практики, так как раскрывают особенности жизненных стратегий и дают возможность влиять на жизненную стратегию молодых людей с учетом специфики социальных условий жизни. Учет межкультурных различий в формировании жизненных стратегий имеет большое значение в различных формах межэтнического взаимодействия. Результаты исследования могут быть использованы психологическими службами при работе с мигрантами. Особое направление возможного практического применения результатов работы — использование их при адаптации жизненных стратегий молодых людей в инокультурном окружении. На основе экспериментальных данных была разработана программа оптимизации жизненной стратегии старшеклассников, которая предполагает осуществление деятельности психолога в следующих направлениях: работа с учащимися старшего школьного возраста, их родителями, педагогами, и включает в себя тренинговые упражнения, а также беседы и групповые дискуссии, творческие задания, имитационные игры и др. Результаты работы могут быть реализованы в психологической и педагогической практике.

Апробация и внедрение результатов диссертации. Результаты теоретических и практических исследований в рамках указанной темы были представлены на заседаниях кафедры психологии Кыргызско-Российского Славянского университета. Основные положения работы изложены в докладах и выступлениях на: Международной научно-практической конференции «Психологическая наука и практика: на стыке культур», Бишкек, 2007 г.- Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов — 2009». Современная психология: актуальные проблемы и тенденции развития, Москва, 2009 г.- Международной научно-практической конференции «Личность как субъект познания, общения и деятельности», Бишкек, 2010 г.- Международной научно-практической конференции «Личность как субъект познания, общения и деятельности», Бишкек, 2011 г.

Внедрение результатов в практику. Результаты исследования используются в лекционных курсах и на семинарских занятиях в Кыргызско-Российском Славянском университете (учебные курсы «Социальная психология», «Возрастная психология»). Комплексная программа оптимизации жизненной стратегии учащихся старших классов внедрена в работу школьной психологической службы средней школы № 41 г.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, обсуждения, заключения, выводов, списка цитируемой литературы и приложений.

выводы.

1. Теоретический анализ проблемы жизненного пути личности позволил определить жизненную стратегию как структуру жизненных целей, развернутую во временной перспективе психологического будущего, отраженную в субъективной картине жизненного пути, основывающуюся на ценностных ориентациях личности и регулирующую ее социальное поведение.

2. Анализ структуры жизненных целей показал, что для старшеклассников разных культурных общностей цели связаны с личным и профессиональным самоопределением и определяются возрастными особенностями юношеского возраста, касаются в основном их ближайшего будущего. При этом старшеклассники киргизской культуры чаще ставят цели в отдаленном будущем.

3. Анализ структуры ценностных ориентаций показал, что в двух группах значимыми являются сходные ценности, но иерархия ценностных ориентаций различна, при этом для киргизских старшеклассников одной из ведущих ценностей выступает «ответственность», а у русских школьников — «независимость».

4. Исследование особенностей оценки жизни старшеклассников показало что, представители киргизской культуры относятся к жизни как спокойной, дружелюбной и уважительной, тогда как представители русской культуры воспринимают свою жизнь как активную и подвижную.

5. Характер отношения к вероятностным жизненным событиям у старшеклассников русской культуры более оптимистичный, при этом в целом рассматривают сам процесс жизни как интересный и более удовлетворены своим прошлым, тогда как киргизские школьники более целеустремленные.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе индивидуального развития каждый человек вырабатывает собственную стратегию организации и осмысления жизни, которая представляет собой структуру жизненных целей, развернутую во временной перспективе психологического будущего, отраженную в субъективной картине жизненного пути, основывающуюся на ценностных ориентациях личности и регулирующую социальное поведение личности.

Проведенный анализ теоретических и экспериментальных данных показывает, что существенными в построении жизни для человека являются не только индивидуально-своеобразные черты, но и многообразные социально-культурные факторы — конкретные условия, в которых существует индивид. Приобщение индивида к определенной социокультурной среде приводит к усвоению человеком традиционных образцов поведения, норм межличностного взаимодействия, жизненных ценностей, которые постепенно становятся предпочтительными для индивида, наделяются им смыслом и приобретают для него непосредственную ценность. Исходя из вышесказанного, особенности жизненных стратегий у старшеклассников необходимо рассматривать в системе социально-культурных связей и взаимодействий личности с окружающим миром.

Учащиеся старших классов, принадлежащие к разным культурным общностям обладают различиями в осознанности и протяженности во времени жизненной стратегии, структуре жизненных целей и ценностных ориентациях и восприятии жизни, своей роли в ней, и, в общем, жизненной стратегии, которая характеризует направленность и содержание личностной активности.

Но, несмотря на то, что существуют общие предпосылки и факторы, способные повлиять на формирование жизненных стратегий старшеклассников, необходимо подходить к изучению данного феномена с позиции системного и личностного подходов. Это связано с тем, что преломляясь через призму личностных свойств и особенностей социальной ситуации развития каждого индивида, те или иные психологические характеристики приобретают индивидуальную форму проявления и развития.

Понимание роли культурных факторов в формирование жизненных стратегий человека приводит к необходимости создания новых программ развития профессионального и личностного самоопределения у подрастающего поколения. Особенно, данная проблема стоит актуально в средних и средне специальных образовательных учреждениях, где формируется образовательное пространство социально-культурного проектирования и образуются новые формы человеческой социальной активности.

Таким образом, гипотеза о том, что различия в характеристиках жизненной стратегии (восприятие жизни и своей роли в ней, построение жизненной программы и иерархия ценностных ориентациях) нашла свое подтверждение. Продолжить данное исследование можно было бы в направлении изучения механизмов формирования жизненной стратегии, исследования взаимосвязи жизненной стратегии и личностных особенностей индивидов, изучение роли семейного окружения и влияния других социальных процессов на формирование жизненной стратегии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. О субъекте психической деятельности — М.: Наука, 1973.-288с.
  2. Абулъханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности М.: Наука, 1980. -334с.
  3. Абулъханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни М.: Мысль, 1977.-224с.
  4. Абулъханова-Славская К. А. Жизненная перспектива личности // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. — С. 137 — 145.
  5. Абулъханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности// Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. — С. 19−45.
  6. К. А. Рубинштейн С.Л. ретроспектива и перспектива// Проблема субъекта в психологической науке. — М.: Академический проект, 2000. — С.13−27.
  7. Абулъханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна М.: Наука, 1989.
  8. Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни М.: Мысль, 1991. — 289с.
  9. К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни СПб.: Алетейя, 2001.-297с.
  10. Абулъханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности// Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. — С. 134.
  11. А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла Самара: Издательский Дом «Бахрах — М», 2000. — 336с.
  12. И.А. Некоторые направления работы психолога с педагогическим коллективом в системе школьной психологической службы// Вестник Кыргызско-Российского Славянского Университета. 2003. — № 1.
  13. А. Наука жить Киев: Port-Royal, 1997. — 315с.122
  14. А. Смысл жизни // Философские науки. 1998. — № 1. — С. 15−26.
  15. А. Что означает для тебя жизнь М.: АСТ, 1998.
  16. Активность и жизненная позиция личности М.: Наука, 1988.
  17. А. Менталитет кыргызского народа как объект философского исследования: автореф. дис.. д.ф.н: 09.00.11/ А. Айтбаев- Национальная академия наук Кыргызской республики Бишкек, 2007. — 46 с.
  18. Ш. Б. Духовный мир древних кыргызов- Бишкек, 1998. -268с.
  19. Ш. Б. Этикет кыргызов. Бишкек, 2005. — 200с.
  20. Ю.В. Нравственное переживание как путь преодоления «раскола» смысла жизни// Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни. М.: ПИ РАО, 1997. — С. 140 — 145.
  21. В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. — Т. 5. — № 5. — С. 6370.
  22. М.А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Тренинг развития жизненных целей СПб.: Речь, 2002. -216с.
  23. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.-Т. 1.-232с.
  24. .Г. О проблемах современного человекознания М.: Наука, 1977.-380с.
  25. . Г. Человек как предмет познания Л., 1968.
  26. Л.И. Психологическая концепция Пьера Жане// Вопросы психологии. 1969. — № 5. — С. 178.
  27. Л.И. Психология формирования и развития личности//Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. — С. 207−213.
  28. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1992. — № 5. — С. 12−25.
  29. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия// Психологический журнал. -1993 .-Т. 14. -№ 2.- С. 3−16.
  30. Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития //Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — № 1. — С. 6−20.
  31. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики М.: Наука, 1999.-350с.
  32. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности М.: Мысль, 1976.-С.156.
  33. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002 .
  34. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / под ред. Рябова A.B., Курбангалеевой Е. Ш. — М.: Дом интеллектуальной книги. 2003. — С. 448.
  35. Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности -М., 2001.-301с.
  36. В. А. Семья в системе факторов, определяющих жизненные стратегии старшеклассников: Дис.. канд. социол. наук: 22.00.04.-Ставрополь. 2006. — 181 с.
  37. Л. Бытие в — мире — Спб, 1999. -300с.
  38. А. А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними// Мир психологии. 2001. — N 2. — С. 54−58.
  39. Е.Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: автореф. дис.. канд. псих, наук: 19.00.05/ Е.Е. Бочарова- Саратов.гос.ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2005.-23 с.
  40. A.A. Исследования жизненного пути человека в современной зарубежной психологии// Психологический журнал. 2008.- Т. 29.- № 5. — С. 54−62.
  41. . Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Педагогика, 1968.
  42. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Избранные психологические труды. М., 1995.
  43. . С. К проблеме человека в психологии// Вопросы психологии.-1997.- № 5. С.3−19.
  44. У. Два мира детства. Дети в США и СССР М.: Прогресс, 1976
  45. A.B. Психология субъекта и его деятельности// Современная психология. Справочное руководство/ Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра-М, 1999. — С. 330−346.
  46. A.B. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. A.B. Брушлинского. М., 2002.
  47. A.A. Вершина в развитии взрослого человека М.: Наука, 1998.
  48. A.A. Исследования жизненного пути человека в современной зарубежной психологии // Психологический журнал. 2008. — № 5.- С.54−62.
  49. Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта// Вопросы психологии. 1993. — Т. 14. — № 5. — С. 99 105.
  50. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bookluck.ru/bookuyoeeu.html
  51. Е.Б. Образ будущего в картине мира и Я-концепции личности: автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.01. Рос.гос.пед.ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2003.-22с.
  52. Н.Л. Специфика смысложизненных ориентаций различных групп учащейся молодежи в ситуации субъективации жизненных целей: автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.05. Сам. гос.пед. ун-т. -Самара, 2005.23 с.
  53. Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций Электронный ресурс. режим доступа: http://psylib.org.ua/books/vasif01/index.htm
  54. О. С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека// Вопросы психологии. 2002. — № 4. — С.74−82.
  55. Е.П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека: Рефлексивно-гуманистический подход- М., 1998. 256с.
  56. Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации М.: Международная педагогическая академия, 2001.
  57. Ф. 3. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студентов // Прикладная психология 2002. — № 5. -С. 131−134.
  58. A.A. Ценностно-нормативное содержание образа жизни в советской и постсоветской России // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 8. — М.: Институт социологии РАН. — 2009. -С. 149−164.
  59. . С. Психология ранней юности М., 2001.
  60. O.A. Жизненные стратегии как фактор отношения студентов к учебной деятельности: автореф. дис.канд. псих, наук: 19.00.07. Курск, 2008.-22с.
  61. JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Политиздат, 1984.
  62. Е.В. Субъективная категоризация в межличностном познании и ценностные ориентации личности: автореф. дис.. канд. псих, наук: (19.00.01)/Е.В. Гаврилова. Краснодар, 2003.-24с.
  63. . А.Э. Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодежи. Релевантные методические решения// Социологические исследования.-2010.-№ 1.-С. 132- 141.
  64. М.И. Личностное самоопределение как психологическая проблема// Вопросы психологии. 1988. — № 2 — С.19−27.
  65. M.K. Психологическое содержание личностного самоопределения//Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С.43−52.
  66. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи Киев: Наукова думка, 1988. — 146с.
  67. Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности Киев: Наукова думка, 1984.
  68. О.П. Психологический тренинг. Сектреты поведения СПб: Питер, 2007. — 176с.
  69. Т.О., Осин E.H., Шевяхова В. Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН М.: Смысл, 2009. -151с.
  70. JI.B. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала СПб: Речь, 2006. — 60с.
  71. А.Н. Дисперсионный анализ в экспериментальной психологии Текст. М.:УМК «Психология», 2000. — 136с.
  72. М.Я. Взаимосвязь жизненного и профессионального самоопределения у разных социальных групп: автореф. дис.. канд. псих, наук: (19.00.05)/ М.Я. Дворецкая- Рос.гос.пед.ун-т им. А. И. Герцена. -СПб., 2003.-21 с.
  73. Д., Плоских В. Трайбализм и проблемы развития Кыргызстана// Центральная Азия и Кавказ. 2000.- № 3.- С.43−54.
  74. А.И. О ценностных отношениях личности// Советская педагогика. 1974. — № 5. — С.67−76.
  75. В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии М.: ПЕР СЕ- Спб.: ИМАТОН-М, 2000. — 160с.
  76. КВ. Школьная психологическая служба -М., 1991.
  77. О. В. Жизненные стратегии северян в условиях трансформации российского общества: автореф. дис.. канд. соц. наук: (22.00.04) / О. В. Дудник. Институт социологии Ран. М., 2002. — 24с.
  78. С. С. Взаимосвязь самоопределения личности и ее этнической идентичности: автореф. дис.. канд. психол. наук: (19.00.01) / С. С. Душанбаева. Перм.гос.пед.ун-т. Пермь, 2003. — 22 с.
  79. П. Эволюция памяти и понятие времени// Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В .Я. Романова. М.: Изд-во ЧеРо, 2000. — С. 371−379.
  80. П. Психологическая эволюция личности М.: Академический проект, 2010.-398с.
  81. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности — М., 1994.
  82. . В. Теория личности К. Левина М., 1981.
  83. Л. С. Жизненные стратегии: тендерный аспект Иваново, 1999.
  84. В.В. Методология кросскультурного подхода к исследованию самосознания//Вестник КРСУ. 2009. -Т.9. — № 12. — С. 19−22.
  85. О.Ю. Математическая статистика для психологов -М.:Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. 336с.
  86. Т.П. Кросскультурная психология: проблемы и тенденции развития// Психологический журнал. 2004. -Т. 25. — № 1. — С.61−69.
  87. Т.В. Использование кросскультурного подхода изучения ценностей при анализе организационной культуры Электронный ресурс. -Режим доступа: http://leanoffice.ru/archives/29.
  88. Е.А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни: Автореф. дис.. канд. псих, наук: 19.00.01/ Е.А. Ипполитова- Барнаул, гос. пед. ун-т .Барнаул, 2005 23 с.
  89. КВ. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие. Гродно: ГрГУ, 2002. — 167с.
  90. Л.В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов: автореф. дис.. канд. псих, наук: 19.00.05. Сам. гос. пед. ун-т. Самара, 2003.- 20с.
  91. B.K. Психологические особенности личностной организации времени жизни: автореф. Дис.Канд.психол.наук., М, 1979. 20с.
  92. Т.К. Кыргызы и их предки: нетрадиционный взгляд на историю и современность -Бишкек: РаритетИнфо, 1999. 122с.
  93. A.A., Головаха Е. И. Психологический возраст личности// Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — С. 246−256.
  94. A.A., Ахмеров P.A. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути -М.:Смысл, 2008. 292с.
  95. Ксенофонтова Е. Г Отношение к своему прошлому, настоящему и будущему у лиц с разным уровнем субъективного контроля// Проблемы самоопределения молодежи: Тезисы докладов. Красноярск, 1987.
  96. Кон И. С. Психология старшеклассника М.: Политиздат, 1978.
  97. Кон КС. В поисках себя. Личность и ее самосознание М.: Просвещение, 1984.
  98. Кон КС. Психология ранней юности М., 1989.
  99. Кравченко А. К Культурология М.: Академический проект, 2001 -496с.
  100. Г. Г. К определению ведущей деятельности подросткового периода развития // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе: Тезисы Всесоюзн. симп. (24−26 ноября 1976 г., г. Тула). М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1976.
  101. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.bronnikov.kiev.ua/bookl163.php.
  102. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности// Вопросы психологии. -1983 № 2. — С.51−55.
  103. JI.B. Психогигиена личности Спб., 2004. — 463с.
  104. Культурология // Под ред. Багдасарьян Н. Г. — М.: Высшая школа, 2002. -511с.
  105. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию М: «Ключ — С», 1999. — 224с.
  106. К. Теория поля в социальных науках Спб.: Речь, 2000. — 368с.
  107. В.П. Моральная регуляция поведения и активность личности // Социальная психология личности. М.1979. — С.63−84.
  108. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975.-304с.
  109. Д. А. Психология смысла Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.koob.ru/leontyevda/psihologiyasmisla
  110. Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций — М.: Смысл, 1992. 17с.
  111. Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) М.: Смысл, 1992. — 16с.
  112. Д. А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. С.372−377.
  113. Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. -2001. № 1. — С.57 — 66.
  114. . А. Временная перспектива старшеклассников сельской школы, ее развитие и влияние на профессиональное самоопределение: Дис. канд. псих. наук. 19.00.07. Иркутск, 2008.- 168 с.
  115. A.A. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков // Вопросы психологии. 2005. — № 4. — С. 117.
  116. A.B. Стиль человека: психологический анализ М., 1998.
  117. Е.В. Индивидуальные различия в стратегиях разрешения человеком сложных жизненных ситуаций: Автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.01. М., 2003.-25 с.
  118. Личностный профиль по Айзенку. Руководство М.: Когито-центр, 1999.-52с.
  119. Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь// Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. — С. 156−172.
  120. Н. А. Жизненный путь человека как проблема психологии// Вопросы психологии. 1985 — № 1. — С. 103−109.
  121. Э.Ж. Этническая история кыргызского народа. Бишкек, 2008.-212с.
  122. А. Дальние пределы человеческой психики— СПб.: Евразия, 1997.
  123. А. Мотивация и личность СПб.: Евразия, 1999.
  124. А. Психология бытия Киев, 1997 .
  125. Е.Ю. Особенности психологического времени безработных// Вопросы психологии. 2005. — № 6 — С. 54−62.
  126. МацумотоД. Психология и культура М., 2003. — 720с.
  127. Мдивани М. О, Кодесс П. Б. Методика исследования жизненной стратегии личности // Вопросы психологии. 2006. — № 4 — С. 146−150.
  128. Л.М. Психология профессионального развития учителя М.: Флинта: Моск. псих.-соц. ин-т, 1998. — 200 с.
  129. С. Социальное представление: исторический взгляд// Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 1. — С. 3−18- № 2. — С. 3−14.
  130. A.B. Социализация человека: Учебное пособие. -М.:Издат.центр «Академия», 2004. 304с.
  131. Мэй Р. Открытие бытия. Очерки экзистенциальной психологии М., 2004. — 224с.
  132. В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности// Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982.
  133. В.Н. Психология отношений- М., 1998.
  134. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии Тбилиси, 1974.
  135. Д.А. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учебное пособие. — Спб.: Речь, 2008. 392с.
  136. Нартова-Бочавер С.К., Бородина A.A. Значимые события в жизни современных подростков // Актуальные проблемы современного детства. -М., 1996. С. 63−66.
  137. И. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения М., 1988.
  138. Н. И. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности// Вопросы психологии — 1980. — № 1.1. С. 22−30.
  139. Е.В. Пространственно-временная организация жизненного мира человека: Автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01/ Е.В. Некрасова- Барнаул, гос. пед. ун-т .- Барнаул, 2005 47 с.
  140. В.Г. Образ желаемого будущего как фактор социально-профессиональной ориентации подростков// Социологические исследования.- 1984 № 2 — С.85−89.
  141. . Мотивация, действие и перспектива будущего М., 2004.
  142. Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт М: Культура, 1994. — 332с.
  143. КВ. Психологические условия становления ценностно-смысловых установок студентов в процессе самопроектирования жизненнойпозиции// Автореферат дисс. канд.психол.наук (19.00.07)/
  144. И.В.Перелыгина- Психологический институт РАО, М. 2008. — 24с.
  145. Р. Задачи развития и жизненные стратегии// Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.
  146. A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии -М.:Инфра-М, 1998.-528с.
  147. С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе -М.: Академический проект, 2002. 256с.
  148. Платонов К. К Краткий словарь системы психологических понятий -М., 1984.-174с.
  149. КН. Психология возрастных кризисов М.: Академия, 2000.
  150. КН. Периодизация детского развития: опыт понимания// Вопросы психологии. 2004. — № 1. — С. 110−120.
  151. Практическая психология образования/ Под ред. И. В. Дубровиной. М: Просвещение, 2003. — 480с.
  152. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение -М., 1996.
  153. Психология личности/ Под ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. -М.:Эксмо, 2008. 653с.
  154. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы истории и теории / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Институт психологии РАН, 1997
  155. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения / Авт.-сост. Т. Бука, М. Л. Митрофанова. М., 2005. — 128с.
  156. О.М. Взаимодействие тендерных стереотипов и жизненных ценностей как факторов выбора профессии// Вопросы психологии. 2004. — № 4. — С.76.
  157. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Спб, 2000.
  158. О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTIC, А М.: МедиаСфера, 2006.-312с.
  159. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив М., 1995.
  160. Л. А. Структура и возрастная динамика способности к прогнозированию// Психологический журнал. 1981. — Т.2. — № 5. — С.106−115.
  161. Л.А. Прогнозирование как познавательная способность// Проблемы развития познавательных способностей / под ред. A.M. Раева. — М., 1983.
  162. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека М.: Прогресс, 1998.
  163. К. Клиенто-центрированная терапия — Киев, 1997.
  164. С.Л. Основы общей психологии М., 2002. — 720с.
  165. С.Л. Бытие и сознание М., 1957, — 328с.
  166. С.Л. Философские корни экспериментальной психологии // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — С. 67−89.
  167. С.Л. Человек и мир М.: Наука, 1997. — 189с.
  168. В. Психотерапия семьи М: Речь, 2000. — 288с.
  169. Е.А. Становление субъекта: неоконченная дискуссия// Психологический журнал. 2003. — Т. 24. — № 2. — С. 114−120.
  170. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия М., 1990. — 360с.
  171. В.П. Методы психосемантики М.: Аспект Пресс, 2004. — 206с.
  172. И.В. Философско-антропологическое исследование категории счастья: Автореферат дисс.док.фил.наук., М., 2006. 34с.
  173. Е. В. Методы математической обработки в психологии -СПб.: ООО «Речь», 2007. 350с.
  174. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности М.: ИПП-ИСП, 2000.-512с.
  175. Л.Н. Индивидуально-типологический опросник М.: Боргес, 2010.-60с.
  176. А.Е. Основные жизненные стратегии российских студентов// Вестник Московского университета. Сер 14, Психология. 2003. — № 3. -С.15−23.
  177. А.Е. Основные жизненные стратегии современных российских студентов: Автореф.дис.канд. псих, наук: 19.00.07. М., 2003. -24с.
  178. Л.В. Жизненная программа и жизненные планы личности// Социалистический образ жизни. Киев, 1985.
  179. И., Джойнс В. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.psylib.ukrweb.net/books/stewi01/index.htm
  180. A.B. Этнофункциональная парадигма в психологии М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. — 576с.
  181. Типы культурных общностей в пространстве Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.mezenart.ru/ats4.htm
  182. Ю. В. Экзистенциальная психология: Учебно-справочное пособие. — М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез", 1998.
  183. Л. С. Математические методы в психологии Владивосток, 2002.
  184. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема— М.: Мысль, 1975.
  185. Г. К. Культура и социальное поведение М.: Форум, 2007.
  186. Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.
  187. H.H. Жизненные планы подростков и юношей// Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С.74−86.
  188. H.H. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени// Активные методы в работе школьного психолога. Киров, 1991. — С.62−73.
  189. С.Н. Современная социокультурная среда как психологический фактор развития ценностных ориентаций личности: автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.01. М., 2003.-22с.
  190. .К. Культура кыргызов в проекции философии истории -Бишкек: Илим, 1997.
  191. Фелъдштейн Д/f.Психология развивающейся личности: Избранные психологические труды М., 1996. — 512с.
  192. П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 Рос. гос. гуманитар, ун-т (РГГУ) .- М&bdquo- 2005 24 с.
  193. Ф.Р. Ориентиры социолога. Заметки об исследованиях проблем советской молодежи в 80-е годы// Коммунист. 1986. — № 8. — С.119−125.
  194. В. Человек в поисках смысла М: Прогресс, 1990, — 368с.
  195. А.Ю. Очерёдность жизненных целей личности и их субъективная мотивационная значимость: Автореф. дис.. канд. психол. наук: (19.00.01) / А.Ю. Фридман- Ин-т психологии РАН. -М., 2004.-21 с.
  196. Э. Иметь или быть Киев: Ника-Центр: Вист-С, 1998.- 400с.
  197. Э. Психоанализ и этика М., 1993. — 416с.
  198. К. Невроз и развитие личности М.: Смысл, 1996.
  199. К. С, Линдсей Г. Теории личности М.: Психотерапия, 2008. -448с.
  200. Ч. Этнокультурные факторы в истории государственного строительства Кыргыстана Бишкек, 2005. — 350с.
  201. В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. 2003. — № 3. — С.40.
  202. П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования/ЯТсихологические проблемы регуляции социального поведения. М., 1976.
  203. Э. Идентичность: юность и кризис М.: Прогресс, 1996.
  204. Юнг К. Г. Архетип и символ М.: Ренессанс, 1991.- 304с.
  205. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  206. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система Кемерово, 2000. — 204с.
  207. Berry J. W, Poortinga Y. H, Segall M. H, Dasen P.R. Cross-cultural psychology/ Cambridge University press, 2002.
  208. Boniwell I. Beyond time management: how the latest research on time perspective and perceived time use can assist clients with time-related concerns// International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring. Vol. 3. No. 2 -2006.-P. 61.
  209. Csikszentmihalyi M. Flow: The psychology of optimal experience New York, 199.-303p.
  210. Cheng C., Chun W.Y. Cultural Differences and Similarities in Request Rejection: A Situational Approach// Journal of Cross-Cultural Psychology. -2008.-№ 39.-P. 745−764.
  211. Cottle T.J. Klineberg S.L. The present of things future New York: The free press, 1974.
  212. Cross-cultural research methods in psychology/edited by D. Matsumoto, FJ.R. van de Vijver. Cambridge University Press, 2011. — 392 p.
  213. De Voider M., Lens W. Academic achievement and future time perspective as a cognitive-motivational concept Text.// J. Pers. Soc. Psychol. 1982. -V. 42. -P.566−571.
  214. Earley P.C. Redefining interactions across Cultures and Organisations: moving forward with Cultural Intelligence // Research in organizational behaviour, 2002, 24: 271—99.
  215. Eaves L.J., Eysenk H.J., Martine N. G, Jardine R., Heath A.C., Feingold L., Young P.A., Kendler K.S. Genes, Culture and Personality. An empirical approach. San Diego: Academic Press, 1989.
  216. Immerwahr J. Different time perspectivies Electronic resource.// URL: http://www.teachphilosophy 101 .org/
  217. Glymour C. The mind’s arrows. Bayes nets and graphic causal models in psychology. The MIT Press, London, 2001.
  218. Freund A.M., Baltes P. B. Life-Management Strategies of Selection, Optimization, and Compensation: Measurement by Self-Report and Construct Validity//Journal of Personality and Social Psychology Association, Inc. 2002. -Vol. 82. — No. 4. — P.642−662.
  219. Fundamental questions in cross-cultural psychology/ edited by F.J.R.van de Vijver, A. Chasiotis, S.M.Breugelmans. Cambridge University Press, 2011. -590p.
  220. Jopp D., Smith J. Resources and Life-Management Strategies as Determinants of Successful Aging: On the Protective Effect of Selection, Optimization, and Compensation // Psychology and Aging .- 2006. Vol. 21. — No. 2.-P. 253−265.
  221. Maio G.R., Olson J.M., Allen L., Bernard M.M. Addressing Discrepancies between Values and Behavior: The Motivating Effect of Reasons//Journal of Experimental Social psychology. Vol. 37. — March 2001.- P. 104−117.
  222. Prenda K. M., Lachman M. E. Planning for the future: a life management strategy for increasing control and life satisfaction in adulthood// Psychology and aging. -2001. vol.16. -P.206−216.
  223. Rokeach M. The nature of human values N.Y.: Free Press, 1973
  224. Royce J., Powell A. Theory of Personality and Individual Differences: Factors, Systems and Process. Prentice Hall, 1983.
  225. R. M., & Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being Electronic resource. American Psychologist. 2000. — 55. — p. 68−78. — URL: http://psycnet.apa.Org/journals/amp/55/9/
  226. Seligman M. E. Authentic Happiness New York: Free Press, 2002.- 269p.
  227. Seligman M. E. Learned Optimism New York, 1990. — 319p.
  228. M. E., & Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction Electronic resource.// American Psychologist. 2000. — 55. — P. 5−14.
  229. Sheldon K. M., Williams G., Joiner T. Self-determination theory in the clinic: motivating physical and mental health//. USA, 2003. — 208p.
  230. Sheldon K. M., Ryan R. M., Rawsthorne L. J., and Ilardi B. Trait Self and True Self: Cross-Role Variation in the Big-Five Personality Traits and Its141
  231. Schwartz S.H. Values: cultural and individual// Fundamental questions in cross-cultural psychology/ edited by F.J.R. van de Vijver, A. Chasiotis, S.M.Breugelmans. Cambridge University Press, 2011. -p.463−493.
  232. Van Lange P. A. M. The Pursuit of Joint Outcomes and Equality in Outcomes: An Integrative Model of Social Value Orientation// Journal of Personality and Social Psychology. 1999. — Vol. 77. — No. 2. -P.337−349
  233. Zimbardo Ph. The time paradox Electronic resource.// URL: http://fora.tv/2008/ll/12/Philip Zimbardo The Time Paradox#chapter01,jf
Заполнить форму текущей работой