Структура и типы родительского отношения
Диссертация
В партийных документах уделяется большое внимание вопросу о роли семьи в укреплении нравственного здоровья общества и воспитания подрастающего поколения. В материалах ХХУП съезда КПСС конкретно подчеркивалось негативное влияние неблагополучных семей на воспитание детей. Для практических психологов, работающих в области семьи, это означает необходимость усилить внимание к проблемам воспитания… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ: ФУНКЦИИ, ДЕТЕРМИНАНТЫ, СТРУКТУРА
- I. Значение родительского отношения для психического развития ребенка, для формирования его характера и личности
- 1. 1. Влияние родительского отношения на формирование характера и личности ребенка
- 1. 2. Влияние родительского отношения на клини-ко-психологические особенности ребенка. II
- 2. Детерминанты родительского отношения
- 2. 1. Особенности личности родителя
- 2. 2. Личностные и клинико-психологические особенности ребенка как фактор формирования родительского отношения
- 2. 3. Отологический фактор формирования родительского отношения
- 2. 4. Социокультурные и семейные традиции оформления родительского поведения
- 2. 5. Особенности семейного общения, влияющие на родительское отношение
- 3. Структура и типы родительского отношения
- I. Значение родительского отношения для психического развития ребенка, для формирования его характера и личности
- Глава II. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ТИПОВ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ
- I. Эксперимент
- 1. 1. Методика
- 1. 2. Количественный анализ содержания интервью
- 1. 3. Результаты
- 1. 4. Обсуждение результатов
- 1. 5. Выводы
- 2. Эксперимент II
- 2. 1. Методика основного эксперимента
- 2. 2. Анализ результатов
- 2. 3. Построение типов родительского отношения
- 2. 4. Выводы
- I. Эксперимент
- I. Сшлбиотический и сшбиотически-авторитарный типы P.O. в психологической семейной консультации
- 2. Отвергающе-авторитарный тип P.O. в психологической семейной консультации
Список литературы
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. -М.: МГУ, 1982. -200 с.
- Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизациидетской невротической реакции. -Вестник МГУ, Психология, 1985, $ 4, с. 32−37.3.' Варга А. Я., Смехов В. А. Коррекция взаимоотношений детей иродителей. Вестник МГУ, Психология, 1986, I 4, с. 2232.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 5, М.: Педагогика, 1983, -368 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -М.:
- Изд.-во АПН PCSCP. I960. -496 с.
- Гарбузов В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детейи их лечение. -Л.: Медицина, 1977. -272 с.
- Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. В кн.: Принцип развития в психологии. М., 1978.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.
- Л.: Медицина, 1982. -206 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. -М.: Медицина, 1979. -608 с.
- Ланпмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детскомвозрасте. Авиценум, Прага, 1984. -334 с.
- Лебовичи С. Детство, подростковый возраст, юность: психосоциальные аспекты. Культуры. 4, 1982, с. 30−51.
- Левандовский М.Г. О корректности применения факторногоанализа и о критериях факторизации. Вопр. психологии, 1980, № 5, с. 138−142.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.-М.: Изд-во М1У, 1985. -167 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ.1972. -574 с.
- Лисина М.И. Генезис форм общения у детей. В кн.: Принципразвития в психологии. М.: Педагогика, 1978, с. 268−294.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. В кн.: Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. с. 3−24.
- Новикова Л.П. Анализ родительских отношений. Дипломнаяработа. МГУ, 1983. 60 с.
- Новикова Е.В., Смехов В. А. Психологические условия обучения «Диалогичности» как фактор оптимизации педагогического общения в семье. В сб.: Активные методы обучения педагогическому общению. М.: Изд-во АПН СССР, 1983, с. 5563.
- Пузова С.П. Исследование особенностей эмоционально-ценностного отношения к себе и к другому. Дипломная работа. МГУ, 1982, 75 с.
- Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике. М.
- Финансы и статистика", 1982, -198с. 21. Рубинштейн С. Л. Экспериментальные методики в патопсихологии и опыт их применения. -М.: Медицина, 1970, -215 с.
- Спиваковская А.С. Игра это серьезно. М.: Педагогика, 1981, -208 с.
- Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекциинеадекватных родительских нозиций. В кн.: Семья и формирование личности. -М.: НИИОПП АПН СССР, 1981, с. 38−44.
- Стенли Дж., Гласс Дж. Статистические методы в педагогикеи психологии. М.: Прогресс, 1976, -495 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М: Изд-во МГУ, 1983.-284 с.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии.
- ГЛ.: Прогресс, 1982. -230 с.
- Урбах В.Ю. Биометрические методы. -М.: Наука, 1964. -415 с
- Эйбл-Эбесфельдт. Поведение детей: культуры народов Косан,
- Яномами, Химба и Эйпо. Культуры, 4, 1982, с. 5−30.
- Эйдемиллер Э.Г. Анализ семейных отношений у подростковпри психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. Методическое письмо. Л.: Медицина, 1980, -26 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М: Учпедгиз, I960.
- Adamska Н. Family environment and pear group behaviour.
- Polish psychological Bulletin, 1981, v.12(4), 219−222.
- Adler A. Uber den nervosen Charakter. Psychologie und >Psychotherapie. -Frankfurt, M. Fisher Taschenbuch-virl., 1975″
- Ainsworth M.D. The effects of maternal deprivation: a rev of findings and controversy in the context of research strategy* In: Deprivation of maternal care. Geneve, Public health papers. 14. 1962.
- Anderson L.E. Parents attitudes in child behaviour. A report of three studies. Child development.v.17,1,1946,91
- Appley D.G., Winder A.E. T-groups and therapy groups in changing society.-London:The Jossy-Bass. -209 p.
- Bateson G., D. Jackson, L. Haley, J. Weakland, Toward a the< of Shizophrenia. Behaviourl Science, I, 1956, 251−264.
- Bell J.E. Family group therapy. A method for the psychol< gical treatment of elder children, adolescents and theirparents. Washington, Gov. print., 1961, 52
- Berne E. Transactional analysis in psychotherapy. N.Y. Ballantine books, 1961, 298 p.
- Bowlby J. The making and breaking of affectional bounds. Tavistok publications. London, 1979″ 203 p.
- Bremer Ch. An elementary textbook of psychoanalysis. -N.Y.: International universities press, 1955″ 202 p.
- Brody S. Patterns of mothering, Plenum press, N.Y., 1956, -286 p.
- Copel S.L. Psychodiagnostic study of children and adolescents. III. Springfield, Thomas, 1967, 201 p.
- Drum D., Knott E. Structured groups for facilitating development. N.Y. Human science press, 1977, 284 p.
- Field T. Social interactions between high- risk children and their mothers, fathers and grandmothers. In: Advances in clinical child psychology.N.Y.Plenum press, 1980,251−284″
- Forehan R., Peed S. Training parents to modify the noncom-liant behaviour of their children. In: Clinical treatmentand research in child psychopathology.N.Y.Spectrum publ.1979″
- Erikson E. Childhood and Society. N.Y.: W.W.Norton and Co. 1963, -274 p.
- Garner A., Wenar C. The mother-child interactions in psychosomatic disorders. Urbana Univ. of Illinois press, 1959.
- Ginott H.G. Group psychotherapy with children. The theory and practice of play therapy, N. Y, McGraw-Hill series, 1961.
- Ginott H.G. Between parents and child, London. Staples press, 1969, 163 p.53″ Harlow H.F., Harlow M.K. The affectional system of in behaviour of human primates. N.Y.-London Acad. press, v. 11,1965, 189 p.
- Harlow N.R., Zimmerman R.R. Affectional responses in the infant monkey. Science, 1959, v. 130, p. 33−73.55″ Hine F, R, Intriduction to psychodynamics: A conflict-adapta-tional approach, -N.Y., Duke University press, 1971, -95 Р"
- Kohlberg Z. A cognitive-developmental analysis of children’s sex-role concepts and attitudes. -In: The development of sex-differences (ed. E. Maccoby).Standford:Thomas, 1966, v.5,p.82−173*
- Loevinger J.V. (ed.), Sweet B. Construction of a test of mothers attitudes. In: Dlidewell J.C. (ed.) Parental attitude and Child behavior. Proceedings of the second conference on community mental health research, Springfield, Thomas, 1961, 253 p.
- Malmquist R. Handbook of adolscents. H.Y.: Aranson press, 1978, -910 p. f
- Mare L.C., The attitudes of mothers of male schizophrenics. J, of abnormal social psychol., 1953″ v. 48, 2, 185−188,
- Orvashel H. Maternal depressiona and child disfunction (Children at risk). In: Advances in clinical child psychology, H.Y. Plenum press, 1984, p. 69−197.
- Parish T., Nurrn G. The relationships between children self-concept and evaluations of parents as a function of family structure and familyprocess. In: Fsychol.Abstr., 1985, 4−5.
- Roe A., Siegelman M. A parent-child relations Questionnaire. Child Development, v. 34, 2, 1963, 355−369.
- Rogers C.R. Encounter groups. N.Y.: Harper and Row, 1970, -193 p.
- Ross M.W., Clayer J.R., Campbell R.J. Parental rearing patterns and suicidal thoughts. Acta Psychiatr. Scand., 1983, 67, 429−433.
- Rutter M, Hepling troubled children. Signapore: Penguin books. 1984. -376 p.
- Sajowai Т., McNees M., Schnelle J. Clinical and community intervention with children. In: Lahey B. a. Kazdin A. Advances in clinical child psychology. N.Y.-London Plenum Press, 1979, 173−240.
- Satir V.J., Stachowiak H. Helping families to change. U.Y. Aranson, 1978, 296 p.
- Schaefer E.S. Childrens reports of parental behaviour: an inventory. Children development. 1965, 414−424.
- Suran В., Rizzo R. Special children: an Integrative Approach-. Glenview Scott, Foresman and company, 1979″ 496 p.
- Sperling M. Dynamic considerations and treatment of enu-I resis. J. of american Academy of Child psychiatry.1965, 4, 19−31.
- Stevenson-Hinde J., Simpson M.J. Mother’s characteristics. Interactions and Infant Charscfceristics. Child Development. 1981, v. 52, 4, 1246−1255.
- Svejda M., Campos J., Emde R. Mother-infant bonding: failure to generalize. Child Development, v. 41, 1980, 775 779.
- Weddell-Monnig J., Lumley J.M. Child deafness and mother-child interactions. Child Development, v. 515 1980, 766 774.