Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Незавершенность и стремление к завершению

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психология Адлера развивается параллельно с гештальтпеихологией. Здесь можно обнаружить сходство ряда терминов и идей. Как с точки зрения психоанализа и Адлера, так и с точки зрения гештальтпеихологии, человек (по крайней мере, больной неврозом) незавершен. Он будет стремиться всю жизнь завершить ту ситуацию, которая осталась не завершенной в детстве. Несмотря на изменившиеся условия жизни… Читать ещё >

Незавершенность и стремление к завершению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психология Адлера развивается параллельно с гештальтпеихологией. Здесь можно обнаружить сходство ряда терминов и идей. Как с точки зрения психоанализа и Адлера, так и с точки зрения гештальтпеихологии, человек (по крайней мере, больной неврозом) незавершен. Он будет стремиться всю жизнь завершить ту ситуацию, которая осталась не завершенной в детстве. Несмотря на изменившиеся условия жизни, прошлое будет довлеть над ним. Например, психоаналитическая ситуация переноса в свете гештальтпеихологии (по К. Левину) будет соответствовать незавершенному действию.

Незавершенность здесь соотносима с неудовлетворенностью значимой потребности, фиксированной в психической организации. У Адлера эта незавершенность представляет собой чувство собственной неполноценности, т. е. некоторый недостаток в представлении о себе. И как в развитии психотерапии, так и в развитии гештальтпеихологии скоро появляется тенденция представить потребность через термины Я («Я хочу» или «Я хочет»). Таким образом, балансируя на стыке двух направлений психологической мысли (психоаналитически-психотерапевтического и холистического), Адлер ухватил важную тенденцию развития психологии и психотерапии, можно сказать, что он усмотрел точку развития психотерапии в направлении анализа человеческого Я.

Когда речь идет о незавершенности, то это понимается и в широком смысле — как незавершенность некоторой ситуации развития. Если речь идет о невротической незавершенности жизненных ситуаций, то за этим также скрывается определенная инфантильная ситуация. Скажем, если ребенка сильно обижали в детстве и он не завершил эту ситуацию (она осталась в напряженном состоянии), то, став уже взрослым, этот человек будет воспринимать окружающих людей как возможных своих обидчиков. Хотя происхождение этой ситуации относится к детству, она переносится и на дальнейшее его состояние.

В этом отношении гештальтпеихология является идеологией и психотехникой развития одного уровня с психоанализом (см.: Олешкевич В. И., 2002). Идеи гештальтпеихологии о целостности восприятия, значении инсайта, личности как целого являются одним из источников формирования холистического мировоззрения как в науке, так и в психотерапии. Но если в гештальтпеихологии особое внимание обращается на целостность восприятия мира, изучение мышления, личности и даже группы как целого, то в дальнейшем Ф. Перлз, опираясь на эти идеи, поставил задачу достижения целостности как жизненную задачу человека и цель психотерапии. Но в общем эти идеи уже присутствовали в гештальтпеихологии.

Того же уровня идеи мы находим и в философии жизни (ср. у Адлера «цель жизни», «жизненный план» и т. д.). И Адлер активно заимствует у тех и других направлений психологии и философии их идеи и понятия. Это связано с тем, что эти психологические и философские идеи в своей совокупности определяют новые тенденции развития психологии и психотехники развития личности. Поэтому обращение к ним Адлера вполне закономерно и говорит о том, что психология Адлера развивалась в общих рамках становления психологии и психотерапии, которые сложились в XX в.

В этом контексте возникает и философская проблема о завершенности нашей жизни вообще, возможности принципиального завершения наших жизненных ситуаций. Здесь приходится ответить, скажем, на такой вопрос: что и как в нашей жизни может быть завершено? Вероятно, к таковым мы можем отнести не особенно много вещей. Очень трудно дойти до границы и стать на грани, как на лезвии бритвы, дойти до конца в решении важной жизненной задачи. Обычно люди никогда до конца (даже в мыслях) не идут.

Психотерапия ставит более скромные задачи: осознать и завершить те инфантильные ситуации, которые в данный момент препятствуют нормальной социальной жизни. Адлер считает важным, прежде всего, скорректировать социальный интерес невротика, сделав его общественно полезным членом общества, чтобы он смог компенсировать свою неполноценность в общественно полезном русле.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой