После полутора-двух лет в развитии мышления ребенка происходит настоящий рывок. Теперь дети могут замечать внешнее сходство между похожими предметами, а также между предметами и их зрительными образами, которые они помнят. Поэтому в играх дети начинают использовать не только реальные предметы, но и предметызаместители — палочки вместо ложек, кубики вместо машин и т. п. Внешне это выглядит как результат воображения ребенка, но внутри такого действия лежит новое умение ребенка — использовать зрительные образы предметов.
Алина, 1 год и 7 месяцев
Аля нашла новый предмет — коробку с ручкой от ноутбука. Сначала носила ее за ручку по квартире, потом положила на пол, встала на четвереньки и стала толкать перед собой со словами «би-би» .
Олег, 2 года и 1 месяц
Сын из туфельки строит паровоз. Камешки в его игре — машины. Откусывает кусочек яблока и говорит: «Я посадил шофера». Сует палочку в колесо: «Я наливаю бензин» .
В грузовике возил бабушкины прищепки. Потом вывез «на мусор» вермишель и рожки из кухонного шкафа. Нашел металлическую линейку — это вертолет.
Использование зрительных образов и фантазирование на их основе проявляется не только в игре, но и в обычной жизни малыша.
Гаяна, 2 года
Любимая игра дочки — ловить ладошками солнце и потом кусочками отдавать нам или брать себе.
Вася, 2 года и 1 месяц
Вася ест яблоко, крутит его за хвостик. Размышляет:
" У яблока пипа и у Васи пипа" .
Гаяна, 2 года и 5 месяцев
Вышли с дочкой на улицу. Она увидела старую корку от банана и важно сообщила: «Это луна упала» .
Олег, 2 года и 11 месяцев
Из кровати в окно сын рассматривает месяц: «Я играю с месяцем. Я головкой качаю, а он прячется» .
Новые возможности памяти позволяют ребенку конструировать ситуацию, отличающуюся от обычной нормативной. Как всякое повое, это доставляет ему удовольствие.
Алина, 1 год и 7 месяцев
Заметили, что у Али появилось стремление поддразнивать собаку. Поднимает мяч, чтобы бросить, но не делает этого и хохочет. Начинает убегать от нее опять же с хохотом, хотя ничуточки ее не боится и в другой ситуации сама загоняет ее под стул и толкает ногой.
А новые моторные возможности, которые также появляются после полутора лет, — умение двигать стулья — расширяют сферу предметного мира, который ребенок может изучать.
Алина, 1 год и 7 месяцев
Стали с тревогой прислушиваться к звукам из кухни. Аля научилась двигать табуретки. Одну она тащит к раковине «мыть посуду». Это у нее уже получается. И мы ей иногда разрешаем. Другую — в большую комнату, чтобы с табуретки открыть шкаф с посудой. Это не получается. Она кричит, просит помочь.