Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ социально-средового контекста развития подростка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соотношение декларируемых и реальных профессиональных ценностей как всего педагогического коллектива, так и отдельного педагога имеют существенное значение для общей ситуации в школе. Прежде всего, здесь имеются в виду гуманистические ценности, связанные с отношением к другому человеку — и к учащемуся, и к взрослому. Существенное значение имеют принятые в школе методы воздействия на учащихся… Читать ещё >

Анализ социально-средового контекста развития подростка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первый вопрос, который психолог должен себе задать, приступая к работе с подростком в новой школе, — это вопрос о социалыю-средовых характеристиках его развития. Сюда входят вопросы, касающиеся как характеристик школы, так и семьи и ближайшего окружения подростка. От ответов на эти вопросы во многом зависит выбор методов и способов работы, начиная с того, как надо говорить с подростком, и заканчивая выбором и осуществлением метода развивающей или психокоррекционной работы.

Приступая к анализу социалыю-средовых характеристик школы, необходимо ответить на ряд вопросов. Некоторые из них могут показаться самоочевидными, однако опыт показывает, что нередко в работе с подростками такие «очевидные» вопросы не учитываются, в результате чего, например, и с подростками, обучающимися в престижном лицее, и с теми, которые учатся в неблагополучной школе, психологи пытаются работать одними и теми же методами, что, безусловно, неверно. Вот эти вопросы.

  • 1. Это обычная, массовая школа или школа так называемого продвинутого уровня — гимназия, лицей и др.
  • 2. Это государственная или частная школа?
  • 3. В каком районе города расположена школа — в центре, на окраине, в престижном или «спальном» районах и др. Каков социально-демографический состав жителей микрорайона?
  • 4. Каков социальный состав семей школьников? Каков их культурный и образовательный уровень?
  • 5. Каковы ожидания родителей в отношении будущего подростков?
  • 6. Есть ли подростки из социально неблагополучных семей? Много ли их?
  • 7. Каково социально-экономическое положение семей? Равны ли семьи (примерно) по социально-экономическому положению? Есть ли школьники, существенно отличающиеся от остальных? В какую сторону?
  • 8. Есть ли в школе (или вблизи школы) кружки, спортивные секции? Насколько они доступны для учащихся?
  • 9. Ученики проживают в ближайшем микрорайоне или приезжают из разных мест (так бывает и в «престижных» школах больших городов, столицы, и в маленьких городах, в которых есть одна-две школы с подростковыми классами, в которых учатся дети, проживающие не только в городе, но и в окрестных деревнях)? Если учащиеся проживают в ближайших к школе микрорайонах, необходимо также обратить внимание па инфраструктуру микрорайона.
  • 10. Чем могут заняться школьники в свободное время?
  • 11. Где и как школьники-подростки могут проводить свободное время? Есть ли в микрорайоне спортплощадки, дворовые клубы и т. п. Доступны ли они для подростков? Хотят ли они туда ходить?
  • 12. Какова криминогенная обстановка в микрорайоне? Какова активность наркодилеров и других асоциальных групп? Насколько школа может быть защищена от них?

Для получения ответов на эти и подобные вопросы психологу необходимо познакомиться с документацией школы. В школе обязательно имеются соответствующие документы — социальный паспорт школы, распоряжения администрации, картотека внутришкольного учета трудных детей и подростков и др. Полезно также посмотреть школьные стенды, фотографии, стенгазеты. Необходимо побывать на занятиях различных кружков, секций в школе и во внешкольных учреждениях. Особое внимание надо обратить на то, где и как могут проводить школьники свободное время. Например, могут ли они пользоваться спортивной площадкой около школы (если таковая имеется) сами, без педагога, какова обстановка во дворах, прилегающих к школе.

Конечно, психологу следует и самому поговорить с подростками, родителями, администрацией школы, учителями, руководителями кружков, тренерами, социальным педагогом, а также работниками инспекций по делам несовершеннолетних.

В некоторых случаях с согласия администрации школы можно провести специальный круглый стол, за которым соберутся все заинтересованные участники, где в процессе обсуждения могут быть выявлены различные мнения, позиции, установки. Конечно, цели проведения такого круглого стола уже выходят за пределы задач знакомства психолога с социальным окружением школы и касаются проблем социальной среды школы в целом. Понятно, что такой круглый стол должен быть тщательно подготовлен.

Все полученные результаты следует обязательно зафиксировать и проанализировать. Не стоит полагаться лишь на свое общее впечатление, на то, что все, что нужно, останется в памяти. Анализируя документы, материалы круглого стола, психологу важно для самого себя четко осознать и выделить те факторы, которые могут способствовать или препятствовать развитию подростков. Это необходимо и для выделения приоритетных направлений собственной работы, и для определения стиля и методов этой работы.

Помимо социально-средовых факторов при работе в средних и старших классах необходимо изучить, конечно, и общие характеристики школы, прежде всего, ее социально-психологический климат. При этом важно рассмотреть не только отношения между педагогами и школьниками, но и между учителями, а также между администрацией школы и педагогами, поскольку известно, что последние оказывают существенное влияние на всю систему межличностных отношений в учебном заведении.

Для характеристики социально-психологического климата важно понять, каковы ожидания педагогов относительно будущего учеников, связаны ли эти ожидания с долгосрочной или краткосрочной образовательной перспективой. Опыт показывает, что именно такие ожидания, а не декларируемые цели образовательного учреждения во многом определяют ситуацию в школе. Именно от них зависит и активность подростков, и то, комфортно ли им в школе, и то, насколько в школе ценятся стремление к познанию, интеллектуальный труд, и, возможно, самое главное — насколько школа заинтересована в развитии способностей, потенций каждого ученика, вне зависимости от его академической успеваемости.

Соотношение декларируемых и реальных профессиональных ценностей как всего педагогического коллектива, так и отдельного педагога имеют существенное значение для общей ситуации в школе. Прежде всего, здесь имеются в виду гуманистические ценности, связанные с отношением к другому человеку — и к учащемуся, и к взрослому. Существенное значение имеют принятые в школе методы воздействия на учащихся, система оценивания. Полезно узнать также о нагрузке педагогов, проанализировать их эмоциональное состояние.

Общие характеристики школы как учебного заведения важны для работы психолога в средних и старших классах. Если младший школьник существует преимущественно в пределах своего класса, то подросток — в пространстве всей школе. На его развитие, состояние влияет вся ситуация в школе.

Важным показателем ситуации в средних и старших классах школы служит то, насколько школьник защищен, насколько обеспечена его безопасность. В связи с этим следует обратить внимание на так называемые опасные места. Не секрет, что практически в любой школе есть множество закоулков, где любят собираться подростки и старшеклассники. Эти места, а также школьные туалеты, раздевалки в физкультурном зале, подходы к школе и др., нередко становятся «опасными» для тех детей, которые слабее, меньше или чем-нибудь еще отличаются от других. Именно здесь их могут травить, унижать, отбирать деньги и т.и. В этих местах, как правило, происходят самые страшные школьные драки. Наличие таких «опасных мест» и нежелание педагогов говорить о них или демонстрация ими слабой осведомленности об этих местах — явный сигнал школьного неблагополучия.

С общим психологическим климатом школы тесно связан принципиально значимый для работы психолога в средних и старших классах школы вопрос о том, насколько защищенным чувствует себя подросток в беседе с психологом, насколько он уверен в том, что взрослые в школе и дома не используют против него то, что станет о нем известно в процессе работы с психологом. Конфиденциальность, неразглашение получаемых сведений являются важнейшей этической заповедью практического психолога, в том числе и школьного. Однако осуществление этого принципа в школе часто бывает затруднено. Дело в том, что оно тесно связано с еще одним принципом оказания психологической помощи — добровольностью обращения к психологу. Понятно, что в условиях школы подростки редко приходят к психологу по собственной воле, и особенно редко приходят те подростки, которым, с точки зрения педагогов и родителей, в первую очередь требуется такая помощь. И здесь, помимо собственных профессиональных и личных качеств психолога, соблюдения им этических принципов профессии, существенное значение приобретает общий психологический климат школы. Именно от него во многом зависит, поверит ли подросток психологу, будет ли он чувствовать себя свободным и защищенным, беседуя с ним, применяя какую-нибудь методику и т.и. Ситуация еще более усугубляется повышенной критичностью подростков ко взрослым, попыткой уличить их в непоследовательности и «лицемерии». Поэтому так важно поведение психолога не только во время тех или иных его занятий, но и во «внерабочих» ситуациях.

Неблагоприятный психологический климат в школе, напряженные отношения между подростками и педагогами проявляются в числе прочего в том, что работа психолога с отдельным подростком или классом рассматриваются как наказание, а психологический диагноз расценивается и подростками, и педагогами (а иногда и родителями) как своего рода клеймо.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой