Иногда после шумного, беспорядочного обсуждения нередко можно услышать: «Мы провели мозговой штурм…» Однако ошибочно думать, будто любое, и тем более стихийное, обсуждение — это и есть мозговой штурм.
Правила мозгового штурма.
Изначально мозговой штурм возник отнюдь не в учебных целях. В решении деловых задач часто нужна генерация большого числа новых идей. Метод мозгового штурма позволяет уйти от непродуктивного «фонтанирования» идей, которые не фиксируются, остаются «недотянутыми» и могут пропасть, так и не дав реального результата. Для мозгового штурма необходим ведущий (фасилитатор), который организует, упорядочивает работу группы.
В подготовке менеджеров мозговой штурм стал предметом изучения как один из методов творческого мышления, необходимый для повседневной работы. Основная черта, лежащая в основе метода, — отделить генерации) идей от их оценки и анализа. Эта идея становится руководством ко всем действиям ведущего мозгового штурма. Все, что делает ведущий, подчинено одной задаче — помочь участникам выдать как можно больше новых идей. Поэтому присутствуя при мозговом штурме, можно наблюдать, как ведущий:
- • подбадривает участников (улыбкой, поощряющими фразами, междометиями);
- • мягко, но настойчиво пресекает попытки критиковать чужие высказывания, напоминает основное правило: высказывать свою мысль, воздерживаться от комментария чужих;
- • благодарит за каждую высказанную мысль;
- • записывает каждое высказывание в неизмененном виде;
- • если предлагается изменение, ведущий переспрашивает, просит уточнить, как лучше записать, или записывает оба предложенных варианта.
Как любой метод работы, мозговой штурм имеет свои достоинства и оборотные стороны. Сведем их в два перечня, каждый из которых читатель может продолжить сам.
Достоинства: | Оборотные стороны: |
• активизируется работа участников; | • снижается управляемость процессом совместной работы; |
• участники глубоко вовлечены в ход обсуждения, поиск решения проблемы; | • возрастают затраты времени; |
• привлекается большое количество идей; | • после первичного набора идей нужны дополнительные усилия, чтобы учесть и систематизировать материал мозгового штурма, подчинить его решению проблемы; |
• участники более гибко осваивают новые идеи. | • от ведущего требуется гибкость и мастерство, повышаются затраты усилий. |