Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены этапы и система средств косвенного стимулирования коммуникативной креативности различного уровня значимости у субъектов, включенных в учебную группу. На первом этапе в процессе психодиагностики выявляются лица, демонстрирующие различного уровня способности к легкости, гибкости и оригинальности при выполнении тестовых заданий. Средством косвенного стимулирования коммуникативной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КРЕАТИВНОСТЬ КАК ЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Творчество и креативность в системе общепсихологических явлений
    • 1. 2. Феномен коммуникативной креативности
    • 1. 3. Коммуникативная креативность в условиях групповой деятельности
    • 1. 4. Методы исследования креативности в психологии
  • ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКА ТИВНОЙ КРЕА ТИВНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГРУППОВОГО РЕШЕНИЯ ЗАДА Ч
    • 2. 1. Корреляционное исследование взаимосвязи креативности в интеллектуальной деятельности и коммуникативной креативности
    • 2. 2. Организация и методы основного эксперимента, изучающего влияние коммуникативной креативности субъекта на результативность групповой деятельности
    • 2. 3. Анализ результатов основного экспериментального исследования

Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Уровень развития психологической науки, и в частности таких ее областей как психология личности, психология творчества, связан с нахождением решений многих социально-экономических, образовательных, культурных задач. Человек, обладающий достаточно высоким творческим потенциалом, всегда был интересен для науки не только в связи с возможностью создания нового оригинального продукта, но и в связи со способностью совершенствовать процессы и средства, приводящие к высокой продуктивности, а также готовностью меняться, развиваться в соответствии с изменчивостью современного мира.

В последние десятилетия возникла явно выраженная потребность в рациональном управлении творческой деятельностью — тип социального заказа изменился. Конечно, людей, обладающих творческими способностями, выделяли из общей массы, ценили, пытались максимально использовать их потенциал. Но их появление в социуме считали случайным, возможным благодаря уникальному сочетанию биологических, наследственных факторов, никоим образом не зависящим от желания и активности самого общества. Позже, в условиях глобализации рынка, интенсификации науки, внедрения новых технологий, растущей конкуренции возникла социальная потребность в «креативах», в терминах социальной психологии способностей (А.А. Бодалев, 1984) — появилась «общественная потребность в определенных способностях» [18]- зародилась идея индуцированной («наведенной») креативности, появились попытки сознательно, намеренно ее формировать и культивировать. Стало очевидным, что надо постоянно повышать творческий потенциал ученых и других специалистов, а для этого — целенаправленно формировать творческих работников, создавать наиболее благоприятную мотивацию творческой деятельности, отыскивать средства, стимулирующие успешное протекание творческого акта, приближаться к оптимальной организации творческих коллективов.

Значительно трансформируется и система требований, предъявляемых образовательному процессу и сторонам, включенным в педагогическую деятельность: и в педагогах, и в учащихся приветствуются самостоятельность, инициативность, творческий подход к делу. Современная система образования должна нацеливать учащегося не на пассивное накапливание информации и опыта, а сформировывать у него потребность и умение мыслить, причем мыслить самостоятельно и творческии особую актуальность приобретает развитие способностей, позволяющих находить оптимальные решения при неопределенности условий и многовариантности ответов.

Давно замечено, что в таких условиях люди предпочитают решать свои проблемы, обсуждая их в семье, советуясь с друзьями и коллегами, то есть в коммуникативном процессе. Психология менеджмента также предлагает коллективные методы поиска оригинальных решений. Это позволяет предположить, что общение людей, которое основано на проблемной ситуации, вызывает взаимную стимуляцию участников и сопровождается генерацией новых идей — процесс креативного общения, — можно использовать в качестве средства решения описанных выше задач. Таким образом, разработка и внедрение приемов креативного общения в педагогическую практику способствует развитию у учащихся психологических черт, соответствующих требованиям современной жизни. Креативность становится качеством желаемым, ценным и нужным. Естественным образом возникает вопрос о том, как возможно этим качеством овладеть, актуализировать имеющийся потенциал или развить в себе и других креативные способности. И при развитии креативности необходимо признать важность принципа взаимодействия, ценность общения и значимость групповой работы.

Актуальность работы видится и в том, что ее проблематика лежит на пересечении многих психологических дисциплин и направлений практической деятельности: психологии личности, психологии творчества, социальной, педагогической психологии, психологии конфликта, психологии управления. Всегда актуальной является и задача повышения эффективности совместной деятельности малых групп, и одно из возможных ее решенийправильное их комплектование, определенная структура и композиция.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется тем, что теоретическая разработка вопросов, касающихся самого понятия креативности, структуры творческого потенциала, места изучаемого феномена в системе личностных конструктов недостаточна и требует дополнениячто отсутствует однозначность в методических подходах, средствах диагностики и приемах развития креативности, а новое средство познания творческих способностей в сфере общения, возможно, повлечет за собой разработку и применение необходимых для этого новых технологийчто появился определенный социальный запрос на формирование и развитие нового типа личности, характеризующегося особым складом мышления, коммуникативно креативными способностями, сензитивностью к «побочному», нестандартному, новому, оригинальному, способностью и готовностью к кардинальным изменениям и преобразованиям.

Цель диссертационной работы состоит в теоретико-экспериментальном исследовании феномена коммуникативной креативности и выявлении зависимости эффективности совместной деятельности малой группы от ее композиционного в отношении коммуникативной креативности состава.

Объектом исследования выступает феномен коммуникативной креативности.

Предмет исследования — явление коммуникативной креативности в условиях совместной деятельности учебной группы.

Гипотезы исследования:

Являясь творческим элементом личности, коммуникативная креативность должна обнаруживать взаимосвязь с интеллектуальной креативностью.

Коммуникативная креативность как феномен творчества обнаруживается достаточно эффективно, если в условиях совместного решения задач в составе группы имеются индивидуумы, обладающие всеми показателями креативности общения (легкости, гибкости, оригинальности), причем каждый из них обладает высоким значением хотя бы одного из этих показателей.

Данные цель и гипотезы обусловили постановку и решение следующих исследовательских задач:

1) выявить по материалам работ отечественных и зарубежных авторов основные подходы в исследованиях психологии творчества, креативности, включая специфику креативного поведения личности в условиях межличностного общения;

2) дать сущностную характеристику понятия «коммуникативная креативность», определить ее психодиагностические показатели и средства развития;

3) осуществить сравнительный комплексный анализ и установить характер связи феноменов интеллектуальной и коммуникативной креативности;

4) изучить характер влияния коммуникативной креативности на результат совместной деятельности учебных групп.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: системный подход (Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, В. П. Кузьмин, С. Л. Рубинштейн, К. Урбан) — принцип взаимодействия (Я.А. Пономарев и др.) — концептуальные положения психологии творчества, креативности, социальной психологии творчества (В.И. Андреев, А. А. Бодалев, В. Н. Дружинин, А. В. Карпов, Б. М. Кедров, В. Н. Куницына, Л. М. Попов, И. Э. Стрелкова, Б. М. Теплов, Т. Амабайл) — психометрический (Дж. Гилфорд, С. Медник, Э. Торранс) и интегральный (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин и др.) подходы к идентификации креативности.

Методы исследования и обработки полученного материала: теоретический анализнаблюдениеэксперименттестирование креативности по методикам Дж. Гилфорда и Э. Торранса, тестирование коммуникативной креативности методом рисуночных ситуаций, центральная идея которого предложена И. Э. Стрелковоймоделирование групповой работы в условиях проблемной ситуации на примере деловой игры, метод экспертных оценокметоды обработки полученных данных, включающие проверку статистической гипотезы, корреляционный анализ.

Эмпирическая база исследования. Испытуемыми в предварительном исследовании были выпускники химико-экологического лицея г. Энгельса и студенты 1-го курса отделения социологии Саратовского госуниверситетавсего 51 человек в возрасте 16−20 лет. Массив испытуемых, участвовавших в основном эксперименте, составили учащиеся 7−10 классов общеобразовательных учебных заведений г. Саратова и студенты 2−4 курсов ПИ СГУвсего 523 человека в возрасте 13−22 лет, составившие 88 групп в среднем по 6 человек в группе.

Достоверность и объективность полученных данных обеспечивается непротиворечивостью исходных методологических и теоретических позицийиспользованием методов, адекватных логике исследования, его цели и задачамапробацией выбранных методик на уровне пилотажного исследованиярепрезентативностью выборкиобоснованностью и надежностью применяемого математико-статистического аппаратасочетанием количественного и качественного анализа фактического материала.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

• В психологию творчества вводится понятие «коммуникативная креативность» как способность субъекта нестандартно и эффективно создавать новые возможности для решения проблем за счет активизации коммуникативного фактора, способность к открытию принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной коммуникативной задачи. Наиболее выраженными характеристиками коммуникативной креативности являются: легкость в создании многочисленных вариантов поведения индивида, гибкость в изменении субъектом тактик реагирования, использовании разнообразных приемов поведения, оригинальность, которая проявилась в создании нестандартных способов решения ситуаций проблемного характера.

• Определены этапы и система средств косвенного стимулирования коммуникативной креативности различного уровня значимости у субъектов, включенных в учебную группу. На первом этапе в процессе психодиагностики выявляются лица, демонстрирующие различного уровня способности к легкости, гибкости и оригинальности при выполнении тестовых заданий. Средством косвенного стимулирования коммуникативной креативности является набор рисуночных проблемных ситуаций, позволяющих вести их интерпретацию шаблонно или нестандартно, демонстрируя основные атрибуты коммуникативной креативности: легкость, гибкость, оригинальность. На втором этапе осуществляется целенаправленная комплектация экспериментальных групп, в каждую из которых вводятся испытуемые, каждый из которых обладает высоким значением хотя бы одного из трех показателей коммуникативной креативности. На третьем — в процессе самостоятельного разрешения проблемных ситуаций складываются групповые субъекты различного уровня коммуникативной креативности. Ведущим признаком коммуникативной креативности, существенно влияющим на эффективность совместной деятельности, является легкость группового общенияпричем, результат деятельности по выработке группой совместного решения, как значимого условия коммуникативной креативности, определяется совокупным вкладом характеристик всех членов группы, а не влиянием наиболее креативного носителя легкости.

• Разработана и получила подтверждение система способов влияния коммуникативной креативности на эффективность совместной деятельности малой учебной группы. Она проявилась в том, что включение в малую группу индивидов, демонстрирующих высокие значения отдельных показателей коммуникативной креативности, повышает эффективность группового решения задач.

Практическая ценность работы.

Разработан и предлагается для практического использования подход к формированию учебных групп по принципу представленности в них лиц с коммуникативной креативностью, что существенно повышает результативность деятельности группы. Данный принцип комплектации учебных групп может быть распространен на формирование студенческих групп при проведении семинарских и практических занятий по предметам естественно-научного, физико-математического и гуманитарного профиля.

Полученные результаты могут быть также использованы на отделениях и факультетах психологии при разработке психодиагностических методик, специальных программ, направленных на развитие творческого потенциала личности и группы, учебных спецкурсов и семинаров по проблемам психологии личности, педагогической и социальной психологии.

Положения, выносимые на защиту.

• Коммуникативная креативность представляет собой способность личности нестандартно и эффективно создавать новые возможности для решения проблем за счет активизации коммуникативного фактора, способность к открытию принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной коммуникативной задачи. Наиболее выраженными когнитивно-поведенческими показателями коммуникативной креативности являются: легкость в создании большого количества вариантов поведения, гибкость в изменении субъектом тактик реагирования, оригинальность в создании нестандартных способов разрешения коммуникативных ситуаций.

• Коммуникативная креативность, являясь творческим элементом личности, обнаруживает прямую значимую связь с интеллектуальной креативностью и наряду с ней может быть включена в структуру общих способностей.

• Оптимальными условиями для проявления коммуникативной креативности является межличностное общение и взаимодействие субъектов в процессе решения проблемных ситуаций. Наличие в малой группе индивидов, демонстрирующих высокие значения отдельных показателей коммуникативной креативности, значительно повышает эффективность группового решения задач.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на международной конференции «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» (Москва, 2000), ежегодных итоговых научно-практических конференциях Педагогического института Саратовского государственного университета (1997 — 2001). Материалы диссертации обсуждались на кафедре психологии Казанского государственного университета, на кафедре педагогической психологии Педагогического института СГУ. Результаты исследования были использованы при разработке и чтении лекционного спецкурса «Психология общения», а также проведении лекционных и практических занятий по общей и социальной психологии со студентами различных факультетов ПИ СГУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 155 наименований, 26 из которых на иностранных языках, и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.

На основании обобщенных результатов, полученных в ходе теоретического и экспериментального психологического исследования явления коммуникативной креативности субъекта и зависимости эффективности совместной деятельности малой группы от ее композиционного в отношении коммуникативной креативности состава, можно сделать следующие ВЫВОДЫ.

1. Креативность, являясь творческим элементом личности, проявляется как в интеллектуальной деятельности, так и в сфере общения, реализуя не только когнитивную, но и коммуникативную функцию человеческой психикинаряду с интеллектуальной креативностью коммуникативная креативность может быть включена в структуру общих способностей.

2. Коммуникативная креативность — это способность индивида нестандартно и эффективно создавать новые возможности для решения проблем за счет активизации коммуникативного фактора, способность к открытию принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной коммуникативной задачи.

3. В качестве основных психодиагностических показателей коммуникативной креативности мы выделяем комплекс из трех когнитивных и поведенческих характеристик: легкости как способности к продуцированию многочисленных вариантов реагирования и поведения в решении проблем межличностного взаимодействия, гибкости как способности к своевременному изменению тактик реагирования и использованию разных приемов поведения, оригинальности как способности к новым, необычным формам, к нестандартности в отношении к коммуникативным ситуациям и в их разрешении.

4. Результаты, полученные в ходе анализа парных и множественных связей между наиболее показательными признаками интеллектуальной и коммуникативной креативности — а именно: легкостью, гибкостью, оригинальностью — утверждают наличие статистической связи между этими феноменами исследования: интеллектуальной креативностью и коммуникативной креативностью. Значимая положительная связь фактически означает, что основные признаки креативности представляют собой устойчивые психологические образования.

5. Результаты эксперимента показали, что ведущим признаком коммуникативной креативности, существенно влияющим на эффективность совместной деятельности, является легкость группового общениядругими словами, чем интенсивнее и многочисленнее в группе контакты, тем продуктивнее общение, то есть успешнее коллективная работа. Результат деятельности по выработке группой совместного решения, как значимого условия коммуникативной креативности, определяется совокупным вкладом характеристик всех членов группы, а не влиянием наиболее креативного носителя легкости.

6. В исследовании установлено, что если интеллектуальные и личностные качества людей, составляющих малую группу, позволяют им добиваться успеха в коллективной деятельности и принимать эффективное совместное решение, то эта их способность почти вдвое увеличивается, если группу целенаправленно комплектовать по принципу коммуникативной креативности. Следовательно, при должном подходе к формированию малых учебных групп их результативность и дальнейшая эффективность (возможно — обучаемость) значительно возрастает.

В ходе исследования была подтверждена выдвинутая нами центральная гипотеза, согласно которой при целенаправленном формировании учебных групп таким образом, чтобы в каждой присутствовали креативы (носители высоких показателей по легкости, по гибкости и по оригинальности общения), эффективность совместной деятельности по решению задач выше (на 15%) по сравнению с группами, сформированными произвольным образом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1991. — 224 с.
  2. А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. В 2-х кн. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Дубовского. М.: Педагогика, 1982. — Кн.2. -295 с.
  3. В.И. Деловая риторика. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993. -251 с.
  4. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновац. курс. Кн.1. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. — 565 с.
  5. Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности // Психол. журнал. 1984. — Т.5. — № 6. — С. 130−133.
  6. В.А. Исследование компонентов творческой деятельности студентов технического вуза: Автореф. дис. канд. пс. наук. Санкт-Петербург, 2001. — 24 с.
  7. А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. -М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 176 с.
  8. П.Г., Емельянов Е. Н., Иванова М. А. Социальная психология научного коллектива. М.: Наука, 1987. — 212 с.
  9. Я.М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989. -304 с.
  10. И.П., Трофимов Е. А. Принятие решения в активном групповом взаимодействии // Психол. журнал. 1987. — № 5. — С.39−47.
  11. Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990.-220 с.
  12. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т.1. -М.: Искусство, 1994. — 542 с.
  13. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1983. — 173 с.
  14. Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. 1976. — № 4. -С.69−79.
  15. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психол. журн. 1995. — № 5. — С.49−58.
  16. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  17. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  18. А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С.119−124.
  19. А.А. Психология межличностного общения / Учеб. пособие. -Рязань: РВШ МВД РФ, 1994. 90 с. 20. де Боно Э. Рождение новой идеи: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 143 с.
  20. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.-96 с.
  21. А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск: Университетское, 1990. — 212 с.
  22. Н. Художественное моделирование, конфликты и теория игр // Содружество наук и тайны творчества / Под ред. Б. С. Мейлаха. М.: Искусство, 1968. — С.348−372.
  23. А.Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) // Психологическое обозрение. 1995. — № 1. — С.75−87.
  24. Т.Н. Развитие креативности в условиях инновационного обучения: Дис. канд. пс. наук. Казань, 1999. — 214 с.
  25. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — С.433−456.
  26. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 495с.
  27. У. Школы без неудачников: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. -184 с.
  28. . Что такое психология: Пер. с фр. В 2-х т. / Под ред. Г. Г. Аракелова. М.: Мир, 1992. — Т. 1. — 496 с.
  29. А.А. Изучение взаимосвязи личностных черт и способов реагирования на коммуникативные конфликты // Бюллетень Международной Академии Психологических Наук. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1998. — Вып.6. — С.113−115.
  30. А.А. Креативное общение. Саратов: Изд-во Сарат. пед. инта, 2000. — 128 с.
  31. А.А. Креативность мышления и творческое общение как психокомплекс (Авторская аннотация) // Вопросы практической психологии. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1995. — Вып.5. — С.98−99.
  32. Голованова, А А. Креативность общения и ее влияние на деятельность учебной группы // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы»: Тезисы докладов. М., 2000. — С.80−81.
  33. А.А., Стрелкова И. Э. Методика исследования взаимной связи нескольких показателей креативности // Вопросы практической психологии. Саратов, 1996. — Вып.6. — С.81−82.
  34. А. Пути изучения творчества // Вопросы психологии. 1986. -№ 5.-С.175−176.
  35. В. Психология коллективного творчества // Содружество наук и тайны творчества / Под ред. Б. С. Мейлаха. М.: Искусство, 1968. -С.218−233.
  36. В.Н. Практическое обучение решению творческих задач в США // Вопр. психол. 1976. — № 4. — С. 160−169.
  37. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. -368 с.
  38. В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психол. журнал. 1994. — № 4. — С.83−93.
  39. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Братство, 1994. — 364 с.
  40. Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. 1977. — № 4. — С.74−84.
  41. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 1975.- № 5. — С. 166−175.
  42. Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. — 64 с.
  43. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -104 с.
  44. А.Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования // Психол. журнал. 1993. — № 4. — С.4−15.
  45. Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991. — С.22−31.
  46. Д.Н. Творческий аспект практического мышления // Психол. журнал. 1991.-№ 2.-С. 16−26.
  47. Знаков В В. Концептуальная психологическая модель принятия решения //Вопр. психол, 1991.-№ 5.-С. 174−185.
  48. У.В. О креативности в области общения // Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973. — С. 171−181.
  49. Кан-Калик В.А., Никандров НД. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 140 с. 51.
Заполнить форму текущей работой