Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образа Я у студентов
Диссертация
Установлен ряд социально-профессиональных и возрастно-половых особенностей образа Я: а) студенты осознают себя зрелыми и полноправными гражданами советского общества, обладающими развитыми патриотическими и интернационалистическими чувствами — студенты способны дать достаточно полную характеристику своим характерологическим особенностям, хуже осознают резерв своих способностей и возможностей… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема образа Я в хологии
- 1. 1. Проблема образа Я вветской психологии
- 1. 2. Проблема образа Я в зарубежной психологии
- Глава 2. Предмет, задачи и методы исследования
- 2. 1. Структурно-динамическая модель-гипотеза образа Я
- 2. 2. Организация, задачи и гипотезы исследования
- 2. 3. Методы исследования
- Глава 3. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образа Я уудентов
- 3. 1. Когнитивный компонент в структуре образа
- Я уудентов
- 3. 2. Когнитивный и эмоциональный компоненты вруктуре образа Я уудентов
- 3. 3. Взаимосвязи когнитивного и эмоционального компонентов в структуре образа Я у студентов по разным объектам самоотражения и их связьуспеваемостью
- Глава 4. Возрастно-половые и профессиональные особенности структуры образа Я. с
- 4. 1. Особенностируктуры образа Я уудентов разного возраста, пола и профессионального профиля
- 4. 2. Особенностируктуры образа Я уудентов на разных этапах обучения
- 4. 3. Общие особенности образа Я у студентов по материалам «открытой» анкеты)
Список литературы
- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М. гГосполит-издат, 1956, УШ, 689 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.23. М.:Госполитиздат, I960, с. 62.
- Материалы ХШ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. 223 с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. — 129 с.
- Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335С.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. — 339 с.
- Арет А, Я. Очерки по теории самовоспитания. Фрунзе: Киргиз.гос.ун-т, 1961. — 124 с.
- Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент: Медицина, 1976. — 325 с.
- Еожович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Ю. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, I960. — 500 с.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л. йзд-во Ленингр. ун-та, 1984. — 176 с.
- Гласс Дж., Стэнли Дк. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 464 с.
- Даемс У. Психология Пг.: Наука и школа, 1922. 375 с.
- Казакина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. Л .: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. — 69 с.
- Ковалев А.Б., Бодалев А. А. Психология и педагогика самовоспитания. -Л.: Изд-во МГУ, 1958. 90 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Кочетов А.И. Самовоспитание подростка. Монография.- Свердловск: Изд-во Средне-Уральское, 1967. 168 с.
- Крутецкий В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965. — 316 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-ое изд.- М.: Политиздат, 1977. 303 с.
- Липкина А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности, М.: Просвещение, 1968. — 142 с.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976.- 64 с.
- Липпс Т. Самосознание. СПб. — Изд-во ред. журнала «Образование», 1903. — 72 с.
- Лисина М.И., Сильвестру А. И. Психология самосознания у дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1983. — III с.
- Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка.- М.: АПН РСШ3, 1959. 546 с.
- Математическое обеспечение ЕС ЭВМ. Пакет научных программ, ч.2, Институт Математики АН БССР, Минск, 1973.
- Михайлов 3>.Т. Загадка человеческого Я. 2-е изд. М.: Политиздат, 1976. — 287 с.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 151 с.
- Опыт системного исследования психики ребенка/fH.И.Непомнящая, М. Е. Китова, В. С. Слабодчиков и др. М.: Педагогика, 1975. 231 с.
- Основы вузовской педагогики З. В. Есарева и др.1. И. А. Урклин, Н. В. Кузьмина,
- Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. — 311 с. 3,0. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. ' - М.: Наука, 1982, с. 160−190.
- Психология личности. Тексты Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 288 с.
- Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности. Кн.науч.тр. /АПН СССР, НИИ общ. педагогики — Под общ. ред. А. А. Бодалева J. М.: НИГОП, 1978. — 95 с.
- Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов)/ Б. Г. Ананьев, М. Д. Дворяшина, И. Д. Пехлецкий и др.. Л., Изд-во ЛГУ, 1976. — 248 с.
- Пфендер А. Введение в психологию, СПб, тип. Первой СПб Трудовой артели, 1909. 368 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957.- 328 с.
- Ь^бинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с. 37.Рубинштейн С. Л. Основы психологии. М.: Изд-во Гос.учеб. педагог., 1935. — 496 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
- Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 263 с.
- Рувинский Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания.- М.: Просвещение, 1982. 143 с.
- Сафин В.Ф. Методические указания к лабораторным занятиям по психологии (для заочников). Уфа: Изд-во Башкир.пед. института, 1974. — 78 с.
- Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Кн.статей. Под ред. чл.корр. СССР А. А. Бодалева и др.. Вып.З. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 135 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 300 с.
- Столин В.В. Самосознание личности . М.: Изд-во МГУ, 1983. — 284 с.
- Трусов В.П. Социально-психологическое исследование когнитивных цроцессов /по материалам зарубежных экспериментальных работ/. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 143 с"
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. -М.: Наука, 1977. 144 с.
- Шорохова Е.В. Проблема сознания в психологии.и- естествознании. М.: Соцэкгиз, 1961. — 363 с.
- Экспериментальная психология. Ред. сост. Поль Фресс и Жан’Пиаже. Вып. У. — М.: Прогресс, 1975. — 284 с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека . М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
- Ярошевский М.Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика, 1974. — 303 с.
- Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Изд-во АПН РСФСР, Л., 1948, вып.18. с. I0I-I24.
- Ананьев Б.Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний. Вестник высшей школы, 1972, № 7,с 17−26.
- Барцалкина В.В. Общение и развитие познавательной активности дошкольников. В кн.: Психологические проблемы нравственного воспитания детей. — М., 1977, с.109−116.
- БерцфаиЛ.В. Рефлексия как необходимое условие осуществления действия оценки. В кн.: Воспитание, обучение и психическое развитие. Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду психологов СССР (27 июня — 2 июля 1977 г., Москва), М., 1977, чЛ, с. 66.
- Бодалев А.А., Ломов Б. Ф., М&тюшкин A.M. Психологическая наука реформе школы. — Вопросы психологии, 1984, с. 12- 24.
- Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков. -Вопросы психологии, 1955, № I, с.98−107.
- Боришевский М.И., Максименко С. Д. 0 саморегуляции подростков в процессе учебной деятельности. Вопросы психологии, 1977, № 3, с.57−64.
- Будасси С.А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе. Вопросы психологии, 1971, № 3, с. 138−143.
- Васильева А.С., Ивончук Г.'1>. Осознание моральных качеств как фактор познания людьми друг друга. В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы докладов. — Краснодар, 1975, с.173−175.
- Габриял Т.М. Самооценка как метод изучения личности. Тезисы докладов конференции. В кн.: Проблемы патопсихологии, — М., 1972, с.105−117.
- Данилин К.Е. Анализ рефлексивных структур при исследовании малых групп. В кн.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977, с.109−126.
- Дивитовская Н.А. Опыт социально-психологического исследования некоторых аспектов позиции личности. В кн.:
- Личность и группа. Учен.зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена, т. 468, Л., 1971, с.5−32.
- Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подросткового возраста. В кн.: Вопросы психологии личности школьника. М., 1961, с.120−169.
- Зак А. З. Проблемы психологического изучения рефлексии. В кн.: Исследование рече-мысли и рефлексии. Психология. Вып.10. Алма-Ата, 1979, с.6−13.
- Зинкевич О.В. 0 значении разработки понятия «рефлексия» для исследования самосознания личности. В кн.: Психологическая служба в высшей школе, Новосибирск, 1981, с.11−20.
- Иващенко Ф.И. Особенности самооценки старшеклассников в трудовом обучении. Вопросы психологии, 1978, № 5,с. 87−96.
- V77. Ильина А. И. К психологии стиля общения студентов. В кн. Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975, с.190−192.
- Князев В.И. Представление личности о себе и значимых других как субъектах общения. Психологический журнал, 1981, т.2, № 4, с.55−60.
- Коломинский Я.Л. Осознание человеком своих личных взаимоотношений с другими членами группы. Вопросы психологии, 1967, № 3, с.110−118.
- Кон И.С., Шамин Д. И. Д. Г. Мид и проблема человеческого Я. Вопросы психологии, 1969, № 12, с.85−96.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии. Психологический журнал, 1981, т.2, № 3, с.25−38.
- Козиев В.Н. Изучение самооценки профессионально-личностных качеств учителя. В кн.: Проблемы высшего педагогического образования. Л., 1978, с.58−62.
- Кудрявцев Т.В. Психолпго-педагогические проблемы высшей школы. Вппросы психологии, 1981, № 2, с.21−30.
- Кузьмина З.В. Исследование динамики самооценки в условиях успеха и неудачи. В кн.: Личность в психологическом эксперименте. М., 1973, с.34−44.
- Кузьмина Н.И. Взаимоотношение оценок и самооценок в молодежных коллективах. В кн.: Теоретические и приклад
- Лисина М.И. Развитие отношения к себе у детей в первые семь лет жизни. В кн.: Воспитание, обучение и психическое развитие. Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду психологов СССР (27 июня — 2 июля 1977 г., Москва), М., 1977, чЛ, с. 40.
- Лисовский В.Т., Иконникова С. Н. Студенчество как социальная группа. В кн.: Человек и общество, вып. Ж, Л., 1973, с.7−17.
- Ломов Б.Ф. Задачи психологической науки в свете решений ХХУ1 съезда КПСС и июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС.- Психологический журнал, 1983, т.4, № б, с.3−19.
- Лысенко Н.И. Соотношение самооценки и объективной оценки волевых качеств личности студента общественника. — В кн-: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975, с.204−206.
- Максимова Р.А. О познании дошкольниками себя и своих сверстников. В кн.: ЛГУ, Учен.зап., № 325, вып.2.- Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1970, с.69−80.
- Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Учен.зап. Пермского педагогического института, т.77, вып.6, Пермь, 1970, с.8−212.
- Непомнящая Н.И., Каневская М. Е., Паломова О. Н. и др. Ценностность как центральный компонент психологической структуры личности. Вопросы психологии, 1980, № I, с.22−30.
- Николенко Д.Ф. Самооценка и самовоспитание студентами пединститута личностных качеств. В кн.: Личность и деятельность. Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду психологов СССР (27 июня — 2 июля 1977 г., Москва). М., 1977, с. 18.
- Ольшанский Д.В. К анализу когнитивной самооценки личности человека. В кн.: Проблемы медицинской психологии. М., 1980, с.62−78.
- Петровский А.В. К психологии активности личности. Вопросы психологии, 1975, № 3, с.26−38.
- Пикельникова М.П. Понимание учащимися 12−17 лет своей личности и понимание их другими людьми. В кн.: ЛГУ, Учен.зап., № 352, вып.2. — Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1970, с.91−96.
- Раев М.А. Психологическая близость со значимыми лицами и некоторые особенности самосознания старшеклассника.- В кн.: Проблемы общения и воспитания, ч.2. Тарту, 1974, с.168−178.
- Розен Г. Я. Проблема самосознания. В кн.: Личность и деятельность. Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду психологов СССР (27 июня — 2 июля 1977 г., Москва). М., 1977, с.22−23.
- Рубцова Т.В. Особенности осознания моральных свойств личности школьниками разного возраста. Вопросы психологии, 1956, № 4, с.83−94.
- V 103. Рыбалко ЕЛ>., Волкова Н. А. Особенности самосознания в студенческом возрасте. В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.4, Л., 1978, с.22−31.
- Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми. В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972, с.81−111.
- Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста. Вопросы психологии, 1969, № 4, с.107−116.
- Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковоми юношеском возрасте. Вопросы психологии, 1982, № I — с.69−75.
- Спичек С. 1. Возрастная динамика самооценки у школьников.- В кн.: Воспитание, обучение и психическое развитие. Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду психологов СССР (27 июня 2 июля 1977 г., Москва). М., ч.1, с. 96.
- ИЗ. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности развития личности и решение актуальных задач воспитания. Вопросы психологии, 1984, № 2, с.43−51.
- Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. В кн.: Психологическая наука в СССР, т.2, М., I960, с.91−109.
- Чеснокова И.И. 0 психологических предпосылках самовоспитания. Психологический журнал, 1980, № 4, с.64−71.
- Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности. В кн.: Проблемы психологии личности. Советско-финский симпозиум. — М., 1982, с.121−126.
- Шнирман А.Л. Формирование отношений к коллективу и развитие самосознания старших школьников. Изв. АПН РСЖ1Р. Л., 1948, вып.18, с.59−99.
- Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание. В кн.: Проблемы сознания: Материалы симпозиума. М., 1966, с.217−227.119i Эткинд A.M. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений. Вопросы психологии, 1983, № 2, с.106−112.
- Юлдашева С.М. Особенности проявления самооценки учащихся подростков. — Вопросы психологии, 1966, № 4, с. 8792.
- Анкудинова Н.Е. Особенности познания своих умений у детей 5−7 лет. Автореф.дисс.. канд.пед.наук. М., 1959, — 18 с.
- Бизенков И.Н. 0 формировании критичности и самокритичности у учащихся старших классов школы. Автореф.дисс. канд.психол.наук. М., 1953. — 16 с.
- Бронников И.Н. Особенности осознания поступков детьми от 2 до 5 лет. Автореф.дисс. канд.психол.наук. М., 1965, — 20 с.
- Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников. Автореф.дисс. канд.психол.наук. Л., 1983, — 16 с.
- Демина Д.В. Соотношение самооценки и объективной оценки свойств личности школьников старших классов. Автореф, дисс. канд.психол.наук. Ярославль, 1974. — 23 с.
- Иванова Е.А. Особенности критического отношения к себе учащихся 5−7 классов. Автореф.дисс. канд.пед.наук.- М., 1955. 16 с.
- Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя. Автореф.дисс.канд.психол.наук.- Л., 1980. 14 с.
- Кульчицкая Е.И. Чувство стыда и особенности его развития у детей дошкольного возраста. Автореф.дисс. канд. психол.наук. Киев, I960. — 16 с.
- Куницина В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя. Автореф.дисс. канд.пед.наук. Л., 1968.с. 20.
- Кухарчук A.M. Самооценка учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения. Автореф. дисс. канд.психол.наук. Минск, 1973. 23 с.
- Магун B.C. Психологическое исследование объективностиоценок и самооценок у студентов. Автореф.дисс. канд. психол.наук. Л., 1977. — 22 с.
- Олейник Л.Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования. Автореф.дисс. канд.филос.наук. Л., 1975, с. 25.
- Ольшанский Д.В. Нейропсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы. Автореф.дисс. канд. психол.наук. М., 1979. — 23 с.
- Сафин В.Ф. Динамика взаимооценки и самооценки морально-волевых черт старшеклассников в зависимости от степени их внушаемости. Автореф.дисс. канд.психол.наук.- М., 1969. 25 с.
- Собиева Г. А. Формирование самосознания и самооценки у советских школьников. Автореф.дисс. канд.психол.наук.- М., 1953. 12 с.
- Шкуратова И.П. Исследование особенностей общения в связи с когнитивным стилем личности. Автореф.дисс. канд. психол.наук. Л., 1983. — 16 с.
- Чамата П.Р. Самосв1дом1сть та 11 развиток у д1тей. Ки1в: т-во «Знания» Укр. ССР, 1965. 48 с.
- Bern D.J. Self-perception theory.—Advances in Experimental
- Social Psychology, 1972, vol. 6, pp.1−62. 139″. Bern D. J,, McConnel II.C. Testing the self-perception explanation of dissonance: on the salience of premanipulation attitudes.—Journal of Personality and Social Psychology, 1970, vol. 14, pp.23−31.
- Blascovish J, Effects of self-esteem and performance feedback on future affective preference and cognitive expectation. —Journal of Personality and Social Psychology, 1981, vol. 40, N3, pp.321−531.
- Block J., Thomas П. Is satisfaction with self a measure of adjustment?—Journal abnorm. soc.Psychol., 1955,51,pp.254 259.
- Brodsky S.L. The WAYTE method of investigating self-percep-tions.—Journal of Projective Techniquesand Personality As-sesment, 1967,31,pp.60−64.
- Brodsky S.L.', Owens S. Reliability of the WAYTE method of investigating self-perceptions.—Psychological Reports, 1969, 25, pp.389−390.
- Boshier R., Hamid P.N. Academic succes and self-concept.— Psychological Reports, 1968, 22, pp.1191−1192.
- Bugental J.F.T. Investigations into the self-concept: III.1.vestigations for the WAY method-Psychological Reports, У1964, 15, pp.643−650.
- Edwards A.L., Horst P. Social desirability as a variable in Q-Technique studies. —Educ. psychol. Measmt., 1953, 13, pp.620 625. «
- Grossack М.м. The „Who-Am-I“ test.—The Journal of Social Psychology, 1960, 51, pp.399−402. ^
- Heider IT. Attitude and cognitivite organization:—Journal Psychology., 1%. 21. pp.107−112.
- Heider F. On social cognition. —American Psychologist, 1967, 22, pp.25−31.
- Horney K. Neurosis and Human Grouth. New-Yourk: Norton, 1950, 391p.
- Hull I.C., Levy A.S. The organizational functions of the self: An alternative to the Duval and Wickland model of se. Jf -awareness.—Journal of Personality and Social Psychology, 1979, vol. 37, N5, pp.756−768.
- Jevis P.M. The meanig of a positive self-concept.—Journal clin. Psychol., 1959, 15, pp.370−373.
- Kuhn M.H., McPartland T.S. An empirical investigations of self-attitudes.—Amer. Social Rew., 1954,19, pp.68−76.
- Kuiper N.A., Rogers T.B. Encoding of personal information: self-other differences.—Journal of personality and Social Psychology, 1979, vol.37, N4, pp.499−51
- Maruyama Geoffrey. Self-Esteem and Educational Achievement Independent Constracts with a Common Case?—Journal of Personality and Social Psychology, 1981, vol.40, N5, pp.962--975.
- Maslow A.H. Motivation and personality. New-Yourk, Harper and Brothers, 1954, 411p,
- Miyamoto S.F. and Dornbush S.M. A test of interactionist hypotheses of self-conception. —The American Journal of sociology, vol. LKI, March, 1956, N5, pp.399−403.
- Rosenberg M. Society and the adolescent self-image.
- Princenton, N.Y.: Princeton University Press, 1965» 326p
- Roth R. M, The role of self-concept in achievement. —The Journal of Exper. Education, vol. XXVII, June, 1959, pp.265−281
- Schachter S. Cognitive Theory of emotions. —Advances in Experimental Social Psychology, 1964, 1, pp.49−80.
- Walberg H. I, The structure of self-concept prospectivet V, teachers. —TheJournal of educational research, vol. 61, october, 1967, N2, pp.84 -85.
- WhylieR.C. The present status of self Theory. In: Handbook of Personality and research, ed. E.F. Borgott and V.V. Lambert, Chicago, 1968, pp.728−787.
- Whylie R.C. The self-concept, vol. 1. A review of methodological considerations and Measuring Instruments. University of Nebraska, Press. Lincoln, 1974, 433p.
- Zahran H.A. The self-concept in the psychological guidance of adolescents. —Britich Journal of Educational Psychology 1967, vol. 37, pp.225−240.