Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предисловие. 
Психология игры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так как понятие игры чрезвычайно широко и многообразно по своим значениям, охватывает самые разные области жизни, то оно не поддается категоризации. Выделить некоторый общий знаменатель, содержательно описывающий объединение различных видов игр в общее понятие, удается с трудом. Как правило, это происходит тогда, когда акцент делается на процессуальном характере игры, противопоставлении игры… Читать ещё >

Предисловие. Психология игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

…Нам почти всегда кажется, что мы хорошо понимаем детскую душу, что от нас не закрыто ни одно движение в ней… Как часто и как горько мы обманываемся в этом и как много от этого страдают наши дети!

В. В. Зенъковский

В разные времена ученые, пытаясь понять своеобразие психического мира ребенка, неизменно обращались к проблеме игры. Продолжительный период жизни человека связан с игрой, которая всегда была центральной деятельностью детей. Случайно ли это? Каково значение игры? Где разгадка причин возникновения игры и ее чрезвычайной привлекательности для детей на протяжении многих поколений?

Проблема игры ребенка — ее содержания, происхождения и значения для развития детей является одной из приоритетных проблем дошкольной педагогики и детской психологии.

Дошкольный возраст — самый «игровой» период детства, по мнению психологов всего мира является возрастом самого интенсивного психического развития ребенка, периодом первоначального формирования качеств личности и становления всех психических функций. Детство — период формирования общих знаний и умений, которые становятся фундаментом освоения любых новых видов деятельности, накопления потенциала для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Создание этого фундамента во многом обеспечивается игрой как ведущей деятельностью дошкольного возраста.

В детской психологии, как отечественной, так и зарубежной, мало кто из исследователей не затрагивал проблему игры ребенка, пытаясь интерпретировать ее содержание в соответствии со своими теоретическими взглядами. Исследователи выделяют в игре прежде всего возможность всестороннего познания окружающего мира, проникновения в систему социальных отношений и ролей, в мир предметов и природы. Общепризнано универсальное значение игры в развитии ребенка от младенчества до школы. Игра отвечает внутренней природе ребенка, максимально соответствуя его потребностям в активности, творчестве, развитии, истинно детской деятельности.

Являясь деятельностью многоуровневой, сложноорганизованной, игра привлекает к себе внимание специалистов самого разного профиля. Интересы ученых связаны с психологическими, педагогическими, этнографическими, социологическими, историческими и другими сторонами игры. Формируя личность, игра одновременно несет на себе отпечаток индивидуальности.

Вместе с тем законченных теорий детской игры нет, за исключением фундаментальной работы Д. Б. Эльконина, обобщившего в книге «Психология игры» наиболее важные достижения в этой области. Д. Б. Эльконин выдвинул собственную теорию онтогенеза и филогенеза ролевой игры, сформулировал идеи в отношении структуры игровой деятельности и ее значения в психическом развитии ребенка. В отечественной психологии на протяжении длительного периода проблема игры мало изучалась, а проводимые исследования выполнялись в основном в рамках парадигмы эльконинского видения игры и подтверждали его идеи.

Лишь в самое последнее время исследователи вновь обратились к игре. Они проводят сравнительный анализ изучения этой проблемы за последние полвека. Пытаются обобщить теоретические взгляды на игру: является ли игра уходом от реальности и средством снятия напряжения или она возвращает в реальность и исследует ее, являясь максимально напряженной, социально направленной деятельностью.

Понятийное значение термина «игра» в психологии до конца не определено. Все попытки выделить широкое значение, универсальный смысл игры, который позволил бы объединить игру животных, игру ребенка, спортивные и азартные игры, а также театральную, компьютерную и инструментальную музыкальную игру не приводили к успеху.

Автор известного культурологического исследования игры «Homo ludens» («Человек играющий») нидерландец Йохан Хейзинга оценивает игру не только как величайшее достижение культуры, но и как ее первоисточник. Й. Хейзинга ставит этимологический анализ слова «игра» в соответствие с особенностями культурной жизни разных народов, подчеркивая нескончаемое богатство смыслов игровой деятельности б.

(Й. Хейзинга анализирует игру именно как деятельность). Так, в японском языке, как и в русском, есть универсальное понятие «иллюзии по правилам» (asobi), объединяющее многообразные толкования игры: и спортивные состязания, и азартные игры, и театральные фантазии, и детские забавы. В основе этого объединения Й. Хейзинга усматривает японский идеал жизни — серьезность, прикрывающуюся игровой иллюзией. Игровой оттенок подчеркивает глубину смысла жизни японской философии. Тогда как в греческом языке нет общего понятия, объединяющего различные условно игровые формы активности, что отражает, по мнению Й. Хейзинги, такой уровень погруженности в игру, когда игровой характер деятельности перестает осознаваться и становится преобладающим в культуре народа [78].

Так как понятие игры чрезвычайно широко и многообразно по своим значениям, охватывает самые разные области жизни, то оно не поддается категоризации. Выделить некоторый общий знаменатель, содержательно описывающий объединение различных видов игр в общее понятие, удается с трудом. Как правило, это происходит тогда, когда акцент делается на процессуальном характере игры, противопоставлении игры серьезной деятельности, взрослому поведению. Подчеркивается фантазийный характер игры, отсутствие конечной цели и результата. Дать исчерпывающее определение игре «трудно, — как подчеркивает К. Гросс, — если мы потребуем строго научного определения, выраженного во вполне ясных психологических терминах. Оно относительно легко, если мы удовольствуемся противопоставлением понятия игры и его противоположности — работы или серьезной деятельности» [25].

Игра представляет собой явление парадоксальное и, на первый взгляд, внутренне противоречивое, что является одной из основных причин отсутствия в литературе убедительной общей классификации игр.

Детская игра оценивается исследователями и как форма отдыха, и как обязательный этап развития, и как форма созревания ребенка. Тем более сложной представляется задача ограничения психологического понимания игры, анализа структуры и содержания игры в рамках психологии.

Вместе с тем трудности теоретического анализа стимулировали активность в экспериментальной сфере изучения игры в первой половине XX в. Уже в 1901 г. Дж. Селли выделял в качестве важнейшей черты игры роли, которые принимают на себя дети, превращаясь в воинов, принцесс и диких животных.

В игре воля ребенка распространяется за границы повседневности, открывая новые миры и меняя собственное внутреннее пространство. Дети имитируют семейные и трудовые отношения взрослых, обряды и ритуалы, мифы и сказки, создавая собственные сюжеты и придумывая нескончаемые повороты судьбы героев. В игре ребенок поднимается над самим собой настоящим и открывает свое будущее, наслаждаясь им. Смысл игры для детей разного возраста меняется. Если в раннем возрасте игра — это прежде всего исследование реальности и малыши предпочитают играть со взрослым, то в дошкольном возрасте значение приобретает роль, которую берет на себя ребенок, и смысл игры концентрируется вокруг роли.

Сейчас в игре преимущественно изучается ее социальное содержание, связанное с общением, нормами взаимоотношений между людьми. Д. Б. Эльконин дал следующее определение игре человека: «Игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [88]. Игра для дошкольника является универсальной формой деятельности, в которой происходят основные прогрессивные изменения в психике ребенка. В игре определяются отношения ребенка с окружающими людьми, происходит подготовка к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

Значение игры в жизни ребенка давно оценило мировое сообщество, создав в 1961 г. Международную ассоциацию по защите права ребенка на игру (IPA). В 1977 г. ассоциация опубликовала Декларацию права ребенка на игру, в которой заявлено, что дети — фундамент будущего, а игра — неотъемлемая часть этого фундамента:

  • • дети играли и играют во всех культурах и во все времена;
  • • игра, так же как и базовые потребности в питании, здоровье, безопасности и образовании, жизненно необходима для развития потенциала любого ребенка;
  • • игра — это средство общения и самовыражения, объединяющее мысль и действие; игра дает чувство удовлетворения и успеха;
  • • игра инстинктивна, произвольна и спонтанна;
  • • игра помогает детям развиваться физически, интеллектуально, эмоционально и социально;
  • • игра — это способ учиться жить, а не просто времяпрепровождение.

Между тем в практике современного дошкольного воспитания игра явно теряет свое значение и развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры не реализуется. Это связано с целым рядом причин педагогического и психологического характера. Прежде всего в дошкольных учреждениях сместился акцент в сторону обучения и организации занятий дидактического характера, а времени на свободную творческую игру у современных дошкольников не остается. Дети, воспитывающиеся вне образовательных учреждений, также загружены развивающими занятиями, и игра, как правило, не поощряется родителями. Кроме того, «домашние» дети лишены общества сверстников, которое предоставляет широкие возможности для игровых взаимодействий.

Следует признать однако, что характерную картину полвека назад описывал А. В. Запорожец: «…и сейчас во многих детских садах дети играют мало, игра не занимает достаточного места в воспитательно-образовательной работе, игры бедны по содержанию и не оказывают должного влияния на физическое и психическое развитие дошкольников. Допускаются серьезные ошибки в организации и руководстве игровой деятельностью детей. С одной стороны, имеются попытки жесткой регламентации игровой деятельности, когда воспитатель навязывает детям и сюжет, и способ осуществления игры, превращая ее в учебное занятие, лишая ее самостоятельного характера. С другой стороны, у некоторых воспитателей появляется другого рода неправильная тенденция полного невмешательства в игру детей, фактического отказа от руководства ею, что отрицательно влияет на формирование игровой деятельности и снижает ее воспитательное значение».

Структура игры такова, что чрезмерное руководство приводит к ее разрушению: вмешательство взрослого лишает детей самостоятельности и инициативности, которые они так ценят в игре. Регламентированность ролей и действий отбивает вкус к спонтанному творчеству, юмору, шалости, которые являются движущими силами игровой активности. В игре всегда ценилась свобода, подчеркивался ее процессуальный характер, позволяющий отвлечься от утилитарной цели и задержать, продлить удовольствие, связанное с самой игровой деятельностью. Развитие игры тесно связано с развитием социальной, языковой, когнитивной, моральной, эмоциональной сферами.

Учебник посвящен преимущественно анализу сюжетноролевой игры как развитой формы игровой деятельности, которая отражает в своей структуре общие закономерности развития игровой деятельности. Вместе с тем в нем разбирается онтогенез игровой деятельности от предметных действий к игре с правилами, рассматривается структура игры, представлен краткий обзор психологических теорий игры. Большое внимание уделено роли игры в общем психическом развитии дошкольника и становлении таких функций, как произвольность, внутренний план действий, символическая функция сознания. Представлен подробный анализ воздействия игры на формирование нравственной ориентации, коммуникативной компетентности, самосознания личности и общего процесса социализации ребенка. Сформулированы основные положения терапевтической практики с опорой на игровую деятельность, а также современные тенденции в развитии игры.

Изучив материалы учебника, студент должен:

знать

  • • базовые психолого-педагогические понятия в области организации игровой деятельности детей дошкольного возраста;
  • • психологические и педагогические основы организации игровой деятельности дошкольников;
  • • способы игрового конструирования;

уметь

  • • применять теоретические знания при организации игровой деятельности дошкольников;
  • • применять современные методики и технологии игровой деятельности для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

владеть

  • • способами игрового конструирования;
  • • умениями конструирования и организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой