Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

В. Эмоциональная гибкость

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмоциональная гибкость является существенным условием успешной реализации учительского труда, от которой зависит проявление и направленности, и педагогической компетентности. Под эмоциональной гибкостью Л. М. Митина понимает гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности (отзывчивости) и эмоциональной устойчивости учителя (см.:). Эмоционально ригидный человек, человек, подверженный… Читать ещё >

В. Эмоциональная гибкость (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эмоциональная гибкость является существенным условием успешной реализации учительского труда, от которой зависит проявление и направленности, и педагогической компетентности. Под эмоциональной гибкостью Л. М. Митина понимает гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности (отзывчивости) и эмоциональной устойчивости учителя (см.: [3. С. 57]). Эмоционально ригидный человек, человек, подверженный эмоциональному стрессу, даже очень знающий и обладающий необходимыми умениями и мотивацией, не сможет качественно работать.

Педагогическая деятельность требует от учителя высокой терпимости, гибкости при работе с учениками. М. Карне (см.: [11. С. 238—240]) отмечает, что эмоционально зрелых, стабильных учителей, способных работать с творчески одаренными детьми, отличает то, что они четко осознают свои цели и задачи, обладают позитивной «Я-концепцией», гибкостью и физическим здоровьем. Очень важной способностью при этом является способность переносить эмоциональный стресс.

Основным психологическим механизмом преодоления эмоционального стресса является механизм позитивной интерпретации опыта. Этот механизм означает, что все изменения вокруг себя субъект воспринимает сквозь призму своих представлений о себе, на основе своей «Я-концепции». Так, педагог с заниженной самооценкой может вопрос ученика воспринять как проверку его компетентности и проявление скрытой враждебности. В этом случае нестандартные ответы учеников на творческие задания гораздо сложнее поддаются оцениванию и могут восприниматься как вызов, грозящий подрывом учительского авторитета. Такой учитель будет стремиться избегать творчества на уроке, не чувствуя уверенности, что сможет управлять творческой стихией, и боясь оказаться в ситуации, подрывающей его авторитет и показывающей его некомпетентность. Педагог с положительной самооценкой, напротив, вопросы и замечания учеников будет воспринимать как проявление их таланта и способностей. Доверяя своим ученикам, веря в их талант и способности, такой учитель дает им возможность самим разобраться в учебной проблеме, не досаждая мелочной опекой и попытками тотального контроля над учебным процессом.

Выработать необходимую эмоциональную устойчивость помогают социально-психологические тренинги, в которых люди получают возможность открыто проявлять свои эмоции, не боясь осуждения (см.: [3.

С. 49]). Разрешение на проявление эмоций позволяет снять ограничительный запрет на проявление положительных эмоций, способствует возникновению желания самореализации в творческой деятельности, а открытый, доброжелательный, искренний учитель оказывает благотворное воздействие на учеников.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Назовите и охарактеризуйте основные подходы к изучению профессионально важных качеств учителя.
  • 2. Каково содержание термина «педагогическая направленность»?
  • 3. Раскройте структуру понятия «профессиональная компетентность».
  • 4. Назовите причины включения в структуру профессионально важных качеств учителя такого качества, как эмоциональная гибкость.
  • 5. Какие психологические механизмы позволяют преодолеть эмоциональный стресс?

Основная литература

  • 1. Зверева, В. И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей / В. И. Зверева. — М., 1998.
  • 2. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. — М., 1993.
  • 3. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. — М., 1998.

Дополнительная литература

  • 4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. — М., 1986.
  • 5. Востриков, А. А. Теория и технология продуктивного обучения в начальной школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук / А. А. Востриков. — Ярославль: ЯГПУ, 2001.
  • 6. Гоноболин, Ф. Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноболин. — М., 1965.
  • 7. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. — М., 1991.
  • 8. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. — 1990.
  • 9. Кашапов, М. М. Психология педагогического мышления: Монография / М. М. Кашапов. — СПб., 2000.
  • 10. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат/ под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — М., 1990.
  • 11. Одаренные дети / общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. — М., 1991.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой