Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование внимания детей младшего школьного возраста в процессе компьютеризированной учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В компьютеризированной учебной деятельности младших школьников концентрация, сосредоточенность, объем внимания оказываются ниже, чем при традиционной работе. В то же время, внимание в компьютеризированной деятельности у учащихся младших классов прогрессирует быстрее, чем при традиционных видах работы. Необходимо специально развивать внимание в младшем школьном возрасте с применением компьютерных… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. f
  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния компьютеризации
    • 4. учебной деятельности на формирование внимания младших школьников
      • 1. 1. Деятельностный подход в исследовании внимания и характеристики внимания в учебной деятельности младших школьников
      • 1. 2. Особенности внимания в компьютеризированной деятельности младших школьников
  • Глава 2. Организация опытно-экспериментального исследования особенностей внимания младших школьников в f компьютеризированной учебной деятельности
    • 2. 1. Методики экспериментального исследования объема, концентрации, устойчивости, распределения, переключения внимания младших школьников
    • 2. 2. Разработка комплексной экспериментальной стратегии по выявлению особенностей внимания в компьютеризированной учебной деятельности младших школьников
    • 2. 3. Экспериментальное исследование по выявлению результативности внимания в зависимости от типа предъявляемых ученику младшего школьного возраста заданий
  • Глава 3. Комплексная методика формирования внимания младших школьников с помощью компьютера
    • 3. 1. Принципы построения развивающей программы
    • 3. 2. Результаты адаптации авторской программы по формированию внимания младших школьников с применением компьютера
    • 3. 3. Методические рекомендации по использованию компьютерных средств формирования внимания

Формирование внимания детей младшего школьного возраста в процессе компьютеризированной учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее время в образовательные процессы широко внедряются компьютеры и новые информационные технологии. Психологические последствия компьютеризации можно определить как совокупность изменений, вносимых компьютеризацией в психику человека, её развитие. Эти изменения значительны, они относятся как к познавательным, так и эмоционально-мотивационным процессам, к сознанию и бессознательному, к личности и индивидуальности человека.

Разрабатывается большое количество обучающих программ по различным дисциплинам. Информатика пришла в детский сад и начальную школу. Применение компьютеров в этом случае имеет, как правило, развивающую направленность. Получили известность разнообразные методики и образовательные программы, нацеленные на развитие психических процессов детей дошкольного и младшего школьного возраста. Чем раньше человек в своей практической деятельности столкнется с компьютером, тем успешнее будет решаться в будущем проблема автоматизации и компьютеризации современной техники и технологии. Сделать вхождение ребенка в компьютеризированную деятельность безопасным, развивающим — одна из важных психолого-педагогических задач.

В литературе применение компьютера в учебной деятельности рассматривается под углом зрения разработки новых обучающих программ и развивающих методик. При этом упускается из виду влияние условий обучения с использованием компьютера на развитие психических процессов ребенка.

Многие исследователи [Горвиц Ю.М., Данилов Д. А., Каптелинин В. Н., Лутовинов О. Ю., Клейман Г. М., Пейперт С.] отмечают положительное влияние компьютеризации учебной деятельности на развитие детей младшего школьного возраста, указывая, что ПК открывает широкие возможности для развития мышления ребенка Вместе с тем, при всей теоретической и практической значимости исследований по внедрению компьютера в учебный процесс, анализ основных направлений исследования внимания, представленный как в отечественной, так и в зарубежной литературе, показал недостаточную экспериментальную разработанность проблемы внимания в компьютеризированной деятельности младших школьников. Недостаточно изученной остается возрастная динамика свойств внимания при работе на компьютере у учащихся младших классов.

Очевидно, что внимание в учебном процессе является одним из главных психологических факторов, влияющих на успешность учебной деятельности младших школьников. В ряде работ отечественных и зарубежных авторов [Баскакова И.Л., Вахрушев С. В., Гавриленко В. А, Черемошкина JT.B.] справедливо указывается на большую роль внимания в различных видах деятельности, в частности, в процессе усвоения знаний, овладения навыками и сложными умениями.

Сочетание высокой теоретической и практической значимости с недостаточной разработанностью многих аспектов проблемы внимания в компьютеризированной деятельности младших школьников обусловило актуальность диссертационного исследования и постановку его целей.

Цель исследования: выявить влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование внимание младших школьников. Цель исследования требует решения следующих задач:

1. Осуществить систематизацию различных современных подходов к исследованию внимания в современной психологии.

2. Определить роль внимания в компьютеризированной учебной деятельности.

3. Экспериментально проверить влияние свойств внимания на успешность использования компьютера младшими школьниками в учебной деятельности.

4. Выявить динамику и сравнить проявление основных свойств внимания младших школьников, обучаемых в условиях работы на компьютере и в условиях традиционных форм обучения.

5. Разработать методические рекомендации по формированию внимания детей младшего школьного возраста с применением компьютера.

Гипотеза исследования: формирование внимания детей младшего школьного возраста на компьютере будет протекать успешнее, если:

— при создании и использовании компьютерных программ учитывать влияние цвета рабочего поля и стимулов на показатели внимания;

— целенаправленно формировать внимание обычными средствами и с использованием компьютерных программных средств;

— не использовать в качестве развивающих и обучающих такие программы, которые содержат ограничение времени.

Объект исследования — формирование внимания школьников 7−10 лет в компьютеризированной деятельности.

Предмет исследованияособенности формирования внимания у школьников младших классов в условиях обучения с использованием компьютера и программных развивающих средств.

Методологической основой исследования являются положения системной методологии и деятельностного подхода (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, В.Д. Шадриков), концепция о развитии внимания в деятельности (Н.Ф. Добрынин, В. Я. Дормашев, Ю.Б. Романов).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ литературы, диагностические методы (разработанная диагностическая методика с использованием компьютера, классические методики Бурдона, Тулуз-Пьерона), методы статистической обработки результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой исследования служили начальные классы прогимназии № 2, школыгимназии № 38 г. Воронежа в период с 1995 по 2000 годы. В формирующем эксперименте приняли участие 212 учащихся начальной школы прогимназии № 2 в период 1996;2001 годов.

Исследование включало четыре этапа:

1) теоретический анализ литературы по проблеме внимания;

2) исследование особенностей внимания в компьютеризированной учебной деятельности младших школьников;

3) эксперимент по выявлению типов заданий для формирования внимания в процессе учебной деятельности;

4) формирование внимания младших школьников в компьютеризированной учебной деятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Обобщены представления о внимании, проявляющемся в совокупности характеристик различных психических процессов, связанных с компьютеризированной учебной деятельностью младших школьников.

2. Выявлены особенности внимания учащихся младшего школьного возраста в компьютеризированной деятельности.

3. Теоретически обоснована и экспериментальным путем проверена эффективность методики целенаправленного развития внимания в младшем школьном возрасте с помощью компьютера.

Практическая значимость исследования.

1. Разработана компьютерная методика развития внимания школьников младших классов с применением компьютера. Методика может применяться учителями младших классов и школьными психологами на этапе диагностики школьной готовности по показателям сформированности произвольного внимания, на развивающих занятиях, уроках психологии в начальной школе.

2. Разработан и внедрён курс развития внимания у учащихся младших классов с использованием компьютерных технологий, который может быть использован в учебном процессе педагогических вузов при подготовке учителей начальных классов, учителей информатики, практических психологов системы образования, а также в работе институтов повышения квалификации работников образования при переподготовке специалистов в области начального образования, практической психологии.

Достоверность научных выводов, полученных в исследовании, обеспечивается комплексом методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, использованием методов математической статистики (факторный анализметод главных компонент, критерий Стьюдента, критерий Фишера, критерий знаков).

Результаты проведённого исследования позволяют сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

1. Внимание младших школьников в условиях обучения на компьютере нестабильно и имеет колебания с частотой от 2 до 5 минут, которые зависят от возраста и индивидуальных различий. Характеристики внимания при работе на компьютере зависят от цветового оформления интерфейса программных средств и от частоты предъявления стимулов на экране.

2. В компьютеризированной учебной деятельности младших школьников концентрация, сосредоточенность, объем внимания оказываются ниже, чем при традиционной работе. В то же время, внимание в компьютеризированной деятельности у учащихся младших классов прогрессирует быстрее, чем при традиционных видах работы. Необходимо специально развивать внимание в младшем школьном возрасте с применением компьютерных игр и развивающих методик, формируя рациональный стиль деятельности при работе на компьютере.

3. Учащиеся младших классов нуждаются в пропедевтическом курсе, обеспечивающем адаптацию к новым условиям учебной деятельности. Для развития внимания учащихся младших классов необходимо использовать комплексную методику, включающую компьютерные обучающие и развивающие программы, традиционные упражнения и игры по развитию внимания. Кроме этого, в программу целесообразно включить игровые техники, обеспечивающие профилактику вторичной аутизации детей при работе с компьютером (в том числе, работу с песком и куклами на интегрированных уроках информатики и психологии).

4. В последние годы среди учащихся младших классов увеличивается доля детей с легкими формами церебральной патологии, что в первую очередь сказывается на развитии оперативного внимания. Для обучения детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД) требуются специальные методы, учитывающие их дефект. Обнаружено, что наличие ММД не влияет на результаты работы с компьютеризированными развивающими методиками. Наличие компьютера в структуре деятельности помогает в развитии внимания учеников младших классов с минимальными мозговыми дисфункциями.

Апробация работы. Результаты исследований обсуждались на заседаниях кафедры практической психологии ВГПУ (1996,1997,1998, 2000), на конференциях «Новые информационные технологии в образовании» (1997, г. Воронеж), «Образование — XXI век» (1998, г. Воронеж), «Образование — XXI век» (2000, г. Воронеж), публиковались в печати. Содержание диссертации отражено в 8-ми печатных работах.

Внедрение результатов. Результаты исследования используются в учебном процессе Воронежского государственного педагогического университета при чтении курсов «Методика преподавания психологии», «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология» на психолого-педагогическом факультете, а также в авторском курсе «Развитие внимания учащихся младших классов с применением программных средств» в прогимназии № 2 г. Воронежа,.

Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (162 источника) и 17 приложений.

Заключение

.

В результате проведенного нами исследования подтвердилась наша гипотеза о том, что при создании и использовании компьютерных программ с младшими школьниками необходимо учитывать влияние цвета рабочего поля и стимулов на показатели внимания, о необходимости целенаправленного развития внимания в компьютеризированной деятельности, а также о неприменимости в работе с младшими школьниками программ, содержащих ограничение времени.

В ходе экспериментального исследования решены следующие задачи:

1. Осуществлена систематизация современных подходов к исследованию внимания в деятельности.

2. Определена роль внимания в компьютеризированной деятельности.

3. Экспериментально проверено влияние внимания на успешность работы на компьютере у младших школьников.

4. Выявлена динамика и сравнены проявления основных свойств внимания обучаемых на компьютере и в условиях традиционных форм обучения.

5. Разработаны методические рекомендации по формированию внимания детей младшего школьного возраста с применением компьютера.

Результаты проведённого исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Теоретический анализ показал, что несмотря на широкую разработанность проблемы внимания в психологии, формирование внимания детей младшего школьного возраста в компьютеризированной учебной деятельности не I получило достаточного освещения и требует глубокого изучения.

2. В компьютеризированной учебной деятельности у учащихся младших классов показатели внимания оказываются ниже, чем при традиционной работе, однако, при целенаправленном развитии внимание в компьютеризированной деятельности прогрессирует быстрее.

3. При работе на компьютере внимание нестабильно и имеет колебания с частотой от 2 до 5 минут, которые зависят от возраста и индивидуальных различий, а также от цветового сочетания интерфейса, что необходимо учитывать при разработке и использовании развивающих и обучающих программ.

4. Разработанная нами модель формирования внимания в компьютеризированной деятельности и ее апробация доказали, что младшие школьники нуждаются в специальном развитии внимания при различных цветовых сочетаниях интерфейса и развитии интенсивности внимания с применением компьютерных игр.

5. За счет целенаправленного развития свойств внимания с применением компьютерных технологий происходит более быстрое формирование произвольного внимания у детей с минимальной мозговой дисфункцией к окончанию периода обучения в начальной школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. О возможности использования новых информационных технологий в обучении младших школьников/ М. М. Абдуразаков, С. М. Алискерова.// Информатика и образование .-1997.- № 4.- С. 38−41.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. -132с.
  3. .И. Распределение внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школы: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1986.- 156с.
  4. М.Н. Индивидуальные особенности внимания и основные свойства нервной системы: Дис. канд. психол. наук. Куйбышев, 1981.-150с.
  5. .Г. Воспитание внимания школьника М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1964.-112с.
  6. О.Н. Учись быть внимательным / О. Н. Андреев, А. Н. Хромов. М.: Просвещение, 1991.- 160с.
  7. А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. М.:Ось-89,1998. — 222с.
  8. И.И. Регуляция и саморегуляция внимания учащихся: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1986.-24с.
  9. И.Л. Внимание в мнемических процессах // Вопр. психологии познавательной деятельности. -М., 1986. С.34−44.
  10. Баскакова И. Л Изучение внимания школьников. М., 1987.- 46с.
  11. Н.Бахман Т. К. Внимание и исполнение // Вопр. психологии. 1975. — № 2.1. С.58−67.
  12. В. Уровни бодрствования и внимание // Эксперим. психология. М., 1970. — Вып.3. — С.21−29.
  13. В.Г. Проблемы компьютеризации обучения / В. Г. Болтянский, В. В. Рубцов. // Математика в школе. -1986.- № 1.- С. 69−72.
  14. Бурлаков И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр. М.: Класс, 2000. — 144с.
  15. Г. В. Современная американская психология развития. М., 1986.-143C.
  16. С.В. Психодиагностика трудностей в обучении учителями начальных классов: Дис. канд. психол. наук. М., 1995.-164с.
  17. А. А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга / А. А. Венгер, А.И. Ибатулина// Вопр. психологии. -1989. № 2. — С. 20−26.
  18. Н.Е. Принцип опосредованности и развитие мыслительной деятельности дошкольника // Исслед. проблем дошк. воспитания в трудах молодых учёных. М., 1985. -С.34−45.
  19. Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей. М.: ACT- ПРЕСС, 1999. — 368с.
  20. Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. М.: ИМПЭТО, 1995, 126с. — (Сер. Магия интеллекта).
  21. Ф.Р. Изучение взаимосвязи внимания и интеллекта у младших школьников и подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1974.-24с.
  22. Н.Т. Внимание детей во время занятий // Дошк. Воспитание.- 1971. -№ 12.- С. 6−9.
  23. А.Н. Методики диагностики свойств внимания // Методы психологической диагностики. -М., 1993.- Вып. 1. С. 16−27.
  24. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. — 93с.
  25. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. -342 с.
  26. В.А. Исследование особенностей объёма внимания учащихся 7−8 летнего возраста в условиях сложной деятельности: Материалы 14 Съезда психологов. -М., 1968. С. 27−28.
  27. В.А. Экспериментальное исследование внимания учащихся 7−8 лет: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Тарту, 1971. — 26 с.
  28. А.Е. Задачи и упражнения на развитие творческой фанггазии учащихся. М.: Просвещение, 1985. — 246с.
  29. П.Я. К проблеме внимания // Докл. АПН РСФСР. 1958.-№ 3. -С. 14−21.
  30. П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, А. П. Ждан //Тез. докл. на 2 съезде О-ва психол. М., 1963. -Вып. 1.- C.23−29.L
  31. П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. М., 1974. — 99с.
  32. Е. М. Игры и упражнения для развития внимания у детей. М.: Изд — во Академии пед. Наук РСФСР, 1958.-89с.
  33. С.И. Внимание учащегося на уроке и способы его привлечения и поддержания: Автореф. .канд. псих. наук. Алма-Ата, 1955.-23с.
  34. Ю.Б. Деятельность и внимание // А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. — С.76−78.
  35. Ю.Б. Новый метод исследования внутренних форм зрительной активности / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов // Вопр. психологии. -1970. -№ 5.-С.34−36.
  36. А.П. Распределение внимания у ткачих многостаночниц //Материалы совещ. по психологии. — М., 1957. — С.34−35.
  37. Ф.Н. Внимание младших школьников // Психология младшего школьника. М., 1960.-С. 46−54.
  38. Ф.Н. Воспитание внимания у учащихся. М., 1955.-112с.
  39. М.С. Психологические особенности воспитания внимания у первоклассников в процессе обучения //Вопр. психологии воспитательной работы в младших классах средней школы / Под ред. П. Р. Чаматы. Киев, 1953.- С. 49−85.
  40. Ю.М. Компьютер и детство // Компьютер Пресс. — 1991. -№ 3. — С. 67−72.
  41. Ю.М. Развивающие игровые программы для дошкольников // Информатика и образование. -1990. № 4. — С. 100−106.
  42. Е.Н. Внимание учащихся в условиях индивидуальной и групповой форм организации обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.-19с.
  43. E.JI. Диагностика готовности к школе по показателям внимания / E.JI. Григоренко, Э. М. Рутман // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. -№ 1.- С.68−81.
  44. Л.А. Психология восприятия, внимания, памяти. Екатеринбург, 1994.- 84с.
  45. Н.П. Индивидуальные особенности внимания в младшем школьном возрасте // Экспериментальное исследование внимания. -М., 1970.-С12−19.
  46. Н.Ф. Деятельность и внимание // Вопр. психологии и педагогики труда, трудового обучения и воспитания. Ярославль, 1969.- С.36−65.
  47. Н.Ф. Интеллект и внимание // Психол. исслед. интеллектуальной деятельности. -М., 1979. -С.76−82.
  48. Н.Ф. Колебания внимания. М. -1928.- 97с.
  49. Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания //Психол. наука в СССР. М., 1959.- Т. 1. — С.43−67.
  50. Н.Ф. Произвольное и послепроизвольное внимание // Учён. зал. Москов. город, пед. ин т. — М., 1958.- Т.62, Вып 3.- С21−34.
  51. Ю.Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов. М.: Тривола, 1995.-348с.
  52. Т.Д. Возрастные особенности внутренне направленного внимания учащихся младших классов и подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1991.-22с.
  53. Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе. //Психол. журн. -1982. Т. 3, № 5. — С. 54−65.
  54. Т.В. Развитие внимания // Психол. детей дошк. возраста. М., 1964.-С. 43−57.
  55. О.Ю. Внимание школьника / О. Ю. Ермолаев, Т. М Марютина, Т. А. Мешкова. М.: Знание, 1987. — 80с.
  56. Ермолаева Томина Л. Б. Индивидуальные различия в концентрированности внимания и силы нервной системы // Вопр. психологии. — 1960. — № 2. — С. 8495.
  57. Ермолаева Томина Л. Б. Проявление силы нервной системы в концентрированности внимания: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1960.-19с.
  58. Р.Ж. Микроструктура внимания в процессе обработки бисенсорной информации: Дис. канд. психол. наук. Л., 1983. — 170 с.
  59. Зинкевич Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. — СПб., 1998. — 349с.
  60. Д.Я. Некоторые особенности памяти и внимания у 6−10 летних детей с разным уровнем развития // Сравнительная динамика развития детей. — Рига, 1986. — С. 3648.
  61. С.Л. Экспериментальное формирование внимания: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1970.-20с.
  62. Как развить внимание / И. Ю. Матюгин, Т. Ю. Аскоченская, И. А. Бонк, Т. Б. Слоненко.-Д.: Сталкер, 1997. 432с.
  63. С.Н. Экспериментальное изучение устойчивости внимания учащихся 5 и 8 классов // Экспериментальное исслед. внимания. М., 1970.-С 67−71.
  64. В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности //Вопр. психологии. -1986. № 5. — С. 54−65.
  65. П.Ф. О внимании //Педагог, сб. М., 1934, — № 2.- С. 36−46.
  66. И. Д. Эта книга без затей про компьютер для детей / И. Д. Коган,
  67. B.В. Леонас. М: Педагогика, 1989. — 64с.
  68. М. И. Влияние внимания на успешность творческого мышления младших школьников: Дис. канд. психол. наук. М., 1997.- 176с.
  69. Н.В. Переключение внимания учащихся на уроке. //Учен, зап./ МШИ им. В. П. Потемкина М., 1958.- Т.62. — С. 123−143.
  70. Н.Н. Механизм внимания. Спб. -1891. — Т. 1. — 142с.
  71. Р.П. Психологические особенности переключения внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школы: Дис. канд. психол. наук. -М., 1985.- 142с.
  72. С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? М., 1980.- 178с.
  73. А.Н. Ощущения, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей. М., 1950.- С. 46−57.
  74. Н.Н. Развитие свойств внимания в процессе обучения учащихся начальных классов: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1987. — 24с.
  75. .Ф. ЭВМ и развитие человека // Вестн. высш. шк. 1985. — № 12.1. C.33−38.
  76. С.А. Этапы развития внимания и его психофизиологическая характеристика: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1979.- 21с.
  77. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. 374 с.
  78. А.Р. Внимание и память. М., 1975.- 123с.
  79. Е.Е. Компьютерная игра с точки зрения психолога // Микропроцессор, средства и системы. 1985. -№ 3. — С.15−16.
  80. А.А. Детская психология. М., 1971.- 342с.
  81. Г. Г. Экспериментальное исследование особенностей внимания студентов с различной типологией (интроверсия экстраверсия): Дис. канд. психол. наук. -М., 1971.-143с.
  82. Т.В. Развитие устойчивости внимания при восприятии устного вербального материала младшими школьниками: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1985, — 24с.
  83. А.А. Распределение внимания в связи с особенностями нервной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1954, — 21с.
  84. В.Н. Возрастные и индивидуальные особенности распределения внимания у студентов педагогического института: Дис. канд. психол. наук. -М., 1979.-180с.
  85. Т.М. О связи свойств внимания и успеваемости у учащихся вторых классов / Т. М. Марютина, Т. А. Мешкова, Н. В. Гавриш // Вопр. психологии. 1988. — № 3.- С.34−39.
  86. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192с.
  87. Е.А. Внимание и его воспитание у детей. М., 1955.- 153с.
  88. З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1990. — 235с.
  89. Г. А. Внимание. //Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990. — С. 5−31.
  90. Наатанен Ристо. Внимание и функции мозга. М.: МГУ, 1998. — 556с.
  91. Л.П. Устойчивость внимания и его диагностика у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1980. 22с.
  92. Небылицын В Д. Надёжность работы оператора в сложной системе управления // Инженер, психология. М., 1982. — С 144−149.
  93. Е.М. Внимание и направленность личности // Вопр. психологии познавательной деятельности. -М, 1982. С. 201−204.
  94. Е. М. Исследование устойчивости и переключения внимания при решении задач в заданном темпе // Экспериментальное исслед. внимания. -М., 1970.-С. 199−204.
  95. С.Л. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Применима ли она? / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку, И. Ю. Пашилите // Дошк. воспитание. -1989. -№ 9. С.73−76.
  96. О. Экспериментальное исследование работоспособности и внимания у младших учащихся и подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Ташкент, 1972. 27с.
  97. Остин Джильберт ЭВМ в школе / Остин Джильберт, Латтерод Сара // Перспективы. Вопросы образования. -1983. № 4. — С. 26−39.
  98. Л.А. Исследование психологических особенностей внимательности у школьников // Вопр. психологии познавательной деятельности у школьников и студентов. М., 1988. — С.93−97.
  99. С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. -М: Педагогика, 1989. -221с.
  100. Г. А. Избирательность внимания в процессе создания образов воображения // Вопр. психологии познавательной деятельности школьников и студентов. М., 1988. — С.44−57.
  101. В. К. К вопросу фазовости сосредоточения внимания у прыгунов перед исполнением прыжка // Вопр. психологии. -1987. № 5. — С. 24−25.
  102. Т.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1951. — 24с.
  103. Е.Б. Зависимость объёма слухового внимания от способа предъявления раздражителей у школьников разных возрастов Юксперим. исслед. внимания. М., 1970. — С 144−151.
  104. К.К. Исследование соотношения переключения и распределения внимания / К. К. Платонов, А. А. Топорнина // Доклады АПН РСФСР. М, 1961.-№ 1.- С.87−88.
  105. С.А. Уровневый и структурный анализ возрастной изменчивости внимания в школьный период /7−16 лет / // Проблемы общ. и инженер, психологии. Л., 1976. — Вып. 7. — С.76−81.
  106. И.В. К вопросу о переключаемости внимания Юксперим. исслед. внимания. М., 1970. — С. 101−105.
  107. М. Устойчивость внимания у учащихся в процессе обучения (1−2 классы): Автореф. дис. канд. психол. наук. -Ташкент, 1968.-17с.
  108. А.С. К вопросу об изучении распределения внимания у младших школьников // Эксперим. исслед. внимания. М., 1970.- С. 23−26.
  109. А.С. Экспериментальное исследование распределения внимания при совмещении видов деятельности у 5 8 летних детей. — М., 1973.- 181с.
  110. Т. Психология внимания. СПб., 1892. — 112с.
  111. Ш. Романов В. Я. Механизмы организации деятельности и внимания // Теоретические и экспериментальные проблемы психологии в современных условиях: Тез. докл. к 7 съезду общ-ва психологов СССР. М., 1989. — С. 70.
  112. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз., 1946, — 704с.
  113. Э.М. Исследования развития внимания в онтогенезе // Вопр. психологии. -1990. № 4. — С. 36−39.
  114. Е.М. Психометрика основных свойств внимания: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л, 1985.- 19с.
  115. Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958. — С. 93−127.
  116. И.М. Исследование характеристик внимания в условиях совмещенных задач: Автореферат дис. канд. психол. наук. Л., 1984. -18с.
  117. О.Г. Индивидуальные особенности внимания в мыслительной деятельности учащихся: Дис. .канд. психол. наук. М., 1976- 172с.
  118. С.Ф. Особенности умственной и сенсомоторной деятельности в условиях частого переключения внимания // Эксперим. исслед. внимания. -М., 1970. С. 37−46.
  119. З.К. Воспитание внимания. П., М.: Изд-во М. О. Вольф, 1915.74 с.
  120. В.И. Внимание в структуре личности // Личность и познавательные процессы. Психология внимания и познавательной деятельности учащихся. М., 1991. — 4.2. — С. 134−145.
  121. В.И. Динамика коллективного внимания младших школьников //Вопр. психологии младших школьников. Саратов, 1984. — С.24−29.
  122. В.И. Психическое состояние учащихся в процессе обучения оперированию ЭВТ // Использование ЭВМ в учеб. процессе при подготовке рабочих. М.-Череповец, 1990. — С. 17−19.
  123. В.И. Структурно динамическая организация внимания //Деятельность и психические процессы: Тез. 5 Всесоюзн. Съезда о-ва психологов СССР. — М., 1977. — С. 70- 76.
  124. И.В. Внимание в творческой деятельности // Вопр. психологии внимания. Саратов, 1971.- Вып. 2. — С.35−92.
  125. И.В. Классификация видов внимания // Вопр. психологии внимания. Саратов, 1975. — Вып. 7. — С. 78−112.
  126. И.В. О психологической структуре внимания // Вопр. психологии внимания. Саратов, 1976.- Вып. 8.- С. 84- 116.
  127. И.В. Психологическая теория внимания // Вопр. психологии. -Саратов, 1969.- Вып. 1. С. 75−84.
  128. Л.Е. Формирование внимания школьников шестилетнего возраста / Л. Е. Тарасова, Л. Ю. Фомина // Психолого-педагогические условия развития личности учащихся. Воронеж, 1990. — С. 114−116.
  129. O.K. Психология компьютеризации. Киев: Знание, 1988. -16с.
  130. O.K. Развитие психики и компьютеризация // Теоретические и экспериментальные проблемы психологии в современных условиях. Тез. докл. к 7 съезду о-ва психологов СССР. М., 1989. — С. 99−100.
  131. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.-231с.
  132. Г. М. Возрастная динамика свойств внимания дошкольников и младших школьников: Дис. канд. психол. наук. М.:1994. — 181с.
  133. К. Переработка информации, принятие решения и познавательные процессы / Под ред. А.И. Назарова// Человеческий фактор. М.: Мир, 1991. -Т.1.-С. 206−267.
  134. Ю. О внимании маленьких детей (по Монтесори). Петроград, 1922. -16с.
  135. Л.Н. Развитие внимания взрослых: Дис.. канд. психол. наук. М., 1972. 172с.
  136. О.В. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте / О. В. Халецкая, В. М. Трошин. Новгород, 1995. — 128с.
  137. К.В. Тренинг внимания у детей 5−10 лет// Возможности практической психологии в образовании. М: УЦ Перспектива, 1998. — С. 4956.
  138. Л.Д. Система показателей функционального комфорта в игровой деятельности с компьютером // Компьютерно игровой комплекс в народном образовании: Материалы второго Всесоюз. семинара — М., Сочи, 1990. — С. 1921.
  139. Л.Д. Компьютер для детей: психологические проблемы безопасности/Л. Д. Чайнова, Ю. М Горвиц И Психолог. Журн. — 1994. — № 4. -С. 24−27
  140. Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997. — С. 49−96.
  141. Т.И. О некоторых индивидуальных типологических особенностях внимания у детей старшего дошкольного возраста (проблемы умственного развития и его диагностики) // Материал 7-ой межвуз. конф. Горький, 1971. — С. 90−92.
  142. В.И. Детерминация индивидуальных различий основных свойств внимания: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1987,18с.
  143. В.Д. Способности человека М.- Воронеж, 1997.-286с.
  144. И.А. Исследование роли внимания при приеме и обработке зрительной информации: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1976. -17с.
  145. А. Детская болезнь компьютерного всеобуча // Информатика и образование. 1987. — № 1. — С. 85−92.
  146. С.Г. О формировании у младших школьников умения работать без отвлечений //Вопр. психологии. 1959. — № 2. — С. 11−15.
  147. Л.А. Возможности теста Бурдона в диагностике функциональных дефектов развития. //Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. СПБ., 1995. — С. 99−101.
  148. Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. СПБ., 1997. — 80с.
  149. Baumler G. Auf dem Weg zur operationalen Definition von Aufmerksamkeit //Konzentration und Leistung J. Jansen et al. (Hrsg.). Gottingen: Hogrefe, 1991.- S. 11−26.
  150. Braunschweiger D. Die Lehre von der Aufmerksamkeit in der Psychologie des 18. Jahrhunderts. Leipzig: Herman Haache, 1899. 176s.
  151. Csikszentmihalji M Beyond boredom and anxiety: the experience of play in work and games. San Francisco: Jossey-Bass, 1975.- 23lp.
  152. Deutsch J. A. Attention: some theoretical considerations / J. A. Deutsch, D. Deutsch // Psychological Review. -1963. V. 70, N1. — P. 80−90.
  153. Herdman C.M. Multiple resources in divided attention: a cross-modal test of the independence of hemispheric resources / C.M. Herdman, A. Fridman // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. -1985.- V.11,N 1. -P. 40−49.
  154. G. 1965. Physiological and psychological aspects of selective perception //Lehrmann D.S. & Hinde R.A. (Eds). Advances in animal behavior 1. New York: Akademic Press. P. 155 215.
  155. W.A. & Dark V.J. 1986. Selective attention // Annual Review of Psychology. 37. P 43 75.
  156. Kahneman D. Attention and Effort. Englewood Cliffs. N. — J.: Prentice Hall, 1973. 245 p.
  157. Kahneman D. Changing views of attention and automaticity / D. Kahneman, A. Treisman // Varieties of attention / R. Parasuraman, R. Davies (Eds.). Orlando: Academic Press, 1984. P.29−61.
  158. Neisser U. Cognitive Psychology. N. — Y: Appleton, 1967. — 351 p.
  159. Rubin E. Visuell wahrgenommene Figuren. Berlin: Verlagsdruckerei Berlin, 1989. 124p.
  160. Smith M. O. History of the motor threories of attention // Journal of General Psychology, 1969. V. 80. Sec. Half. — P. 243−257.
  161. Stevens S.S. Handbook of Experimental Psychology. New York: Wiley, 1951. -P. 44 -49.
  162. Treisman A. M. Strategies and models of selective attention // Psychological Review. 1969. V. 76, N 3. — P. 282−299.
Заполнить форму текущей работой