Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности личности женщин-сотрудников органов внутренних дел МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оценка индивидуально-психологических особенностей женщин-сотрудников ОВД с помощью комплекса стандартизованных психодиагностических методик позволила оценить информативность и прогностическую валидность тестов «16 факторный личностный опросник Кетелла», многофакторный личностный опросник MJIO, «SACS», «Якоря карьеры», «Ценностные ориентации М. Рокича», «Социальный интеллект Дж. Гилфорда и М… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ПРОБЛЕМ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. История развития и концептуальные основы тендерных исследований, современные направления их развития
    • 1. 2. Психологические особенности женщин как субъекта профессиональной деятельности
    • 1. 3. Психологические особенности служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД
    • 1. 4. Резюме по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕМ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Общая характеристика выборки
    • 2. 2. Методические особенности оценки успешности служебной деятельности сотрудников ОВД
    • 2. 3. Характеристика использованных психодиагностических методик
    • 2. 4. Статистическая обработка результатов исследования
    • 2. 5. Резюме по второй главе
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН-СОТРУДНИКОВ ОВД
    • 3. 1. Профессиональная направленность женщин-сотрудников ОВД
    • 3. 2. Анализ психологических особенностей личности женщин-сотрудников ОВД с различной успешностью служебной деятельности (на основе сравнительного анализа)
      • 3. 2. 1. Результаты исследования с помощью методики оценки ценностных ориентаций М. Рокича
      • 3. 2. 2. Результаты исследования с помощью методики изучения карьерных ориентаций «Якоря карьеры»
      • 3. 2. 3. Результаты исследования с помощью 16-ти факторного личностного опросника Кеттелла
      • 3. 2. 4. Результаты исследования с помощью методики МЛО «Адаптивность»
      • 3. 2. 5. Результаты исследования с помощью методики изучения копинг-поведения
      • 3. 2. 6. Результаты исследования с помощью методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена
    • 3. 3. Психологические особенности личности женщин-сотрудников ОВД и успешность их служебной деятельности (результаты корреляционного анализа)
    • 3. 4. Факторная модель успешности служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД
    • 3. 5. Резюме по главе

Психологические особенности личности женщин-сотрудников органов внутренних дел МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из важных направлений кадровой политики в органах внутренних дел (ОВД) МВД России является повышение уровня профессионализма сотрудников ОВД [151]. Наряду с профессиональной подготовленностью важным компонентом профессионализма сотрудников ОВД являются их психологические качества личности, обеспечивающие успешность служебно-профессиональной деятельности [12, 150].

В Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск, в нормативных документах МВД России, обращениях министра внутренних дел значительное внимание уделяется улучшению кадрового состава ОВД, повышению профессионализма и психологических качеств личности.

Резкое снижение социальной защищенности сотрудников ОВД привело к падению престижа службы, и, как следствие, значительно снизилось общее число желающих поступать на службу в ОВД, особенно мужчин. Возникли серьезные проблемы с комплектованием кадров в ОВД и появились предпосылки для поступления значительно большего, по сравнению с прошлыми годами, количества женщин на службу в ОВД.

В настоящее время в ОВД служит более 150 тысяч женщин-сотрудников, что составляет более 15% от всего личного состава. Этот процент неуклонно растет. По данным ДКО МВД России процент женщин — сотрудников, проходящих службу в ОВД, вырос с 1998 года с 10,9% до 15,1% в 2003 году и продолжает расти.

Но, несмотря на возрастающую роль женщин в комплектовании ОВД, научные исследования, посвященные изучению профессиональной направленности, ценностных и карьерных ориентаций, стратегий копинг-поведения, психологических особенностей личности женщин-сотрудников ОВД в связи с успешностью их служебно-профессиональной деятельности, практически не проводились.

На современном этапе развития психологической науки, приоритетными являются исследования в области тендерной психологии. Результаты исследования психологических особенностей личности женщин-сотрудников ОВД МВД России могут стать ценным материалом для дальнейшего развития тендерной и юридической психологии.

Это обусловило выбор цели настоящего исследования.

Цель исследования — выявить психологические особенности личности женщин-сотрудников ОВД и оценить их взаимосвязь с успешностью служебно-профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

• изучить особенности профессиональной направленности женщин-сотрудников ОВД в связи с успешностью их служебной деятельности и стажем работы;

• оценить ценностные и карьерные ориентации женщин-сотрудников ОВД с различной успешностью служебной деятельности;

• выявить особенности копинг-поведения, социального интеллекта у женщин-сотрудников ОВД и оценить их взаимосвязь с успешностью служебной деятельности;

• обосновать рекомендации по совершенствованию профессионального психологического отбора женщин на службу в ОВД и психологическому сопровождению их служебной деятельности.

Объект исследования: женщины-сотрудники ОВД МВД России в возрасте от 20 до 44 лет.

Предмет исследования — психологические особенности личности женщин-сотрудников ОВД МВД России во взаимосвязи с успешностью их служебной деятельности.

Гипотеза исследования. В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что успешность служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД МВД России связана и определяется их психологическими особенностями личности, которые проявляются в особенностях структуры и уровнях выраженности их профессиональной направленности, ценностных и карьерных ориентациях, коммуникативных способностях, особенностях социального интеллекта и тревожности.

Методологическая основа исследования. Общенаучную методологию диссертационного исследования определили диалектические идеи о взаимосвязи развития теории и практики, системный подход к изучению личности женщин-сотрудников ОВД. Научная методология данного исследования включает базовые положения психологической теории личности [Анавньев Б.Г.], теории деятельности [Леонтьев А.Н.], дифференциальной психологии [Ильин И.С.], тендерной психологии [Бендас Т.В., Кле-цина И.С.], дифференциальной психодиагностики [Гуревич K.M., Платонов К. К., Марищук В.Л.], юридической психологии [Васильев В.Л.], а также требования к психологической сфере личности сотрудника ОВД [Марьин М.И.].

Кроме того, методологическую и теоретическую основу исследования составили:

• нормативные акты, регламентирующие деятельность сотрудников ОВД МВД России;

• современные подходы и направления в области психологического изучения деятельности сотрудников ОВД [Безносов С.П., Марьин М. И., Шаранов Ю. А., Шестаков А.Г.];

• принципы и теоретические основы организации психологической работы в ОВД [Марьин М.И., Рыбников В.Ю.].

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечена теоретическим анализом заявленной проблемы, четким определением предметной области, целей и задач исследования, применением разнообразных эмпирических методов, методов математического анализа и моделирования, широкой базой исследования, включая результаты психологического обследования 260 сотрудников ОВД, среди которых 126 — женщины-сотрудники ОВД.

Основные научные положения, выносимые на защиту.

1. В современных сложных социально-экономических и демографических условиях в стране, когда значительно снизилось общее число желающих поступать на службу в ОВД МВД России, женщины, с присущей им высокой профессиональной направленностью и индивидуально-психологическими особенностями личности представляют важный резерв качественного наполнения кадрового потенциала ОВД.

2. Ведущими психологическими особенностями личности женщин-сотрудников ОВД являются высокий уровень мотивации к службе, профессиональная направленность, ценностные и карьерные ориентации, активные и социально-ориентированные стратегии копинг-поведения, социальный интеллект, эмпатия. 3. Психологические особенности личности (профессиональная направленность, коммуникативная компетентность, высокий уровень саморегуляции, социальный интеллект в сочетании с эмпатическими способностями, способность к логическому обобщению, тревожность) детерминируют успешность служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД МВД России.

Научная новизна работы. Впервые поставлен вопрос об изучении психологических особенностей личности женщин-сотрудников ОВД в связи с успешностью их служебной деятельности.

Впервые с помощью стандартизированных психодиагностических тестов выявлены психологические особенности женщин-сотрудников ОВД: высокий уровень мотивации, профессиональной направленности, ценностные и карьерные ориентации, стратеги копинг-поведения и социальный интеллект.

Установлены психологические особенности личности женщин-сотрудников ОВД с различным уровнем успешности служебно-профессиональной деятельности.

Обоснован комплекс, информативных психодиагностических методик, для оценки психологических особенностей личности женщин-сотрудников ОВД с, различной успешностью профессионально-служебной деятельности.

Практическая значимость работы.

Проведен подбор и апробация комплекса психодиагностических методик, необходимых для исследования психологических особенностей личности женщин-сотрудников ОВД в связи с успешностью их служебной деятельности. Обоснованы рекомендации по совершенствованию системы профессионального психологического отбора женщин-сотрудников ОВД на службу и психологическому сопровождению их служебной деятельности, которые могут быть использованы в практической работе психологами центров психологической диагностики, психологами и руководителями подразделений ОВД МВД России.

Апробация и внедрение результатов работы. Результаты исследования апробированы на международных научно — практических конференциях «Социально-правовые и психологические основы деятельности органов внутренних дел: проблемы теории и практики» (Санкт-Петербург, 2002), «Превенция и реабилитация в психологии, медицине и педагогике (Санкт-Петербург, 2003), «Медико-психологическая реабилитация сотрудников ОВД и военнослужащих ВВ МВД России: современное состояние и перспективы развития» (Санкт-Петербург, 2004) и «Медико-психологическая реабилитация: теория, практика, технологии и перспективы» (Санкт-Петербург, 2005), «Психологические основы деятельности органов внутренних дел: проблемы теории и практики» (Омск, 2005).

Основные положения исследования используются в учебном процессе кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета.

МВД России при подготовке психологов для органов внутренних дел МВД России, а также в практической деятельности отдела психологического обеспечения Санкт-Петербургского университета МВД России.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложения. Содержание работы изложено на 179 страницах машинописного текста в компьютерном наборе и сопровождается 11 рисунками и 20 таблицами.

Выводы.

1. Основная часть женщин-сотрудников ОВД имеет достаточно высокую и устойчивую профессиональную направленность. При этом у женщин-сотрудников ОВД в сравнении с мужчинами-сотрудниками ОВД существенно выше процент лиц с высоким и средним уровнем профессиональной направленности. Между профессиональной направленностью и успешностью служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД существует тесная связь, которая определяется профессиональным стажем.

2. Оценка индивидуально-психологических особенностей женщин-сотрудников ОВД с помощью комплекса стандартизованных психодиагностических методик позволила оценить информативность и прогностическую валидность тестов «16 факторный личностный опросник Кетелла», многофакторный личностный опросник MJIO, «SACS», «Якоря карьеры», «Ценностные ориентации М. Рокича», «Социальный интеллект Дж. Гилфорда и М. Салливена» и выявить индивидуально-психологические особенности личности женщин-сотрудников ОВД, обеспечивающих успешность их служебной деятельности.

3. В структуре ценностных ориентаций женщин-сотрудников ОВД (по данным теста М. Рокича) доминируют ценности витального порядка: любовь, счастливая семейная жизнь (33% опрошенных), здоровье (28% опрошенных), ценности профессиональной самореализации и эстетические ценности менее выражены (23%), а ценности личностной самоактуализации в ряду предпочтений отсутствуют вообще.

4. Структура ценностных ориентаций женщин-сотрудников ОВД с различной успешностью профессиональной деятельности имеет выраженные различия. У женщин-сотрудников ОВД с высокой успешностью деятельности доминируют экзистенциональные ценности (широта знаний и общая высокая культура (16% опрошенных)). У женщин-сотрудников ОВД с низкой успешностью превалируют: материальна обеспеченность, физическое и психическое здоровье и интересная работа (33%). Они чаще отвергают экзистенциональные ценности.

5. Ведущие карьерные ориентации для женщин-сотрудников ОВД по данным теста «Якоря карьеры», включают: ориентацию на «стремление к стабильности места работы» (1-е место), «служение» (2-е место), как проявление значимости широких социальных мотивов и «интеграцию стилей жизни» (3-е место). Низкую значимость в структуре карьерных ориентаций женщин-сотрудников ОВД имеют «предпринимательство», «профессиональная компетентность» и «менеджмент» (Р < 0,05).

6. Структура и уровни выраженности карьерных ориентаций у женщин-сотрудников ОВД с разной успешностью служебной деятельности различаются. Высокоуспешные женщины-сотрудники ОВД статистически достоверно больше ориентированы на «стабильность места работы», «служение», «интеграцию стилей жизни» и «профессиональную компетентность», низкоуспешные — на «стабильность места работы», «служение», «интеграцию стилей жизни» и «вызов».

7. По данным 16 факторного личностного опросника Кеттелла психологические особенности женщин-сотрудников ОВД характеризуются высокой готовностью к сотрудничеству, активностью в установлении контактов с людьми, склонностью к добродушию, эмоциональному выражению. Они легко приспособляемы, щедры в личных отношениях, не боятся критики, хорошо запоминают события, имеют более высокий уровень самооценки фактор MD (Р < 0,05), фактор I — «жесткости — мягкости» (Р < 0,05) в сравнении с мужчинами-сотрудниками ОВД. У высокоуспешных женщины-статистически достоверно выше тревожность (фактор О).

8. По данным теста MJIO «Адаптивность» высокоуспешные женщины-сотрудники ОВД имеют более высокий уровень поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости, высокую адекватную самооценку и адекватное восприятие действительности. Низкоуспешные женщины-сотрудники ОВД демонстрируют более высокие адаптивные и коммуникативные способности, однако различия не достигают статистической достоверности.

9. Результаты оценки особенностей копинг поведеия, но данным теста «SACS» показали, что женщины-сотрудники ОВД для преодаления стресса используют активную (ассертивные действия), просоциальную (вступление в социальный контакт, и поиск социальной поддержки) и непрямую (манипулятивные действия). Высокоуспешные в служебной деятельности женщины-сотрудники ОВД достоверно чаще используют просоциальную стратегию копинг поведения — «поиск социальной поддержки» (Р < 0,01) и «вступление в социальный контакт». У низкоуспешных женщин-сотрудников ОВД чаще привалируют непрямые (манипулятивные действия) и пассивные (избегание) стратегии копингповедения (Р < 0,05).

10. По данным методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, у женщин-сотрудников ОВД установлен ряд особенностей социального интеллекта, среди которых доминируют установка на прогноз последствий поведения людей, на понимание вербальной и невербальной экспрессии человека и установка на «схватывание» структуры и логики развития межличностных коммуникаций.

11. Факторная модель психологических показателей успешности служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД включает: коммуникативную компетентность (18,2% дисперсии), направленную на успешное выполнение служебных обязанностейинтеллектуальную активность, осмысленное отношение к жизни (10,1% дисперсии) — эмпатию, чуткое отношение к людям (9% дисперсии) — высокий уровень самоконтроля (9,1% дисперсии) и фактор тревожности (8% дисперсии).

Практические рекомендации.

Для повышения эффективности психологического обеспечения профессиональной деятельности женщин-сотрудников ОВД целесообразно реализовать следующие научно-обоснованные в данной диссертационной работе рекомендации:

1. Центрам психологической диагностики, при профессиональном психологическом отборе женщин на службу в ОВД МВД России, использовать комплекс психодиагностических методик: «Профессиональные мотивы», «Ценностные ориентации» М. Рокича, 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла, «Якоря карьеры», MJIO «Адаптивность», «SACS» и «Социальный интеллект» Гилфорда и Салливена, а также диагностический алгоритм (регрессионную модель) прогноза уровня успешности слу-жебно-профессиональной деятельности женщин-сотрудников ОВД.

2. Практическим психологам ОВД МВД России использовать полученные в результате исследования выводы при проведении мероприятий индивидуального психологического сопровождения учебной и служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД МВД России с целью повышения уровня успешности их служебно-профессиональной деятельности.

3. Образовательным учреждениям МВД России включить в процесс преподавания курсантам и слушателям юридической психологии тендерный аспект, указывая на психологические особенности личности женщин-сотрудников ОВД в связи с успешностью их служебно-профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД экстремальных ситуациях. — М., МВД СССР, 1988, -47 с.
  2. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Ленинградский университет, 1969.
  3. .Г. и Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. Просвещение, 1964.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  5. Ананьев Б. Г. Комплексное исследование человека и психическая психодиагностика. Вопросы психологии, 1968, № 6.
  6. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т.- М., 1980.
  7. А. Психологическое тестирование. М., 1982, т.2. -293 с.
  8. Г. М. Принцип деятельности в построении системы социально-психологического знания.//Вестник МГУ. Психология, 1980, № 4, с. 3−14.
  9. Л.В. Женщина в России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь.//Рос. общ. научн. доклады, Вып. № 34, М., 1996, -204с.
  10. В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека. Автореферат дисс. .канд. психол. Л.: Наука, 1981, С. 52−53.
  11. В.А. Социально-психологические аспекты перестройки управления в органах внутренних дел. М., 1989.
  12. С.П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004, -271 с.
  13. В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии. //Психол. журн. 1981.- Т 2., N 1, С. 45−55.
  14. T.B. Тендерная психология. СПб.: Питер, 2005, С. 10−33.
  15. Т.В. Тендерная психология лидерства. Ориенбург, 2000.
  16. БехтеревВ.М. Избранные произведения. -М.: Медгиз, 1954, -528с.
  17. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Медицина, 1974, -151 с.
  18. П.П. Память и мышление. М., 1935, — 214 с.
  19. В.П., Боровиков И.П. STATISTIKA Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. — M., 1997.
  20. A.B. О взаимосвязи природного и социального в психическом развитии человека. В кн.: Проблемы генетической психофизиологии. — М., 1978, С. 11−21.
  21. A.B. О развитии В.В. Давыдовым своей теории психического развития. Вопросы психологии. — М., 1988,№ 5, С29−37.
  22. А.И. с соавт. Психофизиологический профессиональный отбор водителей автомобилей. Гигиена труда и профессиональные заболевания, 1981,№ 4, — 16 с.
  23. B.JI. О формировании психологической культуры правоведа. //Вестник Балтийской педагогической академии. Вып. 29, 2000.
  24. B.JI. Юридическая психология. 3-е изд. СПб., 2000, -624 с.
  25. B.JI. психологические основы организации труда следователя. -Волгоград, 1976, -211 с.
  26. Т.В., Семенова В. В. Сравнительные исследования познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов. //Вопросы пс. ж. № 2, 1993.
  27. Дж. Правда о женщинах (14 мифов, сочиненных мужчинами). СПб: Питер Пресс. — (Серия «Сам себе психолог»), 1996, -256с.
  28. Н.Е., Старченкова Е. С. Стратегии и модели преодолевающего поведения. // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001.- С.311−322.
  29. A.A. Психологическая подготовка сотрудников ОВД и ее практическое значение в повышении их профессионального мастерства. -М., 1986, -79 с.
  30. Вопросы профессиоведения. /Всесоюзный научно-исследовательский институт профессионально-технического образования. М.: Высшая школа, 1982, -62 с.
  31. Л.С. Собр. Соч. Т.4. — М., 1984.
  32. В.А., Головей Л. А. Отношения между потенциями и тенденциями в структуре индивидуальности. В кн.: Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология //Межвузовский сб. Вып. 11, — Л.: Изд-во ЛГУ, 1982, С. 3−7.
  33. А.К. Как надо работать. /Практическое введение в науку организации труда. 2 издание. М.: Экономика, 1972, -478с.
  34. С.Г., Коган В. М., Шпигель Ю. Н., Шпильрейн И. Н. Руководство по психотехническому отбору. Ред. Шпильрейн И. Н., М.-Л.: Гос. изд-во, 1929, -376с.
  35. С.Г. Строение и жизнь человеческого тела. -М: Госкультпросвет, 1955, -63с.
  36. С.Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции.-М. :Медгиз, 1958,-148с.
  37. В. Г. Психология женщины-профессионала. Дисс. докт. псих, наук. СПб.: СпбГУ, 2000, -22с.
  38. А. Методика М. Рокича для выявления ценностных ориента-ций. //Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979, С. 208−209.
  39. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970, -271 с.
  40. K.M. Тесты интеллекта в психологии //Вопр. психологии.-1980, — № 2, С. 53−64.
  41. .И. Эмоциональные типы, типичность и гармоничное развитие личности. //Вопросы психологии.- 1978, — Т 3, С. 21−31.
  42. Женщины в годы ВОВ /ВОВ 1941−45гг. Справочник. -М.: Политиздат, 1985,-169 с.
  43. Женщины в науке: Реф. Сб. /Под ред. Кулькиной.- М., 1989.
  44. Женщины-управляющие в разных странах./Женщина и бизнес, РАНИНОПОИ, 1993, С. 19−24.
  45. Е.К. Социально-психологическая адаптация женщины в современных условиях (профессионально-личностный аспект). Дисс. докт. псих, наук.-19.00.05, — СПб, 1998, -294с.
  46. Записки кавалерист-девицы. М., 1962.
  47. Н.И. Женский вопрос- точка зрения и подходы к половому осмыслению. Сб. статей М. .-Академия общественных наук, 1980, -185с.
  48. Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. Екатеринбург, 1999, -279 с.
  49. П.И. Непроизвольное запоминание. М.: изд. АПН РСФСР, 1961.
  50. Е.М. Технология психологической оценки профессионала. //Вопросы психологии. 1991, № 4, С. 35−42.
  51. Н.Ф., Волкова З. А. Научные основы неблагоприятного влияния производственных факторов на женский организм. //Тез. докладов «56 сессия общего собрания АМП СССР», 1987.
  52. Е.П. Дифференциальная психология мужчин и женщин. СПб.: Питер, 2003.
  53. Е.П. О методических подходах изучения взаимосвязи свойств нервной системы с особенностями поведения и эффективностью деятельности человека. //Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 1976, С. 42−59.
  54. М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1987, -541с.
  55. В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.
  56. И.Е. /Уч-методич. материалы по курсу «Социальный пол: экономическое и демографическое поведение/ к.э.н. Калабахина И. Е., МГУ им. М.Ломоносова, центр по изуч. проблем народонаселения, -М.: Диалог МГУ, 1998, -74с.
  57. И.Е. Размышления о социокультурных барьерах. Тендерный анализ экономических, демографических проблем населения. Автореф. канд. экон. н. М., 1994, -24с.
  58. А.Н. Социально-психологическая диагностика профессиональных качеств личности: Автореф. канд. дис. Л., 1985.
  59. К.Х. Ночное зрение «Как лучше видеть в темноте. 2 доп. изд. -М.: Советская Наука, 1946, -127с.
  60. К.Х. Гигиена умственного труда. Научно-попул. очерк. М.: Медгиз, 1948, -104с.
  61. В.Р. Совершенствование коммуникативной компетентности сотрудников ОВД в системе повышения квалификации. //Диссертация кандидата педагогических наук. СПб., 1998.
  62. А.И., Хорошев Г. И. Социально-психологический анализ взаимосвязей удовлетворенности работой и стабильности трудовых коллективов. //Психология управления. М., 1982, С. 140−159.
  63. А.И. Экономическая психология. М.: Экономика, 1987.
  64. И.С. Тендерная социализация. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
  65. И.С. Практикум по тендерной психологии. СПб.: Питер, 2003.
  66. И.С. Психология тендерных отношений. Теория и практика. -СПб.: Алетейя, 2004.
  67. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. ¦¦ Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 1969, -278 с.
  68. Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии. //Вопросы психологии, 1984, № 4, С. 12−28.
  69. Е.П. Профессионально-важные условия деятельности и основные требования к личности милиционера. М., 1987, -114 с.
  70. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т.2: Способности. — Л., 1960, -264 с.
  71. А.Г. Психология личности. М., 1970, -391 с.
  72. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988, -191 с.
  73. Л.М. Методы изучения и оценки персонала органов внутренних дел. М.: Академия МВД России, 1993.
  74. Я.Л., Мелтсас М. Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников. //Вып.пс., 1985,№ 2, С. 165−171.
  75. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. //Соотношение биологического и социального. М., 1975.
  76. Кон И. С. Психология половых различий. //Вопросы психологии № 2, 1981.
  77. Кон И. С. Некоторые особенности психосексуального развития. В кн.: В мире подростка. /Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Медицина, 1982, С. 228 236.
  78. Кон И.С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. В кн.: В мире подростка. /Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Медицина, 1982, С. 16−28.
  79. Кон И. С. Ребенок и общество. М, 1988.
  80. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989, -255 с.
  81. С.А. Физиологические основы производственного обучения.-М.: Высшая школа, 1975, -264 с.
  82. A.A., Реан A.A. Психология формирования личности профессионала. -Псих.ж., 1995 Т14, № 4, С.146−147.
  83. Р.Х. Психологические основы профессиональной деятельности военнослужащих женщин. //Диссертация кандидата психологических наук.-СПб., 2001.
  84. .В. Основы профессиональной психодиагностики. JL: Медицина, 1984, -216 с.
  85. Н.И. Женщины в общественном производстве при социализме. М.:Финансы и статистика, 1983, С. 14, 47.
  86. Леевик Г. Е Руководство по методике изучения ценностных ориентации-Л., 1990.
  87. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971, -279 с.
  88. А.Н. О формировании способностей. //Вопр. психологии.-1960, — № 1, С. 7−20.
  89. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Курс лекций. М., 1971, -39 с.
  90. А.Н. Деятельность и личность. //Вопр. философии. 1974, № 4, С. 87−97.
  91. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1975, -304 с.
  92. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981, -574 с.
  93. Д.А. Самореализация и сущностные силы человека. //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред.Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 1997, С. 156−171.
  94. .М., Плавинская С. И., Ильина Г. Н. Возраст и функция ССС человека. Л.: Наука, 1988, -91с.
  95. Личность и труд. /Под ред. К. К. Платонова. М.: Мысль, 1965, -365с.
  96. .Ф. О системном подходе в психологии. //Вопр. психологии. -1975, № 2, С. 31−45.
  97. .Ф. Соотношение социального и биологического как методологическая проблема психологии. // Вопр. философии. 1976, — № 4, С. 89−95.
  98. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984, -444 с.
  99. .Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека. // Психол. журн. 1985, — Т.6, № 6, С. 8−28.
  100. Дж. Пол как социальная категория. //Альманах «THESIS», 1994, -Вып.6.
  101. И. И. Старовойтова Г. В. Исследование родительских полоро-левых установок в различных этнокультурных средах. //Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.
  102. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963,-Т.1, -479 с.
  103. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973, -376 с.
  104. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. -Петрозаводск, 1992.
  105. Д. Социальная психология. СПб, 1997.
  106. JI.В. Социально-психологическая диагностика личности. -Л., 1988.
  107. А.Г. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» /Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации: Методические рекомендации. М., 1994, С. 164−174.
  108. А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис. .д-ра психол. наук.-СПб., 1996, -37 с.
  109. В.Л. Педагогические основы изучения личности военнослужащего, проблемы профотбора и профориентации. Л.: ВДКИФК, 1977, -30 с.
  110. В.Л. Критерии профессиональной пригодности в профотборе. В кн.: Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. — Л.: ЛГУ, 1974.
  111. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дис. д-ра психол. наук. СПб., 1983, -32с.
  112. А.К. Психология профессионализма. М., 1996, -308с.
  113. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособие для слушателей ИПК. М.: Просвещение, 1985, -319 с.
  114. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971 -120 с.
  115. B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности. В кн.: Психология формирования и развития личности. -М., 1981, С. 87−105.
  116. В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности.- Ульяновск, 1997.
  117. Мир профессий: Человек техника. / Сост. Р. Д. Каверина. — М.: Молодая гвардия, 1988, -335 с.
  118. B.C. Женщины в солдатских шинелях. М.:Воен. издат, 1971.
  119. А.К., Петров К. А. Психическая саморегуляция.- Киев: Здоровья, 1995. -238с.
  120. Наследов А.Д. SPSS Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005.
  121. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004.
  122. В.Д. Кортико-ретикулярные отношения и их место в структуре свойств НС. «Вопросы психологии». ~№ 1, 1964.
  123. В.Д. Основные свойства НС человека. М.:Просвещение, 1966.
  124. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. -336 с.
  125. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. — СПб: Изд-во СПбГУ, 1996, -174с.
  126. Г. С. Самоконтроль человека. Л., 1989.
  127. В.А. психология деятельности сотрудника ОВД, Горький, 1981.
  128. Основы общей и прикладной акмеологии. // Уч. пособие: РАГС, 1995.
  129. Основы управления в ОВД. /Учебн. пособие. Под редакцией Сальникова В. П. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
  130. Отбор персонала Хайц Шулер. М.: Изд. РАН иностр. псих., 1994, т2, № 1(3), -35 с.
  131. И.П. Полное собрание сочинений. М., 1949.
  132. В.Н., Чугунова Э. С. Групповая оценка личности. //Методы социальной психологии. /Под ред. Кузьмина Е. С., Семенова В. Е. Л., 1977.
  133. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1981, -351 с.
  134. Перечень родственных по составу требований к человеку гражданских профессий и должностей в соответствии с общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (OK 016−94). М.: Минтруда России, 1995.
  135. A.B. О психологии личности. М.: Знание, 1971, -64 с.
  136. В.В. ММЖ -№ 4, 2000.
  137. К.К. Психологическая структура личности. /Личность при социализме.- М., 1968, -254 с.
  138. К.К. Проблемы способностей. М., 1972, -312 с.
  139. К.К. Система психологии и теории отражения. М.: Наука, 1982, -309 с.
  140. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986,-255с.
  141. К.К. Психология развивающейся личности М., 1987.
  142. Г. П. Женщина в естествознании и народоведении. СПб, 1898.
  143. Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин. // Вопр. псих., 1996, N2, С.31−41.
  144. П.И. Женские исследования в России. //Тендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996.
  145. Проблемы дифференциальной психологии. (Отв. член-корр, АПН СССР В.Д.Небылицын). М.: Педагогика, 1972 ,-т.7.
  146. Проблемы формирования профпригодности специалистов/ Под ред. Ю. М. Забродина.- М.: Экономика, 1985, -256 с.
  147. Профессиональный отбор корабельных специалистов по психофизиологическим и психологическим показателям. /Методическое пособие. М.: Воениздат, 1973.
  148. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел. /Методическое пособие. М., 2004.
  149. М.В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. //Диссертация кандидата психологических наук. СПб., 2001.
  150. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел. /Методическое пособие. М., 2003.
  151. Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997.
  152. Психология обеспечения профессиональной деятельности. /Никифоров Г. С, Дмитриева М. А., Корнеева Л. И. и др. Под ред. Никифорова Г. С. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991, -152с.
  153. Психофизиология труда: Сб.статей. /Под ред. Кекчеева К. Х., Рабиновича В. И. М. — Л.: Гос. изд-во, 1925, сб. 1 -232с., сб.2 -196с.
  154. O.A. Социальная трансформация . М., 1996.
  155. Н.П. Исследование эмоционально-волевой устойчивости в условиях значимой деятельности. //Психол.журн.- 1981, T.2.N 5, С.92−99.
  156. А. Системный подход в психологии. //Психол. журн.-1994, — Т.15,№ 3,С. 3−16.
  157. A.A. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией. //Вопросы психологии, 1988, № 1.
  158. И.И. Философские основы теории индивидуальности. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1973, -175 с.
  159. Т.Л. Особенности общения мальчиков и девочек. Анализ теории полоролевой социализации в детском саду. //Вопросы пс.ж., 1987 № 7.
  160. М.М. Профессиональный отбор в системе образования, промышленности и армии США (краткий исторический обзор). //Психологический журнал.-№ 3, 1987, С. 145−153.
  161. JT.A. Тренинг педагогической наблюдательности. //Вопр.пс., 1988, N3, С.86−92.
  162. И.И. Мозг и психика (матер, лекций). Новосибирск, 1951.
  163. А.Н. Стимулирование деятельности работника милиции. //Учебное пособие. М.: Академия управления МВД России, 1991.
  164. C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории. В кн.: Проблемы общей психологии. — М., 1976, С. 219 234.
  165. C.JI. Основы общей психологии, в 2-х т.- М.: Педагогика, 1989,-Т. 1,11.
  166. Л.Л. Жизненные ценности женщин. //Социс, 1997. N10, С.26−30.
  167. Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. СПБ.: Питер, 2004, -20 с.
  168. М.В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере. Дисс. к. пс. н. 19.00.05, 1999, -253 с.
  169. И.М. Избранные произведения (Примеч. С.Г.Геллерштейна). М.:АМН СССР, 1952, — Т 1, -772 с.
  170. H.H. Профессионально-психологическая подготовленность сотрудников ОВД: Сущность, критерии оценки, формирование. СПб.: СПб унив. МВД России, 1998, -128 с.
  171. Г. Г. Эволюция духовных ценностей россиян в новой социокультурной ситуации. //Социс N10, 1995, С. 88−95.
  172. В.Е. Проявление способностей в юношеском возрасте: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1980, С. 100−106.
  173. JI.H. Введение в психологию индивидуальности. М.: Институт прикладной психологии, 1997.
  174. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л: ЛГУ, 1988.
  175. Д. Ты меня не понимаешь! Почему мужчины и женщиныне понимают. М.: ВЕЧЕ*ПЕРСЕЙ*АСТ, 1996.
  176. Теория и история феминизма.//Уч. пос. Харьков, 1990.
  177. .М. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985, Т.2, -261 с.
  178. P.A. Правовое обеспечение охраны здоровья населения. -Изд-во: «ЭБГ-Контур», 1998.
  179. А.Н. Управление карьерой в организациях. //Псих, управление. Уч. пос. /Под ред.A.B.Федотова. ЛГТУ, 1991, С.49−62.
  180. Е.В. Психофизиология профессиональной деятельности: Словарь.- СПб., 1996, -320 с.
  181. Д.Н. Психологические исследования. Наука, 1966.
  182. Ю.А. Разработка психологических проблем профессиональной ориентации в США. /Вопр.псих., 1971, N1.
  183. Управление персоналом организации: Уч-к //Под ред. А. Я. Кибанова. -М: ИНФРА-М, 1997, -511с.
  184. .Ц. Увеличение продолжительности жизни в СССР. В сб.: Социальные исследования. Наука, 1965, -151с.
  185. .Ц. Этюд о возрасте. -Неделя, 1966, № 40. Б.О., 1970.
  186. A.A. Парабиоз и доминанта. //Собр. соч. Л.:ЛГУ, 1950,-Т 1, С. 232−292.
  187. A.A. Доминанта как фактор поведения. //Собр. соч.-Л.: ЛГУ, 1950.-Т 1, С. 293−315.
  188. Л.В. Социально-психологические особенности личности инженера. Автореф. дисс. канд. псих. наук. Л., 1980, С. 14−17.
  189. З.Г. Удлинение жизни и деятельная старость. Из-во АН МСССР, 1949.
  190. Н.В. Тендер в психологии:история, подходы. Проблемы. //Вестник С-Пб ун-та, 1998.-Сер.6, Вып.2, С. 73−84.
  191. А., Зиглер Д. Психология личности (Основные положения и примечания и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997, -608 с.
  192. В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. -СПб.: Речь, 2003.
  193. Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемы творческой активности. //Психол. ж., 1985, № 4, С. 73−86.
  194. Э.С. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера. //Под ред. Чугуновой Э. С. Л.: Ленинградский университет, 1991.
  195. В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей. // Вопр. Психологии. 1986, № 3, С. 69−89.
  196. Ю.А. Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел. — СПб., 1998, -380 с.
  197. В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность». II Психол. журн. 1983.- Т.4, № 5, С. 3−10.
  198. В.Д. О структуре познавательных способностей. // Психол. журн. 1985, — Т.6, № 3, С. 38−46.
  199. М.В. Статус женщины-полицейского: история и современность. /Учебное пособие. -М., 2002.
  200. Л.И. Карьера женщины: ее смысл и значение.// Соц. феми-нология. Самара: из-во «Самарский ун-т», 1997, С.49−58.
  201. Л.И. Социальный портрет молодой россиянки: некоторые штрихи. //Человек и общество: тенденция социальных изменений. Матер. межд. Конгресса 24−26 сентября 1997 г., Вып.1 СПб.: Изд-во СПб, 1997, С. 381−383.
  202. А.Г. Методы психологического воздействия на подчиненных в органах внутренних дел. СПб.: СПб ВШ МВД России, 1994.
  203. А.Г. Психологические методики изучения личности и коллектива в войсках и органах МВД СССР. Л., 1989, ч. 1 и 2.
  204. М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: Проблемы и подходы. // Психол. журн.- Т. 16, № 2., 1995, С. 103−113.
  205. .О. Влияние дополнительного «мертвого» пространства на дыхательную функцию человека в покое и при мышечной работе. /Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1971.
  206. Abarca Н. Problems rolated with the employment of female personnel in the Aie Forces/ XXIV Int. Congress Milit. Med.Pharm.-Athens.-Greece.-April, 25−30.-1982.-P.27−29.
  207. Adler N. Women in managemend world wide/International study of man-agemend and organization. Armouk, 1986/87,N3−4,P.3−32.
  208. Ahmaavara G.Y. On the unified factor theory of mind / Ann. Finish, a cad. sci.- Helsinki, 1957, — Ser.B.- P. 106.
  209. Antal A., Krebshech-Gnath C. Womens in management unused resources in Federel Republuc of Germany/ International study of managemend and organization. Armouk, 1986/87,N3−4,P. 133−151.
  210. Avellini B.A. et al. Physiological responses of men and women to prolonged dry heat exposure//Aviat Space Environ Med.-1980.-Vol.51,N10.-1081−1085.
  211. Bern S.L.Gender Schema theory and its implications for child development: Raising gender aschematic children in a gender schermatic societs //Signa: Journal of Women in Cultiure and Society., 1983 Vol. 8.,№ 4.
  212. Brody E.B., Brody N. Intelligence. Nature, determinants and consequences.- New York et al.: Acad. Press, 1976.
  213. Deaux K. Sex and gender//Annual Review of Psychology.,-1985,№ 36.
  214. Fabrikant J.I.The Health effects in women exposed to low levels of ionizing radiation. Berkley (USA), 1982.
  215. French J.W. The description of aptitude and achievement test in terms of rotated factors.- Chicago, 1951.
  216. Guilford J.P. The nature of human intelligence.- New York: Mc Graw-Hill, 1967.
  217. Gullen J.F. Resources for defence// Officer.-N2,1986,p. 18−20.
  218. Henane R. Limites phisiologiques aux emplois des personnels feminins dans les foroes aemees. RISSATMA, 1981, T54,N2,p.l03-lll
  219. Huit E. Varieties of cognitive power.- In: The nature of intelligence / Ed. L.B. Resnick.- New York et al., 1976.- P. 237−259.
  220. Jacquet A. Problemes de l’emloipersonnel feminiin dans les forces Ar-mees// XXIV Int. Congress Milit. Med/ Pharm.-athens.-Greece.-April25−30.-1982.-P.42−51.
  221. JOIN leader’s manual. USAREC PAM 350−3.-U.S.Departament of De-frnce.-Washington.-1983.
  222. Kirstoin L. Female soldiers' social adjustment.Milit.Med., 1978, vol.143,N 10, p.695−697.
  223. Kondoyannis P., Efstathiou P. Injuries of female recruits in the Hellenic Army RISSATMA, 1984, t.57,N3,p.205−297.
  224. Maccoby E.E., Jacklin C.N. The Psychology of Sex Differences.- Stanford, 1974.
  225. Maier M.N., Graftion F.C. Aptitude composits for ASVAB 8, 9 and 10.-U.S. Deparament of the Army.-Washington.-1982.
  226. Maslow A.H. Motivation and Personaliti.- N. Y., 1945.
  227. Mazen A.M. and Lenkan Jeanne P. Personalty profiles of women in traditional and nontraditional occupations// Journal of vacational Behavior,-1980-Vol.37-pp.46−79.
  228. Miles D.S., Wagner J.A., Horvath S.M., Reyurn J.A. Aviat Spase Envi-ronm., 1980, vol.51,N5,p.439−444.
  229. J.G. Половая асимметрия современного общества, 1980.
  230. Neisser U. General, academic and artificial intelligence / Ed. L.B. Res-nick.- New York et al., 1976.- P. 135−144.
  231. Reinker K.A., Ozborne S. A comparison of male and female ortopedic pathology in basic training /Milit.Med., 1979, vol. l44,N8,p.532−536.
  232. Royce J.R. The conceptual framework for a multi-factor theory of individuality.- In: Multivariate analysis and psychological theory / Ed. J.R. Royce.- London- New York, 1973.- P. 305−382.
  233. Symons G. Womens occupational careers in business. Managers and en-terpreneurs in France end Canada/International study of management and organization. Armonk, 1986/87, N3−4.P.61−75.
  234. Steinhoff P., Tanaka K., Symons G. Womens managers in Japan/International study of management and organization. Armonk, 1986/87,N3−4.P. 109−132.
  235. Stern. W. Person und Sache B.D.//Menshliche Persnlichkeit. Berlin/1923
  236. Stern. W. Die Differentielle Psychologie.Berlin. 1911
  237. Stockard, Jomson M. Sex Riles. N-Y., 1997.
  238. Thurstone L.L. The criterion problem in personality rearch // Educ. Psychol. Measmt.- 1955.- Vol.15.- P. 353−361.
  239. Unger R.K. Imperfect reflections of reality: Psychology constructs gender/Making a difference: Psychologya: the construction of gender. New Haven, L.: Yale University Press, 1990.
  240. Werrer V.L. U.S. Women Clamor to Join Armed Forces/ Internet. Herald Tribune, 1975, March 28.
  241. White R.M. The anthropometry of U.S. Army men and women (1946−1977).Human Factors, 1979, vol.21, N4, p.473−482.
  242. Численность женщин, работающих в системе МВД России2002 2003
  243. В целом по МВД, ГУВД, УВД 119 324 134 489
  244. В целом по УВДТ 5779 6914
  245. В целом по образоват. учреждениям 2412 2779
  246. Перечень показателей по методикам исследованияп/п Обозн ачени е си / Краткая характеристика показтелей V1. Опросник Кеттелла:1 МД Самооценка личности
  247. А Замкнутость общительность3 В Интеллект 1
  248. С Эмоциональная неустойчивость эмоциональная устойчивость
  249. Е Подчинённость доминантность
  250. Б Сдержанность экспрессивность7 в Подверженность чувствам нормативность поведения8 Н Робость смелость
  251. I Жёскость чувствительность
  252. Ь Доверчивость подозрительность11 м Практичность развитое воображение
  253. N Прямолинейность дипломатичность
  254. О Уверенность в себе тревожность14 01 Консерватизм радикализм15 02 Конформность нонконформизм16 03 Низкий самоконтроль высокий самоконтроль17 04 Расслабленность фрустрированность
  255. Методика исследования социального интеллекта:
  256. С1 Способность предвидеть последствия поведения
  257. С2 Чувствительность к невербальной экспрессии20 сз Чувствительность к вербальной экпрессии
  258. С4 Способность понимать взаимодействие людей в динамике
  259. КО Уровень развития социального интеллекта
  260. Тест карьерный ориентаций:
  261. I Профессиональная компетентность24 II Менеджмент25 III Автономия26 271У Стабильность27 V Служение28 VI Вызов
  262. VII Интеграция стилей жизни30 VIII Предпринимательствоп/п Обозн ачени е Г 1 Краткая характеристика показтелей
Заполнить форму текущей работой