Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Группа альтернативных теорий и синтетические концепции обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нам представляется целесообразным выделить и некоторые синтетические концепции обучения, в частности концепцию проблемно-деятельностного обучения, разработанную группой педагогов-новаторов под руководством А. В. Барабанщикова. Достоинствами данной концепции являются сохранение и гармоничное сочетание сильных сторон ассоциативно-рефлекторной теории, проблемного обучения и теории поэтапного… Читать ещё >

Группа альтернативных теорий и синтетические концепции обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эта группа представлена многочисленними авторскими школами, концепциями и инновационными подходами, ориентированными на оптимизацию обучения в полисистемном образовании. Примером такого рода теорий могут служить концепции И. С. Якиманской, И. П. Волкова, Г. С. Альтшуллера, И. П. Иванова, Г. К. Селевко, А. Н. Тубельского и др.

Нам представляется целесообразным выделить и некоторые синтетические концепции обучения, в частности концепцию проблемно-деятельностного обучения, разработанную группой педагогов-новаторов под руководством А. В. Барабанщикова. Достоинствами данной концепции являются сохранение и гармоничное сочетание сильных сторон ассоциативно-рефлекторной теории, проблемного обучения и теории поэтапного формирования умственных действий. В содержательном плане проблемно-деятельностная концепция включает два принципа, в соответствии с которыми процесс обучения организуется как совместная деятельность обучающих и обучаемых: 1) принцип активно-деятельностного развития личности обучаемого в процессе обучения; 2) принцип проблемности. Основными требованиями данной концепции обучения выступают:

  • а) изучение явлений в их реальном развитии, широком взаимодействии с другими явлениями;
  • б) обучение на высоком уровне познавательных трудностей, связанных с эмоциональной и эстетической привлекательностью самостоятельного творческого труда;
  • в) проблемные задачи, проблемные ситуации и их решение как средство моделирования учебного процесса;
  • г) развитие диалогических форм учебных занятий.

Концепция контекстного обучения А. А. Вербицкого

Сущность контекста (от лат. contextus — соединение, связь) определяется тем, что предметы и явления даны человеку не сами по себе, а в тех или иных предметных и социальных контекстах. Поэтому, как отмечает А. А. Вербицкий, чтобы получить статус профессионального знания, информация с самого начала должна усваиваться учащимся в контексте его собственного практического действия и поступка. Контекст играет важнейшую смыслообразующую роль во всех процессах психики, сознания и деятельности. Контекстное обучение предполагает личностное включение учащегося в освоение профессиональной деятельности как части человеческой культуры и тем самым не только простое воспроизводство уже известного социального опыта, но и его расширенное воспроизводство, обогащение за счет творческого развития личности будущего специалиста. Согласно А. А. Вербицкому, в русле данной концепции обучения актуальны следующие основные положения:

  • а) принцип педагогического обеспечения личностного включения обучающегося в учебную деятельность;
  • б) принцип ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателя и учащегося, обучающихся между собой);
  • в) принцип педагогически обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических технологий;
  • г) принцип единства обучения и воспитания личности профессионала.

Контекстное обучение предусматривает постоянный контроль и коррективы процесса трансформации учебной деятельности в профессиональную.

Концепция модульного обучения

Данная концепция сочетает в себе различные подходы к обучению — от программированного до проблемного. Существенный вклад в развитие модульного обучения внесли Б. Скиннер, Дж. Рассел, П. А. Юцявичене, М. А. Чошанов, С. А. Кайнова, Н. В. Борисова и др. Центральным понятием в модульном обучении является модуль (от лат. modulus — мера), представляющий собой автономную организационно-методическую структуру учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля. Модульное обучение характеризуется следующими особенностями:

  • 1) обязательная проработка каждого компонента дидактической системы и наглядное его представление в модульной программе и модулях;
  • 2) четкая структуризация содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса информационно-предметной системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;
  • 3) вариативность обучения и адаптивность учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Эти отличительные особенности подчеркивают высокую технологичность данного вида обучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой