Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности дошкольника
Вот далеко не полный список тех изменений и новообразований, которые происходят в дошкольном возрасте. Это описание будет еще менее полным, если не обратить внимание на ту роль, которую играет взрослый на всем протяжении развития ребенка. Переоценить значение взрослого и, главное, общения со взрослым для психического развития и психического здоровья ребенка трудно. Именно с близкими взрослыми… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
- 1. 1. Семья как предмет психологического исследования
- 1. 2. Эмоциональное развитие ребенка
- 1. 3. Влияние семейной микросреды на эмоциональное развитие детей
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОЙ МИКРОСРЕДЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
- 2. 1. Методы задачи и гипотеза исследования
- 2. 2. Изучение типов поведения родителей в конфликтной ситуации
- 2. 3. Психологический анализ эмоционального развития детей 5−6 лет
- 2. 4. Сравнительный анализ поведения родителей в конфликтной ситуации и эмоциональных отношений в семье
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Список литературы
- Актуальность темы курсовой работы
Становление эмоционально волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей эмоциональной сферы детей, трудно верно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.
Цель курсовой работы: изучение влияния семейного конфликта на эмоциональное состояние дошкольника.
В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
1) Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования;
2) Изучить типы поведения родителей в конфликтных ситуациях
3) Изучить особенности эмоционального состояния дошкольников
4) Сравнить тип поведения родителей в конфликтной ситуации и особенности эмоционального состояния дошкольников.
Предмет исследования: психологические особенности семейной микросреды
Объект исследования: дошкольники и родители.
Гипотеза исследования: взаимоотношения родителей и их тип поведения в конфликте влияют на эмоциональное состояние дошкольников
Научная новизна и значимость полученных результатов. Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка.
Практической значимостью полученных исследований является возможность изучить влияние особенностей семейной микросреды на эмоциональное состояние дошкольников.
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
1.1. Семья как предмет психологического исследования
Существует много определений понятия «семья». Так Соловьев Н. Я. дает следующее определение:
«Семья ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство [23, с. 37].
Фурманов И.А. и Аладьин А. А. определяют данное понятие следующим образом:
Семья — это система межличностных взаимодействий, призванных в самом общем плане, с одной стороны, защитить человека от манипулятивных воздействий общества, а с другой — приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального развития и функционирования [27, с. 89].
Семья играет огромную роль в жизни каждой личности.
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.
Функции семьи — это жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис в своей книге дают описание нескольких видов функций семьи [28, с. 65]:
Воспитательная функции семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) общения удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социального контроля обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Сексуально-эротическая функция удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.
Нарушения функций семьи это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи.
Структура семьи это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором о демократической.).
Нарушения структуры семьи это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами является нарушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя основную нагрузку (потребностей в восстановлении физических сил, в культурном, духовном обогащении)
Социально-психологическая структура семьи [11, с. 64].
Рассмотрение семьи с позиций малой группы показывает, иерархизированный или аморфный тип семейной структуры, низкую сплоченность семьи и наличие в ней эмоционально обособленных диад, большое количество неразрешенных проблем и кризисных ситуаций в виде явных или скрытых конфликтов, непродуктивное функционирование семьи в целом.
В большинстве семей отношения супругов построены по типу компенсаторно-дополняющих черт и потребностей, т. е. супруги в отличие от контрольных семей чаще имеют разные, чем одинаковые, черты характера. К примеру, зависимый и мягкий характер супруга может компенсироваться доминантным и твердым характером супруги, в то время как ее эмоционально-неустойчивый характер может восполняться обстоятельным и педантичным характером супруга.
Подобные сочетания говорят о невротическом дополнении как неосознаваемом стремлении супругов компенсировать свое чувство неполноценности. Анализ взаимных психологических портретов (методика Лири) показывает, что на осознанном уровне каждый из них хотел бы, чтобы другой был ему подобным. Это желание, как форма рационализации, вступает в противоречие с реальной ситуацией, сложившейся в семье, указывая на проявления у супругов эгоцентризма, негибкости и авторитарных тенденций. Каждый из них также считает, что другой должен быть более конформным, доверчивым и менее упрямым. Оба супруга расценивают мнение о себе следующим образом: «я знаю, что обо мне думает жена (муж), но я не такой». Это указывает на несовпадение их представлений друг о друге и низкое взаимопонимание. В контрольных семьях взаимные представлеия мужа и жены большей частью совпадают. Они расценивают мнение о себе так: «я знаю, как обо мне думает жена (муж), и я такой».
Обращает на себя внимание более интенсивное, чем в контрольных семьях, стремление к доминированию со стороны матери, вызванное соответствующими предпосылками ее характера (твердость, ригидность, властность) и сложившейся ситуацией в семье (недостаточной включенностью отца в жизнь семьи и болезнью ребенка). В отличие от матерей более редкое доминирование отцов связано с их стремлением компенсировать некоторые из черт своего характера (мягкость, неустойчивость, тревожность). Однако стремление к доминированию как у матерей, так и у отцов не получает такой успешной реализации, как в контрольных семьях, вследствие низкого взаимопонимания и конфликта между родителями. Свои неудачи в доминировании родители пытаются восполнить на детях, навязывая им беспрекословное подчинение. В целом можно говорить о преобладающем реальном доминировании со стороны матерей, которые имеют также большое влияние в воспитании, нередко образуя с ребенком эмоционально обособленную диаду в семье.
В большинстве семей наблюдаются хронические трудноразрешимые конфликты между родителями, обусловленные различными точками зрения на воспитание детей. Кроме этого, конфликты свидетельствуют о существовании предшествующих рождению детей явных или латентных разногласий у супругов, вызванных нереализацией их повышенных ожиданий в отношении друг друга и стремлением к ведущей роли в семье.
Конфликтная (аморфная) структура семьи наиболее выражена в семьях мальчиков, когда оба родителя имеют одинаковые черты характера в виде твердости и властности. В этих семьях происходит борьба за доминирование, что требует высокого нервного напряжения ее участников, особенно при попытках доминирования со стороны отцов.
Меньшее число конфликтов в семьях девочек объясняется ригидной (иерархизированной) структурой семейных отношений, когда оба родителя имеют контрастные черты характера и один из них (обычно мать) доминирует в семье при зависимо-подчиненной позиции другого родителя.
Список литературы
- Анзорг Л. Дети и семейные конфликты. М.: Просвещение, 1988.
- Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М, Просвещение, 1991.
- Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. М., Педагогика, 1989.
- Бодалев А.А., Столин В. В. Семья в психологической консультации. М, 1989.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
- Винникот Д.В. Разговор с родителями. М., «Класс», 1995
- Гребенников И.В. Основы семейной жизни М.: Просвещение. 1985
- Гордон Т. Повышение родительской эффективности. Екатеринбург, 1997
- Желдак И.М. Искусство быть семьей. Мн, 1998.
- Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л. Медицина, 1982
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л. Медицина, 1988.
- Иванов М.А. Брак, семья, дети. Педагогика родителям. М.: Педагогика, 1988
- Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. М.: Просвещение, 1983
- Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ. методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб, ООО издательство «Речь», 2000
- Махов Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании. М.: Профиздат, 1989.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М, «Класс», 1994
- Мягер В.Г., Мишина Т. М. Семейная психотерапия: руководство по психотерапии. — Л. Медицина, 1988.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. (сост. Райгородский Д.Я.). Самара: Издательский дом «БАХРАТ-М», 2001. 672 с
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью: Перевод с английского: улучш.изд. М.: Педагогика Пресс, 1992.
- Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. Вильнюс: Минтис, 1977. 226 с.
- Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.: Финансы и статистика, 1983
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989
- Хрестоматия по этики и психологии семейной жизни: учебное пособие. (сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. М.: Просвещение, 1986.
- Фурманов И.А., Аладьин А. А., Фурманова Н. В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Мн.: «ТЕСЕЙ», 1999
- Хьелл Л., Зиглер А. Теории личности. Спб, Питер Ком, 1998. 608 с.
- Эйдеймиллер Э. Г. Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., Медицина, 1999.