Возрастно-половые особенности мотива достижения учащихся в связи со значимыми видами деятельности
Диссертация
В большинстве работ мотив достижения рассматривается как личностное мотивационное качество. Однако ряд авторов высказывает мысль, что проявление мотива достижения и стремление субъекта прилагать усилия и добиваться возможно лучших результатов зависит от того, является ли данная деятельность важной для него. Следовательно, большое влияние на мотив достижения могут оказывать ситуационные факторы… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема мотива достижения в психологических исследованиях
- 1. 1. Подходы к исследованию мотива достижения в зарубежной и отечественной психологии
- 1. 2. Мотив достижения как личностная характеристика
- 1. 3. Возрастно-половые особенности мотива достижения. ^
- 1. 4. Мотив достижения в учебной деятельности
Список литературы
- Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990. 336 с.
- Афанасьева Н.В. Структура мотивации достижения. На выборке детей 9−11лет. Дис. канд. психол. наук. М., 1999. 144 с.
- Бакшаева Н.А. Развитие познавательной и профессиональноймотивации. Дисс. канд. психол. наук. — М., 1997. 167 с.
- Бендас Т.В. Тендерная психология. СПб, 2005. 431 с.
- Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос.-М.: Высшая школа, 2003. 64 с.
- Бибрих P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования вучебной деятельности студентов младших курсов// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 2. С. 20−30.
- Богоявленская Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности:
- Автореф. дис. докт. психол. наук. -М., 1987. 49 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И.
- Фельдштейна.-М., 1995. 209 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.464 с.
- Ботов В.М. Связь мотива достижения и индивидуально-психологических характеристик десятиклассников. Дис. канд. психол. наук. -М., 1994.148 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М., Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб, 2001.528 с.
- Вайсман Р.С. Развитие мотивационной сферы человека в старшем (студенческом) возрасте: Дис. канд. психол. наук. М., 1973а. 150 с.
- Вайсман Р. С. К проблеме развития мотивов и потребностей личности в онтогенезе. //Вопросы психологии, 19 736, № 5. С. 30−40.
- Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности.//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 4. С. 33−41.
- Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. -М., МГУ, 1991. 144 с.
- Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации. //А.Н.Леонтьев и современная психология. Сборник статей памяти А. Н. Леонтьева. М., 1983. С.191−199.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.288 с.
- Волков Б.С. К вопросу о развитии мотивов учебной деятельности студентов //Мотивы учебной и общественно-полезной деятельности школьников и студентов. М., 1980. С. 102−109.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984. Т 4. 434 с.
- Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подрост-ков//Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 132−136.
- Гончарова Е.Б. Потребность в достижении как мотивационный компонент в структуре ментальности студента педвуза.//Актуальные проблемы мотивации успеха в психологической науке и практике. Сборник трудов. — Хабаровск, 2003. С. 47−50.
- Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы. //Современная психология мотивации. /Под ред. Д. А. Леонтьева. — М., Смысл. 2003. С. 47−102.
- Гошек В. Формирование потребности достижения. //Проблемы формирования социогенетических потребностей. Тбилиси, 1981. С. 261−265.
- Горчакова Е.Б. Мотив достижения успеха в структуре личности и деятельности будущих менеджеров. Дис.. канд. психол. наук. Хабаровск, 2002. 164 с.
- Грабал В. Мотивация достижения и ее развитие в процессе деятельно-сти.//Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. -М., АПН, 1980. С. 85−89.
- Григоричева И. В. Мотивация достижения у людей с разной субъективной оценкой успешности самореализации. Дис.. канд. психол. наук. Барнаул, 2003.210 с.
- Дмитриенкова Л.П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта. -М., 1980. 298 с.
- Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. М., 2002. 560 с.
- Ермолин А. В. Возрастно-половые и типические особенности представленности в сознании структуры мотива: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -СПб, 1996. 21 с.
- Занюк С. С. Психология мотивации. Киев, 2001. 352 с.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности. //Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 6. С. 35−43.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. -СПб, Питер, 2002а. 544 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПБ, 20 026. 512 с.
- Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. — Киев, 1998.496 с.
- Ильин Е.П. Психология воли. СПб, 2000. 288 с.
- Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 27−41.
- Исследование мотивации достижения. Методическое пособие. Сост. Б. Г. Ребзуев — СПб, 1993. 41 с.
- Киселева Т.А. Социально-психологические проблемы формирования мотивации достижения успеха у начинающих предпринимателей: Конспект лекций.-Чебоксары, 2001. 48 с.
- Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. 288 с.
- Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения.-М., 1987.176 с.
- Клеветова Т.В. Формирование у старшеклассников мотивации обучения в процессе изучения физики. Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2004. 200 с.
- Козиевская Е.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих. Дис.. канд. психол. наук. — М., 1998. 155 с.
- Ковалев В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений.//Психол.журнал. 1984. Т.5. № 4. С.3−13.
- Ковалев В.И., Дружинин В Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки.//Психол.журнал. 1982. Т.З. № 6. С. 35−44.
- Кокурина И.Г. Методика изучения трудовой мотивации. М., 1990. 155 с.
- Кондратьева М.В. Понятие «успех» в психологии мотивации достиже-ния.//Материалы VI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону». — Ставрополь, 2002.
- Кондратьева М.В. Психолого-педагогические условия развития мотивации достижения у студентов будущих специалистов социальной работы. — Ав-тореф. дис.. канд. психол. наук. — Ставрополь, 2005. 22 с.
- Копань Т. В. Экспериментальное исследование структур интегральной индивидуальности у городских и сельских школьников с различной мотивацией достижения успеха. Дис. канд. психол. наук. Пятигорск, 1995.190 с.
- Кравцова Т. Г. Структура и динамика развития мотивации достижения успехов в юношеском возрасте. Дис.. канд. психол. наук. Хабаровск, 2003. 126 с.
- Кубышкина M. J1. Психологические особенности мотивации социального успеха. Дис. канд. психол. наук. С.-Петербург, 1997. 192 с.
- Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема. Дис.. канд. психол. наук. С.-Петербург, 1997.152 с.
- Куприна М.В. Мотив достижения в структуре креативной личности. Дисс. канд.психол.наук.-Хабаровск, 2004. 167 с.
- Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М., МГУ, 1971. 234 с.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. -Новосибирск, 1992. 216 с.
- Литвинова Г. В. Мотив достижения успеха как фактор развития личности: На примере младших школьников и младших подростков. Дис. .канд. психол. наук. — Хабаровск, 2003. 157 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические основы психологии. — М., 1984.439 с.
- Лопухова О.Г. Психологический пол личности. //Прикладная психология, 2001. № 3. С. 57−67.
- Лушникова Е. Е. Дидактические условия формирования мотивации достижения и мотивации аффилиации у старших школьников. Дис.. канд. пед. наук.-Калининград, 1995. 164 с.
- Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1987. 23 с.
- Магомед-Эминов М. Ш. Трехфакторная модель когнитивной структуры мотивации достижения. //Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 1.С. 57−59.
- Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И. А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации. //Вопросы психологии. 1986. № 5. С. 161 168.
- Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. Волгоград, 1976. С. 53−60.
- Манухина С.Ю. Эмпирический анализ мотивации достижения как структурного образования.//Вестник МГУ. 2003. № 1. С. 85−87.
- Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности //Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 47−59.
- Маркова А.К. Виды отношения школьников к учению //Сов. педагогика. 1984. № 11. С.20−27.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М., 1990. 192 с.
- Маркова А.К., Орлов А. Б., Фридман JI.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников.-М., 1983.211 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. М. 1998. 479 с.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. — М., 1984. 144 с.
- Матюхина М.В., Саблина Т. А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников /ВГПУ.-Волгоград, 1992. С. 62−73.
- Матюхина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников. ///Вопросы психологии, 1985. № 1. С.43−49.
- Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 129−138.
- Моргун В.Ф. Мотивация личности в учебной деятельности. //Мотивация личности.-М., 1982. С.30−41.
- Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения.//Вопросы психологии. 1976. № 6. С.54−68.
- Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. -Киев, 1975. 143 с.
- Мурзабеков М. И. Особенности структуры мотивации достижения в профессиональной деятельности государственных служащих. Дис.. канд. пси-хол. наук.-М., 2002. 151 с.
- Немов PC. Психология. В 3-х кн. Кн.1. Общие основы психологии. -М, 1995. 576 с.
- Общая психодиагностика. /Под ред. АА. Бодалева, В. В. Столина. СПб, 2002. 440 с.
- Орлов А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации. //Вопросы психологии. 1989. № 5. С.45−52.
- Орлов Ю.М. Академическая успешность студентов и социальные потребности личности. //Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза.-М., 1976. С.4−26.
- Орлов Ю.М. Измерение социогенных потребностей с помощью Тестов Тематической Апперцепции. //Проблемы формирования социогенных потребностей. Тез. Докл. 1 Всесоюз. Конф. Тбилиси. 1974. С. 159−161.
- Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности вуза: Автореф. Дис. докт. псих. наук. М., 1984. 33 с.
- Орлов Ю.М., Шкуркин В. И. Мотивационно-потребностная структура отношений к учению //Проблемы формирования социогенных потребностей. Тез. Докл. 1 Всесоюз. Конф.- Тбилиси, 1974. С. 53−56.
- Орлов Ю.М., Творогова Н. Д., Шкуркин В. И. Стимулирование побуждения к учению. -М., 1988. 120 с.
- Орлов Ю.М., Шкуркин В. И., Орлова Л. П. Построение теста-вопросника для измерения потребности в достижениях. //Вопросы экспериментальной психологии и ее истории.-М., 1975. С.76−95.
- Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М., 1984. 198 с.
- Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. — СПб, 2001. 134 с.
- Ребзуев Б. Г. Влияние стратегий поведения на мотивацию достижения в процессе учебной деятельности: На материале иностранного языка. Дис.. канд. психол. наук. — СПб., 2001. 147 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб, 1998. 688 с.
- Саблина Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: Дис. канд.психол.наук. — Волгоград, 1993. 145 с.
- Саблина Т.А. Некоторые особенности мотивации достижения студентов. //Современные проблемы подготовки учителя к обучению и воспитанию младших школьников: Тез. докл. межвуз. конф. Волгоград. 1992. С. 26−27.
- Саблина Т.А. Формирование мотивации достижения в младшем школьном возрасте. //Педагогические системы в школе и вузе: Технология и управление. Тез. докл. Рос. науч. конф. Волгоград, 1993. С. 243- 244.
- Сальков А. В. Педагогические условия развития мотивации достижения у студентов университета: Дис. канд. пед. наук. — Сургут, 2002. 155 с.
- Сосновский Б.А. Мотив и смысл. М., 1993. 199 с.
- Степанский В.Н. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности //Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 59−74.
- Турецкая Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена. //Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 37−46.
- Файзуллаев А. А. Формирование системно- уровневой организации мотива-ционной сферы личности (психологический аспект): Автореф. дис.. канд. псих. наук.-М., 1984. 18 с.
- Файзуллаев А.А. Принятие мотива личностью.//Психологический журнал, 1985.Т.6.№ 4. С. 87−96.
- Федяев А.А. Соотношение уровня притязаний, мотивации достижения и самооценки на этапе профессионального становления личности. Дис.. канд. психол. наук. СПб, 2005. 229 с.
- Фураев Г. П. Управление процессом спортивного совершенствования на базе исследования мотива достижения успеха в соревнованиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1980. 25 с.
- Ханин Ю.Л. Личность, мотивация и достижения. //Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 165−166.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х кн. Кн.1. -М., 1986. 391 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х кн. Кн.2. М., 1986. 406 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М-СПб, Питер, 2003. 860 с.
- Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. СПб, Речь. 2001. 238 с.
- Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. //Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 116 -132.
- Чувакова В.А. Формирование действенности мотивации учения школьников: Автореф. дис. канд. псих. наук. -М., 1985. 21с.
- Шипилина В. В. Развитие мотивации достижения у социально-педагогически запущенных младших школьников: Дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 2003. 192 с.
- Шкуркин В.И. Влияние мотивов на учебную деятельность. //Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза. -М., 1976. С. 91−101.
- Шкуркин В.И. Потребность в достижениях и академические успехи студентов педвуза. /Проблемы формирования социогенных потребностей. Тез. докл. I всесоюз. конф. Тбилиси, 1974. С. 301−303.
- Шкуркин В.И., Авраменков Д. В. Мотивы, активизирующие учебную деятельность студентов. /Психолого-педагогические исследования организации и оптимизации обучения в медицинском вузе. М., 1980. С. 141−145.
- Шрадер В. Отношение к учению слабоуспевающих учеников и условия, влияющие на изменение этого отношения. /Психологические особенности слабоуспевающих школьников. — М., 1984. С. 11−77.
- Юрковская С. С. Формирование мотивации аффилиации и мотивации достижения у студентов в процессе обучения иностранному языку: Дис.. канд. пед. наук. Калининград, 2004. 189 с.
- Якобсон П.М. Некоторые особенности развития оценки у ребенка-первоклассника./Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников.-М., 1962. С. 259−286.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М., 1969.317 с.
- Ястребов В.В. Ситуация успеха как средство формирования мотивации достижения у подростков: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2004. 208 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб, 2000. 250 с.
- Atkinson J.W., Feather N.T. A theory of achievement motivation. New York, 1966.392 р.
- Atkinson J.W., Raynor J.O. Personality, motivation and achievement. Washington.—Hemispheres, 1978. 272 p.
- French B.C. Some characteristics of achievement motivation. //Exp.Psychol, 1965. № 50. P. 232−236.
- French E.G., Thomas F.N. The relation of achievementmotivation to problem-solving effectiveness. //Journal of Abnormal and Social Psychology, 1958. № 5.
- Heckhausen H. Achievement motivation and its construct: Acognitive model. — Motivation and Emotion, 1977. 287 p.
- Hull C.L. A Behavior System: An introduction to Behavior Theory Concerning the individual Organism. New Haven, Yale, 1952. 224 p.
- McClelland D.C. The achievement motive //DC.McClelland, J.W. Atkinson, R.A. Clark, E.L. Lowell.-N.Y., 1963. 386 p.
- Murray H.A. Thematic Apperception Test Manual. Cambridge, 1963. 324 p.
- Schmalt H.D. Ein objektives Verfaren zur Messung des Leistungsmotivs bei Kinder. Zurich, 1976. 234 p.
- Spence J.T., Helmreich R.L. Achievement related motives and behavior // J.T. Spence (Ed), Achievement and Achievement Motives: Psychological and sociological approaches. — San Francisco, 1983. P. 7−74.
- WeinerB. Theories of Motivation. Chicago, 1972. 160 p.