Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Возрастно-половые особенности мотива достижения учащихся в связи со значимыми видами деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В большинстве работ мотив достижения рассматривается как личностное мотивационное качество. Однако ряд авторов высказывает мысль, что проявление мотива достижения и стремление субъекта прилагать усилия и добиваться возможно лучших результатов зависит от того, является ли данная деятельность важной для него. Следовательно, большое влияние на мотив достижения могут оказывать ситуационные факторы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема мотива достижения в психологических исследованиях
    • 1. 1. Подходы к исследованию мотива достижения в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 2. Мотив достижения как личностная характеристика
    • 1. 3. Возрастно-половые особенности мотива достижения. ^
    • 1. 4. Мотив достижения в учебной деятельности

Возрастно-половые особенности мотива достижения учащихся в связи со значимыми видами деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблемы мотивации и мотивов давно привлекают внимание ученых. В зарубежной и отечественной психологии основное внимание обращается на структуру мотивации, оценку входящих в ее состав переменных, на развитие мотивационной сферы человека (JI. И. Божович, 1968, 1995; Р. С. Вайсман, 1973; В. К. Вилюнас, 1990; Е. П. Ильин, 1995, 1998, 2002; В. И. Ковалев, 1984; А. Н. Леонтьев, 1971; В. Г. Леонтьев, 1992; А. Маслоу, 1998; А. А. Файзуллаев, 1984, 1985; Х. Хекхаузен, 2003, 1986; J.W. Atkinson, 1966, 1978; D.C. McClelland, 1963 и др.).

В настоящее время являются актуальными исследования мотивов деятельности, направленной на достижения успеха в различных областях жизни. Те виды деятельности, которые ориентированы на результат, становятся наиболее продуктивными в современной социальной обстановке. Об этом свидетельствуют обращения к специалистам по поводу карьеры, самоэффективности, продуктивности деятельности. Особое значение при этом приобретает вопрос о связи личностных характеристик с мотивами, которые включают активизацию, управление и реализацию деятельности. Одним из видов мотивов, определяющих продуктивность деятельности, является мотив достижения. Он определяет стремление человека выполнять дело на высоком уровне качества, повышать уровень своих возможностей, занимать первое место в соревновании с другими людьми.

Проблема мотивации и мотива достижения изучается отечественными и зарубежными психологами с точки зрения выделения различных аспектов: изучение структуры мотивации и мотива достижения (Т.О.Гордеева, 2003; А. В. Ермолин, 1996; М.Ш.Магомед-Эминов, 1987, 1986, 1984; М. И. Мурзабеков, 2002; X. Хекхаузен, 2003, 1986; J.W. Atkinson, 1966, 1978; D.C. McClelland, 1963; H.D. Schmalt, 1976 и др.), связи мотива с различными личностными и социальными характеристиками (Д.Б.Богоявленская, 1987; В. Гошек, 1981; Р. А. Пилоян, 1984; Ю. Л. Ханин, 1979; B. Weiner, 1972; E.G.French, F.N. Thomas, 1958; J.T. Spence, R.L.

Helmreich, 1983 и др.), изучение возрастных особенностей мотива достижения (Н.В.Афанасьева, 1999; Р. С. Вайсман, 1973; Г. В. Литвинова, 2003; Т. А. Саблина, 1993, 1992; X. Хекхаузен, 2001 и др.). Есть исследования, посвященные изучению мотива достижения в структуре учебной деятельности (Р.Р.Бибрих, И. А. Васильев, 1987; Р. С. Вайсман, 1973; И. И. Вартанова, 2000; А. К. Маркова, 1980; В. Ф. Моргун, 1982, 1976; М. В. Манохина, 1984, 1985; Ю. М. Орлов, 1984,1976,1974; В. И. Шкуркин, 1974; 1976 и др.).

В большинстве работ мотив достижения рассматривается как личностное мотивационное качество. Однако ряд авторов высказывает мысль, что проявление мотива достижения и стремление субъекта прилагать усилия и добиваться возможно лучших результатов зависит от того, является ли данная деятельность важной для него. Следовательно, большое влияние на мотив достижения могут оказывать ситуационные факторы, направленность личности и другие факторы, в том числе развитость волевой сферы субъекта. Имеются расхождения и во мнении относительно связи уровня выраженности мотива достижения с успешностью деятельности, в частности, учебной деятельности школьников и студентов. Все это определило выбор темы исследования.

Цель исследования — выявление возрастных и половых особенностей мотивов достижения учащихся в значимых видах деятельности и их связи с учебной направленностью, волевыми характеристиками и успеваемостью.

Предмет исследования: мотив достижения учащихся.

Объект исследования: учащиеся среднего и старшего школьного возраста общеобразовательных школ и студенты педвуза.

Гипотеза исследования: мотив достижения учащихся зависит от возраста и пола, различно проявляется в отношении значимых для учащихся видов деятельности — учебной и спортивной и имеет связь с учебной направленностью, волевыми характеристиками и с успеваемостью учащихся.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи нсследовапня:

1) проанализировать основные подходы к решению проблемы мотива достижения за рубежом и в отечественной психологии;

2) модифицировать методику мотива достижения Т. Элерса с учетом вида деятельности (учебной и спортивной);

3) изучить возрастно-половые особенности выраженности мотива достижения;

4) изучить связь уровня мотива достижения с учебной направленностью, волевыми характеристиками и успеваемостью учащихся.

5) изучить представления учащихся разного возраста и пола о значимых сферах достижений.

Теоретической и методологической основой исследования послужили разработанный в психологии деятельностный подход и теоретические положения по проблеме мотивации и мотивов как выражение принципа детерминизма.

В исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ работ по проблеме исследования, эмпирические методы (психодиагностические методики, опросные методы), методы математической статистики (корреляционный анализ, анализ достоверности различий), метод контент-анализа.

Научная новизна: показаны возрастные особенности мотива достижения и избегания неудачимотив достижения изучен не как обобщенная личностная характеристика, а применительно к определенному виду деятельности. Сопоставлен уровень мотива достижения с учебной направленностью, успеваемостью учащихся и их волевыми характеристиками, а также с биологическим и психологическим полом, изучены возрастные и половые особенности представлений учащихся о значимых сферах достижения успеха.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Существуют различия в выраженности мотивов достижения успеха и избегания неудачи на разных возрастных этапах: если мотив достижения успеха снижается от подросткового возраста к студенческому (на уровне тенденции), то мотив избегания неудачи значимо возрастает от подросткового возраста к студенческому. Мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи имеют неоднозначные связи с изученными особенностями личности. Все это дает основание говорить об относительной самостоятельности этих мотивов.

2. Конкретизация вида деятельности в использованных нами опросниках дает возможность более рельефно показать возрастно-половые особенности мотива достижения и его связи с характеристиками личности и успеваемостью учащихся.

3. Имеются различия в выраженности мотивов достижения успеха и избегания неудачи в зависимости от биологического и психологического пола. Высокие значения мотива достижения успеха имеются у маскулинных мужчин и андрогинных женщин, низкие значения — у фемининных мужчин и фемининных женщин. Высокие значения мотива избегания неудачи преобладают у фемининных женщин и фемининных мужчин.

4. Существуют возрастные и половые различия представлений о значимых сферах достижений. Значимость профессиональной сферы достижений и сферы личных отношений у учащихся увеличивается с возрастом. Стремление к профессиональным и спортивным достижениям более характерно для юношей, стремление к учебным и к личностным достижениям — для девушек.

Достоверность и научная обоснованность полученных результатов обеспечивается большим объемом анализируемого материала, четко разработанной программой исследования, репрезентативностью и объемом выборки, обоснованным использованием статистических методов обработки данных, корректного подхода к их анализу и интерпретации.

Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшей разработке проблемы мотива достижения с учетом возраста, пола, значимой деятельности, развития волевой сферы. Проблема мотива достижения рассмотрена также в контексте ее влияния на успешность деятельности (обучения).

Практическая значимость работы. Модифицированные опросники для изучения мотива достижения в учебной и спортивной деятельности могут использоваться для более адекватной диагностики мотивационной сферы в связи с различными значимыми видами деятельности. Данные, полученные в исследовании, позволяют решать практические задачи по улучшению и оптимизации учебной деятельности учащихся с учетом возрастных, половых и волевых характеристик субъектов.

Апробация работы. Основные положения и результаты проведенного исследования обсуждались на заседаниях кафедры возрастной и педагогической психологии ИПП РГПУ (г.Ростов н/Д), на научных конференциях «Человек в меняющемся мире: пути конструктивного развития» (г.Ростов н/Д, 2005), «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (г.Ростов н/Д, 2005), «Повышение качества профессионального образования на основе его духовно-этической ориентации» (г.Волгодонск, 2003), Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое образование в России: история и современность» (г.Санкт-Петербург, 2005).

Рекомендации по использованию. Полученные результаты можно использовать в консультативном, профориентационном, развивающем направлениях деятельности практического психолога в образовании, при построении программ тренинга, направленного на развитие мотива достижения с учетом пола и деятельности, для разработки учебных курсов «Возрастная психология», «Педагогическая психология», а также спецкурсов в профессиональной подготовке студентов педвуза.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем основного текста диссертации составляет 150 страниц, включает в себя 50 таблиц и 13 диаграмм, в 4 приложениях помещены 28 таблиц.

Список литературы

включает 128 наименований, из них 11 — на иностранном языке.

Выводы.

1. Существуют различия в возрастной динамике проявлении мотивов достижения успеха и избегания неудачи на разных возрастных этапах. Мотив достижения успеха снижается от подросткового возраста к студенческому (на уровне тенденции), мотив избегания неудачи значимо возрастает от подросткового возраста к студенческому.

2. Мотив достижения в учебной деятельности тоже имеет слабо выраженную тенденцию к возрастанию, т. е. в подростковом возрасте меньше испытуемых с высоким уровнем учебного мотива достижения, чем в студенческом. Более высокий мотив достижения в спорте среди занимающихся спортом выявлен у старших школьников.

3. Связь показателей мотива достижения успеха и избегания неудачи с успеваемостью учащихся выражена по-разному в различные возрастные периоды. Мотив достижения успеха связан положительно с успеваемостью в старшем школьном возрасте. Мотив избегания неудачи имеет положительную значимую связь с успеваемостью у подростков и студентов.

Мотив достижения в учебной деятельности положительно связан с успеваемостью у учащихся всех возрастных групп.

4. Мотивы достижения неоднозначно связаны с учебными мотивами. Мотив достижения успеха по Т. Элерсу положительно связан с направленностью на знания у школьников и с направленностью на овладение профессией — у студентов. Мотив избегания неудачи отрицательно связан с направленностью на профессию у студентов. Имеется положительная связь учебного мотива достижения с направленностью на знания и на отметку у школьников, на знания и на профессию — у студентов.

5. Связи мотивов достижения успеха и избегания неудачи с потребностью в активности и волевыми качествами неоднозначные. У старших школьников высокая потребность в активности отрицательно связана с мотивом избегания неудачи. Спортивный мотив достижения положительно связан с потребностью в активности (по всей выборке). Во всех трех возрастных группах выявлена положительная значимая связь мотива достижения успеха и волевых качеств. Мотив избегания неудачи имеет отрицательную связь с настойчивостью у студентов. Учебный мотив достижения положительно связан с настойчивостью в подростковом возрасте, с упорством — в подростковом и старшем школьном возрасте. Спортивный мотив достижения имеет более выраженную положительную связь с волевыми качествами у учащихся и студентов, занимающихся спортом, чем у лиц, не занимающихся спортом.

6. Существуют половые различия в выраженности мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Мотив избегания неудачи преобладает у девушек. Показатели мотива достижения в учебной деятельности более выражены у девушек, а показатели мотива достижения в спортивной деятельности — у юношей. При учете маскулинности и фемининности половые различия становятся более дифференцированными.

7. Имеются возрастные и половые различия представлений учащихся о значимых сферах достижений. Значимость профессиональной сферы достижений и сферы личных отношений у учащихся увеличивается с возрастом. Стремление к профессиональным и спортивным достижениям более характерно для юношей, стремление к учебным и к личностным достижениям — для девушек. Маскулинные половые типы связывают свои достижения с профессиональной сферой и в меньшей степени — с личностной. Фемининные мужчины связывают свои достижения в большей степени со спортом и личной жизнью, фемининные женщины — с учебной деятельностью.

Заключение

.

Проведенное исследование показало, что проблема мотива является фундаментальной для психологической науки. Актуальность разработки проблемы объясняется необходимостью найти более эффективные методы включения человека в разные виды деятельности. Одним из видов мотивов, определяющих эффективность деятельности, является мотив достижения. В исследованиях было показано, что эффективные действия характерны для людей с тенденцией достижения успеха, а неэффективные — для тех, кто придерживается стратегии избегания неудачи (Х.Хекхаузен, 1986).

Мотив достижения в современной психологии изучается с различных сторон: исследуется структура и онтогенетическое развитие мотива достижения, изучаются социокультурные и половые особенности мотива достижения, особенности поведения людей с различной степенью выраженности мотива достижения, выявляется роль мотива достижения в учебной, профессиональной, спортивной деятельностях, разрабатываются методики для диагностики мотива достижения и средства для его измерения.

Несмотря на многочисленные исследования и обилие публикаций, посвященных проблеме мотива достижения, исследование этой темы актуально и в настоящее время. В современной психологии есть разногласия в понимании сущности мотива достижения и его особенностей.

В большинстве исследований мотив достижения рассматривается как устойчивая потребность достижения высокого результата и успеха в деятельности, в стремлении выполнить работу качественно, проявив свое мастерство и способности.

Мы рассматриваем мотив достижения как потребность в достижениях в различных видах деятельности, особенно в условиях соревнования с другими людьми. Мотив достижения предполагает стремление к лучшему выполнению какого-либо вида деятельности, к которому может быть применен критерий успешности. В большинстве существующих теорий мотивы достижения успеха и избегания неудачи рассматриваются как стремления, одинаково проявляющиеся у человека во всех сферах деятельности, независимо от ситуации. В исследовании мы рассматривали мотив достижения на примере учебной и спортивной деятельности. В работе изучался мотив достижения в учебной деятельности с учетом возраста и пола в контексте ее влияния на успешность обучения.

Результаты нашего исследования показали, что конкретизация типа деятельности в опросниках дает возможность более рельефно показать возрастные и половые особенности мотива достижения и его связи с изучаемыми параметрами. Выявлены возрастные различия мотива достижения в спортивной деятельности. Учебный мотив достижения имеет более выраженную связь с учебными мотивами, успеваемостью, чем обобщенные мотивы. Мотив достижения в спортивной и учебной деятельности выражен по-разному в зависимости от пола. Учет психологического пола делает эти различи более явными.

Перспективные исследования по данной проблеме могут проводиться по следующим направлениям:

1) разработка тренингов мотива достижения в учебной и спортивной деятельностях для учащихся разного пола и возраста;

2) разработка опросника по изучению мотива избегания неудачи в учебной и спортивной деятельностях;

3) разработка опросников для изучения мотива достижения в различных сферах жизни и видах деятельности;

4) изучение предпосылок формирования мотива достижения в дошкольном и младшем школьном возрасте в конкретном виде деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Психология личности. — М., 1990. 336 с.
  2. Н.В. Структура мотивации достижения. На выборке детей 9−11лет. Дис. канд. психол. наук. М., 1999. 144 с.
  3. Н.А. Развитие познавательной и профессиональноймотивации. Дисс. канд. психол. наук. — М., 1997. 167 с.
  4. Т.В. Тендерная психология. СПб, 2005. 431 с.
  5. Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос.-М.: Высшая школа, 2003. 64 с.
  6. P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования вучебной деятельности студентов младших курсов// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 2. С. 20−30.
  7. Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности:
  8. Автореф. дис. докт. психол. наук. -М., 1987. 49 с.
  9. Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И.
  10. Фельдштейна.-М., 1995. 209 с.
  11. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.464 с.
  12. В.М. Связь мотива достижения и индивидуально-психологических характеристик десятиклассников. Дис. канд. психол. наук. -М., 1994.148 с.
  13. Л.Ф., Морозов С. М., Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб, 2001.528 с.
  14. Р.С. Развитие мотивационной сферы человека в старшем (студенческом) возрасте: Дис. канд. психол. наук. М., 1973а. 150 с.
  15. Р. С. К проблеме развития мотивов и потребностей личности в онтогенезе. //Вопросы психологии, 19 736, № 5. С. 30−40.
  16. И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности.//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 4. С. 33−41.
  17. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. -М., МГУ, 1991. 144 с.
  18. В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации. //А.Н.Леонтьев и современная психология. Сборник статей памяти А. Н. Леонтьева. М., 1983. С.191−199.
  19. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.288 с.
  20. .С. К вопросу о развитии мотивов учебной деятельности студентов //Мотивы учебной и общественно-полезной деятельности школьников и студентов. М., 1980. С. 102−109.
  21. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984. Т 4. 434 с.
  22. Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подрост-ков//Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 132−136.
  23. Е.Б. Потребность в достижении как мотивационный компонент в структуре ментальности студента педвуза.//Актуальные проблемы мотивации успеха в психологической науке и практике. Сборник трудов. — Хабаровск, 2003. С. 47−50.
  24. Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы. //Современная психология мотивации. /Под ред. Д. А. Леонтьева. — М., Смысл. 2003. С. 47−102.
  25. В. Формирование потребности достижения. //Проблемы формирования социогенетических потребностей. Тбилиси, 1981. С. 261−265.
  26. Е.Б. Мотив достижения успеха в структуре личности и деятельности будущих менеджеров. Дис.. канд. психол. наук. Хабаровск, 2002. 164 с.
  27. В. Мотивация достижения и ее развитие в процессе деятельно-сти.//Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. -М., АПН, 1980. С. 85−89.
  28. И. В. Мотивация достижения у людей с разной субъективной оценкой успешности самореализации. Дис.. канд. психол. наук. Барнаул, 2003.210 с.
  29. Л.П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта. -М., 1980. 298 с.
  30. М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. М., 2002. 560 с.
  31. А. В. Возрастно-половые и типические особенности представленности в сознании структуры мотива: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -СПб, 1996. 21 с.
  32. С. С. Психология мотивации. Киев, 2001. 352 с.
  33. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности. //Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 6. С. 35−43.
  34. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. -СПб, Питер, 2002а. 544 с.
  35. Е.П. Мотивация и мотивы. — СПБ, 20 026. 512 с.
  36. Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. — Киев, 1998.496 с.
  37. Е.П. Психология воли. СПб, 2000. 288 с.
  38. Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 27−41.
  39. Исследование мотивации достижения. Методическое пособие. Сост. Б. Г. Ребзуев — СПб, 1993. 41 с.
  40. Т.А. Социально-психологические проблемы формирования мотивации достижения успеха у начинающих предпринимателей: Конспект лекций.-Чебоксары, 2001. 48 с.
  41. П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. 288 с.
  42. Г. Введение в дифференциальную психологию учения.-М., 1987.176 с.
  43. Т.В. Формирование у старшеклассников мотивации обучения в процессе изучения физики. Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2004. 200 с.
  44. Е.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих. Дис.. канд. психол. наук. — М., 1998. 155 с.
  45. В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений.//Психол.журнал. 1984. Т.5. № 4. С.3−13.
  46. В.И., Дружинин В Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки.//Психол.журнал. 1982. Т.З. № 6. С. 35−44.
  47. И.Г. Методика изучения трудовой мотивации. М., 1990. 155 с.
  48. М.В. Понятие «успех» в психологии мотивации достиже-ния.//Материалы VI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону». — Ставрополь, 2002.
  49. М.В. Психолого-педагогические условия развития мотивации достижения у студентов будущих специалистов социальной работы. — Ав-тореф. дис.. канд. психол. наук. — Ставрополь, 2005. 22 с.
  50. Т. В. Экспериментальное исследование структур интегральной индивидуальности у городских и сельских школьников с различной мотивацией достижения успеха. Дис. канд. психол. наук. Пятигорск, 1995.190 с.
  51. Т. Г. Структура и динамика развития мотивации достижения успехов в юношеском возрасте. Дис.. канд. психол. наук. Хабаровск, 2003. 126 с.
  52. Кубышкина M. J1. Психологические особенности мотивации социального успеха. Дис. канд. психол. наук. С.-Петербург, 1997. 192 с.
  53. Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема. Дис.. канд. психол. наук. С.-Петербург, 1997.152 с.
  54. М.В. Мотив достижения в структуре креативной личности. Дисс. канд.психол.наук.-Хабаровск, 2004. 167 с.
  55. А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М., МГУ, 1971. 234 с.
  56. В.Г. Психологические механизмы мотивации. -Новосибирск, 1992. 216 с.
  57. Г. В. Мотив достижения успеха как фактор развития личности: На примере младших школьников и младших подростков. Дис. .канд. психол. наук. — Хабаровск, 2003. 157 с.
  58. .Ф. Методологические и теоретические основы психологии. — М., 1984.439 с.
  59. О.Г. Психологический пол личности. //Прикладная психология, 2001. № 3. С. 57−67.
  60. Е. Е. Дидактические условия формирования мотивации достижения и мотивации аффилиации у старших школьников. Дис.. канд. пед. наук.-Калининград, 1995. 164 с.
  61. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1987. 23 с.
  62. Магомед-Эминов М. Ш. Трехфакторная модель когнитивной структуры мотивации достижения. //Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 1.С. 57−59.
  63. Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И. А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации. //Вопросы психологии. 1986. № 5. С. 161 168.
  64. Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. Волгоград, 1976. С. 53−60.
  65. С.Ю. Эмпирический анализ мотивации достижения как структурного образования.//Вестник МГУ. 2003. № 1. С. 85−87.
  66. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности //Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 47−59.
  67. А.К. Виды отношения школьников к учению //Сов. педагогика. 1984. № 11. С.20−27.
  68. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М., 1990. 192 с.
  69. А.К., Орлов А. Б., Фридман JI.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников.-М., 1983.211 с.
  70. А. Мотивация и личность. М. 1998. 479 с.
  71. М.В. Мотивация учения младших школьников. — М., 1984. 144 с.
  72. М.В., Саблина Т. А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников /ВГПУ.-Волгоград, 1992. С. 62−73.
  73. М.В. Особенности мотивации учения младших школьников. ///Вопросы психологии, 1985. № 1. С.43−49.
  74. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 129−138.
  75. В.Ф. Мотивация личности в учебной деятельности. //Мотивация личности.-М., 1982. С.30−41.
  76. В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения.//Вопросы психологии. 1976. № 6. С.54−68.
  77. С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. -Киев, 1975. 143 с.
  78. М. И. Особенности структуры мотивации достижения в профессиональной деятельности государственных служащих. Дис.. канд. пси-хол. наук.-М., 2002. 151 с.
  79. PC. Психология. В 3-х кн. Кн.1. Общие основы психологии. -М, 1995. 576 с.
  80. Общая психодиагностика. /Под ред. АА. Бодалева, В. В. Столина. СПб, 2002. 440 с.
  81. А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации. //Вопросы психологии. 1989. № 5. С.45−52.
  82. Ю.М. Академическая успешность студентов и социальные потребности личности. //Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза.-М., 1976. С.4−26.
  83. Ю.М. Измерение социогенных потребностей с помощью Тестов Тематической Апперцепции. //Проблемы формирования социогенных потребностей. Тез. Докл. 1 Всесоюз. Конф. Тбилиси. 1974. С. 159−161.
  84. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности вуза: Автореф. Дис. докт. псих. наук. М., 1984. 33 с.
  85. Ю.М., Шкуркин В. И. Мотивационно-потребностная структура отношений к учению //Проблемы формирования социогенных потребностей. Тез. Докл. 1 Всесоюз. Конф.- Тбилиси, 1974. С. 53−56.
  86. Ю.М., Творогова Н. Д., Шкуркин В. И. Стимулирование побуждения к учению. -М., 1988. 120 с.
  87. Ю.М., Шкуркин В. И., Орлова Л. П. Построение теста-вопросника для измерения потребности в достижениях. //Вопросы экспериментальной психологии и ее истории.-М., 1975. С.76−95.
  88. Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М., 1984. 198 с.
  89. А.А. Практическая психодиагностика личности. — СПб, 2001. 134 с.
  90. . Г. Влияние стратегий поведения на мотивацию достижения в процессе учебной деятельности: На материале иностранного языка. Дис.. канд. психол. наук. — СПб., 2001. 147 с.
  91. C.JI. Основы общей психологии. СПб, 1998. 688 с.
  92. Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: Дис. канд.психол.наук. — Волгоград, 1993. 145 с.
  93. Т.А. Некоторые особенности мотивации достижения студентов. //Современные проблемы подготовки учителя к обучению и воспитанию младших школьников: Тез. докл. межвуз. конф. Волгоград. 1992. С. 26−27.
  94. Т.А. Формирование мотивации достижения в младшем школьном возрасте. //Педагогические системы в школе и вузе: Технология и управление. Тез. докл. Рос. науч. конф. Волгоград, 1993. С. 243- 244.
  95. А. В. Педагогические условия развития мотивации достижения у студентов университета: Дис. канд. пед. наук. — Сургут, 2002. 155 с.
  96. .А. Мотив и смысл. М., 1993. 199 с.
  97. В.Н. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности //Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 59−74.
  98. Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена. //Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 37−46.
  99. А. А. Формирование системно- уровневой организации мотива-ционной сферы личности (психологический аспект): Автореф. дис.. канд. псих. наук.-М., 1984. 18 с.
  100. А.А. Принятие мотива личностью.//Психологический журнал, 1985.Т.6.№ 4. С. 87−96.
  101. А.А. Соотношение уровня притязаний, мотивации достижения и самооценки на этапе профессионального становления личности. Дис.. канд. психол. наук. СПб, 2005. 229 с.
  102. Г. П. Управление процессом спортивного совершенствования на базе исследования мотива достижения успеха в соревнованиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1980. 25 с.
  103. Ю.Л. Личность, мотивация и достижения. //Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 165−166.
  104. X. Мотивация и деятельность. В 2-х кн. Кн.1. -М., 1986. 391 с.
  105. X. Мотивация и деятельность. В 2-х кн. Кн.2. М., 1986. 406 с.
  106. X. Мотивация и деятельность. М-СПб, Питер, 2003. 860 с.
  107. X. Психология мотивации достижения. СПб, Речь. 2001. 238 с.
  108. В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. //Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 116 -132.
  109. В.А. Формирование действенности мотивации учения школьников: Автореф. дис. канд. псих. наук. -М., 1985. 21с.
  110. В. В. Развитие мотивации достижения у социально-педагогически запущенных младших школьников: Дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 2003. 192 с.
  111. В.И. Влияние мотивов на учебную деятельность. //Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза. -М., 1976. С. 91−101.
  112. В.И. Потребность в достижениях и академические успехи студентов педвуза. /Проблемы формирования социогенных потребностей. Тез. докл. I всесоюз. конф. Тбилиси, 1974. С. 301−303.
  113. В.И., Авраменков Д. В. Мотивы, активизирующие учебную деятельность студентов. /Психолого-педагогические исследования организации и оптимизации обучения в медицинском вузе. М., 1980. С. 141−145.
  114. В. Отношение к учению слабоуспевающих учеников и условия, влияющие на изменение этого отношения. /Психологические особенности слабоуспевающих школьников. — М., 1984. С. 11−77.
  115. С. С. Формирование мотивации аффилиации и мотивации достижения у студентов в процессе обучения иностранному языку: Дис.. канд. пед. наук. Калининград, 2004. 189 с.
  116. П.М. Некоторые особенности развития оценки у ребенка-первоклассника./Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников.-М., 1962. С. 259−286.
  117. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М., 1969.317 с.
  118. В.В. Ситуация успеха как средство формирования мотивации достижения у подростков: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2004. 208 с.
  119. В.А. Педагогическая психология. СПб, 2000. 250 с.
  120. Atkinson J.W., Feather N.T. A theory of achievement motivation. New York, 1966.392 р.
  121. Atkinson J.W., Raynor J.O. Personality, motivation and achievement. Washington.—Hemispheres, 1978. 272 p.
  122. French B.C. Some characteristics of achievement motivation. //Exp.Psychol, 1965. № 50. P. 232−236.
  123. French E.G., Thomas F.N. The relation of achievementmotivation to problem-solving effectiveness. //Journal of Abnormal and Social Psychology, 1958. № 5.
  124. Heckhausen H. Achievement motivation and its construct: Acognitive model. — Motivation and Emotion, 1977. 287 p.
  125. Hull C.L. A Behavior System: An introduction to Behavior Theory Concerning the individual Organism. New Haven, Yale, 1952. 224 p.
  126. McClelland D.C. The achievement motive //DC.McClelland, J.W. Atkinson, R.A. Clark, E.L. Lowell.-N.Y., 1963. 386 p.
  127. Murray H.A. Thematic Apperception Test Manual. Cambridge, 1963. 324 p.
  128. Schmalt H.D. Ein objektives Verfaren zur Messung des Leistungsmotivs bei Kinder. Zurich, 1976. 234 p.
  129. Spence J.T., Helmreich R.L. Achievement related motives and behavior // J.T. Spence (Ed), Achievement and Achievement Motives: Psychological and sociological approaches. — San Francisco, 1983. P. 7−74.
  130. WeinerB. Theories of Motivation. Chicago, 1972. 160 p.
Заполнить форму текущей работой