Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностно-профессиональное становление в условиях вузовского образования: акмеориентированный подход

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внедрение акмеориентированного подхода в реальную образовательную практику высшей школы представлено основными методологическими принципами, реализуемыми в понимании личностно-профессионального становления с позиции теории психологических систем: вектор личностно-профессионального развития проявляется в динамике становления многомерного мира, конкретизируется в немформирование собственного образа… Читать ещё >

Содержание

енное высшее профессиональное образование как предмет э-акмеологического осмысления. актеристика современного высшего профессионального ания (тенденции, перспективы, проблемы). зазовательный потенциал акмеологии. годологические позиции акмеологии как основания представлений менном высшем профессиональном образовании. ение по первой главе.

3.2. Ценностные измерения многомерного мира студентов высшей школы

3.3 Общесистемные свойства, определяющие профессиональный образ мира студентов.

3.4. Общие психолого-акмеологические закономерности личностно-профессионального становления в условиях высшего профессионального образования.

Личностно-профессиональное становление в условиях вузовского образования: акмеориентированный подход (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Результаты исследования показывают, что студенты заинтересованы в будущей профессиональной карьере, но они практически не видят, чем их научная деятельность может помочь им. А самое главное, более 50% опрошенных студентов не знают, для чего и для кого НИР нужна, где возможности её реализации и внедрения в практику.

В целом, изучение особенностей НИР студентов в ВУЗе показало наиболее яркую выраженность мотивов «формально-академического» достижения [126]. Наши данные вполне коррелируют с исследованиями состояния научно-исследовательского потенциала в современном образовании, представленного низкой степенью осознания этой составляющей высшего профессионального образования в будущей профессиональной деятельности, снижением качества НИР, низким уровень исследовательских проектов, внедренных в практику, низкой степенью самостоятельности студентов при выборе как тематики научного исследования, так и направления развития НИР [293,381].

Таким образом, образовательная среда ЭТО не удовлетворяет акмео-условиям, определяющим особенности основного противоречия личностно-профессионального становления, требующим изменения профессионального образа мира в своих ценностно-смысловых измерениях. В дальнейшем данная гипотеза будет проверена при анализе основных характеристик профессионального образа мира студентов разных образовательных возможностей.

Образовательная среда, реализующая инновации по типу модернизации, которая характеризуется совершенствованием, но принципиально не меняет учебный процесс. Такая среда характерна для большинства высших учебных заведений [144]. Целью нашего исследования было проведение экспертно-статистического анализа сбалансированности соответствий подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием со стратегиями.

Европейского образования с учетом выделенных основных компетенций, определяющих качество высшего профессионального образования. Данный подход позволяет прогнозировать качество высшего образования как результата, как процесса, как образовательной системы, ее внутренних и внешних связей.

Наше исследование было представлено тремя линиями анализа:

• анализ представлений преподавателей высшей школы об основных компетенциях современного специалиста;

• анализ отношений студентов к изучаемым дисциплинам, показывающий значимость той или иной области знаний в «приращивании» профессиональных компетенций;

• анализ определений обобщенных профессионально-значимых качеств личности руководителями организаций, дающий возможность уловить профессиональные акмеотенденции в реальных производственных секторах.

Для решения этой задачи было проведено анкетирование преподавателей разных областей знаний (всего 67 человек). Экспертные анкеты были составлены таким образом, чтобы обеспечить получение:

1) количественно определенных ответов на предлагаемые эксперту вопросы;

2) формализованных сведений о характере источников аргументации, а также о степени влияния каждого из источников на ответ эксперта;

3) количественно определенной оценки степени знакомства эксперта с областью, к которой относится предлагаемый ему вопрос.

Преподавателям было предложено проставить оценки для следующих 32 качеств (от 0 до 10): гибкость мышления, пространственное воображение, умение сосредоточиться, абстрактное мышление, эстетический вкус, коммуникабельность, логическое мышление, добросовестность, способность точно оценить ситуацию, аналитический склад ума, умение действовать по образцу, склонность к технике, изобретательность, способность руководить людьми, способность к математике, инициатива, способность решать проблемы, оперирование словесными образами, стрессоустойчивость, способность рассуждать, хорошая память, знание иностранного языка, способность предвидеть, креативность, умение проектировать, способность к точным движениям, эмоциональная устойчивость, высокий коэффициент интеллекта, гуманистическая ориентация, способность к анализу, творческое воображение, широкий кругозор.

Показатели обобщенного мнения преподавателей высшей школы максимально возможных оценок требуемых профессиональных качеств на основе экспертно-статистических алгоритмов [203] представлены в табл. 4.1.

Заключение

.

Со второй половины XX века традиционная система высшего профессионального образования испытывает серьезные трудности. Классическая система образования в своих основных чертах сложилась в рамках мировоззренческих идей классического естествознания. Наука, отстояв право на мировоззренческий статус, предлагает свою картину мира как фундамент миропонимания. Эта картина мира внедряется в массовое сознание в процессе обучения и воспитания. Образовательные институты, транслируя определенные структуры рациональности, формируют способы мышления и связанные с ними зоны допустимых деятельностей, вокруг которых институализируется соответствующая социокультурная оболочка. Определенная совокупность знаний, ценностей живет только в определенных онтологических рамках (П.Г. Щедровицкий, 1999, 2003; В. М. Розин, 2000; B.C. Степин, 2000, 2003, 2006).

Выбор акмеориентированного подхода в описании сегодняшнего идеала высшего профессионального образования обусловлен, прежде всего, тем, что понятие личностно-профессиональное становление имеет постнеклассическую основу, выступает становящейся категорией в междисциплинарном диалоге носителей разных дисциплинарных знаний: философов, психологов, акмеологов, педагогов. Кроме того, базовая акмеокатегория — компетентность — представляет центральную идею модернизации образования (А.Г. Бермус, 2005; Э. Ф. Зеер, 2005; И. А. Зимняя, 2003, 2005, 2006; П. Г. Щедровицкий, 1999; А. Байденко. 2004). Акмеориентированный подход в российском высшем профессиональном образовании обусловлен неклассическим типом научной рациональности. Методологическое мышление неклассического уровня характеризуется рефлексией человека, образующейся над соответствием характеристик познаваемого объекта и особенностей используемых средств и операций деятельности. Мышление конструирует образ объекта, исходя из исторически сложившихся способов его освоения, и осознает взаимозависимость образа объекта и операциональной схемы деятельности. Установка акмеориентированного подхода в рамках постнеклассической рациональности на развитие мышления и деятельности, развитие человека «по сопричастности к системам и процессам развития мышления и деятельности» (П.Г. Щедровицкий, 2003) меняет способ организации образовательного пространства. Полюс проблематизации высшего профессионального образования смещается с формирования конкретного человека к способам организации образовательных систем. Новый образовательный контекст ставит организации предыдущего в другие функциональные связи, меняет их природу. В новом акмеориентированном образовательном пространстве человек образовывает себя, выстраивает собственное восхождение к профессионализму. Процесс движения человека к вершинам профессионализма осуществляется только при его активном участии, требуя от него новых специфических качеств (A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова, 2000).

Результаты теоретического и экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы:

1.Для сложившейся системы высшего профессионального образования характерны затруднения, связанные с инновационными изменениями и их практической реализацией, что обостряет необходимость пересмотра теоретических и методологических основ высшего профессионального образования в направлении создания условий целостного развития человека, высших проявлений его духа. Акмеология, целенаправленно выделяющая профессионализм и воздействующие на него факторы в качестве предмета своего исследования, предоставляет теоретико-методологические основания построения, разработки и совершенствования систем профессиональной подготовки студентов высшей школы. Процесс движения человека к вершинам профессионализма и зрелости, требующий новых специфических качеств, характеризуется осознанием необходимости восходящего характера развития, представляет установки постнеклассической рациональности, что позволяет рассматривать акмеологический базис современного высшего образования как усложнение потенциально открытой психологической системы, как способность системы порождать новообразования, определяющие акмеонаправленность развития.

2. Взгляд на акмеологию как на теоретико-методологическое основание современного высшего профессионального образования выстраивает перспективную возможность изучения условий и факторов, которые определяют качественно-количественные характеристики «акме», акмеологические инварианты профессионализма, анализ зависимостей между общесистемными свойствами, позволяющими выстроить «профессиональный» образ мира современного студента.

3. Детерминантами качественных изменений в условиях высшего профессионального образования выступают акме-условия — специфические особенности образовательной среды, от которых зависит прогрессивное поступательное личностно-профессиональное становление, и акме-факторыхарактеристики состояния многомерного мира, определяющие обновление, возрождение, преобразование, восхождение человека. Результатом качества образования являются особенности личностно-профессионального становления, представленные в образе мира (профессиональный образ): психическая ригидность, которая рассматривается как показатель открытости/закрытости системы и представляет собой акмеологический инвариант профессионализмасмысложизненные ориентации, представляющие разнообразие психологических механизмов, придающих жизни людей цельность, осмысленность и упорядоченностьценности как «познанные потребности" — структура мотивации, направленная на выявление причинной типологии по векторам активности.

4. Ценностные измерения многомерного мира студентов позволяют констатировать, что ценности выступают побудительным свойством, и именно они определяют направление личностно-профессионального становления на пути к «акме»:

• основные жизненные ценности студентов представлены самоопределением, стимуляцией, безопасностью и зрелостью;

• для современного студенчества характерно стремление к изменению ценностного сознания, что определяется низким уровнем приспособленности, однако, усваивая новые нормы, следование им осуществляется скорее на уровне публичного социального поведения, при этом наиболее широко представлена ориентация студентов на развитие собственной индивидуальности, самореализацию, стремление к успеху, высокому социальному статусу, богатству, получению от жизни максимума удовольствий;

• мотивационные домены имеют тендерную идентификацию. Результаты математической статистики (дисперсионный анализ) показали статистически значимые различия в ценностных измерениях многомерного мира студентов между мужской и женской выборками: мужчины в большей мере нацелены на достижения и социальную власть, тогда как для женской более отчетливо просматривается ценность безопасности;

• очевидна неоднородность в выраженности групп ценностей. Это свидетельствует о том, что личностно-профессиональное становление протекает с неизбежными противоречиями. Наибольшее количество зависимостей имеют ценности: самоопределение, достижение, стимуляция и социальность.

Студенты имеют проблемы регуляции выборов в жизнедеятельности, когда их стремление к достижениям приводит к подавлению социальности, к нарушению их собственной безопасности, к нарушению духовности: самоопределение противоречит конформизму и традициям, а конформизм противоречит зрелости. Результаты факторного анализа позволили выделить три новых обобщенных показателя: «традиционно-адаптивный» выбор ценностей, «карьерно-рыночный» и самоопределение. Наряду с этим выделена группа студентов с неопределенностью выборов ценностей.

5. Ригидность как общесистемное свойство и акмеологический инвариант профессионализма позволяет по степени ее выраженности прогнозировать предпочтения студентами жизненных сред, содержащих различные условия и возможности личностно-профессионального становления. Оптимальная выраженность психической ригидности (установочной, актуальной, сенситивной) обеспечивает психологические новообразования, которыми являются смыслы и ценности, полимотивированность деятельности (учебной, профессиональной), инновационная активность. Высокие показатели психической ригидности свидетельствуют об игнорировании возможности прогрессивного поступательного личностно-профессионального становления, предельном оскудении ценностного содержания сознания. Полученные результаты позволяют рассматривать ригидность как важнейший показатель качества образовательного процесса в условиях модернизации, задающий вектор прогрессивного поступательного личностно-профессионального становления на пути к «акме».

6. Становление многомерного мира молодых людей в процессе профессионального образования сопровождается собственной системой смысложизненных ориентаций. Студенты обладают возможностью, изменяя образ жизни, стимулировать становление многомерного мира, при этом проявляются индивидуальные особенности и темп.

7. Анализ образовательных сред позволяет рассматривать их как условия, предполагающие разные возможности для личностно-профессионального становления, шире — жизнетворчества, надситуативной активности. В этих условиях проявляются общесистемные свойства личности, определяющие особенности основного противоречия прогрессивного становления (движения к «акме»), при котором меняющийся в своих ценностно-смысловых измерениях многомерный мир требует изменения образа жизни студентов. Доказано наличие определенного симптомокомплекса нелинейно связанных показателей профессионального образа мира студентов, которые определяют особенности личностно-профессионального становления в конкретных образовательных условиях, а именно, особенностей психической ригидности и смысложизненных ориентаций как наиболее информативных признаков. Эти показатели профессионального образа мира характеризуют его качество со стороны акмеохарактера. В свою очередь, данный анализ показывает препятствия достижения личностно-профессионального становления на пути к акме в сочетаниях показателей ригидности и смысложизненных ориентаций.

8. Особенности личностно-профессионального становления могут быть типологизированы и представлены иерархичными уровнями. В результате кластеризации получено три типа профессионального образа мира, характеризующих особенности личностно-профессионального становления:

• Первый тип характеризуется высокими показателями актуальной и установочной психической ригидности, завышенными показателями смысложизненных ориентаций и приоритетными ценностями социальной власти, наслаждения, богатства, влиятельности. Данный тип характерен для 36,96% студентов от общей выборки.

• Второй тип характеризуется высокими показателями сенситивной ригидности, низкими баллами по шкалам смысложизненных ориентаций, наиболее выраженными ценностями — безопасность, социальный порядок, поддержание традиций. Данная группа представлена 13,04% респондентов от общей выборки.

• Третий тип характеризуется средними показателями установочной и актуальной психической ригидности, высокими показателями смысложизненных ориентаций, преобладающими ценностями, которые можно охарактеризовать как гармоничную стратегию ценностных ориентаций, как поиск конструктивного синтеза между развитием собственной индивидуальности и соответствием запросов общества творчество, широта взглядов, успех, компетентность, зрелость и т. д. Данная группа представлена 50% студентов от общей выборки.

9. Внедрение акмеориентированного подхода в реальную образовательную практику высшей школы представлено основными методологическими принципами, реализуемыми в понимании личностно-профессионального становления с позиции теории психологических систем: вектор личностно-профессионального развития проявляется в динамике становления многомерного мира, конкретизируется в немформирование собственного образа жизни определяется категорией «зрелость" — постоянное противоречие между образом жизни и качеством многомерного мира есть источник развития человека, движущая сила развития, превращающая его в упорядоченный процесс становленияценности по своему происхождению надличностны, надындивидуальны, закреплены в культуре и существуют в ней в своей идеальной форме, поэтому ценности не усваиваются, а трансформируются в одно из измерений многомерного мира, превращая его в жизненный мирценности, превращая жизненный мир личности в действительность, сближают человека с другими людьми в силу тождественности их миров. Это позволяет констатировать динамику изменений по всем критериям психолого-акмеологического компонента учебной деятельности, проявившихся в выраженной целеустремленности, организованности, ответственности, качестве подготовки к учебному занятию, умении творчески подойти к решению учебных и профессиональных задач, в стремлении к развитию возможностями, реализованными через рефлексию, инициативность, открытость к сотрудничеству. Особым образом это проявилось в самообучающихся структурах, где удалось организовать образовательные практики, при которых возможности человека пересекаются со средой.

10. Анализ образовательной среды и теоретический потенциал разрабатываемых в акмеологии возможностей реализации гуманитарных технологий позволили нам в образовательном процессе выделить три составляющие, необходимые для внедрения акмеориентированной концепции в реальные образовательные практики: разработка и внедрение учебных курсов акмеологического содержания для студентовразработка и внедрение курса «Акмеологическая составляющая высшего профессионального образования» для преподавателей вуза с целью профессионального психолого-акмеологического сопровождения процесса личностно-профессионального становления студентовсопровождение самообучающейся структуры университета инновационного типа — «бизнес-инкубатора», основной целью которого является личностно-профессиональное становление студентов на основе организации и развития студенческих предприятий. Все три составляющие в их взаимосвязи и взаимообусловленности рассматриваются нами как создание акмеоусловий, т. е. условий, направленных на поступательное прогрессивное личностно-профессиональное становление, и представляют реализацию акмеориентированного базиса как концептуального каркаса современного высшего профессионального образования.

1. Абакумова И. В. Дидактическая поддержка как технология развития смыслообразования учащихся // Материалы научной конференции «Психология перед вызовом будущего». 2006. — С. 342−344.

2. Абульханова-Славская К. А. Акмеологическое понимание субъекта. В кн.: Основы общей и прикладной акмеологии. М: РАГС, 1995. — С.85−95, 108.

3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -303 с.

4. Агафонов А. Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2000. -334 с.

5. Акопов Г. В. Социальная психология высшего образования / Г. В. Акопов. Самара: Изд-во СамГПТ, 1993. — 212 с.

6. Акопов Г. В. Социально-психологическое направление в программном проектировании высшего образования // Развивающаяся психологияоснова гуманизации образования: Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. М., 1998. — С. 4−5.

7. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания // Избранные психол. труды / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Изд-во «Ин-т практ. психол." — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.

8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — 340 с.

9. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996. — 432 с.

10. Анисимов О. С. Профессионализм в воспитании и образовании. В кн.: Основы общей и прикладной акмеологии. М.: РАГС, 1995. — С. 205−219.

11. Анохин П. К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем / Под ред. К. В. Судакова. М.: Медицина, 1998. — 400 с.

12. Анцыферова Л. И. Личность с позиции динамического подхода // Психология личности в социальном обществе: личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990. — С. 7−17.

13. Анцыферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. Самара. 1999. -Т. 2.-С. 331−334.

14. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И. Б. Ханиной. М., 1999. — 127 с.

15. Асеев В. Г., Мурзабеков М. И. Особенности структурного строения мотивации достижений личности // Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века. М.: Изд-во РАГС, 2001. — С. 25−31.

16. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Ин-т практической психологииВоронеж: МОДЭК, 1996. -316 с.

17. Асмолов А. Г. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. — 336 с.

18. Асмолов А. Г. Психология, искусство и образование // Искусство в школе. 1993. — № 9. — С. 3−5.

19. Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 138−144.

20. Байденко А. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 3−13.

21. Бастрон A.A. Профессиональное взаимодействие в школе инновационного типа как условие обеспечения преемственности образовательного процесса: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2000. 19 с.

22. Батишев Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969.-С. 73−144, стр. 83.

23. Батышев С. Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации / С .Я. Батышев. М.: Высш. школа, 1987. — 340 с.

24. Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук. / Эстетика словесного творчества. Изд-е 2-е. -М.: Искусство, 1986. С. 381−393.

25. БГПУ и народное образование на Алтае / Тезисы докладов научной конференции. Барнаул. — 1998. — 283 с.

26. Белов А. Ф., ЛапкинМ.М., Яковлева Н. В. Успешность обучения студентов медицинского вуза: дифференциально-психологический аспект // Психол. журнал. 1994. Т.15, № 1. с. 81−86.

27. Бердяев H.A. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 36462/.

28. Берестнева О. Г., Лебедев А. Н., Муратова Е. А. Компьютерная психодиагностика. Учебное пособие. Томск. — 2005. — 155с.

29. Берестнева О. Г., УразаевА.М., Муратова Е. А., КубаревЕ.Н., Воробьева Н. Г. Математические методы в психологии / Под ред. О. Г. Берестневой, A.M. Уразаева. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2001. — 304 с.

30. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании// Интернет-журнал «Эйдос», сентябрь, 2005. Адрес документа в интернете: www.eidos.ru/journal/2005/0910−12.htm.

31. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992. — 400 с.

32. Бессонова В. Н. Творческая самостоятельная работа студентов как средство формирования профессиональных умений. Автореф. канд. дисс. Л., 1986.

33. Библер B.C. Философско-психологические предположения Школы диалога культур // Философско-психологические предположения Школы диалога культур. М., 1998. — С. 5−10.

34. Богданов E.H., Зазыкин В. Г.

Введение

в акмеологию: Издание второе, переизданное и дополненное. КГПУ им. Циолковского, 2001. — 145 с.

35. Богданов И. Коэффициент продуктивности образовательной технологии // Высшее образование в России. 2003. — № 6. — С.89−93.

36. Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. М.: Флинта. Наука. — 1998. — 168 с.

37. Бодалев A.A. О субъектном акме человека и факторах его определяющих // Вопросы социальной психологии личности: Межвуз. Сборник научных трудов. Вып. 2 / Под ред. P.M. Шаминова. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2001. — С. 4−9.

38. Бодалев A.A., Рудкевич Л. А. Как становятся великими или выдающимися? М., КВАНТ, 1997. 102 с.

39. Болонский процесс: Бергенский этап / Под науч. ред. / Под науч. ред. В. И. Байденко. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый университет, 2005. 379 с.

40. Борликов Г. М. Интегрирующая функция университета в национально-региональной системе непрерывного образования. Автореф. на соиск. уч. степ, д.п.н. — Элиста, 2002. — 51с.

41. Бохан Т. Г. Психическая ригидность как состояние и возможность ее психологической коррекции у младших школьников: Дис. Канд. Психол.н. Томск, 1996.

42. Братусь Б. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии, 1990. — № 6. — С. 9−17.

43. Братусь Б. С. Смысловая сфера личности. Фрагменты второй главы книги «Аномалии личности». М., 1988. С.58−59, 89−109.

44. Брушлинский A.B. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления // Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: 1982.-С.5−50.

45. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994. 108 с.

46. Бубер М. Я и ты / М. Я. Буберпер. с нем. Ю. С. Терентьева, Н. Файнгольда. М.: Высш. школа, 1993. — 175 с.

47. Буякас Т. М. Внутреннее единство личности и его связь с процессом профессионального становления студентов // Развивающаяся психологияоснова гуманизации образования: Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. М., 1998. — С. 33−34.;

48. Буякас Т. М. Основания и условия профессионального становления студентов психологов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — № 2. — 2005. С. 7−17.

49. Буякас Т. М. Ценностно-смысловая сфера профессионала //Мир психологии. 1997. № 3. С. 26−32.

50. Валицкая А. П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 3−8.

51. Варданян Ю. В. Становление профессионально-личностных новообразований будущего специалиста // Развивающаяся психологияоснова гуманизации образования: Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. М., 1998. — С. 34−35.;

52. Варламова Е. П. Психология творческой уникальности человека: рефлексивно-гуманистический подход / Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов.- М.: Ин-т психологии РАН, 1998. 203 с.

53. Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис. Типологический анализ кризисных ситуаций // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. -3. — С. 90−101.

54. Васина Н. В. Групповая психодиагностика в контексте психолого-акмеологического обеспечения госслужбы // Мир психологии. 2004. — № 4 (40).-С. 212−216.

55. Вербицкий A.A., Бакшаева H.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М.: рото-принт, 2000. 200с.

56. Вербицкий A.A., Ларионова О. Гуманизация, компетентность, контекстпоиски оснований интеграции // Вестник высшей школы. -2006. -№ 5. -С. 19−25.

57. Ветров Ю., Майборода Т. Инженерное образование: смена парадигмы // Высшее образование в России. 2003. — № 5. — С.48−50.

58. Вишнякова Н. Ф. Творческая зрелость личности и уровни достижения акме // Акмеология-2000: Методические и методологические проблемы / Сост. и ред. Н. В. Кузьмина, А. Н. Зимичева. СПб.: Санкт-Петербургская Акмеологическая Академия, 2000. — С. 55−61.

59. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. Пособие / Гамезо М. В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. М.: Пед. Об-во РоссииИздат. Дом «Ноосфера», 1999. — 272 с.

60. Волков Ю., Махов А., Меденцев В. Традиционные и новые технологии обучения: «принцип дополнительности» // Высшее образование в России.- 2003. № 6. — С.35−43.

61. Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М., 1999. -.34 С.

62. Выготский JI. С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: в 6 т.-М., 1982.-Т. 1.-С. 291−436.

63. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.

64. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., Л.: Соцэкгиз, 1934; 305 с.

65. Галажинский Э. В. Системная детерминация самореализации личности. Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук. Барнаул, 2002. 43с.

66. Галажинский Э. В. Системная организация науки и принципы детерминизма: историко-системный анализ // Сибирский психологический журнал. 2006. — № 23. — С. 45−49.

67. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века / Гершунский Б. С. М.: Пед. О-во России, 2002. — 511 с.

68. Гнитецкая Т. Н. Современные образовательные технологии / Т. Н. Гнитецкая. Владивосток: изд-во ДВГУ, 2004.

69. Горбунов В. На основе гуманизации // Высшее образование в России. -2003. -№ 1. С. 80−84.

70. Гохберг А. Кадровый потенциал российской науки // Высшее образование в России- 2002. № 4. С. 8−21.

71. Гребнев Л. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. 2004. — № 1.С. 37.

72. Гуманитарное образование на Европейском Севере // Высшее образование в России. 2003. — № 1. — С. 166−167.

73. Гуружапов В. А. Проект «Горизонты педагогической психологии в XXI веке» //Психологическая наука и образование. 2001. № 4. С. 5−8.

74. Гусева A.C. Гуманитарные технологии в профессиональном образовании // Кадры управления: проблемы и система работы в России и за рубежом. М.: Луч, 1992. С. 191−197;

75. Гусева A.C. Закономерности гуманитарно-технологического развития государственных служащих: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1997. 60 е.;

76. Демина Л. Д., Труевцев Д. В., Юсупов П. Р. Психосемантический анализ смысловой структуры профессионального образа мира // Сибирский психологический журнал. 2004. — № 19. — С. 88−93.

77. Деркач A.A. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999. — 392с.

78. Деркач A.A., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионализма. М., Изд-во РАГС, 2000 125 с.

79. Деркач A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология наука о путях достижения вершин профессионализма. М., 1993. — 23 с.

80. Деркач A.A., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологических исследований. М.: МПА, 1998. 143 с.

81. Деркач A.A., Москаленко О. В. Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, методология, практика. М.,. РАГС, 1999. — 578 с.

82. Деркач A.A., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М.: РАГС, 1993. 156 с.

83. Дмитриева М. А., Дружилов С. А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование. Альманах СО РАО. — Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. — Вып. 4. — С. 18−30.

84. Дмитриенко Т. А. Новые образовательные технологии в высшей педагогической школе // Высшее образование сегодня: Ежеквартальное приложение к журналу «Университетская книга». 2003. — № 8. — С. 2630.

85. Дмитриенко Т. А. Профессионально-ориентированные технологии. //Журн. «Высшее образование в России». М., 2003. — № 3.-с. 160−163.

86. Дорфман JI.Я. Полисистемная организация метаиндивидуального мира // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 2. — С. 3−17.

87. Дружилов С. А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии, 2003, № 4−5, -С.35−42.

88. Дружилов С. А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности //Журнал прикладной психологии. 2004. — № 6 /Психология профессионального становления. — С. 56−60.

89. Дубовицкая Т. Д. Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего специалиста // Психологический журнал. 2003. — Т. 24. — № 5. — С. 103−109.

90. Дюк В. Data Mining / В. Дюк, А. Самойленко. СПб.: Питер, 2001. 366 с. — (Серия «Учебный курс»).

91. Елина И. Е. Компетентность как интегративная характеристика профессиональной деятельности госслужащих: Автореф. Канд. Психол.н., М, 1999, 24 с.

92. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. С-Пб., МоскваХарьков Минск. — Изд-во «ПИТЕР». — 2001. — 554с.

93. Емельянов А. Л. Влияние рефлексивной культуры на повышение профессионализма государственного служащего: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997. С. 53.

94. Жданов О. И. Практическая психология и аутопсихотерапия: Методические рекомендации. М.- РАГС, 1996. — 174 с.

95. Забелова Л. Б. Саморегуляция психических состояний как фактор профессионализма государственных служащих. Автореф. Канд. Диссер., 1997 21 с.

96. Забирко A.A. Ценность самоопределения психолога в современной ситуации // Развивающаяся психология основа гуманизацииобразования: Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. М., 1998. — С. 77−78.

97. Зазыкин В. Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих Психологическое воздействие в деловом общении: Конспект лекций. М.: РАГС, 1999. — 88 с.

98. Залевский В. Г. Психическая ригидность в структуре личности людей с субъект-субъектной профессиональной ориентацией: Автореф. Дис. Канд. Наук, Барнаул, 1999.

99. Залевский Г. В. Открытые и закрытые образовательные системы // экспертиза инновационных процессов в образовании. Томск, 1999, С. 33— 46.

100. Залевский Г. В. Роль психологии в гуманизации современной школы. // Традиционные и инновационные процессы в современном образовании. /Под ред. Г. В. Залевского, Г. Н. Прозументовой. Томск, 1996. — С. 310 316.

101. Залевский Г. В. Филогенетические основания фиксированных форм поведения. // Сибирский психологический журнал. Вып. 11- 1999. С. 55−58.

102. Залевский Г. В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем. Москва Томск, 2004. — 458с.

103. Залевский Г. В., Галажинский Э. В. Профессионально-личностные особенности управленцев в образовании // Сибирский психологический журнал. Вып. 11. 1999. — С. 78−81.

104. Залесский Г. Е. Мировоззрение и убеждения личности как психологические категории Психология мировоззрения и убеждении личности. Фрагменты второй главы книги «Психология мировоззрения и убеждений личности». М. 1994. — С. 12−34.

105. Запесоцкий A.C. Какая модернизация нам нужна? (Об опыте системного преобразования вуза) // Высшее образование в России. 2003. — № 6. — С.25−34.

106. Запесоцкий A.C. Какого человека должна сформировать сегодня система образования? // Высшее образование в России. 2003. — № 3. -С.45−52.

107. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России.-2005. -№ 4.-С. 22−28.

108. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 6. С. 35−43.

109. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Христианская жизнь, 2002. 271 с.

110. Зимняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. С.23−29.

111. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект). // Высшее образование сегодня. 2006. — № 4. -С. 20−27.

112. Зинченко В. П. Деятельность. Знание. Духовность // Высшее образование в России. 2003. — № 5. — С.81−91.

113. Зинченко В. П. Живые метафоры смысла // Вопросы психологии. -2006.-№ 5.-С. 100−113.

114. Зинченко В. П. Идеи Л.С.Выготского о единицах анализа психики. // Психологический журнал. -1981. Т. 2., № 2. — С. 118−133.

115. Зинченко В. П. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для XXI века. С. 87−108.

116. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова): Учеб. Пособие. — М.: Гардарика, 2002. -431 с.

117. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М., 1994. — 304 с.

118. ЗинченкоВ.П. Мир образования и/или образование мира // Мир образования. 1996. № 3. — С. 7−15.

119. Иванов В., Шагеева Ф., Иванов А. Педагогические технологии в инженерном вузе // Высшее образование в России. 2003. — № 1. — С. 120 124.

120. Иванов Е. М. Проблема поиска субстрата субъективной реальности. -М., 1993.-80 с.

121. Игнатьева Г. Деятельностное содержание образования: современная дискуссия // Высшее образование в России. 2003. — № 5. — С.64−74.

122. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Госполитиздат, 1991. 486 с.

123. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. — 512 е.: ил. -(Серия «Мастера психологии»).

124. Инновации в высшей технической школе России. Вып. 2. Современные технологии в инженерном образовании: Сб. ст. М.: МАДИ (ГТУ), 2002. -503 с.

125. Исаева Т. Преподаватель как субъект качества образования // Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С. 17−23.

126. Кадочкина В. Е. Использование активных форм обучения при подготовке педагогов-психологов. // Развивающаяся психология основа гуманизации образования: Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. — М., 1998. — С. 93−94.

127. Каракозов P.P. Смыслообразование при чтении художественной литературы//Вопр. психол. 1987. № 2. С. 122−128.

128. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. М., 1995.-458 с.

129. Климов Е. А. Психология профессионала. — М.: Изд-во «Ин-т практ. Психол.», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400с., стр. 73−74.

130. Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 320 с.

131. Климов Е. А. Становление профессионала. М., Воронеж, 1996. 121с.

132. Климов Е. А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности //Психологический журнал. 2005, том 26, № 3, С. 94−101.

133. Климов Е. А. Становление профессионалов путем приближения к идеалам культуры // Вестник Московского университета. 2005. — Серия 14.-№ 2.-с. 3−6.

134. Клочко В. Е. Психологическая теория и стратегии управления развитием инновационных процессов в образовании. // Сибирский психологический журнал. Вып. 11. 1999. с. 75−78.

135. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский государственный университет, 2005. — 174 с.

136. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд. Изд-во Томского ун-та. Томск, 2000. — 154 с.

137. Клочко В. Е. Современная психология: трудное прощание с методологическими иллюзиями // Сибирский психологический журнал. 2004. № 20. С. 7−11.

138. Клочко В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза //Сибирский психологический журнал. 1998. — Вып. 8−9. — С. 11−17.

139. КлочкоВ.Е., Краснорядцева О. М. Инициация мышления. Депонирована в ИНИОН АН СССР, 33 868 от 12 мая 1988. 209 с.

140. Кобрин Ю. Инновации условие конкурентоспособности // Экономист. -2004.-С. 23−29.

141. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. 252 с.

142. Козиевская Е. В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих. Автореф. Канд. Диссер., 1998.

143. Козлова Н. В. Игра как условие развития творческих возможностей младших школьников различных образовательных сред. Автореф. дисс. канд. психол. н., 1997. 22 с.

144. Козлова Н. В., Бохан Т. Г. Теоретическое осмысление возможностей психологической экспертизы инновационных процессов в образовании//Сибирский психологический журнал. 2000. — № 12. — с. 126−129.

145. Козлова Н. В., Луков Д. В. Комплексная программа повышения мотивации к научной деятельности (психолого-акмеологический подход) // Известия Томского политехнического университета. 2007. — № 3. — Т. 309.-С. 211−217.

146. Козлова Н. В., Сивицкая Л. А., Качалов H.A. Инновационные образовательные технологии как условие развития профессиональных компетенций преподавателей высшей школы // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. № 4. С. 240−243.

147. Козлова Н. В. Акмеология в системе высшего профессионального образования // Теория и практика профессионального образования: Сб. научных трудов / Под ред. А. Д. Копытова, Н. В. Силкиной. Новосибирск-Томск, 2006. — С. 85−99.

148. Козлова Н. В., Берестнева О. Г. Высшая техническая школа игинженерное образование в современных условиях (психолого-акмеологический подход) // Известия Томского политехнического университета. 2006. — № 2. — Т. 309. — С. 229−234.

149. Козлова Н. В., Степанова О. М., Крючков Ю. Ю., Соловьев М. А. Внедрение проблемно-ориентированных технологий в практику обучения студентов, технических вузов // Известия Томского политехнического университета. 2006. — № 1. — Т. 309. — С. 242−247.

150. Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М., 1990. 105 с.

151. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности: учеб. Пособие для студентов пед. вузов / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.

152. Концепция Федеральной программы развития образования на 20 062 010 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. № 1340-р) // Образование в документах. -2005.-№ 30. -С. 15−30.

153. КорбутА.М. Психологическая практика как самотехника // Развивающаяся психология основа гуманизации образования: Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. -М., 1998.-С. 109−110.

154. Краснов Ю. Э. Психологическое образование как порождение антропопрактик // Развивающаяся психология основа гуманизацииобразования: Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. -М., 1998.-С. 115−116.

155. Корчак Я. Педагогическое наследование. М., 1990.

156. Коссов Б. Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С. 58−68.

157. Краснорядцева О. М. Педагогическое мышление как проявление профессиональной компетентности. Барнаул, 2000. — 70 с.

158. Краснорядцева О. М. Психодиагностическое мышление в условиях профессионально-педагогической деятельности. // Сибирский психологический журнал. Вып. 11. 1999. с. 81−85.

159. Краснорядцева О. М. Проблемы профессионального становления личности в процессе повышения квалификации //Сибирский психологический журнал. 2002. № 16−17. С. 42−45.

160. Крючков Ю. Ю., Соловьев М. А., Тюрин Ю. И., Чернов И. П., Чучалин А. И. Проблемно-ориентированное обучение необходимый элемент инновационного инженерного образования // Инженерное образование. -2004.-№ 2.-С. 88−93.

161. Кузьмин В. П. Различные направления разработки системного подхода и их гносеологические основания. // Системные исследования: Ежегодник.-М.: 1984.-С. 7−31.

162. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. 167 с.

163. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. — Москва: Творческий центр «Сфера», 2001. 464с.,.

164. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун — пер. с англ. И. 3. Налетова. 2-е изд. — М.: Прогресс, 1977. — 303 с.

165. Лейбин В. М. «Модели мира» и образ человека. М., 1982. — 255 с.

166. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 325 с.

167. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы психологии. М., 1972. № 1. С.4−9.

168. Леонтьев А. Н.. Психология образа // Вестн.Моск.ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. — 2. С.3−13.

169. Леонтьев Д. А. Жизненный мир человека и проблема потребностей //Психологический журнал. -1992. -Т. 13. -2. -С. 107−117.

170. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психол. журнал. 2000. Т. 21, № 1. С. 15—25.

171. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой регуляции. М.: Смысл, 1999. — 486 с.

172. Леонтьев Д. А. Психология смысла: строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 161 -164.

173. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. Методическое пособие. М.: СМЫСЛ, 1992. — 16 с.

174. Лисовский В. Т. Дмитриев А.И. Личность студента. М., 1974 184 с.

175. Лиферов А. П. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячелетия: Монография. — М.: Славянсеая школа, 1997. — 225 с.

176. Логинова H.A. Становление комплексного подхода в психологических школах В. М. Бехтерева и Б. Г. Ананьева: Автореф. дис.. докт. психол. наук. Л., 1990. 32 с.

177. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1992. 444 с.

178. Ломов Б. Ф. Системность в психологии / Под ред. В. А. Барабанщикова,.

179. Д. Н. Завалишиной и В. А. Понаморенко. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384с.

180. Ломов Б. Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. М.: Изд-во «Наука», 1980. — 277 с.

181. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. — 525 с.

182. Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. № 10. — 2001. — С. 56−61.

183. Любимова Г. Ю. основные направления в исследованиях американского студенчества. // Вестник Московского университета. — Сер. 14 Психология. 2005. — № 2. — С. 56−70.

184. Люрья H.A. Основные направления реформ образования // Традиционные и инновационные процессы в современном образовании. / Под ред. Г. В. Залевского, Т. Н. Прозументовой. Томск, 1996. — С. 45−46.

185. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: Учебн. Пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во УРАО. — 2000. — 128 с.

186. Майбуров И. Высшее образование в развитых странах // Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С. 132−144.

187. Мамардашвили М. Психологическая топология пути. СПб., 1997. 574с.

188. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс-Культура, 1992.—416с.

189. Мануйлов В., Федоров И., Благовещенская М. Современные технологии в инженерном образовании // Высшее образование в России. -2003.-№ 3.-С.117−123.

190. Маркова A. K, Матис Т. А., Орлов О. Б Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990. 191с.

191. Маркова А. К. Методологические проблемы системно-акмеологического изучения социализации и профессионализации человека // Развитие профессионализма государственных служащих: Методология и практика. М., 1998. С.23−38.

192. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.

193. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии Развитого Индустриального Общества / Г. Маркузе — пер. с англ., предисл., примеч. А. Юдина. M.: REFL-book, 1994. — 344 с.

194. Марцинковский И. Ключевые проблемы образования в контексте интеллектуального потенциала будущего: сравнительно-педагогический аспект // Aima mater. 2001. — № 7. — С.4114.

195. Маслоу А. Мотивация и личность / Вступ. ст. Акулиной Н. П. Пер. с англ. Татлыбаева A.M. СПб: Евразия, 1999. — 479с.

196. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Под общ. ред. Г. А.

197. Балла, А. Н. Киричука, Д. А. Леонтьева. Пер. с англ. Г. А. Балла, А. П. Погребской. М.: Смысл, 1999. — 425с.

198. Менделевич В. Д., Спиданенко Т. В. Методы исследования прогностической функции и антиципационных способностей. Учебно-методические рекомендации для студентов и аспирантов. Казань: КГМУ, 2005.-71 с.

199. Мерлин B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Е. А. Климова. М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 448 с.

200. Мерло-Понти М. Временность // Историко-филос. ежегодник 1990. М.: Наука, 1991. С. 271−293.

201. Месяц Г. А., Похолков Ю. П. Российское инженерное образование: проблемы и пути трансформации. Журнал «Инженерное образование», вып. 1, М., 2003, с.5−10.

202. Минцберг Г. Стратегический процесс / Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн, С. Гошал. СПб.: Питер: Питер бук, 2001. — 688 с.

203. Митина Л. М., Вачков A.B., Грызлова И. Н. и др. Проблема профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996. 160с.

204. Московичи С. Г. Социальное представление: исторический взгляд // Психол. журн. Т.16. 1995. № 1. С.3−12. № 2. С. 3−19.

205. Москоленко А. Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Наука, 1989, С. 8−15.

206. Мясищев В. Н. Сознание как отражение действительности и отношений к ней // Проблемы сознания Материалы симпозиума. / Отв. ред. В. М. Банщиков. М., 1966. С. 18−47.

207. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. — 230 с.

208. Нарышкин A.B. Строение образа мира человека и соотношение понятий «знак» «символ» и «значение» — «смысл» //Вопросы психологии. — 2004. — № 1. — С. 88−99.

209. Насиновская Е. Е. Проблемы мотивации личности в деятельностномподходе // Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика (К 100-летию А.Н. Леонтьева) / Под общ. ред. A.A. Леонтьева. М.: Б.и., 2003. С. 105−109.

210. Непомнящая В. А. Особенности становления личности в молодости на этапе изменения социальной ситуации развития. Автореф. дисс. канд. наук. Томск, 2005. — 21 с.

211. Никандров Н. Д. 60 лет РАО: итоги и перспективы // Вопросы психологии. 2003. — № 6. — С. 3−7.

212. Никандров Н. Д. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и приходящее. М., 2001. — 12с.

213. Никитин Э. Создание организационных условий для реализации приоритетного национального проекта «Образование» / Э. Никитин, И. Чечель // Народное образование. 2006. — N 4. — С. 21 — 46.

214. Новиков П. М., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. М.: РГАТиЗ. 2000. 266 с.

215. Носков В. И. Пути повышения качества подготовки специалистов высшей школы // Психолопя на перетиш тисячолпь: Зб1рник наукових праць учаснимв П’ятих Костюювських читань: В 3 т. — К.: Гнозис, 1998.—Т. 2.—С. 555−565.

216. Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002.

217. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди // Дегуманизация искусства и другие работы. Сборник. М., 1991. — С. 22979.

218. Открытое образование стратегия XXI века для России / Ж. Н. Зайцева и др.- под общ. ред. В. М. Филиппова, В. П. Тихомирова. — М.: Изд-во МЭСИ, 2000.-356 с.

219. Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993. — 158с.

220. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Под общ. редакцией Деркача A.A. М.: РАГС. 2005. 258с.

221. Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 1. Феноменология образовательных инноваций: Кол. монография / Под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. — 484 с.

222. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. — 207 с.

223. Петрова Т. П. Методологические основы проектирования новой образовательной стратегии // Традиционные и инновационные процессы в современном образовании. /Под ред. Г. В. Залевского, Г. Н. Прозументовой. Томск, 1996. — С. 29−32.

224. Петровская JI.A. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1990. 331 с.

225. Петровский A.B. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. -1981. № 2. — С. 40−46.

226. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. 336с.

227. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления / Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 1984. № 4. -С. 13−20.

228. Пископпель A.A. Предмет психологии как методологический дискурс // Тр. Ярослав, методол. семинара. Предмет психологии. Ярославль: МАПН, 2004. С. 246−254.

229. Плант М. Смысл и границы точной науки / Вопросы философии. № 5. -.104−106.

230. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.-309 с.

231. Плесснер X. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии: сб. переводов с англ., нем., фр. / сост. и послесл. П. С. Гуревичаобщ. ред. Ю. Н. Попова. 1988. — С. 96−151.

232. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 160 с.

233. Поддъяков А. Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема //Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 13−20.

234. Пожарский С. Д. Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии. Автореф. Дисс. Канд. Психол. Наук. СПб., 2002. — 24 с.

235. Полозова Т. А. Акмеологическая направленность образованияпредпосылка и условие становления нового российского общества // Мир психологии. № 1, 2006. — С. 202−217.

236. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976. — 303 с.

237. Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. -М.: Наука, 1986. 168 с.

238. Порус В. О кризисе вузовской философии // Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С. 114−120.

239. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. Под ред. Г. У. Солдатовой, JI.A. Шайгеровой. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. 112 с.

240. Пригожин И. Р. Философия нестабильности. / Вопросы философии. 1991.-№ 6.-С. 46−57.

241. Прикладная социальная психология./ Под. Редакцией А. Н. Сухова и A.A. Деркача М.- Изд. «Институт практической психологии" — ВоронежИзд. НПО «МОДЭК», 1998. — 688 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

242. Профессиональное образование в XXI веке. Материалы второго международного конгресса по техническому и профессиональномуобразованию. Сеул, Республика Корея, апрель 1999 г. М.: ЦИСН, 2000, 84 с.

243. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 6272.

244. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности / Журнал практического психолога. 1999. -ВыпЛ 25 — № 4 — С. 283.

245. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III—V симпозиумов / Психологический ин-т РАО / Ред. Кол. Чудновский В. Э. и др. М.: «Ось-89»: 2001. — 336 с.

246. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. М. Г. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДЮНА. -2003. 145с.

247. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. A.A. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

248. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация /Пер. с англ. М.: 2002. -396 с.

249. Реан А. А. Акмеология личности // Психологический журнал. 2000. -Т. 21, № 3.-С. 88−95.

250. Рогов Е. И. Особенности профессионализации личности в современном вузе /Состояние и перспективы высшего образования. Сочи. — 2006. — С. 68−70.

251. Роговин М. С. структурно-уровневые теории в психологии: методологические основы. Ярославль 1977. 78 с.

252. Роджерс K.P. Становление личности: взгляд психотерапевта М.: Прогресс: Универс., 1997. — С. 528−573.

253. Розин В. М. Типы и дискурсы научного мышления / В. М. Розин. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. 246 с.

254. Романова Е. С. Психология профессионального становления: Автореф. Дис.докт. психол. наук. М., 1992.

255. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии: 2-е изд. М., Педагогика. 1976. — 414 с.

256. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 191 с.

257. Рябов Л. П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. М.: НИИВО. -2001.-272 с.

258. Садовничий В. А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире // Философия образования № 2(13). 2005. — С. 3−18;

259. Сазонтов А. Е. Основные жизненные стратегии российских студентов. // Вестник Московского университета. Серия 14 Психология. № 3. — 2003. -С. 15−24;

260. Санкин Л., Тонконогая Е. Гуманистическая среда воспитания // Высшее образование в России. 2003. — № 6. — С.44−51.

261. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2001. — 460с.

262. Сащенко Н. П. Психологические основы продуктивных отношений в управленческой деятельности: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 19. С. 9.

263. Селезнева Е. В Сущностные характеристики акмеологической культуры личности // Мир психологии. 2004. — № 1. (37) — С. 166−174.

264. Семенов И. Н. Акмеология новое направление междисциплинарных исследований человека // Общественные науки и современность. 1998. № 3. С. 134−135.

265. Семенов И. Н. Экзистенциально-акмеологический и рефлексивно-психологический подходы к изучению одаренных и личностной ориентации непрерывного образования. В кн.: Психолого-педагогические аспекты перестройки образования. Т.VI. Тверь: ТГУ, 1994. С.78−82.

266. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации творчества и рефлексии. В кн.: Наука о человеке. Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М., 1990. С.35−48.

267. Семке В .Я., Судаков В. Н., Залевский Г. В. Клиническая семантика, принципы ранней диагностики и психопрофилактики состояний психоэмоционального напряжения: Методические рекомендации. Томск. 1988. 19 с.

268. Сергиенко Е. А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: Дисс. в виде научного доклада. д-ра психол. наук. М., 1997. — 118 с.

269. Серкин В. П. Категории: «образ мира» и «образ жизни» // Ученые записки кафедры психологии Северного международного университета. Магадан: Кордис. 2003. Вып. 3. — С. 110−126.

270. Сетров М. И. Степень и высота организации систем. В кн.: Системные исследования. Ежегодник. М., 1969. С. 156−167.

271. Синягин Ю. В. Руководитель организации и его команда (Теоретическая модель). М., 1996 — 164 с.

272. Ситников А. П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 428с.

273. Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф. Докт. Дис., М., 1994.

274. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития. 1998. — № 6. — С. 3−18.

275. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000. -416 с.;

276. Словарь Л. С. Выготского / Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004, С. 52, 81−84.

277. Смирнов С. А. Человек перехода: Сборник научных работ. Новосибирск, 2005.

278. Смирнов С. Д. Методологический плюрализм и предмет психологии // Вопросы психологии. 2005. — № 4. — С. 3−8.

279. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985. 235 с.

280. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. С. 15−29.

281. Солнцева Н. Проблема мотивации: концептуальные основания // Высшее образование в России. 2003. — № 6. — С.96−98.

282. Соловьев B.C. Собрание сочинений: в 8 т. / B.C. Соловьев. СПб.: Т-во «Общественная польза», б. г. — Т. 6: (1886−1896). — 626 с.

283. Соловьев М. А., Тюрин Ю. И., Чернов И. П., Чучалин А. И. Проблемно-ориентированное обучение необходимый элемент инновационного инженерного образования // Инженерное образование. — 2004. — № 2. — С. 88−93.

284. Старовойтенко Е. Б. Система жизненных отношений личности и общий психолого-педагогический принцип их развития. В кн.: A.A. Деркач, Е. Б. Старовойтенко, А. Ю. Кривокулинский. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений. М., 1992. С.7−45.

285. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / С. Ю. Степанов. М.: Наука, 2000. — 170 с.

286. Степанова М. А. Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие // Вопросы психологии, 2003. — № 4. — С. 76−83.

287. Степин B.C. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопр. философии. 2003. — № 8. — С. 5−17.

288. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы / В. С. Степин. М.: Гардарики, 2006. — 384 с.

289. Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие. М.: ИД «Академия" — Высшая школа, 2001. — 360 с.

290. Стрелков Ю. К. Операционально-смысловые структуры профессионального опыта // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1990. — № 3. — С.50.55.

291. Субботский E.B. Формирование морального действия у ребенка // Вопр. психол. 1979. № 3. С. 47−55.

292. Сурков E.H. Антиципация в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1982. -145 с.

293. Суслова Е. А. Методологические основания акмеологии как интегративной науки в системе комплексного изучения человека / Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века. М.: РАГС. -2001.-С. 5−11.

294. Тарабакина Л. В. Модель самореализации студента в учебном процессе. // Развивающаяся психология основа гуманизации образования: Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. -М., 1998.-С. 222.

295. ТедеМ. Кризис современных систем образования // Общественные науки за рубежом. Сер. 8. науковедение: РЖ. 1989. № 2. — С. 141−145.

296. Тихомиров O.K. Понятия и принципы общей психологии. М.: Изд. МГУ.-1992.-87 с.

297. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека // История психологии: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1992. -С. 124−143.

298. Турченко В. Н. Методологические основы российской стратегии образования // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 97−105.

299. Турченко В. Н., Ремез О. В. Диалектика общего и профессионального образования // Теория и практика профессионального образования. / Под ред. А. Д. Копытова, Н. В. Силкиной Вып. 1. — Новосибирск-Томск, 2006. -С. 152−157.

300. Уварова Н. Л. Гуманитаризация профессионального образования государственных служащих средствами лингвистической подготовки: Дис. докт. пед. наук. Казань, 1998.

301. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: 1966, 452 с.

302. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. -М.: Педагогика, 1990. 191 с.

303. Фадеев В. В. Возрастные особенности формирования прогноза в процессе регуляции деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1982.

304. Федоров Н. Ф. Сочинения / Н. Ф. Федороввступ. ст., примеч. сост. С. Г. Семеновой. М.: Мысль, 1982. — 711 с. — (Философское наследие, т. 85).

305. Фельдштейн Д. И. Человек в современной ситуации: тенденции и потенциальные возможности развития // Мир психологии. 2005. — № 1. (41)-С. 15−26.

306. Философский энциклопедический словарь. /Ред. кол. С. С. Аверинцев и др.-М., 1989.-815 с.

307. Фокин В. А. Об особенностях профессионализации студентов-психологов // Вестник Московского университета. — Серия 14. Психология. № 2. — 2005. С. 33−45.

308. Фонарев А. Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 88−93.

309. Франк С. Л. Непостижимое // Сочинения. М.: Правда, 1990, С. 181 559.

310. Франки В. Человек в поисках смысла. М., «Прогресс», 1990. 366 с.

311. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975. С. 112−195.

312. Фромм Э. Характер и социальный процесс // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 48−54.

313. Фукин А. И., Хуснутдинов P.P. Ценностные ориентации студентовбудущих предпринимателей / Материалы научной конференции «психология перед вызовом будущего». 2006. С. 426−428.

314. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика. — 1993. — С. 41−62.

315. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: учеб. пособие / X. Хекхаузеннауч. ред. Д. А. Леонтьев, Б. М. Величковский. 2-е изд. — СПб.: Питер-прессМ.: Смысл, 2003. — 869 с.

316. Хлыстова H.A. К вопросу о смысле модернизации российского образования / Состояние и перспективы высшего образования. Сочи. — 2006.-С. 27−31.

317. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. -2003. -№ 2.-С.58−64.

318. Чегринцова C.B. Психологические факторы, определяющие конкурентоспособность молодых специалистов // Социальная психология 21 столетия. Материалы международного симпозиума. Том 1. Ярославль. 2001.-С. 320−323.

319. Чечель И. Д. Подготовка педагогического и управленческого персонала: к введению профил. обучения // Профильная школа. 2003. — N 2. — С. 17 -19.

320. ЧикишеваИ.Н. Личноетно-ситуационные предпосылки профессионального развития управленцев среднего звена (на примере управленцев нефтегазодобывающего комплекса) Автореф. дисс. канд. наук. — Томск. — 2004. — 21 с.

321. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. М.: Изд-во «Ось-89», 1997. -208 с.

322. Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 3. С. 33−47.

323. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8.-С. 26−31.

324. Шевченко В., Белоусов В., Белоусов А. Университетский комплекс: инновационный проект // Высшее образование в России. 2003. — № 6. -С.61−64.

325. Шел ер М. Формы знания и образование / Шел ер М. // Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. — С. 15−56.

326. Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая гуманитарология. М.: Финансы и статистика, 1984. 23ОС.

327. Шпрангер Э. Два вида психологии (1914) // Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 286 300.

328. Шрейдер Ю. Сознание и его имитация // Новый мир. 1989. № 11. С.244−255.

329. Штовба С. Д. Идентификация нелинейных зависимостей с помощью нечеткого логического вывода в системе MATLAB // Exponenta pro. № 2. 2003.С. 9−14.

330. Шукшинов В. Е. Инновационное образование: идеи, принципы, модели / В. Е. Шукшинов, В. Ф. Взятышев, Л. И. Романькова. М., 1996. — 169 с.

331. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

332. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции). М., Педагогический центр «Эксперимент», 1999. — 156 с.

333. Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего образования / А. И. Щербаков. -Д.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1967. 266 с.

334. Эланд Р. Наднациональные организации и транснациональное образование // Высшее образование в Европе. 2000. — № 3. http://www.aha.ru/-moscow64/ educational-book.

335. Югай Г. А. Общая теория жизни. М.: 1985. 256 с.

336. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994. — 336 с.

337. Юревич А. В. «Методологический либерализм» и парадигмальный статус психологии // Тр. Ярослав, методол. семинара. Методология психологии. Ярославль: МАПН, 2003. С. 349−357.

338. Юревич А. В. Типология психологических фактов. // Вопросы психологии. 2006. — № 5. — С. 3−13.

339. Ядов В. А. Социологические исследования: (методология, программа, методы) / В. А. Ядов. М.: Наука, 1987. — 245 с.

340. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе // библиотека журнала «Директор школы». М.: -1996. -№ 2. — 96с.

341. Якиманская И. С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии. -1999. -№ 3. -С. 39−47.

342. Якунин В. А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие / Европ. Ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.

343. ЯсвинВ.А. Психологическое моделирование образовательных сред /Психологический журнал, 2000. том 21, № 4. С.79−88.

344. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.

345. Ясюкова JI.A. Социально-психологическое прогнозирование профессионального развития руководителя: Автореф. дис. .канд. псих, наук. Л.: ЛГУ, 1988. 16 с.

346. Bandura A.A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior change. Psychological Review, 1977.

347. Buhler Ch. Basis theoretical concepts of humanistic psychology // American psychologist. 1971. Vol. 26, № 4.

348. Changing perspectives in international education / Ed. By O’Meara P., Mehlinger H., Newman R. Bloomington, IN: Indiana University Press, 2001. -419 p.

349. Clark, Burton R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. IAU PRESS, Published for the IAU PRESS PERGAMON, 1998. -167p.

350. Conley V.M., Leslie D.W. Executive Summary of the Statistical Analysis Report (Summer 2002) // U. S. Department of Education, National Center for Education Statistics. Washington, 2002.

351. Csikszentmihalyi M. Flow: The Psychology of Optimal Experience. N.Y., 1990.

352. Danziger K. The methodological imperative in psychology // Philosophy of the Soc. Sci. 1985. -№ 15. — P. 1−13.

353. Deci E.L., Ryan R.M. The 'What' and 'Why' of Goal Pursuits: Human Needs and the Self-Determination of Behavior // Psychol. Inquiry. 2000. Vol. 11(4).

354. Dudley-Evans, Т., St Jonn M.J., Developments in ESP. A multi-disciplinary approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. P.13−18.

355. Enemark S. Innovation in surveying education // Global J. Engng. Educ. -2002.-Vol. 6.-№ 2.-P. 153−158.

356. ESP Ideas. Recipes for teaching professional academic English. LongmanGroup UK Limited, 1996.

357. Eyerer P., Hefer B. and Krause B. The reformation of technical education through project-orientation education (TheoPrax) // Global J. Engng. Educ. -2000. Vol. 4. — № 3. — P. 281−286.

358. Garfield C.A. The Right Stuff// Manage World. 1984. Vol.13 №№ 6, 18, 20, 26.

359. Growne D. The approval motive: studies in evaluative dependence. N.Y., 1964.-118p.

360. Gutek G.L. American education in a global society: internationalizing teacher education. White Plains, NY: Longman, 1993. — P. 20−23.

361. Kahneman D., Tversky A. Prospect Theory: an Analysis of Decision Under Risk // Econometrica, 1979. V. 47. № 2. P. 263−291.

362. Kelly G.A. A Theory of personality. The psychology of personal constructs. N.Y., 1963.

363. Kjersdam F., Enemark, S. The Aalborg experiment project innovation in university education. Aalborg, Denmark: Aalborg University Press (1994).

364. Koh Moy Vin. ELS for engineers: a reassessment // ELT Journal. Volume 42/2. April, 1988.

365. Lewin K. Principles of topological psychology. N. Y., 1936.

366. Maslow A. Toward a psychology of being. N.Y., 1968.

367. Pokholkov Y., Agranovitch B., Chudinov V. Engineering education and training in the field of high technology in the context of intelligent economics 3rd Global congress on engineering education. Glasgow, 2002. 122−126p.

368. Riemer M.J. Expanding multilingualism on the Internet: implications for engineering education. Proceedings 1-st Russian Seminar on Engineering Education. Tomsk, Russia, 2000. p. 77−80.

369. Royce J.R., Powell A. Theory of personality and individual differences: factors, systems and processes. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, 1983. -304 p.

370. Schwarz S., Bilsky W. To word a universal psychological structure of human values // Personality and social psychology. 1987. Vol. 53, № 3.

371. Tuning Educational Structures in Europe. Line 1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001;2003. Phase 1.

372. Velichkovsky B. N. Sehen ist Einsehen. Urania. Univ. 1981, Leipzig, 1981, S. 415−423.

373. Yalom I. Existential Psychotherapy. New York: Basic Books, 1980. XII, 524 p.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой