Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структура и развитие креативных способностей младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение научной литературы показывает, что в определении понятия «креативность» ученые отталкиваются от разных целей и задач, анализируя этот феномен в плоскости своего исследования и в рамках конкретного научного подхода. Авторы личностно-мотивационного подхода (А. Адлер, Т. Амбайл, Р. Ассаджиоли, В. Н. Дружинин, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Н. В. Хазратова, К. Юнг и др.) рассматривают… Читать ещё >

Содержание

  • глава i. Теоретические предпосылки исследования креативных способностей младших школьников
    • 1. 1. Состояние проблемы исследования в психологической науке
    • 1. 2. Содержательная характеристика и структура креативных способностей младших школьников
    • 1. 3. Критерии, показатели и уровни развития креативных способностей младших школьников в учебной деятельности
  • Выводы I главы
  • глава ii. Опытно-экспериментальная работа по развитию креативных способностей младших школьников в учебной деятельности
    • 2. 1. Программа и методики опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Сравнительно-сопоставительный анализ процесса развития креативных способностей младших школьников в учебной деятельности
    • 2. 3. Психолого-педагогическое сопровождение развития креативных способностей младших школьников в учебной деятельности
  • Выводы II главы

Структура и развитие креативных способностей младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования обусловлена выполнением основных задач модернизации российского образования, которые диктуют настоятельную необходимость в формировании творческой личности и развитии ее способностей. Активизация данного процесса в начальной школе требует создания креативной среды и высокого уровня педагогического профессионализма.

Изучение научной литературы показывает, что в определении понятия «креативность» ученые отталкиваются от разных целей и задач, анализируя этот феномен в плоскости своего исследования и в рамках конкретного научного подхода. Авторы личностно-мотивационного подхода (А. Адлер, Т. Амбайл, Р. Ассаджиоли, В. Н. Дружинин, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Н. В. Хазратова, К. Юнг и др.) рассматривают креативность через призму личности, мотивацию личностного роста, потребность в самоактуализациисторонники процессуально-деятельностного подхода (Д.Б. Богоявленская, Е. Вард, В. В. Давыдов, A.M. Матюшкин, Я. А. Пономарев и др.) — через механизмы творческого процессасоциокультурного подхода (Д. Воллас, JI.C. Выготский, X. Груббер, Дж. Накамура, М. Чиксентмихайи и др.) — в контексте социальных связей и культурного окруженияприверженцы психометрической теории (М. Воллах, Дж. Гилфорд, Н. Коган, Д. Лаверт, С. Медник, Р. Стернберг, Е. Торренс и др.) указывают на генетическое определение творческого потенциала, который может быть измерен стандартными тестами.

В отечественной и зарубежной психологии проведены исследования по проблеме развития детской одаренности, креативности, креативных способностей младших школьников (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В. Н. Дружинин, K.M. Кыштымова, A.M. Матюшкин, А. И. Савенков, Е. П. Торренс, К. Урбан и др.). В то же время структурная организация креативных способностей младших школьников с разным типом обучения до настоящего момента не рассматривалась.

Таким образом, проблема исследования состоит в решении ряда вопросов, имеющих теоретическое и практическое значение и связанных с выделением структурно-содержательных характеристик креативных способностей младших школьников, а также с изучением особенностей развития таковых в учебной деятельности и определением основных направлений психолого-педагогического сопровождения данного процесса.

Цель исследования — выявить психологические особенности структурной организации и развития креативных способностей младших школьников в учебной деятельности.

Объект исследования — креативные способности младших школьников:

Предмет исследования — структура и развитие креативных способностей младших школьников в учебной деятельности.

Гипотезы исследования: изучение креативных способностей как сложной’динамичной системы позволяет определить ее компоненты, которые имеют качественные характеристики и содержание которых согласованнона развитие креативных способностей младших школьников, имеющих системное многокомпонентное и многоуровневое строение, влияет тип обучения школьнойпрограммыинтеграция компонентов структуры" креативных способностей младших школьников обладает различными типами их соотношения, которые обусловлены индивидуальными, возрастными и тендерными особенностями младших школьниковтипы структурной организации креативных способностей младших школьников характеризуются специфическими" особенностями, для гармонизации и развития которых необходимы соответствующие методы и формы психологической работы;

— оптимальному развитию и гармонизации компонентов структуры креативных способностей младших школьников способствует психолого-педагогическое сопровождение, обеспечиваемое системным воздействием.

Задачи исследования:

1) проанализировать состояниепроблемы исследования креативных способностей младших школьников в психологии;

2) уточнить сущностные признаки и рассмотреть структурно-содержательную характеристику креативных способностей младших школьников;

3) разработать теоретическую модель развития креативных способностей младших школьников в учебной деятельности;

4) осуществить сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию креативных способностей младших школьников, в учебной деятельности;

5) выявить типологию структурной организации креативных способностей младших школьников;

6) определить основные методы и формы психолого-педагогического сопровождения процесса развития креативных способностей младших школьников в учебной деятельности. .

Методологическую и теоретическую основу диссертации составили принципы: детерминизма, развитиясистемностиединства личности, сознания и деятельности, а также научные труды отечественных и зарубежных авторов, затрагивающие проблемы содержания и основ креативности, творческих способностей, в философии (А. Бергсон, Н. А. Бердяев, M.JI. Ивлева, Ж.-П. Сартр, B.C. Соловьев, П. А. Флоренский и др.) и психологии (Ф. Баррон, Д. Б. Богоявленская, М. Воллах, JI.C. Выготский, Дж. Гилфорд, A.A. Деркач, В. Н Дружинин, В. Г. Зазыкин, Н. Коган, А. Н. Матюшкин, С. Медник,. Я. А. Пономарев, Дж. Рензулли, Е. П. Торренс, Д. В Ушаков, B.C. Юркевич, E.JI. Яковлева и др.), вопросы^ индивидуальных различий (С.А. Изюмова,.

А.И. Крупнов, С. И. Кудинов, Н. Д. Небылицын, И. П. Павлов, Т. А. Ратанова, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков и др.)? психология учебной деятельности (В.В. Давыдов, В. В. Рубцов, JI.M. Фридман, Д. Б. Эльконин и др.), исследования различных аспектов самоактуситзации и самореализации личности (К.А. Абульханова, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, М. Г. Селюч, E.JI. Яковлева и др.), развития личности младшего школьника (B.C. АгаповЛ.И. Божович, B.C. Мухина, Л. Ф. Обухова, H.A. Пешкова, A.A. Реан, К. Д. Ушинский, Т. Н. Шайденкова идр.), психолого-педагогического сопровождения развития креативных способностей, личности (JLО. Андропова, И. П. Гладилина, Г. А. Горбунова, Г. П. Иванова, A.B. Иващенко, JI.B. Мальцева, К. УрбанЕ.И. Щебланова"и др.).

Методы и методики исследования. В целях реализации задач исследования и подтверждения* выдвинутых гипотез был использован комплекс методов, отражающих единство теоретического и эмпирического методов познания: методы теоретического анализа научной, литературыпо проблеме исследования, диагностические тестовые методы, методы, статистической обработки (корреляционный^ и факторный, анализ), а' также конкретные методики:."Диагностика креативности" «(Е.П. Торренс), «Оценка способностей и личностных качеств» (В.П. Опутникова, Е.Е. Туник) — «Опросник 12-PF» Р. Б. Кеттелла и Р.В. Коана- «Словарь эстетических эмоций» (адаптирован ВТ. Ражниковым), «Три слова» (диагностика творческого воображения).

Обработка результатов проводилась с применением стандартного статистическогопакета SPSS Statistics 17.0, корреляционного и факторного анализа.

Научная новизна исследования заключается в следующем: — определено, что. креативность — сложный интегральный феномен, включающий интеллектуальные, личностные, мотивационные, эмоциональные и социальные аспекты, поэтому структурно-содержательнаяхарактеристика креативных способностей рассматривается учеными с позиции когнитивных и аффективных особенностейуточнена структурно-содержательная характеристика креативных способностей младших школьников, включающих в себя взаимосвязанные когнитивно-креативный, мотивационно-личностный, эмоциональный и деятельностный компоненты, и разработана теоретическая модель их развития в учебной деятельностивыделены их показатели и уровни развитияраскрыты межкомпонентные корреляционные связи развития креативных способностей младших школьников: когнитивно-креативный компонент выступает системообразующим в структуре развития креативных способностей младших школьников, а интегрирующими показателями являются1 «креативность», «независимость», «импрессивность» и «настойчивость" — обобщены результаты сравнительного анализа, проанализирована динамика показателей структурных компонентов1 креативных способностей младших школьников в контексте возрастных и. тендерных различий при различных типах обучения: уровень развития креативных способностей' младших школьников, занимающихся по программе развивающего обучения, имеет тенденцию повышения, коррекционного обучения — тенденцию понижения, а при традиционном обучении, практически не меняетсязначения показателей структурных компонентов креативных способностей, за исключением деятельностного, у девочек несколько выше, чем у мальчиковописана факторная структура креативных способностей младших школьниковвыделены значимые веса в каждом из факторов, представляющих специфические особенности в выборках младших школьников, и их структуры. Креативные способности младших школьников первого года обучения сформированы двумя факторами: мотивационно-личностным (познавательные потребности и критичность) и эмоциональным (экспрессивность) — второго года обучения» — когнитивно-креативным фактором (творческое мышление и креативность) — третьего года обучения — когнитивно-креативным (творческое мышление и креативность) и мотивационно-личностным (критичность) — и четвертого года обучения — мотивационно-личностным (познавательные потребности, критичность) и когнитивно-креативным фактором (креативность, творческое воображение). В качестве первого фактора в выборке семилетних школьников выступает мотивационно-личностный, состоящий из познавательных потребностей и критичности, второго — деятельностный факторвключающийсмелость. Первый фактор в выборке восьмилетних: школьников способствует формированиютворческого мышления-, настойчивости' и познавательных потребностей, второй?- критичность и творческая. активность, третий — креативность и творческое' воображение., В выборкедевятилетних школьников первыйфактор5 формирует когнитивно-креативный компонент (творческое мышление и креативность), второй' - мотивационно-личностный (критичность) — у десятилетних школьников первый фактор? объединяет познавательные: потребности-, творческое мышлениеи настойчивость, второй фактор — креативность и творческое: воображение. В выборке одиннадцатилетних, детейглавным, фактором можносчитать когнитивно-креативный^ состоящийиз. творческого* мышленияпознавательных, потребностей и творческого воображенияпоказана типология? структурнойорганизациикреативных способностей младших, школьниковпозволяющая разработать ключевые психолого-педагогические методы^ и формы, работы по гармонизации изучаемого феноменапредставленасодержательная характеристика: сбалансированного типа структурной организациикреативных способностей младших школьниковнесбалансированного типа структурной организации, креативныхспособностей с выраженными показателями по двум: структурным компонентам:. когнитивноткреативному. и мотивационно-личностному, когнитивно-креативному и эмоциональному, мотивационно-личностному и эмоциональному, мотивационно-личностному и деятельностному, эмоциональному и деятельностномунесбалансированного типа структурной организации креативных способностей с выраженными показателями по одному структурному компоненту: когнитивно-креативному, мотивационно-личностному, эмоциональному и деятельностномунесбалансированного типа структурной организации креативных способностей с проблемной зоной развития в одном из структурных компонентов: когнитивно-креативном, мотивационно-личностном, эмоциональном и деятельностномопределены основные психолого-педагогические методы и формы работы в группах младших школьников с разным типом структурной организации креативных способностей: специальные тренинги, арт-терапия, игры, программы и упражнения, развивающие инновационные педагогические технологии.

Теоретическая, значимость проведенного исследования* заключается в том, что проанализированы и классифицированы различные подходы, отечественных и зарубежных ученых к изучению креативных способностей младших школьников, в результате чего раскрыты общие1 и специфические аспекты в изучении указанного феномена. Разработана* теоретическая модель развития креативных способностей младших школьников, включающая-когнитивно-креативный, мотивационно-личностный, эмоциональный и деятельностный компоненты. В рамках данной модели обоснована психологическая структура креативных способностей младших школьников, состоящая из определенных критериев, показателей и уровней, интеграция которых детерминирует типологию структурной организации" креативных способностей младших школьниковОписаны. психологические характеристики различных типов структурной" организации креативных способностей младших школьников с разным уровнем развития. Выявлены системообразующий когнитивно-креативный компонент структурнойорганизации и интегрированные показатели структурных компонентов креативных способностей младших школьников: «креативность», «независимость», «импрессивность» и «настойчивость».

Практическая значимость исследования состоит в том, что комплекс методик, используемых для психодиагностики структурной организации креативных способностей младших школьников в учебной деятельности, дает возможность выявить типологию изучаемого феномена. Этот комплекс методик, экспериментально апробированный применительно к младшему школьному возрасту, показал себя адекватным и надежным инструментом для определения типологии исследуемого феномена. Установлены основные формы и направления психологической работы в группах с разным типом структурной организации креативных способностей младших школьников: Полученные результаты задействованы для разработки научно-практических V рекомендаций по развитию структуры креативных способностей. Материалы исследования могут быть использованы в общей психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической психологии. Систематизированный эмпирический материал может применяться для организации психолого-педагогического сопровождения развития' креативных способностей" младших школьников при разработке развивающих и коррекционных программ, главной целью которых является гармонизация структурной организации креативных способностей. Результаты исследования могут быть полезны в-практике профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и практических психологов.

Исследование проводилось поэтапно.

Первый этап (2005—2006^ гг.) — определение цели, задач, методологии и методик исследования, выдвижение гипотез, изучение научной литературы по проблеме исследования. Анализ и обобщение материалов, полученных на этом этапе, позволили очертить круг основных противоречий, связанных с изучением креативных способностей младших школьников в психологической науке.

Второй этап (2006—2008 гг.) — разработка программы эмпирического исследования и организация опытно-экспериментальной работымодификация существующих и разработка авторской программы развития креативных способностей у младших школьников в ходе психолого-педагогического сопровождения изучаемого процесса.

Третий этап (2008—2010 гг.) — обобщение и подведение итогов исследованиясравнительный анализ и интерпретация эмпирических данныхразработка научно-практических рекомендаций по внедрению авторской программы развития креативных способностей' у младших школьников в учебной деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Анализ научных концептуальных подходов к психологической сущности креативных способностей продемонстрировал, что целостность понятия «креативность» достигается интеграцией всех изученных ее аспектов: креативной личности, креативного процесса, креативной среды и креативного продукта.

2. Сущностные признаки креативных способностей младших школьников как интегрального личностного образования раскрываются через следующие аспекты: категориальный (отражает сущность понятий «креативность», «креативный процесс», «креативный продукт», «креативная личность» и «креативная среда») — структурный (когнитивно-креативный, мотивационно-личностный, эмоциональный и деятельностный компоненты) — типологический (высокий, средний и низкий уровни развития креативных способностейразвивающий, традиционный и коррекционный типы программ психолого-педагогического сопровождения).

3- Теоретическая модель развития креативных способностей младших школьников в учебной деятельности отражает результат влияния креативной среды и психолого-педагогического сопровождения на развитие изучаемого феномена.

4. Структура креативных способностей младших школьников представляет функциональное единство когнитивно-креативного, эмоционального, мотивационно-личностного и деятельностного компонентов, качественные характеристики которых определяют показатели: креативность, творческое мышление и воображениепознавательные потребности, независимость, критичность, экспрессивность, эмоциональная чувствительность, импрессивность, творческаяактивность, настойчивость и смелость, находящиеся во взаимодействии.

5. Совокупность компонентов структуры креативных способностей младших школьников отражает уровни, выступающие качественно1 различными формами процесса развития таковых в учебной, деятельности: низкий, средний, высокий. Уровниразвития компонентов креативных способностей младших школьников образуют определенную структурную организацию.

6. Возрастные И’тендерные различия креативных способностей младших школьников, обучающихся^ по разным ^ образовательным программам, проявляются неравномерно. Каждый возрастной период характеризуется особенностями развития показателей компонентов структуры креативных способностей. К девятигодам у младших школьников прослеживается тенденция повышения' уровня развития креативных способностей^, после десяти — тенденция, понижения. Уровень развития креативных способностей младших^ школьников, занимающихся по программе развивающего обучения, вышечем у учеников, обучающихся по' традиционной программе. Уровень развития креативных способностей в выборке девочек несколько выше, чем в выборке мальчиков.

7. Методы игровой и арт-терапии, тренинги и упражнения, инновационные педагогические технологии, направленные на гармонизацию и развитие креативных способностей в группах младших школьников с разным типом структурной организации изучаемого феномена, должны реализовываться в соответствии с раскрытыми психологическими особенностями и обеспечиваться системным воздействием.

Эмпирическая база исследования. Общий объем выборки составил 601 учащийся (322 мальчика и 279 девочек) МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 3 г. Вуктыла Республики Коми». Из них 118 первоклассников (68 мальчиков и 50 девочек), 158 второклассников (82 мальчика и 76 девочек), 178 третьеклассников (98 мальчиков и 80 девочек)-и 147 четвероклассников (74 мальчика и 73 девочки) — 137 учащихся, обучающихся по программе развивающего обучения, 434 ученикатрадиционного и 30 человек — коррекционного обучения. В исследовании принимали участие 29 учителей начальных классов данной школы.

Объективность и достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечиваются теоретико-методологической обоснованностью, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методических приемов сбора эмпирических данных, применением к ним методов статистической обработки с последующей интерпретацией.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационной работы были изложены автором на научно-практической конференции «Проблемы интеграции науки и образования» (г. Москва, СФГА, 2007), Международной научно-практической конференции «Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, методология, технологии» (г. Москва,.

СФГА, 2008), научно-практической конференции «Научно-исследовательская деятельность как инновационный ресурс в образовании» (г. Москва, СФГА, 2009), на методическом семинаре муниципального района «Вуктыл» «Инновации в образовании: развитие креативности учащихся. Из опыта работы» (2010), во Всероссийском конкурсе «Современный классный руководитель» (г. Москва, 2010). Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета Российского университета дружбы народов.

По теме диссертационного исследования опубликованы 14 работ: 2 монографии, 8 учебных пособий, 4 статьи. 3 статьи опубликованы в научных рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 152 наименования, и 38 приложений. Текст диссертации иллюстрирован рисунками и таблицами. Общий объем работы 23Д страницы.

Выводы II главы.

Опытно-экспериментальнаяработа основана на базовых теоретических положениях и разработанной нами модели развития креативных способностей младших школьников в учебной деятельности. В соответствии с поставленными задачами методики, диагностирующие уровень развития изучаемого феномена, распределились на основе выделенных структурных компонентов. креативных способностей: когнитивно-креативного, мотивационно-личностного, эмоционального и деятельностного.

Результаты эмпирического исследования были подвергнуты корреляционному анализу, в результате которого были определены системообразующие показатели структурных компонентовкреативных способностей: «креативность», «независимость», «имрпрессивность» и «настойчивость». Из выделенных факторов, по, итогам факторного анализа каждой группыреспондентов, на первыйпланвыходят взаимодополняющие факторы когнитивно-креативного и мотивационно-личностного компонентов.

Сравнительно-сопоставительный анализ выявил, типы структурной <организации креативных способностеймладших школьников: сбалансированный тип, несбалансированные типы: с выраженными когнитивно-креативными мотивационно-личностным, когнитивно-креативным и эмоциональным, мотивационно-личностным и эмоциональным, мотивационно-личностным и деятельностным, эмоциональным и деятельностным компонентамис выраженным когнитивно-креативным, мотивационно-личностным, эмоциональным и деятельностным компонентамис проблемнойзоной развития в когнитивно-креативном, мотивационно-личностном, эмоциональном и деятельностном компонентах.

Наиболее выраженными типами психологической структуры креативных способностей среди младших школьниковявляются: сбалансированный тип (78,37%) — несбалансированный тип с выраженным эмоциональным компонентом (3,49%) и несбалансированный тип с проблемной зоной развития в когнитивно-креативном компоненте (3,33%).

Основная часть выборки младших школьников имеет уровень развития креативных способностей, соответствующий возрастной норме, за исключением учащихся четвертого класса, занимающихся по программе коррекционного обучения (38,46) — несколько ниже нормы. Результаты учащихся обучающихся по программе развивающего обучения выше, чем результаты учеников, обучающихся по программе традиционной школы, не «смотря на~то-~что~в~первом-классе~их~уровень~развития~был практически одинаковым. Поэтому уровень развития первых выше, чем у вторых, благодаря психолого-педагогическому сопровождению: специально созданным условиям и выбору программы обучения.

Обобщив, результаты сравнительно-сопоставительного анализа, мы определили для каждого типа структурной организации креативных способностей конкретные формы и направления психологической работы по гармонизации креативных способностей. Основная работа практического психолога заключается в выявлении типа структурной организации креативных способностей, затем в определении форм и методов работы.

Психологическая помощь детям имеет свою качественную специфику: основными методами является игра, арт-терапия и тренинг. Психологическая работа по гармонизации структурных компонентов креативных способностей младших школьников обеспечивается системным воздействием. Реализация основных форм и направлений данной работы предусматривает не только их применение, но и создание условий для гармонизации и развития структурных компонентов изучаемого феномена.

Таким образом, развитие высокого уровня структурных компонентов креативных способностей младших школьников в учебной деятельности возможно при организованной психолого-педагогической поддержке в благоприятной для творчества среде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целостный анализ теоретических подходов, методов и конкретных методик позволил определить креативные способности как системное личностное образование через их сущностные признаки, а структурную организацию — через межкомпонентные связи и представить содержательные характеристики критериев и показателей на разных уровнях их развития.

На основе базовых теоретических положений сформулированы авторские представления о структуре креативных способностей младших школьников в учебной деятельности, где креативные способности рассмотрены как системное многоуровневое образование личности младшего школьника, детерминированное природными, социальными и личностными предпосылками и развивающееся в процессе учебной деятельности, при создании благоприятной креативной среды и психолого-педагогическом сопровождении.

Описаны сущностные признаки креативных способностей младших школьников, раскрывающиеся через категориальный, структурный и типологический аспекты. Структурные компоненты креативных способностей динамичны и обладают гибкой связью, характеризующейся одновременно детерминизмом и неопределенностьюспособностью постоянно развиваться через изменение и реализацию возможностей каждого структурного компонента (важны не конкретные величины достижений по какому-либо отдельно взятому компоненту, а сам факт движения к более высокому уровню развития) — иерархией и относительной значимостью структурных составляющих, которая индивидуальна.

Развитие структуры креативных способностей младших школьников в учебной деятельности представляет функциональное единство когнитивно-креативного, мотивационно-личностного, эмоционального и деятельностного компонентов, качественные характеристики которых определяют показатели: креативность, творческое мышление и воображение, познавательные потребности, независимость, критичность, экспрессивность, эмоциональная чувствительность, импрессивность, творческая активность, настойчивость, смелость, находящиеся во взаимодействии.

Установленные компоненты и их показатели обосновали выделение уровней развития креативных способностей младших школьников в учебной деятельности, которые образуют специфические особенности структурной организации. В ходе опытно-экспериментальной работы выявлены типы структурной организации креативных способностей младших школьников и их особенности: сбалансированный тип, несбалансированные типы: с выраженными «когнитивно-креативным ~ ~~и мотивационно-личностным,» когнитивно-креативным и эмоциональным, мотивационно-личностным и эмоциональным, мотивационно-личностным? и деятельностным, эмоциональным и деятельностным-компонентамис выраженным когнитивно-креативным, мотивационно-личностным, эмоциональным и деятельностным компонентамис проблемной зоной развития' в когнитивно-креативном, мотивационно-личностном, эмоциональном и деятельностном компонентах.

Тесные корреляционные связи между показателями1, структуры компонентовотражают устойчивую внутреннюю организацию* креативных способностей, как психологического феномена. Несбалансированные типы структурной организации) креативных способностей младших школьников с выраженными структурными компонентами и проблемными зонами, в их развитии могут одновременно выступать зоной их ближайшего развития.

По итогам сравнительного анализа эмпирических данных раскрыта динамика тендерных и возрастных различий в> развитии креативных способностей младших школьников «при различных типах обучения. Уровень развития креативных способностей младших школьников, занимающихся по программе развивающего обучения, имеет тенденцию повышения, коррекционного обучения*— понижения, при традиционном обучении уровень практически не меняется.

В целом динамика развития креативных способностей имеет тенденцию их повышения. Показатели «независимость» и «смелость» деятельностного компонента в структурной организации креативных способностей младших школьников имеют одинаковые значения в выборках мальчиков и девочек. Все показатели когнитивно-креативного компонента, «познавательные потребности» мотивационно-личностного компонента, «творческая активность» деятельностного компонента структуры креативных способностей в выборке девочек несколько выше, чем в выборке мальчиков. Более высокие значеншГпоказателя~"критичность"~мотивационно-личностного~компонента~и~ всех показателей эмоционального компонента структуры' креативных способностей в. выборке девочек подчеркивают их эмоциональность и критичность.

Обнаружены значимые корреляции, определяющие системообразующий когнитивно-креативный. компонент структурной организации и интегрированные показатели структурных компонентов' креативных способностей младших школьников: «креативность», «независимость», «импрессивность» и «настойчивость». Из выделенных факторовобеспечивающих развитие креативных способностей, на первый план выходят факторы когнитивно-креативного и мотивационно-личностного компонентов структурной организации^ креативных способностей.

Для каждого типа структурной, организации креативных способностей описаны конкретные формы и методы психолого-педагогического сопровождения. Психологическая работа по< гармонизации структурных компонентов креативных способностей у представителей отдельных типов структурной организации обеспечивается системным воздействием. Реализация данной работы предусматривает, применение специальных психолого-педагогических методов и форм психологической помощи, создание креативной среды и условий для гармонизации и развития компонентовструктуры креативных способностей младших школьников в учебной деятельности.

Перспективы исследования обусловлены изучением взаимосвязи типов структурной организации креативных способностей учителя и учеников начальной школыразработкой и применением развивающих и коррекционных программ, направленных на формирование гармоничной структуры креативных способностей у младших школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C., Шульга Е. П. Структура и развитие креативных способностей младших школьников. М.: РУДН, 2010. — 231 с.
  2. Ю.Д., Войскунский А. Е. Одаренность детей и подростков в области новых информационных технологий // Одаренный ребенок. -2002.-№ 2.-С. 4−22.
  3. Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. М.: МПСИ, Флинта, 1998 -144 с.
  4. Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 35 — 41.
  5. Д.Б. Природа детской одаренности // Одаренный ребенок. -2002.-№ 1.-С. 6−13.
  6. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 352 с.
  7. БухваловВ.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 144 с.
  8. И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось — 89, 2007. 144 с.
  9. Введение в психодиагностику./ Под ред. K.M. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Academia, 2000. — 192 с.
  10. Ю.Виноградов А. Г. Креативность и современные информационные технологии// Одаренный ребенок. 2002. — № 1. — С. 14−17.11 .Вишнякова Н. Ф. Психологические особенности креативной одаренности // Одаренный ребенок. 2002. — № 1. — С. 18 — 24.
  11. И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской области. М.: Педагогика, 1988. — 96 с.
  12. И.Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. -М.: Просвещение, 1991.-93 с.
  13. Л.С. Психология. -М.: ЭКСМО-пресс, 2000. 1008 с.
  14. Т. Логические игры, тесты, упражнения. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 304 с.
  15. Гатанов Ю. БгКурс развития творческого мышления" — СПб: ИМАТОН, 1999.-60с.
  16. П.Герасимова Н. Г. Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии: Дис. канд. пед. наук. Иркутск, 2003. — 184 с.
  17. Дж. Три стороны интеллекта // Психологическое мышление/ Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — с 433 — 456.
  18. C.B. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. — СПб.: Речь, 2001.-346 с.
  19. И.П. Педагогическая технология развития творческой одаренности молодежи в высшей школе: Дис. д-ра пед. наук. М., 2009. 407 с.
  20. Г. А. Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников: Дис. д-ра пед. наук. М., 2010. — 418 с.
  21. Е.В. Учимся танцевать. Путь к творчеству. — М.: НПО «Психотехника», 1993.-203 с.
  22. Готсдинер А.Л.К проблеме многосторонних способностей // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 82 — 88.
  23. А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. -СПб.: Питер, 2007. 208 с.
  24. Ю.А. Психолого-педагогические условия творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. 1989. -№ 2.-С. 57−62.
  25. В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников: Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК». — 1998. — С. 193 -196Г — ¦ -----------—--
  26. И.В. Поло-ролевые стереотипы и развитие способностей // Одаренный ребенок. 2002. — № 3. — С. 57 — 66.
  27. Л.Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 101−106.
  28. М.В. Особенности развития креативности детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Ставрополь, 2004. 22 с.
  29. В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2000. -368 с.
  30. . О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского // Вопросы психологии. 1996. № - 5. — С. 98 — 109.
  31. М.В. Психология развития. Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.-336 с.
  32. М.В. Практическая психология детского творчества. — М.: МПСИ, 2001.-194 с. 34.3ив А. Юмор и одаренность // Одаренный ребенок. 2002. — № 3. — С. 1828.35.3инкевич-Евстегнеева Т.Д., Фролов Д. В. Основы сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2006.-176 с.
  33. Т.В. Остроумие и креативность // Вопросы психологии. — 2002. -№ 1.-С. 76−87.
  34. M.JI. Философские основания психологической концепции одаренности: Дис. д ра филос. наук. М., 2009. — 450 с.
  35. Казакова JLA. Нетрадиционные воспитательные технологии для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. — УльяновскТ Государственный педагогический университет, 2008. 38 с.
  36. Как воспитывать в ребенке творческую личность? / Сост. Т. А. Барышева, В. А. Шекалов. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 224 с.
  37. П.Ф. Детская w педагогическая психология. — М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 336 с.
  38. М.М. Тренинг креативности. М.: Ось — 89, 2008. — 128 с.
  39. JI.A. Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии. Электронный ресурс. — URL: http://pedsovet.org/component7option, commtree/task, viewlink/link id, 5337 (дата обращения: 26.02.2010)
  40. В.П. Развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения работ по мотивам дымковской игрушки // Начальная школа. — 2000. № 11.-С. 65−70.
  41. И.М. Психологический словарь. Электронный ресурс.: интерактив, справочник. -М.: СГИ, 2000. 1 CD-ROM
  42. А.И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когнито-центр, 2007. — 197 с.
  43. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. / Сост. Т. А. Барышева, В. А. Шекалов. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 416 с.
  44. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2003. 464 с.
  45. И.М. Креативность школьников: психосемиотический подход: Дис. д ра психол. наук. — Иркутск, 2009. — 529 с.
  46. Н.С. Широта одаренности, призвание, судьба// Вопросы психологии. 1996. № 6. — С. 139 — 152.
  47. Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. — М.:
  48. Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК"7 1997. —448 с.
  49. A.A. „Научите человека фантазии.“ (Творчество и развивающее образование)// Вопросы психологии. — 1998. № 5. — С. 82 — 85.
  50. А.Н. О формировании способностей: Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО „МОДЭК“. 1998. — С. 70 — 79.
  51. А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Academia, 2001.-256 с.
  52. О.В. Педагогическая психология воспитания. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1997. — 256 с.
  53. Лук А. Н. Юмор. Остроумие. Творчество. — М.: Искусство, 1977. 138 с.
  54. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с.
  55. Т., Муширу К. Психология-креативности. — М.: Когнито-центр, 2009.-215 с. 5 8. Мальцева Л. В. Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства: Дис. д-ра пед. наук. М., 2010.-408 с.
  56. И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. — 220 с.
  57. А. Новые рубежи человеческой природы. — М.: Смысл, 1999. — 425 с.
  58. А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
  59. A.M., Сиск Д. А. Одаренные дети // Вопросы психологии. -1988.-№ 4.-С. 88−97.63 .МёеровичГ М.И., Шрагина Л. И. Техно л огия~творческого^ мышления: Практическое пособие. — Мн.: Харвест, 2003. — 432 с.
  60. М.В. Развитие творческих способностей у детей 5—9 лет. — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002. 128 с.
  61. C.B. Роль воображения в развитии творческой личности. // Вестник Челябинского университета. — 1996. № 1. — С. 55 — 62.
  62. О.В. Математические методы психологии: Практикум. — М.: Аспект Пресс, 2008. 238 с.
  63. В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 86 — 95.
  64. B.C. Психология детства и отрочества. — М.: Институт практической психологии, 1998. 488 с.
  65. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. — Львов: Инициатива- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. -128 с.
  66. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2007. — 392 с.
  67. В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / Под ред. A.B. Брушлинского и Т. Н. Ушаковой. М.: МПСИ- Воронеж: НПО „МОДЭК“, 2000. — 688 с.
  68. Общая психология. / Сост. Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1998. — 448 с.
  69. С.П. Развитие творческой активности младших школьников в малых исследовательских группах. — М.: МИФИ, 2008. — 64 с.
  70. H.H. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. М.: Институт практической психологии, 1997.- 136 с.
  71. В.И. Психология менеджемента. М.: Институт практической психологии, 1996. -235 с.
  72. H.H. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 16−19.
  73. Я.А. Психология творения. М.: МПСИ- Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1999. — 480 с.
  74. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2002. — 256 с.
  75. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Академия, 2001. 160 с.
  76. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. / Под ред. A.A. Реана СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2003- 416 с.
  77. Психотерапия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2002. -672 с.
  78. Д.М. Тренинг личностного роста. М.: Форум, 2009. — 184 с.
  79. Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности. — М.: МПСИ, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1999. 128 с.
  80. Е.Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. М.: ВЛАДОС, 2002. — 128 с.
  81. Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. М.: ВЛАДОС
  82. ПРЕСС,"20 027=3 84 с:-- —---————--————
  83. РотенбергВ.С. Психология творчества. Электронный ресурс. URL: www.rjews.net/vrotenberg (дата обращения: 20.04.2009)
  84. С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории: Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО „МОДЭК“. — 1998. С. 8093.
  85. A.A., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2000. — 108 с.
  86. А.И. Одаренные дети в детском- саду и в школе. М.: Академия, 2000. — 232 с.
  87. А.И. Прогнозирование выдающихся достижений // Одаренный ребенок. 2002. — № 2. — С. 23 — 31.
  88. А.И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010. — 440 с.
  89. М.Г. Системная* концепция творческого Я руководителяIобразовательного учреждения. М.: Издательство МГОУ, 2008 — 335 с.
  90. А.Г. Основы философии. — М.: Политиздат, 1988. 592 с.
  91. Е.Б. Мыслительные установки творческой личности в культурной динамике // Мир психологии. 2009. — № 1 (57). — С. 260 -271.
  92. С.Н. Развитие творческих способностей детей, воспитывающихся в условиях детского дома: Ступеньки мастерства — Сыктывкар: КРИРО и ПК, 2006. Вып. 8. — С. 53 — 74.
  93. Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
  94. Су Соколова И. А. Исследования за рубежом // Одаренный ребенок. — 2002. -№ 3.~ С. 9- 17.
  95. Н.Ф. Педагогическая психология. — М.: Академия, 2001. —288~с: —--¦-----¦—----¦—
  96. Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. — СПб.: Речь, 2002.-176 с.
  97. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1998.-544 с.
  98. К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 123 -132.
  99. Е. Е. Тест Е. Торренса: Диагностика креативности. Методическое руководство. СПб: ИМАТОН, 2000. — 172 с.
  100. Е.Е., Опутникова В. П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005. — 104 с.
  101. К.К. Поощрение и поддержка креативности в школе. Электронный ресурс. URL: www.superidea.ru/2006/05/15/pooshhreniei podderzhka kreativnosti (дата обращения: 25.04.2009)
  102. Д.И. Социализация и индивидуализация содержание процесса социального взросления: Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: МПСИ, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1998. — С. 107 -117.
  103. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х томах. Т. 2. — М.: Генезис, 2001. 160 с.
  104. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х томах. Т. 3. — М.: Генезис, 2001. 160 с.
  105. К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. -М.: Генезис, 2002. 400 с.
  106. JI.M. Психопедагогика общего образования. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 288 с.
  107. Т15″. Хайкин В. ЛГАктивность (характеристики ~и~ развитие)-—~М.: МПСИ- Воронеж: НПО „МОДЭК“, 200. 448 с.
  108. Пб.Хеллер К. П., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 120 — 127.
  109. В .Б. Психология. М.: МПСИ- Воронеж: НПО „МОДЭК“, 2000. -384 с.
  110. М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности// Вопросы психологии. — 1993. № 1. — С. 32 — 39.
  111. Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: ничья земля в возрастной психологии// Вопросы психологии. 1998. -№ 3.-С. 17−31.
  112. М.И. Психогимнастика. / Под ред. М. И. Буянова. М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
  113. В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. М.: Знание, 1990. 80 с.
  114. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.-320 с.
  115. В.Д. Способности человека. М.: Институт практической психологи, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1997. — 288 с.
  116. И.М. Руководство творческой деятельностью учащихся по воплощению в изделиях художественного замысла // Начальная школа. — 2001.-№ 2.-С. 47−50.
  117. Е.П. Особенности развития творческих способностей младших школьников// Акмеология. 2006. — № 2. — С. 62 — 68.
  118. Е.П. Концептуальные основы креативности // Вестник университета (Государственный университет управления). 2008. — № 2. -С. 178- 179.
  119. Е.П. Структура креативных способностей: критерии, показатели, уровни // Вестник университета (Государственный университет управления). 2009. —№ 6. — С. 131 — 134.
  120. Е.П. Критерии, показатели иуровни развития"креативных способностей младших школьников в учебной деятельности. / Под общ. ред. проф. B.C. Агапова. М.: РУДН, 2009. — 30 с.
  121. Е.П. Состояние проблемы исследования креативных способностей младших школьников./ Под общ. ред. проф. B.C. Агапова. -М.: РУДН, 2009.-30 с.
  122. Е.П. Структурно-содержательная характеристика креативных способностей младших школьников./ Под общ. ред. проф. B.C. Агапова. -М.: РУДН, 2009.-38 с.
  123. Е.П. Развитие творческого мышления и воображения младших школьников. / Под общ. ред. проф. B.C. Агапова. — М.: РУДН, 2009. -38 с.
  124. Е.П. Возрастные и тендерные особенности развития креативных способностей младших школьников / под общ. ред. проф. B.C. Агапова. — М.: РУДН, 2010.-70 с.
  125. Е.П. Программа и методики эмпирического исследования развития креативных способностей младших школьников. / Под общ. ред. проф. B.C. Агапова. -М.: РУДН, 2010.-106 с.
  126. Е.П. Психолого-педагогическое сопровождение развития креативных способностей младших школьников. / Под общ. ред. проф. B.C. Агапова. М.: РУДН, 2010. — 26 с.
  127. Е.П. Развитие креативных способностей младших школьников в учебной деятельности./ Под общ. ред. проф. B.C. Агапова. М.: РУДН, 2010. -82 с. » ." —-----------------------
  128. Е.П. Сравнительный анализ процесса развития креативных способностей младших школьников в учебной деятельности. / Под общ. ред. проф. B.C. Агапова. -М.: РУДН, 2010. 70 с.
  129. С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. — СПб.: Речь, 2006.- 112 с.
  130. Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. — М.: Издательство МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 368 с.
  131. НО.Щебланова Е. И., Аверина И. С. Современные лонгитюдные исследования одаренности// Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 134 -140.
  132. ЩеблановаЕ.И., Аверина И. С., Хеллер К. А., Перлет К. Идентификация одарённых учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности// Вопросы психологии. 1996. —№ 1. — С. 97 — 107.
  133. Экспрессивность. Электронный ресурс. Электронная энциклопедия Кругосвет. URL: www.krugosvet.ru (дата обращения: 10.01.2009)
  134. Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 416 с.
  135. В.П. Гениальность и генетика. — М.: Русский мир, 1998. -544 с.
  136. П.М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е. М. Борисовой. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 304 с.
  137. В .А. философские принципы креативности // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. — 1999. — № 5. — С. 98- 103.
  138. E.JI. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. — 1994. — № 5.-С. 37−42.
  139. E.JI. Развитие творческого потенциала личности школьника// Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 28 — 34.
  140. E.JI. Психология развития творческого потенциала личности.- М.: Флинта, 1997. 224 с.
  141. Flossdorf В. Kreativitat. In G. Rexelius & S. Grubitzsch (Hrsg.), Handbuch psychologischer Grundbegriffe. Reinbek: Rowohlt, 1981. S. 572 — 579.
  142. Torrance E.P. The Nature of Creativity as Manifest in the Testing // The Nature of Creativity / R. Sternberg, T. Tardif (eds.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. P. 32 — 75.
Заполнить форму текущей работой