Структура и развитие креативных способностей младших школьников
Диссертация
Изучение научной литературы показывает, что в определении понятия «креативность» ученые отталкиваются от разных целей и задач, анализируя этот феномен в плоскости своего исследования и в рамках конкретного научного подхода. Авторы личностно-мотивационного подхода (А. Адлер, Т. Амбайл, Р. Ассаджиоли, В. Н. Дружинин, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Н. В. Хазратова, К. Юнг и др.) рассматривают… Читать ещё >
Содержание
- глава i. Теоретические предпосылки исследования креативных способностей младших школьников
- 1. 1. Состояние проблемы исследования в психологической науке
- 1. 2. Содержательная характеристика и структура креативных способностей младших школьников
- 1. 3. Критерии, показатели и уровни развития креативных способностей младших школьников в учебной деятельности
- Выводы I главы
- глава ii. Опытно-экспериментальная работа по развитию креативных способностей младших школьников в учебной деятельности
- 2. 1. Программа и методики опытно-экспериментальной работы
- 2. 2. Сравнительно-сопоставительный анализ процесса развития креативных способностей младших школьников в учебной деятельности
- 2. 3. Психолого-педагогическое сопровождение развития креативных способностей младших школьников в учебной деятельности
- Выводы II главы
Список литературы
- Агапов B.C., Шульга Е. П. Структура и развитие креативных способностей младших школьников. М.: РУДН, 2010. — 231 с.
- Бабаева Ю.Д., Войскунский А. Е. Одаренность детей и подростков в области новых информационных технологий // Одаренный ребенок. -2002.-№ 2.-С. 4−22.
- Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. М.: МПСИ, Флинта, 1998 -144 с.
- Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 35 — 41.
- Богоявленская Д.Б. Природа детской одаренности // Одаренный ребенок. -2002.-№ 1.-С. 6−13.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 352 с.
- БухваловВ.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 144 с.
- Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось — 89, 2007. 144 с.
- Введение в психодиагностику./ Под ред. K.M. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Academia, 2000. — 192 с.
- Ю.Виноградов А. Г. Креативность и современные информационные технологии// Одаренный ребенок. 2002. — № 1. — С. 14−17.11 .Вишнякова Н. Ф. Психологические особенности креативной одаренности // Одаренный ребенок. 2002. — № 1. — С. 18 — 24.
- Волков И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской области. М.: Педагогика, 1988. — 96 с.
- И.Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. -М.: Просвещение, 1991.-93 с.
- Выготский Л.С. Психология. -М.: ЭКСМО-пресс, 2000. 1008 с.
- Вьюжек Т. Логические игры, тесты, упражнения. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 304 с.
- Гатанов Ю. БгКурс развития творческого мышления" — СПб: ИМАТОН, 1999.-60с.
- П.Герасимова Н. Г. Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии: Дис. канд. пед. наук. Иркутск, 2003. — 184 с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психологическое мышление/ Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — с 433 — 456.
- Гиппиус C.B. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. — СПб.: Речь, 2001.-346 с.
- Гладилина И.П. Педагогическая технология развития творческой одаренности молодежи в высшей школе: Дис. д-ра пед. наук. М., 2009. 407 с.
- Горбунова Г. А. Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников: Дис. д-ра пед. наук. М., 2010. — 418 с.
- Горшкова Е.В. Учимся танцевать. Путь к творчеству. — М.: НПО «Психотехника», 1993.-203 с.
- Готсдинер А.Л.К проблеме многосторонних способностей // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 82 — 88.
- Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. -СПб.: Питер, 2007. 208 с.
- Грибов Ю.А. Психолого-педагогические условия творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. 1989. -№ 2.-С. 57−62.
- Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников: Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК». — 1998. — С. 193 -196Г — ¦ -----------—--
- Динерштейн И.В. Поло-ролевые стереотипы и развитие способностей // Одаренный ребенок. 2002. — № 3. — С. 57 — 66.
- Дрофман Л.Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 101−106.
- Дуженко М.В. Особенности развития креативности детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Ставрополь, 2004. 22 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2000. -368 с.
- Дьяченко. О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского // Вопросы психологии. 1996. № - 5. — С. 98 — 109.
- Ермолаева М.В. Психология развития. Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.-336 с.
- Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. — М.: МПСИ, 2001.-194 с. 34.3ив А. Юмор и одаренность // Одаренный ребенок. 2002. — № 3. — С. 1828.35.3инкевич-Евстегнеева Т.Д., Фролов Д. В. Основы сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2006.-176 с.
- Иванова Т.В. Остроумие и креативность // Вопросы психологии. — 2002. -№ 1.-С. 76−87.
- Ивлева M.JI. Философские основания психологической концепции одаренности: Дис. д ра филос. наук. М., 2009. — 450 с.
- Казакова JLA. Нетрадиционные воспитательные технологии для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. — УльяновскТ Государственный педагогический университет, 2008. 38 с.
- Как воспитывать в ребенке творческую личность? / Сост. Т. А. Барышева, В. А. Шекалов. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 224 с.
- Каптерев П.Ф. Детская w педагогическая психология. — М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 336 с.
- Кипнис М.М. Тренинг креативности. М.: Ось — 89, 2008. — 128 с.
- Кожина JI.A. Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии. Электронный ресурс. — URL: http://pedsovet.org/component7option, commtree/task, viewlink/link id, 5337 (дата обращения: 26.02.2010)
- Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения работ по мотивам дымковской игрушки // Начальная школа. — 2000. № 11.-С. 65−70.
- Кондаков И.М. Психологический словарь. Электронный ресурс.: интерактив, справочник. -М.: СГИ, 2000. 1 CD-ROM
- Копытин А.И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когнито-центр, 2007. — 197 с.
- Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. / Сост. Т. А. Барышева, В. А. Шекалов. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 416 с.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2003. 464 с.
- Кыштымова И.М. Креативность школьников: психосемиотический подход: Дис. д ра психол. наук. — Иркутск, 2009. — 529 с.
- Лейтес Н.С. Широта одаренности, призвание, судьба// Вопросы психологии. 1996. № 6. — С. 139 — 152.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. — М.:
- Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК"7 1997. —448 с.
- Леонтьев A.A. „Научите человека фантазии.“ (Творчество и развивающее образование)// Вопросы психологии. — 1998. № 5. — С. 82 — 85.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей: Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО „МОДЭК“. 1998. — С. 70 — 79.
- Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Academia, 2001.-256 с.
- Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1997. — 256 с.
- Лук А. Н. Юмор. Остроумие. Творчество. — М.: Искусство, 1977. 138 с.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с.
- Любарт Т., Муширу К. Психология-креативности. — М.: Когнито-центр, 2009.-215 с. 5 8. Мальцева Л. В. Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства: Дис. д-ра пед. наук. М., 2010.-408 с.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. — 220 с.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. — М.: Смысл, 1999. — 425 с.
- Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
- Матюшкин A.M., Сиск Д. А. Одаренные дети // Вопросы психологии. -1988.-№ 4.-С. 88−97.63 .МёеровичГ М.И., Шрагина Л. И. Техно л огия~творческого^ мышления: Практическое пособие. — Мн.: Харвест, 2003. — 432 с.
- Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5—9 лет. — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002. 128 с.
- Меньшиков C.B. Роль воображения в развитии творческой личности. // Вестник Челябинского университета. — 1996. № 1. — С. 55 — 62.
- Митина О.В. Математические методы психологии: Практикум. — М.: Аспект Пресс, 2008. 238 с.
- Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 86 — 95.
- Мухина B.C. Психология детства и отрочества. — М.: Институт практической психологии, 1998. 488 с.
- Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. — Львов: Инициатива- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. -128 с.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2007. — 392 с.
- Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / Под ред. A.B. Брушлинского и Т. Н. Ушаковой. М.: МПСИ- Воронеж: НПО „МОДЭК“, 2000. — 688 с.
- Общая психология. / Сост. Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1998. — 448 с.
- Осипенко С.П. Развитие творческой активности младших школьников в малых исследовательских группах. — М.: МИФИ, 2008. — 64 с.
- Палагина H.H. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. М.: Институт практической психологии, 1997.- 136 с.
- Петрушин В.И. Психология менеджемента. М.: Институт практической психологии, 1996. -235 с.
- Поддьяков H.H. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 16−19.
- Пономарев Я.А. Психология творения. М.: МПСИ- Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1999. — 480 с.
- Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2002. — 256 с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Академия, 2001. 160 с.
- Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. / Под ред. A.A. Реана СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2003- 416 с.
- Психотерапия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2002. -672 с.
- Рамедник Д.М. Тренинг личностного роста. М.: Форум, 2009. — 184 с.
- Ратанова Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности. — М.: МПСИ, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1999. 128 с.
- Речицкая Е.Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. М.: ВЛАДОС, 2002. — 128 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. М.: ВЛАДОС
- ПРЕСС,"20 027=3 84 с:-- —---————--————
- РотенбергВ.С. Психология творчества. Электронный ресурс. URL: www.rjews.net/vrotenberg (дата обращения: 20.04.2009)
- Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории: Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО „МОДЭК“. — 1998. С. 8093.
- Рукавишников A.A., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2000. — 108 с.
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском- саду и в школе. М.: Академия, 2000. — 232 с.
- Савенков А.И. Прогнозирование выдающихся достижений // Одаренный ребенок. 2002. — № 2. — С. 23 — 31.
- Савенков А.И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010. — 440 с.
- Селюч М.Г. Системная* концепция творческого Я руководителяIобразовательного учреждения. М.: Издательство МГОУ, 2008 — 335 с.
- Спиркин А.Г. Основы философии. — М.: Политиздат, 1988. 592 с.
- Старовойтенко Е.Б. Мыслительные установки творческой личности в культурной динамике // Мир психологии. 2009. — № 1 (57). — С. 260 -271.
- Строкова С.Н. Развитие творческих способностей детей, воспитывающихся в условиях детского дома: Ступеньки мастерства — Сыктывкар: КРИРО и ПК, 2006. Вып. 8. — С. 53 — 74.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
- Су Соколова И. А. Исследования за рубежом // Одаренный ребенок. — 2002. -№ 3.~ С. 9- 17.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М.: Академия, 2001. —288~с: —--¦-----¦—----¦—
- Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. — СПб.: Речь, 2002.-176 с.
- Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1998.-544 с.
- Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 123 -132.
- Туник Е. Е. Тест Е. Торренса: Диагностика креативности. Методическое руководство. СПб: ИМАТОН, 2000. — 172 с.
- Туник Е.Е., Опутникова В. П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005. — 104 с.
- Урбан К.К. Поощрение и поддержка креативности в школе. Электронный ресурс. URL: www.superidea.ru/2006/05/15/pooshhreniei podderzhka kreativnosti (дата обращения: 25.04.2009)
- Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация содержание процесса социального взросления: Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: МПСИ, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1998. — С. 107 -117.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х томах. Т. 2. — М.: Генезис, 2001. 160 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х томах. Т. 3. — М.: Генезис, 2001. 160 с.
- Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. -М.: Генезис, 2002. 400 с.
- Фридман JI.M. Психопедагогика общего образования. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 288 с.
- Т15″. Хайкин В. ЛГАктивность (характеристики ~и~ развитие)-—~М.: МПСИ- Воронеж: НПО „МОДЭК“, 200. 448 с.
- Пб.Хеллер К. П., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 120 — 127.
- Хозиев В .Б. Психология. М.: МПСИ- Воронеж: НПО „МОДЭК“, 2000. -384 с.
- Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности// Вопросы психологии. — 1993. № 1. — С. 32 — 39.
- Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: ничья земля в возрастной психологии// Вопросы психологии. 1998. -№ 3.-С. 17−31.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. / Под ред. М. И. Буянова. М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
- Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. М.: Знание, 1990. 80 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.-320 с.
- Шадриков В.Д. Способности человека. М.: Институт практической психологи, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1997. — 288 с.
- Шадрина И.М. Руководство творческой деятельностью учащихся по воплощению в изделиях художественного замысла // Начальная школа. — 2001.-№ 2.-С. 47−50.
- Шульга Е.П. Особенности развития творческих способностей младших школьников// Акмеология. 2006. — № 2. — С. 62 — 68.
- Шульга Е.П. Концептуальные основы креативности // Вестник университета (Государственный университет управления). 2008. — № 2. -С. 178- 179.
- Шульга Е.П. Структура креативных способностей: критерии, показатели, уровни // Вестник университета (Государственный университет управления). 2009. —№ 6. — С. 131 — 134.
- Шульга Е.П. Критерии, показатели иуровни развития"креативных способностей младших школьников в учебной деятельности. / Под общ. ред. проф. B.C. Агапова. М.: РУДН, 2009. — 30 с.
- Шульга Е.П. Состояние проблемы исследования креативных способностей младших школьников./ Под общ. ред. проф. B.C. Агапова. -М.: РУДН, 2009.-30 с.
- Шульга Е.П. Структурно-содержательная характеристика креативных способностей младших школьников./ Под общ. ред. проф. B.C. Агапова. -М.: РУДН, 2009.-38 с.
- Шульга Е.П. Развитие творческого мышления и воображения младших школьников. / Под общ. ред. проф. B.C. Агапова. — М.: РУДН, 2009. -38 с.
- Шульга Е.П. Возрастные и тендерные особенности развития креативных способностей младших школьников / под общ. ред. проф. B.C. Агапова. — М.: РУДН, 2010.-70 с.
- Шульга Е.П. Программа и методики эмпирического исследования развития креативных способностей младших школьников. / Под общ. ред. проф. B.C. Агапова. -М.: РУДН, 2010.-106 с.
- Шульга Е.П. Психолого-педагогическое сопровождение развития креативных способностей младших школьников. / Под общ. ред. проф. B.C. Агапова. М.: РУДН, 2010. — 26 с.
- Шульга Е.П. Развитие креативных способностей младших школьников в учебной деятельности./ Под общ. ред. проф. B.C. Агапова. М.: РУДН, 2010. -82 с. » ." —-----------------------
- Шульга Е.П. Сравнительный анализ процесса развития креативных способностей младших школьников в учебной деятельности. / Под общ. ред. проф. B.C. Агапова. -М.: РУДН, 2010. 70 с.
- Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. — СПб.: Речь, 2006.- 112 с.
- Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. — М.: Издательство МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 368 с.
- НО.Щебланова Е. И., Аверина И. С. Современные лонгитюдные исследования одаренности// Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 134 -140.
- ЩеблановаЕ.И., Аверина И. С., Хеллер К. А., Перлет К. Идентификация одарённых учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности// Вопросы психологии. 1996. —№ 1. — С. 97 — 107.
- Экспрессивность. Электронный ресурс. Электронная энциклопедия Кругосвет. URL: www.krugosvet.ru (дата обращения: 10.01.2009)
- Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 416 с.
- Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. — М.: Русский мир, 1998. -544 с.
- Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е. М. Борисовой. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 304 с.
- Яковлев В .А. философские принципы креативности // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. — 1999. — № 5. — С. 98- 103.
- Яковлева E.JI. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. — 1994. — № 5.-С. 37−42.
- Яковлева E.JI. Развитие творческого потенциала личности школьника// Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 28 — 34.
- Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности.- М.: Флинта, 1997. 224 с.
- Flossdorf В. Kreativitat. In G. Rexelius & S. Grubitzsch (Hrsg.), Handbuch psychologischer Grundbegriffe. Reinbek: Rowohlt, 1981. S. 572 — 579.
- Torrance E.P. The Nature of Creativity as Manifest in the Testing // The Nature of Creativity / R. Sternberg, T. Tardif (eds.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. P. 32 — 75.