Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование мотивационной включенности студентов в учебную деятельность как фактор адаптации к профессии: На материале педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уточнена психологическая сущность понятия «мотивационная включенность студента в учебную деятельность», выявлена её структура. Мотивационная включенность студентов в учебную деятельность представляет собой сложное пролонгированное психическое состояние положительного эмоционального напряжения и сосредоточения внимания на предмете учебной деятельности (в совокупности мотивационно-побудительного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты формирования мотивационной включенности студентов в учебную деятельность как фактора адаптации к профессии
    • 1. 1. Мотивация учебной деятельности студентов в процессе адаптации к профессии
      • 1. 1. 1. Теоретический анализ проблемы адаптации к профессии на этапе профессиональной подготовки
      • 1. 1. 2. Роль мотивационной сферы студентов в процессе адаптации к профессии
    • 1. 2. Мотивационная включенность студентов в учебную деятельность как психолого-педагогическая проблема
      • 1. 2. 1. Студент как субъект учебной деятельности
      • 1. 2. 2. Сущность понятия «мотивационная включенность студента в учебную деятельность»
      • 1. 2. 3. Психолого-педагогические условия формирования мотивационной включенности студентов в учебную деятельность как фактора адаптации к профессии
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивационной включенности студентов педагогического колледжа в учебную деятельность как фактора адаптации к профессии
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Результаты пилотажного исследования процесса адаптации к профессии студентов педагогического колледжа
    • 2. 3. Экспериментальное изучение мотивационной включенности студентов педагогического колледжа в учебную деятельность
    • 2. 4. Апробирование модели формирования мотивационной включенности студентов педагогического колледжа в учебную деятельность как фактора адаптации к профессии
    • 2. 5. Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы по формированию у студентов педагогического колледжа мотивационной включенности в учебную деятельность
  • Выводы по второй главе

Формирование мотивационной включенности студентов в учебную деятельность как фактор адаптации к профессии: На материале педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется приоритетными направлениями развития системы образования в России и связанными с ними процессами реформирования образовательных систем. Обществу нужны профессиональная компетентность специалиста, способность эффективно осуществлять профессиональные функции и решать возникающие в ходе профессиональной деятельности проблемы и задачи.

В этой связи возрастает роль этапа профессиональной подготовки будущего специалиста, определяющего весь ход его дальнейшей профессиональной жизни (A.A. Реан, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников и др.). Особую значимость в ходе этого этапа приобретает проблема адаптации студентов к будущей профессии на основе «обеспечения максимального включения в контекст овладеваемой профессиональной деятельности» (A.A. Вербицкий, Т. Д. Дубовицкая, 2003).

Рядом исследователей (Е.В. Абаевой, С. А. Гапоновой, A.B. Сухаревым, JI.C. Шубиной и др.) выявлено, что большинство студентов, испытывающих трудности в процессе адаптации к профессии, постепенно теряет интерес к обучению и желание раскрыть собственные ресурсы в ходе профессионального образования, переносит негативное отношение к учебному процессу на выбранную профессиональную деятельность. В итоге собственный профессиональный путь и связанный с ним образ жизни переживается как нечто чуждое, отстраненное, формальное. Неумение найти выход из этой ситуации становится причиной, по которой будущий специалист отказывается от профессиональной карьеры, не успев её начать.

Проблема адаптации будущего учителя к профессии — далеко не новая в науке. Ученые, исследовавшие данную проблему, отмечают важность и необходимость содействия адаптации студентов к будущей профессии на основе их включения в ходе обучения в процесс созидания и реализации себя как активного деятеля, при этом особую роль в активности личности приобретают её мотивы (К.А. Абульханова-Славская, О. Ф. Алексеева,.

Н.М. Голянская, В. И. Дугинец, О. В. Полянок и др.). В ряде работ подчеркивается зависимость адаптации студентов к профессии от особенностей исходных мотивов, их динамики в процессе профессиональной подготовки, влияния мотивов учебной деятельности на отдаленные профессиональные планы (H.A. Ершова, А. И. Капичников, Н. И. Мешков, М. А. Петрова и др.).

В соответствии с деятельностной теорией усвоения социального опыта, представленной в трудах JI.C. Выготского, C.JI. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, усвоение содержания обучения должно осуществляться студентом в процессе его собственной внутренне мотивированной активности, инициируемой самим субъектом учебной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что субъектность студента в последние годы активно исследуется (A.A. Волочков, Е. Д. Божович, И. А. Зимняя, В. А. Ситаров, М. А. Царев и др.), однако вопросы изучения механизмов её становления в период профессиональной подготовки остаются не до конца решенными.

Большинство исследователей выделяет в мотивации, содержательную и динамическую стороны, а также ее энергетическую основу. По А. Н. Леонтьеву, мотив есть «предмет потребности», который «аффективно заряжен» и обладает побуждающей силой. Особую значимость внутренней активности личности, характеризуя мотивацию, подчеркивали Л. И. Божович, В. Э. Чудновский, П. М. Якобсон.

В отечественной психологии источником внутренней, «интрогенной» (Д.Н. Узнадзе) активности, как показывают исследования Ф. Д. Горбова, Н. Л. Карповой, Ю. М. Орлова, С. Л. Рубинштейна, выступают позитивные, «саногенные» (Ю.М. Орлов) психические состояния эмоционального подъема, обострения внимания и восприятия, повышенной работоспособности. Представляя единство интра-экстрапсихического, они являются «непосредственным динамическим эффектом» (С.Л. Рубинштейн) деятельности человека, «переходным звеном между случайным и стабильным» (Н.Д. Левитов), эмоциональным фундаментом трансформации пассивного поведения в активное (A.A. Бодалев, В. В. Давыдов, Н. Л. Карпова, Л. М. Митина, В.Э. Чудновский).

По мнению ряда авторов, «мера» активности субъекта в той или иной деятельности зависит от сложного психического состояния, определяемого как «психологическая включенность в деятельность» (Б.Д. Парыгин), «мотивационная напряженность» (В.Г. Асеев, Е.П. Ильин), «захваченность деятельностью» (П.М. Якобсон), «мотивационная вовлеченность в деятельность» (И.А. Бахтина, Р.Х. Шакуров), «мотивационная включенность в деятельность» (Н.Л. Карпова).

В нашем исследовании феномен мотивационной включенности студента в учебную деятельность выступает в качестве фактора адаптации к профессии. Это сложное пролонгированное психическое состояние положительного эмоционального напряжения и сосредоточения внимания на предмете учебной деятельности, которое характеризует студента как её субъекта и способствует формированию устойчивого положительного отношения к избранной профессии, принятию её норм и ценностей, развитию социально и профессионально значимых качеств личности, чувства удовлетворенности деятельностью по овладению профессией.

Анализ состояния проблемы эффективности адаптации будущего учителя к профессии показывает, что мотивационная включенность студентов в учебную деятельность, условия и механизмы её формирования как фактора адаптации не были предметом специального исследования. Нами выявлено противоречие между существующей практикой организации процесса адаптации студентов к профессии и недостаточным использованием потенциала их мотивационной включенности в учебную деятельность как фактора повышения эффективности этого процесса.

Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило его проблему. В теоретическом плане это проблема обоснования модели формирования мотивационной включенности студентов в учебную деятельность как фактора адаптации к профессии. В практическом плане это проблема определения психолого-педагогических условий формирования мотивационной включенности студентов в учебную деятельность.

Объект исследования: процесс адаптации к профессии студентов педагогического колледжа.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования мотивационной включенности студентов педагогического колледжа в учебную деятельность как фактора адаптации к профессии.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели формирования мотивационной включенности студентов педагогического колледжа в учебную деятельность как фактора адаптации к профессии.

Гипотеза исследования. Адаптация студентов педагогического колледжа к профессии становится успешной, если разработанная модель формирования мотивационной включенности студентов в учебную деятельность обеспечивает:

— формирование мотивационно-смысловой установки на достижение успеха в учебной деятельности;

— развитие эмоционально-ценностного отношения к самореализации в учебной деятельности;

— актуализацию субъективной активности студента по саморазвитию мотивационно-личностного потенциала учебной деятельности;

— формирование направленности личности студента на освоение норм и ценностей будущей профессиональной деятельности, развитие социально и профессионально значимых качеств личности.

Задачи исследования:

1. Уточнить психологическую сущность понятия «мотивационная включенность студента в учебную деятельность», выявить его структуру.

2. Разработать критерии и показатели сформированности мотивационной включенности студентов в учебную деятельность.

3. Теоретически обосновать влияние мотивационной включенности студентов в учебную деятельность на адаптацию к профессии.

4. Выявить психолого-педагогические условия формирования мотивационной включенности студентов в учебную деятельность.

5. Определить результативность экспериментальной работы по формированию мотивационной включенности студентов в учебную деятельность как фактора адаптации к профессии.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнена психологическая сущность понятия «мотивационная включенность студента в учебную деятельность» (сложное пролонгированное психическое состояние положительного эмоционального напряжения и сосредоточения внимания на предмете учебной деятельности (в единстве мотивационно-побудительного, эмоционально-оценочного, активационно-энергетического компонентов), которое характеризует студента как её субъекта и способствует формированию устойчивого положительного отношения к избранной профессии, принятию её норм и ценностей, развитию социально и профессионально значимых качеств личности, чувства удовлетворенности деятельностью по овладению профессией);

— обоснованы критерии и показатели сформированности мотивационной включенности студентов в учебную деятельность (показателями критерия мотивации достижения успеха в учебной деятельности являются осознание личностной значимости учебной деятельности, принятие норм и ценностей будущей профессии и заинтересованность в их освоении, положительное эмоциональное напряжение и сосредоточение внимания на предмете учебной деятельностипоказателями критерия положительного эмоционального настроя на самореализацию в учебной деятельности являются адекватная самооценка образа «Я» как субъекта учебной деятельности, положительный прогноз вероятности успеха в ней, субъективное состояние уверенности в себе, эмоциональный подъемпоказателями критерия высокой целеустремленности на саморазвитие мотивационно-личностного потенциала учебной деятельности являются потребность в рефлексии «меры» собственной активности в учебной деятельности, сознательно принятое намерение саморазвития социально и профессионально значимых качеств личности, овладение навыками саморегуляции психических состояний, способами и приёмами эмоционального усиления интереса к предмету учебной деятельности);

— выявлены и экспериментально проверены психолого-педагогические условия формирования мотивационной включенности студентов в учебную деятельность как фактора их адаптации к профессии (формирование мотивационно-смысловой установки на достижение успеха в учебной деятельностиразвитие эмоционально-ценностного отношения к самореализации в учебной деятельностиактуализация субъективной активности студента по саморазвитию мотивационно-личностного потенциала учебной деятельностиформирование направленности личности студента на освоение норм и ценностей будущей профессиональной деятельности, социально и профессионально значимых качеств личности);

— создана и апробирована структурно-динамическая модель формирования мотивационной включенности студентов в учебную деятельность как фактора адаптации к профессии (целостная система, включающая в себя компоненты мотивационной включенности студента в учебную деятельность, её критериальные показатели, психолого-педагогические условия формирования мотивационной включенности студентов в учебную деятельность и средства их реализации).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теоретические положения педагогической психологии о студенте как субъекте деятельности по овладению профессией, углубляют научные представления о качественном своеобразии феномена мотивационной включенности студента в учебную деятельность в аспекте адаптации к профессии. Создание и обоснование структурно-динамической модели формирования мотивационной включенности студента в учебную деятельность как фактора адаптации к профессии, содержащей психолого-педагогические условия, критерии, показатели и уровни сформированности мотивационной включенности студента в учебную деятельность, составит основу для более широких научных представлений о методах и формах оптимизации процесса адаптации студентов к профессии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование процесса адаптации студентов к профессии эедством использования потенциала их мотивационной включенности в бную деятельность. Разработаны содержательные и процессуальные 1екты формирования мотивационной включенности студентов в учебную стельность, выявлены и экспериментально проверены психолого-едагогические средства, способствующие реализации этого процесса. 1олученное в результате исследования новое знание о содержании феномена «мотивационная включенность студента в учебную деятельность» может быть положено в основу проектирования спецкурсов и спецсеминаров в системе повышения квалификации психологов и преподавателей профессиональных учебных заведений.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой работы являются общенаучные методологические принципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, фундаментальные принципы изучения человека как субъекта деятельности. Теоретическую основу исследования составили положения о единстве личности и общества, активном характере их взаимодействия (Б.Г. Ананьев, JT.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн) — концепции профессионального становления и формирования личности специалиста (А. Л. Бусыгина, М. Д. Горячев, Н. В. Кузьмина,.

B.А. Маликова, А. К. Маркова, В. М. Минияров, Л. М. Митина, В. И. Пугач, Т. И. Руднева, В. Д. Шадриков, А. И. Щербаков и др.) — концептуальные основы адаптации к профессии на этапе профессиональной подготовки (Д.А. Андреева,.

C.А. Гапонова, C.B. Гринько, В. М. Дугинец, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, Т.И. Щеглова) — современные подходы к проблемам гуманизации и гуманитаризации образования (А.Г. Асмолов, В. П. Бездухов, Ю. Н. Кулюткин, В. В. Сериков, Г. С. Сухобская, Л.И. Фишман) — теория учебной деятельности студентов (Г.В. Акопов, A.A. Вербицкий, В. Я. Ляудис, Ю. М. Орлов,.

B.А. Якунин) — теории личности как субъекта самопознания и саморазвития (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, В. В. Давыдов, В. А. Петровский,.

C.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков) — теории мотивации учения и деятельности (Л.И. Божович, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, В. Г. Леонтьев, А. Б. Орлов,.

A.A. Реан, М. Г. Рогов, J1.M. Фридман) — теоретические представления о мотивационной включенности в деятельность (В.Г. Асеев, И. А. Бахтина,.

B.П. Ильин, H. JL Карпова, Б. Д. Парыгин, Р. Х. Шакуров, П.М. Якобсон) — психолого-педагогические подходы акцентирования эмоционально-ценностного компонента учебного процесса в профессиональной подготовке будущего специалиста (К.А. Абульханова-Славская, В. И. Андреев, В.И. Краевский).

Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов.

I этап (2001 — 2002 гг.) — изучение сущности и содержания адаптации к профессии на этапе профессиональной подготовки, её факторов и критериев, проблемы мотивационного регулирования учебной деятельности студентов в процессе адаптации к профессии. Анализ психолого-педагогической литературы послужил основой для обоснования проблемы исследования, его предмета и цели, определения гипотезы, задач и методов исследования.

II этап (2002 — 2003 гг.) — проведение пилотажного исследования для уточнения проблемы исследования, определения необходимой экспериментальной выборки. Проведение констатирующего этапа эксперимента. Обсрснование модели формирующего эксперимента.

III этап (2003 — 2005 гг.) — проведение формирующего эксперимента. Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы, их интерпретация, обобщение, формулирование выводов.

В исследовании принимали участие 225 студентов I-V курсов и преподаватели педагогического колледжа г. Орска.

Методы исследования.

При проведении исследования использовались следующие методы:

— эмпирические методы: наблюдение (включенное и стороннее) — формирующий экспериментпсиходиагностические методы (тесты, анкеты, беседа) — графический метод изучения мотивационной включенности студента в учебную деятельностьанализ учебной документацииметод экспертных оценок;

— методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики (факторный анализ по методу главных компонент Г. Хотеллинга, корреляционный анализ по К. Пирсону, ранжирование) и качественный анализ результатов исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались использованием апробированных методов исследования, взаимопроверкой результатов, полученных по разным методикам, репрезентативностью выборок испытуемых, а также содержательным анализом полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические и экспериментальные результаты исследования обсуждались на семинарах и заседаниях кафедры психологии и педагогики педагогического колледжа г. Орска, кафедры возрастной и педагогической психологии Оренбургского государственного педагогического университета, на международных научно-практических конференциях: «Проблемы психического здоровья молодёжи в XXI веке» (Пенза, 2003), «Наука и образование — 2005″ (Днепропетровск, 2005) — Всероссийских научно-практических конференциях: „Теория и практика управления процессом адаптации студентов к учебной деятельности“ (Орск, 1999 и 2002)», «Модернизация образования. Проблемы и перспективы» (Оренбург, 2002), «Теория и методика непрерывного профессионального образования» (Тольятти, 2003), «Современные технологии обучения» (Владикавказ, 2004), «Инновационные средства и технологии развития творческого потенциала студентов» (Самара, 2004), «Актуальные проблемы качества педагогического образования» (Новосибирск, 2005) и др. Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях автора. Материалы исследования внедрены автором в практику работы педагогического колледжа г. Орска.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональное образование содержит существенный потенциал для развития студента как субъекта адаптации к профессии. Однако существующая практика профессиональной подготовки студентов педколледжа не в полной мере использует возможности для формирования мотивационной включенности студентов в учебную деятельность как фактора адаптации к профессии.

Мотивационная включенность студента в учебную деятельность — это сложное пролонгированное психическое состояние положительного эмоционального напряжения и сосредоточения внимания на предмете учебной деятельности, которое характеризует студента как её субъекта, способствует формированию устойчивого положительного отношения к избранной профессии, принятию её норм и ценностей, развитию социально и профессионально значимых качеств личности, чувства удовлетворенности деятельностью по овладению профессией.

2. Мотивационная включенность студента в учебную деятельность как сложное психическое состояние представляет совокупность трех компонентов: мотивационно-побудительного (осознание личностной значимости учебной деятельности, принятие норм и ценностей будущей профессии и заинтересованность в их освоении, положительное эмоциональное напряжение и сосредоточение внимания на предмете учебной деятельности), эмоционально-оценочного (адекватная самооценка образа «Я» как субъекта учебной деятельности, положительный прогноз вероятности успеха в ней, субъективное состояние уверенности в себе, эмоциональный подъем), активационно-энергетического (потребность в рефлексии «меры» собственной активности в учебной деятельности, сознательно принятое намерение саморазвития социально и профессионально значимых качеств личности, овладение навыками саморегуляции психических состояний, способами и приемами эмоционального усиления интереса к предмету учебной деятельности).

3. Формирование мотивационной включенности студентов в учебную деятельность как фактор адаптации к профессии обеспечивается комплексом взаимодополняющих психолого-педагогических условий: формирование мотивационно-смысловой установки на достижение успеха в учебной деятельностиразвитие эмоционально-ценностного отношения к самореализации в учебной деятельностиактуализация субъективной активности студента по саморазвитию мотивационно-личностного потенциала учебной деятельностиформирование направленности личности студента на освоение норм и ценностей будущей профессиональной деятельности, социально и профессионально значимых качеств личности.

4. Структурно-динамическая модель формирования мотивационной включенности студентов в учебную деятельность как фактора адаптации к профессии представляет собой целостную систему, содержащую компоненты мотивационной включенности студента в учебную деятельность, её критериальные показатели, психолого-педагогические условия формирования мотивационной включенности студентов в учебную деятельность и средства их реализации.

Структура диссертации соответствует логике исследования, работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Текст иллюстрирован 17 таблицами, 3 графиками, 4 диаграммами, 1 гистограммой.

Выводы по второй главе.

Проведенное исследование эмпирически выявило противоречивую динамику процесса адаптации к профессии студентов педагогического колледжа, что предопределило схему дальнейшего исследования.

Изучение выделенных в теории факторов адаптации к профессии, в рамках пилотажного исследования, позволило (на основе факторного анализа) определить наиболее значимый в нашем случае фактор «учебно-профессиональной мотивации» (13,8% дисперсии исходных признаков).

В констатирующем эксперименте охарактеризованы особенности учебно-профессиональной мотивации студентов, обусловившие выбор третьекурсников в качестве экспериментальной группы:

— самая низкая представленность мотивов педагогической направленности в системе мотивов выбора профессии: 32% относительно 39−40% на других курсах;

— слабая выраженность профессиональных (у 36% студентов) и познавательных (у 26% студентов) мотивов учебной деятельности;

— наличие ценности «Образование» только у 13,6% студентов относительно 18−19% на других курсах;

— отрицательные и неопределенные профессиональные планы у большинства (60%) студентов III курса.

У большинства студентов экспериментальной группы (62%) на этом этапе обнаружен низкий и средний уровень мотивационной включенности в учебную деятельность.

Апробирование теоретической модели заключалось в проверке обоснованных в теоретической части психолого-педагогических условий формирования мотивационной включенности студента в учебную деятельность как фактора адаптации к профессии в образовательной среде педагогического колледжа:

— формирование мотивационно-смысловой установки на достижение успеха в учебной деятельности;

— развитие эмоционально-ценностного отношения к самореализации в учебной деятельности;

— актуализация субъективной активности студента по саморазвитию мо-тивационно-личностного потенциала учебной деятельности;

— формирование направленности личности студента на освоение норм и ценностей будущей профессиональной деятельности, социально и профессионально значимых качеств личности.

В результате эксперимента существенные изменения обнаружены не только в сформированное&tradeмотивационной включенности студента в учебную деятельность, но и показателях адаптации к профессии студентов экспериментальной группы.

После эксперимента высокого уровня мотивационной включенности достигают 18% (до эксперимента — 8%), выше среднего — 56% (до эксперимента — 34%), среднего — 26% (до эксперимента — 50%), низкого уровня мотивационной включенности не обнаружено (до эксперимента — 8%).

Указанные позитивные изменения мотивационной включенности обусловили одновременные изменения в таких показателях адаптации к профессии студентов экспериментальной группы, как отношение к профессии, принятие её ценностей, удовлетворенность содержанием деятельности по овладению профессией, развитие социально и профессионально значимых качеств личности.

Позитивные изменения показателей адаптации к профессии заключаются в следующем: положительное отношение к профессии нашло отражение в уменьшении на 10% количества студентов, не планирующих работу по специальностив появлении ценности «Интересная работа» в системе личностных ценностей у 18% студентовв некотором увеличении (на 6%) числа студентов, осознающих ценность получаемого образованияв повышении удовлетворенности деятельностью по овладению профессией в среднем на 0,5−0,8 балла (по пятибалльной шкале) — в положительной динамике развития (от 1,0 до 12,75 условных единиц) рассматриваемых социально и профессионально значимых качеств (коммуникативные способности, интернальность, самопринятие, принятие других, стремление к доминированию).

В результате обнаружилась положительная динамика относительно распределения студентов по уровням адаптации к профессии: количество студентов высокого уровня адаптации увеличилось на 22%, среднего уровня — уменьшилось на 16%, низкого уровня — уменьшилось на 6%.

Тем самым удалось подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что формирование мотивационной включенности студентов в учебную деятельность (при определенных условиях) повышает успешность их адаптации к профессии.

Заключение

.

Адаптация студентов к профессии (этап профессиональной подготовки) представляет собой процесс вхождения в профессию, заключающийся в развитии устойчивого положительного отношения к ней, в проявлении субъективного чувства удовлетворенности деятельностью по овладению профессией, в принятии её норм и ценностей, формировании социально и профессионально зна-^ чимых качеств личности.

Успешность адаптации студентов к профессии обеспечивается воздействием комплекса факторов, важнейшим из которых является мотивационный, так как именно мотивация является стержневой основой личности и одновременно структурообразующей составляющей учебной деятельности.

При успешной адаптации студента к профессии формируется оптимальная структура мотивационной основы учебной деятельности, при которой глубокие слои мотивации имеют профессиональный, а поверхностные — познавательный характер, что возможно при субъектном отношении студента к деятельности по овладению профессией.? Субъектное отношение к выполняемой деятельности реализуется в обращенности студента к своим внутренним резервам, возможностям выбора средств осуществления деятельности, сформированных умениях саморегуляции и компонентах субъективного опыта.

Субъектность тесно связана с мотивацией: потребностями, мотивами, целями, установками, эмоциями. Высшей формой субъектности считается личностный смысл, придаваемый событиям и действиям. Выраженность у студента мотива достижения в учебной деятельности выступает показателем его субъектности в этой деятельности.

Энергетической основой мотивации достижения, источником внутренней (интрогенной) активности студента выступает в нашем исследовании мотивационная включенность в учебную деятельность как сложное пролонгированное психическое состояние, характеризующее субъектность студента в этой деятельности.

Для повышения эффективности процесса адаптации к профессии нами используется потенциал мотивационной включенности студента в учебную деятельность в качестве её фактора.

Создана модель формирования мотивационной включенности студента в учебную деятельность как фактора адаптации к профессии в виде целостной системы, включающей в себя компоненты мотивационной включенности, её критериальные показатели, условия формирования мотивационной включенности и средства их реализации.

В аспекте достижения поставленной цели в исследовании подтверждена гипотеза о том, что адаптация студентов педагогического колледжа становится успешней, если разработанная модель формирования мотивационной включенности студентов в учебную деятельность обеспечивает:

— формирование мотивационно-смысловой установки на достижение успеха в учебной деятельности;

— развитие эмоционально-ценностного отношения к самореализации в учебной деятельности;

— актуализацию субъективной активности студента по саморазвитию мотивационно-личностного потенциала учебной деятельности;

— формирование направленности личности студента на освоение норм и ценностей будущей профессиональной деятельности, развития социально и профессионально значимых качеств личности.

В ходе исследования нами был решен весь блок задач, вытекающих из цели и гипотезы.

1. Уточнена психологическая сущность понятия «мотивационная включенность студента в учебную деятельность», выявлена её структура. Мотивационная включенность студентов в учебную деятельность представляет собой сложное пролонгированное психическое состояние положительного эмоционального напряжения и сосредоточения внимания на предмете учебной деятельности (в совокупности мотивационно-побудительного, эмоционально-оценочного, активационно-энергетического компонентов), которое характеризует студента как её субъекта и способствует формированию устойчивого положительного отношения к избранной профессии, принятию её норм и ценностей, развитию социально и профессионально значимых качеств личности, чувства удовлетворенности деятельностью по овладению профессией.

2. Разработаны критерии и показатели компонентов мотивационной включенности студента в учебную деятельность.

Критерием сформированности мотивационно-побудительного компонента является мотивация достижения успеха в учебной деятельности. Показателями этого критерия выступают: осознание личностной значимости учебной деятельности, принятие и заинтересованность в освоении норм и ценностей будущей профессиональной деятельности, положительное эмоциональное напряжение и сосредоточение внимания на предмете учебной деятельности.

Критерием сформированности эмоционально-оценочного компонента служит положительный эмоциональный настрой на самореализацию в учебной деятельности. Показателями этого критерия являются: адекватная самооценка образа «Я» как субъекта учебной деятельности, положительный прогноз вероятности успеха в учебной деятельности, субъективное состояние уверенности в себе, эмоциональный подъем.

Критерий сформированности активационно-энергетического компонента — высокая целеустремленность на саморазвитие мотивационно-личностного потенциала учебной деятельности. Показателями этого критерия выступают: потребность в рефлексии «меры» собственной активности в учебной деятельности, сознательно принятое намерение саморазвития социально и профессионально значимых качеств личности, овладение навыками саморегуляции психических состояний, способов и приемов эмоционального усиления интереса к предмету учебной деятельности.

3. Теоретически обоснован выбор мотивационной включенности студента в учебную деятельность в качестве предполагаемого фактора адаптации к профессии на основе максимальной адекватности её содержанию.

4. Выявлены указанные выше психолого-педагогические условия формирования мотивационной включенности студента в учебную деятельность. Для их обеспечения разработана и апробирована модель формирования мотивационной включенности студентов в учебную деятельность как фактора адаптации к профессии.

5. Определена результативность экспериментальной работы по формированию мотивационной включенности студентов в учебную деятельность как фактора адаптации к профессии: позитивные изменения уровней сформированное&tradeмотивационной включенности привели к изменениям в показателях адаптации к профессии, к положительной динамике распределения студентов по уровням адаптации к профессии.

Полученные результаты имеют практическую значимость в силу возможности их использования для совершенствования процесса адаптации студентов к профессии. Новое знание о содержании феномена «мотивационной включенности студентов в учебную деятельность» может быть положено в основу проектирования спецкурсов и спецсеминаров в системе повышения квалификации психологов и преподавателей профессиональных учебных заведений. Одновременно они определяют перспективы дальнейших исследований в этой области. Перспективными направлениями дальнейших научных поисков могут стать: изучение особенностей динамики формирования мотивационной включенности студента в учебную деятельность как фактора адаптации к профессии, дальнейшая разработка психолого-педагогических технологий развития мотивационной включенности студента в учебную деятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.В. Психологическая поддержка личности на начальном этапе профессионализации (на этапе вхождения в вузовское пространство): Дис.. канд. психол. наук. — Краснодар, 2003. — 153с.
  2. И.Р. Структурно-динамические особенности потребностно-мотивационной сферы студентов педагогического вуза: Автореф. дис.. канд. психол. наук-Минск, 1996. 15с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981.-е. 19−44.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991. — 299с.
  5. Г. В. Социальная психология образования. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. — 296с.
  6. О.Ф. Индивидуально-психологические факторы адаптации субъекта учебной деятельности (в контексте гуманизации образования): Дис.. канд. психол. наук.-М., 1995.- 198с.
  7. А.Д. Психология развития школьников Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2000. — 384с.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. -380с.
  9. .Г. Психология человека. Избранное. СПб, 1997. — 90с.
  10. .Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. тр.: В 2-х т. -М., 1980.-Т.1.-79 с.
  11. Г. М. Социальная психология М., 1980 — 415с.
  12. Д. А. Проблемы адаптации студентов // Молодежь и образование. М., 1972. — с. 194−203.
  13. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. -158с.
  14. В.Г. Соотношение значимого и незначимого в формировании личности // Психология личности и образ жизни: Сб. статей/ Под ред. Е. В. Шороховой. -М: Наука, 1987.-е. 14−18.
  15. А.Г. О предмете психологии личности // Вопр. психол. 1983. -№ 3. — с. 118−125.
  16. А.Г., Братусь Б. С. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопр. психологии. 1979. — № 4.
  17. .Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -304 с.
  18. H.A. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педвуза в контекстном обучении: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1997.-209с.
  19. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психологии. 1989. — № 1. — с. 34−39.
  20. О.В. Мотивация социально-педагогической деятельности и её развитие у студентов педагогического колледжа: Автореф. дис.. канд. пед. наук Иркутск, 2002. — 21 с.
  21. И.А. Мотивация учебной деятельности студентов ССУЗ: Дис.. канд. психол. наук. Казань, 1997. — 180с.
  22. В.П., Мишина С. Е., Правдина О. В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001.- 132с.
  23. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М., 1986. — с. 30−66.
  24. P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник МГУ. М. -Сер. 14. — Психология, 1987. — № 2. — с. 20−30.
  25. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна. М. Изд-во Международной педагогической академии, 1995. — 208с.
  26. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464с.
  27. Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. — с. 41−42.
  28. В.И. Изменения в потребностно-мотивациопной сфере личности при адаптации к учебно-воспитательному процессу: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Липецк, 1989. — 18с.
  29. A.B. О соотношении биологического и социального в развитии личности / Теоретические проблемы человеческой личности. М.: Наука, 1974.-с. 49−55.
  30. A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. — 162с.
  31. М.П., Русалинова A.A. Некоторые вопросы адаптации новичка на производстве. / Человек и общество. Л., Изд-во ЛГУ, 1971. — 74с.
  32. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. -М.: Издательство «Ось 89», 1999. — 176с.
  33. А.Л., Десятникова 10.М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям // Вопросы психологии. 1995. — № 1.-е. 25−33.
  34. С.Г. Учитель о себе и профессии. Л., 1988. — 91 с.
  35. В.К. Эмоции и ситуативное развитие мотивации. В кн.: Развитие эргономики в системе дизайна. — Боржоми, 1979. — с. 243−247.
  36. В.Н. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.-288с.
  37. A.A. Активность студента как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты) // Психол. журнал. 2003. — Т.21. — № 3 — с. 22−31.
  38. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.-301 с.
  39. О.В. Взаимосвязь удовлетворенности и мотивации учебной деятельности студентов в системе многоуровнего образования: Дис.. канд. психол. наук. Казань, 2000. 270с.
  40. П.Я. Введение в психологию. М., 1976. — 116с.
  41. С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психол. журнал. 1994. — Т. 15. — № 3. — с. 131−135.
  42. Н.М. Организационно-педагогические условия профессиональной адаптации будущего учителя в системе: школа -педагогическое училище (колледж) ВУЗ: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1994.-209с.
  43. Ф.П. Книга об учителе М.: Просвещение, 1964. — 260с.
  44. Ф.Д. К детерминации психических состояний человека // Вопр. психологии. 1971. — № 5. — с. 20−29.
  45. JI.A. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. -314с.
  46. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. — 319с.
  47. C.B. Педагогическое общение как фактор адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности: Дис.. канд. пед. наук. -Магнитогорск, 1998.-221с.
  48. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986 — 740с.
  49. С.Б., Соложенкин В. В., Краснов И. Г. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Психол. журнал. 1989. — Т. 10. — № 1.-е. 99−106.
  50. И.А. О месте потребностей, эмоции и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. — с. 81−92.
  51. .И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопр. психол. 1984. — № 4. с. 74−79
  52. .И. Эмоции как ценность. М., 1982. — 272с.
  53. C.B. Динамика мотивационно-смысловых образований личности студентов процессе адаптации к учебе: Дис.. канд. психол. наук. М., 2000, — 186с.
  54. Т.Д. Психологическая диагностика в контекстном обучении. М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. — 116с.
  55. В.М. Профессионально-педагогическая адаптация студентов младших курсов педвузов. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1988.- 20с.
  56. М.В. Психология развития. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2000. — 336с.
  57. Н.Г. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов первокурсников к учебной деятельности в ИФК. — Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Спб., 1998.- 19с.
  58. H.A. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации: Дис.. канд. психол. наук. М, 1987. — 204с.
  59. Загрекова J1.B. Деловая игра в психологической подготовке будущего учителя. // Педагогика. 1994. — № 6. — с. 58−62.
  60. A.B. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1986. -168с.
  61. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов на Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 480с.
  62. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. психологии. -1991.-№ 2.-с. 15−36.
  63. И.Г. Развитие личности будущего учителя как субъекта. М., 2001.-85с.
  64. Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского // В семи книгах. Книга 6. На пути к совершенству. — М., 1995. — 54с.
  65. Е.П. Мотивация и мотивы. Спб.: «Издательство «Питер», — 2000. -512с.
  66. О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / 0.11. Истратова, Т. В. Эксакусто. Ростов на Д.: Изд-во «Феникс», 2005. — 375с.
  67. А.И. Формирование мотивации учебной деятельности в системе «лицей университет»: Дис.. канд. пед. наук. — Саратов, 2000. -175с.
  68. H.JI. Мотивационная включенность в деятельность: структура, механизмы, условия формирования: Дис.. докт. психол. наук. М., 1998. — 394с.
  69. H.JI. Основы личностно-ориептированной логопсихо-терапии. Учебное пособие. М.: Флинта, 1997. — 160с.
  70. Н.М. Социально-педагогические условия адаптации студентов в педагогическом колледже. Автореф. Дис.. канд. пед. наук — Оренбург, 2000.-20с.
  71. Т.О. О социально-психологических проблемах удовлетворенности трудом. М., Таллин, 1974. — 111с.
  72. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии. М., 1997. — с. 90−123.
  73. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, сер. «Педагогика и психология», 1983. — № 2. -95с.
  74. Е.А. Развивающийся человек в мире профессии. Обнинск: МГУ, Центр «Детство», 1993. — 56с.
  75. В.И. К проблеме мотивов // Психол. журнал. 1981. — № 1. с. 2944.
  76. В.И. Мотивы поведения и .деятельности. М.: Наука, 1988. -191с.
  77. В.И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и её динамика в процессе профессиональной подготовки // Психол. журнал. -1982.-Т.З.-№ 6.-с. 35−43.
  78. Кон И. С. Психология ранней юности. М, 1989. — 255с.
  79. С.С. Особенности мотивации учебной деятельности студентов, обучающихся в новых социально-экономических условиях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тверь, 2003 г. — 17с.
  80. Краткий психологический словарь / Под ред. A.B. Петровского, М. И. Ярошевского. М., 1985.-е. 10−11.
  81. JI.M. Саморегуляция учащихся. Практическое руководство. / Тверской гос. ун-т. Тверь, 1993. — 26с.
  82. Крыжановская J1.M. Сеансы психологической помощи психотренинги. Учебное пособие. / Тверской гос. ун-т. — Тверь, 1993.-21с.
  83. М.А. Профессиональная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе техникума: Автореф. дис.. канд. пед. наук -Ростов на Дону, 1988. 24с.
  84. Н.С. Принципы исследования мотивации личности в марксистской и буржуазной социологии и психологии. Свердловск, 1975. -121с.
  85. О.В. Влияние внутриличностных противоречий на дииамику профессионального развития учителя. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. -136с.
  86. Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL, 1967. — 183с.
  87. Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Под ред. Н. В. Кузьминой. JI., 1970. — с. 89−107.
  88. JI.B. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб.: «Речь», 2002. — 184с.
  89. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985. — 182с.
  90. М.М., Яковлева Н. В. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов // Психол. журнал. 1996. — Т. 17. -№ 4.-с. 134−140.
  91. Г. Н. Развитие аксиологического потенциала студентов педагогического колледжа: Дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1999. -178с.
  92. Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. -313с.
  93. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. -304с.
  94. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.-40с.
  95. В.Г. Психологические ' механизмы мотивации учебной деятельности: Учеб. пособие. Новосибирск: НГПИ, 1987. — 89с.
  96. Д.А. Смысл и побудительная сила мотива // Мотивационная регуляция поведения и деятельности личности. М., 1988. — с. 44−63.
  97. И.Е. Психологическая поддержка студентов в период адаптации к образовательному процессу ВУЗа: Дис.. канд. психол. наук. -Ставрополь, 2000. 178с.
  98. Р.У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций: Тексты. -М, 1984.-с. 138−151.
  99. В.Т. Актуальные проблемы нравственного воспитания будущих специалистов. Л., 1978. — 94с.
  100. Н.П. Во что играть будущим учителям. // Народное образование. 1991. -№ 1.-е. 103−109.
  101. .Ф. Диалектика социального и природного в развитии человека и его отношений с миром//Психол. журнал. 1989. — Т. 10.-№ 3.-с. 11−17.
  102. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журнал. -1981.-Т. 2. № 1. — с. 163−177.
  103. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., Наука, 1984.-444с.
  104. Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вестн. Моск. университета. Сер. 14. Психология. 2000. — № 1. — с. 48−55.
  105. В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. М., 1989. -152с.
  106. М.А. Педагогические условия управления адаптацией учащихся к коллективу учебной группы СПТУ: Автореф. дис. канд. пед. наук Казань, 1989. — 19с.
  107. В.А. Основы профессиональных отношений психолога и педагога: Учеб. пособие. Оренбург: ООО «Агентство «Пресса», 1999. -104с.
  108. В.А. Развитие профессионального взаимодействия психолога и педагога: теория и практика: Монография. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2003.-260с.
  109. А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 192с.
  110. А.К., Орлов А. Б., Фридман J1.M. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М., 1983. — 64 с.
  111. Т.Д. Школа развивающего обучения В.В. Давыдова: философские и психологические основания // Вопросы психологии. 2005. -№ 4.-с. 76−83.
  112. М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
  113. Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете: Дис.. докт. психол. наук. Саранск, 1993. — 344с.
  114. И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б. Ф. Парыгипа. Л.: Издат. ЛГУ, 1973.-с. 111−120.
  115. В.Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности // Вопр. психологии. 1982. — № 3. — с. 57−66.
  116. В.И. Педагогическая психология. ч.Ш. Психология личностного и профессионального роста субъектов образовательной деятельности. / Учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во СГПУ (факультет психологии), 2004. — 66с.
  117. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 200с.
  118. A.B. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.- СПб.: Издательство Союз, 2000. 576с.
  119. Мотивация личности. Феноменология, закономерности и механизмы формирования. / Под ред. A.A. Бодалева. М., 1982. — 120с.
  120. Е.Э. Эвристические методы обучения как фактор развития личностного опыта студента. Автореф. дис.. канд. пед. наук -Оренбург, 2004.-23с.
  121. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. — 150с.
  122. В.Н. Психология отношений. М., 1995. — 356с.
  123. A.A. Социально-психологическая адаптация личности. -Ереван: Изд-во. АН Армянской ССР, 1988. 260с.
  124. М.Б. Проблемы моделирования педагогических явлений и объектов. Лекция по педагогике. Оренбург, 1998.
  125. Д.Д. Педагогическое руководство адаптацией учащихся к условиям ПТУ: Автореф. дис.. канд. пед. наук Казань, 1988. — 15с.
  126. Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2001.-480с.
  127. А.Б. Две ориентации в исследовании мотивации за рубежом //. Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. М., 1979. — с. 22−41.
  128. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. — 287с.
  129. Ю.М., Творогова Н. Д., Шкуркин В. И. Стимулирование побуждения к учению. М., 1978. — 72с.
  130. А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопр. психологии. 1996. — №.1. — с. 34−40.
  131. .Д. Социальная психология: Учеб. пособие. СПб.: СПб ГУП, 2003.-616с.
  132. Педагогическая практика в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Г. М. Коджаспировой, Л. В. Бориковой. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 272с.
  133. М.А. Формирование мотивов учебно-профессиональной деятельности в процессе подготовки учителей начальных классов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 1998. — 24с.
  134. A.B. К психологии активности личности // Вопр. психологии -1975. № 3. — с. 17−23.
  135. A.B. Личность в. психологии с позиции системного подхода // Вопр. психологии. 1981. — № 1. — с. 24−29.
  136. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., Политиздат, 1982.-255с.
  137. В.А. Личность: феномен субъективности. Ростов на Дону, 1993.- 193с.
  138. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. -268с.
  139. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 103с.
  140. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М., 1977. — 166с.
  141. О.В. Психологические особенности адаптации студентов педагогических специальностей: Дис.. канд. психол. наук, Казань, 2002. -207с.
  142. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И. В. Дубровипой. М.: ТЦ «Сфера», 1998.-528с.
  143. Прикладная психология в высшей школе. Казань: изд-во Каз. ун-та, 1979.-268с.
  144. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256с.
  145. Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология» М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352с.
  146. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Практикум: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Н. Борисов, О. Г. Ковалев, С. А. Лузгин, А. И. Ушатиков. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 144с.
  147. Психологические аспекты смысла жизни // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни / Ред. В. Э. Чудновский, A.A. Бодалев, Н. Л. Карпова. М.: ПИ РАО, 1997.-е. 111−126.
  148. Психологические основы педагогической практики студентов: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. / Под ред. A.C. Чернышова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 144с.
  149. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. A.A. Реана. СПб.: «прайм — ЕВРОЗМАК», 2003.- 128с.
  150. Психология студента как субъекта учебной деятельности: Сб. науч. трудов / Под ред. И. А. Зимней. М.: Моск. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза, 1985.- 131с.
  151. Психология. Словарь 2-е изд. /Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. — 494с.
  152. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования. // Под ред. Е. Д. Божович. М., 2005. — 399с.
  153. A.A. Психологический анализ уровня удовлетворенности избранной профессией // Вопр. психологии. 1988. — № 2. — с. 83−87.
  154. H.A. Развитие духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2003. — 23с.
  155. М.Г. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов: социально-психологический аспект. Казань, 1998. — 155с.
  156. Рубинштейн C. JL Основы общей психологии: В 2 т. Т. II М.: Педагогика, 1989.-328с.
  157. C.JI. Проблемы общей психологии. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1976.-416с.
  158. П.А. Психология: Учебник для техникумов физкультуры. М., 1967.-214с.
  159. B.C., Слаква С. П. Психология человека. М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 352с.
  160. Н.В. Игры, в которые играют: Психологический практикум. -Дубна: Издат. центр «Феникс», 1996. — 160с.
  161. А.И. Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе: Монография / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2000.- 134с.
  162. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350с.
  163. Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000. — 234с.
  164. В.А. Дидактика / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002.- 368с.
  165. В.А. Профессиональная адаптация молодого учителя // Советская педагогика. 1976. — № 3. — с. 88−95.
  166. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М., 1976. 162с.
  167. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. — 224 с.
  168. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — с. 37−50.
  169. В.И. Психологические основы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1986. — № 6. — с. 27−34.
  170. В.И., Исаев В. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. — № 4. —74с.
  171. Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. M., 1976 — 59с.
  172. . А. Профессионализация курса психологии в пединституте // Вопр. психологии. 1987. — № 5. — с. 52−59.
  173. К.В. Биологические мотивации. М., 1971. — 138с.
  174. C.B. Развитие профессионально важных качеств педагогов-психологов в процессе обучение в вузе. Автореф. дис.. канд. психол. наук — Самара, 2004. — 29с.
  175. В.А. Психология в субъектном измерении. Киев: Издат. центр «Просвгга», 1996. — 403с.
  176. В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психол. журнал. 1995. — Т. 16. — № 3 — с. 23−24.
  177. Теория и практика управления процессом адаптации студентов к профессиональной деятельности: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Орск: Изд-во ОГТИ, 2002. — 193с.
  178. Тертель, А Л. Психология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Простпект, 2004. — 176с.
  179. Д.И. Психологические исследования. М. — Воронеж, 1987. -451с.
  180. Д.Н. Мотивация период, предшествующий волевому акту: Психология личности. Тексты. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. — 288с.
  181. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 368с.
  182. К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер. с нем. М.: Генезис, 1999. — 256с.
  183. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.Г. М.: Генезис, 1998.- 160с.
  184. Фрейд 3. Избр. соч. в 2-х т. М., 1991. — 284с.
  185. JI.M. Наглядность и моделирование в обучении // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». М., 1984. — № 6. -с. 28−38.
  186. X. Мотивация и деятельность: Пер. с нем., в 2-х ТТ. М.: Педагогика, 1986. — Т.1. — 408с., Т.2. — 49с.
  187. М.А. Коммуникативная деятельность как фактор формирования субъектности студентов: Дис.. канд. пед. наук Оренбург, 2004, — 182с.
  188. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 272с.
  189. O.A. Психолого-педагогические особенности мотивов учебной деятельности студентов различных ВУЗов: Автореф. дис.. канд. психол. наук Самара, 2003. — 20с.
  190. В.Э. Проблемы субъективности в свете современных задач психологии воспитания // Вопр. психол. 1988. — № 4. -с. 15−25.
  191. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 186с.
  192. Р.Х. Мотивация профессиональной деятельности: Новые подходы. / В сб. Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. М., 1994. — с. 45−67.
  193. Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995. -326с.
  194. Т. Социальная психология. М., 1969. — 432с.
  195. Е.В., Бобнева М. И. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. — 171с.
  196. Штарке К.Студенты. Становление личности. М.: Прогресс, 1982. — 134с.
  197. JI.C. Проблемы адаптации при подготовке к учительской деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук Пермь, 1978 — 22с.
  198. Т.М. Динамика профессионально-педагогической направленности студентов // Вопр. психологии. 1985. — № 2. — с. 73−75.
  199. А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя // Психология труда и личности учителя JL, 1976. Вып. 1 -с. 3−29.
  200. Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 180с.
  201. Эмоциональная саморегуляция: Теоретические основы и прикладные аспекты / Под ред. Г. В. Акопова, Т. В. Ивановой, В. Ф. Сонова. Самара: Изд-во СамИКП, 2002. — 168с.
  202. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317с.
  203. В.А. Педагогическая психология. СПб.: Полиус, 1998. — 638 с.
  204. Maslov A. Motivation and personality. New York, 1954.
  205. McClelland D.C., Atkinson J.W., Clark R.A., Lowell E.L. The achievement motiv. New York, 1953.
  206. Motivation, intention and volition / Ed. by F. Halish, J. Kuhl. Berlin, 1987/
  207. Nuttin J.R. Motivation, planning and action: a relational theory of behavior dynamics. Lenven, 1984.
Заполнить форму текущей работой