Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Как помочь ребенку стать эмоционально благополучным

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Освоение ребенком, но мере возрастного развития новых социальных форм общения и взаимодействия, включение его во все новые социальные институты воспитания и образования усложняет структуру социальной ситуации развития и делает особенно актуальной задачу изучения возрастной специфики влияния этих социальных контекстов на формирование личности ребенка и, в частности, ядерного образования… Читать ещё >

Как помочь ребенку стать эмоционально благополучным (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эмоциональное благополучие подростков — это сложный, многофакторный феномен, рассмотрение которого обязательно требует системного подхода. Мы не то что не можем сказать, следствием какого одного фактора он является, но даже когда оказываются в наличии все, казалось бы, предпосылки для его развития, даже тогда мы не можем прогнозировать его динамику, характер течения и проявления. Эмоциональное благополучие — это эмоциональное благополучие конкретных детей в конкретных социально-экономических и культурных условиях. И для того чтобы понять его механизмы и причины, найти эффективные способы профилактики эмоционального неблагополучия, нужно рассматривать и исследовать это психологическое явление в неразрывной связи со спецификой развития в каждом возрасте, с особенностями социальной ситуации развития и с теми параметрами этой ситуации, которые для ребенка в данный возрастной период являются самыми значимыми.

Положение о значении социальной среды и общения ребенка со взрослыми и сверстниками для психического развития и формирования личности является общепризнанным в современной психологии. Однако вопрос о механизмах влияния социальной среды на развитие ребенка интерпретируется по-разному в зависимости от теоретической модели развития, принимаемой в различных школах и направлениях. Л. С. Выготский ввел понятие социальной ситуации развития как важнейшей характеристики возраста, раскрывающей отношения ребенка и его социального окружения. Возрастная специфика и содержание категории «социальная ситуация развития в стабильных и кризисных возрастах» были подвергнуты глубокому теоретическому и экспериментальному анализу в работах отечественных психологов (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн и др.). Было показано, что особенности социальной ситуации развития решающим образом определяют направление, содержание и характер развития ребенка в нормативном пространстве возрастного развития. Вместе с тем в современной детской психологии все более остро осознается необходимость конкретизации понятия «социальная ситуация развития ребенка» как в теоретическом отношении, так и для решения неотложных и важных задач оптимизации, профилактики и коррекции психического развития детей.

Практика консультирования и оказания психологической помощи детям, подросткам и их родителям убедительно продемонстрировали необходимость выхода в коррекционной работе за пределы модели типа «психолог — ребенок» к модели «психолог — социальное окружение — ребенок» (И.В. Дубровина, С. А. Беличева, J.R. Bergan, Т.К. Kratochwill, R.M. Lerner, A.J. Sameroff, Е. Zigler, Е. Golson, W. Morse, J.H. Kashani, J.M. Eddy, T.M. Dishion, M. Stoolmiller). Только изменение жизнедеятельности ребенка в системе его социальных связей и отношений позволяет успешно разрешить проблемы психического развития и предотвратить отклонения и нарушения развития.

Особенности подросткового возраста определяются необходимостью решения таких новых задач развития, как перестройка системы отношений с родителями и формирование личностной автономии. На этом этапе один из центральных компонентов структуры социальной ситуации развития — детско-родительские отношения — подвергается существенной трансформации по инициативе самих подростков в контексте формирующегося чувства взрослости (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова). Активная роль подростков в проектировании и преобразовании детско-родительских отношений здесь так велика, как ни на одном из возрастных этапов.

Освоение ребенком, но мере возрастного развития новых социальных форм общения и взаимодействия, включение его во все новые социальные институты воспитания и образования усложняет структуру социальной ситуации развития и делает особенно актуальной задачу изучения возрастной специфики влияния этих социальных контекстов на формирование личности ребенка и, в частности, ядерного образования «Я-концепции» — самооценки. Выявление детерминирующего значения каждого из социальных контекстов — планов общения и сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, друзьями позволит прогнозировать и предупреждать возможные искажения в развитии ребенка благодаря использованию развивающего потенциала этих социальных контекстов.

Психопрофилактическая и психокоррекционная работа с эмоционально неблагополучными детьми и подростками должна осуществляться в русле возрастно-психологического подхода. Психологу при этом необходимо учитывать следующие моменты.

  • 1. Прежде всего, исходить из психологических характеристик данного возрастного этапа, психологических же проблем, как правило, сопутствующих отрочеству. Проблемы подросткового возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей: физиологической, дающей импульс физической и сексуальной активности подростков; потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе; потребности в самореализации и развитии собственного «Я» (Ремшмидт, 1994).
  • 2. В каждом конкретном случае посмотреть на возникшую реальную или кажущуюся проблемную ситуацию глазами ребенка. Необходимость этого имеет теоретическое обоснование: объективная ситуация, внутри которой происходит развитие ребенка, влияет на психическое развитие и определяет психическое здоровье не само по себе, не автоматически, а только будучи преломленной в его субъективных переживаниях, опосредованной его позицией в этой социальной ситуации (Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков, 2002).

Как психопрофилактическая, так и психокоррекционная работа, связанная с эмоциональным неблагополучием детей и подростков, подразумевает три взаимосвязанных направления:

  • 1) психологическое просвещение родителей;
  • 2) психологическое просвещение, консультативная и коррекционная работа с педагогами;
  • 3) непосредственная работа со школьниками.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой