Типы профессиограмм.
Дифференциальная психология
Считается, что профессиональная готовность специалиста является сложным, многоуровневым системным психическим образованием. В зависимости от характера профессии структура готовности будет существенно различаться. Однако во всех случаях в эту систему должны быть включены достаточно устойчивые компоненты в виде знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, профессионально важных качеств… Читать ещё >
Типы профессиограмм. Дифференциальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е. М. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм[1]:
- 1) информационные (предназначены для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес);
- 2) ориентировочно-диагностические (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми эффективными образцами организации трудовой деятельности);
- 3) конструктивные (служат для совершенствования эргатической системы т. е. системы, требующей участия человека на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала);
- 4) методические, которые можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т. е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы;
- 5) диагностические, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где профессия сначала исследуется на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровнях, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).
Профессиональная готовность означает определенное соответствие содержания и состояния психики и физического здоровья соискателя требованиям выполняемой деятельности.
Считается, что профессиональная готовность специалиста является сложным, многоуровневым системным психическим образованием. В зависимости от характера профессии структура готовности будет существенно различаться. Однако во всех случаях в эту систему должны быть включены достаточно устойчивые компоненты в виде знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, профессионально важных качеств, смыслов и ценностей личности, ее отношений, предпочтений и т. п., в целом определенный уровень профессионально необходимого потенциала личности.
Заключение
о профессиональной готовности — по сути диагноз, который констатирует уровень возможностей человека в избранной им сфере деятельности. Профессиональная готовность специалиста предполагает наличие у него соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, умения мобилизовать свой профессиональный потенциал на решение поставленных задач.
Профессиональная компетентность — близкое по смыслу понятие, возникшее в связи с широким распространением компетентностного похода. Профессиональная компетентность рассматривается как интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалистов, отражающая уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. В отечественных исследованиях проблемы профессиональной компетентности преимущественно рассматриваются в деятельностной парадигме как система знаний, умений и способов исполнения деятельности; личностно-деятельностной — как свойство личности, позволяющее действовать самостоятельно, эффективно и ответственно; в акмеологической — как результат продуктивного личностно-профессионального развития, как важное условие профессионализма[2].
Изучение профессиональной компетентности связано с рассмотрением взаимосвязи опыта, знаний, умений и отношения личности как самостоятельных процессов, направленных на достижение результата профессиональной деятельности. Критерием компетентности выступает индивидуальный способ решения или своеобразие отношения человека к тому, что он делает. Это своеобразие отражается в личностном отношении субъекта к выбору решения способа реализации в рамках технологической компетентности. Опыт способствует осуществлению множества выборов, а образ «Я», как ценностно-семантический конструкт, извлекает нужный опыт, интерпретирует, управляет им, корректирует и соотносит с полученными знаниями и переживаниями, тем самым обогащает и развивает профессиональную компетентность. Таким образом, профессиональная компетентность определяется как индивидуальный способ решения задач деятельности, опосредованный личностным отношением к делу1.