Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимоотношения старших и младших детей в семье

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Детство первого ребенка заканчивается тогда, когда рождается следующий" — поговаривают в народе. Быть может, оно просто переходит на качественно иной уровень? С рождением малыша старший некоторое время болезненно остро реагирует на «вторжение» на свою территорию. Его самая известная роль — страдальца: то и дело переспрашивает, кого больше любят, просит его поцеловать столько же раз, сколько… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Особенности воспитания и развития нескольких детей в семье
    • 1. 1. Взаимоотношения между старшими и младшими детьми
    • 1. 2. Соперничество проблема в воспитании двух и более детей
    • 1. 3. Особенности возрастной и половой градации
  • Глава 2. Методы и методики исследования взаимоотношений старших и младших детей в семье
    • 2. 1. Изучение детских взаимоотношений
    • 2. 2. Исследование феномена детской ревности, как средства борьбы за внимание
  • Заключение
  • Список источников и литературы

Взаимоотношения старших и младших детей в семье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Его любят на несколько лет дольше. Один на один, трепетно и нежно. Именно рождение первенца делает взрослых мамами и папами. Сила первой любви к «наследнику» на время затмевает другие чувства и мысли, весь мир. Но почему-то когда ребенок был единственным, не так заметны промахи в его воспитании. Как внимательно прислушивались к советам других, как бережно копили личный опыт для «следующего раза» ! Воспитание старшего — это всегда плод ошибок трудных, трудный выбор, практический опыт и отчасти «первый блин» .

Детство первого ребенка заканчивается тогда, когда рождается следующий" - поговаривают в народе. Быть может, оно просто переходит на качественно иной уровень? С рождением малыша старший некоторое время болезненно остро реагирует на «вторжение» на свою территорию. Его самая известная роль — страдальца: то и дело переспрашивает, кого больше любят, просит его поцеловать столько же раз, сколько и плачущего младенца, внимательно подсчитывая и «взвешивая» порции ласки.

Но время бежит быстро, и вчерашние «соперники» будут дружно выставлять вас за дверь, чтобы вы не мешали их играм.

Мама, родившая второго ребенка, безотчетно «записывает» старшего во Взрослые. И начинает, сама того не осознавая, ждать от него Понимания и Помощи. А старший вместо этого начинает конкурировать с маленьким, кто больше нуждается в маме и ее внимании, чем разбивает все мамины надежды хоть немного «облегчить» себе жизнь. Мама может не избежать и еще одной психологической «ловушки» — противопоставить «хорошего» маленького «плохому» старшему. Свойство человеческой психики делить мир на черное — белое. Однако «плохое — хорошее» играет в данном случае против самих родителей.

Взаимоотношения детей всегда имели важную роль при формировании общей атмосферы в семье. Возраст, пол, временной разрыв все это имеет значение для определения социальных ролей сестер и братьев, но будут ли они заботливыми по отношению друг к другу или останутся непримиримыми врагами, зависит прежде всего от родителей, от степени их участия в воспитании.

Объект исследования основа взаимоотношений старших и младших детей в семье.

Предмет исследования: условия позитивных взаимоотношений старших и младших детей в семье.

Цель работы: выявить особенности взаимоотношений старшего и младшего ребенка в семье.

Задачи исследования:

Выявить особенности воспитания и развития нескольких детей в семье;

Проанализировать взаимоотношения между старшими и младшими детьми;

Рассмотреть проблему соперничества между детьми;

Выявить значимость влияния пола и возраста на взаимоотношения между детьми;

Проанализировать методы и методики исследования взаимоотношений старших и младших детей в семье;

Дать анализ проблеме изучения детских взаимоотношений;

Исследовать феномен детской ревности.

Первые экспериментальные исследования в области детских взаимоотношений были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений.

В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому испытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как справедливо указывают А. Г. Лидерс, О. А. Карабанова, А. С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей.

Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития и в настоящий момент принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты этого взаимодействия ребёнок — взрослый. Гипотеза исследования. В семье позитивные взаимоотношения между детьми устанавливаются при условии:

1. позиция родителей основана на гуманности и любви ко всем детям в семье.

2. установление взаимного контакта основанного на той или иной социальной роли, занимаемой ребенком.

Показать весь текст

Список литературы

  1. «Большой мир маленьких детей. Мы и наши дети. Грамматика отношений» (издательство Дрофа-Плюс, 2006 г.)
  2. А.Н. Воспитание детей в семье. /Психол. — пед. очерки. — М., 1972. — 236с.
  3. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М., 1968. — 296 с.
  4. А. Я. Типы неправильного родительского отношения. М., 1987.
  5. Д. Дела семейные: Пер. с венг. — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  6. А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998.
  7. О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект, 1999.- с. 308.
  8. М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование.- 2000.- № 3.-с.35.
  9. Л.С. Избранные труды, т. 6., 1974.
  10. И.В. Воспитательный климат семьи. М., — 1975. — 204 с.
  11. Л.Я., Алёшина Ю. Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 1991.- № 4.- с.84−92.
  12. С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция // Социально-политический журнал.- 1995.- № 6.- с.74−87.
  13. .Б., Макаби Г. В. Консультирование семьи / Пер. с англ. М.: Форум, 2004.- 258с.
  14. О. Любить друг друга значит смотреть не на друг друга, а в одну сторону // Семья и школа.- 1999.- № 10.- с.10−13.
  15. В.Н. Экспериментальная психология.- СПб.: Питер, 2001.- 320с.
  16. М.И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. 567с.
  17. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус.- Минск: Университетская, 1997.- 237с.
  18. Т.А. Трансформация института современной семьи. //Социологические исследования. 1995, № 10. 10−13 с.
  19. С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
  20. С.В. Психология семейных отношений. — М., 1986.
  21. Коллектив и личность. /Сб. научных трудов. — М. 1975.
  22. Я. А. Психология общения. — М., 1974. — 408 с.
  23. Я. А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности). М., 1976. — 238 с. Кулакова Е. Изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье // Обруч.- 1999.- № 5.- с.11−13.
  24. М.И. Общение, личность и психика ребёнка.- М.: Воронеж, 1997.- 216с.
  25. Г. Я. Влияние социальных факторов на формирование психолого-педагогической культуры молодой семьи.- Минск, 1990.
  26. И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога.- 1998.- № 3.- с.51−5
  27. М.И. Развитие общения со сверстниками. //Дошкольное воспитание. 1985, № 3, — 22 с.
  28. Г. Как воспитать ребенка удачника? //Дошкольное воспитание. 1997. № 1, 73 с.
  29. А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 486 с.
  30. Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т. А. Маркова, М., 1979.-318 с.
  31. З. Родители и дети: Кн. для учителя: Пер. с чешского. — М.: Просвещение, 1992. — 320 с.
  32. С.Е. У вас растут дети. — М., 1974. — 134 с.
  33. Г. П., Надъярный А. В. В семье растут дети. — М., 1986. — 146 с.
  34. Межличностные отношения, их роль в совершенствовании учебной
  35. деятельности. Сб. науч. трудов. Ташкент, 1985. — 224 с.
  36. Л.Ф. Характер формируется с детства. //Дошкольное воспитание. 1988, № 5, 76 с.
  37. А.В. Дети и тактика семейного воспитания.- М, 1981. — 216с.
  38. М. В. Качественная характеристика ситуации развития ребенка в современной семье//Психологическая наука и образование. 2001. № 2.
  39. Л.И., Соколова А. Е. Психология самовоспитания. — М., 1982. — 286с.
  40. Л.И. Теория самовоспитания. — М., 1973. — 368 с.
  41. Э.М., Исподольский И. В. Истоки радости. — М., 1987. — 224 с.
  42. Э.М. От соперничества к сотрудничеству. //Семья и школа. 1997, № 5, С. 41.
  43. «Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания» под ред. А. Я. Варги (М.: ОГИ; Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2006)
  44. Н. А. Зависимость между характером взаимодействия и особенностями привязанности ребенка к взрослому: Канд. дис. М., 1998.
  45. Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
  46. Ю.Г., Щевченко С. М. У одиночества характер крут. М., 1990. -238с.
  47. В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция. //Вопросы психологии. 1997, № 3, 102с.
  48. Г. Я., Соколова В. Н. Трудные дети: беседы для родителей. Хабаровск, 1982. — 320 с.
  49. Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
Заполнить форму текущей работой