Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические детерминанты готовности к профессиональной деятельности студентов вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования обусловлена преобразованиями в современном российском обществе, определяющими новые условия, в которых придется работать молодому специалисту, выпускнику высшего учебного заведения. Развитие промышленности, внедрение современных методов управления и организации производства, информационных технологий и систем автоматизации требуют от молодых специалистов высокого уровня… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к изучению психологических детерминант готовности студентов вуза к профессиональной деятельности
    • 1. 1. Готовность к профессиональной деятельности как объект психологического исследования
    • 1. 2. Психологический анализ детерминант готовности к профессиональной деятельности у студентов вуза
    • 1. 3. Личностные, профессионально обусловленные, особенности студентов различных профилей обучения
  • Глава 2. Организация и анализ результатов экспериментального исследования психологических детерминант готовности студентов вуза к профессиональной деятельности
    • 2. 1. Организация и методы экспериментального исследования психологических детерминант готовности студентов вуза к профессиональной деятельности
    • 2. 2. Анализ результатов пилотажного исследования психологических детерминант готовности студентов вуза к профессиональной деятельности
    • 2. 3. Анализ результатов констатирующего исследования психологических детерминант готовности студентов вуза к профессиональной деятельности

Психологические детерминанты готовности к профессиональной деятельности студентов вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном обществе перед высшей школой поставлена важная задача — готовить конкурентоспособных, инициативных специалистов, способных к практическому участию в социально-экономической жизни общества. Обращение общества к идее конкурентоспособности личности, как основополагающей, предполагает качественные преобразования во всех социальных структурах, способствующих эффективной социализации личности. Особое место среди социальных институтов занимает система профессионального образования, содержание которой часто является зеркальным отражением состояния общества. При этом большое внимание уделяется особенностям, характеристикам и детерминантам готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности.

Актуальность исследования обусловлена преобразованиями в современном российском обществе, определяющими новые условия, в которых придется работать молодому специалисту, выпускнику высшего учебного заведения. Развитие промышленности, внедрение современных методов управления и организации производства, информационных технологий и систем автоматизации требуют от молодых специалистов высокого уровня готовности к профессиональной деятельности. Эти и многие другие изменения вызывают необходимость в формировании специалистов, обладающих рядом личностных и профессиональных качеств, а также с ярко выраженной готовностью к профессиональной деятельности.

Данная проблема нашла свое отражение в работах ученых в области философии, педагогики, психологии и социологии таких как В. В. Давыдов, А. Г. Калашников, А. Н. Леонтьев, Т. Парсонс, В. И. Левин и др. Проблема готовности к деятельности является предметом изучения таких исследователей как Б. Г. Ананьев, С. Я. Батышев, Л. С. Выготский, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Э. Ф. Зеер, Л. А. Кандыбович, Е. А. Климов, И. П. Кузьмин, А. К. Маркова, Т. А. Медведева, С. В. Моторина, Е. И. Огарев, В.А.

Сластенин, и др. Однако в современной психологической науке остается потребность проанализировать психологические детерминанты готовности к профессиональной деятельности.

Данные исследования послужили основанием для определения содержания и структуры готовности студентов к профессиональной деятельности. Работы, связанные с теорией и практикой профессиональной подготовки специалистов, их профессиональным становлением (А.Г. Асмолов, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, А. Б. Каганов, Е. А. Климов, Т. В. Корнилова, И. П. Лотова, А. К. Маркова, JI.M. Митина, З. И. Рябикина, В. А. Сластенин и др.) явились основой для разработки основ экспериментального изучения психологических детерминант готовности студентов к профессиональной деятельности в развивающей образовательной среде вуза.

Готовности к профессиональной деятельности в психологической литературе уделяется особое внимание. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что готовность — есть основное условие к выполнению любой деятельности. В определении сущности категории «готовность» в отечественной науке существует несколько подходов. Одни ученые понимают «готовность» как психологическую установку (Д.Н. Узнадзе), на которой основывается деятельность. Другие считают, что понятие «готовность» совпадает с социальной установкой, определяющей поведение личности (Ф.В. Басин, Е. С. Кузьмин, В.А. Ядов). Третьи полагают, что понятие готовности тождественно подготовленности (М.И. Дьяченко, J1.A. Кандыбович, В.А. Крутецкий). Психолого-педагогический аспект готовности как устойчивой, многомерной, многокомпонентной характеристики личности, включающей в себя мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты, раскрывается в работах А. Г. Асмолова, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Л. Ф. Спирина.

Также актуальность изучения проблемы психологических детерминант готовности студентов вуза к профессиональной деятельности обусловлена следующими противоречиями между:

— востребованностью в современном российском обществе специалистов с высоким уровнем готовности к профессиональной деятельности и преобладанием традиционной культуры отношения к профессии в современных вузах;

— необходимостью в формировании готовности студентов к профессиональной деятельности и недостаточной теоретической и методической разработанностью в психологической практике анализа ее психологических детерминант.

Обозначенные противоречия актуализируют проблему анализа психологических детерминант готовности к профессиональной деятельности студентов вуза.

В связи со всеми вышеперечисленными обстоятельствами, мы формулируем проблему исследования: каковы психологические детерминанты готовности к профессиональной деятельности студентов вуза. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: готовность к профессиональной деятельности студентов вуза.

Предмет исследования: психологические детерминанты готовности к профессиональной деятельности студентов вуза.

В соответствии с целью, объектом и предметом были выдвинуты предположения, выступившие в качестве гипотезы исследования:

1. Психологические детерминанты готовности к профессиональной деятельности студентов вуза представлены двумя группами: внутренние (личностные) детерминанты и внешние (ситуационные) детерминанты.

2. Выраженность показателей отдельных детерминант определяется профессиональной направленностью обучения студентов вуза, а именно, профилем обучения. При этом, личностные психологические детерминанты будут в большей степени развиты у студентов гуманитарного профиля.

3. Анализ психологических детерминант готовности к профессиональной деятельности необходимо строить на основе выделения личностного и мотивационногокогнитивногодеятельностного компонентов готовности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы готовности к профессиональной деятельности у студентов вуза в зарубежной и отечественной психологической литературе.

2. Проанализировать структуру готовности к профессиональной деятельности у студентов вуза и определить ее компоненты и уровни.

3. Проанализировать психологические детерминанты готовности к профессиональной деятельности у студентов вуза.

4. Выявить и продиагностировать показатели психологических детерминант готовности к профессиональной деятельности у студентов гуманитарного и технического профилей.

5. Разработать методические, психологические рекомендации по развитию готовности к профессиональной деятельности у студентов вуза.

Методологической основой исследования явились следующие принципы психологии: системности (Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, и др.) — развития (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Маслоу, Б. Д. Эльконин и др.) — детерминизмапринцип активности личности в процессе жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, А. В. Петровский и др.) — принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — субъектный подход к пониманию психических явлений в жизни человека, личностно-деятельностный подход, принцип гуманизации образования (И.Б. Котова, В. А. Петровский, В.А. Сластенин).

Теоретической основой исследования явились: фундаментальные идеи отечественной психологии в области профессиональной подготовки (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, В. П. Беспалько, Е. Н. Богданов, Н. В. Кузьмина, B.C. Леднев, В. А. Сластенин и др.) — концепции и подходы к исследованию личности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Г. А. Берулава, И. Б. Котова, А. В. Петровский, CJI. Рубинштейн и др.) — концепции деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, и др.) — исследования по проблемам развития и формирования личности (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, Б. Д. Эльконин и др.) — идеи гуманистической педагогики и психологии (М.Н. Берулава, И. Б. Котова, В. А. Петровский, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) — основ развития готовности к профессиональной деятельности студентов различных специальностей (Г.А. Бокарева, М. Ю. Бокарев, Б. В. Гнеденко, В. П. Ефентьев, Е. Н. Кикоть, И. Л. Куликова, С. Н. Мухина, С. А. Розанова, А. П. Семенова, С. В. Шмелева и др.) — теоретические положения об особенностях профессиональной подготовки специалистов в системе высшего образования (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, О. В. Долженко, В. П. Ефентьев., Л. Д. Кудрявцев, В .Я. Ляудис, П. И. Пидкасистый, Н. А. Репин, М. Н. Скаткин, В. А. Сластёнин, Н. Ф. Талызина, Д. В. Чернилевский, В. Л. Шатуновский и др.).

Выбор методов исследования определялся логикой исследования и задачами, решаемыми на каждом отдельном этапе. Для проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: метод теоретического анализа психолого-педагогической литературыэмпирические методыбеседа, наблюдение, тестирование. Полученные результаты экспериментального исследования обрабатывались с помощью методов математико-статистического анализа данных, а также качественных методов обработки.

Основу исследования составило: пилотажное и констатирующее исследование, а также методы психологической диагностики.

Экспериментальной базой исследования стал ГОУ ВПО «СевероКавказский государственный технический университет». В пилотажном исследовании приняли участие 41 студент (из них: студенты ГФ: 20человек и студенты ФНГ: 21 человек), а также 12 специалистов гуманитарного профиля и 9 специалистов технического профиля. В констатирующем исследовании приняли участие 79 студентов ГФ и ФНГ. Из них: студенты ГФ: 38 человекстуденты ФНГ: 44 человека. В целом в исследовании приняли участие 141 человек.

Научная новизна исследования заключается в том, что: определен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс психологических детерминант готовности к профессиональной деятельности у студентов вузаа также очерчен и экспериментально доказан комплекс внутренних и внешних детерминант готовности к профессиональной деятельности в соотнесении с профилем обучения студентов: гуманитарным и техническим.

Теоретическая значимость исследования заключается в углублении и расширении представлений о готовности к профессиональной деятельности студентов вузав выделении и обосновании подходов к определению готовностив анализе психологических детерминант готовности к профессиональной деятельности студентов вуза, основанной на принципе взаимосвязанности личностного и мотивационногокогнитивногодеятельностного критериев.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке: научно-методических рекомендаций, направленных на развитие готовности к профессиональной деятельности студентов вузаспецкурса «Формирование готовности к профессиональному самоопределению личности».

Данные исследования могут быть использованы также в разработке новых организационных форм обучения, в корректировке учебных планов и программ по некоторым учебным дисциплинам. Кроме того, они могут служить основой при разработке критериев социально-психологической готовности к деятельности по другим специальностям.

Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций исследования, многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, содержательным анализом результатов диагностических процедур, согласованностью теоретических положений и выводов, как между собой, так и с результатами эмпирического исследования. Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом экспериментальной выборки и тщательным качественным анализом данных с использованием математико-статистических методов обработки.

Организация исследования Исследование проводилось с 2004 по 2007гг.

1. Подготовительный этап (2004 — 2005 гг.). На данном этапе определялись цели и задачи исследованиявыбор объекта и предмета исследованиявыдвижение основных гипотез исследованияизучение научной психологической литературы по проблеме исследования готовности к профессиональной деятельности у студентов вуза. Работа данного этапа носила поисковый характер.

Также на этом этапе было проведено пилотажное исследование по определению значимых доминирующих психологических детерминант готовности к профессиональной деятельности у студентов вуза (гуманитарного и технического профилей).

На основе пилотажного исследования был осуществлен подбор методов и методик исследования.

2. Констатирующий этап (2005 — 2006 гг.). На данном этапе с помощью подобранных ранее методов и методик нами было проведено констатирующее исследование психологических детерминант готовности к профессиональной деятельности студентов гуманитарного и технического профилей, на основе диагностики взаимосвязанных с ними особенностей личности: межличностных отношений и коммуникабельности, эмпатии, самоотношения, доминирующих эмоциональных состояний и особенностей профессиональных склонностей у студентов гуманитарных и технических специальностей. Была проведена качественная и количественная обработка полученных результатов.

3. Заключительный этап (2006 — 2007 гг.) заключался в оформлении работы, в написании выводов и разработке методических рекомендаций по развитию готовности к профессиональной деятельности студентов гуманитарного и технического профилей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Готовность к профессиональной деятельности рассматривается как активное состояние личностипредпосылка к целенаправленной профессиональной деятельности, ее регуляции, устойчивости, эффективностипредрасположенность субъекта действовать на достаточно высоком уровне, обоснуется в качестве решающего условия быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации.

2. При анализе психологических детерминант готовности к профессиональной деятельности большое внимание необходимо уделять взаимосвязи личностного и мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов готовности к профессиональной деятельности.

3. Выделяют две основные группы психологических детерминант готовности к профессиональной деятельности: внутренние (личностно обусловленные) и внешние (ситуационно обусловленные).

Показателями внутренних детерминант являются: личностные качества, необходимые для профессии, личностные интересы и склонности, эмоциональная устойчивость, внутренняя мотивация, выраженность профессионально-значимых личностных качеств студентовценности профессиональной деятельностиосознанность выбора профессиональной деятельностистремление самореализоваться в профессии.

Показателями внешних детерминант являются: ориентация на успех, на признание, престиж, высокий социальный статус, материальная обеспеченностьжелание сделать карьеруподражание кому-либо из и значимых людей.

4. Выраженность показателей отдельных детерминант готовности к профессиональной деятельности определяется профессиональной направленностью обучения студентов вуза, а именно, профилем обучения. При этом, психологические личностные детерминанты более значимыми являются для специалистов и студентов гуманитарного профиля.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход исследования и его результаты докладывались, обсуждались: на научных семинарах и заседаниях. Материалы диссертационного исследования нашли отражение в печатных работах (2005 — 2006) — докладывались и получили положительную оценку: на международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2005) — всероссийской научной конференции «Теоретические и прикладные аспекты психологической науки в вузе и школе» (Карачаевск, 2005) — международной научно-практической конференции «Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования» (Смоленск, 2006) — международной научно-практической конференции «Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации» (СПб, 2006).

Структура и объем работы. Диссертация включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы (195 научных психологических источников), приложения. В текст диссертации включены 16 таблиц, 2 графика, 4 диаграммы. Основное содержание диссертации изложено на 150 страницах.

Выводы по 2 главе:

В целом, проведение экспериментального исследования психологических детерминант готовности к профессиональной деятельности и связанных с ней характеристик личности, а также профессиональных склонностей у студентов гуманитарного и технического профиля позволило сделать ряд выводов:

1. Специалисты гуманитарного профиля со стажем работы большое внимание уделяют самостоятельности молодых специалистов, инициативности и коммуникабельности, в то время как студенты данные характеристики даже не упоминали, в то время как большее внимание они уделили характеристике: «толерантность» — 5-е место. Также у студентов по сравнению со специалистами преувеличена значимость эмпатичности и высокого профессионализма.

2. Также студенты упоминали характеристики, которые специалисты не посчитали значимыми для высокой готовности к профессиональной деятельности: пунктуальность и исполнительность.

3. В обеих группах технического профиля (студенты и специалисты) наиболее значимой характеристикой для сформированности готовности к профессиональной деятельности оказались специальные навыки технического профиля. Это обстоятельство свидетельствует о наибольшей значимости для готовности к профессиональной деятельности в технических областях детерминант не психологического (личностного) характера, а специальных (профессиональных) детерминант.

4. Коммуникабельность является значимой психологической детерминантой готовности к профессиональной деятельности для специалистов обеих отраслей (гуманитарной и технической).

5. И студенты, и специалисты технического профиля в отличие от гуманитариев также акцентировали такую детерминанту как «опыт работы», что также свидетельствует о большей значимости не психологических, а профессиональных детерминант.

6. На ГФ стремятся поступать девушки и юноши определенного личностного склада, с выраженным уровнем эмпатии и готовностью работать в социальной сфере с людьми. Во время обучения на гуманитарных специальностях большое значение и выраженность (повышаются) приобретают такие каналы эмпатии как: идентификация — умение в сочувствии идентифицировать себя с другимирациональный канал-осознанная, контролируемая эмпатияпроникающая способность эмпатииумение создавать атмосферу открытости, проникновенности и установка, способствующая эмпатии.

7. Обучение на технических специальностях не оказывает влияния на выраженность эмпатии. Также оно может способствовать относительному снижению исходного уровня каналов эмпатии, значимых для специалистов сферы социальной помощи — идентификация и проникающая способность эмпатии. Были выявлены статистически значимые различия между показателями выраженности эмпатии: у студентов 1 и 4 курсов ГФу студентов 4 курса ГФ и 4 курса ФНГ. Статистически значимых различий в показателями выраженности эмпатии у студентов 1 и 4 курсов ФНГ не обнаружено.

8. Для студентов ГФ 1 курса наиболее характерны такие личностные особенности как: доминирование, агрессивность, альтруизм, дружелюбие и эгоизм. В то время как для студентов 4 курса ГФ наиболее характерны: дружелюбие, альтруизм) и доминирование.

Для студентов ФНГ и 1 и 4 курса наиболее характерны такие личностные особенности как: агрессивность, зависимость, подозрительность и эгоизм. Причем выраженность эгоизма повышается с курсом обучения. Также наблюдается относительное снижение выраженности альтруизма.

Следовательно, студенты 1 курсов и гуманитарных и технических специальностей обладают рядом качеств выраженных примерно одинаково: агрессивность, эгоизм, доминированиев то время как студенты 4 курсов в выраженности практически всех описываемых качеств сильно различаются.

Обучение на гуманитарных специальностях способствует повышению уровня выраженности качеств, значимых для специалистов сферы социальной помощи: альтруизм и дружелюбие и снижению выраженности таких качеств как: агрессивность, доминирование, подозрительность и эгоизм. Отмечается повышение выраженности такого качества как зависимость возможно это связано с проблемами формирования готовности к работе с клиентурой, есть небольшой страх зависеть от людей, от их насущных проблем.

9. Ярких отличий в выраженности доминирующих эмоциональных состояний среди студентов гуманитарного и технического профиля не наблюдается.

Ю.На гуманитарный факультет поступают учащиеся с соответствующим профессиональным типом личности «человек-человек» и «человек — художественный образ»: оба этих типа ориентированы на других людей или непосредственно, иди опосредованно. Во время обучения на гуманитарных специальностях профессиональная склонность «человек-человек» имеет тенденцию увеличиваться.

11.На факультет технического профиля поступают учащиеся с соответствующим профессиональным типом личности «человек-техника» и «человек — знаковая система»: оба этих типа ориентированы на работу с техническими системами. Во время обучения на технических специальностях профессиональная склонность «человек-техника» имеет тенденцию увеличиваться.

12.Статистически значимые различия обнаружены среди студентов ГФ и ФНГ:

— между показателями по шкале оценки страха;

— между показателями по шкале дружелюбие;

— между показателями по шкале глобального самоотношения.

Статистически значимых различий между показателями по шкале оценки гнева и радости не обнаружено.

В.Эмпатичность как значимая психологическая детерминанта является сформированной у студентов гуманитарного профиля, причем ее выраженность повышается в процессе профессионального обучения, т. е. у студентов формируется одна из основ готовности к их будущей профессиональной деятельности.

М.Психологическая детерминанта готовности к профессиональной деятельности, основанная на умении ладить с другими людьми более выраженной и сформированной оказалась у студентов гуманитарного профиля. Следовательно, для студентов технического профиля необходима дополнительная психологическая работа по усилению данной детерминанты — коммуникабельности.

15.Психологическая детерминанта, показателем которой является эмоциональная устойчивость требует определенной коррекции и специальной работы как у студентов гуманитарного, так и технического профилей.

16.Студенты гуманитарного профиля по сравнению со студентами технического профиля обладают более развитыми способностями к самопознанию и более высоким уровнем самоотношения. Студентам технических специальностей видимо не хватает дополнительной психологической помощи в регуляции своей деятельности, что необходимо учитывать при построении стратегии психологической и воспитательной работы с ними.

Заключение

.

Проведенное нами исследование психологических детерминант готовности к профессиональной деятельности у студентов вуза подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило решить поставленные задачи.

Результаты теоретического анализа и эмпирического изучения особенностей и детерминант готовности к профессиональной деятельности у студентов вуза позволили сформулировать ряд выводов.

1. Готовность исследуется как определенное состояние сознания, психики, функциональных систем в ситуации ответственных действий или подготовки к ним. Готовность показывается как возможность, предрасположенность субъекта действовать на достаточно высоком уровне, обоснуется в качестве решающего условия быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации.

Психологическая готовность представляет собой устойчивую возможность управления деятельностью, психическими состояниями, общением, психической регуляцией и психическими образованиями (приобретенными в профессиональной деятельности новыми системами свойств).

Психологическая готовность к профессиональной деятельности проявляется:

— в форме установок, предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;

— в виде мотивационной готовности к «приведению в порядок» своего образа мира;

— в виде профессионально-личностной готовности к самореализации.

Готовность к профессиональной деятельности рассматривается как активное состояние личности, вызывающее деятельностькак следствие деятельностикак качество, определяющее установки на профессиональные ситуации и задачикак предпосылка к целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости, эффективностикак форма деятельности субъекта, которая включается в общий поток его условий.

2. В структуре готовности к профессиональной деятельности выделяют следующие компоненты: мотивационный, когнитивный и поведенческий. Готовность к профессиональной деятельности рассматривают на различных уровнях: личностный, психологический, профессиональный.

3. Можно выделить две основные группы детерминант готовности к профессиональной деятельности: внутренние (личностно обусловленные) и внешние (ситуационно обусловленные).

Показателями внутренних детерминант являются: личностные качества, необходимые для профессии, личностные интересы и склонности, эмоциональная устойчивость, внутренняя мотивация, выраженность профессионально-значимых личностных качеств студентовценности профессиональной деятельностиосознанность выбора профессиональной деятельностистремление самореализоваться в профессии.

Показателями внешних детерминант являются: ориентация на успех, на признание, престиж, высокий социальный статус, материальная обеспеченностьжелание сделать карьеруподражание кому-либо из значимых людей.

4. В диссертационном исследовании доказано, что для студентов гуманитарного профиля высокая готовность к профессиональной деятельности означает: наличие высокого профессионализма, эмпатии, развитую компетентность, высокие практические навыки и сформированную толерантность.

Для специалистов гуманитарного профиля высокая готовность к профессиональной деятельности означает: наличие самостоятельности, эмоциональной устойчивости, коммуникабельности, высокого профессионализма и эмпатии.

Для студентов технического профиля высокая готовность к профессиональной деятельности означает: наличие специальных навыков, высокую ответственность, профессионализм, опыт работы и добросовестность.

Для специалистов технического профиля высокая готовность к профессиональной деятельности означает: наличие специальных навыков, активность и обязательность, умение поладить с другими людьми, а также целеустремленность.

5. Наиболее значимыми психологическими детерминантами являются:

— коммуникабельность;

— черты, характеризующие высокий уровень самоотношения: ответственность, обязательность, целеустремленность, самостоятельность;

— эмоциональная устойчивость;

— эмпатия (для гуманитарного профиля).

При этом, психологические детерминанты более значимыми являются для специалистов и студентов гуманитарного профиля.

6. Эмпатичность как значимая психологическая детерминанта является сформированной у студентов гуманитарного профиля, причем ее выраженность повышается в процессе профессионального обучения, т. е. у студентов формируется одна из основ готовности к их будущей профессиональной деятельности.

Психологическая детерминанта готовности к профессиональной деятельности, основанная на умении ладить с другими людьми более выраженной и сформированной оказалась у студентов гуманитарного профиля. Следовательно, для студентов технического профиля необходима дополнительная психологическая работа по усилению данной детерминанты — коммуникабельности.

Психологическая детерминанта, показателем которой является эмоциональная устойчивость требует определенной коррекции и специальной работы как у студентов гуманитарного, так и технического профилей.

Студенты гуманитарного профиля по сравнению со студентами технического профиля обладают более развитыми способностями к самопознанию и более высоким уровнем самоотношения. Студентам технических специальностей видимо не хватает дополнительной психологической помощи в регуляции своей деятельности, что необходимо учитывать при построении стратегии психологической и воспитательной работы с ними.

7. Большое внимание необходимо уделять взаимосвязи личностного и мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов готовности к профессиональной деятельности.

— на когнитивном уровне это, прежде всего, знания и информация как о самой будущей профессиональной деятельности, так и готовности к ней: что она включает, что необходимо, какие навыки и т. д.- на личностном и мотивационном уровне это, прежде всего, сформированная профессиональная и личностная мотивация, искренняя заинтересованность субъекта в своей профессии, и в качественном выполнении своей деятельности;

— на поведенческом уровне это — комплекс специальных определенных навыков, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, а также умение использовать данные навыки применительно к задачам практической профессиональной деятельности.

При этом психологические детерминанты готовности к профессиональной деятельности в большей степени связаны с ее личностным и мотивационным компонентом.

В диссертационном исследовании разработаны научно-методические рекомендации, направленные на развитие готовности к профессиональной деятельности у студентов вузов. Результаты эмпирического изучения психологических детерминант готовности к профессиональной деятельности студентов вуза обусловили разработку системы психологических заданий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практикум по возрастной психологии. М.: Изд. центр «Академия», 1998. С. 96 — 115.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подход // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. — С.7 — 78.
  4. О. Высшее образование и структура российской экономики. // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал министерства образования и науки РФ. № 5. — 2006. — С. 27 — 36.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб. Питер, 2001.-272 с.
  6. А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.-688 с.
  7. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. — 376с.
  8. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Психология формирования и развития личности // под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. — С. 3 — 19.
  9. И.И. Отношение студентов к образованию как общественной ценности // Социология образования. Тезисы докладов Всесоюзной научно-методической конференции. Т.1. Л., 1990. — С. 23 — 28.
  10. Ю.Асмолов А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / Новое педагогическое мышление // Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. — С. 206−220.
  11. П.Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. — 416 с.
  12. К.У. Комплексная подготовка современного инженера-строителя // Деловые игры, методы активного обучения, исследования. Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск, 1995. — С. 22 — 38.
  13. Т.Н., Ветров Ю. П., Клушина Н. П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом: Учебно-методическое пособие / Под ред. Проф. Ю. П. Ветрова. М.: Книголюб, 2004.-352 с.
  14. Н.А. Успех, неудача и результативность деятельности // Психологический журнал. 1987, Т.8, № 3. — С. 87 — 96.
  15. А. Что мешает студенту учиться? // Высшее образование в России.-1998. № 3.-0.64−67.
  16. Т.Н. Жизненный путь личности: осознаваемые и неосознаваемые аспекты // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. — С. 313 -322.
  17. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  18. Г. А. Методологические основы практической психологии: Учебное пособие. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004−192 с.
  19. Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 64 с.
  20. О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии. // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал министерства образования и науки РФ. № 5. -2006.-С. 44−47.
  21. JI. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейн М.: Межд. пед. академия, 1995. — 209 с.
  22. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  23. А. А., Рудкевич JI.A. Как становятся великими или выдающимися? М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 287с.
  24. В.А., Ложкин Г. В., Плющ А. Н. Нелинейная модель мотивационной сферы личности. // Психологический журнал. 2001, № 2. -С. 90- 100.
  25. .Н. Социальный работник: миссия, профессия, должность // Работник социальной службы. 1997, № 1. — С.27 -31.
  26. Н.И. Экономическое сознание и поведение молодежи. // Молодой человек в условиях кризиса. Материалы международной научно-практической конференции. Москва — Санкт-Петербург, 1994. — С. 37 -58.
  27. С.К. Вуз в пространстве культуры и культурное пространство вуза. // Мир психологии. Москва-Воронеж. 2000. № 3. — с. 199- 205.
  28. Л.В. Исследование уровня притязаний. М.: «Психология», 2000.-184 с.
  29. С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. -Псков. 1997.-67 с.
  30. Л. Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб.: Питер, 1999.-528 с.
  31. И.В., Гриншпун И. Б. и др. Введение в профессию «психолог». -М.: изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 464 с.
  32. К.В., Парамей Г. В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1990. № 2. С. 66 — 70.
  33. А.В., Столин В. В. Внутренний диалог и самоотношение. // Психологический журнал. 1989. № 6. С. 50 57.
  34. Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе // Под ред. Обозова Н. Н., Копейной Н. С. JL: Изд-во ЛГУ, 1986.-С. 55−64.
  35. Вузовское обучение: проблемы активизации. / Под ред. Б. В. Бокутя. Минск, 1989.-С. 89−92.
  36. JI.C. Психология. М.: Апрель-пресс, Эксмо-пресс, 2000. -1006с.
  37. A.M. Личностное прогнозирование. // Вопросы прогнозирования и планирования развития личности. Красноярск, 1985. — С.22−23.
  38. В.А. Психология популярных профессий. СПб.: Речь, 2003. -256 с.
  39. В.К. Уровень притязаний и характеристики интеллекта // Ученые записки. ЛГУ, 1973. № 368, «Психология». Вып. 5. — С. 101 -106.
  40. B.C., Козина А. В. Формирование готовности к профессиональному самоопределению личности: Учебно-методическое пособие. Ставрополь: ООО «Бюро новостей», 2005. — 116 с.
  41. П.П. Формирование психологической готовности старшеклассников к педагогической деятельности: Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. психол. н. Киев, 1988. — С. 8−9.
  42. В.П. Методология построения модели специалиста. // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете. Труды международной конференции СПб.: СПГТУ, 2001.-С. 19−24.
  43. М., Тихонова Н. О социальных тенденциях в пореформенной России: диагноз социолога.// Власть. 1995. № 4. С. 25 — 36.
  44. P.M. Элементы практической психологии. 2-изд.-Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. -560с.
  45. В.В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М.: ИКА «Москва», 1990. — 64 с.
  46. Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры. // Педагогика. 2000, № 10. — С. 32−38.
  47. Р.Г. Духовный мир молодежи в меняющейся России XX века (лонгитюдное социально-педагогическое исследование 1960−2000 г.). -Мир психологии. Москва-Воронеж, 2000. № 4. С. 152 — 159.
  48. Н.П. К проблеме адаптации первокурсников к условиям учения и труда в вузе // Вопросы психологии личности и деятельности студентов / Отв. ред. В. Г. Асеев. Иркутск, 1976. — С. 72 — 79.
  49. А. Образовательные ориентации вузовской молодежи в условиях рынка. // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал министерства образования и науки РФ. № 5. — 2006. — С. 37 — 44.
  50. А.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990.-С. 13−25.
  51. Дурай-Новакова К. Д. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. психол. н. М., 1983. — С. 9- 11.
  52. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. С. 123 -131.
  53. Г. А. Изучение профессиональной направленности студентов и задачи воспитательной работы в вузе. //Студент в учебном процессе. -Каунас, 1972.-С. 300−328.
  54. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  55. В., Чебышев Н. Основы развития современной высшей школы // Высшее образование в России. 1998. -№ 2. — С. 17−21.
  56. А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Минск: Изд-во БГУ, 1983. С. 49 — 81.
  57. Кан-Калик В.А. К разработке теории обшего и профессиональног развития личности специалиста в ВУЗе // Формирование личности специалиста в ВУЗе. // Сб. науч. тр. Грозный, 1980. — С. 19 — 35.
  58. Кан-Калик А. В. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.-С. 26−39.
  59. Е.А. Как выбрать профессию. -М.: Просвещение, 1990. 158с.
  60. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д., 1996.-512 с.
  61. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1987.-335 с.
  62. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  63. Т.В. Психология риска и принятия решений. М.: Аспект Пресс, 2003.-286 с.
  64. Т.В., Григоренко E.JI. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов. Вопросы психологии, № 5, 1995. -с. 108−115.
  65. Т.В. Профессионализм и психология // Высшее образование в России, 1995. № З.-С. 81 -89.
  66. .Б. Личность: Теория, диагностика и развитие. М.: Академический Проект, 2000. — 240 с.
  67. В. Культура учебного труда студента. // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал министерства образования и науки РФ.-№ 5.-2006.-С. 156- 158.
  68. И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1994. — 294 с.
  69. Краткий психологический словарь. Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. Р-н-Д.: «Феникс», 1998. — 505 с.
  70. В.И. Мотивы поведения и деятельности. / Отв. ред. А. А. Бодалев- АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1988. — 192 с.
  71. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2001. — 992 с.
  72. И.Ю. Возрастная психология. -М.: Изд-во УРАО, 1997. — 176 с.
  73. В.Н., Казаринова Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное общение. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. 544 с.
  74. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. № 2. — С. 21 — 30.
  75. В.А., Буглаев А. Д. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М., 1999. — 35 с.
  76. Н.С. К проблеме сензетивных периодов психического развития человека / Принцип развития в психологии // Под ред. Л. И. Анцыферовой. -М., 1978.-С. 69−73.
  77. М.Е. Профессия психолог. Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. — 352 с.
  78. М.М., Яковлева Н. В. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов. // Психологический журнал. -1996, № 3.-С. 134−140.
  79. Н.Б. Социально-психологические проблемы адаптации молодых специалистов на рынке труда. // Материалы первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы». М.: Смысл, 2004. — С. 150 — 151.
  80. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.-184 с.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. -303 с.
  82. А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. — С. 409 -489.
  83. Ю.И. Исследование социальных проблем высшего образования в Литве. // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1996.-С. 169−193.
  84. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-446 с.
  85. И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. М.: Союз, 1999. — 126 с.
  86. В.А. Ценностные ориентации студентов. //Формирование личности студента в условиях социалистического общества. Тезисы докладов всесоюзной научно-методической конференции. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.-42−46.
  87. А.К. Психология профессионализма. М.: Академия, 1996. — 236 с.
  88. А. Мотивация и личность. М.: Евразия, 1998. — 388 с.
  89. М.В., Михальчик Т. С. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М. В. Гамезо. М.: Просвещение, 1984. — 256с.
  90. В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека // Вопросы психологии. 1994, № 3. — С. 144−149.
  91. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  92. Л.И. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-психологических условиях. // Вопросы психологии. 1997, № 4. -С.28−35.
  93. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. -М.: МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 400 с.
  94. Молодежь России: тенденции, перспективы. /Под ред. Ильинского И. М., Шаронова А. В. -М.: Молодая гвардия, 1993. С. 159 — 172.
  95. Мотивация учения, поведения и выбора профессии / Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Изд-во Питер, 2000. С. 54−75.
  96. С.В. Формирование иноязычной готовности к профессиональной деятельности у студентов гуманитарных специальностей. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. пед. н., Спец.1300.08 теория и методика профессионального образования. Чита, 2006. -23 с.
  97. С.В. Основы программ формирования готовности к профессиональной деятельности студентов гуманитарных специальностей в процессе изучения иностранного языка: методич. рек. Чита: ИИЦ ЧГМА, 2005.-22 с.
  98. , С.В. Психолого-педагогический аспект готовности к профессиональной деятельности // Модернизация российского образования: от кризиса к устойчивости: материалы Сибирской научной конференции. Улан-Удэ: БГУ, 2006. — С.74−80.
  99. А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. — С. 45−69.
  100. П. Психология. Профессия. Карьера. СПб.: Питер, 2004. -539 с.
  101. B.C. Проблемы генезиса личности. М.: Изд. центр «Академия», 1997.-423с.
  102. В.Н. Психология отношений: избранные труды. / под редакцией А. А. Бодалева М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1995.-356 с.
  103. А.А. Социально-психологическая адаптация личности. -Ереван, 1988.-263 с.
  104. Нежиховская Е.М.К вопросу о формировании мотивов выбора вуза и факультета // Мотивация жизнедеятельности студента. Каунас, 1971. -С. 220−243.
  105. Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2000. -374 с.
  106. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ РАН. -М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
  107. А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5 — 19.
  108. Оценка готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности. / http://www.apsc.ru
  109. Падал ко О. В. Молодые специалисты с высшим образованием: динамика профессионального самоопределения. // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1996. — С. 58 — 63.
  110. Перспективы социальной психологии. / ред. Хьюстон М., Штребе В., Стефенсон Дж.М. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 688 с.
  111. В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. — 217 с.
  112. А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 151 — 157.
  113. А.В. Психология в России: XX век. М.: Изд-во УРАО, 2000.-312 с.
  114. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. — 528 с.
  115. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 1996 — 88 с.
  116. С.И., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости. // Вопросы психологии, № 2,1998. с. 3 — 10.
  117. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -254с.
  118. В.К. Социальные проблемы инвестирования трудового потенциала молодежи. / Тезисы Всероссийской научно-практической конференции: «Научное обеспечение государственной молодежной политики». Казань, 1995. — С. 36 — 45.
  119. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001. — 240 с.
  120. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Творческий центр «Сфера», 2000. 528 с.
  121. Проблемы психологии образования / под ред. А. А. Вербицкого. М.: Иссл. Центр качества подготовки специалистов, 1992. — 132 с.
  122. Психическая регуляция поведения. // Современная психология. / Под редакцией В. Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 346 — 363.
  123. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 624с.
  124. А.А. Психология изучения личности. СПб.: Из-во Михайлова В. А., 1999.-288 с.
  125. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // Социс. -1995,-№ 12. -С.100- 110.
  126. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: ВЛАДОС, 1996.-529 с.
  127. К. Эмпатия / Психология эмоций. Тексты // Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984. — С. 235 — 237.
  128. В. А. Психология управления: Учебное пособие. М.: ЗАО «Бизнес-Школа», «Интел-Синтез», 2000. — 384 с.
  129. В.М. Обучение, образование, культура. // Вестник высш. шк., № 2, 1987.-с. 20−26.
  130. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. М., 1984.-С. 127- 143.
  131. .Г., Колесников Ю. С. Студент глазами социолога. Ростов/н/Д: Изд-во РГУ, 1968. — С. 6 — 28.
  132. СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
  133. З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. -Краснодар: Кубанский гос. ун-т. 1995. 169с.
  134. В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия. // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. / Под ред. В. Г. Бочаровой, Т. Ф. Яркиной. Т. 2, Москва-Тула: АСОПиР, 1993. — С. 265 — 275.
  135. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
  136. В.И., Исаева Н. А. Психологические условия введения в профессию педагога. // Вопросы психологии, № 4, 1996. с. 72 — 80.
  137. В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития/Вопросы психологии. -1996, № 5, — С. 38 — 50.
  138. Словарь практического психолога. / составитель С. Ю. Головин Минск: Харвест, 1997. — 800 с.
  139. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 283 с.
  140. Л.Д. Педагогическая психология Р-н-Д.: «Феникс», 2003. -544 с.
  141. В. Образование и культура толерантности. // Высшее образование в России, № 3.2001. С. 150 — 152.
  142. Н.М. Социализация личности студента в период обучения в вузе и в условиях социально-экономических реформ. // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы международной научно-практической конференции. СПБ., 1996. — С. 291 -298.
  143. Н.М. Проблемы использования выпускников технических вузов в народном хозяйстве. // Молодой человек в условиях кризиса. Материалы международной научно-практической конференции. -Москва Санкт-Петербург: 1994. — С. 139 — 145.
  144. В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. 1995, № 3. — С. 23 — 35.
  145. О.П. Карьерные ориентации студентов-психологов в процессе вузовской подготовки. // Материалы первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы». -М.: Смысл, 2004. С. 344 — 345.
  146. Л.Г. Мир ценностных ориентации молодежи Белоруссии. // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. По материалам Международной научной конференции. -М.:Социум, 1994. -С. 99- 113.
  147. Е.С. Образ будущей работы студентов-первокурсников. // Материалы первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы». М.: Смысл, 2004.-С. 185−186.
  148. Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
  149. Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
  150. Философский энциклопедический словарь. / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энциклопедия, 1989. -815 с.
  151. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: «Прогресс», 1987. -236с.
  152. И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития. Вопросы психологии, № 1, 1993. с. 24 — 32.
  153. Ф.Г. Некоторые проблемы формирования профессиональных интересов молодежи. // Мотивация жизнедеятельности студента. -Каунас, 1971.-126−128.
  154. X. Мотивация и деятельность (2-е издание). СПб.: Питер- М.: Смысл, 2003.-860 с.
  155. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие высшей школы как инновационный процесс: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994. — С. 64.
  156. М.В. Проблема формирования компонентов готовности к профессиональной деятельности в системе дистанционного обучения. // http://www.ito.su/2000
  157. Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: «Питер Пресс», 1997. — 608 с.
  158. М. Психология жизненной среды. М.: Мысль, 1989. — 174с.
  159. В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятий // Молодежь России: социальное развитие. М., 1992. С. 3 — 12.
  160. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии. 1996, № 3. — С. 59 — 67.
  161. В.К. Профессиональная карьера. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. — 152 с.
  162. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: ВЛАДОС, 1999.-512 с.
  163. Н.И. Социальная психология в образовании. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1995. 544 с.
  164. А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. -480 с.
  165. Д., Шульц С. Психология и работа. СПб.: Питер, 2003. — 560 с.
  166. А.И. О подготовке студентов будущих учителей к исследованию педагогических явлений // Психология труда и личности учителя. — Л., 1977. С. 124- 131.
  167. Щепкина Е Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов. // Высшее образование в России. 1997, № 2. — С. 68 — 78.
  168. Е. Что мешает студенту учиться // Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С.68 — 70.
  169. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М: Наука, 1978,-392 с.
  170. Ярская-Смирнова Е. Р. Профессионализация социальной работы в России // Социологические исследования. 2001, № 5. — С. 86 — 95.
  171. De Charms, R. Personal causation. New York: Academic Press, 1968.
  172. Lewin, K. Field theory in social psychology. In M. H. Marx (Ed.), Psychological theory. New York: Macmillan, 1951, pp. 527 542.
  173. Rotter, J. B. The role of psychological situation in determining the direction of human behavior. In M. R. Jones (Ed.) Nebraska: Symposium on Motivation, Lincoln: Nebraska University Press, 1955, pp. 245 269.151
Заполнить форму текущей работой