Процесс сравнения в системах познания, общения и личности
Диссертация
В лингвистике специфика подхода к сравнению (или компаративности) также обусловлена основным предметом данной науки, в качестве которого выступает язык. Общей исследовательской задачей лингвистической науки является изучение строения, функционирования и исторического развития языка. В связи с этим сравнение выступает как факт языка, как определенное, сформированное в конкретной культуре языковое… Читать ещё >
Содержание
- РАЗДЕЛ 1. СРАВНЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОЗНАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА
- ГЛАВА 1. Теоретические проблемы сравнения как средства познания предметного мира
- 1. 1. Представления о месте сравнения в познании предметного мира
- 1. 2. Сравнение и идентификация признаков предметов
- 1. 3. Сравнение в процессах распознавания конфигураций
- 1. 4. Сравнение в процессе категоризации предметов
- 1. 5. Когнитивные модели и концепции предметно-ориентированного сравнения
- 1. 6. Проблема индивидуальных различий применительно к предметно-ориентированному сравнению
- ГЛАВА 2. Методологические проблемы изучения сравнения в системе познания предметного мира
- 2. 1. Экспериментальные процедуры психосемантики в исследованиях меры сходства объектов
- 2. 2. Процедуры свободной вербализации сходства и различия объектов
- 2. 3. Комплексная процедура исследования сравнения в системе познания предметного мира
- 2. 4. Методика поэтапного анализа вербализованного сравнения
- ГЛАВА 3. Исследование связи вербализуемого сравнения объектов с воспринимаемой величиной их различия
- 3. 1. Структурные и процессуальные характеристики сравнения
- 3. 2. Исследование связи вербализованного сравнения изображений с воспринимаемой величиной их различия
- 3. 3. Исследование связи вербализованного сравнения музыкальных тембров с воспринимаемой величиной их различия
- 3. 4. Исследование связи вербализованного сравнения шумов с воспринимаемой величиной их различия
- ГЛАВА 4. Исследование контекста как фактора предметно-ориентированного сравнения
- 4. 1. Представления о роли контекста в восприятии и сравнении объектов
- 4. 2. Исследование сравнения зрительных объектов, воспринимаемых в различных контекстах
- ГЛАВА 5. Исследование вербализованного сравнения объектов как фактора субъективно оцениваемой меры их сходства
- 5. 1. Представления о роли предваряющей процедуры вербализованного сравнения объектов в субъективной оценке их сходства
- 5. 2. Исследование восприятия меры сходства зрительных объектов в контексте предваряющей процедуры их вербального сравнения
- 5. 3. Исследование восприятия меры сходства звучаний в контексте предваряющей процедуры их вербального сравнения
Список литературы
- Абулъханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. Абулъханова К. А. (отв. ред.). C. J1. Рубинштейн. Москва: РОССПЭН. 2010. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. М., 1980.
- Апресян Ю.Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола. М., 1967.
- Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2. Москва: Мысль, 1978.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
- Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во Московского университета, 1980.
- Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука-Смысл, 1999.
- Артемьева Е.Ю., Назарова Л. С. Об изучении перцептивных универсалий // Психологические исследования. 1976. № 7. С. 3−10.
- Асмус В. Ф. Логика. М.: Госполитиздат, 1947. Барабанщиков В. А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002. Барабанщиков В. А. Субъект и объект восприятия // Эпистемология & Философия науки. 2006, Том VII, № 1, С. 57−72.
- Барабанщиков В.А., Носуленко В. Н. Системность. Восприятие. Общение. М.: Институт психологии РАН. 2004.
- Барабанщиков В. А., Носуленко В. Н., Самойленко Е. С. (Ред.) Познание в деятельности и общении. От теории и практики к эксперименту. М.: ИП РАН, 2011.
- Барабанщиков В.А., Самойленко Е. С. (Ред.) Общение и познание. М.: ИП РАН, 2007.
- Барабанщиков В.А., Самойленко Е. С. (Ред.) Познание в структуре общения. М.: ИП РАН, 2008.
- Барабанщиков В.А., Самойленко Е. С. (Ред.) Познание и общение. Теория, эксперимент, практика. М.: ИП РАН, 2009.
- Барабанщиков В.А., Самойленко Е. С. Проблема общения в трудах Ломова Б.Ф. Психология общения. Энциклопедический словарь. Москва: Когито-Центр, 2011. С. 23−25. Батаршев A.B. Диагностика черт личности и акцентуаций. М.: Психотерапия. 2006.
- Беляева А. В., Самойленко Е. С. Монолог и диалог в задачах вербализации образа // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М.: Наука. 1983. С: 106−121.
- Беляева A.B., Самойленко Е. С. Проблема выделения признака в связи с коммуникативными задачами вербализации образа восприятия // Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. С. 159−178.
- Беляева A.B., Самойленко Е. С. Психологическое исследование когнитивного аспекта диалога // Логика и организация диалоговых процессов в интеллектуальных системах. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1988. С. 106−121.
- Бехтель Э., Бехтелъ А. Контекстуальное опознание. СПб: Питер. 2005.
- Бикчентай H.A. Приемы сравнения у детей и ассоциации по сходству // Ученые записки Сталинабадского гос. пед. ин-та им. Т. Г. Шевченко. 1956. Т. 12. № 1. С. 67−89.
- Богоявленская Д. Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1969.
- Божович Е.Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.
- Брушлинский A.B. Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: Наука, 1982.
- Бурштейн Б. Я. Осознание школьниками III класса мыслительной операции сравнения // Начальная школа. 1960. № 7. С. 34−39.
- Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. М.: Смысл, 2006.
- Венгер Л. А., Рузская А. Г. Оперативные единицы восприятия и проблема сенсорных эталонов. Восприятие и действие. М.: Просвещение. 1967. С. 250−286.
- Вербицкий A.A., Калашников В. Г. О смыслообразующем понятии «контекст» в психологии // Системная организация и детерминация психики / Под ред. В. А. Барабанщикова. М.: ИП РАН, 2009. С. 52−72.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж: МПСИ НПО «МОДЕК», 2003.
- Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974. Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. Грановская Р. М., Березная И. Я., Григорьева А. Н. Восприятие и признаки формы. М.: Наука, 1981.
- Грегори Р. Разумный глаз. М.: Изд-во «Мир», 1972.
- Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Том 2. Общая психология. В 7 томах под ред. Братуся. М.: Изд-во «Академия», 2007.
- Гусев А.Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии. М.: Смысл, 1987.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Изд-во «ИНТОР». 1986. Дерябин В. Н. Опыт исследования приема сравнения // Вестник МГУ. 1977. № 3. С. 69.73.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. Завалишина Д. Н. Полисистемный подход к исследованию решения мыслительных задач. Психологический журнал, 1995, 16(6). С. 32−42.
- Завалова Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986.
- Занков Л.В. Исследования различения сходного материала у школьников. Тезисы докладов на совещании по психологии. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1953. С. 13−16.
- Занков Л.В., Петрова В. Г. Сравнительное исследование различения сходного материала у школьников // Известия АПН РСФСР. 1954. № 57. С. 5−11.
- Запорожец A.B., Зинченко В. П. Восприятие, движение, действие // Познавательные процессы: ощущения, восприятия. М.: Педагогика, 1982. С. 50−80.
- Зверева Н.В., Липкина А. И. О сравнении предметов умственно отсталыми школьниками // Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1953. С. 95−132.
- Зимняя И.А. Лингво-психология речевой деятельности. М.: Изд-во МПСИ, 2001.
- Кабанова-Меллер E.H. О роли наглядного материала в процессах абстракции и обобщения у школьников // Вопросы психологии. 1955. № 2. С. 65−71.
- Кагалъняк А.И. Особенности сравнения у младших школьников. Киев, 1958а.
- Кагалъняк А.И. Развитие деятельности умения сравнивать предметы и явления // Начальная школа. 1958b. №ь1. С. 25−30.
- Кагалъняк А.И. Осознание младшими школьниками сходных и отличительных признаков объектов при их сравнении // Тезисы докладов на I съезде общества психологов 29 июня 4 июля 1959 г. Москва. 1959. С. 69−70.
- Карелин A.A. (ред.). Психологические тесты Т.1. М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2005. С.39−45.
- Келли, Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. 2000. М.: Речь.
- Кириллова Г. Д. Сравнение в процессе сознательного и прочного усвоения знаний учащимися (на материале 5-го класса). Л., 1953.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детских коллективах, Минск: Народная Асвета, 2003.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М.: Наука, 1984.
- Кондаков Н.И. Логика. М.: Учпедгиз, 1954.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975.
- Кореневский Е.И. Работа над сравнениями. М.: Начальная школа, 1945. С. 22−24.
- Корнилов Ю.К. Особенности приемов описания в зависимости от описываемого объекта // Психологические проблемы рационализации деятельности, связанной с опознанием образов. Ярославль: Изд-во ЯрГУ. 1979. С. 28—41.
- Краусс Р. Познание и общение: социально-психологический подход // Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 5. С.
- Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. // Психологический журнал, 1982а, 3(3). С. 3−14.
- Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. // Психологический журнал, 19 826, 3(4). С. 3−13.
- Лапу С., Носуленко В. Н., Самойленко Е. С. Средства общения в контексте индивидуальной и совместной деятельности // Общение и познание. М.: ИП РАН, 2007. С. 407−434.
- Лапу С., Носуленко В. Н., Самойленко Е.С. SUBCAM как инструмент психологического исследования // Экспериментальная психология, 2009, Том 2, № 1. С. 7280.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1977.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974.
- Ломов Б.Ф. Человек и техника. Ленинград, Изд-во ЛГУ, 1963.
- Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 151−165.
- Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. № 8. С. 3417.
- Ломов Б. Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения // Психологический журнал. 1980. № 5. С. 26−42.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии (вместо введения) // Проблема общения в психологии. М., Наука. 1981. С. 3−23.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
- Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж: МПСИ НПО «МОДЕК», 1996.
- Ломов Б.Ф., Беляева A.B., Носуленко В. Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах. М.: Наука, 1986.
- Лурия А.Р., Виноградова О. С. Объективное исследование динамики семантических систем // Семантическая структура слова. М., 1971.
- МакАдамс С., Носуленко В. Н., Самойленко Е. С. Вербальные описания при восприятии музыкальных звуков // Материалы VII съезда Российского психологического общества. М.: РПО, 1996.
- Максименко С.Д., Бех М.Д. Психологический анализ механизма классификации у младших школьников // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 78−88.
- Масленников М.М. Методологическое значение сравнения в научном познании. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1968.
- Матвеев И.П. Психология процесса сравнения понятий. Автореферат. Москва: Московский гос. пед. институт им. В. И. Ленина. 1954.
- Матвеев И. П. Сравнение и его роль при формировании представлений и понятий // Ученые записки Кабардинского гос. пед ин-та. 1956. № 9. С. 101−112.
- Матвеев И. П. Зависимость протекания процесса сравнения от степени участия сигнальных систем // Ученые записки Кабардинского гос. пед ин-та. 1958а. № 2. С. 305— 314.
- Матвеев И. П. Некоторые вопросы психологии сравнения у учащихся // Ученые записки Таганрогского гос. пед ин-та. Таганрог. 1958b. № 4. С. 173−179.
- Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. М.: Мир. 1975.
- Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981.
- Невская A.A., Леушина Л. И. Павловская М.Б. О межполушарных различиях в способах обработки зрительной информации. Экспериментальные исследования в психолингвистике. М.: Изд-во института языкознания АН СССР. 1982. С. 76−93.
- Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия. М.: Наука, 1988.
- Носуленко В.Н. Оценка воспринимаемого качества объектов и явлений окружающей среды // Материалы Российской конференции по экологической психологии. М.: Изд-во ИП РАН, 2001. С. 175−187.
- Носуленко В.Н. Психофизика восприятия естественной среды. М.: Изд-во ИП РАН, 2007.
- Носуленко В.Н., Самойленко Е. С. Вербальный метод в изучении восприятия изменений в окружающей среде // Психология и окружающая среда. М.: Изд-во ИП РАН, 1995. С. 11−50.
- Носуленко В.Н., Самойленко Е. С. Общение, совместная деятельность и познавательные процессы // Системность, восприятие, общение. М.: ИП РАН, 2004. С. 211−283.
- Носуленко В.Н., Самойленко Е. С. Системный анализ межличностного общения: концепции и модели // Идея системности в современной психологии. М.: Изд-во ИП РАН, 2005. С. 315−340.
- Носуленко В.Н., Самойленко Е. С. Интроспекция, самонаблюдение и вербальные отчеты // Психофизика восприятия естественной среды. М.: ИП РАН, 2007. С. 111−117.
- Носуленко В.Н., Самойленко Е. С. Вербальные отчеты в изучении предметно-практической деятельности // Психофизика восприятия естественной среды. М.: ИП РАН, 2007. С. 123−129.
- Носуленко В.Н., Самойленко Е. С. Валидность вербальных данных // Психофизика восприятия естественной среды. М.: ИП РАН, 2007. С. 130−134.
- Носуленко В.Н., Самойленко Е. С. Операция сравнения в процессах познания и вербальной коммуникации // Психофизика восприятия естественной среды. М.: ИП РАН, 2007. С. 135−138.
- Носуленко В.Н., Самойленко Е. С. Системный анализ вербальных данных // Психофизика восприятия естественной среды. М.: ИП РАН, 2007. С. 138−148.
- Носуленко В.Н., Самойленко Е. С. Восприятие тембра звуков музыкальных инструментов // Психофизика восприятия естественной среды. М.: ИП РАН, 2007. С. 159 183.
- Носуленко В.Н., Самойленко Е. С. Вербальная коммуникация в исследовании познавательных процессов // Психология общения XXI век: 10 лет развития. Том 1. Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2009. С. 310−314.
- Носуленко В.Н., Самойленко Е. С. Индуктивный анализ в рамках перцептивно-коммуникативного подхода // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы / Под ред. A.B. Карпова. Ярославль: ЯрГУ, 2011. С. 366−371.
- Носуленко В.Н., Самойленко Е. С. «Познание и общение»: системная исследовательская парадигма// Психологический журнал, 2012, Т. 33, № 4. С. 5−16.
- Нуделъман М.М. О некоторых особенностях представлений учащихся вспомогательной школы // Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. С. 133−161.
- Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М.: Наука, 1985.
- Панов В. И. Экопсихология 2000: состояние и перспективы // Материалы II Российской конференции по экологической психологии. М.: Психологический институт РАО, 2001.С. 12−32.
- Панов В.Н. Экологическая психология: системный анализ // Идея системности в современной психологии. М.: ИП РАН, 2005. С. 407−432.
- Панов В.Н. Введение в экологическую психологию. М.: «Школьные технологии», 2006.
- Петренко В. Ф. К вопросу о семантическом анализе чувственного образа // Восприятие и деятельность. М. 1976.
- Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: Исследование форм презентации в обыденном сознании. М.: Изд-во Московского университета, 1983.
- Петренко В.Ф. Многомерное сознание. Психосемантическая парадигма. 2010.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 1997- 2005.
- Петренко В.Ф., Шмелев А. Г., Нистратов A.A. Метод классификации как экспериментальный подход к семантике изобразительного знака // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 1978. 4.
- Петрова В.Г. Различение сходных объектов учащимися вспомогательной школы в зависимости от характера сочетания слова и наглядности // Психологические вопросы сочетания слова и наглядности. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1956. С. 7−46.
- Похилъко В.И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. 1984. 3. С. 151−157.
- Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М.: Изд-во ИП РАН, 1998.
- Прохоров А. О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. М.: ПЕР СЭ, 2004.
- Прохоров А. О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний // Психологический журнал. 2005, Т.26, № 2. С. 68−80.
- Прохоров А.О., Артищева JI.B. Образ психического состояния: динамические и структурные характеристики // Экспериментальная психология. 2012, Т.5, № 2. С. 63−73.
- Тарарухина М.И., Ионцева М. В. Техника репертуарных решеток Дж. Келли // Социология. 1997. 8. С. 114−138.
- Райгородский Д.Я. (ред. и сост.). Диагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. -Самара, 2001. С.486−490.
- Роговин М.С. Логическая и психологическая структура диагноза // Психологические проблемы рационализации деятельности, связанной с опознанием образов. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1979. С. 5−27.
- Родичева Е.И. Психологический анализ лексической антонимии // Семантические и фонологические проблемы прикладной лингвистики. М., Изд-во Московского университета, 1968. Вып. 3. С. 284−296.
- Родичева Е.И. К проблеме антонимии // Дисс. канд. филол. наук. М., МГУ, 1976.
- Ромек В.Г. Тесты уверенности в себе // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. Ростов-на-Дону, Ирбис, 1998, с.87−108.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М., АН СССР, 1958.
- Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии СПб.: Питер, 1998.
- Румянцева JI. K Особенности процесса сравнения у младших школьников // Типические особенности умственной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1968. С. 12−70.
- Румянцева О.М. К характеристике процесса сравнения у школьников V-VII классов // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1958. № 159. С. 69−96.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Московского ун-та, 1988.
- Самойленко Е.С. Экспериментальное исследование речевого описания в условиях монолога и диалога // Тезисы научных сообщений советских психологов к V Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. 1983. Т. I.
- Самойленко Е.С. Операция сравнения как предмет и средство научного исследования // Методы психологического исследования. М.: ИПАН, 1985. С. 32−44.
- Самойленко Е.С. Основные экспериментальные исследования речи в ситуациях общения // Психологический журнал, 1985, Том 5, № 4. С. 153−156.
- Самойленко Е.С. Операция сравнения при решении когнитивно-коммуникативных задач // Дисс. канд. психол. наук. М.: ИП АН, 1986а.
- Самойленко Е.С. Анализ компаративных способов вербализации образа // Измерение психических характеристик человека-оператора. Саратов: СарГУ, 19 866. С. 153−161.
- Самойленко Е.С. Сравнение в решении когнитивно-коммуникативных задач // Вопросы психологии. 1987а. № 3. С. 128−132.
- Самойленко Е.С. Сравнение в коммуникативном взаимодействии // Психологическая наука и общественная практика. М.: Институт психологии АН СССР, 19 876. С. 272−274.
- Самойленко Е.С. О соотношении вербализации сходства и различия объектов при решении когнитивно-коммуникативных задач // Познание и общение. М.: Наука, 1988а. С. 94−102.
- Самойленко Е.С. К проблеме адекватного использования вербальных данных в психологическом исследовании // Методологические и теоретические проблемы современной психологии. М.: ИПАН, 19 886. С. 191−201.
- Самойленко Е.С. Коммуникативная ситуация как экспериментальная парадигма // Психологическая наука: состояние и перспективы. М.: ИПАН, 1989. С. 48−50.
- Самойленко Е.С. Тенденции теоретических и эмпирических исследований процессов использования электронной почты // Общение и познание. М.: ИП РАН, 2007. С. 435−468.
- Самойленко Е.С. Операция сравнения в системе познания и общения // Тенденции развития современной психологической науки. Материалы конференции. М.: ИП РАН, 2007. С. 82−84.
- Самойленко Е.С. Принцип системной детерминации и современные теории социального сравнения // Системная организация и детерминация психики. М.: ИП РАН, 2008. С. 171−201.
- Самойленко Е. С. Целеполагание в социальном сравнении // Психология человека в современном мире. Том 2. М.: ИП РАН, 2009. С. 258−266.
- Самойленко Е.С. Проблемы сравнения в психологическом исследовании. М.: Изд-во ИП РАН. 2010а. 415 с.
- Самойленко Е. С. О некоторых возрастных и личностных параметрах выраженности целей социального сравнения // Мир образования образование в мире. 20 106. Т.4, № 40. С. 169−178.
- Самойленко Е.С. Эмоциональное отношение к социальному сравнению // Экспериментальная психология. 2010 В, Т. З, № 4. С. 87−103.
- Самойленко Е.С. К вопросу о полисистемном подходе в психологическом исследовании сравнения // Экспериментальная психология. 2011, Т.4, № 4. С. 4−16.
- Самойленко Е.С. Педагогическое общение: оценивание // Психология общения. Энциклопедический словарь. Москва: Когито-Центр, 2011. С. 267−268.
- Самойленко Е.С. К вопросу об оценке направленности субъектно-ориентированного сравнения // Мир образования образование в мире. 2012, Т.6, № 3. С.87−96.
- Самойленко Е.С., Васанов А. Ю., Корбут A.B. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик человека и выраженности у него целей сравнения себя с другими людьми // Экспериментальная психология. 2012, Т.5, № 1. С.82−95.
- Самойленко Е.С., Волков А. И., Волков B.C., Дудина М. С., Полякова Д. В. Влияние процедуры вербального сравнения звуков на субъективную оценку степени их сходства. Материалы конференции по экспериментальной психологии. 2010. С. 431−436.
- Самойленко Е.С., Гусева Ю. Ю., Денисова Д. Д. Общение в педагогическом контексте: влияние оценочных суждений учителей на эмоциональные переживания учащихся // Общение и познание. М.: ИП РАН, 2007. С. 231−252.
- Самойленко Е.С., Какубери М. Г. Соотношение выраженности целей социального сравнения и некоторых личностных характеристик // Вестник РУДН, Серия «Психология и Педагогика», 2010, № 4, С. 29−34.
- Самойленко Е.С., Корбут A.B. Взаимосвязь направленности субъектно-ориентированного сравнения и некоторых личностных характеристик // Экспериментальная психология. 2011, Т.4, № 4. С. 40−50.
- Самойленко Е.С., Костыгова O.A. Общение ребенка со сверстниками: современные подходы к исследованию когнитивно-коммуникативных составляющих социального статуса // Общение и познание. М.: ИП РАН, 2007. С. 319−349.
- Самойленко Е.С., Костыгова O.A. Разработка системного метода исследования социального сравнения. // Системная организация и детерминация психики М.: ИП РАН, 2009. С. 420—445.
- Самойленко Е.С., Костыгова O.A., Денисова К. А. Сравнение в процессе самопознания: возрастные особенности использования социальных референтов. // Познание в структуре общения. М.: Изд-во ИП РАН. 2008. С. 83−91.
- Самойленко Е.С., Костыгова O.A., Корбут A.B. Особенности социального сравнения применительно к социометрическому статусу учащихся // Экспериментальная психология. 2011, Т. 4, № 1. С. 65−84.
- Самойленко Е.С., Лаврова С. В. О соотношении развития познавательных процессов и коммуникативной компетенции // Материалы конференции «Ломовские чтения», М.: ИП РАН, 1996.
- Самойленко Е.С., Мелкумян Т. А. Сравнение сходных зрительных объектов в различных контекстах их предъявления // Экспериментальная психология. 2011, Т. 4, № 3. С. 42−58.
- Самойленко Е.С., Носуленко В. Н. Вербальное сравнение звучаний как фактор субъективной оценки их сходства // Известия СмолГУ, 2012, № 2. С. 341−350.
- Самойленко Е.С., Носуленко В. Н., Мелкумян Т. А. Роль вербально выраженного сравнения объектов в субъективной оценке степени их сходства // Экспериментальная психология. 2010, Т. 3, № 3. С.93−109.
- Самойленко Е.С., Носуленко В. Н., Старикова ИВ. Феномен сравнения в процессе референтного общения // Экспериментальная психология, 2012, Т. 5, № 2. С. 39−62.
- Самойленко Е.С., Чурсинов В. А. Анализ операторского диалога при совместной деятельности // Материалы VI конференции по инженерной психологии «Проблемы инженерной психологии», 1984. С. 292−293.
- Селиванов В. В. Свойства субъекта и его жизненный цикл // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В Брушлинского. М.: ПЕРСЭ, 2002. С. 310−329.
- Селиванов В. В. Мышление в личностном развитии субъекта (второе издание). Смоленск: Универсум, 2003.
- Селиванов В. В. Когнитивная и смысловая детерминация мышления при решении задач // Системная организация и детерминация психики / Под ред. В. А. Барабанщикова. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. С. 304−321.
- Селиванов В. В., Плетеневская H.H. Психология мышления: соотношение осознанного и неосознанного. Москва: Издательский дом «АТИСО», 2009.
- Сеченов ИМ. Кому и как разрабатывать психологию. Избранные произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1952а. Т. 1. С. 172−267.
- Сеченов ИМ. Элементы мысли. Избранные произведения. Физиология и психология. М.: Изд-во АН СССР, 19 526. Т. 1. С. 272-А26.
- Славская А.Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна: Феникс, 2003.
- Соловьев И.М. Изменение представлений в зависимости от сходства и различия объектов // Ученые записки Кабардинского гос. пед ин-та. 1940. Т. 1. С. 93−114.
- Старовойтенко Е.Б. II С. Л. Рубинштейн / Под ред. К. А. Абульхановой. Москва: РОССПЭН. 2010. С. 346−379.
- Сыркина Д.Е. К вопросу о развитии у школьника мыслительной операции сравнения // Ученые записки Ленинградского гос. пед ин-та им. А. И. Герцена. 1948. Т. 65. С. 93−100.
- Сэпир Э. Градуирование. Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1985. С. 43.78.
- Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.
- Урванцев Л. П. Экспериментальное исследование процессов восприятия и интерпретации рентгенограмм // Психологические проблемы рационализации деятельности, связанной с опознанием образов. Ярославль: ЯрГУ, 1979. С. 60−97.
- Ушакова М.Н. Роль сравнения при формировании представлений и понятий. Дисс.. канд. пед. наук. М.: Институт психологии АПН СССР, 1952.
- Ушакова М. Н Роль сравнения при формировании представлений у учащихся III класса // Известия АПН РСФСР. 1956. № 76. С. 39−63.
- Ушинский К.Д. Собр. соч. M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1949.
- Ферстер Н.П. Процесс сравнения у детей младшего школьного возраста // Известия АПН РСФСР. 1947. Т. 12. С. 155−179.
- Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984.
- Фрумкина P.M. Экспериментальные методики изучения речевого мышления. Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. С. 203−223.
- Челпанов Г. И. Учебник логики. М.: Госполитиздат, 1946.
- Чеснокова НИ. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.
- Черемисина М.И. Сравнительные конструкции русского языка. Новосибирск, Наука, 1976.
- Шардаков М.Н. Очерки психологии школьника. М.: Учпедгиз, 1955.
- Шардаков М.Н. Мышление школьника. М.: Изд-во мин. проев. РСФСР, 1963.
- Шехтер М.С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. М.: Педагогика, 1981.
- Шиф Ж. И. Сравнение объектов и установление сходства глухонемыми школьниками (Некоторые вопросы психологии сравнения в школе для глухонемых) // Учебно-воспитательная работа в школах глухонемых и в вспомогательных школах. 1940. Т. 1.С. 68−79.
- Шиф Ж. И. К психологии сравнения. Особенности процесса сравнения объектов в целях установления их сходства у глухонемых школьников // Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно-отсталых детей. М.: Учпедгиз. 1941. С. 57−78.
- Шиф Ж. И, Петрова В. Г. Сравнение // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение. 1965. С. 226−246.
- Шмелев А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объективная и субъективная парадигма анализа данных // Вопросы психологии. 1982. № 5.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., Изд-во Московского университета, 1983.
- Якобсон Р. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985.
- Affleck G., Tennen Н. Social comparison and coping with major medical problems // Social comparison: Contemporary theory and research / J. Suls, T.A. Wills. Hillsdale: NJ, Erlbaum, 1991. P. 23−49.
- Albert S. Temporal comparison theory. Psychological review. 1977. 84(6). 485−503.
- Alicke M.D. Evaluating social comparison targets. Handbook of Social Comparison: Theory and Research. J. Suls, Wheeler, L. New York, Kluwer Academic/Plenum Publishers. 2000. P. 271−293.
- Arrowood A.J., Friend R. Other factors determining the choice of a comparison other // Journal of Experimental Social Psychology. 1966 (5). P. 233−239.
- Asher S.R., Dodge, K.-A. Identifying children who are rejected by their peers // Developmental Psychology. 1986. 22(4). P. 444−449.
- Asher S.R., Hymel S. et al. Children’s social competence in peer relations: Sociometric and behavioral assessments // Social Competence. J.D. Wine and M.D. Smye. New York: Guilford Press. 1981. P. 125−157.
- Asher S. R., Singleton L. C. et al. A reliable sociometric measure for preschool children // Developmental Psychology. 1979. 15. P. 443−444.
- Asher S. R., Wheeler V. Children’s loneliness: A comparison of rejected and neglected peer status // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1985. 53. P. 500−505.
- Asher S. R., Williams G. A. Helping children without friends in home and school. Children’s social development: information for teachers and parents. Urbana, IL, ERIC, Clearing House on Elementary and Early Childhood Education. 1987.
- Barsalou L. W. Ad hoc categories // Memory, Cognition. 1983. 11(3). P. 211−227.
- Bartlett F.C. Remembering. Cambridge: Cambridge University Press, 1932.
- Bassok M. Transfer of domain-specific problem-solving procedures // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 1990. 16(3). P. 522−533.
- Bassok M., Medin D. L. Birds of a feather flock together: Similarity judgments with semantically rich stimuli // Journal of Memory and Language. 1997. 36. P. 311−336.
- Beaudichon J. La communication sociale chez l’enfant. Paris: PUF, 1982.
- Beaudichon J. La communication. Processus, formes et applications. Paris: Armand Colin, 1999.
- Bell-Dolan D.J., Foster S.L. et al. Effects of sociometric testing on children’s behavior and loneliness in school // Developmental Psychology. 1989. 25. P. 306−311.
- Bell-Dolan D.J., Foster S.L., Christopher J.S. Children’s reactions to participating in a peer relations study: An example of cost-effective assessment // Child Study Journal. 1992. 22. P. 137−156.
- Belyaeva A., Peruch P., Samoylenko E. Towards a Communicative Approach in Spatial Cognition Studies // Studia Psychologica, 1990, Vol. 32, № 1. P. 31−39.
- Belyaeva A., Samoylenko E. An empirical classification of verbal-logical modes of communication // Studia Psychologica, 1989, Vol. 31, № 1. P. 19−25.
- Bers S.A., Rodin J. Social comparison jealousy: a developmental and motivational study // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. 47(4). P. 766−779.
- Biederman I. Recognition by components: a theory of human image understanding // Psychological Review. 1987. 94. P. 115−147.
- Bogart L. M., Helgeson V.S. Social comparison among women with brest cancer: a longitudinal investigation // Journal of applied social psychology. 2000. 30(3). P. 547−575.
- Boivin M., Begin G. Peer status and self-perception among early elementary school children: the case of the rejected children // Child Development. 1989. 60. P. 591−596.
- Boivin, M., Dodge, K.A., Coie, J.D. Individual-group behavioral similarity and peer status in experimental playgroups of boys: The social misfit revisited // Journal of Personality and Social Psychology, 1995. P. 69: 269−279.
- Boroditsky L. Comparison and the development of knowledge // Cognition. 2007. 102. P. 118−128.
- Brickman P., Bulman R.J. Pleasure and pain in social comparison // Social comparison processes: theoretical and empirical perspectives. J. M. Suls and R. L. Miller. Washington, DC, Hemisphere. 1977. P. 149−186.
- Brown, A.L. Domain-specific principles affect learning and transfer in children // Cognitive Science, 1990, 14. P. 107−133.
- Burnett P.C. Children’s self-talk and significant others' positive and negative statements //Educational Psychology. 1996. 16(1). P. 57−67.
- Burnett P.C. Teacher Praise and Feedback and Students' Perceptions of the Classroom Environment // Educational Psychology. 2002. 22(1). P. 1−16.
- Buunk B.P., Gibbons F.X. Toward an enlightenment in social comparison theory // Handbook of Social Comparison: Theory and Research. J. Suls, Wheeler, L. New York, Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2000. P. 487−499.
- Buunk B.P., Mussweiler T. New directions in social comparison research // European journal of social psychology, 201, 31(5). P. 467−475.
- BuunkA.P., Oldersma F.L., et al. Enhancing satisfaction through downward comparison: the role of relational discontent and individual differences in social comparison orientation // Journal of experimental social psychology, 2001, 37(1). P. 1−16.
- Buunk B.P., Taylor S.E. et al. The affective consequences of social comparison: either direction has its ups and downs // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. 59(6). P. 1238−1249.
- Buunk B. P., Ybema J. F. et al. The affective consequences of social comparison as related to professional burnout and social comparison orientation // European journal of social psychology. 2001.31(4). P. 337−351.
- Chabrol C. Discours du travail social et pragmatique. Paris, PUF, 1994.
- Charaudeau P. Langage et discours. Paris: Hachette, 1983.
- Chung T.-Y., Asher S.R. Children’s goals and strategies in peer conflict situations // Merrill-Palmer Quarterly. 1996. 42(1). P. 125−147.
- Cillessen A. Sociometric methods // Handbook of Peer interactions, relationships, and groups / K.H. Rubin, W.M. Bukowski. N.Y.: The Guilford Press, 2009. P. 82−99.
- Cillessen A. et al. Heterogeneity among peer-rejected boys: subtypes and stabilities // Child Development. 1992. 63. P. 893−905.
- Clark H.H., Marshall C.E. Definite reference and mutual knowledge // Elements of discourse understanding. Cambridge, 1981. P. 123−145.
- Coie J.D., Dodge K.-A. et al. Dimensions and types of social status: A cross-age perspective // Developmental Psychology. 1982. 18. P. 557−570.
- Coie J. D., Dodge K.-A. Continuities and changes in children’s sociometric status: a five-year longitudinal study // Merrill-Palmer Quarterly. 1983. 29. P. 261−282.
- Coie J. D. Toward a theory of peer rejection // Peer rejection in childhood. S. R. Asher and J. D. Coie. Cambridge: Cambridge University Press. 1990. P. 365−401.
- Coie J.D., Dodge K.A., et al. Peer group behaviour and social status // Peer rejection in childhood / S.R. Asher, J.D. Coie. New York, Cambridge University Press, 1990. P. 17−59.
- Collins R.L. For better or worse: the impact of upward social comparison on self-evaluations // Psychological Bulletin. 1996. 119(1). P. 51−69.
- Collins R.L. Among the better ones // Handbook of Social Comparison: Theory and Research. J. Suls, Wheeler, L. New York, Kluwer Academic/Plenum Publishers. 2000. P. 159— 171.
- Coolican H. Research methods and statistics in Psychology. London: Hodder & Stroughton, 1999.
- Corcoran K., Epstude K., Damisch L., Mussweiler Th. (2011). Fast Similarities: Efficiency Advantages of Similarity-Focused Comparisons // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 2011, 37(5). P. 1280−1286.
- Crawford V., King K., Samoylenko E., Verenikina I. Learning-cognitive activity in communicative interaction // The 2nd International Congress for research on Activity Theory. Lahti, Finland: ASCRAT. 1990.
- Creelman B. The experimental investigation of meaning: A review of the literature. N.Y.1965.
- Creswell J. W. Research design: qualitative, quantitative, and mixed method approaches. Thousand Oaks, Calif.- London: Sage Publications. 2002.
- Crick N.R., Ladd G.W. Children’s perceptions of their peer experiences: attributions, loneliness, social anxiety, and social avoidance // Developmental Psychology. 1993. 29(2). P. 244−254.
- Danks J. H. Encoding of Novel Figures for Communication and Memory // Cognitive Psychology. 1970. 1. P. 179−191.
- Deese J. The structure of associations in language and thought. Baltimore. 1965.
- Dodge K.-A. Facets of social interaction and the assessment of social competence in children // Children’s peer relations: issues in assessment and intervention. B. Schneider, K.-H. Rubin and J. Ledingham. New York: Springer-Verlag, 1985. P. 3−22.
- Dodge K.-A., Pettit G.-S. et al. Social competence in children // Monographs of the society for research in child development. 1986. 51(213).
- Estes Z. A tale of two similarities: comparison and integration in conceptual combination // Cognitive Science. 2003. 27. P. 911−921.
- Estes Z., Hasson U. The importance of being nonalignable: A critical test of the structural alignment theory of similarity // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2004. 30. P. 1082−1092.
- Feldman N. S., Ruble D.N. Awareness of social comparison interest and motivations: a developmental study. Journal of educational psychology. 1977. 69(5). 579−585.
- Festinger L. A theory of social comparison processes // Human relations. 1954a. 7. P. 117−140.
- Festinger L. Motivation leading to social behavior // Nebraska symposium on motivation. Lincoln, NE, University of Nebraska Press, 1954b.
- Frederickson, N. L., Furnham A.-F. Use of sociometric techniques to assess the social status of mainstream children with learning difficulties // Genetic, Social and General Psychology Monographs. 1998. 124. P. 381−433.
- French D.C. Heterogeneity of peer-rejected boys: Aggressive and nonaggressive subtypes // Child Development. 1988. 59. P. 976−985.
- French D.C. Heterogeneity of peer-rejected girls // Child Development. 1990. 61. P. 2028−2031.
- French D.D., Waas G.A. Behavior problems of peer-neglected and peer-rejected elementary age children: Parent and teacher perspectives // Child Development. 1985. 56. P. 246−252.
- Frey K. S, Ruble D.N. What children say when the teacher is not around: conflicting goals in social comparison and performance assessment in the classroom // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. 48(3). P. 550−562.
- Friend R.M., Gilbert J. Threat and fear of negative evaluation as determinants of locus of social comparison // Journal of Personality. 1973. 41(2). P. 328−340.
- Fussell S.R., Krauss R.M. The effects of intended audience on message production and comprehension: Reference in a common ground framework // Journal of Experimental Social Psychology. 1989. 25. P. 203−219.
- Fussell S.R., Krauss R.M. Coordination of knowledge in communication: effects of speakers' assumptions about what others know // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. 62(3). P. 378−391.
- Ganor-Stern D., Karasik-Rivkin I., Tzelgov J. Holistic representation of unit fractions // Experimental Psychology. 2011. 58(3). P. 201−206.
- Garner W.R. Uncertainty and structure as psychological concept. New York: Wiley, 1962.
- Garner W.R. Attention: the processing of multiple sources of information // E.C. Carterette, M.P. Friedman (eds.) Handbook of Perception. New York: Academic Press, 1974. V. 2, P. 23−29
- Garner W.R. Interaction of stimulus dimensions in concept and choice processes // Cognitive Psychology. 1976. (8). P. 98−123.
- Garner W.R. Aspects of a stimulus: Features, dimensions and configurations // E. Rosch, B.B. Lloyd (eds.) Cognition and categorization. New York: Hillsdale, 1978.
- Garner W.R. Stimulus-specific processing consequences of pattern goodness // Memory and Cognition. 1981. N 1. P. 4119.
- Gastorf J. W., J. Suls et al. Type A coronary-prone behavior pattern and social facilitation //Journal of Personality and Social Psychology. 1980. 38(5). P. 773−780.
- Gati I., Tver sky A. Representations of qualitative and quantitative dimensions // Journal of Experimental Psychology: Human perception and performance. 1982. 8(3). P. 325−340.
- Gentner, D. Children’s performance on a spatial analogies task // Child Development, 1977,48. P. 1034−1039.
- Gentner D. Metaphor as Structure Mapping: The Relational Shift // Child Development. 1988. 59(1). P. 47−59.
- Gentner D., Brem S. K. Is snow really similar to a shovel? Distinguishing similarity from thematic relatedness // Proceedings of the 21st annual conference of the Cognitive Science Society. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. 1999. P. 179−184.
- Gentner D., Markman A.B. Defining structural similarity // Journal of Cognitive Science, 2005, 6. P. 1−20.
- Gentner D., Markman A.B. Structural mapping in analogy and similarity // American psychologist. 1997. 52(1). P. 45−56.
- Gentner D., Markman A.D. Structural alignment in comparison: no difference without similarity// Psychological science. 1994. 5(3). P. 152−158.
- Gentner D., Rattermann M. J., & For bus K. D. The roles of similarity in transfer: Separating retrievability from inferential soundness. Cognitive Psychology. 1993. 25(4). P. 524 575.
- Gentner D., Sagi E. Does «Different» Imply a Difference? A Comparison of Two Tasks // R. Sun, N. Miyake. Twenty-eighth Annual Meeting of the Cognitive Science Society. 2006. P. 261−266.
- Gentner D., Toupin C. Systematicity and Surface Similarity in the Development of Analogy // Cognitive Science. 1986. 10(3). P. 277−300.
- Ghiglione R. L’homme communicant. Paris: Armand Colin, 1986.
- Gibbons F.X., Benbow C.P. Gerrard M. From top dog to bottom half: social comparison strategies in response to poor performance // Journal of personality and social psychology. 1994. 67(4). P. 638−652.
- Gibbons F.X., Buunk A.P. Individual differences in social comparison: development and validation of a measure of social comparison orientation // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. 76(1). P. 129−142.
- Gibson E.J. Principles of perceptual learning and development. NY: Academic Press,
- GickM. L., HolyoakK. J. Analogical problem solving // Cognitive Psychology. 1980. 12. P. 306−355.
- Gick M. L., Holy oak K. J. Schema induction and analogical transfer // Cognitive Psychology. 1983. 15. P. 1−38.
- Gilbert D.T., Giesler R.B. et al. When Comparisons Arise // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. 69(2). P. 227−236.
- Cillessen A.H.N., Rose A.J. Understanding popularity in the peer system // Current Directions in Psychological Science, 2005, 14. P. 102−105.
- Gillund G., Shiffrin R. M. A retrieval model for both recognition and recall // Psychological Review. 1984, 91(1). P. 1−67.
- Glass A.L., Holyoak K.J. et al. The structure of categories // Cognition. A. L. Glass. Mass. S.I., Addison-Wesley. 1979. P. 326−53.
- Goethals G.R. Social comparison theory: psychology from the lost and found. Personality and social psychology bulletin. 1986. 12(3). P. 261−278.
- Goethals G.R., Darley J. Social comparison theory: an attributional approach. Social comparison processes: theoretical and empirical perspectives. J. Suls and R. L. Miller. Washington: DC, Hemisphere, 1977. P. 86−109.
- Goethals G.R., Klein W.M.P. Interpreting and inventing social reality // Handbook of Social Comparison: Theory and Research. J. Suls, Wheeler, L. New York, Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2000. P. 234.
- Goldstone R.L. An efficient method for obtaining similarity data // Behavior Research Methods, Instruments, Computers. 1994a. 26(4). P. 381−386.
- Goldstone R.L. The role of similarity in categorization: providing a groundwork // Cognition. 1994b. 52(2). P. 125−157.
- Goldstone R.L., Gentner D., Medin D.L. Relations relating relations. Eleventh Annual Conference of the Cognitive Science Society, Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1989.
- Golonka, S., Estes, Z. Thematic Relations Affect Similarity Via Commonalities // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 2009, 35(6). P. 1454−1464.
- Goodman N. Seven strictures on similarity // Problems and projects / N. Goodman. New York, Bobbs-Merrill, 1982. P. 437−447.
- Gruder C.L. Determinants of social comparison choices // Journal of experimental social psychology. 1971. 7(5). P. 47389.
- Gruder C.L. Choice of comparison persons in evaluating oneself // Social comparison processes: Theoretical and empirical perspectives. J. M. S. R. L. Miller. Washington: DC, Hemisphere, 1977. P. 21−41.
- Hahn U., Chaterb N., Richardson L.B. Similarity as transformation // Cognition. 2003. 87. P. 1−32.
- Hahn U., Close J., Graf M. Transformation direction influences shape similarity judgments // Psychological Science. 2009. 20. P. 44754.
- Hakmiller K.L. Threat as a determinant of downward comparison // Journal of experimental social psychology. 1966, 1 (Supplement 1). P. 32−39.
- Hassin R. Making features similar: Comparison processes affect perception. Psychonomic Bulletin & Review, 2001, 8(4). P. 728−731.
- Helgeson V.S., Mickelson K.D. Motives for social comparison // Personality and Social Psychology Bulletin. 1995. 21(11). P. 1200−1209.
- Hemphill K.J., Lehman D.R. Social comparisons and their affective consequences: The importance of comparison dimension and individual difference variables // Journal of Social and Clinical Psychology, 1991, 10. P. 372−394.
- Higgins E. T. Self-discrepancy: a theory relating self and affect // Psychological review. 1987. 94(3). P. 319−340.
- Higgins E.T., Bond R.N. et al. Self-discrepancies and emotional vulnerability: how magnitude, accessibility and type of discrepancy influence affect // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. 51(1). P. 5−15.
- Higgins E. T., Lurie L. Context, categorization, and recall: the change-of-standard effect // Cognitive psychology. 1983. 15(4). P. 525−547.
- Hill Gr. Psychology through diagrams. Oxford: Oxford University Press, 2001.
- Hintzman D.L. «Schema Abstraction» in a Multiple-Trace Memory Model // Psychological Review. 1986. 93(4). P. 411−428.
- Hutchinson J.W., Lockhead G.R. Similarity as distance: A structural principle for semantic memory // Journal of Experimental Psychology: Human Learning and Memory, 1977, 3. P. 660−678.
- Hodgetts C.J., Hahn U., Chater N. Transformation and alignment in similarity // Cognition. 2009. 113. P. 62−79.
- Holyoak K.J., Gordon P.C. Social reference points // Journal of Personality and Social Psychology. 1983. 44(5). P. 881−887.
- Hume D. An enquiry concerning human understanding // The English Philosophers from Bacon to Mill. E. A. Burtt. N.Y.: Modern Library. 1939. P. 585−689.
- Hupet, M., Seron, X., Chantraine, Y The effects of the codability and discriminability of the referents on the collaborative referring procedure // British Journal of Psychology. 1991. 82. P. 449−462.
- Jakobson R. Essais de linguistique generale. Paris: Minuit, 1963.
- Kahneman D., Miller D.T. Norm theory: comparing reality to its alternatives // Psychological review. 1986. 93(2). P. 136−153.
- Kallai A., Tzelgov J. A generalized fraction: An entity smaller than one on the mental number line // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2009. 35. P. 1845−1864.
- Kang Y. Classroom context, teacher feedback and student self-efficacy. Dissertation Abstracts International Section A: Humanities and Social Sciences. 0419. 1998.
- Kelley H.H. The process of causal attribution // American Psychologist. 1973. 28(2). P. 107−128.
- Krauss R.M. The Role of the Listener: Addressee Influences on Message Formulation // Journal of Language and Social Psychology. 1987. 6(2). P. 81−98.
- Krauss R.M., Chiu. Language and Social Behavior // D. Gilbert, S. Fiske & G. Lindsey (Eds.), Handbook of social psychology (4h ed.), Vol. 2. 1997. (pp. 41−88). Boston: McGraw-Hill.
- Krauss R.M., Fussell S.R. Mutual knowledge and communicative effectiveness // R.E. Kraut J. Gallagher, Egido (eds.). Intellectual Teamwork: Social and Technical Bases of Collaborative Work. N.Y.: Erlbaum, 1989.
- Krauss R.M., Fussell S.R. Social psychological models of interpersonal communication // E.T. Higgins et A. Kruglanski (eds.), Social Psychology: Handbook of Basic Principles. New York., Guilford Press, 1996. P. 655−701.
- Krauss R.M., Weinheimer S. Changes in reference phrases as a function of frequency of usage in social interaction // Psychonomic Science. 1964. Vol. 1. P. 113−14.
- Krauss R.M., Weinheimer S. Concurrent feedback, confirmation and the encoding of referents in verbal communication // Journal of Personality and Social Psychology. 1966. 4(3). P. 343−346.
- Krauss R.M., Weinheimer S. Effects of referent similarity and communication mode on verbal encoding // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1967. 6(3). P. 359−363.
- Krauss, R. M., Garlock, C. M., Bricker, P. D., & McMahon, L. E. The role of audible and visible back channel responses in interpersonal communication // Journal of Personality and Social Psychology. 1977. 35. P. 523−529.
- Kruglanski A. W. Lay epistemo-logic, process and contents: another look at attribution theory // Psychological review. 1980. 87. P. 70−87.
- Kruglanski A. W., Mayseless O. Motivation effects in the social comparison of opinions // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. 53(5). P. 834−853.
- Kruglanski A.W., Mayseless O. Classic and current social comparison research: expanding the perspective//Psychological Bulletin. 1990. 108(2). P. 195−208.
- Kuiper N.A., Rogers T.B. Encoding of personal information: self-other differences // Journal of personality and social psychology. 1979. 37(4). P. 499−514.
- Maassen G.H., Verschueren K. A two-dimensional ratings-based procedure for sociometric status determination as an alternative to the Asher and Dodge system // Merrill-Palmer Quarterly. 2005. 51(2). P. 192−212.
- Mandler J. M. Categorical and schematic organization in memory // Memory organization and structure. C. R. Puff. New York, Academic Press. 1979. P. 114−41.
- Mandler J.M., Parker R.E. Memory for description and spatial information in complex pictures // Journal of Experimental Psychology: Human Learning and Memory. 1976. 2(1). P. 38−48.
- Mandler J.M., Ritchey G.H. Long-term memory for pictures // Journal of Experimental Psychology: Human Learning and Memory. 1977. 3(4). P. 386−96.
- Mandler J.M., Stein N.L. Recall and recognition of pictures by children as a function of organization and distractor similarity // Journal of Experimental Psychology. 1974. 102(4). P. 657−69.
- Marc E., Picard D. L’interaction Sociale. Paris: PUF, 1996.
- Markman A.B., Gentner D. Splitting the differences: a structural alignment view of similarity // Journal of memory and language. 1993a. 32(4). P. 517−535.
- Markman A. B., Gentner D. Structural alignment during similarity comparisons // Cognitive Psychology. 1993b. 25. P. 43167.
- Markman A. D., Gentner D. Commonalities and differences in similarity comparisons // Memory and cognition. 1996. 24(2). P. 235−249.
- Markman A. B., Loewenstein J. Structural comparison and consumer choice // Journal of Consumer Psychology. 2010. 20. P. 126−137.
- Markman A.B., Wisniewski E.J. Similar and Different: The Differentiation of Basic-Level Categories // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1997. 23(1). P. 54−70.
- Markman A.D., Gentner D. Commonalities and differences in similarity comparisons // Memory and cognition. 1996. 24(2). P. 235−249.
- Markman A. B., Gentner D. The effects of alignability on memory // Psychological Science. 1997. 8(5). P. 363−367.
- Markus H., Nurius P. Possible selves // American Psychologist. 1986. 41(9). P. 954−969.
- Martin R. Can I do X? Using the Proxy Comparison Model to predict performance // Handbook of Social Comparison: Theory and Research. J. Suls, Wheeler, L. New York, Kluwer Academic/ Plenum Publishers, 2000. P. 67−80.
- Massey A. Methodological Triangulation, Or How To Get Lost Without Being Found Out // A. Massey, G. Walford (Eds.) Explorations in methodology, Studies in Educational Ethnography. Stanford: JAI Press, Vol. 2. P. 183−197.
- Matlin M. W. Cognition. 1998. 4th ed. New York: Harcourt Brace & Company.
- McAdams S., Cunibile J.-C. Perception of timbre analogies // Philosophical Transactions of the Royal Society, London, B, N336. P. 383−389.
- McGuire W. J., Padawer-Singer A. Trait salience in the spontaneous self-concept // Journal of personality and social psychology. 1976. 33(6). P. 743−754.
- Medin D. L. Concepts and conceptual structure // Cognitive Psychology. D. A. B. E. J. Marsh. New York: Psychology Press, 2004. P. 482−498.
- Medin D. L., Goldstone R. L., & Gentner D. Similarity involving attributes and relations: Judgments of similarity and difference are not inverses // Psychological Science. 1990.1. P. 6469.
- Medin D. L., Goldstone R. L., Gentner D. Respects for Similarity // Psychological Review. 1993. 100(2). P. 254−278.
- Medin D.L., Goldstone R.L., Markman A.B. Comparison and choice: Relations between similarity processes and decision processes // Psychonomic Bulletin and Review. 1995. 2(1). P. 1−19.
- Medin D.L., Schaffer M.M. Context theory of classification learning. Psychological Review. 1978. 85(3). P. 207−238.
- Miller C.T. The role of performance-related similarity in social comparison of abilities: a test of the related attributes hypothesis // Journal of experimental social psychology. 1982. 18(6). P. 513−523.
- Miller G.A. Empirical methods in the study of semantics // Semantics. D.D. Steinberg and L.A. Jakobovits. Cambridge: Cambridge University Press, 1971.
- Monteil J.-M., Michinov N. Study of some determinants of social comparison strategies using a new methodological tool: towards a dynamic approach // European journal of social psychology. 1996. 26(6). P. 981−999.
- Mucchielli A., Guivarch J. Nouvelles methodes d’etude des communications. Paris: Armand Colin, 1998.
- Murphy G.L., Medin D.L. The role of theories in conceptual coherence // Psychological Review. 1985. 92(3). P. 289−316.
- Mussen P., Rosenzweig M.R. Psychology. An introduction. London: D.C. Heath and Company, 1973
- Mussweiler T. Everything is relative: comparison processes in social judgment. European journal of social psychology. 2003a. 33(6). P. 719−733.
- Mussweiler T. Comparison processes in social judgment: mechanisms and consequences // Psychological review. 2003b. 110(3). P. 472189.
- Mussweiler T., Epstude K. Relatively Fast! Efficiency Advantages of Comparative Thinking. Journal of Experimental Psychology: General. 2009. 138(1). P. 1−21.
- Mussweiler Th., Ruter K., Epstude K. The ups and downs of social comparison: mechanisms of assimilation and contrast // Journal of Personality and Social Psychology. 2004. 87(6). P. 832−844.
- Mussweiler TH., Strack F. II Handbook of Social Comparison: Theory and Research. J. Suis, Wheeler, L. New York, Kluwer Academic/Plenum Publishers. 2000. P. 253−269.
- Namy L.L., Gentner D. Making a Silk Purse Out of Two Sow’s Ears: Young Children’s Use of Comparison in Category Learning // Journal of Experimental Psychology: General. 2002. 131(1). P. 5−15.
- Navarro D.J., Lee M.D. Common and distinctive features in stimulus similarity: A modified version of the contrast model // Psychonomic Bulletin & Review. 2004. 11(6). P. 961 974.
- Neisser U. Cognitive psychology. N.Y.: Appleton Century — Crofts, 1967.
- Newcomb A.F., Bukowski W.M. Social impact and social preference as determinants of children’s peer group status // Developmental Psychology. 1983. 19. P. 856−867.
- Newcomb A.F., Bukowski W.M. A longitudinal study of the utility of social preference and social impact sociometric classification schemes // Child Development. 1984. 55. P. 14 341 447.
- Newcomb A.F., Bukowski W.M. et al. Children’s Peer Relations: A Meta-Analytic Review of Popular, Rejected, Neglected, Controversial, and Average Sociometric Status // Psychological Bulletin. 1993. 113(1). P. 99−128.
- Nosanchuk T.A., Erickson B.H. How High Is Up? Calibrating Social Comparison in the Real World // Journal of Personality arid Social Psychology. 1985. 48(3). P. 624−634.
- Nosofsky R. M. Choice, similarity, and the context theory of classification // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1984.10(1). P. 104−114.
- Nosofsky R.M. Attention, similarity, and the identification-categorization relationship // Journal of Experimental Psychology. 1986. General 115(1). P. 39−53.
- Nosofsky R.M. Similarity, frequency, and category representations // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 1988, 14(1). P. 54−65.
- Nosulenko V., Parizet E., Samoylenko E. La methode d’analyse des verbalisations libres: une application a la caracterisation des bruits de vehicules // Informations sur les Sciences Sociales. 1998. 37(4). P. 593−611.
- Nosulenko V., Parizet E., Samoylenko E. Differences individuelles de perception de bruits de vehicules a moteur diesel II Revue francaise de marketing. 2000. 4−5 (179/180). P. 157−165.
- Nosulenko V., Samoylenko E. Approche systemique de l’analyse des verbalisations dans le cadre de l’etude des processus perceptifs et cognitifs // Informations sur les Sciences Sociales. 1997. Vol. 36. N2. P. 223−61.
- Nosulenko V., Samoylenko E. Evaluation de la qualite percue des produits I.S.P. par verbalisations. Il Ergonomie et Telecommunications. Caen: France Telecom. 1999. P. 99−105.
- Nosulenko V., Samoylenko E. Evaluation de la qualite percue des produits et services: approche interdisciplinaire II International Journal of Design and Innovation Research. 2001. 2(2). P. 35−60.
- Nosulenko V., Samoylenko E. Observation and Evaluation. Detailed Description of Protocols and Methods II Ambient Agoras: Dynamic Information Clouds in a Hybrid World. Ivrea: 1ST. 2003. P. 161−202.
- Nosulenko V., Samoylenko E. Evaluation of communicative tools' use in real social context // Abstract Book of 28th International Congress of Psychology. Beijing. 2004. P. 847.
- Nosulenko V., Samoylenko E. Psychological methods for the study of Augmented Environments // S. Lahlou (Ed.) Designing User Friendly Augmented Work Environments. London: Springer Verlag. 2009. P. 213−236.
- Nosulenko V., Samoylenko E. Cognition et communication: un paradigme de recherche et d’application // Social Science Information. 2011. Vol. 50, N 3−4. P. 656−677.
- Nosulenko V., Samoylenko E., McAdams S. L’analyse de descriptions verbales dans l’etude des comparaisons de timbres musicaux II Journal de physique, 1994, Vol. 4, №C4, P. 637−640.
- Nosulenko V., Samoylenko E., Parizet E. Evaluation and verbal comparison of noises produced by car engines II International Journal of Psychology: Abstracts of the 26th International Congress of Psychology. Montreal. 1996. Vol. 31, №¾. P. 51.
- Nosulenko V., Samoylenko E., Welinski P. Hello Wall and Videomaton User Experience. Observation and Evaluation // Ambient Agoras: Dynamic Information Clouds in a Hybrid World. Ivrea: 1ST. 2003. P. 203−279.
- Novick L. R. Analogical transfer, problem similarity, and expertise // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1988. 14(3). P. 510−520.
- Oden S., Asher S. R. Coaching children in social skills for friendship making // Child Development. 1977. 48. P. 495−506.
- Ojanen T., Gronroos M. et al. An interpersonal circumplex model of children’s social goals: links with peer-reported behavior and sociometric status // Developmental Psychology.2005. 41(5). P. 699−710.
- Olsen W. Triangulation in Social Research: Qualitative and Quantitative Methods Can Really Be Mixed // Developments in Sociology. Ormskirk: Causeway Press.
- Olson B. D., Evans D. L. The role of the big five personality dimensions in the direction and affective consequences of everyday social comparisons // Personality and social psychology bulletin. 1999. 25(7). P. 1498−1508.
- Orive R. Social projection and social comparison of opinions // Journal of personality and social psychology. 1988. 54(6). P. 953−964.
- Osgood Ch. Studies on generality of affective meaning system // American Psychologist. 1962. 17. P.
- Osgood, Ch., G. Suci, et al. The Measurement of Meaning. Urbana, University of Illinois Press, 1957.
- Osherson D. N., Smith E. E., Willkie 0., Lopez A., & Shafir E. Category-based induction. Psychological Review. 1990. 97(2). P. 185−200.
- Palmer S.E. Visual perception and world knowledge: Notes on a model of sensory-cognitive interaction // Explorations in Cognition. D.A. Norman and D.E. Rumelhart. San Francisco, 1975. P. 277−307.
- Parizet E., Guyader E., Nosulenko V. Analysis of car door closing sound quality // Applied Acoustics, 2008, 69(1). P. 12−22.
- Peery J. C. Popular, amiable, isolated, rejected: A reconceptualization of sociometric status in preschool children // Child Development. 1979. 50. P. 1231−1234.
- Pinker S. Visual cognition: An introduction // Cognition. 1984. 18. P. 1−63.
- Pinkley R.L., Pyszczynski T., Greenberg J. Depression and the self-serving search for consensus after success and failure // Journal of Social and Clinical Psychology, 1988, 6. P. 235 244.
- Podgorny P., Garner W.R. Reaction time as a measure of inter- and intraobject visual similarity: Letters of the alphabet // Perception, Psychophysics. 1979. 26(1). P. 37−52.
- Quine W. V. Natural kinds. Ontological reality and other essays. N.Y.: Columbia University press, 1969.
- Rein, J.R., Markman, A.B. Assessing the Concreteness of Relational Representation // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2010. 36(6). P. 14 521 465.
- Rips L.J., Shoben E.J., Smith E.E. Semantic distance and the verification of semantic relations // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1973. 12(1). P. 1−20.
- Rodkin P.C., Farmer T.W., Pearl R., Van Acker R. Heterogeneity of popular boys: antisocial and prosocial configurations // Developmental Psychology, 2000, 36. P. 14−24.
- Roese N.J. The functional basis of counterfactual thinking // Journal of personality and social psychology. 1994. 66(5). P. 805−818.
- Roese N.J. Counterfactual thinking // Psychological Bulletin. 1997. 121(1). P. 133−148.
- Roff M, Sells S. B. et al. Social adjustment and personality development in children. Minneapolis, MN: University of Minnesota Press. 1972.
- Rogosch F. A., Newcomb A. F. Children’s Perceptions of peer reputations and their social reputations among peers // Child Development. 1989. 60. P. 597−610.
- Rommetveit R. Words, contexts and verbal message transmission // Social context of messages. A.E. Carswell and R. Rommetveit. London-New York: Academic Press. 1971.
- Rosch E. Cognitive reference points // Cognitive Psychology. 1975a, 7(4). P. 532−547.
- Rosch E. Cognitive representations of semantic categories // Journal of Experimental Psychology. 1975b. General 104(3). P. 192−233.
- Rosch E., Mervis C.B. Family resemblances: Studies in the internal structure of categories //Cognitive Psychology. 1975c, 7(5). P. 573−603.
- Rosch E. Principles of categorization // Cognition and Categorization. N.J., Lawrence Erlbaum assoc, 1978.
- Rosch E., Simpson C., Miller R.S. Structural bases of typicality effects // Journal of Experimental Psychology: Human perception and performance. 1976. 2(4). P. 491−502.
- Rose A.J., Asher S.R. Children’s goals and strategies in response to conflicts within a friendship // Developmental Psychology. 1999. 35(1). P. 69−79.
- Ross B.H. Distinguishing types of superficial similarities: Different effects on the access and use of earlier problems // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1989. 15(3). P. 456−468.
- Ross B.H., Perkins S.J., Tenpenny P.L. Reminding-based category learning // Cognitive Psychology. 1990. 22. P. 460192.
- Rubin K. N., Hymel S. et al. Children experiencing social difficulties: Sociometric neglect reconsidered // Canadian Journal of Behavioral Science. 1989. 21(1). P. 94−111.
- Ruble D.N., Feldman N.S. et al. Social comparison between young children in achievement situations//Developmental Psychology. 1976. 12(3). P. 192−197.
- Sagi E., Gentner D., Lovett A. What Difference Reveals About Similarity // Cognitive Science. 2012. P. 1−32.
- Salovey P., Rodin J. Some antecedents and consequences of social-comparison jealousy // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. 47(4). P. 780−792.
- Samoylenko E. The early development of writing in the fifth dimension: a comparison of four sites // The 2nd International Congress for research on Activity Theory. Lahti, Finland: ASCRAT. 1990.
- Samoylenko E. A scheme of analysis of verbal data // Rapport de recherche sur le projet franco-russe «Homme Environnement acoustique». Paris: Maison des Sciences de l’Homme. 1991.
- Samoylenko E., Galkina T., BolonJ., Vergnaud G. L’enseignement des mathematiques en Russie et en France: quelques aspects historiques et epistemologiques // Social Science Information. 2001. Vol. 40, N 2. P. 291−337.
- Samoylenko E., Lavrova S. Communication and cognition in pre-school children II International Journal of Psychology: Abstracts of the 25th International Congress of Psychology. Bruxelles. 1992. Vol. 27, №¾.
- Samoylenko E., McAdams S., Nosulenko V. Systematic analysis of verbalizations produced in comparing musical timbres // International Journal of Psychology. 1996. Vol. 31. P. 255−78.
- Samoylenko E., Melkumyan T. Comparison of visual objects in different contexts of their presentation // The Fifth International Conference on Cognitive Science. 2012, Vol. 1. Kaliningrad, Russia. P. 148−149.
- Samuel W. On clarifying some interpretations of social comparison theory. Journal of experimental social psychology. 1973. 9(5). P. 450−465.
- Schwarz N., Bless H. Constructing reality and its alternatives: Assimilation and contrast effects in social judgment // The construction of social judgments. L. L. Martin & A. Tesser. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1992. P. 217−245.
- Scientific America. 1980. 243(4). P. 140.
- Selfridge O.G. Pandemonium: A paradigm for learning // Symposium on the Mechanization of Thought Processes. London: HMSO. 1959.
- Selfridge. O.G., Neisser U. Pattern recognition by machine // Scientific American. 1960. 203. P. 60−68.
- Seta J. The impact of comparison processes on coactors' task performance // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. 42(2). P. 281−291.
- Shannon C.E., Weaver W. The Mathematical Theory of Communication. Urbana, IL, University of Illinois Press. 1949.
- Shanon B. On the similarity of features // New Ideas in Psychology. 1988. 6(3). P. 307 321.
- Shepard R.N. Representation of structure in similarity data: problems and prospects // Psychometrika. 1974. 39. P 373−421.
- Silver M., Sabini J. The perception of envy // Social Psychology. 1978. 41. P. 105−117.
- Simmons S., Estes Z. Individual differences in the perception of similarity and difference //Cognition. 2008. 108. P. 781−795.
- Singleton L.C., Asher S. R. Peer preferences and social interaction among third-grade children in an integrated school district // Journal of Educational Psychology. 1977. 69. P. 330 336.
- Sjoberg L.A. A cognitive theory of similarity // Goteborg Psychological Reports. 1972.10.
- Sjoberg L.A., Thorslund, Ch. A classificatory theory of similarity // Psychological Research. 1979. 40(3). P. 223−247.
- Slavin R.E. Educational Psychology. Theory and practice. Boston, Johns Hopkins University. 2003.
- Smith E.R., Miller F.D. Limits on perception of cognitive processes: a reply to Nisbett and Wilson // Psychological Review. 1978. 85(4). P. 355−362.
- Smith J.A., Flowers P., Larkin M. Interpretative Phenomenological Analysis. Theory, Method, and Research. London: Sage, 2009.
- Smith L.B. Development of classification: The use of similarity and dimensional relations //Journal of Experimental Child Psychology. 1983. 36. P. 150−178.
- Smith L.B. From global similarity to kinds of similarity: The construction of dimensions in development // Similarity and analogical reasoning. S. V. A. Ortony. Cambridge: Cambridge University Press, 1989a. P. 146−178.
- Smith L.B. A model of perceptual classification in children and adults // Psychological Review. 1989b. 96. P. 125−144.
- Smith L.B., Kemler D.G. Development trends in free classification: Evidence for a new conceptualization of perceptual development // Journal of Experimental Child Psychology. 1977. 24. P. 279−298.
- Smith L.B., Kemler D.G. Levels of experienced dimensionality in children and adults // Cognitive Psychology. 1978. 10. P. 502−532.
- Smith W.P., Arnkelsson G.B. Stability of related attributes and the inference of ability through social comparison // Handbook of Social Comparison: Theory and Research. J. Suls, Wheeler, L. New York, Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2000. P. 45−66.
- Solso R.L. Cognitive Psychology. 1995, 4th ed. New York: Allyn & Bacon, MA.
- Srull T.K., Gaelick L. General principles and individual differences in the self as a habitual reference point: an examination of self-other judgments of similarity // Social cognition. 1983.2(2). P. 108−121.
- Stapel, D. A., Koomen, W. Social Categorization and Perceptual Judgment of Size: When Perception Is Social // Journal of Personality and Social Psychology, 1997, 73(6), 1177−1190.
- Stapel D.A., Koomen W. Distinctness of others, mutability of selves: their impact on self-evaluations // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. 79(6). P. 1068−1087.
- Stapel D.A., Koomen W. I, We, and the Effects of Others on Me: How Self-Construal Level Moderates Social Comparison Effects // Journal of Personality and Social Psychology. 2001.80(5). P. 766−781.
- Stapel D. A., Koomen W. Competition, cooperation, and the effects of others on me // Journal of Personality and Social Psychology. 2005. 88(6). P. 1029−1038.
- Stapel, D. A., Suls, J. Method Matters: Effects of Explicit Versus Implicit Social Comparisons on Activation, Behavior, and Self-Views // Journal of Personality and Social Psychology. 2004. 87(6). P. 860−875.
- Stormshak E.A., Bierman K.L., Bruschi C., Dodge K.A., Coie J.D. The Conduct Problems Prevention Research Group. The relation between behavior problems and peer preference in different classroom contexts // Child Development, 1999, 70. P. 169−182.
- Strauss A., Corbin J. Basics of qualitative research // Techniques and Procedures for Developing Grounded Theory. 2nd ed. London: Sage Publications, 1998.
- Strube M.J., Boland S.M., Man/redo P.A., Al-Falaij A. Type A behavior pattern, and the self-evaluation of abilities: Empirical tests of the self-appraisal model // Journal of Personality and Social Psychology, 1987, 52. P. 956−974.
- Suls J. Notes on the occasion of social comparison theory’s thirtieth birthday // Personality and social psychology bulletin. 1986. 12(3). P. 289−296.
- Suls J. Opinion comparison. The role of the corroborator, expert, and proxy in social influence // Handbook of Social Comparison: Theory and Research. J. Suls, Wheeler, L. New York, Kluwer Academic/Plenum Publishers. 2000. P. 105−122.
- Suls J., Martin R., Wheeler L. Social comparison: why, with whom, and with what effect? // Current Directions in Psychological Science. 2002. 11. P. 159−163.
- Suls J., Mullen B. From the cradle to the grave: comparison and self-evaluation across the life-span // Psychological perspectives on the self. J. Suls. Hillsdale: NJ, Lawrence Erlbaum Associates, 1982.
- Suls J., Tesch F. Students' preferences for information about their test performance: a social comparison study // Journal of applied social psychology. 1978. 8(2). P. 189−197.
- Swallow S.R., Kuiper N.A. Social comparison and negative self-evaluations: An application to depression // Clinical Psychology Review, 1988, 8. P. 55−76.
- Swallow S.R., Kuiper N.A. Mild depression, dysfunctional cognitions and interest in social comparison information // Journal of Social and Clinical Psychology, 1990, 9. P. 289−302.
- Taylor S. E., Buunk B.P., Aspinwall L.G. Social comparison, stress, and coping // Personality and Social Psychology Bulletin. 1990. 16. P. 74−89.
- Taylor S.E., Lobel M. Social comparison activity under threat: downward evaluation and upward contacts // Psychological Review. 1989. 96(4). P. 569−575.
- Terry R., Coie J.D. A comparison of methods for defining sociometric status among children//Developmental Psychology. 1991. 27(5). P. 867−880.
- Tesser A. Emotion in social comparison and reflection processes // Social comparison. Contemporary theory and research. J. Suls and A. Wills. New York, Lawrence Erlbaum. 1991. P. 115−145.
- Tesser A. Toward a self-evaluation maintenance model of social behavior // The self in Social Psychology. R.F. Baumeister, Edwards Brother, ML. 1999. P. 446−460.
- Tesser A., Campbell J. Self-evaluation maintenance and the perception of friends and strangers // Journal of personality. 1982. 50(3). P. 261−296.
- Tesser A., Campbell, J. Self-definition and self-evaluation maintenance // Social psychological perspectives on the self. J. Suls & A. Greenwald. 1983. Vol.2. P. 1−32.
- Tesser A., Collins J.E. Emotion in social reflection and comparison situations: intuitive, systematic, and exploratory approaches // Journal of personality and social psychology. 1988. 55(5). P. 695−709.
- Tesser A., Millar M. et al. Some affective consequences of social comparison and reflection processes: the pain and pleasure of being close // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. 54(1). P. 49−61.
- Thornton D.A., Arrowood A.J. Self-evaluation, self-enhancement, and the locus of social comparison // Journal of experimental social psychology. 1966. Suplement 1. P. 40−48.
- Titscher S., Meyer M., Wodak R., Vetter E. Methods of Text and Discourse Analysis. Sage, 2000.
- Townsend J. T. Theoretical analysis of an alphabetic confusion matrix // Perception & Psychophysics. 1971. 9(1). P. 40−50.
- Tversky A. Features of Similarity. Psychological Review. 1977. 84(4). P. 327−52.
- Tversky A., Gati I. Similarity, separability, and the triangle inequality // Psychological Review. 1982. 89(2). P. 123−54.
- Tversky A., Gati L. Studies of similarity // Cognition and categorization. New York: Hillsdale, 1978. P. 79−98.
- Van der Zee K, Buunk B., Sander man R. Neurotism and reactions to social comparison information among cancer patients // Journal of Personality, 1998, 66(2). P. 175−194.
- Van der Zee K, Buunk B., Sanderman R. The relationship between social comparison processes and personality // Personality and Individual differences, 1996, 20(5). P. 551−565.
- Wallach M.A. On psychological similarity // Psychological Review. 1958. 65(2). P. 103 116.
- Wayment H.A., Taylor S.E. Self-evaluation processes: Motives, information use, and self-esteem // Journal of Personality and Social Psychology, 1995, 63. P. 729−757.
- Weary G., Marsh K.L., McCormick L. Depression and social comparison motives // European Journal of Social Psychology, 1994, 24. P. 117−129.
- Wessel D.L., Bristow D., Settel, Z. Control of phrasing and articulation in synthesis // Proceedings of the 1987 International Computer Music Conference. San Francisco: Computer Music Association. 1987. P. 108−116.
- Wheeler L. Motivation as a determinant of upward comparison // Journal of experimental social psychology. 1966. 1 (Supplement 1). P. 27−31.
- Wheeler L. Concluding comment // Personality and social psychology bulletin. 1986. 12(3). P. 297−299.
- Wheeler L. A brief history of social comparison theory // Social comparison. Contemporary theory and research. J. Suls and A. Wills. New York, Lawrence Erlbaum. 1991. P. 3−21.
- Wheeler L., Koestner R. et al. Related attributes in the choice of comparison others: It’s there but it isn’t all there is IJ Journal of experimental social psychology. 1982. 18(6). P. 489 500.
- Wheeler L., Martin R, Suls J. The Proxy model of social comparison for self-assessment of ability // Personality and Social Psychology Review. 1997. 1(1). P. 54−61.
- Wheeler L., Miyake K. Social comparison in everyday life // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. 62(5). P. 760−773.
- Willig C. Introducing Qualitative Research in Psychology. Adventures in Theory and Method. Open University Press, 2001.
- Wills A. Downward, comparison principles in social psychology // Psychological Bulletin. 1981.90(2). P. 245−271.
- Wills A. Similarity and self-esteem in downward comparison // Social comparison. Contemporary theory and research. J. Suls and A. Wills. New York, Lawrence Erlbaum. 1991. P. 51−78.
- Wills A.J., Pothos E.M. On the adequacy of current empirical evaluations of formal models of categorization// Psychological Bulletin. 2012. 138(1). P. 102−125.
- Wills A., Suls J. Commentary: Neo-social comparison theory and beyond. Social comparison // Contemporary theory and research. J. Suls and A. Wills. New York, Lawrence Erlbaum. 1991. P. 395110.
- Wisniewski E.J., Bassok M. What Makes a Man Similar to a Tie? Stimulus Compatibility with Comparison and Integration// Cognitive Psychology. 1999. 39. P. 208−238.
- Wood J. V. Contemporary social comparison theory // Psychological Bulletin. 1989. 106. P. 231−248.
- Wood J. V. Theory and research concerning social comparisons of personal attributes // Psychological Bulletin. 1989. 106(2). P. 231−248.
- Wood J. V. What is social comparison and how should we study it? // Personality and social psychology bulletin. 1996. 22(5). P. 520−537.
- Wood J. V., Giordano-Beech M. et al. Strategies of social comparison among people with low self-esteem: self-protection and self-enhancement // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. 67(4). P. 713−731.
- Wood J. V., Michela J.L. et al. Downward comparison in everyday life: reconciling self-enhancement models with the mood-cognition priming model // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. 79(4). P. 563−579.
- Wood J.V., Taylor K.L. Serving self-relevant goals through social comparison. Social comparison // Contemporary theory and research. J. Suls and A. Wills. New York: Lawrence Erlbaum, 1991. P. 23−49.
- Wood J. V., Taylor S.E. et al. Social comparison in adjustment to breast cancer // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. 49(5). P. 1169−1183.
- Wright J.C., Giammarino M., Par ad H. W. Social status in small groups: Individual-group similarity and the social «misfit» // Journal of Personality and Social Psychology, 1986, 50. P.
- Yuen S.A., Kuiper N.A. Type A and self-evaluations: A social comparison perspective // Personality and Individual Differences, 1992, 13. P. 549−562.
- Zanna M.P., Goethals G.R. et al. Evaluating a sex-related ability: social comparison with similar others and standard-setters // Journal of experimental social psychology. 1975. 11(1). P.523.536.86.93.