Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Условия развития психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этапы исследования: Исследование проводилось согласно индивидуальному плану соискателя в 3 этапа в течение 2004;2007 гг. На первом этапе нами была сформулирована тема исследования, осуществлялся теоретический анализ философской и психологической литературы по проблеме исследования в отечественной и зарубежной науке, разработан план диссертации, обоснована ее актуальность, определены объект… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Методологические основы изучения психологической готовности к профессиональной деятельности в современных исследованиях
    • 1. 1. Теоретические основы изучения проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности в психологических исследованиях
    • 1. 2. Профессионально-важные качества и умения психолога как фактор его психологической готовности к профессиональной деятельности
    • 1. 3. Психологическая готовность к профессиональной деятельности как основа профессиональной адаптации студента-психолога
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование изучения психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов в процессе обучения в вузе
    • 2. 1. Этапы и методы исследования психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов в процессе обучения в вузе
    • 2. 2. Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи личностных и деятельностных условий развития готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов
    • 2. 3. Рекомендации к психокоррекционной работе по развитию готовности к профессиональной деятельности студента-психолога
  • Выводы по второй главе

Условия развития психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях реформирования высшего образования, обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда особую актуальность приобретает проблема их профессиональной подготовки, формирование готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.

Современный этап развития общества предъявляет к работе профессионалов, а значит, и к работе высших учебных заведений, занятых их подготовкой, принципиально новые требования. Система подготовки специалистов в масштабах страны определена в целом спецификой конкретной профессиональной области. Однако связь между вузами и сферой деятельности выпускников не всегда надёжна. Молодому специалисту после окончания высшего учебного заведения требуется, как правило, ещё немало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Несмотря на то, что адаптация к условиям работы на конкретных местах происходит на базе основного багажа знаний и умений, приобретаемых в вузе, немаловажную роль, а порой одну из главных, играет наличие у молодого специалиста готовности к профессиональной деятельности. В виду того, что ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается как сложное комплексное психическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов, имеющих динамическую структуру с функциональными зависимостями (А.А. Деркач, В. Г. Зазыкин, В.Д. Шадриков), представляется важным рассмотреть психологическую готовность студентов к профессиональной деятельности.

Большинство вузов страны в настоящее время использует информационную модель обучения, которая ориентирует деятельность студентов на следующие направления: принять информацию, переработать, продемонстрировать степень её освоения. Подобная модель способствует развитию пассивной роли студента и формированию мотивов «избегания неудачи», направлена главным образом на приобретение необходимых знаний и слабо нацелена на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.

Ещё до недавнего времени считалось, что уровень квалификации специалиста определяется исключительно тем объёмом знаний, который получен в процессе обучения. Однако уже известно, что даже степень усвоения знаний существенно зависит от индивидуальных особенностей обучающихся. Важную роль в этом процессе играют не только характеристики познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.), но также индивидуально-типологические особенности личности и её мотивация, представленность образа профессионала, осознание и принятие студентом требований профессии к личности профессионала, адекватного образа будущей профессиональной деятельности. Так, И. А. Зимняя отмечает, что адекватность и полнота представления студентов о выбранной профессии непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учёбе, то есть чем меньше студент знает о профессии, тем менее положительным является его отношение к учёбе [46, с. 183].

В настоящее время активно развивается наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости (особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии) -акмеология. Учёные, занимающиеся её разработкой (О.С. Анисимов, А. А. Бодалёв, Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, Е. А. Яблокова и др.), указывают на то, что учёба в вузах и среднеспециальных учебных заведениях, являющаяся подготовительным этапом профессионального становления, имеет немаловажное значение для того, как быстро и успешно человек достигнет своего «акме» (вершины) в профессиональной деятельности и насколько высокой будет эта вершина. Исследуя условия и факторы, которые способствуют или препятствуют движению личности к «акме» и достижению ею вершин развития, особое внимание акмеология уделяет поиску и систематизации субъективных факторов, анализу роли семейного воспитания, образования, эталонов «акме», профессиональных и иных стандартов, отношению к профессионалам и профессионализму и т. д. В том числе на этапе профессиональной подготовки, акмеология обращает особое внимание на такие психологические особенности личности, как интеллектуальные, общие и специальные способности, волевые качества, мотивация достижения, потребности, коммуникативные особенности и т. д.

Таким образом, в психологической практике профессионального образования остро стоит вопрос о необходимости переноса акцента с технологизации учебного процесса на аспекты личностной готовности. Возникает необходимость формирования и развития элементов личностной готовности к выполнению профессиональной деятельности, разработки комплексных методов диагностики личностной готовности.

Именно существующие в настоящее время несоответствия между предъявляемыми требованиями к специалисту, профессионалу, с одной стороны, и малой эффективностью его подготовки в системе высшего профессионального образования, с другой, а также между требованиями профессии и соответствием им личности, являются теми противоречиями, которые обусловили выбор нашего исследования.

Разрешение сложившихся противоречий, на наш взгляд, должно явится результатом целенаправленной работы по повышению эффективности развития у студентов психологической готовности к будущей профессиональной деятельности. Для этого, по нашему мнению, необходимо изучение, с позиций психолого-акмеологического исследования, особенностей формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.

Итак, одной из существенных проблем образования, на наш взгляд, является формирование необходимого уровня психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. В процессе профессионализации существуют свои сензитивные периоды. Одним из первых крупных периодов является время обучения в вузе. Именно в это время будущий специалист усваивает категориально-понятийный аппарат своей науки и приобретает необходимые знания и умения, позволяющие студенту осознавать свою некоторую принадлежность к профессиональному сообществу.

Мы считаем, что на сегодняшний момент недостаточно изучен процесс формирования психологической готовности к профессиональной деятельности, их психолого-акмеологические резервы и потенциальные возможности. Недостаточно учитываются личностные качества, способность к выделению и учёту своего «Я» (как профессионала в том числе), наличие адекватного образа будущей профессиональной деятельности, осознание требований предъявляемых профессией к личности профессионала на этапе обучения в вузе. В этой связи исследовательский интерес представляет структура и содержание психологической готовности к профессиональной деятельности.

Наиболее значимым представляется рассмотрение этой проблемы в области подготовки специалистов-психологов. Не вызывает сомнения, что эффективность деятельности психолога в значительной степени определяется не только уровнем его профессионального умения, но и личностными характеристиками и отношением к своей профессии.

На сегодняшний день специалисты-психологи востребованы во многих областях деятельности человека (образование, производство и т. д.). Появляется много новых специальностей, близких к психологии или напрямую с ней связанных (менеджмент работы с персоналом, коучинг, HR и т. д.). При этом психологи играют здесь достаточно важную роль.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется сложившимся несоответствием между предъявляемыми требованиями к специалисту-профессионалу, с одной стороны, и малой эффективностью его подготовки в системе высшего профессионального образования, с другой, а также между требованиями профессии и соответствием личности этим требованиямзапросом педагогической практики на теоретически обоснованный подход к формированию личностной психологической готовности будущего специалиста в процессе его профессионального обучения на всех ступенях образовательного путиотсутствием достаточно полной системы психологического сопровождения становления специалиста в изучаемой сфере.

В результате анализа сложившейся ситуации обнаруживаются следующие противоречия: несоответствия между предъявляемыми требованиями к специалисту, профессионалу, с одной стороны, и малой эффективностью его подготовки в системе высшего профессионального образования, с другоймежду требованиями профессии и соответствием им личности специалистамежду запросом педагогической практики на теоретически обоснованный подход к формированию личностной психологической готовности будущего специалиста в процессе его профессионального обучения на всех ступенях образовательного пути и отсутствием достаточно полной системы психологического сопровождения становления специалиста в изучаемой сфере. Это обусловило выбор темы исследования: «Условия развития психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов».

Цель исследования: выявить условия развития психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов в процессе обучения в вузе.

Объект исследования: психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов.

Предмет исследования: условия развития содержательных характеристик психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов.

Гипотеза исследования: высказано предположение о том, что развитие психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов определяется комплексом психологических условий: личностных (включают в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоциональный компоненты), определяющих уровень развития готовности к профессиональной деятельности, и деятельностных (включают в себя процесс обучения и производственные практики), определяющих динамику и направление перехода с определенного уровня развития психологической готовности к профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа психологической литературы выявить сущность понятия «готовность к профессиональной деятельности».

2. Выявить уровни развития психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов.

3. Определить условия развития психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов.

4. Разработать методические рекомендации к психокоррекционной работе по развитию психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов.

Методологической основой исследования являются: положения системного и личностно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Н. Ф. Талызина, В.Д. Шадриков) — положения акмеологического подхода к изучению зрелой личности (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин) — принцип детерминизма, понимаемый как закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их условий и факторов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) — концепция поуровневого социального развития личности в онтогенезе (Д.И.Фельдштейн) — положения гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К Роджерс, В. Франкл).

Методы исследования: в соответствии с целью исследования был применен комплексный инструментарий, направленный на выявление особенностей развития готовности к профессиональной деятельности студентов психологов, включающий в себя: методику исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда, методику исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантилеева, модифицированную методику изучения системы личностных ценностей М. Рокича, адаптированную А. Готштраусом, А. А. Семеновым, В. А. Ядовым, метод самоописанияадаптированные к задачам исследования методы наблюдения, опроса, экспертной оценки и самоописанияматематико-статистические методы обработки данных, включающие в себя описательные статистики, критерии Стьюдента, Пирсона, Манна-Уитни, корреляционный, однофакторный дисперсионный анализ и метод парного сравнения.

Научная новизна исследования заключается в том, что новым является конкретизация комплекса личностных и деятельностных условий, влияющих на развитие психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологоввпервые определены критерии и показатели, характеризующие уровень развития готовности к профессиональной деятельности студентов-психологовопределены уровни развития психологической готовности к профессиональной деятельности: актуальный, потенциальный, элементарныйвпервые доказано, что потребностно-мотивационный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности является интегрирующей основой для определения ее уровня и характера развития.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о профессиональном становлении специалиста через конкретизацию понятия «психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности», которое понимается как вариативность интеграции и взаимодействия различных структур личности и деятельностных условий. Определение потребностно-мотивационного комплекса психологической готовности как интегрирующей основы для определения ее характера позволяет дополнить теорию психологической готовности и психологии мотивации. Полученные данные позволяют расширить представления о сущности и структуре готовности к профессиональной деятельности, о специфике развития готовности в процессе профессиональной подготовки будущего психолога в вузе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты будут полезны в практике оптимизации психолого-акмеологического воздействия на развитие психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов. Выделенная совокупность методик, необходимых для изучения психологической готовности к профессиональной деятельности, позволяет объективно оценить психологический потенциал студентов-психологов и спрогнозировать особенности их развития как будущих профессионалов.

Результаты исследования дополнят содержание учебных курсов «Возрастная психология и психология развития», «Профессиональное консультирование», «Психология труда».

Разработанные методические рекомендации найдут применение в работе психологических служб и центров вузов, в диагностике и коррекции психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов.

Надежность и достоверность полученных результатов исследования обеспечена его теоретико-методологической основой, комплексностью, применением надёжных и апробированных методов, репрезентативностью выборки, разнообразием взаимодополняющих методик, процедур и приёмов, проверкой на практике, а также применением математических методов обработки и анализа результатов с помощью автоматизированных статистических пакетов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности является сложным комплексным образованием, имеющим динамическую структуру. Структура готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов, к которым относятся: мотивационно-ценностный, эмоциональный, когнитивный. В структуре готовности к профессиональной деятельности центральное место занимает мотивационно-ценностный компонент.

2. В развитии психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов выделяются 3 уровня: актуальный, потенциальный и элементарный. Критерием для определения уровней развития готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов является степень сформированности мотивационно-ценностного, эмоционального и когнитивного компонентов и особенности их взаимодействия.

3. На развитие психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов влияет совокупность личностных и деятельностных условий. Важнейшим условием развития готовности к профессиональной деятельности является уровень развития мотивационно-ценностного компонента, который является интегрирующим для определения уровня и характера развития готовности. К личностным условиям, определяющим уровень развития готовности к профессиональной деятельности, относятся уровень социального интеллекта, эмоционально-ценностное отношение к себе и согласованность ценностных ориентаций по средствам и по целям. К деятельностным условиям, определяющим динамику и направление развития готовности к профессиональной деятельности относятся: процесс обучения и производственные практики.

4. В основе психокоррекционной работы по развитию психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов лежит интеграционный подход, включающий в себя основные положения деятельностного и гуманистического подходов. Психокоррекция будет более успешной, если она строится на основе актуального, потенциального и элементарного уровней развития, с учетом личностных и деятельностных условий.

База исследования: Исследование проводилось на базе Астраханского государственного университета. В эмпирическом исследовании приняли участие 164 студента, обучающихся по специальностям «Психология» и «Педагогика и психология», в частности, студентов I курса — 43 человека, II курса — 39 человек, III курса — 27 человек, IV курса — 31 человек, V курса — 24 человека. Выбор испытуемых обусловлен темой исследования.

Этапы исследования: Исследование проводилось согласно индивидуальному плану соискателя в 3 этапа в течение 2004;2007 гг. На первом этапе нами была сформулирована тема исследования, осуществлялся теоретический анализ философской и психологической литературы по проблеме исследования в отечественной и зарубежной науке, разработан план диссертации, обоснована ее актуальность, определены объект, предмет, цели и задачи, гипотеза исследования, выбраны его методы. Второй этап представлял собой эмпирическое исследование условий развития психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов, который, в свою очередь, делился на два блока. На третьем этапе на основе полученных данных определены уровни развития готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов, а также обозначена специфика влияния деятельностных условий на характер развития готовности к профессиональной деятельности. Итогом третьего этапа стало упорядочение исследовательских материалов и техническое оформление диссертационного исследования.

Апробация результатов исследования. Результаты теоретического и эмпирического исследований обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития, акмеологии Астраханского государственного университета, ежегодных научно-методических семинарах аспирантов (Астрахань, 2005). Результаты докладывались на всероссийских и международных конференциях (Астрахань, 2005; Гатчина, 2005; Санкт.

Петербург, 2006) Материалы исследования нашли отражение в семи опубликованных работах автора, в том числе в двух журналах, рекомендованных ВАК.

Внедрение результатов исследования происходило в ходе лекционных и практических занятий со студентами, слушателями и преподавателями Астраханского государственного университета на факультете дополнительного профессионального образования, Российского государственного гуманитарного университета (филиал в г. Астрахани), в областном государственном учреждении «Служба реализации социальных программ для молодежи» и в Агентстве по занятости населения Астраханской области.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 162 наименования, и приложений. Исследование иллюстрировано рисунками и таблицами. Общий объем авторской работы составляет 145 страниц.

Выводы по второй главе.

По результатам исследования личностных условий развития психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов было выделено 3 группы, обладающих комплексом профессиональных особенностей, позволяющим определить следующую типологию:

Группа 1. В нее вошли испытуемые, показавшие схожие результаты при тестировании и по результатам экспертной оценки названные готовыми к профессиональной деятельности. Для испытуемых характерен высокий уровень развития всех компонентов готовности. Испытуемые показывают актуальный способ развития готовности к профессиональной деятельности. Готовность к профессиональной деятельности развивается монотонно, качественные изменения происходят на каждом курсе.

1. Когнитивный компонент развития готовности к профессиональной деятельности характеризуется ориентацией на ролевое поведение и профессиональное развитие. У испытуемых с высоким уровнем готовности доминируют высокие показатели по субтестам № 3 и № 4 и высокий уровень композитной оценки, что связано с ориентацией личности на духовные ценности. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Такие люди умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели.

2. Эмоциональный компонент готовности к профессиональной деятельности характеризуется через позитивное принимающее отношение к себе у молодых людей из этой группы и выступает в качестве одной из сторон позитивного принимающего отношения к миру вообще, имеет характер установки. Выражены социальные эмоции сопереживания, сочувствия, которые сопровождаются активным содействием. Эмоции легко осознаются, допускаются до сознания. Способны точно понимать свои внутренние состояния и поэтому выражать чувства в четком и определенном виде. Уверенность в себе основывается на ясном понимании происходящего и знании своих способностей. Критичность распространяется на отдельные поступки, чувства, мысли.

3. Мотивационно-ценностный компонент готовности к профессиональной деятельности характеризуется через направленность на других людей, на заботу о них, на ответственность перед ними, на стремление принести им пользу. Из этого следует, что у студентов-психологов система личностных ценностей находит более адекватное отражение в профессиональных ценностях. Группу наиболее динамичных составили ценности менее значимые, расположенные ниже в иерархии. Мнение окружающих о себе они пропускают через систему как собственных оценок, так и оценок окружающих. Имеют ценностную позицию как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим. Проявляют эмпатию в общении. Определили для себя смысл своей жизни, близкие и отдаленные цели, то есть наметили путь жизни.

У испытуемых с актуальным уровнем развития готовности к профессиональной деятельности изменения начинаются с I курса, а после производственных практик изменения становятся качественными. Характер подобных изменений приближает студентов по профилю выраженности личностных качеств к профилю работающих специалистов-психологов. По нашему мнению, это свидетельствует о стабильном развитии готовности к профессиональной деятельности и возможности оптимального способа достижения профессиональной цели в изменяющихся условиях как признаке становления профессионала.

Группа 2. В нее вошли испытуемые, показавшие при тестировании несхожие результаты. Испытуемые обнаруживают потенциальный уровень развития готовности к профессиональной деятельности. В эту группу вошли студенты с высоким и средним уровнем развития социального интеллекта, с позитивным принятием себя и средним уровнем развития мотивационно-ценностного компонента. Готовность к профессиональной деятельности развивается скачкообразно, качественные изменения происходят на IV и V курсах.

1. Когнитивный компонент развития готовности к профессиональной деятельности характеризуется высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) только в контексте определенной, хорошо знакомой ситуации, определенных взаимоотношений. Такие испытуемые данной группы способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в знакомой ситуации и имеют небольшой репертуар ролевого поведения (средний уровень ролевой пластичности), однако не способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике.

2. Эмоциональный компонент готовности к профессиональной деятельности характеризуется у испытуемых данной группы полной удовлетворенностью собой, в отношении себя испытывают положительные эмоции, негативные переживания ситуативны и минимальны, что обеспечивает эмоциональный психологический комфорт, способствующий оптимальному функционированию личности. Недостаточно ясно знают свои слабые стороны и ограничения, принимают их, считают их неизбежной частью личности. Имеющиеся способности обеспечивают им частичный успех в деятельности, что вызывает чрезмерную завышенную уверенность в себе. В случае неудачи первое время находятся в состоянии растерянности. Ценность своей личности ощущают в полной мере и даже несколько преувеличивают ее. Имея положительный опыт в деятельности, молодые люди часто завышают самооценку.

3. Мотивационно-ценностный компонент готовности к профессиональной деятельности характеризуется значительно большей согласованностью испытуемых по средствам, чем по целям, что является показателем ориентированности на себя, на собственный успех. Эти результаты свидетельствуют о том, что резкие изменения иерархии, как правило, связаны с ценностями не реализованными, но потребность в реализации которых наиболее актуальна в новой ситуации. Сравнение особенностей динамики реализаций ценностей-целей и ценностей-средств показывает, что большим разнообразием изменений обладают ценности-средства. Этот факт соответствует тому, что ценности-средства представлены в понимании испытуемых данной группы психологов более дифференцированно по степени значимости, чем ценности-цели. У испытуемых с актуальным уровнем развития готовности к профессиональной деятельности изменения начинаются с I курса, а после производственных практик изменения становятся качественными, характер изменений приближает студентов по профилю выраженности личностных качеств к профилю специалистов-психологов. По нашему мнению, это свидетельствует о стабильном развитии готовности к профессиональной деятельности и возможности оптимального способа достижения профессиональной цели в изменяющихся условиях как признаке становления профессионалиста.

У испытуемых с потенциальным уровнем развития готовности к профессиональной деятельности изменения начинаются с III курса, после производственных практик изменения носят нестабильный характер, качественные изменения происходят после IV курса, характер изменений на 56% по профилю выраженности личностных качеств совпадает с профилем работающих специалистов-психологов. По нашему мнению, это свидетельствует о задержке развития готовности к профессиональной деятельности, но присутствуют возможности для достижения профессиональной цели.

Группа 3. В нее вошли испытуемые, показавшие при тестировании схожие результаты. Испытуемые показывают элементарный уровень развития готовности к профессиональной деятельности. В эту группу вошли специалисты со средним и низким уровнем развития социального интеллекта, с негативным восприятием себя и низким уровнем развития потребностно-мотивационной сферы. Готовность к профессиональной деятельности развивается скачкообразно, изменения некачественные и нестабильные, происходят на всех курсах обучения.

1. Когнитивный компонент развития готовности к профессиональной деятельности характеризуется отсутствием навыков практической психологической работы, что, как правило, вызывает защитную реакцию и понижает экспрессивную восприимчивость. В общении испытуемые данной группы в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. Они могут часто ошибаться в понимании смысла слов собеседника, так как не учитывают (или учитывают неправильно) сопровождающие их невербальные реакции. Нечувствительность к невербальной экспрессии существенно снижает способность понимать других. Перегруженность негативными стрессовыми факторами стала результатом когнитивной минимизации, что ведет низкой дифференцированности Я-концепции и невысокому уровню рефлексии.

2. Эмоциональный компонент готовности к профессиональной деятельности характеризуется смешанным отношением к себе (позитивным, негативным, конфликтным). Испытуемые слабо умеют управлять своими эмоциональными состояниями, используют чаще всего механизм подавления, скрытия негативных эмоций, не разрешают их себе переживать. Или встречается другая крайность — бурная разрядка эмоций. Эмоциональная сфера молодых людей характеризуется низким уровнем развития: практически не сформированы социальные эмоции, такие, как сочувствие, сопереживание. Эмоции у них часто носят стихийный, неуправляемый характер. Присутствует слабая осознанность преобладающих эмоций, отсутствует понимание истинных причин их появления. Появление эмоций связывают с внешними событиями. Эмоционально центрированы, ориентированы на себя. Отмечается ограничение социальных контактов, их поверхностность, обезличенность. Выражаемые эмоции часто неадекватны ситуации из-за непонимания ситуации.

3. Мотивационно-ценностный компонент готовности к профессиональной деятельности не развит. Отсутствует согласованность испытуемых по средствам и целям, что является показателем ориентированности на себя, отсутствия ориентированности на профессиональное развитие. Слабые изменения иерархии связаны с нереализованными ценностями, потребность в реализации которых менее выражена, несмотря на новую ситуацию. Ценностные ориентации являются слабо динамичным образованием. Динамика ценностных ориентаций не взаимосвязана с изменениями социально-экономических условий жизнедеятельности.

У испытуемых с элементарным уровнем развития готовности к профессиональной деятельности изменения носят нестабильный характер, качественные изменения не происходят, по профилю выраженности личностных качеств совпадает с профилем работающих специалистов психологов на 24%, только в области общечеловеческих ценностей. По нашему мнению, это свидетельствует об отсутствии развития готовности к профессиональной деятельности и невозможности достижения профессионального развития.

Таким образом, мы видим, что:

1) деятельностные условия (процесс обучения и производственные практики) являются детерминантом для перехода с одного уровня развития психологической готовности к профессиональной деятельности на другой;

2) степень сформированности личностных условий (когнитивного, эмоционального и мотивационно-ценностного компонентов) определяет направление и скорость перехода с одного уровня развития психологической готовности к профессиональной деятельности на другой;

3) для различных групп деятельностные условия могут как стимулировать, так и затруднять развитие готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование решает актуальную проблему профессионального становления — осмысления сущности развития готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов. Возникшее противоречие между реальным состоянием практики между традиционным содержанием подготовки студентов-психологов к профессиональной деятельности и социальными требованиями к современному специалисту обусловили необходимость детального и углубленного изучения этой проблемы.

I. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы было выявлено, что психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности является сложным комплексным образованием и имеет динамическую структуру. Психологическая готовность к профессиональной деятельности можно представить как сложное структурное образование, обладающее личностными и деятельностными характеристиками, ядро которого состоит в устойчивой мотивации деятельности и предполагает наличие профессионально значимых качеств, определенную совокупность знаний, умений, навыков их применения на практике. При этом готовности включает в себя профессиональные умения и предполагает осознанное их формирование в процессе профессиональной подготовки.

Установлено, что структура психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов. К ним можно отнести мотивационно-ценностный, эмоциональный и когнитивный компоненты. При этом мотивационно-ценностный компонент является интегрирующим и занимает центральное место.

II. Критерием определения уровней развития готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов является степень сформированности когнитивного, эмоционального и мотивационноценностного компонентов и особенности их взаимодействия. Выделено 3 уровня развития готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов.

Студентам с актуальным уровнем развития психологической готовности к профессиональной деятельности присущи схожие результаты при тестировании. Для испытуемых характерен высокий уровень развития всех компонентов готовности. Готовность к профессиональной деятельности развивается монотонно, качественные изменения происходят на каждом курсе. У испытуемых с актуальным уровнем развития готовности к профессиональной деятельности изменения начинаются с I курса, а после производственных практик изменения становятся качественными, характер изменений приближает студентов по профилю выраженности личностных качеств к профилю работающих специалистов-психологов. По нашему мнению, это свидетельствует о стабильном развитии готовности к профессиональной деятельности и возможности оптимального способа достижения профессиональной цели в изменяющихся условиях как признаке становления профессионала.

Для студентов с потенциальным уровнем развития готовности к профессиональной деятельности, показавшие при тестировании несхожие результаты. В эту группу вошли студенты с высоким и средним уровнем развития социального интеллекта, с позитивным принятием себя и средним уровнем развития мотивационно-ценностной сферы. Готовность к профессиональной деятельности развивается скачкообразно, качественные изменения происходят на IV и V курсах. У испытуемых с потенциальным уровнем развития готовности к профессиональной деятельности изменения начинаются с III курса, после производственных практик изменения носят нестабильный характер, качественные изменения происходят после IV курса, характер изменений на 56% по профилю выраженности личностных качеств совпадает с профилем работающих специалистов-психологов. По нашему мнению, это свидетельствует о задержке развития готовности к профессиональной деятельности, но присутствуют возможности для достижения профессиональной цели.

Для студентов с элементарным уровнем развития готовности к профессиональной деятельности присущи схожие результаты тестирования. В эту группу вошли студенты со средним и низким уровнем развития социального интеллекта, с негативным восприятием себя и низким уровнем развития мотивационно-ценностной сферы. Готовность к профессиональной деятельности развивается скачкообразно, изменения некачественные и нестабильные, происходят на всех курсах обучения. У испытуемых с элементарным уровнем развития готовности к профессиональной деятельности изменения носят нестабильный характер, качественные изменения не происходят, по профилю выраженности личностных качеств совпадает с профилем работающих специалистов-психологов на 24% и только в области общечеловеческих ценностей. По нашему мнению, это свидетельствует об отсутствии развития готовности к профессиональной деятельности и невозможности достижения профессионального развития.

III. На развитие готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов влияет совокупность личностных и деятельностных условий. Важнейшее условие развития готовности к профессиональной деятельности — уровень развития потребностно-мотивационного компонента, который является интегрирующим для определения уровня и характера развития готовности. К личностным условиям, определяющим уровень развития готовности к профессиональной деятельности, относятся уровень социального интеллекта, эмоционально-ценностное отношение к себе и согласованность ценностных ориентаций по средствам и целям. К деятельностным условиям, определяющим динамику и направление развития готовности к профессиональной деятельности, относятся процесс обучения и производственные практики. Для испытуемых с различным уровнем готовности деятельностные условия могут как стимулировать, так и затруднять ее развитиена студентов-психологов с актуальным уровнем развития готовности к профессиональной деятельности процесс обучения и производственные практики оказывают положительное воздействиена студентов-психологов с потенциальным уровнем развития готовности к профессиональной деятельности процесс обучения оказывает слабое положительное воздействие, производственные практики — положительное воздействиена студентов-психологов с элементарным уровнем развития готовности к профессиональной деятельности процесс обучения оказывает слабое положительное воздействие, производственные практикиотрицательное воздействие.

IV. В основу образовательного процесса в вузе, обеспечивающего подготовку студентов-психологов к профессиональной деятельности, должно быть положено представление материала в форме профессионально значимых задач и ситуаций, стимулирование диалога равных партнёров в процессе их решения, рефлексия и преодоление противоречий между профессиональными требованиями и реальными достижениями будущего специалиста в процессе учебной деловой игры и в реальной ситуации. Учебные ситуации, изменяющиеся в зависимости от целей на различных этапах образовательного процесса, должны характеризоваться: инновационностью предметного содержания задач, представленностью профессиональных функций, восхождением от ситуаций с подробным ролевым предписанием до деловых игр проблемного характера. Психокоррекционная работа по развитию психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов может строиться на основе интеграционного подхода, включающего положения деятельностного и гуманистического подходов. Психодиагностика и коррекция будут более успешными, если они будут строиться на основе актуального, потенциального и элементарного уровней развития, с учетом личностных и деятельностных условий.

Не вызывает сомнения важность дальнейшего изучения проблемы развития психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов, в частности, изучение взаимосвязи готовности с их первичной адаптацией на производствевзаимовлияния самопонимания и профессиональной готовности в процессе обучениявзаимосвязи готовности и конкурентоспособности личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 436 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности / К. А. Абульханова-Славская // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. — С. 92−98.
  3. Абульханова-Славская, К. А. О субъекте психологической деятельности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1973. — 299с.
  4. , Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. -М.: Педагогика 1980. Т. 1. — С. 97−125.
  5. , Б. Г. О проблемах общего человекознания / Б. Г. Ананьев. -М. .-Наука, 1977.-263 с.
  6. , Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта / Б. Г. Ананьев // Человек и общество / под ред. Б. Г. Ананьева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — Вып. 2. — С. 235−219.
  7. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-318 с.
  8. , А. Психологическое тестирование : в 2 кн. / А. Анастази. М.: Мысль, 1982. — Кн. 2. — С. 228−229.
  9. , Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова // Человек в системе наук / под ред. И. Т. Фролова. М.: Изд-во МГУ, 1989. — С. 426−434.
  10. , А. Г. Образование как расширение возможностей развития личности / А. Г. Асмолов, Г. А. Ягодин // Вопросы психологии. 1992. — № 1. -С. 6−13.
  11. П.Бефани, А. А. Психологические особенности профессиональной готовности студентов университета к педагогической деятельности / А. А. Бефани, Т. М. Козина, Е. Д. Томас // Психология учителя. М.: Прогресс, 1969.-С. 139−140.
  12. , Р. Р. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов / Р. Р. Бибрих, И. А. Васильев // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. — № 2. — С. 24−29.
  13. , Е. Н. Введение в акмеологию / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. Калуга: Калужский ГПУ им. К. Э. Циалковского, 2001. — 96 с.
  14. М.Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. М.: Наука, 1998. -168 с.
  15. , А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  16. , Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  17. , А. В. Возрастные особенности эмоционального становления учащихся в процессе обучения : автореф. дис.. канд. психол. Наук / А. В. Вартанян. Ереван, 1978. — 24с.
  18. , А. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / А. А. Вербицкий, Т. А. Платонова. -М.: Знание, 1986.-275 с.
  19. , В. И. Психологическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности : дис.. канд. психол. наук/В. И. Виноградов. -М., 1996. 187 с.
  20. , Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. / под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984.-Т. 4.-487 с.
  21. , Л. С. Проблема сознания / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. / под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Просвещение, 1982.-Т. 1.-502 с.
  22. Готовность спортсмена к соревнованиям / под ред. В. А. Алаторцева. М.: Просвещение, 1969. — 249 с.
  23. , К. М. Профессиональная пригодность и основные свойстванервной системы человека / К. М. Гуревич. М.: Наука, 1970. — 278 с.
  24. , А. С. Гуманитарные технологии профессиональной деятельности государственных служащих / А. С. Гусева // Материалы межкафедральной научно-практической конференции. М.: РАГС, 1998. -С. 28−29.
  25. , А. А. Методология и стратегия акмеологического исследования / А. А. Деркач. М. :РАГС, 1998. — 148 с.
  26. , А. А. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности / А. А. Деркач, JI. Э. Орбан. М.: РАГС, 1995. — 208 с.
  27. , А. А. Социально-психологические факторы повышения эффективности идеологической деятельности в свете решений XXVI съезда КПСС / А. А. Деркач. М.: Просвещение, 1984. — 187 с.
  28. , А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта / А. А. Деркач, А. А. Исаев. М.: Просвещение, 1985. -308 с.
  29. , А. А. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. М.: РАГС, 1997. -156 с.
  30. , А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М.: РАГС, 1993. — 23 с.
  31. , А. А. Формирование и развитие профессионального мастерства кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии / А. А. Деркач, А. П. Ситников. М.: РАУ, 1993. — 64 с.
  32. Диагностика умственного развития / под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. М.: Смысл, 1978. -215с.
  33. Диагностика психического развития / под ред. Й. Шванцары. -Прага, 1978.-512 с.
  34. Дурай-Новаковская, К. М. Основы и закономерности процесса формирования профессиональной готовности к педагогическойдеятельности: автореф. дис.. д-ра пед. наук / К. М. Дурай-Новаковская. -М., 1983.-41 с.
  35. , М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1975.173 с.
  36. , М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект / М. И. Дьяченко. Минск: БГУ, 1976. -182 с.
  37. , М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1981.-383 с.
  38. , М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1976.-176 с.
  39. , М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. Минск: Изд-во БГУ, 1985. — 206 с.
  40. , Ю. М. Очерки теории психологической регуляции поведения / Ю. М. Забродин. М.: Магистр, 1997. — 215 с.
  41. , Ю. М. Модель личности в психодиагностике / Ю. М. Забродин. М.: ЦИТП, 1994. — 112 с. 42.3азыкин, В. Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалистов в особых условиях: дис. д-ра психол. наук / В. Г. Зазыкин. -М., 1994.-521 с.
  42. Зараковский // Общественные науки и современность. 1997. -№ 5. — С. 35−43.46.3имняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Логос, 1999.-384 с.
  43. , И. А. Функционально-ролевой репертуар и методы социальной работы / И. А. Зимняя // Российский журнал социальной работы. 1996. -№ 1.-С. 5−12.
  44. , Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. М.: Изд-во МГУ, 1987. -208 с.
  45. , Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М. Воронеж: Ин-т практич. психологии, 1996. — 400 с.
  46. , Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М.: ЮНИТИ, 1996.-295 с.
  47. , Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А. Климов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. — 180 с.
  48. , Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. -М. :МГУ, 1995.-250 с.
  49. , Е. А. Человек и профессия / Е. А. Климов. Л.: ЛГУ, 1988.-Вып. 9.-110 с.
  50. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. -М.: Политиздат, 1984. -335с.
  51. Кон, И. С. Психология ранней юности/ И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-255с.
  52. Кон, И. С. Категория «Я» в психологии / И. С. Кон // Психологический журнал. 1981. — Т. 2, № 3. — С. 25−38.
  53. Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978.367 с.
  54. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1967.-253 с.
  55. , JI. В. Воспитание нравственно-психологической готовности студентов к педагогической деятельности / Л. В. Кондрашова // Советская педагогика. 1984. — № 5. — С. 75−79.
  56. , Б. Б. Психологическая поддержка и организация психологической службы в вузе / Б. Б. Косов — под науч. ред. А. П. Чернышовой. М.: РАУ, 1994. — 44 с. — (Психологическая служба в вузе: обзор, информ. / НИИВО, вып. 1).
  57. , М. А. Психология и безопасность / М. А. Котик. Таллин, 1987.-440 с.
  58. , Ю. Э. Технология обучения в имитационно-деятельностной игровой форме / В. Э. Краснов. Минск: Высшая школа, 1998.- 195 с.
  59. , В. А. Психология / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1974. — 304 с.
  60. , В. Н. Повышение психологической готовности кадров государственной службы к деятельности в стрессовых ситуациях : дис. канд. психол. наук / В. Н. Кузнецов. М., 1995. — 186 с.
  61. , Н. В. О динамике ценностных ориентации студентов / Н. В. Кузьмина // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1971. — № 2. — С. 46−49.
  62. , Н. В. Педагогическое мастерство деятельности учителя, как фактор развития способностей учащихся / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии 1984.-Т. 3.-С. 34−38.
  63. , Н. В. Проблемы подготовки специалистов в вузах /Н. В. Кузьмина // Проблемы профессионального отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Л.: Знание, 1970. — С. 47−61.
  64. , Ю. Н. Методы изучения профессиональной направленности учителя / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская // Сборник научных работ / НИИ ООВ. М., 1980. — 170 с.
  65. , Ю. Н. Психологическая природа деятельности педагога
  66. Ю. Н. Кулюткин // Творческая направленность деятельности педагога. JI.: НИИ ООВ АПН СССР, 1978. — 185 с.
  67. , Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. М., 1985. — 85 с.
  68. , Н. Д. Психология труда / Н. Д. Левитов. М.: Учпедгиз, 1963.-339 с.
  69. , А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова. М.: МГУ, 1984. — 200 с.
  70. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  71. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 56 с.
  72. , А. И. Организация и управление социальной работой в России / А. И. Ляшенко. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 205 с.
  73. , В. Л Психологические основы формирования профессионально значимых качеств : автореф. дис.. д-ра психол. наук / В. Л. Марищук. Л., 1982.-45 с.
  74. , А. К. Психологические критерии и ступени профессионализации учителя / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. — № 6. -С. 55−63.
  75. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Знание, 1996.-308 с.
  76. , А. К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1974. — 204 с.
  77. , Л. М. Проблемы профессиональной социализации личности / Л. М. Митина. Кемерово, 1996. — 56 с.
  78. , Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Флинта, 1998. — 230 с.
  79. , Л. М. Учитель как личность и профессионал / Л. М. Митина. -М.: Флинта, 1994. -181 с.
  80. Многофакторный личностный опросник (форма «А») / Р. Кэттелл. -Таллин, 2000. 58 с
  81. , В. Т. Психологическая готовность к художественно-творческой деятельности / В. Т. Мышкина. М.: Феникс, 1991. — 121 с.
  82. , В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. Л.: ЛГУ, 1960.-258 с.
  83. , В. Н. Проблема способностей в советской психологии и её ближайшие задачи / В. Н. Мясищев // Проблемы способностей / отв. ред. В. Н. Мясищев. М.- МГУ, 1962. — 308 с.
  84. , В. Н. Склонность и способности (сборник статей) / В. Н. Мясищев. Л.: ЛГУ, 1962. — 154 с.
  85. , В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности / В. Н. Мясищев / Психология личности. Тексты. М.: Мысль, 1982.- 132 с.
  86. , И. Н. Проблемы профориентации и профотбопа / И. Н. Назимов, Б. И. Селиванов, И. П. Суворова и др. Киев: Наукова думка, 1976. -295 с.
  87. , Г. С. Самоконтроль человека / Г. С. Никифоров. Л.: Наука, 1989. — 87 с.
  88. , С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система Текст. / С. Р. Пантелеев. М.: Изд-во МГУ, 1991 — 108 с.
  89. , Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. .Парыгин. М.: Мысль, 1971. — 123 с.
  90. , А. В. Личность в психологии с позиции системного подхода / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 32−27.
  91. , А. П. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образа у студентов : автореф. дис.. канд. психол. наук / А. П. Петрулите. Л.: ЛГУ, 1985. — 25 с.
  92. , Б. У. Java сервлеты и JSP: сборник рецептов. Практические решения проблем реального мира / Б. У. Перри. М.: Кудиц-образ, 2005. -768 с.
  93. , К. К. Значение иерархии системных качеств для психологии / К. К. Платонов // Проблемы интегративного исследования индивидуальности. Пермь, 1978. — Вып. 2. — С. 12.
  94. , К. К. Проблемы сознания / К. К. Платонов // Материалы симпозиума. М.: Наука, 1966. — 312 с.
  95. , К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-481 с.
  96. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 273 с.
  97. , Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Академия, 2005. — 320 с.
  98. Психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Феникс, 1990. — 241 с.
  99. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 238 с.
  100. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК — М.: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.
  101. , А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / Л. Ц. Пуни. М.: НИИВО, 1993. — 215 с.
  102. , Е. А. Психологическая готовность молодежи к педагогической деятельности : дис.. канд. психол. наук / Е. А. Пырьев. -СПб., 1993.- 168с.
  103. , А. А. Психодиагностика личности в педагогическомпроцессе / А. А. Реан. СПб.: Питер, 1996. — 386 с.
  104. , А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан. СПб.: Питер, 2000.-432 с.
  105. , А. А. Психология изучения личности / А. А. Реан. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999. — 288 с.
  106. , И. И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблемы индивидуализации и ее соц.-филос. смысл / И. И. Резвицкий. М.: Политиздат, 1984. — 141 с. — (Актуальные проблемы ист. материализма).
  107. , В. С. Стресс и поисковая активность / В. С. Ротенберг, В. В. Аршавский // Вопросы психологии. 1977. -№ 4. — С. 117−127.
  108. , С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — С. 366−370.
  109. , С. Л. Основы общей психологии : в 9 т. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  110. , С. Л. Принципы и пути развития психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 354 с.
  111. , С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн // Методологические и теоретические проблеме психологии. М.: Наука, 1969. -С. 76.
  112. , С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1957.-256 с.
  113. , Ю. А. Психология студенческого возраста и становление специалиста / Ю. А. Самарин // Вестник высшей школы. 1969. -№ 8.-С. 16−21.
  114. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  115. , В. Ф. Психология самоопределения личности / В. Ф. Сафин. Свердловск: Свердловский ГПИ, 1986. — 141 с.
  116. , А. П. Профессиональная направленность личности / А. П. Сейшев. Алма-Ата: Наука, КазССР, 1990. — 333 с.
  117. , В. Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях / В. Е. Семенов. JI.: Изд-во ЛГУ, 1983. -89 с.
  118. , В. А. Реформа школы и готовность учителя к профессиональной деятельности / В. А. Сластенин, М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 6. — С. 43−45.
  119. , В. А. Педагогика / В. А. Сластенин и др.- М.: Просвещение, 1998. Разд. 1, гл. 2. — С. 35−36, 56−59.
  120. , В. А. Социальный работник: Личность и профессия / В. А. Сластенин // Социальная работа. 1992. — № 6. — С. 14−15.
  121. , В. А. Учитель и время / В. А. Сластенин // Советская педагогика. 1990. — № 9. — С. 15−23.
  122. , В. А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. -160 с.
  123. , А. А. О психологической готовности к труду / А. А. Смирнов//Вопросы психологии. 1961. -№ 1. — С. 31−36.
  124. , Е. Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием / Е. Э. Смирнова — Ленингр. гос. ун-т им А. А. Жданова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 136 с.
  125. , В. А. Опыт исследования мотивов выбора педагогической профессии и их трансформация в процессе профессиональной подготовки учителя / В. А. Сонин // Психология труда и личности учителя. Л.: ЛГУ, 1972.- 150 с.
  126. , В. А. Словарь персоналий психологии от, А до Я / В. А. Сонин. М.: Флинта, 1997. — 589 с.
  127. , А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  128. , В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1983.-56 с.
  129. , Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1969. — 133 с.
  130. , Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, J1. Б. Хихловский — под ред. Н. Ф. Талызиной. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. — 176 с.
  131. , А. И. Отчет о проведении комплексного социально-психологического исследования по оптимизации деятельности Ростовского городского центра по оказанию помощи одиноким и престарелым /А.И. Тащева. Ростов н/Д., 1994. — 89 с.
  132. , Б. М. О культуре научного исследования / Б. М. Теплов, О. Зайнц // Избранные труды. М.: Наука, 1985. — Т. 2. — С. 125−136.
  133. , В. П. Теории атрибуции в зарубежной социальной психологии / В. П. Трусов // Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981.-С. 139−157.
  134. , Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе // Психологические исследования. М.: Мысль, 1966. — 256 с.
  135. , Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1961. — 263 с.
  136. , А. А. Доминанта / А. А. Ухтомский. СПб.: Питер, 2002.-340 с.
  137. , Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. М.: Международная педагогическая академия, 1995. -256 с.
  138. , П. Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии / П. Р. Чамата // Психологическая наука в СССР. М.: Академия наук СССР, I960.-4.2.-С. 91−109.
  139. , П. Р. Психологическая готовность детей к труду и основные пути её формирования / П. Р. Чамата // Советская педагогика. -1960.-№ 4.-С. 23−31.
  140. , О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте
  141. О. А. Черникова. М.: Физкультура и спорт 1980. — 104 с.
  142. , И. Н. Проблемы самосознания в психологии / И. Н. Чеснокова- отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1977. — 256 с.
  143. , И. Н. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности / И. Н. Чеснокова // Проблема психологии личности.-М.: Наука, 1982.-С. 121−126.
  144. , В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1994.-320 с.
  145. , В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 217 с.
  146. В.Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 320 с.
  147. , Т. Д. О личной характеристике социального работника / Т. Д. Шевеленкова // Социальная работа. М., 1992. — Вып. 5. -С. 52−53.
  148. Школа и труд / под ред. П. Р. Атутова и В. А. Кальней. М.: Педагогика, 1987. — 179 с.
  149. , А. Г. Практикум по психодиагностике: Дифференциальная психометрика Текст. / А. Г. Шмелев. М.: Наука, 1984. -89 с.
  150. , Е. В. Социально-психологическое понимание личности / Е. В. Шорохова // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С. 56−62.
  151. , Е. А. Подготовка кадров государственной службы: методические и дидактические основы повышения эффективности / Е. А. Яблокова. 2-е изд. — М.: Флинта, МПСИ, 2005. — 250 с.
  152. , В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности /В. А. Ядов// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С. 89−106.
  153. , В. А. Саморегуляция и прогнозирование социальногоповедения личности / В. А. Ядов. JI.: Наука, 1979. — 264 с.
  154. , В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов — отв. ред. В. Н. Иванов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 1987. — 245 с.
  155. , В. А. Социологическое тестирование (методология, программа, методы) / В. А. Ядов. М.: Наука, 1972. — С. 112−120.
  156. , Т. П. Психологический анализ профессионального становления мастерства ПТУ : дис. .канд. пед. наук / Т. JI. Ядрышникова. М., 1987. — 23 с.
  157. , М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. Кемерово, 2000. — 306 с.
  158. Allport, W. G. Pattern and gropwth in personality Text. / W. G. Allport.-N.-Y., 1961.-С. X.
Заполнить форму текущей работой