Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников
Диссертация
Однако классические исследования игры проводились в 50−60-х годах прошлого века, когда общественные отношения и общество в целом во многом были другими. С тех пор произошли значительные изменения в жизни взрослых людей и в отношениях между ними, а также в условиях жизни детей. Актуально исследование тех преобразований, которые претерпевает детство в связи с культурно-историческими изменениями… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема игры в детской психологии
- 1. 1. Теории игры в зарубежной психологии
- 1. 2. Представления о природе ролевой игры в отечественной психологии
- 1. 3. Значения игры для психического развития
- 1. 4. Проблема сюжетно-ролевой игры в современных исследованиях
- 1. 5. Постановка проблемы и задачи исследования
- Глава II. Особенности игровой деятельности современных дошкольников
- 2. 1. Структура и содержание сюжетно-ролевой игры
- 2. 2. 0. писание сюжетов игр современных дошкольников
- 2. 3. Исследование содержания детских игр
- 2. 4. Обсуждение результатов
- 2. 1. Структура и содержание сюжетно-ролевой игры
- Глава III. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование произвольности
- 3. 1. Задачи экспериментального исследования
- 3. 2. Методика исследования
- 3. 3. Сравнительный анализ показателей произвольного поведения дошкольников середины XX и начала XXI
- 3. 4. Сравнительный анализ произвольного поведения дошкольников вне игры и в игре в двух частях эксперимента с усилением мотивации и без нее
- 3. 5. Связь между уровнем развития игры и произвольностью
- 3. 6. Обсуждение результатов
- Глава IV. Изучение психолого-педагогических условий игровой деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении 4.1 .Отношение взрослых к игровой деятельности дошкольников
- 4. 1. 1. Функции взрослого в игровой деятельности детей
- 4. 1. 2. Отношение родителей к игровой деятельности детей
- 4. 1. 3. Отношение дошкольных педагогов к игровой деятельности детей
- 4. 2. Анализ игровой среды в современном дошкольном образовательном учреждении
- 4. 2. 1. Значение игровой среды для игровой деятельности детей
- 4. 2. 2. Организация игровой среды
- 4. 2. 3. Тематика и характер игрового материала современного ДОУ
- 4. 3. Место игры в режиме дня в современном дошкольном образовательном учреждении
- 4. 4. Обсуждение результатов
Список литературы
- Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. М., 1999.
- Абраменкова В.В. В мире детских игр // Воспитание школьников. 2000.№ 7. с.16−19.
- Аксарина Н.М. Особенности развития и организации игры и других форм деятельности детей 3-го года жизни в яслях и домах ребенка. М., 1948.
- Антонова Т. В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 1983.
- Антонова Т. В. Анализ возрастной динамики общения детей в игре//Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М, 1983. С. 84—93.
- Аркин Е. А. Дошкольный возраст. М., 1948. 262 с.
- Артемова Л. В.Педагогические условия развития сюжетно-ролевых игр// Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М, 1978. С. 74.
- Артемова Л. В. Содержание игры как средство формирования общественной направленности детей дошкольного возраста//Психо-логические и педагогические проблемы руководства игрой дошкольника. М., 1979. С. 47—55.
- Баряева Л.Б., Зарин А. П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. С-Пб., 2001 г.
- Басов М. Я. Общие основы педологии. Изд. 2-е. М.-Л., 1931.
- Белоус В.П. Психологические особенности формирования предметных и вербальных интеллектуальных операций у дошкольников. Автореф. Дис.канд.психол.наук. М., 1978.
- Блонский П.П. Педология. М., 1934.
- Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры// Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. с. 254−269
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребен-ка//Изучение мотивации поведения детей и подростков. М, 1972. С. 7—44.
- Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР, 1951. Вып.36.
- Бугрименко Е.А. К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. М., 1978. № 1.С.32−37. № 2. С.69−75.
- Бугрименко Е.А. Психологические условия организации контроля и самоконтроля у дошкольников // Дис. канд. психол. наук. М., 1981.
- Бюлер К. Духовное развитие ребенка: Пер. с нем. М. 1924. 556 с.
- Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка: Пер. с нем. М., 1930.
- Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М, 1978. С. 32—36.
- Венгер А. Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
- Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии 1988. № 3 с.20−29.
- Винникотт Д. Игра и реальность. М., 2002.
- Выгодская Г. Л. Руководство сюжетно-ролевыми играми глухих дошкольников. М, 1964.
- Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62—76.
- Выготский Л. С. Развитие игры в детском возрасте//Вопросы психологии. 1966. № 6.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. с. 97.
- Выготский Л. С. Мышление и речь//Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М, 1962. С. 5—361.
- Газман О. С. Роль игры в формировании личности школьника//Советская педагогика. 1982. № 9.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. М., 1996.
- Гаспарова Е. М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошольного возраста// Вопросы психологии. 1984. № 6
- Гаспарова Е. М. Режиссерские игры дошкольника // Игра дошкольника. М., 1989.
- Ге Юй Тун Воспитание дошкольника средствами игры.: Автореф.канд. психол.наук. М., 1997.
- Горятина В.В. Сюжетно-ролевая игра как условие формирования систематических общих знаний учащихся начальных классов.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
- Гостюхина О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование справедливых отношений дошкольников.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984.
- Гросс К. Душевная жизнь ребенка: Пер. с нем. Киев, 1916.
- Гударёва О.В. Игра и психическое развитие современных 5-летних детей//Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2003, № 3. С.50−57
- Гударёва О.В. Игра современных дошкольников//Журнал прикладная психология. 2003, № 2. С.51−56
- Гударёва О.В. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников//Психология и культура. Материалы Третьего съезда РПО, СПб, выпуск 1, 2003.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.
- Давыдов В.В. Проблемы возрастной и педагогической психологии//Вопросы психологии. 1976. № 4. С. 3—15.
- Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. М., 1996.
- Доронова Т.Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте. М., 2002.
- Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников// Вопросы психологии. 1966. № 1
- Игрушки и пособия для детского сада: оборудование педагогического процесса/ Под.ред. В. М. Изгаршевой. М., 1987.
- Жорняк Е.С. Влияние родителей на игру ребенка старшего дошкольного возраста в условиях современной меняющейся социокультурной ситуации// Семейная психология и семейная терапия. 2000. № 2. С.36−61.
- Жуковская Р. И. Руководство творческими играми дошкольников. М., 1953.
- Жуковская Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду. М., АПН РСФСР, 1960. С.60
- Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М., 1963.
- Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975.
- Залогина В. П. Воспитание дружного детского коллектива в творческой игре//Творческие игры в детском саду. М., 1951. С. 24—55.
- Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Дошкольное воспитание. 1948. № 9. С. 34—41.
- Запорожец А. В Изменение моторики ребенка-дошкольника в зависимости от условий и мотивов его деятельности // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14. С. 125−166
- Запорожец А. В. Некоторые психологические моменты детской игры // Дошкольное воспитание. 1965. № 10. С. 72—79.
- Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка//Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 5—10.
- Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях//Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978. С. 3—7.
- Запорожец А. В. Развитие произвольных движений //Избранные психологические труды В 2 т. Т. 2. М., 1986.
- Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988.
- Иванкова Р.Л. Педагогические условия формирования положительных взаимоотношений детей четвертого года жизни: Канд. дис. пед. наук. М., 1969.
- Иванкова P.JI. Нравственное воспитание дошкольников в игре// Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М, 1983. С. 104—111.
- Иванова Н. Я. О строении сюжетов детских игр // Дошкольное воспитание. 1965. № 5. С. 51—56.
- Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научн. трудов по ред. Запорожца A.B., Марковой Т. А. 1978.
- Игра дошкольника. Под. ред. С. Л. Новоселовой. М., 1969.
- Игра и развитие личности дошкольника. М., 1990.
- Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: 4.1,2. М., 1995.
- Истомина З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте //Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14.
- Кежерадзе Е. Д. О значении символической игры в формировании репрезентации у детей // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 68—77.
- Кириллов И.П. Индивидуально-стилевые особенности самостоятельного развертывания сюжета игры детьми старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. психол.наук. М., 1990
- Колидзей Э.А. Становление субъективности дошкольника в игровой деятельности. Балашов, 1997.
- Колесникова Е.А. Влияние игры на развитие креативности у детей дошкольного возраста // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: 4.1. М., 1995. с.86−87.
- Конникова Т.Е. Творческая игра в воспитательной работе школы//Воспитание самостоятельности активности учащихся. Л., 1966. Т. 297. с. 171−210.
- Кононова И.М., Литвинова С. М. К вопросу онтогенеза общения в игровой деятельности детей // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: 4.1. М., 1995. с.75−76.
- Концепция дошкольного воспитания.//Дошкольное образование в России в документах и материалах. Сб. действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. М., 2001. С. 226.
- Королева Н.В. Роль игры в формировании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста / В сб.: психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. М., 1957.
- Короткова Н. А. Формирование способов совместного построения сюжета игры у детей старшего дошкольного возраста: Канд. дис. психол. наук. М., 1982. С. 126.
- Короткова Н. А. Материалы и оборудование для игровой деятельности / Материалы и оборудование для детского сада // Под ред. Дороновой Т. Н. и Коротковой H.A. М., 2003 г. С. 12−48.
- Котетишвили И.В. К природе репрезентации в процессе символической игры у дошкольников (от 4 до 7 лет) // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 57—67.
- Кошелева А.Д. Условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни// Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста Сб. науч.трудов. 1978. С. 64.
- Кошелева А.Д. Реабилитационные возможности игры при эмоциональных нарушениях у дошкольников // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: 4.1. М., 1995. с.79−80.
- Коффка К. Основы психического развития / Пер. с нем. М.-Л., 1934.
- Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М., 1987. С. 15.
- Кравцова Е.В. Уровень развития общения как показатель психологической готовности к школе// Вопросы психологии. 1984.№ 5 С.53−58.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
- Ланг П., Пюлер С. Детство в опасности // Право на детство -право человека. Издано международным объединением вальдорфских детских садов.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики М., 1972 с. 476
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
- Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры/ Сб. Проблемы развития психики М., 1981.
- Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. I. М., 1983. С. 303—323.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.
- Литвинова С.Н. Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх .: Автореф. .канд. психол.наук. М., 1997
- Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов //Психологическая наука в СССР. Т.1 М., 1959.
- Люблинская А.А. Детская психология / Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., 1971.
- Мануйленко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста//Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14
- Мануйленко З.В. Роль игры в воспитании дошкольника. М., 1951.
- Мануйленко З.В. Руководство играми детей в детском саду. М., 1953.
- Маркова Т. А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста // Формирование коллективных отношений детей старшего дошкольного возраста. М., 1968. С.36−132.
- Медведева И.Я. Дети нашего времени. М., 2000.
- Менджерицкая Д. В. Игра// Дошкольная педагогика, 1946.
- Менджерицкая Д. В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада//Воспитание детей в игре. М, 1979. С. 5—18.
- Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 1982. С. 126, 128.
- Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения М., 1988.
- Михайленко Н. Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в раннем детстве: Канд. дис. пед. наук, JI., 1975.
- Михайленко Н. Я. Особенности регуляции игрового взаимодействия старших дошкольников // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М., 1983. С. 111— 122.
- Михайленко Н. Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте: Дис. д-ра пед. наук. М., 1987.
- Михайленко Н. Я. Управление самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей //Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. М., 1987.
- Михайленко Н. Я., Короткова H.A. Взрослые, дети, игра. // Дошкольное воспитание. 1984. № 8. с.38−40
- Михайленко Н. Я., Короткова H.A. Как играть с ребенком. М., 1990.
- Михайленко Н. Я., Короткова H.A. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. М., 1991.
- Михайленко Н. Я., Короткова H.A. К портрету современного дошкольника//Дошкольное воспитание. 1993. № 1. С.27−36.
- Михайленко Н. Я., Короткова H.A. Игра с правилами в дошкольном возрасте Екатеринбург. 1999.
- Михайленко Н. Я., Короткова H.A. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2000 г. С. 39−40.
- Михайлина М.Ю. Психологическая готовность к школе: умеем играть? умеем учиться?: Саратов., 1998.
- Моложавый С. С. Игра в дошкольном возрасте // Игра и труд в дошкольном возрасте. М., 1929. С. 3—48.
- Мухина B.C. Психология дошкольника. 1975.
- Надежина Р.Г. Игра и взаимоотношения детей //Дошкольное воспитание. 1964. № 4.
- Надежина Р.Г. К вопросу о взаимоотношениях детей // Дошкольное воспитание. 1967. № 12. С. 27—30.
- Надежина Р.Г. Роли в сюжете игры и их значение для развития ребенка//Новые исследования в педагогических науках. М&bdquo- 1969. Вып. XIII. С. 21—25.
- Неверович Я. 3. Овладение предметными действиями в преддошкольном и дошкольном возрасте//Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14.
- Недоспасова В. А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста.: Автореф. .канд. психол.наук. М., 1972.
- Непомнящая Н.И. Исследование процесса замещения предметных действий у дошкольников // Опыт системного исследования психики, ребенка. М., 1975. С. 150—165.
- Непомнящая Н.И. Игра как специфическое условие развития абстрактных уровней психических процессов// Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста Сб. науч.трудов. 1978. с. 37
- Новоселова С. JI. К вопросу о возрастных особенностях развития содержания игры как деятельности // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста Сб. науч.трудов. 1978. с. 41
- Новоселова СЛ., Зворыгина Е. В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте //Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. М., 1979. С. 38—43.
- Новоселова C.JI. Развивающая предметная среда М., 1995 г. С. 22−23
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С.128
- Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под. ред. Т. А. Репиной. М., 1978
- Павленко Г. В. Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998
- Пантина Н. С. Процесс возникновения сюжетной игры и его значение для умственного развития детей раннего возраста//Доклады АПН РСФСР. 1962. № 5. С. 91—94.
- Пантина Н. С. К. характеристике исследования игры как формы детской деятельности // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 78—91.
- Пантина Н. С. Игра и детские взаимоотношения//Дошкольное воспитание. 1967. № 12. С. 21—27.
- Пантина Н. С. Взаимоотношения в игре предмет психологического исследования и педагогического руководства // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М. 1978. С. 105−111.
- Пантина Н.С. Значение сюжетно-ситуативных форм деятельности для развития дошкольника // Вопросы психологии. 1994. № 4.
- Панько Е.А., Ходанович Л. С. Игра как средство формирования позитивной «Я-концепции» дошкольника. // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: 4.1,2. М., 1995.
- Папир О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров со сверстниками в сюжетно-ролевых играх.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1993
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: Пер. с фр. М.- Л., 1932. 412с.
- Петровский В.А., Кларина Л.М.,. Смывина Л. А, Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении М., 1993 г.
- Петрухина С. Р. Рациональные, эмоциональные, волевые характеристики структуры игровой деятельности как факторы психического развития дошкольника.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
- Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект/ Под.ред. H. Н. Поддъякова и Н. Я. Михайленко. М.: Педагогика, 1987. .
- Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М&bdquo- 1966. .
- Развитие общения у дошкольников/Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. 1974. 288 с.
- Риммерт Ван дер Коэй, Генриетта Постумус Мейес Современное состояние теории детской игры //Перспективы № 1. 1987. С.41−61.
- Рзаева Е.И. Развитие игрового пространства в дошкольном возрасте.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997.
- Репина Т. А Отношение между сверстниками в группе детского сада. М., 1978.
- Репина Т.А., Гостюхина О. М. Некоторые характеристики детских играющих групп // Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду. М., 1984.
- Рояк А. А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками у некоторых детей дошкольного возра-ста//Вопросы психологии. 1974. № 4. С. 71—83.
- Рояк А. А. Особенности отношений детей в игре в условиях психологического конфликта // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М. 1978.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М, 1940.
- Рудик П.А. Игры детей и их педагогическое значение. М, 1948.
- Саморукова П. Г. Развитие самостоятельности детей в творческой ролевой игре//Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 164—172.
- Самсонова Е.В. Игровое моделирование как механизм развития взаимоотношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997
- Славина С.Л. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте //Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14.
- Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М., Педагогика. 1990.
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.-Воронеж., 1998.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка М., 2003.
- Смирнова Е.О., O.B. Гударёва Опыт обследования психического развития современных пятилетних детей// Психологическая наука и образование. 2002, № 3. С.24−34
- Смирнова Е.О., Гударёва О. В. Игра и произвольность у современных дошкольников//Вопросы психологии. 2004, № 1. С.91−103
- Смирнова Е.О., Гударёва О. В. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития//Дошкольное воспитание. 2003, № 10. С.63−73 (ч.1)
- Смирнова Е.О., Гударёва О. В. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития//Дошкольное воспитание. 2004, № 3. С. (ч.2)
- Собкин B.C., Марич Е. М. Воспитатель детского сада жизненные ценности и профессиональные ориентиры. М., 2000.
- Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998.
- Спиваковская А. С. Нарушения игровой деятельности М., 1980.
- Стеркина Р. Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1976. 15 с.
- Стрекаловская М.М. Развитие игры дошкольников под влиянием системных знаний о труде взрослых.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.,• 1995.
- Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. 1981.№ 2.
- Сыч В. Д. Влияние телевидения на игры дошкольников//Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: 4.1. M., 1995.С.70−72.
- Теплицкая И. Б. Игра и взаимоотношения детей раннего возраста //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. 1978. С. 111 — 116.
- Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.М., 1984. с.175
- Турченко В.И. Педагогические условия и средства развития предпосылок самостоятельной сюжетно-ролевой игры у детей третьего-года жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995 г.
- Уманец Л.И. Формирование самооценки старших дошкольников в игровой деятельности.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984
- Уразаева Г. И. Социально-психологические исследования развития ролевого поведения старшего дошкольника.: Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 1995 г.
- Усова А. П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими// Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, Л., 1947. Т.56. С.35−36
- Усова А. П. Руководство творческими играми детей//Игры детей. M1948.
- Усова А. П. Игра и организация жизни детей. М. 1962.
- Усова А. П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре//Психология и педагогика игры дошкольника. М, 1966. С. 38—48.
- Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М&bdquo- 1976. 96 с.
- Ушакова Н.В. Побуждения ребенка к игре // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: 4.1. М., 1995. с.62−64.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений М.- Д., 1950 Т.8.
- Фрадкина Ф. И. Психология игры в раннем детстве. Генетические корни ролевой игры /Канд.дис. JL, 1946
- Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры в раннем детстве//Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М., 1949. С. 3—45.
- Фрадкина Ф. И. Развитие сюжета в игре ребенка раннего дет-ства//Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 49−56.
- Фребель Ф. Пед. соч.: В 2 т. T. II. Детский сад. М., 1913. 581 с.
- Фрейд. 3. По ту сторону принципа удовольствия /Пер. с нем. М., 1925.
- Фрейд. 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991
- Хартман X. Эгопсихология и проблема адаптации. М., 2002.
- Чернобровкина C.B. Саморегуляция поведения у дошкольников и ее формирование в сюжетно-ролевой игре.: Автореф. дис. канд. психол. наук. Иркутск, 2001.
- Шаехова Р.К. Педагогические условия и критерии развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
- Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста: Пер. с нем. Пг., 1922. С. 167,309.
- Щедровицкий Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 92—132.
- Щедровицкий Г. П., Надежина Р. Г, О двух типах отношений руководства в групповой деятельности детей//Вопросы психологии. 1973. № 5. С. 74—84.
- Щелованов H. М., Аксарина H. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1935.
- Щербаков C.B. Психолого-педагогические основы ролевой игры1. С.93
- Эльконин. Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития// Вопросы психологии. 1992. № 3−4.
- Эльконин. Д. Б. Детская психология. М., 1960. 328 с.
- Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 11—37.
- Эльконин Д. Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. 1976. № 5. С.41−46.
- Эльконин Д. Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте//Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 19 786. С. 7—21.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. С. 131, 304.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999 с. 29,34,217
- Эльконинова Л. И О предметности детской игры //Вестн. МГУ. Сер. 14 Психология. 2000. № 2. с.50−65.
- Эльконинова Л. И О единице сюжетно-ролевой игры// Вопросы психологии. 2004.№ 1 С.68−79.
- Эльконинова Л.И., Антонова М. В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста //Психологическая наука и образование 2002. № 4 С.38−52
- Эриксон Э. Детство и общество. (Сокр.пер.с англ. Бельчугова С. Ю. М., 1992.
- Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии/Под ред. И. С. Кона. М., 1983.
- В.И. Яшина Развитие речи детей в сюжетно-ролевой игре // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: 4.1. М., 1995. с.37−38
- Axline V. М. Play Therapy. New York: Ballantine Books. 1947.
- Bruner J., Jolly A.,'Sylva K. (eds.). Play, its Role in Development and Evolution. N. Y., 1976.716 р.
- Bronfenbrenner U. Toward an experimental ecology of human development //American Psychologist. 1997. V.32.
- Brown D. Т., Prout H. T. Counseling and Psychotherapy with Children and Adolescents: Theory and Practice for School and Clinic Settings. Brandon, VT- Clinical Psychology Publishing Co. 1989.
- Caldeira J., Singer J.L., Singer D. G. Imaginary Playmates: Some Relationships to Preschooler’s Spontaneous Play, Language and Television Viewing. Washington D. C., 1978.
- Curry N., Arnaud S. Cognitive Implications in Children’s Spontaneous Role Play.//Theory into Practice, 1974, No. 13, pp. 273−277.
- Erikson E. H. Studies in the interpretation of play. I: Clinical observations of play discription in young children.//Genetic Psychology Monographs", 1940, vol. 22, pp. 557—671.
- Fein G. Pretend Play in Childhood//Child Development. 1981.V.52. P.1095−1118.
- Freud A., Dann S. An Experiment in Group Upbringing.//The Psychoanalytic Study of the Child, 1951, Vol. VI.
- Garvey С Play. Cambridge, 1977. 133 p.
- Cuddemi M., Jambor Т., Moore R. Advocacy for Child’s Right to Plau // Plau from Birth to Twelve and Beyond. Contexts, Perspectives, Meanings. Ed. Doris Pronin Fromberg. Doris Bergen. N. Y.& London, 1998
- Golomb C., and Cornelius C. B. Symbolic Play and its Cognitive Significance/ZDevelopmental Psychology, 1977, Vol. 13, pp. 246−252.
- Gould R. Child Studies Through Fantasy. New York, 1972.
- Hartley R. E., Frank L. K., Goldenson R. M. Understanding Children’s Play. New York, 1952.
- Hayworth M. R. Child Psychotherapy: Practice and Theory. New York: Basic Books. 1964.
- Hetherington E. M., Cox M-, Cox R. Play and Social Interaction in Children Following Divorce.//Journal of Social Issues, 1979, Vol. 35, pp. 26—49.
- Hellendoorn, van der Kooij, & Sutton-Smith B. Play and Intervention N.Y., 1994.
- Howes C. The Collaborative construction of pretend: Social pretendplay Functions. N.Y., 1994.
- Iannotti R. J. Effects of Role-Taking Experiences on Role Taking, Empathy, Altruism and Aggression.//Developmental Psychology, 1978, Vol. 14, pp. 119−124.
- Jennings K. D. People Versus Object Orientation, Social Behaviour and Intellectual Abilities in Preschool Children/ZDevelopmental Psychology, 1975, Vol. 11, pp. 151 -159.
- Kooij R. Van der Le jeu. Methodes d’observation. Stimulation du jeu.- 'Handicaps et inadaptations". Le cahiers du CTNERHI, 1983. No 24.
- Kooij R. Van der Multidimensionle Untersuchungen des Spielverhaltens./AV. Einsiedler. Aspekte des Kinderspels. Weinheim, 1985.
- Kratochwill T. R., Morris R.J. The Practice of Child Therapy. New York: Pergamon. 1991.
- Landreth G. L. Play Therapy: The Art of the Relationship. Muncie, //Accelerated Development, Inc. 1991.
- Lovinger S. L. Sociodramatic Play and Language Development in Preschool Disadvantaged Children.//Psychology sn the schools', 1974, Vol. 11, pp. 313—320.
- Marshall H. R. Relations Between Home Experiences and Children’s Use of Language in Play Interaction with Peers .//Psychological Monographs, 1961, Vol. 75, No. 5. Whole No. 509.
- Marshalland H. R. and Doshi R. Aspects of Experience Revealed Through Doll Play of Preschool Children.//Journal of Psychology, 1965, Vol. 61, pp. 47—57.
- Matas L., Arend R. A., Sroufe A. Continuity of Adaptation in the Second Year: the Relationship Between Quality of Attachment and Later Competence.//Child Development, 1978, Vol. 49, pp. 547—556.
- McCune Nicolich L. Towards Symbolic Functioning: Structure of Early Pretend Games and Potential Parallels with Language.//Child Deveiopment, 1981, No. 52, pp. 785−797.
- MishneJ. M. Clinical Work With Children. New York: The Free Press. 1983.
- Newson J., Newson E. Four Years Old in an Urban Community. London, 1968.
- Paley V. Boys and girls: Superheroes in the doll corner. Chicago, 1994/
- Rardin D. R., Haan C. E. Peer Interaction and Cognitive Development.//Child Development, 1971, Vol. 42, pp. 1685—1699.
- Rosen C. E. The Effects of Sociodramatic Play on Problem-Solving Behavior Among Culturally Disadvantaged Preschool Children.//Child Development, 1974, Vol. 45, pp. 920—927.
- Rubin K. H., Maioni T., Hornung M, Free Play Behaviors in Middle and Power-Class Preschoolers//Child Development. 1976. V. 47. P. 414—419.
- Rubin K. H., Fein G. G. & Vandenberg B. Play. N. Y., 1983.
- Saltz E., Johnson J. Training for Thematic-Fantasy Play in Culturally Disadvantaged Children: Preliminary Results.//Journal of Educational Psychology, 1974, Vol. 66, pp. 623−630.
- Saltz E., Dixon D. and Johnson J. Training Disadvantaged Preschoolers on Various Fantasy Activities: Effects on Cognitive Functioning and Impulse Control.// Child Development, 1977, Vol. 48, pp. 367−380.
- Schaefer C. E., Cangelosi D. M. Play Therapy Techniques. Northvale, NJ: Jason Aronson. 1993
- Schaefer C. E., Gitiin K., Sandgrund A. Play Diagnosis and Assessment. New York: John Wiley & Sons. 1991.
- Schaefer C E., O’Connor K.J. Handbook of Play Therapy. New York: John Wiley & Sons. 1983.
- Schwartzman H. B. Transformations: The Antropology of Children’s Play. N. Y.- London, 1978.
- Shores R. E., Huster P., Strain P. S. Effects of Teacher Presence and Structured Play on Child-Child Interaction Among Handicapped Preschool Children.//Psychology in the Schools, 1976, Vol. 13, pp. 171 -175.
- Singer D. G., Singer J. L. Some Correlates of Imaginative Play in Preschoolers. Toronro, 1978.
- Singer D. G & Singer J. L. The house of make-believe. M. A., 1990
- Silva K, Bruner J., Genova P. The Role of Play in the ProblemSolving of Children 3—5 years old//PIay, its Role in Development and Evolution. N.Y., 1976. P. 244−257.
- Smilansky S. The Effects of Sociodramatic Play on Disadvantage Preschool Children. New York, 1968.
- Smith P. K, Dutton S. Play and Training in Direct and Innovative Problem Solving.//Child Development, 1979, Vol. 50, pp. 830—836
- Smith P. K., Sundall S. Play and Non-Play Tutoring in Preschool Children: Is It Play Tutoring Which Matters? //British Journal of Educational Psychology, 1978, Vol. U pp. 315—325.
- Spivack G., Shure M. B. Social Adjustment o Young Children. San Francisco, 1974.
- Stewart P. Different forms of mother-child relation. Proceedings ICCP-Conference, 1974.
- Strain P. S., Wiegernik R. The Effects fl Sociodramatic Activities on Social Interaction Among Behaviorally Disordered Preschool ChildrenV/Journal of Special Education, 1976. Vol. 10, pp. 71—75.
- Van den Daele L. Preschool Intervention will Social Learning.//Journal of Negro Education, 1970, Vol. 39, pp. 296—304.
- Wood D., Middleton D. A Study of Assisted Problem Solving.//British Journal of Psychology, July, 1975.
- Wylick M. Van. Die Welt des Kindes in seiner Darstellung. Wien, 1936.
- Yawkey T. D. Imaginative Play Inside and. Out: Assisting the Young Child’s Development and Learning through 'let's pretend'. 7th International Congress Association. Ottawa, 1978.
- Протокол обследования сюжетно-ролевой игры Ф.И. ребенка
- Параметры наблюдения Результаты наблюдений1 2 31. Играющие объединения 1. Продолжительность игры 1. Сюжет Тематика 1. Ролевая речь 1. Роль Последовательность
- Содержание Способы задания (чем определяется)
- Развернутость (свернутость)
- Характер игровых Разнообразиедействий Связность (последовательность и устойчивость замысла игры)
- Отношения между воображаемой ситуацией и правилом
- Характер отношений со сверстниками
- Эмоциональная включенность1. Итого