Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако классические исследования игры проводились в 50−60-х годах прошлого века, когда общественные отношения и общество в целом во многом были другими. С тех пор произошли значительные изменения в жизни взрослых людей и в отношениях между ними, а также в условиях жизни детей. Актуально исследование тех преобразований, которые претерпевает детство в связи с культурно-историческими изменениями… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема игры в детской психологии
    • 1. 1. Теории игры в зарубежной психологии
    • 1. 2. Представления о природе ролевой игры в отечественной психологии
    • 1. 3. Значения игры для психического развития
    • 1. 4. Проблема сюжетно-ролевой игры в современных исследованиях
    • 1. 5. Постановка проблемы и задачи исследования
  • Глава II. Особенности игровой деятельности современных дошкольников
    • 2. 1. Структура и содержание сюжетно-ролевой игры
      • 2. 2. 0. писание сюжетов игр современных дошкольников
    • 2. 3. Исследование содержания детских игр
    • 2. 4. Обсуждение результатов
  • Глава III. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование произвольности
    • 3. 1. Задачи экспериментального исследования
    • 3. 2. Методика исследования
    • 3. 3. Сравнительный анализ показателей произвольного поведения дошкольников середины XX и начала XXI
    • 3. 4. Сравнительный анализ произвольного поведения дошкольников вне игры и в игре в двух частях эксперимента с усилением мотивации и без нее
    • 3. 5. Связь между уровнем развития игры и произвольностью
    • 3. 6. Обсуждение результатов
  • Глава IV. Изучение психолого-педагогических условий игровой деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении 4.1 .Отношение взрослых к игровой деятельности дошкольников
    • 4. 1. 1. Функции взрослого в игровой деятельности детей
    • 4. 1. 2. Отношение родителей к игровой деятельности детей
    • 4. 1. 3. Отношение дошкольных педагогов к игровой деятельности детей
    • 4. 2. Анализ игровой среды в современном дошкольном образовательном учреждении
    • 4. 2. 1. Значение игровой среды для игровой деятельности детей
    • 4. 2. 2. Организация игровой среды
    • 4. 2. 3. Тематика и характер игрового материала современного ДОУ
    • 4. 3. Место игры в режиме дня в современном дошкольном образовательном учреждении
    • 4. 4. Обсуждение результатов

Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

определяется необходимостью изучения игровой деятельности современных детей для разработки адекватной стратегии дошкольного образования. Как показывают исследования (JI.C. Выготского,.

1966; Л. И. Божович, 1968; A.B. Запорожца, 1966; А. Н. Леонтьева, 1983; Л.С.

Славиной, 1948; Ф. И. Фрадкиной, 1966; Д. Б. Эльконина, 1978 и др.) именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, побуждающие к деятельности. Как отмечал Л. С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования мотивационной сферы, когда к возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности ребенка происходит в сюжетно-ролевой игре. (Л.С. Выготский, 1966; А. Н. Леонтьев, 1983; Д. Б. Эльконин, 1978).

Однако классические исследования игры проводились в 50−60-х годах прошлого века, когда общественные отношения и общество в целом во многом были другими. С тех пор произошли значительные изменения в жизни взрослых людей и в отношениях между ними, а также в условиях жизни детей. Актуально исследование тех преобразований, которые претерпевает детство в связи с культурно-историческими изменениями в современном обществе. Д. Б. Эльконин в своих научных дневниках писал, что закономерности и периодизация детства существенно меняются в процессе развития общества. С этой точки зрения, данные, полученные на детях 3060гг. не всегда корректно применять по отношению к современным детям. Исследование исторических изменений в развитии психики проливает свет на механизмы психического развития и функционирования — это основа культурно-исторического подхода психологии. (Л.С. Выготский, 1966; А. Р. Лурия, 1959; Д. Б. Эльконин, 1978).

Культурно-исторические изменения в обществе не могли не отразиться на детской игре. Опытные воспитатели детских садов отмечают, что за последние 5−6 лет произошли определённые изменения в играх дошкольников. Однако эти изменения остаются не исследованными и не проанализированными. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, их интересов, ценностей, представлений и пр. Игра, в силу её особой чувствительности к сфере человеческих отношений, отражает положение ребёнка в обществе и специфику самого этого общества.

Наша работа является попыткой интеграции и продолжения исследований, указующих на важность социальных условий развития игры ребенка.

В последнее время наблюдаются тенденции к снижению сроков начального обучения и повышенное внимание к различным видам обучения дошкольников, что неизбежно ведет к вытеснению игровой деятельности. Актуальность настоящего исследования определяется с одной стороны ведущим значением игры для развития дошкольников, а с другойповышенным вниманием к различным видам обучения дошкольников. Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры современных дошкольников и её влияние на их личностное развитие является крайне актуальной задачей.

Таким образом, в качестве объекта настоящего исследования выступает сюжетно-ролевая игра.

Предметом исследования явились психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников и её влияние на становление произвольного поведения.

Методологической основой работы стало положение Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника, имеющей непосредственное отношение к формированию внутренней жизни ребёнка и его мотивационной сферы. В игре происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрослых и в смыслах их деятельности, их освоение и присвоение.

При анализе игровой деятельности мы использовали следующие положения концепции игровой деятельности Д. Б. Эльконина:

• Об игровой роли как единице сюжетно-ролевой игры.

• О различении сюжета и содержания игры.

• О развитии содержания игры в дошкольном возрасте, доказанное в ряде психологических и педагогических исследований (Р.И.Жуковская, 1975; Д. В. Менджерицкая, 1982; Л. С. Славина, 1948; Ф. И. Фрадкина, 1966 и др.).

В соответствии с положениями отечественной психологии становление произвольности рассматривается как магистральная линия развития личности ребёнка и одно из главных новообразований дошкольного возраста (Л.И. Божович, 1968; Л. С. Выготский, 1966; А. Н. Леонтьев, 1975; Д. Б. Эльконин, 1978 и др.). Произвольное поведение определяется как осознанное и опосредованное. Поскольку в игре поведение дошкольников опосредуется образцом действий взрослого, заданным в игровой роли, сюжетно-ролевая игра имеет особое значение для становления самых разных форм произвольности детей. При рассмотрении произвольного поведения дошкольников мы опирались на предложенное Е. О. Смирновой (1998) различение волевых и произвольных действий.

Одним из главных методологических положений отечественной концепции детского развития является утверждение о социальной природе детства вообще и игровой деятельности в частности. Д. Б. Эльконин многократно подчёркивал особую чувствительность игры к сфере человеческих отношений. Игра возникает на основе определённых условий жизни ребёнка в обществе и отражает эти условия.

Данные положения позволяют высказать гипотезу о том, что изменение социо — культурных условий жизни детей влечёт за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня её развития. Уровень развития сюжетно-ролевой игры отражается на особенностях произвольного поведения и мотивационной сферы современных дошкольников.

Цель настоящей работы заключается в изучении психологических особенностей сюжетно-ролевой игры современных дошкольников и их влияния на становление произвольного поведения детей. Конкретные задачи работы заключались в следующем:

1. Выявить специфику сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры современных дошкольников.

2. Изучить особенности произвольного поведения современных дошкольников в игровой и неигровой ситуации и сравнить с показателями детей прошлых поколений.

3. Проследить связь уровня развития сюжетно-ролевой игры и произвольного поведения детей дошкольного возраста.

4. Провести анализ психолого-педагогических условий развития игровой деятельности в современных дошкольных учреждениях.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследования:

— анализ психолого-педагогической литературы по проблеме игры;

— скрытое и включенное наблюдение за игрой детей;

— анкетирование воспитателей ДОУ;

— стандартизированное не включенное наблюдение за взаимодействием педагога с детьми;

— констатирующий эксперимент, направленный на анализ предметно-игровой среды ДОУ;

— адаптированные варианты методики З. В. Мануйленко;

— статистические методы обработки результатов (проверка значимости различий при помощи непараметрического критерия Т.

Вилкоксона).

Исследование проводилось в 45 дошкольных образовательных учреждениях ЦАО г. Москвы, работающих по типовой программе. В работе участвовало 76 воспитателей и 250+126 детей в возрасте от 4 до 7 лет. Экспериментальная работа проводилась в 2001;2004 годах.

Положения, выносимые на защиту:

1. В играх современных дошкольников преобладают бытовые и телевизионные сюжеты. Большинство детей к концу дошкольного возраста остаются на первом уровне развития игры, содержанием которого являются игровые действия.

2. Низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры тормозит полноценное развитие произвольного поведения.

3. Отсутствие развитой формы сюжетно-ролевой игры ведёт к социально-личностному недоразвитию ребёнка.

4. Главной причиной недостаточного развития сюжетно-ролевой игры современных детей является отсутствие практического участия взрослых в игровой деятельности детей.

Научная новизна и теоретическое значение работы заключается в следующем.

В работе развиваются и конкретизируются положения Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника.

Исследованы специфические особенности игровой деятельности современных дошкольников.

Показано влияние уровня развития сюжетно-ролевой игры на развитие произвольности детей дошкольного возраста.

Доказана, что неразвитая сюжетно-ролевая игра не может выполнять функции ведущей деятельности.

Практическое значение работы состоит в том, что в ней:

• Проанализировано состояние ведущей деятельности современных дошкольников и его последствия для развития личности и деятельности детей.

•Разработана схема наблюдения за поведением детей в игровой деятельности и диагностика уровня развития сюжетно-ролевой игры.

• Предложены критерии оценки взаимодействия педагогов с детьми в игре.

• Разработаны и апробированы параметры анализа игровой среды в ДОУ.

• Исследованы условия формирования ролевой игры в современных дошкольных образовательных учреждениях.

Апробацпя: Основные положения работы докладывались на научных и научно-практических конференциях:

— конференции студентов и аспирантов МГППУ (Москва, 2002 г.),.

— 3-м всероссийском съезде практических психологов (Москва, 2003 г.).

— семинаре для практических психологов Москвы (2004 г.).

— Эльконинских чтениях (Москва, 2004 г.).

Результаты работы включены в курс детской психологии для студентов МГППУ.

Заключение

.

Результаты проведенных исследований в целом подтвердили нашу гипотезу: изменение социальной ситуации развития детей, которое интенсивно происходит в последнее время, повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня её развития.

В ходе исследования обнаружилось, что у современных детей профессиональные и общественно политические сюжеты «вытесняются» телевизионными. Это говорит о том, что реальный опыт современных дошкольников ограничивается с одной стороны повседневным бытом, а с другой — сюжетами, связанными с боевиками или виртуальными персонажами, пришедшими с экрана телевизора. Реальная социальная и профессиональная жизнь взрослых становится закрытой для детей. Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений образа взрослости является препятствием для развития профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых.

Анализ содержания игры современных дошкольников показал, что развитой формы игры достигают лишь немногие дети и в основном после 6 лет. Наши результаты, показали, что уровень развития сюжетно-ролевой игры отражается на особенностях мотивационной сферы и произвольного поведения современных дошкольников. Сравнение данных детей двух поколений позволило выявить, что показатели произвольности современных детей оказались на порядок ниже (примерно 4 раза) чем 56 лет назад.

Полученные результаты позволили выделить два пути становления произвольного поведения, которые можно условно обозначить как внешне и внутренне мотивированный. В первом случае ребёнок подчиняется непосредственным требованиям и указания взрослого, которые являются главным стимулом (и мотивом) его послушания и самоограничения. При отсутствии внешнего контроля и побуждения со стороны других людей способность к самоконтролю резко снижается. Мотивация к самостоятельным действиям (т.е.собственная воля ребёнка) оказывается недостаточно развитой. Данный тип поведения не является свободным и осознанным, а потому его нельзя считать действительно произвольным.

Во втором случае действия ребёнка опосредованы образом правильного поведения, и этот внутренний образ не только опосредует, но и побуждает, стимулирует действия ребёнка. Только в этом случае действия ребёнка являются самостоятельными, независимыми от ситуации и свободными, а значит, отвечают критериям истинной произвольности. Наши данные показали, что первый путь характерен для детей с низким уровнем развития игры, а второй — для детей с развитой формой игровой деятельности.

Наши данные свидетельствуют о том, что низкий уровень развития игры у большинства современных дошкольников является следствием отсутствия адекватных психолого-педагогических условий. Недооценка взрослыми (родителями и воспитателями) ведущей роли игры негативно отражается не только на уровне игры, но и на развитии личности современных дошкольников в целом.

Полученные данные позволяют по-новому поставить акценты в организации педагогического процесса в дошкольном возрасте. Стратегия дошкольного воспитания, как в семье, так и в ДОУ, должна быть направлена, прежде всего, на полноценное развитие сюжетно-ролевой игры, поскольку именно в ней зарождаются и первоначально развиваются главные личностные новообразования дошкольного возраста. Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие предполагает не сворачивание игры, а своевременное и максимально полное использование ее возможностей. Это известное теоретическое положение отечественной психологии приобретает в современной ситуации особо острое практическое значение. Представляется, что сегодня данные положения звучат еще более остро и актуально, чем 50 лет назад.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально.

2. У подавляющего большинства современных дошкольников игра не достигает своей развитой формы.

3. Влияние игры на развитие произвольного поведения определяется не возрастом ребенка, а уровнем развития самой сюжетно-ролевой игры.

4. Низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры ведёт к недоразвитию внутренней мотивации ребёнкаего поведение остаётся зависимым от ситуативных факторов, что негативно отражается на развитии одного из главных новообразований дошкольного возраста — произвольности.

5. Психолого-педагогические условия в современных детских образовательных учреждениях не способствуют формированию и развитию игровой деятельности детей и не адекватны её значению для детского развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. М., 1999.
  2. В.В. В мире детских игр // Воспитание школьников. 2000.№ 7. с.16−19.
  3. Н.М. Особенности развития и организации игры и других форм деятельности детей 3-го года жизни в яслях и домах ребенка. М., 1948.
  4. Т. В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 1983.
  5. Т. В. Анализ возрастной динамики общения детей в игре//Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М, 1983. С. 84—93.
  6. Е. А. Дошкольный возраст. М., 1948. 262 с.
  7. Л. В.Педагогические условия развития сюжетно-ролевых игр// Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М, 1978. С. 74.
  8. Л. В. Содержание игры как средство формирования общественной направленности детей дошкольного возраста//Психо-логические и педагогические проблемы руководства игрой дошкольника. М., 1979. С. 47—55.
  9. Л.Б., Зарин А. П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. С-Пб., 2001 г.
  10. М. Я. Общие основы педологии. Изд. 2-е. М.-Л., 1931.
  11. В.П. Психологические особенности формирования предметных и вербальных интеллектуальных операций у дошкольников. Автореф. Дис.канд.психол.наук. М., 1978.
  12. П.П. Педология. М., 1934.
  13. З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры// Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. с. 254−269
  14. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  15. Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребен-ка//Изучение мотивации поведения детей и подростков. М, 1972. С. 7—44.
  16. Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР, 1951. Вып.36.
  17. Е.А. К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. М., 1978. № 1.С.32−37. № 2. С.69−75.
  18. Е.А. Психологические условия организации контроля и самоконтроля у дошкольников // Дис. канд. психол. наук. М., 1981.
  19. К. Духовное развитие ребенка: Пер. с нем. М. 1924. 556 с.
  20. К. Очерк духовного развития ребенка: Пер. с нем. М., 1930.
  21. Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М, 1978. С. 32—36.
  22. А. Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
  23. А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии 1988. № 3 с.20−29.
  24. Д. Игра и реальность. М., 2002.
  25. Г. Л. Руководство сюжетно-ролевыми играми глухих дошкольников. М, 1964.
  26. Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  27. Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62—76.
  28. Л. С. Развитие игры в детском возрасте//Вопросы психологии. 1966. № 6.
  29. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. с. 97.
  30. Л. С. Мышление и речь//Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М, 1962. С. 5—361.
  31. О. С. Роль игры в формировании личности школьника//Советская педагогика. 1982. № 9.
  32. Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. М., 1996.
  33. Е. М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошольного возраста// Вопросы психологии. 1984. № 6
  34. Е. М. Режиссерские игры дошкольника // Игра дошкольника. М., 1989.
  35. Ге Юй Тун Воспитание дошкольника средствами игры.: Автореф.канд. психол.наук. М., 1997.
  36. В.В. Сюжетно-ролевая игра как условие формирования систематических общих знаний учащихся начальных классов.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
  37. О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование справедливых отношений дошкольников.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984.
  38. К. Душевная жизнь ребенка: Пер. с нем. Киев, 1916.
  39. О.В. Игра и психическое развитие современных 5-летних детей//Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2003, № 3. С.50−57
  40. О.В. Игра современных дошкольников//Журнал прикладная психология. 2003, № 2. С.51−56
  41. О.В. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников//Психология и культура. Материалы Третьего съезда РПО, СПб, выпуск 1, 2003.
  42. Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.
  43. В.В. Проблемы возрастной и педагогической психологии//Вопросы психологии. 1976. № 4. С. 3—15.
  44. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. М., 1996.
  45. Т.Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте. М., 2002.
  46. О.М. Пути активизации воображения дошкольников// Вопросы психологии. 1966. № 1
  47. Игрушки и пособия для детского сада: оборудование педагогического процесса/ Под.ред. В. М. Изгаршевой. М., 1987.
  48. Е.С. Влияние родителей на игру ребенка старшего дошкольного возраста в условиях современной меняющейся социокультурной ситуации// Семейная психология и семейная терапия. 2000. № 2. С.36−61.
  49. Р. И. Руководство творческими играми дошкольников. М., 1953.
  50. Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду. М., АПН РСФСР, 1960. С.60
  51. Р. И. Воспитание ребенка в игре. М., 1963.
  52. Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975.
  53. В. П. Воспитание дружного детского коллектива в творческой игре//Творческие игры в детском саду. М., 1951. С. 24—55.
  54. А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Дошкольное воспитание. 1948. № 9. С. 34—41.
  55. А. В Изменение моторики ребенка-дошкольника в зависимости от условий и мотивов его деятельности // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14. С. 125−166
  56. А. В. Некоторые психологические моменты детской игры // Дошкольное воспитание. 1965. № 10. С. 72—79.
  57. А. В. Игра и развитие ребенка//Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 5—10.
  58. А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях//Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978. С. 3—7.
  59. А. В. Развитие произвольных движений //Избранные психологические труды В 2 т. Т. 2. М., 1986.
  60. Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988.
  61. Р.Л. Педагогические условия формирования положительных взаимоотношений детей четвертого года жизни: Канд. дис. пед. наук. М., 1969.
  62. P.JI. Нравственное воспитание дошкольников в игре// Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М, 1983. С. 104—111.
  63. Н. Я. О строении сюжетов детских игр // Дошкольное воспитание. 1965. № 5. С. 51—56.
  64. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научн. трудов по ред. Запорожца A.B., Марковой Т. А. 1978.
  65. Игра дошкольника. Под. ред. С. Л. Новоселовой. М., 1969.
  66. Игра и развитие личности дошкольника. М., 1990.
  67. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: 4.1,2. М., 1995.
  68. З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте //Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14.
  69. Е. Д. О значении символической игры в формировании репрезентации у детей // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 68—77.
  70. И.П. Индивидуально-стилевые особенности самостоятельного развертывания сюжета игры детьми старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. психол.наук. М., 1990
  71. Э.А. Становление субъективности дошкольника в игровой деятельности. Балашов, 1997.
  72. Е.А. Влияние игры на развитие креативности у детей дошкольного возраста // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: 4.1. М., 1995. с.86−87.
  73. Т.Е. Творческая игра в воспитательной работе школы//Воспитание самостоятельности активности учащихся. Л., 1966. Т. 297. с. 171−210.
  74. И.М., Литвинова С. М. К вопросу онтогенеза общения в игровой деятельности детей // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: 4.1. М., 1995. с.75−76.
  75. Концепция дошкольного воспитания.//Дошкольное образование в России в документах и материалах. Сб. действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. М., 2001. С. 226.
  76. Н.В. Роль игры в формировании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста / В сб.: психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. М., 1957.
  77. Н. А. Формирование способов совместного построения сюжета игры у детей старшего дошкольного возраста: Канд. дис. психол. наук. М., 1982. С. 126.
  78. Н. А. Материалы и оборудование для игровой деятельности / Материалы и оборудование для детского сада // Под ред. Дороновой Т. Н. и Коротковой H.A. М., 2003 г. С. 12−48.
  79. И.В. К природе репрезентации в процессе символической игры у дошкольников (от 4 до 7 лет) // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 57—67.
  80. А.Д. Условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни// Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста Сб. науч.трудов. 1978. С. 64.
  81. А.Д. Реабилитационные возможности игры при эмоциональных нарушениях у дошкольников // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: 4.1. М., 1995. с.79−80.
  82. К. Основы психического развития / Пер. с нем. М.-Л., 1934.
  83. Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М., 1987. С. 15.
  84. Е.В. Уровень развития общения как показатель психологической готовности к школе// Вопросы психологии. 1984.№ 5 С.53−58.
  85. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
  86. П., Пюлер С. Детство в опасности // Право на детство -право человека. Издано международным объединением вальдорфских детских садов.
  87. А. Н. Проблемы развития психики М., 1972 с. 476
  88. А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  89. А. Н. Психологические основы дошкольной игры/ Сб. Проблемы развития психики М., 1981.
  90. А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. I. М., 1983. С. 303—323.
  91. М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.
  92. С.Н. Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх .: Автореф. .канд. психол.наук. М., 1997
  93. А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов //Психологическая наука в СССР. Т.1 М., 1959.
  94. А.А. Детская психология / Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., 1971.
  95. З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста//Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14
  96. З.В. Роль игры в воспитании дошкольника. М., 1951.
  97. З.В. Руководство играми детей в детском саду. М., 1953.
  98. Т. А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста // Формирование коллективных отношений детей старшего дошкольного возраста. М., 1968. С.36−132.
  99. И.Я. Дети нашего времени. М., 2000.
  100. Д. В. Игра// Дошкольная педагогика, 1946.
  101. Д. В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада//Воспитание детей в игре. М, 1979. С. 5—18.
  102. Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 1982. С. 126, 128.
  103. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения М., 1988.
  104. Н. Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в раннем детстве: Канд. дис. пед. наук, JI., 1975.
  105. Н. Я. Особенности регуляции игрового взаимодействия старших дошкольников // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М., 1983. С. 111— 122.
  106. Н. Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте: Дис. д-ра пед. наук. М., 1987.
  107. Н. Я. Управление самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей //Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. М., 1987.
  108. Н. Я., Короткова H.A. Взрослые, дети, игра. // Дошкольное воспитание. 1984. № 8. с.38−40
  109. Н. Я., Короткова H.A. Как играть с ребенком. М., 1990.
  110. Н. Я., Короткова H.A. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. М., 1991.
  111. Н. Я., Короткова H.A. К портрету современного дошкольника//Дошкольное воспитание. 1993. № 1. С.27−36.
  112. Н. Я., Короткова H.A. Игра с правилами в дошкольном возрасте Екатеринбург. 1999.
  113. Н. Я., Короткова H.A. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2000 г. С. 39−40.
  114. М.Ю. Психологическая готовность к школе: умеем играть? умеем учиться?: Саратов., 1998.
  115. С. С. Игра в дошкольном возрасте // Игра и труд в дошкольном возрасте. М., 1929. С. 3—48.
  116. B.C. Психология дошкольника. 1975.
  117. Р.Г. Игра и взаимоотношения детей //Дошкольное воспитание. 1964. № 4.
  118. Р.Г. К вопросу о взаимоотношениях детей // Дошкольное воспитание. 1967. № 12. С. 27—30.
  119. Р.Г. Роли в сюжете игры и их значение для развития ребенка//Новые исследования в педагогических науках. М&bdquo- 1969. Вып. XIII. С. 21—25.
  120. Я. 3. Овладение предметными действиями в преддошкольном и дошкольном возрасте//Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14.
  121. В. А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста.: Автореф. .канд. психол.наук. М., 1972.
  122. Н.И. Исследование процесса замещения предметных действий у дошкольников // Опыт системного исследования психики, ребенка. М., 1975. С. 150—165.
  123. Н.И. Игра как специфическое условие развития абстрактных уровней психических процессов// Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста Сб. науч.трудов. 1978. с. 37
  124. С. JI. К вопросу о возрастных особенностях развития содержания игры как деятельности // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста Сб. науч.трудов. 1978. с. 41
  125. СЛ., Зворыгина Е. В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте //Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. М., 1979. С. 38—43.
  126. C.JI. Развивающая предметная среда М., 1995 г. С. 22−23
  127. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С.128
  128. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под. ред. Т. А. Репиной. М., 1978
  129. Г. В. Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998
  130. Н. С. Процесс возникновения сюжетной игры и его значение для умственного развития детей раннего возраста//Доклады АПН РСФСР. 1962. № 5. С. 91—94.
  131. Н. С. К. характеристике исследования игры как формы детской деятельности // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 78—91.
  132. Н. С. Игра и детские взаимоотношения//Дошкольное воспитание. 1967. № 12. С. 21—27.
  133. Н. С. Взаимоотношения в игре предмет психологического исследования и педагогического руководства // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М. 1978. С. 105−111.
  134. Н.С. Значение сюжетно-ситуативных форм деятельности для развития дошкольника // Вопросы психологии. 1994. № 4.
  135. Е.А., Ходанович Л. С. Игра как средство формирования позитивной «Я-концепции» дошкольника. // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: 4.1,2. М., 1995.
  136. О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров со сверстниками в сюжетно-ролевых играх.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1993
  137. . Речь и мышление ребенка: Пер. с фр. М.- Л., 1932. 412с.
  138. В.А., Кларина Л.М.,. Смывина Л. А, Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении М., 1993 г.
  139. С. Р. Рациональные, эмоциональные, волевые характеристики структуры игровой деятельности как факторы психического развития дошкольника.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
  140. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект/ Под.ред. H. Н. Поддъякова и Н. Я. Михайленко. М.: Педагогика, 1987. .
  141. Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М&bdquo- 1966. .
  142. Развитие общения у дошкольников/Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. 1974. 288 с.
  143. Риммерт Ван дер Коэй, Генриетта Постумус Мейес Современное состояние теории детской игры //Перспективы № 1. 1987. С.41−61.
  144. Е.И. Развитие игрового пространства в дошкольном возрасте.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997.
  145. Репина Т. А Отношение между сверстниками в группе детского сада. М., 1978.
  146. Т.А., Гостюхина О. М. Некоторые характеристики детских играющих групп // Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду. М., 1984.
  147. А. А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками у некоторых детей дошкольного возра-ста//Вопросы психологии. 1974. № 4. С. 71—83.
  148. А. А. Особенности отношений детей в игре в условиях психологического конфликта // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М. 1978.
  149. С. Л. Основы общей психологии. М, 1940.
  150. П.А. Игры детей и их педагогическое значение. М, 1948.
  151. П. Г. Развитие самостоятельности детей в творческой ролевой игре//Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 164—172.
  152. Е.В. Игровое моделирование как механизм развития взаимоотношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997
  153. С.Л. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте //Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14.
  154. Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М., Педагогика. 1990.
  155. Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.-Воронеж., 1998.
  156. Е.О. Психология ребенка М., 2003.
  157. Смирнова Е.О., O.B. Гударёва Опыт обследования психического развития современных пятилетних детей// Психологическая наука и образование. 2002, № 3. С.24−34
  158. Е.О., Гударёва О. В. Игра и произвольность у современных дошкольников//Вопросы психологии. 2004, № 1. С.91−103
  159. Е.О., Гударёва О. В. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития//Дошкольное воспитание. 2003, № 10. С.63−73 (ч.1)
  160. Е.О., Гударёва О. В. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития//Дошкольное воспитание. 2004, № 3. С. (ч.2)
  161. B.C., Марич Е. М. Воспитатель детского сада жизненные ценности и профессиональные ориентиры. М., 2000.
  162. Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998.
  163. А. С. Нарушения игровой деятельности М., 1980.
  164. Р. Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1976. 15 с.
  165. М.М. Развитие игры дошкольников под влиянием системных знаний о труде взрослых.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.,• 1995.
  166. Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. 1981.№ 2.
  167. Сыч В. Д. Влияние телевидения на игры дошкольников//Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: 4.1. M., 1995.С.70−72.
  168. И. Б. Игра и взаимоотношения детей раннего возраста //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. 1978. С. 111 — 116.
  169. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.М., 1984. с.175
  170. В.И. Педагогические условия и средства развития предпосылок самостоятельной сюжетно-ролевой игры у детей третьего-года жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995 г.
  171. Л.И. Формирование самооценки старших дошкольников в игровой деятельности.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984
  172. Г. И. Социально-психологические исследования развития ролевого поведения старшего дошкольника.: Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 1995 г.
  173. А. П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими// Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, Л., 1947. Т.56. С.35−36
  174. А. П. Руководство творческими играми детей//Игры детей. M1948.
  175. А. П. Игра и организация жизни детей. М. 1962.
  176. А. П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре//Психология и педагогика игры дошкольника. М, 1966. С. 38—48.
  177. А. П. Роль игры в воспитании детей. М&bdquo- 1976. 96 с.
  178. Н.В. Побуждения ребенка к игре // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: 4.1. М., 1995. с.62−64.
  179. К.Д. Собрание сочинений М.- Д., 1950 Т.8.
  180. Ф. И. Психология игры в раннем детстве. Генетические корни ролевой игры /Канд.дис. JL, 1946
  181. Ф. И. Этапы развития игры в раннем детстве//Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М., 1949. С. 3—45.
  182. Ф. И. Развитие сюжета в игре ребенка раннего дет-ства//Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 49−56.
  183. Ф. Пед. соч.: В 2 т. T. II. Детский сад. М., 1913. 581 с.
  184. Фрейд. 3. По ту сторону принципа удовольствия /Пер. с нем. М., 1925.
  185. Фрейд. 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991
  186. X. Эгопсихология и проблема адаптации. М., 2002.
  187. C.B. Саморегуляция поведения у дошкольников и ее формирование в сюжетно-ролевой игре.: Автореф. дис. канд. психол. наук. Иркутск, 2001.
  188. Р.К. Педагогические условия и критерии развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
  189. В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста: Пер. с нем. Пг., 1922. С. 167,309.
  190. Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 92—132.
  191. Г. П., Надежина Р. Г, О двух типах отношений руководства в групповой деятельности детей//Вопросы психологии. 1973. № 5. С. 74—84.
  192. H. М., Аксарина H. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1935.
  193. C.B. Психолого-педагогические основы ролевой игры1. С.93
  194. . Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития// Вопросы психологии. 1992. № 3−4.
  195. . Д. Б. Детская психология. М., 1960. 328 с.
  196. Д. Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 11—37.
  197. Д. Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. 1976. № 5. С.41−46.
  198. Д. Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте//Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 19 786. С. 7—21.
  199. Д. Б. Психология игры. М., 1978. С. 131, 304.
  200. Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989
  201. Д. Б. Психология игры. М., 1999 с. 29,34,217
  202. Эльконинова Л. И О предметности детской игры //Вестн. МГУ. Сер. 14 Психология. 2000. № 2. с.50−65.
  203. Эльконинова Л. И О единице сюжетно-ролевой игры// Вопросы психологии. 2004.№ 1 С.68−79.
  204. Л.И., Антонова М. В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста //Психологическая наука и образование 2002. № 4 С.38−52
  205. Э. Детство и общество. (Сокр.пер.с англ. Бельчугова С. Ю. М., 1992.
  206. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии/Под ред. И. С. Кона. М., 1983.
  207. В.И. Яшина Развитие речи детей в сюжетно-ролевой игре // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: 4.1. М., 1995. с.37−38
  208. V. М. Play Therapy. New York: Ballantine Books. 1947.
  209. Bruner J., Jolly A.,'Sylva K. (eds.). Play, its Role in Development and Evolution. N. Y., 1976.716 р.
  210. Bronfenbrenner U. Toward an experimental ecology of human development //American Psychologist. 1997. V.32.
  211. D. Т., Prout H. T. Counseling and Psychotherapy with Children and Adolescents: Theory and Practice for School and Clinic Settings. Brandon, VT- Clinical Psychology Publishing Co. 1989.
  212. Caldeira J., Singer J.L., Singer D. G. Imaginary Playmates: Some Relationships to Preschooler’s Spontaneous Play, Language and Television Viewing. Washington D. C., 1978.
  213. Curry N., Arnaud S. Cognitive Implications in Children’s Spontaneous Role Play.//Theory into Practice, 1974, No. 13, pp. 273−277.
  214. Erikson E. H. Studies in the interpretation of play. I: Clinical observations of play discription in young children.//Genetic Psychology Monographs", 1940, vol. 22, pp. 557—671.
  215. Fein G. Pretend Play in Childhood//Child Development. 1981.V.52. P.1095−1118.
  216. Freud A., Dann S. An Experiment in Group Upbringing.//The Psychoanalytic Study of the Child, 1951, Vol. VI.
  217. Garvey С Play. Cambridge, 1977. 133 p.
  218. Cuddemi M., Jambor Т., Moore R. Advocacy for Child’s Right to Plau // Plau from Birth to Twelve and Beyond. Contexts, Perspectives, Meanings. Ed. Doris Pronin Fromberg. Doris Bergen. N. Y.& London, 1998
  219. Golomb C., and Cornelius C. B. Symbolic Play and its Cognitive Significance/ZDevelopmental Psychology, 1977, Vol. 13, pp. 246−252.
  220. Gould R. Child Studies Through Fantasy. New York, 1972.
  221. Hartley R. E., Frank L. K., Goldenson R. M. Understanding Children’s Play. New York, 1952.
  222. Hayworth M. R. Child Psychotherapy: Practice and Theory. New York: Basic Books. 1964.
  223. Hetherington E. M., Cox M-, Cox R. Play and Social Interaction in Children Following Divorce.//Journal of Social Issues, 1979, Vol. 35, pp. 26—49.
  224. Hellendoorn, van der Kooij, & Sutton-Smith B. Play and Intervention N.Y., 1994.
  225. Howes C. The Collaborative construction of pretend: Social pretendplay Functions. N.Y., 1994.
  226. Iannotti R. J. Effects of Role-Taking Experiences on Role Taking, Empathy, Altruism and Aggression.//Developmental Psychology, 1978, Vol. 14, pp. 119−124.
  227. Jennings K. D. People Versus Object Orientation, Social Behaviour and Intellectual Abilities in Preschool Children/ZDevelopmental Psychology, 1975, Vol. 11, pp. 151 -159.
  228. Kooij R. Van der Le jeu. Methodes d’observation. Stimulation du jeu.- 'Handicaps et inadaptations". Le cahiers du CTNERHI, 1983. No 24.
  229. Kooij R. Van der Multidimensionle Untersuchungen des Spielverhaltens./AV. Einsiedler. Aspekte des Kinderspels. Weinheim, 1985.
  230. Kratochwill T. R., Morris R.J. The Practice of Child Therapy. New York: Pergamon. 1991.
  231. Landreth G. L. Play Therapy: The Art of the Relationship. Muncie, //Accelerated Development, Inc. 1991.
  232. Lovinger S. L. Sociodramatic Play and Language Development in Preschool Disadvantaged Children.//Psychology sn the schools', 1974, Vol. 11, pp. 313—320.
  233. Marshall H. R. Relations Between Home Experiences and Children’s Use of Language in Play Interaction with Peers .//Psychological Monographs, 1961, Vol. 75, No. 5. Whole No. 509.
  234. Marshalland H. R. and Doshi R. Aspects of Experience Revealed Through Doll Play of Preschool Children.//Journal of Psychology, 1965, Vol. 61, pp. 47—57.
  235. Matas L., Arend R. A., Sroufe A. Continuity of Adaptation in the Second Year: the Relationship Between Quality of Attachment and Later Competence.//Child Development, 1978, Vol. 49, pp. 547—556.
  236. McCune Nicolich L. Towards Symbolic Functioning: Structure of Early Pretend Games and Potential Parallels with Language.//Child Deveiopment, 1981, No. 52, pp. 785−797.
  237. MishneJ. M. Clinical Work With Children. New York: The Free Press. 1983.
  238. Newson J., Newson E. Four Years Old in an Urban Community. London, 1968.
  239. Paley V. Boys and girls: Superheroes in the doll corner. Chicago, 1994/
  240. Rardin D. R., Haan C. E. Peer Interaction and Cognitive Development.//Child Development, 1971, Vol. 42, pp. 1685—1699.
  241. Rosen C. E. The Effects of Sociodramatic Play on Problem-Solving Behavior Among Culturally Disadvantaged Preschool Children.//Child Development, 1974, Vol. 45, pp. 920—927.
  242. Rubin K. H., Maioni T., Hornung M, Free Play Behaviors in Middle and Power-Class Preschoolers//Child Development. 1976. V. 47. P. 414—419.
  243. K. H., Fein G. G. & Vandenberg B. Play. N. Y., 1983.
  244. Saltz E., Johnson J. Training for Thematic-Fantasy Play in Culturally Disadvantaged Children: Preliminary Results.//Journal of Educational Psychology, 1974, Vol. 66, pp. 623−630.
  245. Saltz E., Dixon D. and Johnson J. Training Disadvantaged Preschoolers on Various Fantasy Activities: Effects on Cognitive Functioning and Impulse Control.// Child Development, 1977, Vol. 48, pp. 367−380.
  246. Schaefer C. E., Cangelosi D. M. Play Therapy Techniques. Northvale, NJ: Jason Aronson. 1993
  247. Schaefer C. E., Gitiin K., Sandgrund A. Play Diagnosis and Assessment. New York: John Wiley & Sons. 1991.
  248. Schaefer C E., O’Connor K.J. Handbook of Play Therapy. New York: John Wiley & Sons. 1983.
  249. Schwartzman H. B. Transformations: The Antropology of Children’s Play. N. Y.- London, 1978.
  250. Shores R. E., Huster P., Strain P. S. Effects of Teacher Presence and Structured Play on Child-Child Interaction Among Handicapped Preschool Children.//Psychology in the Schools, 1976, Vol. 13, pp. 171 -175.
  251. Singer D. G., Singer J. L. Some Correlates of Imaginative Play in Preschoolers. Toronro, 1978.
  252. Singer D. G & Singer J. L. The house of make-believe. M. A., 1990
  253. Silva K, Bruner J., Genova P. The Role of Play in the ProblemSolving of Children 3—5 years old//PIay, its Role in Development and Evolution. N.Y., 1976. P. 244−257.
  254. Smilansky S. The Effects of Sociodramatic Play on Disadvantage Preschool Children. New York, 1968.
  255. Smith P. K, Dutton S. Play and Training in Direct and Innovative Problem Solving.//Child Development, 1979, Vol. 50, pp. 830—836
  256. Smith P. K., Sundall S. Play and Non-Play Tutoring in Preschool Children: Is It Play Tutoring Which Matters? //British Journal of Educational Psychology, 1978, Vol. U pp. 315—325.
  257. Spivack G., Shure M. B. Social Adjustment o Young Children. San Francisco, 1974.
  258. Stewart P. Different forms of mother-child relation. Proceedings ICCP-Conference, 1974.
  259. Strain P. S., Wiegernik R. The Effects fl Sociodramatic Activities on Social Interaction Among Behaviorally Disordered Preschool ChildrenV/Journal of Special Education, 1976. Vol. 10, pp. 71—75.
  260. Van den Daele L. Preschool Intervention will Social Learning.//Journal of Negro Education, 1970, Vol. 39, pp. 296—304.
  261. Wood D., Middleton D. A Study of Assisted Problem Solving.//British Journal of Psychology, July, 1975.
  262. Wylick M. Van. Die Welt des Kindes in seiner Darstellung. Wien, 1936.
  263. Yawkey T. D. Imaginative Play Inside and. Out: Assisting the Young Child’s Development and Learning through 'let's pretend'. 7th International Congress Association. Ottawa, 1978.
  264. Протокол обследования сюжетно-ролевой игры Ф.И. ребенка
  265. Параметры наблюдения Результаты наблюдений1 2 31. Играющие объединения 1. Продолжительность игры 1. Сюжет Тематика 1. Ролевая речь 1. Роль Последовательность
  266. Содержание Способы задания (чем определяется)
  267. Развернутость (свернутость)
  268. Характер игровых Разнообразиедействий Связность (последовательность и устойчивость замысла игры)
  269. Отношения между воображаемой ситуацией и правилом
  270. Характер отношений со сверстниками
  271. Эмоциональная включенность1. Итого
Заполнить форму текущей работой