Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Автоматизация эргономических исследований и разработок информационно-управляющих человеко-машинных систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оценка зависимости эргономической эффективности сложных ИУЧМС от решения отдельных проблемных задач проводилась в рамках НИР по теме «Эргономические исследования и разработки в интересах создания морских транспортных средств и средств управления движением» (договор 10−93/012 от 15.04.1993 г. между Эргономической ассоциацией (исполнитель) и Эргоцентром (заказчик)). Там же были внедрены и общие… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень условных обозначений
  • Глава 1. Анализ состояния проблемы автоматизации эргономических исследований и разработок информационно — управляющих человеко — машинных си стем
    • 1. 1. Специфические особенности эргономического обеспечения информационно -управляющих человеко — машинных систем различных классов
    • 1. 2. Автоматизация эргономического обеспечения в России и странах СНГ
    • 1. 3. Автоматизация эргономического обеспечения за рубежом
    • 1. 4. Особенности эргономической информации, необходимой для исследований и разработок информационно — управляющих человеко — машинных систем
    • 1. 5. Формулировка проблемы и задач исследования
  • Выводы
  • Глава 2. Модели и методы анализа информационных потребностей пользователей проблемной области «Эргономика»
    • 2. 1. Формализованная модель предметной области «Эргономика»
    • 2. 2. Формализованная модель пользователя предметной области «Эргономика»
    • 2. 3. Метод оценки информационных потребностей пользователей предметной области «Эргономика», методика их анализа и сравнения
    • 2. 4. Метод анализа и сравнения пользователей по объемам производимой эрго-н о м и ческой инф ормации
    • 2. 5. Оценка потребностей в автоматизации на примере систем интеллектуальной поддержки руководителей различных уровней
    • 2. 6. Методика обоснования состава и структуры АСЭИР и перечня выполняемых функций
  • Результаты и
  • выводы

Глава 3. Вероятностно — ресурсный подход к созданию и развитию информационного обеспечения АСЭИР, использующей предметную область «Эргономика», в условиях неопределенности запросови неполноты эргономической информации.

3.1. Метод определения состава эргономической информации в условиях неопределенности запросов пользователей.

3.2. Реорганизация состава информационного обеспечения.

3.3. Модели пополнения информационного обеспечения на ранних стадиях разработки и создания различных частей АСЭИР.

3.4. Анализ перспективных направлений развития информационного обеспечения.

3.5. Модель зависимости качества фактологической эргономической информации от ресурса.

3.6. Методика распределения ограниченных ресурсов при решении задачи развития И О.

Результаты и

выводы.

Глава 4. Алгоритмизация решения основных задач эргономического проектирования информационно — управляющих человеко — машинных систем

4.1. Способы построения базовых безубыточных алгоритмов деятельности и распределения функций между оператором и техническими средствами.

4.2. Оптимизация численности персонала.

4.3. Определение оптимального уровня квалификации оператора.

Результаты и

выводы

Глава 5. Методы и алгоритмы эргономической оценки информационно — управляющих человеко — машинных систем.

5.1.Метод оценки взаимосвязей эргономических показателей и проблемных задач

5.2. Алгоритмы проведения эргономической экспертизы информационно — управляющих человеко — машинных систем

5.3. Приближенный метод оценки безошибочности и быстродействия выполнения дискретных алгоритмов деятельности.

Результаты и

выводы

Глава 6. Внедрение и практические результаты работы.

6.1. Общий характер внедрения.

6.2. Характеристика апробации и внедрения результатов.

Автоматизация эргономических исследований и разработок информационно-управляющих человеко-машинных систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход России на рыночную экономику обуславливает, в качестве одной из первоочередных задач, необходимость повышения качества и конкурентоспособности всех основных видов промышленной продукции [52, 65, 170]. При этом решающая роль отводится всестороннему учету человеческого фактора, что должно обеспечить повышение эргономичности (эргофункциональности и эрго-комфортности) как отдельных изделий, так и информационных процессов и технологий.

Современные информационно — управляющие человеко — машинные системы (ИУЧМС) (автоматизированные системы управления (АСУ) различных уровней, системы передачи информации, системы автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированные системы научных исследований (АСНИ) и т. д.), несмотря на различия в целевом назначении, имеют общую особенность — взаимодействие человека (оператора или лица, принимающего решение (ЛПР)) или коллектива специалистов с комплексом технических и информационно — программных средств в процессе решения поставленной задачи.

Таким образом эффективность ИУЧМС существенным образом зависит от комплекса факторов, влияние которых должно было быть учтено при разработке и создании данной системы.

Обеспечение всестороннего учета факторов, влияющих на эффективность ИУЧМС в зависимости от ее специфических особенностей, может быть реализовано только на основе автоматизированной системы эргономического обеспечения исследований и проектирования ИУЧМС, базирующейся на использовании структурированной эргономической информации и применении новейших информационных технологий. В особенности это касается как создания общих подходов и методов автоматизации эргономического обеспечения и их реализации на основе всемерного удовлетворения потребностей различных пользователей в эргономической информации (банка эргономических данных) путем рационального построения и эксплуатации информационного обеспечения, так и разработки моделей, методов и алгоритмов решения отдельных (частных) задач эргономического обеспечения (ЭО).

Актуальность проблемы создания теоретических и методологических основ автоматизации эргономического обеспечения, исследуемой в настоящей работе, обусловлена необходимостью научно — обоснованного решения следующих практически важных задач: а) разработка моделей и методов анализа потребностей конечных пользователей в эргономической информации, их классификация и определение необходимого уровня автоматизации ЭО исследований и проектирования ИУЧМС для каждого из пользователейб) разработка подходов и методов определения состава и структуры информационного обеспечения (ИО), являющегося основой для автоматизированного решения задач ЭО, а также его оптимальных изменений (реструктуризации) и развития в процессе эксплуатации АСЭИРв) разработка общих алгоритмов решения задач ЭО при исследовании и проектировании ИУЧМСг) разработка подходов, методов, способов, моделей и алгоритмов для решения комплекса частных задач ЭО.

Центральным вопросом рассматриваемой проблемы является построение оптимального ИО и создание комплекса математических моделей и алгоритмов, которые позволяют оценивать эффективность исследуемых и разрабатываемых ИУЧМС и выбирать наилучшие решения.

Научно — обоснованное решение проблемы создания теоретических и методологических основ автоматизации эргономического обеспечения исследований и разработок высокоэффективных ИУЧМС носит комплексный характер и требует использования методов и результатов исследований, полученных специалистами:

— в области теории надежности технических объектов (работы Б. В. Гнеденко, В. С. Королюка, А. М. Половко, Ю. К. Беляева, И. А. Рябинина, А. Д. Соловьева, А. Ф. Турбина, Г. Н. Черкесова, И. А. Ушакова и др.);

— в области моделирования и оптимизации процессов функционирования ЧМС (работы А. И. Губинского, В. Г. Евграфова, А. Т. Ашерова, А. П. Ротштейна, И. В. Сафонова, Г. В. Дружинина, Е. А. Лаврова и др.).

— в области эргономического и инженерно — психологического обеспечения (работы П. Я. Шлаена, В. М. Мунипова, В. П. Зинченко, Г. М. Зараковского, Г. В.Су-ходольского, Ю. М. Забродина, А. И. Галактионова, В. М. Львова, В. В. Павлова, Ю. Г. Фокина, Г. Л. Смоляна, А. П. Пятибратова, В. В. Малоземова и др.);

— в области использования новых информационных технологий (работы Б. Я. Советова, А. Г. Мамиконова, С. А. Яковлева и др.).

Непосредственная автоматизация решения ряда существующих задач ЭО на практике значительно затруднена следующими обстоятельствами: а) метод (описания, оценки, оптимизации) основывается на математической модели, полученной на основе исследований реальных ЧМС, но при этом не оговорены ни специфика контингента испытуемых, ни его объем и т. д., что указывает на неполную адекватность исходных данных (модели) реальным условиям: б) метод основан на адекватной математической модели, но достаточно сложен для автоматизации, в то время, как точность исходных данных очень низкав) процесс эргономической оценки отдельных и комплексных свойств носит описательный характер и его необходимо достаточно адекватно, четко и однозначно описать для последующей автоматизацииг) для эргономической оценки необходимо использовать комплекс разнородных данных, некоторые из которых могут отсутствоватьд) отсутствует адекватная математическая модель функционирования ИУЧМС и необходимо разработать и довольствоваться приближенной моделью.

Цель работы состоит в повышении эффективности решения задач исследований, разработок и экспертизы ИУЧМС за счет автоматизации эргономического обеспечения.

Объект исследования. В работе рассматриваются ИУЧМС с дискретным характером протекания информационных процессов. Типичными представителями таких систем служат объекты, обеспечивающие связь, т. е. системы, в которых человек выполняет не только различные операторские действия, но и комплекс функций по принятию решений и т. п.

Предметом исследования служат основные вопросы автоматизации решения задач эргономического обеспечения исследований и разработок ИУЧМС:

— анализ потребностей пользователей в эргономической информации;

— обоснование состава и структуры ИО, исследование специфических особенностей его эксплуатации и развития;

— модели, методы и алгоритмы решения отдельных задач ЭО.

Методы исследования. В работе предложены методы анализа информационных потребностей пользователей и их классификации, подходы к оптимальному построению и развитию ИО эргономических исследований и разработок ИУЧМС, а также модели, методы и алгоритмы решения конкретных задач автоматизации ЭО, основанные на методах системного анализа, комплексном использовании новейших информационных технологий, последних разработок в теории и практике человеко — машинных систем, методов теории надежности и массового обслуживания, теории алгоритмов, теории случайных процессов, методов теории оптимизации, инженерной психологии и эргономического обеспечения.

На научные концепции автора и методы исследований, примененные при решении основных задач автоматизации эргономического обеспечения исследований и разработок ИУЧМС наиболее существенное влияние оказали работы и выступления П. Я. Шлаена в области перспективных направлений эргономических исследований и разработок (задачи автоматизации ЭО и оптимизации ЧМС) — работы А. И. Губинского в области создания БЭД и моделирования функционирования различных ЧМС (задачи разработки состава и структуры ИО АСЭИР ИУЧМС и приближенной оценки алгоритмов дискретной деятельности) — работы В. Г. Евграфова в области эргономического проектирования (анализ потребностей пользователей в эргономической информации и подходы к определению состава и развитию ИО, а также задачи оптимизации численности персонала ИУЧМС) — работы Б. Я. Советова в области перспективных информационных технологий (задачи разработки информационного обеспечения (отбора и группирования фактологической и процедурной эргономической информации).

В частности, использованы и усовершенствованы применительно к автоматизации исследований и разработок ИУЧМС:

— способы анализа информационных потребностей пользователей, определения состава ИО и подход к оптимизации его развития;

— аппарат описания и оценки эффективности функционирования систем с дискретными алгоритмами деятельности;

— методы и алгоритмы оценки и оптимизации численности и квалификации персонала ИУЧМС.

Результаты, выносимые на защиту:

Модели и методы анализа потребностей пользователей в эргономической информации, базирующиеся на формальном описании поьзователей и предметной области, методы сравнения и классификации пользователей различных уровней по объемам потребляемой и производимой эргономической информации, оценка их потребностей в автоматизации и обоснование состава и структуры АСЭИР и перечня выполняемых функций.

Вероятностно — ресурсный подход к оптимальному определению и развитию состава и структуры ИО АСЭИР, учитывающий специфические особенности эргономической информации (неполноту), и ограниченность ресурсов, включающий:

— методы определения состава эргономической информации при неполной определенности запросов различных пользователей и его реорганизации на основе уточнения запросов;

— модель взаимосвязи пополнения ИО и организационного обеспечения на ранних стадиях эксплуатации АСЭИР, позволяющуя оптимизировать стратегию пополнения ИО;

— метод и методику определения перспективных направлений развития И О о о? при ограниченных ресурсах, на основе моделей взаимосвязей проблемных задач и фактологической эргономической информации и зависимостей ее качества от ресурса.

Методы и способы решения ряда конкретных задач ЭО проектирования ИУЧМС, позволяющие:

— определять непротиворечивость требований к порядку следования операций в дискретном алгоритме деятельности и проводить распределение функций между оператором и техническими средствами на ранних стадиях проектирования;

— реализовать способы оптимизации численности персонала одного класса ИУЧМС;

— реализовать способы оптимизации квалификации оператора.

Подходы к алгоритмизации решения основных исследовательских задач ЭО на различных этапах создания ИУЧМС, базирующиеся на анализе их специфики и позволяющие:

— на этапе формирования эргономических требований оценить зависимость комплексных эргономических показателей от решения отдельных проблемных задач и, тем самым, при ограниченных ресурсах, выбирать перспективные направления эргономических разработок для конкретных ИУЧМС;

— декомпозировать процесс эргономической экспертизы (ЭЭ) и выделить типовые специфические алгоритмы, связанные с выбранными методами эргономической оценки и, тем самым, заложить основы для создания системы интеллектуальной поддержки деятельности экспертов при проведении ЭЭ;

— проводить приближенную (ускоренную) оценку эффективности выполнения алгоритма (дискретного) на ранних стадиях и этапах создания ИУЧМС с одновременной оценкой получаемой погрешности.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Разработан комплекс моделей и методов анализа и сравнительной оценки пользователей по их потребностям и возможностям производить эргономическую информацию, а также критерии сравнения и классификации пользователей различных уровней.

2. Впервые разработан вероятностно — ресурсный подход к определению состава и структуры разделов предметной области «Эргономика», учитывающий ее специфические особенности, а также разнородные запросы пользователей и ограниченность ресурсов, который базируется на использовании комплекса новых моделей зависимостей эргоиомичности разработок от качества фактологической эргономической информации и вложенных ресурсов.

3. Проведено исследование зависимости пополнения объемов ИО от организационного обеспечения на ранних этапах эксплуатации.

4. Предложен способ проверки непротиворечивости требований к порядку следования операций в дискретном алгоритме.

5. Впервые для оптимизации численности персонала ИУЧМС предложен метод, основанный на использовании моделей теории массового обслуживания с учетом стоимостных критериев, а также разработан алгоритм получения значения оптимальной численности.

6. Разработан метод определения оптимального уровня квалификации (безошибочности) оператора по стоимостному критерию (с учетом доходов от правильного выполнения функций и потерь от ошибок).

7. Разработан метод оценки влияния проблемных задач на эргономические показатели, отличающийся от известных учетом ступенчатой (иерархической) взаимосвязи единичных и комплексных эргономических показателей и сформулирована задача оптимального распределения ресурсов на ранних этапах эргономического проектирования.

8. Выявлены типовые алгоритмы подготовки и проведения ЭЭ.

9. Разработан новый ускоренный (приближенный) метод оценки показателей безошибочности и быстродействия дискретных алгоритмов деятельности и проведены оценки получающихся погрешностей.

Практическая ценность работы.

Сформулированные в работе основные положения оценки и классификации пользователей (потребителей и производителей эргономической информации) позволили провести анализ необходимости автоматизации ЭО исследований и создания ИУЧМС и объективно оценивать перспективные направления создания и развития отдельных составляющих ИО. Использование разработанных подходов к оптимальному построению и развитию ИО (фактологического и процедурного), изложенных в диссертации, позволит обеспечивать тесное взаимодействие в различными с прикладными пользовательскими программами, а также с автоматизированными системами (АСНИ, САПР и т. п.).

Способ определения непротиворечивости требований к порядку следования операций в дискретном алгоритме деятельности позволяет устранить противоречия в технологии выполнения алгоритма уже на стадии технического задания. Реализация разработанного подхода к оптимизации численности персонала дает возможность исследовать зависимость оптимального числа рабочих мест и максимального предусматриваемого числа мест в очереди (проектируемой длины очереди), как от параметров потока требований, так и от квалификации персонала, оплаты труда, эксплуатационных расходов, убытков, связанных с потерей (необслуживанием) отдельных заявок и т. п. (в качестве критерия используется доход, получаемый от эксплуатации ЧМС). Метод определения оптимальной квалификации оператора позволяет выбрать такого оператора, который, с учетом приносимого дохода и штрафов за неправильное и/или несвоевременное выполнение задания, обеспечивает максимальную эффективность (доходность) функционирования ИУЧМС.

Разработанная модель учета зависимости комплексных показателей эргономического качества (эргофункциональности и эргокомфортности) от решения отдельных проблемных задач ЭО позволяет оценивать их влияние и, следовательно, уже на ранних стадиях разработки (техническое задание, технический проект) ИУЧМС определять очередность (приоритетность) их решения, а также, при наличии различных ограничений, решать задачу оптимального распределения ресурсов между задачами, т. е. определять оптимальную глубину проработки каждой проблемной задачи.

Проведенные исследования особенностей ЭЭ позволили выявить типовые задачи, решаемые при ее подготовке и проведении, и предложить последовательность и алгоритмы их решения, что позволяет проводить ЭЭ на всех стадиях и этапах создания ИУЧМС и закладывает основу для создания автоматизированной системы интеллектуальной поддержки деятельности рабочей группы и экспертов в процессе проведения ЭЭ.

Ускоренный (приближенный) метод оценки безошибочности и быстродействия выполнения оператором дискретных алгоритмов деятельности, реализующий принцип соответствия точности эргономических методов и точности исходных данных, позволяет значительно сократить объем вычислений и проводить соответствующие оценки практически вручную, в основном не влияя на точность получаемых результатов, что представляет особенную ценность для ранних стадий разработки ИУЧМС, в связи с необходимостью многократной оценки и сравнения различных вариантов алгоритмов.

Реализация результатов работы.

Выполненные исследования отражают одно из основных направлений работ, связанных с автоматизацией ЭО исследований и разработок сложных ИУЧМС.

Основные результаты первой части работы были внедрены при разработке и создании ИО БЭД и других видов обеспечений, являющихся основой для автоматизации ЭО (получены в рамках работ по межотраслевой комплексной программе «Авангард» (договора N 3215 — АСОИУ-16 от 1 апреля 1984 г. на тему «Исследование и разработка банка эргономических данных для использования при проектировании человеко — машинных систем различного назначения» (шифр Резольвента-РВО") и Ш227/АСОИУ-55 (шифр «Регби-РВО»)) и реализованы при создании опытно — методического БЭД (г.Тверь, Центр эргономических исследований и разработок в военной технике («Эргоцентр»)) — при разработке структур проблемных баз данных (Украинский заочный политехнический институт г. Харьков, Харьковский филиал НИИ гигиены труда и профзаболеваний и т. д.), а также в рамках программы 1.37 международного сотрудничества стран членов — СЭВ (тема IV «Разработка общих принципов создания и функционирования банка эргономических данных). Кроме того требования к информационному и алгоритмическому (процедурному) обеспечениям и принципы их построения используются в НИИ «Рубин», АОЗТ «Пролог — Центр», при создании прикладных информационных технологий. Подход к оптимальному построению и развитию (в т.ч. реорганизации и рестрктуризации) состава и структуры ИО (баз данных), а также принципы пополнения и обмена информацией были реализованы при разработке состава и структуры системы сбора эргономической информации (тема «Родео-МАП» программы «Авангард»).

Оценка зависимости эргономической эффективности сложных ИУЧМС от решения отдельных проблемных задач проводилась в рамках НИР по теме «Эргономические исследования и разработки в интересах создания морских транспортных средств и средств управления движением» (договор 10−93/012 от 15.04.1993 г. между Эргономической ассоциацией (исполнитель) и Эргоцентром (заказчик)). Там же были внедрены и общие правила и алгоритмы подготовки и проведения ЭЭ информационно — управляющих человекомашинных систем в работах по НИР: «Разработка технических заданий на разработку ГОСТов и первых редакций ГОСТов: «Морские транспортные средства и средства управления движением. Организация эргономической экспертизы» и «Морские транспортные средства и средства управления движением. Проведение эргономической экспертизы.» и «Разработка окончательных редакций ГОСТов: «Морские транспортные средства и средства управления движением. Организация эргономической экспертизы» и «Морские транспортные средства и средства управления движением. Проведение эргономической экспертизы», результатами которых явились следующие руководящие документы: РД МЭА 29.08. 001−97 «Морские транспортные средства и средства управления движением. Организация эргономической экспертизы» и РД МЭА 29.08. 002−97 «Морские транспортные средства и средства управления движением. Проведение эргономической экспертизы», разработанные Мсжрегинальной эргономической ассоциацией и Техническим комитетом по стандартизации «Эргономика» (ТК 201) Госстандарта России.

Ускоренный (приближенный) метод оценки безошибочности и быстродействия выполнения оператором дискретных алгоритмов деятельности был разработан и внедрен при проведении ряда комплексных НИР по темам: «Разработка методики априорной количественной оценки алгоритмов деятельности операторов узлов связи по показателям быстродействия и точности (безошибочности)» (Шифр «Д-2К/БТ»), «Разработка методики приближенной оценки показателей быстродействия и точности /безошибочности/ деятельности операторов узла связи» (шифр «Д-2К/ПМ», договор № 2/92/4380 от 01.02.92), «Разработка математических моделей типовых функциональных структур алгоритмов управления связью» (шифр «КСС-247/М, договор № 4600−5суб от 20.02.1994 г.) и «Расчет надежности трактов связи» (шифр «КСС-247/РМ», договор № 4600 — 6 су б. от 20.02.1994 г.), заказчик АО «Госрадиопроект» .

Внедрение разработанных методов оптимизации численности персонала проводилось при работе по НИР «Разработка программного модуля по ориентировочной оценке численности специалистов в иерархических человеко-машинных системах» (договор № 5367/АСОИУ-96 от 01.04.1993 г.) (заказчик «Эргоцентр»).

Некоторые практические вопросы проведения эргономического анализа информационных потребностей руководителей различных уровней иерархии (в т.ч. деятельности руководителя предприятия при решении задач экономического развития предприятия, руководителя цеха при управлении бездефектностью и наладчика печатных плат при выявлении причин дефектов и их устранении) были отработаны при создании комплекса систем интеллектуальной поддержки (СИП) в рамках работы «Разработка системы интеллектуальной поддержки руководителей различного уровня», выполнявшейся по хоздоговору N 55/4554/АСОИУ-70 от 01.03.90 г. (НИР — ОКР заказчик НПО «Ротор», г. Черкассы). В рамках этой же работы при разработке концепции интеграции СИП различных иерархических уровней использованы разработанные в диссертации принципы построения ИО для руководителей различных уровней.

Апробация работы.

Научные и практические результаты работы докладывались на пяти Всесоюзных симпозиумах «Эффективность, качество и надежность систем «человектехника» (Пятом — Ленинград, 1978 г.- Шестом — с участием ученых социалистических стран — Новгород, 1981 г., Седьмом — Таллин, 1984 г., Восьмом — Тбилиси, 1987 г., Девятом — Воронеж, 1990 г., на международной научной конференции «Эргономика в России, СНГ и мире» (Россия, С.- Петербург, 1993 г.), на Всесоюзной научно-технической конференции «Автоматизация научных исследований, эргономического проектирования и испытаний сложных человеко-машинных систем» (Ленинград, 1983 и 1985 г.), на Всесоюзном совещании «Оптимизация и проектирование человеко — машинных систем» (Воронеж, 1980 г.), на Республиканских семинарах «Проектирование и оптимизация человеко-машинных систем» (Севастополь, 1980;1989гг.), на Республиканской научной конференции «Автоматизированные системы реального времени для эргономических исследований «(Тарту, 1988 г.), на Межрегиональных семинарах «Эргономика и эффективность систем «человек — техника» (Литва, г. Игиалина, 1980 — 1990 гг.), на постоянно действующем Всесоюзном семинаре «Эрготехнические системы» (Ленинград, 1980;1988г.), на краткосрочном семинаре «Надежность и диагностирование ЭВМ и микропроцессорных систем» (Ленинград, 1989 г.), на ежегодных научнотехнических конференциях профессорско-преподавательского состава СПГЭТУ (ЛЭТИ) (1980;1997гг.), на научно-теоретической конференции профессорскопреподавательского состава ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского (Ленинград, 1982 г.) и ряде других конференций, семинаров и совещаний.

Публикации. Основные научные результаты диссертации опубликованы в 46 печатных работах, в том числе монография (справочник), стандарт и руководящие документы Госстандарта, учебник — в соавторстве, статьи, доклады и тезисы докладов и т. п.

Объем работы. Диссертация состоит из введения, шести глав и заключения, изложенных на 267 страницах основного текста, 14 приложений на 80 страницах, содержит 32 рисунка и 18 таблиц (с учетом приложений), включает 223 наименования отечественной и зарубежной литературы.

Выводы по работе.

1. На базе анализа и обобщения опыта разработки и создания БЭД впервые разработан формализованный подход, комплекс моделей и методов, обеспечивающих анализ информационных потребностей пользователей и проблемной области «Эргономика», основы создания и принципы построения и развития АСЭИР. Проведены исследования процессов создания информационного и алгоритмического обеспечений и разработан комплекс принципов, подходов, методов и алгоритмов решения различных типовых задач эргономического обеспечения.

2. Применение результатов разработок при создании ряда конкретных систем подтвердило конструктивность, межотраслевой характер и практическую полезность выполненного исследования, удобство и эффективность использования предложенных подходов и методов.

3. Задачи, поставленные и решенные в работе, являются весьма актуальными, что свидетельствует о перспективности данного научного направления.

4. Разработка АСЭИР является основой для автоматизации ЭО, являющейся как научной, так и организационной проблемой.

Результаты диссертации можно квалифицировать работ, в которой осуществлено решение научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное и межотраслевое значение.

Ближайшими нерешенными задачами являются:

1. Создание единой системы сбора и тиражирования эргономической информации.

2. Организация типовых БОЭД в различных отраслях на основе единой информационной технологии.

3. Разработка типовых интерфейсов для программных модулей.

4. Организация координации и управления проведением эргономических исследований взаимодействия человека с перспективными техническими средствами и новыми технологиями для пополнения соответствующих БД.

5. Усиление разработок по формализации подходов, процедур, методов и алгоритмов решения типовых задач эргономического обеспечения.

6. Разработка и реализация комплексной программы поэтапной автоматизации ЭО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авиамедицинские и эргономические исследования человеческого фактора в гражданской авиации. Сб. научи, тр. ГосНИИГА.-М.: 1988.-Вып.273.- 172 с.
  2. Автоматизация методик психологического исследования: принципы и рекомендации. Орел: ВНИИОТ Госагропрома СССР, 1989. 327 с.
  3. Автоматизация, роботизация, интеллектуализация производства. Межвуз. сб. научн. труд. М.: МИЭМ, 1989, — 157 с.
  4. Автоматизированные системы управления гибкими производственными системами. Структуры, функции, подсистемы. Методические указания. МУ 25 747−85. Минск: ЦНИИТУ, 1986. — 90 с.
  5. А.Н., Медынцев А. Л. Автоматизация анализа функциональных сетей на основе использования языка исчисления предикатов и системы логического вывода «Пролог-СМ». Известия ЛЭТИ, вып.358, — Л., 1985. -С.61−65.
  6. С.А., Быков С. Н., Воробьев А. Б., Полубояров В. М. Автоматизация научных исследований при проектировании информационно управляющих систем: Учебное пособие/ ЛИАП. — Л.: 1989. 84 с.
  7. М. Эргономика в Японии: прошлое, настоящее, будущее. Труды Международной конференции «Эргономика в России, СНГ и мире. Опыт и перспективы». С.-Петербург, 1993.
  8. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. Пер. с англ. М.: Сов. радио, 1974, 272с., ил.
  9. К.А. Методы оптимизации качества, надежности и эффективности процессов создания и освоения новой продукции. М.: Знание, 1986. 350 с.
  10. Антропометрический атлас /В.А.Егорова, М. Н. Лущик, А. Н. Строкина. -М.: Профиздат, 1992.
  11. АСУ на промышленном предприятии: Методы создания: Справочник /С.Б.Михалев, Р. С. Седегов, А. С. Гринберг и др. М.:Энергоатомиздат, 1989. -400 с.
  12. Ш. Структурный подход к организации баз данных./Пер. с англ./ -М.: Финансы и статистика, 1983. 317 с.
  13. В.М. и др. Бионические принципы синтеза эргатических систем повышения надежности. (Препринт доклада). М.- Л.: 1975, 8 с. (АН СССР. Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика»).Перед загл. авт.
  14. B.М.Ахутин, Г. С. Неймарк, А. Е. Иорш, М. И. Шиф.
  15. В.М. Автоматизированная система оперативного контроля функционального состояния операторов. Труды Международной конференции «Эргономика в России, СНГ и мире. Опыт и перспективы». С.-Петербург, 1993.
  16. X. Сетевые методы управления в проектировании и производстве. М.: Мир, 1979. 638 с.
  17. А.Т. Концепция эффективности функционирования автоматизированных систем организационного управления / / Управляющие системы и машины, 1977, № 1. С. 13−20.
  18. А.Т. Обеспечение эффективности функционирования АСУ на этапе проектирования // Экономика и математические методы, 1975, № 1.1. C.178−179.
  19. А.Т. Банк данных о качестве действий оператора. / Автоматизированные системы управления и приборы автоматики. Респ. межвед. науч,-техн. сб. Харьков: Изд-во «Основа» 1990. Вып.94 с.122−129.
  20. Д.И. Методы оптимального проектирования. М.: Радио и связь, 1984, — 248 с.
  21. Е.П. Эволюционный синтез систем.- М.: Радио и связь, 1985.-328с.
  22. Банки данных. Материалы 3 Всес. конф., Таллин, 24−26 сент. 1985. Таллин: 1985. 206 с.
  23. Библиотека эргономиста. Серия «Автоматизация эргономического обеспечения». Вып. 1−10./ Под ред. В. М. Львова Калинин, 1990.
  24. Библиотека эргономиста. Серия «Концепция создания высокоэргономичных человеко-машинных комплексов». / Под ред. П. Я. Шлаена. Тверь: 1993, -121 с.
  25. A.M. Оптимизация распределения функций экипажа эргатичес-кой системы. Межотраслевой научно технический сборник «Техника, экономика», серия «Эргономика», вып. 3. 1991.
  26. С.К. Авиационная эргономика. М.: Машиностроение, 1979.- 138 с.
  27. Будущее искусственного интеллекта. М.: Наука, 1991. 302 с.
  28. Н.П., Калашников В. В., Коваленко И. Н. Лекции по теории сложных систем. М.: Сов. радио, 1973. 440 с.
  29. Ф.П. Методы решения экстремальных задач. М.: Наука, 1981 -400с.
  30. Введение в эргономику/Зараковский Г. М., Королев Б. А., Медведев В. И., Шлаен П.Я.- под общ. ред. В. П. Зинченко, — М.: Советское радио, 1974,-352с.
  31. В.Ф. Системы гибридного интеллекта: Эволюция, психология, информатика. М.: Машиностроение, 1990. — 446 с.
  32. В.Ф. и др. Организация труда операторов (инженерно психологические проблемы). Венда В., Нафтульев А., Рубахин В. — М.: Экономика, 1978. 224 с.
  33. Е.С., Овчаров Л. А. Теория вероятностей и ее инженерные приложения. М.: Наука, 1988. — 480 с. 36.В мире науки. 1984, N11.
  34. В.М., Мунипов В. М. Эргономические принципы конструирования. К.: Тэхшка, 1988. — 119 с.
  35. В.М., Семенюк Е. А. Банк эргономических данных как инструмент для автоматизированного проектирования систем управления. Межотраслевой научно технический сборник «Техника, экономика», серия «Эргономика», вып. 1. 1991.
  36. А.И. Основы инженерно психологического проектирования АСУ ТП. — М. — М.: Энергия, 1978. — 208 с.
  37. М.И., Евграфов В. Г., Цой Е.Б. Оптимизация организационно -технических систем ВМФ. Изд-во ВВМУРЭ им. А. С. Попова, С.-Петербург, 1997.
  38. Л.К. Статистические алгоритмы исследования надежности. М.: Наука, Физматгиз, 1970. 400 с. (Теоретические основы технической кибернетики).
  39. В.И., Паныиин Б. Н. Информационная технология: вопросы развития и применения. Киев: Наукова думка, 1988. — 268 с.
  40. A.C. Основы построения систем проектирования АСУП. М.: Машиностроение, 1983. — 271 с.
  41. В.И., Ермакова И. И., Лябах Е. Г. Информационные технологии для оценки функционального состояния человека при взаимодействии со средой // Кибернетика и системный анализ, 1995, № 3. С. 181−189.
  42. М.Г., Цой Е.Б. О расширении понятия зависимых вершин в задачах оптимизации эрготехнических систем // Алгоритмическое и программное обеспечение задач оптимального планирования и проектирования. Новосибирск: НГУ, 1983. — С.85−88.
  43. Г. Р. Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленной эксплуатации. М.: Наука, 1985. — 238 с.
  44. А.И. Надежность и качество функционирования эрготехнических систем. Л.: Наука, 1982. — 268 с.
  45. А.И., Евграфов В. Г. Эргономическое проектирование судовых систем управления. Л.: Судостроение, 1977. — 224 с.
  46. А.И., Гречко Ю. П., Гриф М. Г., Цой Е.Б. Оптимизация эрготехнических систем. М.: Изд. АН СССР, 1981.
  47. А.И., Романовский И. В., Буй Куанг Зиеу. Возможные постановки задач оптимизации человеко-машинных систем // Проблемы системотехники/Под ред. В. И. Николаева. Л.: Судостроение, 1980. С. 351−355.
  48. А.И., Чабаненко П. П., Лаушкин Г. Д. Оптимизация эрготехнических систем. Киев: Знание УССР, 1982. — 24 с.
  49. В.И., Мунипов В. М., Федоров М. В. Эргодизайн, качество, конкурентоспособность. М.: Изд. стандартов, 1990. — 200 с.
  50. Дж. Линейное программирование, его обобщения и применения: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. 600 с.
  51. В.К., Северцев H.A. Основные вопросы эксплуатации сложных систем: Учебное пособие для втузов.- М.: Высшая школа, 1976. 406 с.
  52. В.Е. Модели надежности и эффективности систем. Киев: Наукова думка, 1989. — 124 с.
  53. ., Сингх Ч. Инженерные методы обеспечения надежности систем: Пер. с англ., М.: Мир, 1984. — 318 с.
  54. А.Я., Малоземов В. В., Шлаен П. Я., Шорохов Ю. И. Методы и алгоритмы эргономической оптимизации систем: Уч. пособие. М.: Изд-во МАИ, 1989. -124 с.
  55. Г. В. Анализ эргатических систем. М.: Энергоатомиздат, 1984. -160 с.
  56. Г. В. Надежность автоматизированных систем. М.: Энергия, 1977. — 536 с.
  57. И.В., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. О психологическом и системотехническом факторах в сложных автоматизированных системах управления // Проблемы инженерной психологии, вып. 1. М., 1968. — С. 3−8.
  58. Инженерная психология в военном деле / В. М. Ахутин, Г. М. Зараковский, Б. А. Королев и др- Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Воениздат. 1983. — 224 с.
  59. Инженерно психологическое проектирование. Вып. 1. /Под ред. А. Н. Леонтьева. — М.: МГУ, 1970. — 225 с.
  60. Исследование и моделирование деятельности человека оператора./Под ред. Ю. М. Забродина.- М.: Наука, 1981. 140 с.
  61. A.B., Рахманова Т. Р. База данных по средствам отображения. Межотраслевой научно технический сборник «Техника, экономика», серия «Эргономика», вып. 1. 1991.
  62. В. Люди и роботы // Импакт, 1993, № 1. С. 85−97.
  63. Дж., Снелл Дж. Конечные цепи Маркова. М.: Мир, 1970. 253 с.
  64. Ю.И. Ситуационное управление большими системами. М.: Энергия, 1974 136 с.
  65. В.В., Агеев В. И., Баленко Ю. К. Контрольно измерительные приборы: Справочник под ред. В. В. Кобзева. — М.: Воениздат, 1989. — 471 е.: ил.
  66. ВО.Кобзев В. В., Мироненко Г. М., Шилов В. А. Военно морские экспертные системы. ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского, Санкт — Петербург.: 1991. 109с.
  67. В.В. Алгоритмизация работы оператора на посту управления. Л.: Судостроение, 6, с. 29 — 31
  68. Л.М. Оптимизация надежности АСУ ТП при проектировании. М.: Энергоатомиздат, 1983 — 136 с.
  69. С.К. Некоторые подходы к построению контура биоадаптации в автоматизированных системах управления. Межотраслевой научно технический сборник «Техника, экономика», серия «Эргономика», вып. 1. 1992.
  70. A.A., Финкельштейн Ю. Ю. Дискретное программирование. М.: Наука, 1989. 368 с.
  71. A.A. Человек в автоматизированных системах управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. 192 с.
  72. Л.Т., Стрижевский B.C., Щукин Б. А. Банки данных в системах автоматизированного проектирования АСУ ТП. М.: Машиностроение, 1984. — 43 с.
  73. Л.Т. Основы кибернетики. Т.2. М.: Энергия, 1979.- 584 с.
  74. E.H. Конверсия эргономических исследований и разработок. Межотраслевой научно технический сборник «Техника, экономика», серия «Эргономика», вып. 4. 1993.
  75. Е.А. Многокритериальное распределение функций между человеком и техникой для повышения безопасности процессов и систем / / Информационно управляющие системы на железнодорожном транспорте: Сб. научи. трудов. — Харьков, 1996. Вып. 3 — С. 15−20.
  76. Е.А., Барановский Н. Т. Подход к представлению знаний об эрготех-нических системах // XVII Межрегиональный семинар «Эргономика и эффективность систем «человек-техника». Тезисы докладов. Игналина, Литва, 1991. — С. 21.
  77. В.М. Основные направления автоматизации эргономических исследований и разработок, обоснование ее целесообразности и последовательности реализации. Межотраслевой научно технический сборник «Техника, экономика», серия «Эргономика», вып. 1. 1991.
  78. Я.Е., Фролов В. Н. Автоматизированное проектирование технологических процессов и систем производства РЭС : Учебное пособие для вузов. М., 1991.
  79. Я.Е., Фролов В. Н. Теоретические основы конструирования, технологии и надежности РЭА : Учеб. пособие для вузов по специальности «Конструирование и производство радиоаппаратуры. М.: Радио и связь, 1986. — 191 е.: ил.
  80. X., Осаки С. Марковские процессы принятия решений. М.: Наука, 1977. — 176 с.
  81. Ю2.Маныпин Г. Г., Барзилович В. Ю., Воскобоев В. Ф. Методы профилактического обслуживания эргатических систем. Минск: Наука и техника, 1983.
  82. Медицинские информационные системы: Междуведомственный тематический научный сборник, — Таганрог: ТРТИ, 1990, вып. 2 (IX). 156 с.
  83. Межотраслевая методика расчета социально экономической эффективности от внедрения достижений эргономики в народное хозяйство. — М.: Экономика, 1988. 76 с.
  84. Д., Рабидо Дж. Инженерно психологическая оценка при разработке систем управления: Пер. с англ./ Под ред. В. Д. Небылицына и В. И. Николаева. — М.: Сов. радио, 1979. — 343 с.
  85. Юб.Мейстер Д. Эргономические основы разработки сложных систем. М.: Мир, 1979. — 455 с.
  86. М., Мико М., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем./Пер. с англ. под ред. И. В. Шахнова. М.: Мир, 1973. 344 с.
  87. Методические рекомендации «Автоматизация проектирования эрготехничес-ких систем"/ А. И. Губииский, В. Г. Евграфов, Г. Д. Лаушкин, В. А. Лебедев. -М.: Научн. совет по кибернетике АН СССР, 1981. 64 с.
  88. Методы и средства исследований авиационных эргатических систем. Вып. 194, — М.: Труды ГосНИИГА, 1980. 88 с.
  89. ПО.Мешкати Н. Эргономика крупных технологических систем // Импакт, 1993, № 1. С. 98−110.111 .Михалевич B.C., Волкович В. Л. Вычислительные методы исследования и проектирования сложных систем. -М.: Наука, 1982, — 285 с.
  90. B.C., Кукса А. И. Методы последовательной оптимизации. -М.: Наука, 1983. 208 с.
  91. Модели деятельности человека в эргатических системах: Учебное пособие. /И.И.Богачев, А. Я. Донов, В. М. Львов, В. В. Малоземов, П. Я. Шлаен.-М.: МАИ, 1987. 58 с.
  92. В.М. Прикладная эргономика эффективное средство рыночной экономики. Прикладная эргономика, № 2, 1992.
  93. В.М. Эргономика в США: Обзор. М.: ВНИИТЭ, 1984. — 91 с.
  94. Пб.Мунипов В. М., Даниляк В. П., Оше В. К. Стандартизация, качество продукции и эргономика. М.: Изд-во стандартов, 1982. — 200 с.
  95. Надежность и эффективность АСУ / Под ред. Заренина Ю. Г. Киев: Тэхнпса, 1975. — 368 с.
  96. Научно-техническая революция и противоречия капитализма, — М.: Наука, 1981.
  97. П.Ф. К вопросу о рациональном распределении функций между автоматами и операторами в системах «человек машина» Проблемы инженерной психологии, вып.1. — М., 1968. — С. 55−57.
  98. А.П., Манило Л. А., Гельман В. А. Автоматизированные системы для медико биологических исследований: Учеб. пособие / Л ЭТИ им. В. И. Ульянова (Ленина). — Л.: 1991.- 71 е.: ил.
  99. Н. Принципы искусственного интеллекта. М.: Радио и связь, 1985. — 374 с.
  100. Общие требования к банку эргономических данных /Л.П.Боброва-Голикова, А. Н. Строкина, А. И. Губинский, В. А. Лебедев. Техника безопасности и производственная санитария: Сб. науч. работ ин-тов охраны труда ВЦСПС /ВЦНИИОТ, — М.: Профиздат, 1983.
  101. Оптимизация и проектирование человеко машинных систем: Сборник научных трудов / Под ред. Б. Н. Петрова и А. И. Губинского. — Воронеж: Изд-во Воронежского политехи, ин-та, 1980. — 160 с.
  102. Оптимизация эрготехнических систем/Губинский А.И., Цой Е. Б., Яковлев Б. А. и др. М.: Научи. совет по кибернетике АН СССР, 1981. — 60 с.
  103. Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ. В 7 кн. Кн. 1. Инженерно психологическое проектирование взаимодействия человека с техническими средствами: Практ. пособие /Гасов В.М., Соломонов Л. А. — М.: Высш. шк., 1990. 127 с.
  104. Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ. В 7 кн. Кн. 7. Системное проектирование взаимодействия человека с техническими средствами: Практ. пособие /Гасов В.М., Соломонов Л. А. М.: Высш. шк., 1990. 127 с.
  105. Основы инженерной психологии: Учебник для техн. вузов/ В. А. Душков, Б. Ф. Ломов, В. Ф. Рубахин и др.- Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986. — 448 с.
  106. Л. Структура современной мировой эргономики. Труды Международной конференции «Эргономика в России, СНГ и мире. Опыт и перспективы». С.-Петербург, 1993.
  107. А.И. и др. Автоматизация поискового конструирования. М.: Радио и связь, 1981. 344 с.
  108. A.A., Шлаен П. Я. Эргономические проблемы повышения эффективности и конкурентоспособности образцов вооружения и военной техники. Межотраслевой научно технический сборник «Техника, экономика», серия «Эргономика», вып. 4. 1993.
  109. Е.П. Инженерно психологические аспекты синтеза систем отображения информации : Учеб. пособие / ЛЭТИ им. В. И. Ульянова (Ленина). — Л, — 1991, 70 е.: ил.
  110. Е.П., Романов C.B. Анализ числовых таблиц в биотехнических системах обработки экспериментальных данных.-Л.:Наука, 1985, — 148 с.
  111. Зб.Попечителев Е. П. Автоматизация анализа биомедицинской информации: Учеб. пособие. Л.: 1977.
  112. Е.П., Ющенко A.C. Роботы и человек. М.: Наука, 1984. 112 с.
  113. Э.В. Экспертные системы. М.: Наука, 1987. 286 с.
  114. П.Р., Губинский А. П., Колесников Г. М. Эргономическое обеспечение деятельности космонавтов. М.: Машиностроение, 1985. — 272 с.
  115. Психологический потенциал личности: Пути его реализации и формирования /Ин-т психологии. М.: Наука, 1992.
  116. Психофизиологические аспекты оценки деятельности человека оператора. Труды ВНИИТЭ, № 35. — М.: ВНИИТЭ, 1988.
  117. В.В., Ногин В. Д. Парето оптимальные решения многокритериальных задач. М.: Наука, 1982. 254 с.
  118. Представление и использование знаний: Пер с япон./ Под ред. Х. Уэно, М.Исидзука. М.: Мир, 1989, — 220 с.
  119. А.П. Человеко машинные системы: эффект эргономического обеспечения. — М.: Экономика, 1987. 200 с.
  120. Разработка информационного обеспечения банка эргономических данных. Метод, материалы./ Под ред. В. М. Мунипова. М.: ВНИИТЭ, 1988. 90 с.
  121. О.В. Информационные методы исследования эргатических систем. М.: Машиностроение, 1976. — 208 с.
  122. А.П. Вероятностно алгоритмические модели человеко — машинных систем. //Автоматика, 1987, № 3, с. 81 — 86.
  123. А.П. Оптимизация кратности контроля в процессах функционирования человеко машинных систем. // Надежность и контроль качества, 1988, № 3, с. 54 — 60.151 .Руководство по эргономическому обеспечению. 7 кн. М.: 1983.
  124. И.А., Черкесов Г. Н. Логико вероятностные методы исследования надежности структурно — сложных систем. — М.: Радио и связь, 1981,264 е., ил., табл.
  125. С.С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь, 1989. — 303 с.
  126. Д.С. Полумарковские процессы с дискретным множеством состояний (основы расчета функциональных и надежностных характеристик стохастических систем). М.: Сов. радио, 1980. — 271 с.
  127. Системный подход в инженерной психологии и психологии труда./Под ред В. А. Бодрова, В. Ф. Венды М.: Наука, 1992. 153 с.
  128. Словарь по кибернетике / Под ред. Михалевича B.C. 2-е изд-е. — К.: Гл. ред. УСЭ им. М. П. Бажана, 1989, — 751 с.
  129. .А., Душков Б. А., Космолинский Ф. П. Инженерная психология (Экономические проблемы). М.: Экономика, 1983. — 224 с.
  130. .Я. АСУ. Введение в специальность. М.: Высшая школа, 1989. — 128 с.
  131. .Я. Информационная технология. М.: Высшая школа, 1994. 368 е.: ил.
  132. Современное состояние и тенденции развития эргономики за рубежом. Обзор. /Под ред. В. М. Мунипова. М.: ВНИИТЭ, 1987. 74 с. 161 .Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова М.: Машиностроение, 1982. — 368 с.
  133. Справочник по прикладной эргономике / Под ред. В. М. Мунипова. Пер. с 4-го англ. изд. Т. П. Бурмистровой. М.: Машиностроение, 1980. 216 с.
  134. Справочник по оптимизационным задачам в АСУ / В. А. Бункин и др. Л.: Машиностроение, 1984. — 212 с.
  135. Г. В. Инженерно психологический анализ и синтез профессиональной деятельности. — Автореф. дисс. на соиск. ученой степени докт. психол. наук. — М.: 1982. — 40 с.
  136. Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 120 с.
  137. Технологические сдвиги, наемный труд и рабочее движение развитых капиталистических стран. М.: Наука, 1983.
  138. В.А. Автоматическое управление и экономика //Автоматика и телемеханика, 1966, № 1. С. 5−22.
  139. Тру хаев Р. И., Горшков И. С. Факторный анализ в организационных системах. М.: Радио и связь, 1985. — 184 с.
  140. В.В. Некоторые аспекты конверсии военного производства. Межотраслевой научно технический сборник «Техника, экономика», серия «Эргономика», вып. 1. 1992.
  141. В.В. Состояние и перспективы эргономических исследований и разработок в США. Межотраслевой научно технический сборник «Техника, экономика», серия «Эргономика», вып. 4. 1993.
  142. Д., Гарсиа-Диас А. Методы анализа сетей.- М.: Мир, 1984, — 496 с.
  143. Д.К. Методическое пособие по исследованиям, испытаниям и проектированию деятельности оперативного персонала БЩУ в АСУ ТП энергоблоков, ВТИ им. Ф. Э Дзержинского, М.: 1991. 125 с.
  144. В. Введение в теорию вероятностей и ее приложения. В 2-х т. / М.: Мир, 1984.
  145. Ю.Г. Оператор технические средства: обеспечение надежности. -М.: Воениздат, 1985. — 192 с.
  146. Дж., Паланивель Т. Эргономика взаимодействия человек компьютер // Импакт, 1993, № 1. — С. 73−84.
  147. В.В. Элементы теории многоцелевой оптимизации. М.: Наука, 1983. — 124 с.
  148. П.П. Математические модели быстродействия систем «человек-техника». К.: Знание, 1981. — 24 с.
  149. П.П. Сравнительная оценка эффективности систем «человек -техника». К.: Знание, 1980. — 23 с.
  150. Человеко машинные системы и комплексы принятия решений. Тезисы докладов. — Таганрог: Академия наук СССР, 1989. 206 с.
  151. Человеческий фактор. В 6-ти т. Т.2. Эргономические основы проектирования производственной среды. / Пер. с англ. Д. Джоунз, Д. Бродбент, Д. Е. Васерман и др. М.: Мир, 1991. — 500 с.
  152. Человеческий фактор. В 6-ти т. Т.4. Эргономическое проектирование деятельности и систем / Пер. с англ. Дж. О Брайен, К. Ван Котт, Дж. Векер и др. М.: Мир, 1991. — 495 с.
  153. Человеческий фактор. В 6-ти т. Т.6. Эргономика в автоматизированных системах. / Пер. с англ. М. Вайсер, Б. Шнейдерман, Р. Уилмеджис и др. -М.: Мир, 1992. 522 с.
  154. В.Н., Ревунков Г. И., Самохвалов Э. Н. Базы и банки данных. -М.: Высшая школа, 1987.
  155. X. Эргономика и промышленное развитие // Импакт, 1993, № 1. С. 110−120.
  156. Т.Б., Феррелл У. Р. Системы человек машина: Модели обработки информации, управления и принятия решений человеком — оператором: Пер. с англ./ Под ред. К. В. Фролова. -М.: Машиностроение, 1980. 400 с.
  157. Г. П. Количественная оценка деятельности человека в системах «человек техника». — М.: Машиностроение, 1983. — 263 с.
  158. A.M. Надежность радиоэлектронных устройств. М.: Высшая школа, 1972. 272 е., ил.
  159. П.Я. Эргономическое обеспечение разработки и эксплуатации изделий, управляемых и обслуживаемых человеком. Уч. пособие. М.: МАИ, 1985. — 72 с.
  160. П.Я., Пахомов Н. В., Колганов С. К. Становление и перспективы развития эргономики в военной технике. Межотраслевой научно технический сборник «Техника, экономика», серия «Эргономика», вып. 4. 1993.
  161. . Психология программирования: Человеческие факторы в вычислительных информационных системах: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1984.
  162. И.Б., Пивень С. Н. Расчет надежности ЭВМ. Киев: Техшка, 1972. 232 е., ил.
  163. И.Б., Николаев В. И. Повышение отказоустойчивости иерархических вычислительных систем. Материалы кратковременного семинара «Надежность и диагностирование ЭВМ и микропроцессорных систем». Издательство ЛДНТП, Л.: 1989, с. 4 8.
  164. И.Б. Состояние и развитие активной защиты от отказов вычислительных систем. Материалы кратковременного семинара «Надежность и диагностирование ЭВМ и микропроцессорных систем». Издательство ЛДНТП, Л.: 1989, с. 61 65.
  165. В.Л. Автоматизация проектирования (вопросы методологии)// Автоматизация проектирования систем управления: Сб. статей / Под общ. ред. В. А. Трапезникова. Вып. 4, — М.: Финансы и статистика, 1982.- С.4−12.
  166. Эргономика и безопасность труда. /Л.П.Боброва-Голикова, О. М. Мальцева, Н. А. Коханова, А. Н. Строкина. М.:Машиностроение, 1985. 112 с.
  167. Эргономика: принципы и рекомендации. /Методическое руководство/ ВНИИТЭ. 2-е изд. перераб. М.: 1983. Рааздел 2. Методические основы эргономического проектирования систем «человек — машина», с. 39 — 64.
  168. Эргономическое обеспечение автоматизированных систем. / Под ред. Г. Г. Маньшина. Минск: Изд-во институт технической кибернетики АН БССР, 1983. — 139 с.
  169. М.А. Надежность технических средств в АСУ технологическими процессами. М.: Энергоиздат, 1982. — 230 с.
  170. Chapanis A. On the allocation of Functions beetween Man and Machines. Occupational Psychology, 1965, 39, 1.
  171. Chu Y-Y., Madni A.M. Intelligent display interface for situation monitoring, management and maintenance (M3). In: Proceedings of the Human Factors Society 27th annual meeting, Norfolk, Virginia, 10−14 October 1983/Santa Monica (California), 1983.
  172. Dallimanti R. Challenge for the 80s: making man-machine interface more effective. Control Engineering, 1982, vol. 29, N 2.
  173. Desanctis G., Courthey J.F. Toward friendly user MIS implementation. Communication of the ACM, 1983, 26/10.
  174. Granada R.E. Man/machine design guidelines for use of screen display terminals. In: IEEE Proceedings of International conference on cybernetics and society, Boston, Oct. 8−9, 1980. New York, 1980.
  175. Green T.G.R., Sime M.E., Fitter M.J. The problems of the programmer faces. Ergonomics, 1980, vol. 23, N 9.
  176. Grimes J.D. Effects of patterning on flicker frequency. In: Proceedings of the Human Factors Society 27th annual meeting, Norfolk, Virginia, 10−14 October 1983. Santa Monica (California), 1983.
  177. Human interaction with computers/Ed. by H.T. Smith, T.R.G. Green. -London: Academic Press, 1980.
  178. Mauro Ch. Human factors study crucial for future office computers. -Industrial Design Magazine, 1981, vol. 28, N 2.
  179. Paxton A.L., Turner E.J. The application of human factors to the needs of the novice computer user. International Journal on Man- Machine Studies, 1984, vol. 20, N2.
  180. Pritsker A.A. Whitehause Grafical evaluation and review technique. Pt. I, II -J.Industr. Eng., 1966, v 18, p. 5−6.
  181. Rieger C., Greenstein J.S. The allocation of tasks between the human and computer in automated systems. IEEE Proceedings of International Conference on cybernetics and society, Seattle, Wash., October 28S30, 1982. New York, 1982.
  182. Sackman H. Outlook for man-computer interaction: Human factors aspects of computers and people/Ed. by Shackel B. Alphen aan den Rijn, The Netherlands. Sijtoff and Noordhoft, 1981.
  183. Salvendy G. Human-computer communication with special reference to technological development, occupational stress and education needs. Ergonomics, 1982, vol. 25, N 6.
  184. Shurtleff D.A. Human interface design. California, USA, 1980.
  185. Sidorsky R.C., Parrish R.N. Guidelines and criteria for human-computer interface design of battlefield automated systems. In: Proceedings of International conference on cybernetics and society, Boston, 10 October, 1980, New York: IEEE, 1980.
  186. Williges R.C., Williges B.H. Human-computer dialogue design considerations. In: Analysis, design and evaluation of man-machine systems, Proceedings of JFAC/JFYP/JFORS/JEA conference, Baden-Baden, 27−29 September 1982, Oxford et al, 1983.
  187. Yechiali U. On optimal balking rules and toll changes in the GJ/M/1 queuing process. «Oper. Res. «, 1971, 19, № 2, 349 370.
  188. ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
  189. А9. Лаушкин Г. Д. Падерно П.И. Автоматизация поиска оптимальной последовательности диагностических процедур. В сборнике тезисов научно теоретической конференции профессорско-преподавательского состава ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского.Ч.З, Ленинград, 1982
  190. А10. Губинский А. И., Лаушкин Г. Д., Падерно П. И. характеристики человека как звена систем управления. Учебное пособие МВиССО РСФСР, Л ЭТИ им. В. И. Ульянова /Ленина/, Ленинград, 1982
  191. Al6. Губинский А. И., Гусев A.A., Падерно П. И. Методы эргономической оценки АСУ. Учебное пособие МВиССО РСФСР, ЛЭТИ им. В.И.Ульянова/Ленина/, Ленинград, 1984
  192. А19. Бестужева А. Н., Падерно П. И. Обеспечение автоматизации расчетов при проектировании эрготехнических систем. Сборник тезисов докладов VII Всесоюзного симпозиума «Эффективность, качество и надежность систем «человек техника». АН СССР, Москва, 1984 г.
  193. А24. А. А. Зинченко, П. И. Падерно. Автоматизация определения численности коллектива. Тезисы республиканской научно-конференции «Автоматизированные системы реального времени для эргономических исследований», Тарту, 1988
  194. А31. Адаменко А. Н., Падерно П. И. Принципы автоматизации экономической оценки эргономического обеспечения. Тезисы докладов XVI Межрегионального семинара «Эргономика и эффективность систем «человек-техника», Литва, Иг-налина, 1990
  195. А32. Адаменко А. Н., Падерно П. И. Оценка экономической эффективности алгоритмов функционирования человеко-машинных систем. Тезисы докладов
  196. XVI Межрегионального семинара «Эргономика и эффективность систем «человек-техника», Литва, Игналина, 1990
  197. АЗЗ. Борщева Т. Н., Падерно П. И. Повышение эффективности организационно-технических систем руководителя. Тезисы докладов IX Всесоюзного симпозиума «Эффективность, качество и надежность систем «человек-техника», Воронеж, 1990
  198. А36. Гриценко А. И., Евграфов В. Г., Иванова А. П., Падерно П. И. Особенности построения системы интеллектуальной поддержки деятельности руководителя организации (экономический уровень управления). Тезисы докладов
  199. XVII Межрегионального семинара «Эргономика и эффективность систем «человек-техника», Литва, г. Игналина, 1991
  200. А40. Падерно П. И. Определение численности персонала в человеко-машинных системах. Материалы международной научной конференции «Эргономика в России, СНГ и мире», Россия, С.-Петербург, 1993
  201. А41. Информационно-управляющие человеко-машинные системы. Исследование, проектирование, испытания. Ашеров А. Т., ., Падерно П. И.,. Справочник под общей редакцией А. И. Губинского, В. Г. Евграфова. М.: Машиностроение, 1993
  202. А42. Евграфов В. Г., Падерно П. И. Определение численности персонала в иерархических человеко-машинных системах. Известия ГЭТУ. Вып.467,с.75−78.С.-Петербург, 1993
  203. А43. Евграфов В. Г., Падерно П. И., Шалабина Т. И. Оценка деятельности оператора в процессе принятия решений. Известия ГЭТУ. Вып.486. С.-Петербург, 1995
  204. А44. Падерно П. И. Приближенная оценка показателей быстродействия и безошибочности деятельности операторов. Известия ГЭТУ. Вып.486. С. Петербург, 1995
  205. Классификация пользователей АСЭИР на основе качественного анализа их информационных потребностей.
  206. Обслуживание пользователей на основе автоматизации эргономического обеспечения (ЭО) должно быть направлено на удовлетворение информационных потребностей следующих категорий основных потребителей:
  207. На основании разработанной классификации организаций можно выделить следующие категории специалистов, являющихся потенциальными пользователями:
  208. V. Специалисты по информационно библиографическому обеспечению.
  209. Исследователи (испытатели).
  210. Исследователи в области человеко машинных систем, проводящие собственные исследования эффективности и надежности ЧМС и заинтересованные в ознакомлении с имеющимися результатами (методами, моделями), полученными в смежных областях.1. Проектировщики.
  211. Проектировщики систем, т. е. специалисты, занимающиеся проектированием, в т. ч. автоматизированным, и нуждающиеся в информации по условиям труда, характеристикам человека-оператора, обитаемости, основным процедурам и методам эргономического обеспечения .
  212. Проектировщики среды обитания, нуждающиеся в информации по обитаемости, характеристикам человека оператора, нормативной документации по условиям внешней среды на рабочем месте, в специальных разделах других информационных баз.
  213. Проектировщики отдельных изделий, занимающиеся проектированием приборов, например, дисплеев, которым необходимо учитывать широкий спектр инженерно-психологических и эргономических характеристик.
  214. Проектировщики технологических процессов, нуждающиеся в информации о безошибочности и быстродействии при выполнении специалистами отдельных операций, способах и методах контроля, условиях труда, типовых эргономических решениях и т. п.
  215. Проектировщики услуг, товаров широкого спроса, кино и видеопродукции, рекламы и т. п., нуждающиеся в информации об эргономическом уровне лучших отечественных и мировых образцов и методах эргономического обеспечения этого уровня.1.I. Эксплуатационники.
  216. Специалисты по модернизации технологических и других процессов, нуждающиеся в информации об условиях (оптимальных) труда, выборе лучших эргономических решений, эргономических характеристиках отдельных элементов и технических средств в целом и т. п.
  217. Специалисты, непосредственно заинтересованные в усовершенствовании приемов труда, повышении его производительности и рационализации деятельности широкого круга специалистов.1. Специалисты по организационному обеспечению.
  218. Специалисты по научной организации труда, занимающиеся повышением эффективности функционирования человеко-машинных систем за счет улучшения их организационного обеспечения.
  219. Специалисты по обеспечению условий труда, реализующие нормативно-методические и др. указания по условиям труда и среде на рабочем месте, в зависимости от целей, поставленных перед данной ЧМС, и степени важности и срочности задач, решаемых с ее помощью.
  220. Учет непосредственных требований к И О всех перечисленных категорий потенциальных пользователей должен быть реализован при создании соответствующих инфологических моделей различных БД.
  221. Структура отдельных компонент АСЭИР и задачи подразделений.
  222. Состав подразделений и структура ОМБЭД должны обеспечивать выполнение всех возлагаемых на него функций.
  223. На рис. 1, укрупненно изображена структура ОМБЭД.
  224. Организационная структура ОМ БЭД.1. Руководитель ОМ БЭД1. Рис. 1
  225. Задачи подразделений ОМБЭД.
  226. Лаборатория программных средств.
  227. Группа системного ПО обеспечивает бесперебойную эксплуатацию опытно методического БЭД, развитие системного ПО и освоение перспективных СУБД.
  228. Группа проблемного ПО обеспечивает испытания перспективных ППП, стыковку и комплексирование программных средств и передачу проблемного ПО в другие части АСЭИР.
  229. Сектор алгоритмического обеспечения разрабатывает математические модели, методы и алгоритмы решения конкретных задач- обеспечивает создание программ и их увязку с ИО и ПО.
  230. Лаборатория информационного обеспечения.
  231. Группа структурирования информации ведет разработку (доработку) структур баз данных (на уровне концептуальной, инфологической и т. д. моделей), а также оказывает необходимую помощь в разработке баз данных другим частям АСЭИР (БМЭД, БОЭД и т. д.).
  232. Группа диалога занимается разработкой диалога для различных видов (категорий) пользователей, для каждой из баз эргономических данных, типов задач и т. п., обеспечивая при этом единство сокращений, обозначений, возможность перехвата инициативы и т. п.
  233. Лаборатория эксплуатации и развития КТС.
  234. Сектор эксплуатации КТС занимается поддержанием всего комплекса технических средств в работоспособном состоянии.
  235. Группа развития КТС проводит исследования целесообразности применения перспективных технических средств, различных новинок и т. п. с целью обеспечения гибкой перестройки (изменения конфигурации) КТС без изменения других видов обеспечений.
  236. Группа административно хозяйственного обеспечения обеспечивает оперативное решение возникающих хозяйственных задач (снабжение, ремонт аппаратуры, строительство и т. п.) и взаимосвязь.
  237. Сектор обучения обеспечивает подготовку специалистов в области автоматизации решения задач ЭО (овладение необходимыми знаниями в области информатики, эргономики, алгоритмизации, программирования).
  238. Банк межотраслевых эргономических данных.
  239. Ввиду того, что цели и задачи, поставленные перед БМЭД отличаются от целей и задач, ставящихся перед ОМБЭД, то и структура БМЭД также имеет свои специфические отличия. Укрупненная схема организационной структуры БМЭД представлена на рис. 2.
  240. Схема организационной структуры БМЭД.1. Рис. 2.
  241. Задачи подразделений БМЭД.
  242. КТС БМЭД и каждой отдельной компоненты должен удовлетворять следующему стандартному набору общих требований:
  243. Использование стандартных серийно выпускаемых устройств.
  244. Возможность путем тиражирования удовлетворить максимально широкий круг потребностей пользователей.
  245. Открытость и преемственность.
  246. Совместимость по уровням иерархии.
  247. Возможность установки комплекса программных средств, обеспечивающего: эффективное взаимодействие уровней- требуемую скорость обработки и обмена данными- развитые средства обработки данных.
  248. Удовлетворительность по объему памяти.
  249. Обеспечение максимальной эффективности работы всех пользователей.
  250. Наличие эффективных средств сбора, подготовки и передачи данных (в случае организации отдельной системы сбора эргономической информации -стыкуемость с ней по используемым техническим средствам), а также комплекса тиражирования информации.
  251. Экономичность (по стоимости и энергии).
  252. КТС БМЭД, обеспечивающий выполнение наиболее широкого набора функций будет наиболее общим, в то время как КТС других частей АСЭИР будут включать в свой состав лишь некоторые частные наборы его компонент.
  253. Создание КТС БМЭД преследует, еще и цели исследований и отработки типовых решений и выдачи необходимых рекомендаций.
  254. Верхний уровень КТС предназначен для централизованного хранения эргономической информации и отработки общих методических решений. Этот уровень наиболее характерен для БМЭД и БОЭД.
  255. В состав КТС БМЭД необходимо включить комплекс сетевых связей. Обеспечение внешних источников эргономической и методической информацией должно осуществляться посредством комплекса тиражирования, а подготовка информации на комплексе подготовки данных.
  256. Для достижения поставленных целей КТС БМЭД должен состоять из следующих четырех комплексов:
  257. Вычислительный комплекс, образующий локальную двухуровневую сеть и имеющий в своем составе центральный, рабочий, исследовательский и учебный комплексы, обеспечивает обучение до 15−20 специалистов.
  258. Комплекс сетевых связей, который должен обеспечивать как связи, внутренней организации БМЭД в виде сети (локальная и распределенная модификации), так и внешние связи, обеспечивающие подключение БМЭД к другим компонентам АСЭИР и информационным сетям.
  259. Комплекс подготовки данных. .
  260. Комплекс подготовки данных должен включать в свой состав как устройства подготовки данных вывода информации, в том числе и на нестандартные (для ЭВМ) носители.
  261. Комплекс тиражирования. Комплекс тиражирования должен включать оборудование для вывода на микрофиши, мелкотиражного и крупнотиражного копирования.
  262. Укрупненная структура КТС БМЭД изображена на рис. 3.
  263. Одиночные стрелки показывают физические каналы связи, а двойные -информационные потоки на основе транспортировки носителей.1. Лаборатория ПО.
  264. Укрупненная структура комплекса технических средств БМЭД.11
  265. Комплекс подготовки данных1. Рис. 3.8Группа сетей связи отрабатывает вопросы выхода на вычислительные сети и сети связи, реализующие удаленный доступ к БМЭД.
  266. Отдел информационного обеспечения и эргономики.
  267. Сектор приема и тиражирования эргономической информации предназначен для ее предварительной экспертизы, подготовки для ввода в БМЭД (в начальный период может быть с переформатированием), переноса на магнитные носители и загрузки в БД.
  268. Сектор эксплуатации (администраторы БД) обеспечивает контроль эргономической информации, загружаемой в БД, ее сохранность и хранение, обновление, создание справочников и информационного фонда.
  269. Сектор перспективного планирования исследует потребности пользователей и определяет основные направления исследований и развития БМЭД.
  270. Лаборатория координации (развития) обеспечивает изучение новых перспективных разработанных методик, алгоритмов и программ, и исследует возможность и целесообразность их применения в БМЭД, выдает задание группе проблемного ПО на их освоение и адаптацию.
  271. Административно хозяйственный отдел состоит из подразделений: .- группа материально технического обеспечения-- планово производственная группа и бухгалтерия-- охрана и вспомогательные службы.
  272. Банк отраслевых эргономических данных.
  273. Обобщенная структура взаимосвязей БОЭД представлена на рис. 4.
  274. Целесообразность иерархии взаимосвязей БОЭД объясняется следующими причинами: — эргономическую информацию общую для отрасли (предприятия) целесообразно хранить и поддерживать в актуальном состоянии в БОЭД (банке эргономических данных предприятия) —
  275. Рекомендуемая структура взаимосвязей отраслевого БЭД Компоненты БОЭД и их связи1. Уровни компонентов1. Межотраслевой БЭД (БМЭД)1. БОЭД прочих отраслей1. Отраслевой БЭД
  276. БЭД предприятия (объединения)
  277. БЭД предприятия/ объединения №
  278. АРМ эргономиста на основе БЭД
  279. АРМ эргономиста на основе БЭД
  280. АРМ эргономиста на основе БЭД
  281. АРМ эргономиста на основе БЭД
  282. Внешние по отношению к БОЭД компоненты Компонент отраслевого уровня Компоненты уровня предприятия/объедине ния
  283. Структура и функции ЛПБЭД.
  284. Локальный проблемный банк эргономических данных (организационная структура)
  285. Основной информационный фонд1. Базы проблемных данных1. Эксперим. данные
  286. Промежуточный информационный фонд
  287. Служба администратора ЛП БЭД
  288. Администратор ЛПБЭД Сектор инфо рмационного обеспечения
  289. Организационно-технический сектор1. Информацион. средства1. ЦПУ ДДинформации1. Каталоги1. СУБД1. ИПС1. ППП
  290. Первичные пользователи Внутренние пользователи
  291. Внутренние источники информации1. Организации заказчика1. Внешние пользователи1. Рис. 5. иис
  292. Информация от внешних источников должна обрабатываться специалистами сектора информационного обеспечения и заноситься в ЛПБЭД по решению службы администратора ЛПБЭД с одновременным присвоением индекса, характеризующего степень ее достоверности.
  293. Данные по факторам характеристики параметров факторов, источники, порождающие факторы, методы и средства оценки параметров факторов.
  294. Данные нормативно справочной информации по факторам — основные положения, ГОСТы, санитарные нормы и правила, методические указания и рекомендации.
  295. Данные по возможным нарушениям состояния здоровья или профессиональным заболеваниям, возникающим в результате действия факторов.
  296. Данные по библиографии, рефератам и патентам, относящимся к рассматриваемой проблемной области.
  297. Программное обеспечение ЛПБЭД является стандартным.
  298. При выборе соответствующих основной и моделирующей СУБД целесообразно учитывать специфические особенности проблемной области,.
Заполнить форму текущей работой