Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление полоролевой и гендерной идентичности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании структурного компонента (взаимоотношения между эталонами пола) и динамического компонента (изменение этих отношений во времени) половой идентичности подростков 11 — 14 лет И. В. Романову удалось получить данные о нелинейном и во многих отношениях противоречивом характере перехода от детской половой идентичности к взрослым, зрелым ее формам. Обращают на себя внимание принципиальные… Читать ещё >

Становление полоролевой и гендерной идентичности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Становление полоролевой идентичности — длительный процесс, который начинает разворачиваться задолго до наступления пубертата; в разные возрастные периоды отмечается повышение и снижение удельного веса половой идентичности в общей структуре самоидентичности личности. Если в первой половине XX в. считалось, что типичное половое поведение есть результат биологического влияния пола и является врожденной характеристикой, то с активизацией движения за равноправие женщин и началом сексуальной революции стало очевидно, что половое поведение социально предписано и зависит не только от биологических факторов, но в значительной степени от культурных норм и социального научения, влияния ближайшего окружения и текущих ориентиров общества. В современном обществе ориентиры мужественности и женственности существенно трансформировались.

Полоролевая идентичность — структура личности, динамически интегрирующая представления о себе и переживание себя как представителя определенного иола с присвоением ролей и моделей поведения, присущих этому полу.

Активное присвоение сексуальных и гендерных ролей происходит в дошкольном возрасте, а осознание себя как представителя одного из полов происходит еще в раннем возрасте. Анализируя процесс формирования гендерного стереотипа в дошкольные годы, Л. Кольберг подчеркивает, что этот процесс — не пассивное, социально детерминированное явление, но активная реализация самокатегоризации. Дошкольник усваивает представление, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается согласовать поведение с представлениями о своей гендерной идентичности.

Принципиальное отличие построения иолоролевой идентичности в отрочестве связано с характером общения со сверстниками. Конечно, и в детстве сверстник не является для ребенка бесполым партнером по играм, но в детстве отношения сексуально нейтральны и взаимодействует ребенок, прежде всего, со сверстниками одного с собой пола.

Половая идентичность формируется в результате согласованного взаимодействия биологических (хромосомных, гормональных, морфологических) и социальных (семейных, дружеских, общественных) факторов. Утрата или несформированность половой идентичности ведет к глубоким трансформациям всей личности подростка. Несогласованность одного из аспектов развития половой идентичности может вести к гомосексуальности. Обобщая многочисленные исследования зарубежных авторов, Л. С. Клейн говорит о факторах развития гомосексуальности: биологических (медицинских, также в англоязычной литературе — нейроапдрогенных) и социально-психологических. В первом случае гомосексуальная ориентация рассматривается как инверсия, т. е. извращение полового чувства, патология, болезнь; во втором — понимается в контексте социального взаимодействия человека и как вынужденное или произвольное уклонение от стандартов в выборе полового партнера [33].

Так, В. Д. Менделевич предлагает придерживаться дифференциации гомосексуальности на следующие группы в зависимости от их генеза:

  • 1) псевдогомосексуализм (выбор партнера на основании несексуальных мотивов — материальных выгод, сложившейся ситуации и т. д.);
  • 2) гомосексуализм периода развития (возрастной поиск и адаптация);
  • 3) гомосексуализм, обусловленный различными задержками психического развития, входящий в структуру психических расстройств;
  • 4) истинный гомосексуализм, обусловленный гомосексуальными наклонностями, особым вариантом развития.

Кроме того, Менделевич предлагает деление на «эго-дистоничсский гомосексуализм» для описания случаев, когда направленность сексуального влечения индивида не совпадает с требованиями к проявлению сексуальности, приводя к внутриличностному конфликту, и «эго-синтоническии гомосексуализм», при котором отсутствует внутриличностныи конфликт [50].

Не останавливаясь на эндокринных, генных, нейронных и антропометрических факторах гомосексуальности, обратим внимание па социальнопсихологические причины развития гомосексуальной идентичности. С позиции психоаналитических теорий ребенок понимается как изначально бисексуальное существо, у которого гомосексуальная ориентация формируется посредством фиксации на родителе своего пола и неспособности преодолеть эдипов комплекс или комплекс Электры. Гомосексуальность, согласно психоаналитикам, результат специфических условий формирования личности в раннем детстве, который объясняется доминирующей ролью матери и пассивностью отца. Матери, чрезмерно опекающие сыновей, тесно эмоционально привязывающие их к себе и лишающие самостоятельности, способствуют развитию у них гомосексуальной половой идентичности, препятствуя установлению психологической близости со сверстницей и не позволяя сыну принять в себя мужскую идентичность отца.

Соотношение между гетеросексуальной и гомосексуальной половой идентификацией И. Бибер характеризовал как соотношение тенденции и способности. Он подчеркивал наличие у человека способности к гомосексуальности и тенденцию к гетеросексуальности. Способность к отклику на гетеросексуальное возбуждение является врожденной, однако ухаживание и техника сношения относятся к обучаемому поведению. В результате нарушений адаптации возникает гомосексуальность как обходной путь справиться со страхами гетеросексуальности [86|. Следствием этой позиции стало исключение в 1973 г. гомосексуальности из списка психических заболеваний Американской международной ассоциацией психиатров.

Еще одна психологическая теория развития гомосексуальности — теория импрессинга, согласно которой половая идентичность формируется в результате расширенного импритинга и зависит от условий развития и установок раннего детства.

Импрессинг — понятие, введенное В. П. Эфроимсоном для обозначения явлений импритинга у человека, которые носят более широкий и менее предсказуемый характер, чем у животных.

Импритинг — явление запечатления в поведении животных, когда в сензитивный период жестко фиксируются определенные стимулы окружающей среды и связанные с ними модели поведения. Объектами импритинга могут быть родительские особи, пища, будущие половые партнеры.

Сравнительное исследование онтогенеза гомосексуалистов и гетеросексуалистов, проведенное в США во второй половине XX в., позволило выделить среди факторов развития половой идентичности в детстве и отрочестве отверженность мальчиков отцами, взаимозависимые отношения с матерями, страх телесных наказаний, переживания одиночества и интенсивные контакты со старшими братьями. Аналогичные зеркальные данные обнаруживаются и в развитии девочек с гомосексуальной ориентацией. Эти данные подтверждают необходимость пристального изучения факторов семейного воспитания в формировании половой идентичности в детстве и подростковом возрасте.

Гендерная идентичность подростков формируется в процессе социализации и во многом определяется взаимодействием с главными агентами социализации — родителями, учителями, а также определенными социальными стереотипами, доминирующими в обществе. В подростковом возрасте проходит формирование гендерной идентичности в пространстве между полюсами маскулинности и фемининности. Принятие подростком маскулинной гендерной идентичности характеризуется выделением типично «мужских» качеств: решительность, ответственность, аналитический ум, самостоятельность, доминантность и готовность защищать. Стремление к полюсу фемининной идентичности ориентирует подростка на заботу, эмоциональность, нежность, слабость, скромность и подчиненность. Еще один ориентир, косвенно предлагаемый обществом, — скрытая педофилия, когда в качестве образца красоты предлагается тело с детскими пропорциями, лишенное взрослых форм, лишенное волос и явных признаков пола. Эти образцы «детских» тел, демонстрируемые с подиумов через СМИ в качестве эталонных, оказывают мощное влияние не только на девушек, но и на юношей, формируя отношение как к собственной телесности, так и к выбору потенциального сексуального партнера.

Гендерная идентичность — идентификация индивида с конкретным иолом в социально-ролевом поведении под влиянием культуры и социального окружения, самоощущение себя как носителя культурно определенных мужских, женских или смешанных качеств.

В психологии разнятся взгляды на роль комплекса маскулинность — фемининность в социальной адаптации подростка. Среди отечественных и зарубежных авторов есть сторонники выделения традиционных ориентиров гендерной идентичности как условия психического здоровья личности. Другие придерживаются мнения, что андрогинность обеспечивает большие возможности не только для адаптации, но и для развития человека в современном обществе. Любопытно, что классическая психоаналитическая позиция, озвученная 3. Фрейдом в отношении зависти и переживания неполноценности девочками по сравнению с мальчиками, скорректировала^ логикой развития общества. Сегодня, когда взрослый человек имеет возможность сменить пол, мужчины меняют пол в 10 раз чаще, чем женщины.

Андрогинность (от др.-греч. andro — мужчина и gyne — женщина) — одновременное проявление (необязательно в равной степени) личностью женских и мужских качеств и моделей поведения, отсутствие ориентации на маскулинную или фемининную модель поведения.

Общество через различные институты предоставляет разнообразные возможности для женской идентификации и почти не дает средств построения идентификации мужской. Образцы мужского поведения отсутствуют дома (в неполной семье или в семье, где отец проводит большую часть времени на работе), в детском саду и в школе (подавляющее большинство педагогов — женщины). В повседневной жизни остается все меньше традиционно мужских видов деятельности, которые могли бы стать ориентиром активности для мальчика-подростка. Мальчики начинают объединяться в группы задолго до начала пубертата, чтобы понять в общении друг с другом, что значит быть мужчиной, и противопоставляют себя девочкам в детском саду, в начальной, а затем и в средней школе. Но растущая маскулинизация девочек превращает процесс противопоставления в парадоксальный.

Важно, что образцы мужского поведения необходимы не только подросткам-мальчикам, но и девочкам в процессе сепарации их от семьи и от материнского (опять женского) влияния. Условно разводимые типы социализации: мужской — инструментальный (самостоятельность и ориентация на достижения) и женский — экспрессивный (послушание и ориентация на заботу) не противоречат друг другу, а дополняют, обеспечивая максимальную эффективность в различных видах деятельности.

В исследовании структурного компонента (взаимоотношения между эталонами пола) и динамического компонента (изменение этих отношений во времени) половой идентичности подростков 11 — 14 лет И. В. Романову удалось получить данные о нелинейном и во многих отношениях противоречивом характере перехода от детской половой идентичности к взрослым, зрелым ее формам [63]. Обращают на себя внимание принципиальные различия в структуре половой идентичности у мальчиков и девочек. Мальчики начинают чувствовать идентификацию со своим полом тогда (и тем сильнее), когда (и чем сильнее) они ощущают присутствие женщины во взрослеющих девочках. Переживание женственности девочками не связано с выделением и интеграцией эталонов мужественности. В целом мальчиков (любого возраста) отличает более жесткая эмоциональная дифференциация смыслового пространства по признаку пола, тогда как девочки достаточно часто демонстрируют интеграцию эталонов женственности (фемининности) и мужественности (маскулинности).

Различия обнаруживаются и в отношении чувства взрослости, которое у мальчиков связывается с половозрастным эталоном взрослого мужчины, а у девочек идентифицируется с миром взрослых в целом. Кроме того, в полученных результатах обращает на себя внимание отсутствие связи (во всяком случае, очевидной) между когнитивным и эмоциональным компонентами половой идентичности. Эмоциональный компонент идентичности включает разделение значимых других по признаку иола независимо от возраста, тогда как когнитивный компонент предполагает преимущественную дифференциацию значимых других по возрасту.

Комплексный анализ структуры половой идентичности подростков позволил И. В. Романову выделить варианты формирования субъективного пространства личности по признаку пола (рис. 1.7).

Типология половой идентичности по И. В. Романову.

Рис. 1.7. Типология половой идентичности по И. В. Романову.

  • 1. Адекватный тип идентичности. В его основе лежат дифференциация субъективного пространства, но признаку пола и проекция собственного Я в ту область, которая соответствует биологическому полу индивида. Это соответствует объединению в психологическое «Мы» представителей своего пола и противопоставлению его психологическому «Они», включающему представителей противоположного иола. На уровне поведения эго соответствует адекватной (иногда несколько утрированной) женственности или мужественности. Выбор того или иного варианта поведения определяется прежде всего его соответствием или несоответствием эмоциональным переживаниям или когнитивным эталонам, свойственным представителям данного пола.
  • 2. Инвертированный тип идентичности. В его основе лежат дифференциация субъективного пространства по признаку пола и проекция собственного Я в область, противоположную паспортному полу индивида. Встречается этот тип в подавляющем большинстве случаев у мальчиков (часто наблюдаемое маскулинное поведение девочек обычно существует в рамках недифференцированного типа идентичности). Психологически он проявляется как повышенная мягкость, эмоциональность, тревожность, сензитивность и другие фемининные характеристики у мальчиков.
  • 3. Возрастно-дифференцированный тип идентичности. Этот тип идентичности существует только в рамках когнитивного компонента идентичности. В основе лежат дифференциация субъективного пространства по признаку возраста и проекция Я индивида в область взрослости. Психологическим коррелятом такого типа идентичности являются «чувство взрослости» и высокая самооценка личности. Это отражается в близости образов Я, Я-идеальное и образов взрослых мужчин и женщин — у девочек, тогда как для мальчиков образцом взрослости становится эталон мужественности, а не универсальный эталон безотносительной к полу взрослости.
  • 4. Недифференцированный тип идентичности. В его основе лежит отсутствие дифференцированности субъективного пространства индивида. Все образы-эталоны настолько близки друг другу, что сливаются в некое единое целое. Такая организация пространства приводит к тому, что Я испытуемого также оказывается интегрированным в эту структуру. В психологическом плане этот тип в какой-то степени соответствует недифференцированной половой идентичности, при котором отсутствуют как маскулинные, так и фемининные признаки. Однако он может проявляться и в маскулинном поведении девочки. Говоря об относительной бесполости такого типа, необходимо подчеркнуть, что речь идет скорее о социальном, чем о сексуальном поведении. Наблюдения показывают, что девочки с недифференцированным типом идентичности часто отличаются повышенной сексуальной активностью, которая не тормозится переживанием эмоциональной отграниченное™ от мальчиков и становится одним из многих других видов совместной с ними деятельности. Таким образом, основная характеристика недифференцированного типа идентичности заключается в отсутствии регуляторов поведения, связанных с осознанием и эмоциональным переживанием своей позиции по отношению к значимым другим.
  • 5. Инфантильный тип идентичности. Существует только у мальчиков и только в рамках эмоционального компонента идентичности. В основе лежит объединение образов-эталонов большинства женщин и большинства мужчин плюс интеграция Я индивида с этим образованием. Мальчики с этим типом идентичности испытывают большую потребность в эмоциональном тепле, привязанности и чувстве принадлежности, чем большинство мальчиков их возраста. Это позволяет высказать предположение, что данный тин идентичности в психологическом смысле является отражением наличия инфантильной симбиотической связи мать — ребенок [63].

Возрастная динамика развития половой идентичности у подростков характеризуется следующими изменениями. В период с 11 до 13 лет показатели эмоционального компонента у подростков удаляются от эталона позитивной идентичности, однако направление этих изменений у девочек и мальчиков различно. У девочек наблюдается снижение дифференцированности эталонов мужественности и женственности, тогда как у мальчиков на фоне сохраняющейся дифференциации наблюдается смещение «образа Я» в «женскую» область (противоположную пространству «большинство мальчиков»). Как подчеркивает И. В. Романов, такое «неосознанное „предательство“ своего пола (при известной значимости для мальчика маскулинной идентификации) не может не вызвать у него защитно-компенсаторного (в том числе агрессивного) поведения по отношению к девочкам и тщательной маскировки всех внешних признаков позитивно окрашенного интереса к женскому полу. Но в результате мальчик попадает в порочный круг, ибо о чувствах своих сверстников, составляющих для него референтную группу, он судит только по их поведению, которое, в свою очередь, не менее „феминофобно“, чем у него. Он остается „не таким, как все“, что проявляется в зафиксированном явлении удаления „образа Я“ от образа большинства мальчиков, потом и большинства мужчин» [63].

В 13—14 лет наступает кризисный момент, переламывающий развитие в сторону позитивной половой идентичности, связанной с феминизацией девочек и маскулинной идентификацией мальчиков. Показательно, что маскулинная идентификация мальчика прямо связана со степенью субъективной близости для него образов девочек и женщин. Подобная зависимость у девочек отсутствует. В результате перехода противопоставление мужественности и женственности для девочек снижается, а у мальчиков усиливается эмоциональное принятие образов-эталонов противоположного пола [63].

Очевидно, что становление половой и гендерной идентичности объединяет на основе идеи о системной детерминации психики социальное и биологическое развитие человека. Развиваемая в работах А. В. Брушлинского, К. А. Абульхановой-Славской и других идея С. Л. Рубинштейна о детерминации «внешнего через внутреннее» отражается в выборе подростками тех или иных форм социального взаимодействия, опосредования ими родительского воздействия и общения со сверстниками через субъективное восприятие Я и структуры собственных межличностных отношений. «По мере взросления человека в его жизни все большее место занимают саморазвитие, самовоспитание, самоформирование и соответственно больший удельный вес принадлежит внутренним условиям как основанию развития, через которые всегда только и действуют все внешние причины, влияния и т. д.» 116].

Становление полоролевой и гендерной идентичности.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) — советский психолог. Научные интересы Рубинштейна были сосредоточены вокруг методологии общей психологии и психологии мышления. Внес принципиальный вклад в теоретические исследования психологии эмоций, педагогическую психологию, трактовал историю психологии. Одним из первых заложил основы деятельностного подхода в отечественной психологии.

Наиболее значимые работы: «Основы психологии» (1935), «Основы общей психологии» (1940,1946).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой