Дж. Дуглас (1967) утверждает, что социологический анализ должен сосредоточиться на значении, смысле суицида, а не на социальной структуре. В социологическом изучении суицида мы должны понять смысл самоубийства для самой жертвы, используя ее дневники, заметки о самоубийстве, замечания и биографические описания, составленные психиатрами. Смысл самоубийства в западном обществе может следующим:
- • самоубийство как воссоединение — освобождение от забот/давления;
- • самоубийство как искупление — превращение себя в другое;
- • самоубийство как месть — наиболее частая форма в XX в.
Дж. Дуглас подверг аргументированной критике не только Дюркгейма, но и всех авторов социологических исследований суицида. Его главная претензия была, по сути, веберианской — подход Дюркгейма не учитывал социальные и культурные значения суицида. Более того, он не рассматривал самоубийство как значимое социальное действие, совершаемое индивидами, и не мог учитывать все варианты в определениях суицида, которые давали, например, следователи и медицинские эксперты. Дуглас утверждал, что дюркгеймовскую типологию суицида следует заменить типологией «суицидальных действий как социально значимых действий»[1][2].
Социологи 70—80-х гг. XX в., как правило, критиковали Дюркгейма. Д. Филлипс, развивая подход Тарда, считал, что подражание, особенно самоубийству знаменитостей, играет большую роль в формировании суицидального поведения. Филлипс назвал это явление «эффектом Вертера»1, поскольку роман Гёте вызвал множество «подражательных» самоубийств. Другие социологи продолжали работать в рамках дюркгеймовской парадигмы, однако наблюдалась методологическая путаница и неопределенность в объяснении феномена суицида.
Феномен самоубийства предполагает изучение всего комплекса психологических, экологических и генетических факторов. Сосредоточение на одном из них недостаточно для предоставления адекватного объяснения.
И хотя социологическая теория достигла своего расцвета к середине XX в., совпадающего с развитием психоаналитических теорий, в настоящее время в ней выдвигаются новые объяснительные модели. Напротив, за последние два десятилетия XX в. наблюдалось выдвижение биологических теорий.
- [1] Douglas, J. D. The social meanings of suicide. P. 6—397.
- [2] Ibid. P. 255.