Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование психологической устойчивости студентов к негативному влиянию интернет-технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-вторых, предлагая человеку чудеса виртуальной реальности, интернет-технологии мощно воздействуют на психику человека-пользователя и ведут к определенной ее трансформации. При этом характер психологических трансформаций личности и образа жизни человека под влиянием негативных факторов интернет-технологий и других экранных продуктов в настоящее время остается пока не изученным. Один из главных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Л. Факторы негативного влияния экранных продуктов и современных информационных, интернет-технологий
      • 1. 2. Исследование психологических особенностей личности в интернет-пространстве
      • 1. 3. Психологическая устойчивость личности к негативному влиянию интернет-технологий
      • 1. 4. Разработка гипотезы о механизме формирования психологической устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям
      • 1. 5. Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 2. 1. Методика диагностического исследования
    • 2. 2. Результаты диагностического исследования и их анализ
    • 2. 3. Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ К НЕГАТИВНОМУ ВЛИЯНИЮ ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 3. 1. Обоснование формирующей программы. Общая структура
    • 3. 2. Содержание программы
    • 3. 3. Контрольная диагностика и ее результаты
  • Выводы экспериментального исследования

Формирование психологической устойчивости студентов к негативному влиянию интернет-технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Актуальность проблемы влияния интернет-технологий на формирование личности и ее образа жизни обусловлена рядом серьезных обстоятельств. Во-первых, это уникальное изобретение прочно вошло в современную жизнь и стало сегодня одним из серьезных факторов формирования личности. Интернет открывает огромные информационные возможности, позволяет идти в ногу со временем, задает небывалый темп интеллектуальной, коммуникативной, эмоционально насыщенной деятельности, стирает рамки времени и разрушает границы расстояний.

Во-вторых, предлагая человеку чудеса виртуальной реальности, интернет-технологии мощно воздействуют на психику человека-пользователя и ведут к определенной ее трансформации. При этом характер психологических трансформаций личности и образа жизни человека под влиянием негативных факторов интернет-технологий и других экранных продуктов в настоящее время остается пока не изученным. Один из главных вызовов, брошенных людям, в частности студенческой молодежи, всемирной сетью, — это возможность интернет-зависимости, которая может существенно трансформировать характеристики образа жизни личности и сказаться на результатах профессиональной подготовки и развития личности будущего специалиста. Сегодня, по данным социологических опросов (Ю.Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, 1998; А. Е. Войскунский, 2002; Е. Б. Галицкий, 2002; Б. З. Докторов, 2000 и др.), вместе с ростом числа интернет-пользователей в мире растет и число интернет-зависимых.

Проблема формирования психологической устойчивости личности к негативному влиянию виртуального пространства и интернет-технологий вообще не поставлена. Мы не обнаружили в литературе специальных исследований, посвященных анализу этой проблемы. При этом следует отметить, что и в целом вопросы психологической устойчивости личности, не только в смысле свободы от разного рода зависимостей, но и в более общей постановке, разработаны в психологической литературе явно недостаточно. Имеются представления об устойчивости как динамической характеристике в структуре темперамента и в целом интегральной индивидуальности (В.В. Белоус, B.C. Мерлин, В. М. Русалов, Я. Стреляу и др.) — об эмоциональной устойчивости в условиях эмоциогенной спортивной деятельности, а также в «опасных» профессиях (Ф.Генов, П. Б. Зильберман, К. К. Платонов, В. А. Пономаренко, А. П. Рудик и др.). При этом исследований психологической устойчивости личности как ее целостной системной характеристики, определяющей способность противостоять негативному влиянию, сохранять стабильность и уравновешенность внутреннего мира и образа жизни, быть свободной и независимой от вредных пристрастий, крайне мало, либо они проводятся в рамках изучения других феноменов, например психологии настроения (Л.В.Куликов, Е. П. Ильин, Е.И. Рогов), профилактики и преодоления зависимости (Б.С. Братусь, Л. И. Вассерман и др.). Помимо отсутствия специальных исследований самого феномена психологической устойчивости личности, не исследован вопрос о психологических условиях и механизмах формирования психологической устойчивости личности, в том числе к негативному влиянию современных информационных технологий.

Характер психологических трансформаций личности и ее образа жизни под влиянием интернет-технологий практически не изучен, проблема интернет-зависимости в силу своей новизны почти не исследована. Существуют лишь отдельные исследования по данной тематике, принадлежащие, в основном, зарубежным авторам. В последнее время усилился интерес к проблеме интернет-зависимости: начинают появляться первые диссертации и серьезные научные труды по данному вопросу (Е.П. Белинская, А. Е. Войскунский, А. Жичкина, Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева, К. Мюррей, Н. А. Носов, Ю. В. Фомичева, А. А. Чернов, А. Ф. Шайдуллина, С. А. Шапкин, И. Шевченко, А. Г. Шмелев, J. Bignel, R.A.Davis, M. Griffiths, J. Sempsey, C. Surratt, Sh. Turkle, P. Wallace, K.S.Young и др.). Тем не менее, в этой области остается еще много белых пятен на фоне все обостряющейся проблемы интернет-аддикции. Таким образом, тема нашего исследования отличается новизной и актуальностью.

Цель исследования состоит в изучении структуры и условий формирования психологической устойчивости личности к негативному влиянию виртуального пространства и интернет-технологий.

Наиболее серьезным из негативных факторов интернет-технологий выступает зависимость от информационного пространства и интернет-технологий, нарушающая устойчивость внутреннего мира и образа жизни личности. Эта зависимость, достигая определенного уровня, приобретает очертания личностной патологии, которая обозначается термином интер-нет-аддикция.

Объектом исследования выступают психологические особенности личности студентов и их образа жизни, определяющие психологическую устойчивость к влиянию интернет-технологий.

Предметом исследования является совокупность психологических условий, определяющих эффективность формирования психологической устойчивости личности и преодоления психологической зависимости от информационного пространства и интернет-технологий.

Основными положениями, подлежащими изучению и проверке в качестве гипотез научного исследования, являются следующие:

— во-первых, мы предполагаем, что некоторые особенности личности студентов наиболее сильно связаны с использованием интернет-технологий, возникновением и развитием на этой основе интернет-зависимостиэти особенности личности могут провоцировать чрезмерное увлечение индивидом виртуальной реальностьюсреди таких свойств мы предполагаем обнаружить ряд эмоциональных, коммуникативных, мотива-ционных и ценностно-нравственных качеств личности, характеризующих ее психологическое неблагополучие (это могут быть страх неудачи и отвержения, неадекватность самооценки, коммуникативные затруднения, неудовлетворенность мотивов, неблагоприятные ценностно-смысловые ориентации);

— во-вторых, мы предполагаем, что спровоцированная этими качествами психологическая зависимость от интернет-технологий оказывает неблагоприятное влияние на весь спектр личностных характеристик, описывающих целостный образ жизни студента и его поведение;

— в-третьих, мы предполагаем, что основные психологические (внутренние) условия профилактики и преодоления зависимости от интернет-технологий, а также оздоровления образа жизни студентов связаны с формированием психологической устойчивости личности, представляющей собой систему мотивационных, эмоциональных, волевых, рефлексивных и ценностно-смысловых личностных свойств, среди которых доминирующую роль играют ценностно-смысловые и нравственные ориентации личности.

Основными задачами исследования, вытекающими из определения цели, предмета и гипотез, для нас являются следующие:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы взаимосвязи личности, ее образа жизни и использования в деятельности информационных интернет-технологий. Выявить факторы их негативного влияния на личность, в том числе в форме интернет-зависимости.

2. Изучить состояние проблемы психологической устойчивости личности к негативному влиянию интернет-технологий и выработать представление о ее структуре и условиях формирования.

3. Разработать и реализовать программу диагностики свойств личности и характеристик образа жизни студентов, выявить в диагностическом исследовании уровни психологической зависимости студентов от интернет-пространства и описать ее типичные проявления в поведенческих характеристиках и параметрах образа жизни студентов.

4. На основе теоретической модели психологической устойчивости и с учетом данных диагностики разработать и реализовать программу образовательно-воспитательной работы со студентами по формированию психологической устойчивости к негативному влиянию интернет-технологий и психологической оптимизации личностных свойств и параметров образа жизни студентов.

Методологической основой исследования для нас явились идеи о социально-психологической природе психики, личности и образа жизни человека, формирующихся под влиянием факторов социальной действительности (Б.Г. Ананьев, C. JL Рубинштейн, Г. М. Андреева. А. А. Бодалев и др.) — продуктивные идеи личностно ориентированных подходов в обучении, воспитании и развитии личности в процессе социализации (А. Мас-лоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.) — положения о развитии психики в деятельности и роли субъективных факторов в этом процессе (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) — современные взгляды на роль духовно-нравственных и ценностно-смысловых факторов в формировании образа жизни человека и его личности (Б.С. Братусь, В. П. Зинченко, Д. А. Леонтьев, В. А. Пономаренко, В. В. Рыжов и др.). В теоретическом анализе использованы современные труды по проблемам информатизации, экологии общения и личности, здорового образа жизни.

В исследовании использовались следующие методы: теоретические: аналитическое исследование психолого-педагогической литературы по проблеме, теоретическое моделирование структуры психологической устойчивости личности и образа жизни студента к воздействиям интернет-технологийэмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование когнитивных, мотивационных, эмоциональных, коммуникативных, ценностно-смысловых и духовно-нравственных характеристик личности студентов, описывающих образ жизникачественный анализ данныхв качестве формирующих использовались методы моделирования поведения и образа жизни, образовательно-воспитательная работа со студентами в соответствии с теоретической моделью психологической устойчивости и описывающих ее характеристик личности;

— математико-статистические: критериально-уровневый, дисперсионный и корреляционный анализ данных.

Научная новизна исследования определяется следующими основными положениями теоретического и практико-прикладного характера:

— систематизированы характеристики личности, провоцирующие повышенную склонность к виртуальной активности и использованию интернет-технологий (мотивационные, коммуникативные, эмоционально-ценностные, нравственно-духовные), выступающие внутриличностными причинами психологической зависимости и интернет-технологий;

— определено содержание и структура психологической устойчивости личности к негативному влиянию информационных интернет-технологий в совокупности когнитивных, мотивационных, эмоциональных, волевых, ценностно-смысловых и рефлексивных составляющих;

— определена совокупность психологических условий оптимального преодоления негативного влияния интернет-технологий на личность и образ жизни студентов;

— в качестве основного условия преодоления психологической зависимости от интернет-технологий и оздоровления образа жизни студентов изучен процесс формирования психологической устойчивости личности и доминирующих ценностно-смысловых ориентаций личности в специальной программе образовательно-воспитательной работы со студентами.

Теоретическую значимость исследования, помимо этих инновационных положений, имеющих теоретическое значение, определяют также следующие результаты исследования:

— выработаны научно обоснованные и обобщающие определения основных научных понятий изучаемой области — психологическая зависимость от виртуальной реальности и интернет-технологий, психологическая устойчивость личности к негативному влиянию, ценностно-смысловые ориентации личности, здоровый образ жизни;

— разработаны и апробированы в экспериментальном исследовании диагностическая программа и программа образовательно-воспитательной работы со студентами по преодолению негативного влияния интернет-технологий, оздоровлению образа жизни, формированию психологической устойчивости личности;

— показана и подтверждена экспериментальными данными ведущая роль ценностно-смысловых и нравственных факторов в преодолении психологической зависимости от интернет-технологий и в формировании психологической устойчивости личности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных в диссертации результатов и сделанных по ним выводов в оптимизации личности и оздоровлении образа жизни студентов в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе. Разработанные в исследовании программы диагностики свойств личности и характеристик образа жизни студентов практически используются в консультировании студентов в рамках работы психологической службы вуза. Используются студентами при подготовке курсовых и дипломных работ, проведения научно-исследовательской студенческой деятельности. Полученные в исследовании данные используются в лекционных курсах и семинарах для студентов по психолого-педагогическим дисциплинам.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на надежную научную методологию, логичностью исходных теоретических позиций, использованием комплекса взаимодополняющих и уточняющих методов, адекватных поставленным задачам, личным участием автора в проведении экспериментальной работы, корректной обработкой данных с использованием надежных, в том числе математических процедур.

Положения, выносимые на защиту:

1. Защищается выработанное в исследовании научное описание психологической устойчивости личности, ее структуры в совокупности еледующих взаимосвязанных компонентов: когнитивный: система знаний и представлений о виртуальном пространстве, его возможностях, позитивных и негативных последствиях увлечения имо свойствах и способностях личности, обеспечивающих ее свободу, независимость, устойчивость к неблагоприятным факторамзнаний о путях и условиях сохранения здорового pi позитивного образа жизни и укрепления собственных потенциаловмотивационно-поведенческигс. соответствующие знаниям мотивы и установки, объединяющие основные потребности, мотивы и стремления в жизни, сформированность мотивационных установок на достижения, успех, признание, свободный от вредных пристрастий образ жизниэмоционально-оценочный, объединяющий систему переживаний и чувств, ценностного отношения к себе и своей жизни на уровне самоуважения и принятия себя, а также эмоциональных реакций на окружающих людей, свобода от неблагоприятных эмоциональных состоянийоперациональный: система практических действий и умений, связанных с оптимальным и разумным использованием виртуального пространства и интернет-технологий, выработка уверенности в себе и свободы от зависимости, определение путей оптимальной организации жизненного пространства, способов и условий избавления от вредных и приобретения полезных привычек и навыковценностно-смысловой: система ориентаций на высокие ценностно-смысловые и нравственно-духовные ценности жизни, физического и психического здоровья, оптимального общения с другими людьми, реализация альтруизма в отношениях с людьми, заботы об окружающих, выработка готовности следовать этим ценностям в своей жизнирефлексивный: осознание себя как уникального, неповторимого и самоценного человека, включение соответствующих мотивационных установок и жизненных позиций в структуру психологической устойчивости, снятие страхов, симптомов тревожности, неуверенности и зависимости, овладение умениями и навыками самоанализа, самооценки и самоуправления.

2. Защищается проверенное и подтвержденное в эксперименте положение о том, что такие психологические особенности личности, как страх неудачи и отвержения, неадекватность самооценки, коммуникативные затруднения, неудовлетворенность мотивов, неблагоприятные ценностно-смысловые ориентации в наибольшей степени связаны со склонностью студента к виртуальной реальности, виртуальному общению через интернет-технологии и провоцируют возникновение психологической зависимости от них. Взаимосвязь этих характеристик находит свое выражение в результатах корреляционного анализа.

3. Спровоцированная этими качествами психологическая зависимость от виртуальной реальности и интернет-технологий при достижении высокого уровня, оказывает неблагоприятное влияние на весь спектр личностных характеристик, описывающих целостный образ жизни студента и его поведение (самооценка, уверенность в себе, эмоциональные состояния, удовлетворенность самореализацией и др.).

4. В процессе формирования психологической устойчивости личности через специальную программу образовательно-воспитательной работы происходит оптимизация названных личностных характеристик, повышение уравновешенности и сопротивляемости личности неблагоприятным влияниям интернет-технологий, снижение уровня психологической зависимости. Основными психологическими условиями этого процесса являются целостное оздоровление образа жизни студентов, оптимизация ценностно-смысловой сферы, переориентация жизненных целей и форм поведения личности. Эти условия создаются доминирующей ролью ценностно-смысловой и мотивационной подготовки в программе образовательно-воспитательной работы со студентами.

Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование проводилось со студентами Нижегородских вузов: государственного лингвистического университета, государственного педагогического университета (200 человек). В диагностическом исследовании (первичном и контрольном) участвовали студенты всей выборки. Для проведения экспериментальной образовательно-воспитательной работы была создана экспериментальная группа студентов (ЭГ) в количестве 40 человек из числа студентов, показавших по результатам диагностики высокий уровень приверженности интернет-технологиям и психологической зависимости от них. Работа с этой группой проводилась в виде семинаров, учебных конференций, групповых дискуссий и тренингов в форме учебно-тренировочных групп (УТГ).

Исследование в целом осуществлялось в период 2004;2008 годов в несколько этапов. На I этапе (2004) были определены теоретические позиции исследования, осуществлялся анализ литературы по теме. На II этапе (2005;2006) разработана и реализована на всей выборке студентов программа психологической диагностики интернет-зависимости и личностных свойств, описывающих параметры психологической устойчивости и особенности образа жизни студентов, осуществлен анализ результатов диагностики. На III этапе (2006;2007) сформированы экспериментальная (ЭГ- 40 человек) и контрольная (КГ — 160 человек) группы студентов. Для студентов ЭГ разработана и реализована комплексная программа образовательно-воспитательной работы. На IV этапе (2007;2008) осуществлено контрольное сравнительное диагностическое исследование свойств студентов ЭГ и КГ, проанализированы результаты эксперимента и оформлены итоги исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования представлялись на Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические технологии подготовки специалистов в условиях интеграции гуманитарного и технического знания» (Ставрополь, 2005) — на III Национальной научно-практической конференции «Психология образования» (Москва, 2006) — на IX научно-практической конференции «Власть и властные отношения в современном мире» (Екатеринбург, 2006) — Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук» (Киров, 2006) — обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии и лаборатории личностно ориентированной подготовки профессионала при НГЛУ им. Н. А. Добролюбова. Результаты исследования, в том числе разработанная и апробированная программа психологической подготовки студентов, используются в учебно-воспитательной работе со студентами НГЛУ (Нижний Новгород). Основные результаты и выводы исследования нашли отражение в 10 публикациях автора, в том числе статье в рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (215 наименований, в том числе 45 на иностранных языках), приложений. Работа иллюстрирована таблицами, графиками, рисунками.

Результаты исследования свидетельствуют о достижении поставленной цели и позволяют сформулировать следующие основные выводы:

1. Получили подтверждение выдвинутые гипотезы исследования:

— выявилась система качеств личности, характеризующих ее психологическое неблагополучие и провоцирующих повышенную зависимость от интернет-технологий (эмоциональные, коммуникативные, волевые, моти-вационные, ценностно-смысловые);

— установлена взаимосвязь этих качеств с уровнем психологической зависимости личности от виртуального пространства и интернет-технологий;

— в процессе формирования психологической устойчивости личности продемонстрирована ведущая роль мотивационной и ценностно-смысловой подготовки в оздоровлении образа жизни студентов и преодолении их психологической зависимости от интернет-технологий.

2. Анализ литературы по проблеме негативного влияния экранных продуктов и интернет-технологий на личность, ее сознание и образ жизни позволил выделить основные факторы такого влияния и систематизировать их в перечне: 1) разрушающие силы- 2) экранные патологии- 3) модусы воздействия на подсознание, в каждом из которых выделены многочисленные негативные влияния. Анализ позволил обозначить в качестве наиболее существенной такую трансформацию личности, как интернет-зависимость.

3. Анализ психологических особенностей виртуальной личности показал многообразие психологических характеристик личности, обусловленных использованием интернет-технологий. Они охватывают все сферы психики и структуры личности (поведенческую, познавательную, эмоциональную, мотивационную, коммуникативную, рефлексивную, ценностно-смысловую). При возникновении интернет-зависимости возможны патологические изменения в этих сферах.

4. Теоретическое исследование проблемы психологической устойчивости личности показал ее недостаточную разработку, особенно в плане устойчивости к негативному влиянию интернет. На основе анализа выработано представление о содержании и структуре психологической устойчивости и дано ее рабочее определение.

5. На основе теоретического анализа выработано представление о психологическом механизме формирования психологической устойчивости личности к негативному влиянию интернет-технологий и преодоления зависимости личности от этих технологий. Намечены основные направления диагностической и образовательно-воспитательной работы.

6. Диагностическое исследование на выборке 200 студентов — активных пользователей интернет выявило 20% испытуемых с высоким уровнем интернет-зависимости. Обнаружены значимые различия в личностных свойствах этих испытуемых в сравнении с остальными студентами: повышенный уровень страхов неудачи и отвержениянизкая уверенность в себенеадекватность самооценкисубъективное неблагополучие образа жизни.

7. С учетом результатов диагностики и на основе теоретической модели психологической устойчивости личности разработана и экспериментально апробирована программа образовательно-воспитательной работы по формированию у студентов психологической устойчивости и преодолению их зависимости от интернет-технологий. Основные компоненты программы соответствуют выработанным в исследовании видам психологической готовности к независимому поведению и здоровому образу жизни: когнитивный, мотивационно-целевой, операциональный, ценностно-смысловой и рефлексивный.

8. В ходе эксперимента разработана и апробирована система заданий, упражнений, ролевых игр, занятий учебно-тренинговой группы (УТГ), направленных на оптимизацию целей и мотивов, самооценки и ценностно-смысловых ориентаций, выработку умений и навыков независимого и уверенного поведения студентов ЭГ, имеющих высокий уровень интернет-зависимости.

9. В результате использованных технологий статистически значимо снизились показатели интернет-зависимости студентов ЭГ, оптимизировались показатели психологической устойчивости и мотивационно-целевые характеристики образа жизни студентов ЭГ, что свидетельствует об эффективности программы и подтверждает исходные гипотезы.

10. Исследование подтвердило актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы. Разработкой модели психологической устойчивости личности к негативному влиянию интернет-технологий и психологического механизма ее формирования сделан определенный вклад в решение актуальной проблемы педагогической психологии.

Перспективы дальнейшего исследования автор видит в обосновании и разработке экологичных программ обучения учащихся использованию современных информационных технологий для личностного роста и развития творческих способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений /Ю.Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская — М.:МГУ, 1987.
  2. , Б.Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев: В 2 т. Т. 1— М.: изд-во Педагогика, 1980. — 230 с.
  3. , Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. -М.: 1997.-239 с.
  4. , А.А. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье / А. А. Андрущакевич. Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2001. -280 с.
  5. , А.А. Духовные основы здоровья / А. А. Андрущакевич, В. Д. Трошин. Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2003. — 240 с.
  6. , О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А.Е. Вой-скунский // Вестник Московск. Ун-та. Серия 14. Психология. 1996. — № 4. — с. 14−20.
  7. , О.Н. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: 2000.
  8. , Т.А. Особенности проявления и факторы формирования компьютерной зависимости различных возрастных групп. Методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов /Т.А. Ахрямкина, И. Л. Матасова. Самара: 2005.
  9. , Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал, т. 19.- 1998. № 1. -С. 89−100.
  10. , Ю.Д. Новые информационные технологии и проблемы одаренности / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете/ Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Терра-Можайск, 2000. — с. 367−420.
  11. , Ю.Д. Одаренный ребенок за компьютером / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский. М.: Сканрус, 2003. — 336 с.
  12. , Ю.Д. Интернет: воздействие на личность / ЮД. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А. Е. Войскунского. М.: «Можайск-Терра», 2000. — с.11−40.
  13. , А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей/ А. К. Байбурин // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. -Л.: Наука, 1989. С. 63 — 88.
  14. , Н.Н. Компьютерная вирусология: Справочное руководство /Н.Н. Безруков. Киев: 1991.-416 с.
  15. , Е.П. Личность и новая информационная среда / Е. П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая// Социальная психология личности. М.: Аспект-пресс, 2001.
  16. , А.В. Компьютерно-опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития / А. В. Беляева, М. Коул // Психологический журнал, т. 12. 1991. — № 2. — с. 145−152.
  17. , Н.А. Воля к жизни и воля к культуре / Н. А. Бердяев. М.: Вехи, 2002.
  18. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986. -420с.
  19. , Н.Н. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования/ Н. Н. Богомолова, Т. В. Фоломеева. М.: Магистр, 1997 — с. 47.
  20. , А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодал ев. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.
  21. , А.А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. М.: «Речь», 2002. — 440 с.
  22. , Л.В. Исследование уровня притязаний / Л.В. Бороздина-М.: 1985.
  23. .С. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии / Б. С. Братусь, В.Н. Павленко// Вопросы психологии. 1986 — № 4. — С.146 — 155.
  24. , Б.С. Аномалии личности / Б. С. Братусь.- М.: Мысль, 1988. -301 с.
  25. , Б.С. К проблеме человека в психологии / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. — 1997. № 5.
  26. , А.А. Коммуникация и семантика / А. А. Брудный // Вопросы философии. 1972. — № 4. — С. 40 — 48.
  27. , Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике/ Л.Ф. Бур-лачук, С. М. Морозов. СПб: «Питер», 2001.
  28. , В.А. Социально-психологические аспекты интернет-зависимости. WWW document. URL http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm.
  29. , А.О. Болезнь зависимого поведения: Методические рекомендации/ А. О. Бухановский. Ростов-на-Дону: 2001.
  30. , И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И. А. Васильева, Е. М. Осипова, Н. Н. Петрова // Вопросы психологии. 2002. — № 5−6.
  31. , Ф.Е. Психология переживания/ Ф. Е. Василюк. М: МГУ, 1984.-200 с.
  32. Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. -М., 1998.
  33. Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы/ Под ред. Н.А.Носова- М., 1997. 187 с.
  34. , А. Е. Общение, опосредованное компьютером : Дис. канд. психол. / А. Е. Войскунский. М.: 1990.
  35. , А.Е. Феномен зависимости от Интернета/ А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Вой-скунского. М.: 2000. — С. 100−131.
  36. , А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете/ А. Е. Войскунский // Психологический журнал. Т.20 (1). 1999.
  37. , А.Е. Метафоры Интернета / А. Е. Войскунский // Вопросы философии. 2001. -№ 11. — с. 97−112.
  38. , Л.С. Собр. соч. Т.4. М.: Педагогика, 1984.
  39. , М.В. Христианские ценности и формирование целомудрия у молодежи/ М.В. Ганина// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования. Вып. 8. М.: РАХИ, 2006.- С. 71−74.
  40. , М.В. Формирование нравственно-психологической установки на целомудрие / М.В. Ганина// Вестник университета 2008 — № 10. — М.: Государственный университет управления, 2008.
  41. , Ф. Мобилизационная готовность и аутогенная тренировка спортсмена / Ф. Генов, Е. Генова// Психология и современный спорт.- М.: 1973.-С. 242−251.
  42. , П. Диалог с будущим через сегодняшнюю деятельность/ П. Гриффин, М. Коул // Познание и общение. М.: Наука, 1988.
  43. , А.В. О критериях психологического воздействия информационных коммуникативных технологий / А. В. Гришин // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования. Вып. 5. Нижний Новгород: 2004, — С. 75−82.
  44. Гуманитарные исследования в Интернете/ Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Терра-Можайск, 2000.
  45. , С. Дневник одного гения/ С. Дали/ Пер. с франц. Н.О. Захаровой-М.: Искусство, 1991.-271 с.
  46. , Д. Логика неудачи. Стратегическое мышление в сложных ситуациях / Д. Дернер. М.: Смысл, 1997. — 243 с.
  47. , У. Психология/ У. Джеймс. М.: 1991.
  48. , Б.З. Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия / Б. З. Докторов // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2000 — N 4. — С. 16 — 31.
  49. , А. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук/ А.1. Жичкина. М.: 2001.
  50. , А. Особенности социальной перцепции в Интернете / А. Жичкина// Мир психологии. 1999. — № 3 — С. 72−80.
  51. , А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. http://flogiston.ru/proiects/articles/refinf.shtml
  52. , А.Е. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета / А. Е. Жичкина, Е. П. Белинская // Образование и информационная культура. М.: 2000. — С. 431−460.
  53. , JI.H. Психологическая подготовка педагога / Л.Н. Захарова- Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1993. 214 с.
  54. , JI.H. Личность и профессия / Л. Н. Захарова. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. — 91 с.
  55. , П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора / П. Б. Зильберман // Очерки психологии труда оператора М.: Наука, 1994. — С. 138 172.
  56. , В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994- Зинченко В. П. Живое знание. Самара, 1998. — 304 с.
  57. , В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В .А. Иванников. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 144 с.
  58. , Е.Н. Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности / Е. Н. Игнатова, Л. В. Куликов, М. А. Розанова // Теоретические и прикладные вопросы психологии/ Под ред. А. А. Крылова.-СПб., 1995.
  59. , Е.П. Мотивация человека: Теория и методы исследования / Е. П. Ильин. Киев: Вища школа, 1998 — 292 с.
  60. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин СПб.: Питер, 2003.512 с.
  61. , Е.П. Эмоции и чувства /Е.П. Ильин.-СПб. Литер, 2001 .-752 с.
  62. , Е.П. Психология воли /Е.П. Ильин-СПб.Литер, 1999.-472 с.
  63. , В.К. На путях построения теории воли / В. К. Калин // Пихоло-гический журнал.- 1989.-№ 2. С. 46 — 55
  64. , М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура/ М. Кастельс. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. — 607 с.
  65. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание/ И. С. Кон. -М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  66. , Ц.П. Работоголизм респектабельная форма аддиктивно-го поведения / Ц. П. Короленко // Обозр. психиат. и мед. психол. — 1993. -№ 4.-С. 17−29.
  67. , Ц.П. Семь путей к катастрофе / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. Новосибирск: Наука, 1990. — 224 с.
  68. , Ц.П. Жизненные ловушки зависимости и созависимости/ Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. СПб.: Речь, 2002.
  69. Коростылева, Л. А. Пути профессиональной и личностной самореализации человека / JI.А. Коростылева, Н. Е. Кравченко. — СПб.: 1996. 72 с.
  70. , Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке/ Л. А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — С.3−19.
  71. , М. Культурно-историческая психология. Наука будущего / М. Коул. М.: Когито-Центр, 1998. — 432 с.
  72. , Л.В. Психология настроения / Л. В. Куликов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.-228 с.
  73. , В.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ / В. В. Кучеренко, В. Ф. Петренко, А. В. Россохин // Вопросы психологии. 1998. — N°3. — с. 70−78.
  74. , В. Интернет-зависимость, хуже наркомании / В. Леви// Компью-тер-лента.-№ 122.- 2001.
  75. , К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. СПб: Речь. Познание и общение / Под ред. Б. Ф. Ломова, А. В. Беляевой, М. Коул а. — М.: Наука, 1988.
  76. , Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие / Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева. Новосибирск: 1998. — 48 с.
  77. , А.Н. Автоматизация и человек / А. Н. Леонтьев // Психологические исследования. Вып. 2. 1970. — 194 с.
  78. , Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д. А. Леонтьев //• Вестник МГУ, сер. 14. 1996. — № 4. — С .35 — 44.
  79. , В.Е. Моделирование и поддержка сообществ в Интернет / В. Е. Лепский, А. Г. Рапуто. М.: препринт ИП РАН, 1999. — 96 с.
  80. , И. Экология духа / И. Лещук. Черкассы: Изд-во Смирна, 2006. — 376 с.
  81. , Дж. Восприятие речи / Дж. Ликлайдер, Д. А. Миллер // Экспериментальная психология / Составитель С.Стивене. Т.2. М.: ИЛ, 1963.-е. 643−681.
  82. , Ю.М. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман. М.: «языки русской культуры», 1996. — 464 с.
  83. , Д. Социальная психология /Д. Майерс. СПб.: «Питер», 1997.-688 с.
  84. Мак-Ги, Р. Поиск значимости/ Р. Мак Ги. — СПб.: Логос, 1994. — 190 с.
  85. , О.С. Интернет-зависимость / О.С. Мартынова// Психология и консультирование. 1999.
  86. , А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу. -СПб.: Евразия, 1997.-430 с.
  87. , А.Г. Психология бытия / А. Г Маслоу М.: 1997. — 304 с.
  88. , Л.В. Психология телевизионной коммуникации / Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова. М.: РИП — Холдинг, 2004. — 315с.
  89. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / Пер. на русск. яз. Под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Циркина. СПб.: Адис, 1994. -302 с.
  90. Мельник, Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты / Г. С. Мельник. М.: 1996.
  91. , Е.М. Избранные статьи / Е. М. Мелетинский. М.: 1998. -576 с.
  92. , В.Д. Психология зависимой личности / В.Д. Менделе-вич, P.F. Садыкова. Казань: 2002. — 240 с.
  93. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности /
  94. B.C. Мерлин. -М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  95. , Л.А. Новые образы познания и реальности / Л.А. Мике-шина, М. Ю. Опенков. М.: РОССПЭН, 1997. — 240 с.
  96. , М.В. «Интернет-зависимость» февраль 2001. http://www.psvhelp.ru/texts/iad.htm
  97. Мир связи и информации. CONNECT! -1997.- № 5. с. 126.
  98. , К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии / К. Мюррей // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А Е. Войскунского. М.: 2000. — С.132−140.
  99. , Е. Я. Тест 20 ответов: какую’идентичность мы измеряем?/ Е. Я. Назарчук // Социальная идентификация личности. Книга 2. М.: 1994.1. C. 159−177.
  100. , Г. С. Самоконтроль человека / Г. С. Никифоров. Л.: 1989. — 191 с.
  101. , Н.А. Виртуальная психология/ Н. А. Носов. М.: Аграф, 2000. -431 с.
  102. , В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности/ В.В. Нуркова- М.: УРАО, 2000. 320 с.
  103. Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII / Под ред.
  104. B.С.Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2000.
  105. Особенности Я-концепции и представлений о виртуальном общении подростков // Тезисы международной научно-практической конференции «Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен». М., 2001
  106. , Л.А. Компетентность в общении / Л. А. Петровская. М.: изд. МГУ, 1989.-216 с.
  107. , А.В. Еще раз об устойчивости личности, независимости и конформности / А.В. Петровский// Вопросы психологии. 1973. — № 2.1. C. 58−62.
  108. , В.В. Понятие личности / В. В. Петухов // Субъект деятельности. Хрестоматия. М.: 1998. — 453 с.
  109. , В.А. Психология духовности профессионала / В.А. По-номаренко. М.: 1997. — 296 с.
  110. , Д.А. Будущее искусственного интеллекта / Д. А. Поспелов.-М.: Наука, 1990.
  111. , Г. Г. Коммуникативные технологии XX века / Г. Г. Почеп-цов. М.: Рефл-бук, 2000. — 352 с.
  112. Психология и современный спорт: Сборник научных работ психологов спорта. М.: 1973. — 328 с.
  113. , Н.П. Исследование эмоционально-волевой устойчивости в условиях значимой деятельности / Н. П. Рапохин // Психологический журнал. Т.2. 1981-№ 5.
  114. Романко, В. К, Курс теории вероятностей и математической статистики для психологов: Учебное пособие / В. К. Романко. М.: МГППИ, 2000.
  115. , В.Г. Тесты уверенности в себе / В. Г. Ромек // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. Ростов-на-Дону: 1998.-с.87−108.
  116. , Е.Н. Разрушение образа: о некоторых тенденциях современного зарубежного искусства / Е. Н. Рославец.- Киев: 1984. 200 с.
  117. , B.C. Мозг. Обучение. Здоровье / B.C. Ротенберг, С.М. Бон-даренко. -М.: Просвещение, 1989.-239 с.
  118. , Э. Смотри и увидишь многое / Э. Рухина // Internet. 2000. -№ 25. — с. 58−60.
  119. , В.В. Личностный потенциал /В.В. Рыжов// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования. Вып. 5. Нижний Ногвород: НГЛУ, 2004.
  120. , В.В. Информационные технологии и личность /В.В. Рыжов // Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Третьей международной научной конференции. Нижний Новгород: 2005.
  121. , У.А. От одиночества к аномии / У. А. Садлер, Т. Б. Джонсон // Лабиринты одиночества. М.: «Прогресс», 1989. — 624 с.
  122. , А. Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности/А. Сакбаев// Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии. Караганда: Изд-во КарГУ, 2001.-С. 172−178.
  123. , Д. Этика работы профессионала в сети Интернет // Сервер Web. psycho logy.ru, 2000, http://web.psychology.ru/internet/conversations/lebedev.stm .
  124. , Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства / Е. Е. Сапогова.- М.: Академический проект, 2004 — 496 с.
  125. , К. Соскочить с крючка / К.Свит. СПб.: Питер пресс, 1997 — 256 с.
  126. , В.Е. Искусство как межличностная коммуникация / В. Е. Семенов. СПб.: 1995. — 200 с.
  127. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: «Речь», 2002. — 350 с.
  128. , Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 215 с.
  129. , О.В. Обратная связь в межличностном общении / О. В. Соловьева. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 112 с.
  130. Социальная идентификация личности / Под ред. В. А. Ядова- М.: 1993.
  131. Социальная компетентность: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Жур-кова, С. А. Маничева — М.: ACT- СПб.: Прайм-Еврознак, 2008.-351 с.
  132. Социальные и психологические последствия применения информационных технологий/ Под ред. А. Е. Войскунского.-М.: МОНФ, 2001.-283 с.
  133. , В.В. Самосознание личности/В.В.Столин.-М.:Изд-во МГУ, 1983.-286 с.
  134. , Е.В. Индивидуальное сознание как система реальностей / Е. В. Субботский // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии/ под ред А. Е. Войскунекого, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. — с. 125−160.
  135. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. М.: Наука, 1987.-239 с.
  136. , Н.Н. Психологические условия и механизмы формирования личностных самооценок супругов : Дис. канд. психол. Наук / Н. Н. Телепова. Н. Новгород: 2006. — 187 с.
  137. Техника кино и телевидения 1995. — № 11. — С. 48−54.
  138. Техника кино и телевидения 1996. — № 7. — С. 7−14.
  139. Техника кино и телевидения.- 1996. -№ 8. С. 7−13.
  140. , O.K. Информационный век и теория Л.С.Выготского / O.K. Тихомиров // Психологический журнал, т. 14. 1993. — № 1. — с. 114 119.
  141. , O.K. Общение, опосредствованное компьютером / O.K. Тихомирова, Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Вестник Московск. ун-та. Серия 14, Психология. 1986. — № 3. — с. 31−42.
  142. , O.K. Психология компьютеризации/ О. К. Тихомиров. -Киев: Знание, 1988.
  143. , Дж. Личность и личностный рост / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер.- Вып. 2−4. М., 1994.
  144. , Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров //Вестник МГУ, Сер.14. Психология. 1989. — № 3. — с.27−39
  145. , В. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении / В. Фриндте, Т. Келлер // Гуманитарные исследования Интернета / под редакцией А. Е. Войскунского. М.: «Можайск-Терра», 2000. — С. 40−54.
  146. , А. Десять глупейших ошибок, которые совершают люди/ А. Фриман, Р. Девульф.- СПб.: Питер, 2001.- 245 с.
  147. , Э. Современное положение человека / Э. Фромм // Психоанализ и этика. М.: Республика, 1998. — 568 с.
  148. , А.Н. Переопосредствование как аспект понимания в диалоге / А.Н. Харитонов// Познание и общение. М.: Наука, 1988. С. 5 — 14.
  149. , А.Б. Эмоциональные расстройства и современная культура /А.Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян //Московский психотерапевтический журнал. 1999. — № 2. — с. 61- 90.
  150. , К. Невроз и развитие личности/ К. Хорни. М.: Смысл, 1998. -375 с.
  151. , Л. Теории личности/ JI. Хьелл, Д. Зиглер. М.: 1997. — 720 с.
  152. , Р. Психология влияния / Р. Чалдини. СПб.: Изд. Питер, 1999.-272 с.
  153. Ценев, Вит. Поколение Net, 2002. http://psvberia.ru/mindterritorv/net
  154. , А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы / А. А. Чернов. М.: Дашков и К, 2003. — 230 с.
  155. , И. И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чесно-кова. М.: АН СССР, Ин-т психологии, 1997. — 144 с.
  156. , В.В. Зависимое поведение школьников / В. В. Шабалина. -СПб.: 2001.-176 с.
  157. , А.Ф. Интернет-зависимость новая форма аддиктивного поведения у подростков / А. Ф. Шайдулина // Материалы конгресса по детской психиатрии (Москва, 25−28 сентября 2001)
  158. , С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С. А. Шапкин //Психологический журнал. — 1999. № 1. -с.86−102
  159. , Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Ше-вандрин. М.: Владос, 1995. — 544 с.
  160. , И. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet. WWWdocument. URLhttp://www.flogiston.ru.
  161. Шерман, А.''Интернет-а ддикция" Gazeta.Ru от 28.05.1999.
  162. , Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения/ Б. Шефер, Б. Шледер // Иностранная психология. Т. 1. 1993. — № 1.
  163. , Э.Г. Исследование образа «Я» у подростков с аддиктив-ным поведением / Э. Г. Эйдемиллер, C.JI. Кулаков, О. В. Черемисин // Психологические исследования и психотерапия в наркологии: сборник научных трудов. -Л.: 1989.
  164. , М. Священное и мирское / М. Элиаде. М.: 1996.
  165. , Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М.: 1996. — 344 с.
  166. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения /Под общ. ред. М. Гусейнова М.: Республика. 1992. 446 с.
  167. Янг, К. С. Диагноз Интернет-зависимость / К. С. Янг // Мир Интернет. 2000. — № 2. — с. 24−29.
  168. Anderson, Keith. Internet survey results. Private correspondence. August, 1997.
  169. Bass, E., Davis, L. The courage to heal: A guide to women survivors of child sexual abuse. 3'd edition. N.Y.- HarperPerermial, 1994.
  170. Bignel, J. Media semiotics/ J. Bignel. Manchester.: 1995.
  171. , R. N., Harrington N. G. (1999). An exploratory investigation of characteristics of compulsive talkers. Communication Education / R.N. Bostrom, N.G. Harrington. p.48, 73−80.
  172. Castells, M. The Information Age: economy, society and culture / M.Castels. N.Y.: 1998.
  173. Charlton, J.P. A factor-analytic investigation of computer 'addiction' and engagement./ J.P. Charlton // British Journal of Psychology. 2002. — P. 329−344.
  174. Cyberpsychology / Ed. by F.J.Gordo-Lopez and I.Parker. N.Y.: Routledge, 1999.
  175. Davis, R.A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use/ R.A. Davis //Computers in Human Behavior. 2001. — V. 17 — P. 187−195.
  176. Donath, J. Identity and deception in the virtual communinity. http://judith.www.media.mit.edu/Judith/Identity.html. 1997.
  177. Dufonl, R. L Addiction, a new paradigm / R.L. Dufonl // Bulletlin, Menninger Clinics. 1998. — V. 62. — P. 231−242.
  178. Goldberg, I. Treatment of Internet Disorders /I.Goldberg. New York: Penguin, 1999.
  179. Greenfield, D.N. Virtual Addiction: Help for Netheads, Cyberfreaks, and Those Who Love Them/ D.N. Greenfield. Oakland: New Harbinger Publ, 1999.
  180. Griffiths, M. Does Internet and computer «Addiction» exist? Some case study evidence/ M. Griffiths // CyberPsvchology and Behavior. 2000. — V. 3(2). P. 211−218.
  181. Griffiths, M. Excessive Internet use: Implications for sexual behavior/ M. Griffiths//CyberPsychology and Behavior. 2000. — V. 3(4). — P. 537−552.
  182. Griffiths, M. Internet addiction: Faet or fiction? // Psychologist. 1999. V. 12(5). P. 246−250.
  183. Griffiths, M. Technological Addictions/ M. Griffiths. Routledge: 1995.
  184. Hall, A.S. Internet addiction: College student case study using best practices in cognitive behavior therapy.
  185. Hard «и» Soft. -1997.- № 1.
  186. Henderson, L., Zimbardo, Ph. (1998). Shyness // Friedman H.S. (ed.). Encyclopedia of Mental Health. San Diego, CA: Academic Press. WWW Document. URL, www.shyness.com/encyclopedia. html#VII
  187. Hiltz, S.R. The Network Nation. Human Communication via Computer / S.R. Hiltz, M. Turoff. Reading, Mass., et al.: Addison-Wesley, 1978.
  188. , S. A. (1996). Is the Internet addictive, or are addicts using the Internet? Retrieved August 18, 1999.
  189. Kraut, R. Internet paradox: A social technology that reduces social involvement and psychological well-being? / R. Kraut, V. Lundmark, M. Patterson, S. Kiesler, T, Mukopadhyay, W. Scherlis // American Psychologist. 1998. -vol. 53(9).-p. 1017−1031.
  190. Mantovani, G. Is computer-mediated communication intrinsically apt to enhance democracy in organizations?/ G. Mantovani // Human Relations. 1994. — vol. 47(1). — p. 45−62.
  191. Miller, P. Narrative practices and the social construction of self/ P. Miller, R. Potts // American ethnologist. 1990. — v. 17. — p.292−311.
  192. Novak, T.P., Hoffman D.L. Measuring the flow construct in online environments: A structural modeling approach. 1999.
  193. , M. H. (1996) Internet Addiction Treatment. Electronic message posted to Research Discussion List.
  194. Potter, J. Wetherell M. Discourse and social psychology: beyond attitudes and behavior/ J. Potter. Bristol: 1987.
  195. Psychological Experiments on the Internet /Ed. By M.H.Birnbaum. San Diego: Academic Press, 2000.
  196. Psychology and the Internet: Intrapersonal, Interpersonal, and Transpersonal Implications / Gackenbach, G.(ed.). San Diego, CA: Academic Press. 1998. aaaaa
  197. Reid, E., Deaux, K. Relationship between social and personal identities: segregation or integration // J. Of Personality and Social Psychology. 1996. V. 71. P. 1084−1091.
  198. Scherer, Kathleen. College life online: Healthy and unhealthy Internet use. Paper presented' at the Annual Convention of the American Psychological Association. August 1997.
  199. Shotton, M.A. Computer Addiction/ A Study of Computer Dependency. -London: Taylor & Francis. 1989.
  200. Suler, J. Identity management in cyberspace. http://www.rider.edu/~suler/psvcvber/identitvmanage.html. 1997.
  201. Surratt, C. Netaholics/ The Creation of a Pathology. Commack, NY:1. Nova Science Publ. 1999.
  202. Taber, J. I., McCormick, R. A. & Ramirez, l.F. (1987). The Prevalence and Impact of Major Life Stressors among Pathological Gamblers. The International Journal of the Addictions, 22(1), 71−79.
  203. , D. L. (1994). Introduction to Addictive Behaviors. New York: The Guilford Press.
  204. Turkle, Sh. Parallel lives: working on identity in virtual space // Constructing the self in a mediated world: inquiries in social construction. N.Y., 1996. P. 156−175.
  205. Turkle, Sh. The Second Self. New York, NY: Simon and Schuster, 1984.
  206. Wallace, P. The Psychology of the Internet. Cambridge University Press, 1999.
  207. Young, K.S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction and a Winning Strategy for Recovery. John Wiley & Sons. 1998. http://www.rider.edu/users/suler/psycyber/cvbaddict.html.
  208. Young, K.S. Internet Addiction: the emergence of a new clinical disorder // Annual meeting of the American Psychological Association. Toronto, 1996.
Заполнить форму текущей работой