Психологические механизмы преодоления знаковой натурализации идеального содержания геометрических понятий
![Диссертация: Психологические механизмы преодоления знаковой натурализации идеального содержания геометрических понятий](https://westud.ru/work/2526570/cover.png)
Диссертация
Актуальность исследования. В соответствии с требованиями осуществляемой в настоящее время реформы системы образования, < 1 содержание образования должно отражать современный уровень научного и социокультурного знания и в то же время способствовать эффективному развитию личности ребенка (В.В.Рубцов, В. Д. Шадриков, И.С.Якиманская), формированию компетентностей. Для решения поставленных задач… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема формирования геометрических понятий в процессе обучения
- 1. 1. Проблема формирования геометрических понятий в психологических исследованиях
- 1. 2. Логико-психологический анализ геометрического понятия
- 1. 3. Знаковая натурализация идеального содержания геометрических понятий. Преодоление знаковой натурализации как условие формирования идеальных геометрических понятий
- Глава 2. Формирующий эксперимент. Преодоление знаковой натурализации идеального содержания геометрических понятий
- 2. 1. Предварительные замечания. Схема эксперимента
- 2. 2. Стартовая диагностика. Изучение первичных геометрических представлений учащихся
- 2. 3. Ход формирующего эксперимента
- 2. 4. Психологические механизмы преодоления знаковой натурализации геометрических понятий
- Глава 3. Диагностический эксперимент. Психолого-педагогические характеристики способов восприятия геометрического чертежа
- 3. 1. Исследование способов восприятия геометрического чертежа
- 3. 1. 1. Предварительные замечания
- 3. 1. 2. Первая серия диагностических заданий
- 3. 1. 3. Вторая серия диагностических заданий
- 3. 1. 4. Третья серия диагностических заданий
- 3. 2. Описание способов восприятия геометрического чертежа
- 3. 1. Исследование способов восприятия геометрического чертежа
- Выводы
Список литературы
- Александров А.Д. Диалектика геометрии // Математика в школе. — М., 1986, № 1. С. 12−19.
- Арнольд И.В. Математика и математическое образование в современном мире // Математика в образовании и воспитании. М., ФАЗИС, 2000. С. 195−205
- Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. 4.1. Душанбе, 1971. — 264 с.
- Арнхейм Р. Образ и мысль // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. 4.1. Душанбе: 1971. — 263 с.
- Аронов A.M. Роль и функции задач на построение в формировании геометрического мышления школьников: метод, пособие. A.M. Аронов, Н. Б. Кабанова. Красноярск: Красноярский гос. университет, 2004.
- Аронов A.M., Скрипка A.M. О понятии геометрического мышления (на материале элементарной геометрии). Электронная версия.
- Арсеньев А.С., Библер B.C., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия. М.: «Наука», 1967. — 440 с.
- Атаханов Р. А. К диагностике развития математического мышления // Вопросы психологии. 1992. № 1. — С.60−67.
- Атаханов Р. А. Психология развития математического мышления у школьников. Дисс. док. психолог, наук. Электронный вариант.
- Белошистая А.В. Почему школьникам так трудно дается геометрия? // Математика в школе. 1999. № 6. — С. 14−19
- П.Берцфаи Л. В. Формирование умения в ситуации решения конкретно-практических и учебных задач // Вопросы психологии. 1966. .№ 6. — С. 141−152.
- Библер B.C. Творческое мышление как предмет логики (проблемы и перспективы) // Научное творчество, под ред.С. Р. Микулинского и М. Г. Ярошевского.-М.: «Наука», 1969.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 347 с.
- Болтянский В.Г., Глейзер Г. Д. Геометрия 7−9. Методическое пособие к углубленному курсу развивающего математического образования. — М.: Институт учебника «Пайдейя», 1998. —240 с.
- КузнецовО.Л., Кузнецов П. Г., Большаков Б. Е. Система. Природа-общество-человек. Устойчивое развитие. Дубна, 2000. — 402 с.
- Борель Э. Как согласовать преподавание в школе с прогрессом науки // Математика в образовании и воспитании. — М.: Фазис, 2000. С. 22−37
- Брушлинский А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психол. журнал, Т. 15. 1994. № 3. — С. 17 — 27.
- Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. — 562 с.
- Вейтгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. С. 330.
- Вайман А.А. Шумеро-Вавилонская математика. М., 1961. — 303 с.
- Ван дер Варден. Пробуждающаяся наука. М., 1959. — 460 с.
- Возрастные возможности усвоения знаний. Под. Ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966. — 442 с.
- Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. -1008с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапной формировании умственных действий // Исследование мышления всоветской психологии. Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966. С.236−277.
- Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления / Вопросы психологии. 1966. № 4. С. 134.
- Гегель Г. Наука логики. М.: Мысль, 1999. — 1072 с.
- Громыко Н.В. Метапредмет «Знание»: Учебное пособие для учащихся старших классов. М.: Пушкинский институт, 2001. — 544 с.
- Громыко Н.В., Громыко Ю. В. Сценирование в мыследеятельностной педагогике // «Пушкинское слово»: формирование филологической культуры. / Учебная книга. — Пушкинский институт, 2003. — 512 с.
- Громыко Ю.В. Метод В.В.Давыдова // Учебная книга для управленцев и педагогов. — М.: Пушкинский институт, 2003. 416с.
- Громыко Ю.В. Педагогические диалоги. М.: Пушкинский институт, 2001.-416 с.
- Громыко Ю.В. Роль взаимопонимания в решении учебных задач в совместной деятельности. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1985.
- Громыко Ю.В. Роль взаимопонимания в решении учебных задач в совместной деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1985.
- Громыко Ю.В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. — 1994. № 6. С.31−37.
- Давыдов В.В. Анализ структуры мыслительного акта. // Доклады Академии педагогических наук РСФСР, 1960, № 2. С. 81−84.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогическое общество России, 2000. — 479 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Давыдов В.В., Андронов В. П. Психологические условия происхождения идеальных действий // Психологическая наука и образование, 1997, № 3. С. 27−41.
- Давыдов В.В., Горобов С. Ф., Микулина Г. Г., Савельева О. В. Программа развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина — В.В.Давыдова) 1−6 классы. Математика. М.: ИНТОР, 1997. — 48 с.
- Давыдов В.В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии. // Вопросы философии. 1980, № 12. С.47−60
- Емельянова И.Н. Педагогические возможности использования ситуации выбора в учебно-воспитательном процессе. Автореф. дисс. кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 1994. 20 с.
- Зак А.З. О теоретическом способе решения задач у младших школьников // Новые исследования в психологии. 1979, № 1. С. 27−30.
- Зак А. 3. О развитии у младших школьников способности действовать «в уме» // Вопросы психологии. 1981. № 5. С. 147−150.
- Зак А. 3. Как определить уровень развития мышления школьника. — М., 1982. 96 с.
- Зиновьев А. А. Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале «Капитала» К. Маркса). Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1954. 310 с.
- Зинченко В.П., Мунипов В, М" Гордон В.М. Исследование визуального мышления. // Вопросы психологии. — 1973. № 2. С. 3−14.
- Зинченко В.П. Образ и деятельность. Воронеж: НПО «МОДЕК». -1997. — 608 с.
- Зыкова В.И. Очерки психологии усвоения начальных геометрических знаний. М.: 1965. -164 с.
- Ивашув-Мусатов О.С. О первом знакомстве с геометрией // Математикав школе. 2003. № 7.- С. 44−48
- Извольский Н.А. Методика геометрии.-Пг., 1924.
- Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. -М., 1960.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1974.— 271 с.
- Ильенков Э.В. Понимание абстрактного и конкретного в диалектике и формальной логике. // Диалектика и логика. Формы мышления. — М.: Изд-во АН СССР, 1992.
- Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить // Народное образование. -1964. № 1 (приложение).
- Инельдер Б. От перцептивной конфигурации к структуре логической операции // Вопросы психологии. — 1960. № 5
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. (с.92)
- Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Собр. соч. в 8-ми томах, М.: Чоро, 1994. Т. З,
- Каплунович И.Я. Специфика образного мышления при овладении системой математических понятий / Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. Под ред. Якиманской И. С. — М.: Педагогика, 1989. 224 с.
- Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. -М., 1982. С. 575
- Клейн Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей. Т.2. Геометрия. М.: Наука, 1987. — 416 с.
- Лейбниц Г. В. Переписка с королевой Пруссии Софией-Шарлоттой и курфюрстиной Софией. // Лейбниц Г. В. Собр. соч. в 4 т., М.: Мысль, 1984 г. Т. З,
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М., 1976. — 367 с.
- Максимов Л.К. Развитие основных компонентов теоретического мышления школьников. Дисс. канд. психол. Электронный вид
- Мамардашвили М. Эстетика мышления. М.: «Московская школа политических исследований», 2001. — 416 с.
- Математика в образовании и воспитании. Сост. В. Б. Филиппов. — М.: ФАЗИС, 2000. 256 с.
- Математическая энциклопедия. Том 1. М.: Советская энциклопедия, -1977.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. С. 253−267.
- Нуждин Г. А. Коммуникативные аспекты математической деятельности. Дисс. канд. филос. наук. -М., 1998.
- Островерх О. С. Образно-символическое опосредование действий по сохранению величины у детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Электронный вариант.
- Петухов В.В. Психологическое описание визуальных способов решения задач. Дис. канд. психол. Наук. — М., 1978. 22 с.
- Пиаже Ж. Роль действий в формировании мышления //Вопросы психологии, 1965, № 6. с. 33−51.
- Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия. //Вопросы психологии 1966, № 4. с. 121−126.
- Подольский А.И. Формирование симультанного опознания. — М., 1978. — 152 с.
- Резник Н.А., Шубина Т. В. Новый подход к усвоению школьниками понятий геометрии. МШ, 2004 № 3 с. 55−59.
- Резник Н.А. Визуальная геометрия: «Треугольник и его элементы» / Сборник визуальных дидактических материалов для учителя и ученика (6−7 классы). СПб.: Информация образования, 2000.
- Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 320 с.
- Розин В.М. Анализ знаковых средств геометрии // Вопросы психологии.- 1964. № 6.
- Розин В.М. Анализ способов деятельности в геометрии, представленных в виде сложной системы / Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся. М., 1964. с. 145−149
- Розин В.М. Логико-семиотический анализ знаковых средств геометрии (к построению учебного предмета) / Педагогика и логика. — М.: Касталь, 1993. с.203−305
- Рубинштейн C.JT. О формировании мышления и его составе // Хрестоматия пообщей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. 400 с.
- Рубинштейн JI.C. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1858.
- Рубцов В.В., Гузман Р. Я. Психологические характеристики способов организации совместной деятельности учащихся в процессе решения учебной задачи // Вопросы психологии. 1983. № 5. С. 48.
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. — М. Воронеж, 1996.
- Саранцев Г. И. Цели обучения математике в средней школе в современных условиях // Математика в школе. — 1999. № 6. С.36−41.
- Семенов Е. Точка, прямая. что это такое // Квант. — 1975. № 11,12.
- Семенова М.А. Формирование общего способа решения класса задач в условиях коллективной деятельности //Вопросы психологии. 1987. № 3.- С. 64.
- Слободчиков В.И., Цукерман А. Г. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 2536.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф. дисс. доктора психологических наук. М., 1994.
- Степин B.C. Теоретическое знание. М.: «Прогресс-Традиция», 2000.- 744 с.
- Талызина Н.Ф. Пути усвоения научных понятий // Дидакт. 1994, № 4−5, с. 10−13
- Тарасова О.В. О существовании подготовительного и систематического курсов геометрии. М.Ш. 2003 № 4. С. 68−71.
- Флоренский П.А., священник. Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях / Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. Сост. Игумен Андроник (А.С.Трубачев). М.: Мысль, 2000. — 446 с.
- Фройденталь Г. Математика как педагогическая задача. Часть 2. — М.: Просвещение. 1983. — 162 с.
- Хохлова Н.И. Психолого-педагогическое обеспечение преподавания школьного курса геометрии // Психология в образовании. Вып. 10. Сургут, 2000. С. 66−68.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1994. — 269 с.
- Шапошников В.А. Математические понятия и образы в философском мышлении (на примере философии П. А. Флоренского и философских идей представителей Московской математической школы). Дис. канд. Филос. Наук. -М., 1996.
- Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. Под ред. B.C. Библера. Кемерово: «Алеф» Гуманитарный центр, 1993. — 416 с.
- Щедровицкий Г. П. Опыт логического анализа рассуждений («Аристарх Самосский»). / Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М.: Шк. культ, политики, 1997. — 656 с.
- Щедровицкий Г. П. О принципах анализа объективной структуры мыслительной деятельности на основе понятий содержательно-генетической логики // Вопросы психологии. 1964. № 2. С. 125 — 132.
- Щедровицкий Г. П. Процессы и структуры в мышлении (курс лекций) / Из архива Г. П. Щедровицкого. Т.6. М., 2003. 320 с.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (Методологический анализ). / Педагогика и логика. — М.: «Касталь», 1993.-415 с.
- Эльконин Б.Д. Особенности знакового опосредования при решении творческих задач // Психологическая наука и образование. 1997, № 3
- Эльконин Б.Д. О природе человеческого действия // Вестник МГУ, сер.14. Психология. 1989. № 4.
- Эльконин Б.Д. Роль знакового опосредования в процессе решения задач «на соображение». Дисс. канд. психол.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления учащихся. -М., 1982
- Якиманская И. С. Психологические особенности математического образования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2004. — 320 с.
- Blumenfeld W. Untersuchungen iiber scheinbare Grosse im Sehraume. -«Ztschr. f. Psychologies 65, 1912.
- Helmholtz H. v. Schriften zur Erkenntnistheorie, herausg. v. Hertz und Schlick. Berlin. Verlag Springer, 1921.
- Hilleband F. Theorie der scheinbaren Grosse bei binokularem Sehen, Wiener Akademieberichte, 1902, math.-naturwiss. Klasse.