Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Акмеологические особенности формирования уверенности как личностно-профессионального качества пограничников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация, и" внедрение результатов, исследования. Результаты исследований докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, на конгрессе III Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России» (Москва март 2007 г.) — на научно-практической конференции «Личностная и профессиональная зрелость кадров госслужбы» (Москва, май… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УВЕРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОГРАНИЧНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Теоретические основы формирования уверенности пограничников
    • 1. 2. Акмеологические факторы, оказывающие влияние на процесс формирования уверенности пограничников
    • 1. 3. Периодизация и акмеологические предпосылки процесса формирования уверенности в работе с кадрами пограничной службы
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УВЕРЕННОСТИ КАК ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КАЧЕСТВА
    • 2. 1. Алгоритмы формирования уверенности пограничников
    • 2. 2. Акмеологические технологии формирования уверенности пограничников
    • 2. 3. Акмеологические условия формирования уверенности пограничников
  • Выводы по второй главе

Акмеологические особенности формирования уверенности как личностно-профессионального качества пограничников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследованияРеформирование системы безопасности Российской* Федерацииоказывает непосредственное влияние на процесс организации" органов? государственной^ власти* к которым* относитсяПограничнаяслужба* Федеральной^ службы безопасности России (далее-пограничная служба) — С этим? связана? специфика' реорганизации и перехода к комплектованию пограничной службы на профессиональной? основе. Последнее требует формирования^ психолого-акмеологического подхода в системе подготовки пограничников.

Сложность и многоуровневость психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности требует разработки? алгоритмов непрерывного акмеологически интегрированного, комплексногоцеленаправленного процесса: формирования уверенности как личностного качества пограничника и воинского ^коллектива:

Все это требует рассмотрения следующих противоречий между:

— необходимостью создания психолого-акмеологических программ и медико-акмеологических технологийформирования уверенности пограничников в. современных условиях служебной? деятельности и отсутствием интегрированного акмеологическогоподходаких реализации;

— организацией?. акмеологического обеспечения, подразделений пограничной службы с учетом характера и особенностей деятельности * с одной стороны, и отсутствием в воспитательной работе направленности на самосознание пограничников как основы формированиям его личностно-профессиональных качеств, с другой.

Состояние изученности проблемы исследованияУверенность изучается различными направлениями отечественной и зарубежной психологии (медицинскойсоциальной, биологической): в основном в контексте различных сфер жизнедеятельности человека, к которым относятся социальные отношения, профессиональная, общественная и учебная деятельность.

Исследование строится' на понимании основополагающей роли психологических процессов личности военнослужащих (Е.С. Авдеев), связываетсяс решением проблемы личностно-профессиональныхкачеств пограничника- (И.О. Карась).

В — психологической науке фрагменты, исследований сконцентрированы вокруг обсуждениядвух групп вопросов. В работах B.F. Ананьева, ЛИ: Божович, А. Н. Леонтьева, C. J1. Рубинштейна, И. И. Чесноковой, В. В. Столина, А. Г. Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализированы вопросы о становлении самосознания в контексте проблемы развития уверенности личности. В другой группе работ рассматриваются более специальные вопросы соотношения объективного и субъективного, связанные с особенностями самооценок уверенности, их взаимосвязью с оценками окружающих, где особое место занимает процесс развития человека как личности, будучи органически связан с развитием человеческого общения (У. Джеймс, К. Роджерс, Э. Эриксон, Р. Берне).

В свою очередь московская психолого-акмеологическая школа (A.A.

Деркач) использует акмеологический подход в управлении, персоналом государственной службы. В качестве составной его части разрабатывается санапсихологический метод в обеспечении продуктивного результата профессиональной деятельности в экстремальных условиях труда (Ю.Н. Казаков). Однако в этом направлении детального анализа требует исследование возможностей новых направлений медицинской акмеологии и акмеологии здоровья как фундаментальной основы формирования уверенности с учетом специфики служебной деятельности на основе сохранения психического здоровья личности (Ю.Н. Казаков, С. Е. Заковряшина, О.В. Чернов). В такой постановке вопроса феномен формирования уверенности требует детального изучения с учетом межличностного взаимодействия, с одной-стороны, медиков, акмеологов, психологов, с другой — командиров подразделений, организующих акмеологический процесс, а также пограничников, являющихся основным его объектом. Очевидно, что данная проблема требует научного осмысления и анализа вследствие ее сложности, многоуровневости, практической значимости и недостаточной разработанности.

Цель исследования — выявить акмеологические особенности формир9вания уверенности как личностно-профессионального качества пограничников.

Объект исследования — личность и профессиональная деятельность-пограничников.

Предмет исследования — пути оптимизации процесса формирования уверенности как личностно-профессионального качества пограничников.

Гипотеза исследования.

Современная профессиональная деятельность пограничников связана с решением вопросов влияния психологических нагрузок и других факторов, обусловливающих. экстремальный характер службы. В этих условиях возрастает потребность формирования уверенности^ как личностно-профессионального качества, способствующего преодолению состояний, риска при выполнении служебных задач. Оптимизация этого процесса состоит в целенаправленном психолого-акмеологическом воздействии на личностно-профессиональные качества пограничника посредством акмеологических и санапсихологических технологий в структуре воспитательного процесса, способствующего созданию и поддержанию акмеологического уровня уверенности. Задачи исследования.

1. Обобщить теоретические основы и понятийный аппарат проблемы формирования уверенности как личностно-профессионального качества пограничников.

2. Выявить акмеологические факторы, оказывающие влияние на процесс формирования уверенности пограничников.

3.Обосновать алгоритм процесса формирования уверенности пограничников.

4. Раскрыть технологии формирования уверенности пограничников.

5. Определить пути оптимизации акмеологических условий формирования уверенности пограничников.

Теоретико-метододолгическую базу исследования, составили комплексный, системно-структурный, субъектный, санапсихологический подходы к изучению феномена уверенности (A.A. Деркач, Е. В. Селезнева, Ю. Н. Казаков, A.B. Возжеников). В' исследовании возможностей^ акмеологии в интересах служебной деятельности используется синергетический подход с учетом важности самоорганизующейся и саморегулируемой системы (E.H. Князева, С. П. Курдюмов, И. Пригожин, Г. Хакен), аксиологический подход (А.Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев, Б.С. Братусь).

Эксперимент строился на основе анализапсихофизиологической системы индивида как сложной составляющей уверенности пограничников" (A.B. Пономаренко). Исследование воздействий на психическую устойчивость личности (A.A. Деркач, Г. С. Михайлов, М. Ф. Секач и др.), строился^ на психолого-акмеологических методах.

Автор опирался на научные положения о развитии личности (Б.Г. Ананьев, С. А. Анисимов, Л. И. Анцыферова, B. BI Давыдов), взаимовлияния личностного и профессионального развития (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалёв, A.A. Деркач, В. А. Сластёнин, В.Д. Шадриков), на принципы целостного изучения личности во всём многообразии её проявлений (А.Г. Ковалёв, B.C. Мерлин, В. Н. Мясищев, К.К. Платонов), активности субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев), перехода развития в саморазвитие (A.A. Деркач, Е. В. Селезнёва, Ю.В. Синягин), формирования акме психического здоровья (Ю.Н. Казаков).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ и реинтерпретация исследований, контент-анализ публикаций, сравнительный анализ результатов исследования, анализ документов, обобщение. Эмпирические методы: индивидуальное собеседование, наблюдение, тестирование по методикам «Мотивация к успеху» Т. Элерса, Дж. Гилфорда и М. Салливена, письменный опрос по методикам многофакторного исследования личности Р. Кеттела, изучение ценностных ориентаций по методике М. Рокича, диагностика межличностных отношений Т. Лири, самооценка личностных качеств" по H. IVL Пейсахову, формирующий эксперимент, интерпретация? полученных результатов. Результаты исследования вносились в, базу данных- (EXCEL) и подвергались статистическому анализу с помощью программного обеспечения STATISTIC.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу составляют данные государственной и ведомственной статистики, а также материалы психологического исследования, проведенного автором. Выборку составили пограничники (п=52) контрольно-пропускных пунктов: 1 группа (п=27) -экспериментальная- 2 группа (п=25) — контрольная. Кроме того, в экспертном опросе приняли участие 19 руководителей (непосредственные начальники, офицеры управления).

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна1.

Обобщены теоретические основы и систематизирован понятийный аппарат по проблеме формирования уверенности как личностно-профессионального качества пограничников. Показана значимость уверенности как качества личности пограничников, необходимого для успешного решения задач служебной деятельности. Доказано, что формирование уверенности и соответствующей детерминации деятельности связано с систематическим акмеологическим воздействием на личность и формированием у нее чувственно-эмоционального и мотивационного переживания, а также созданием системы знаний и с выработкой навыков успешного выполнения задач по охране и защите государственной границы.

Установлено, что необходимость и специфика формирования уверенности как личностно-профессионального качества пограничника основывается на развитии самосознания и совершенствовании персональной подготовки к службе, что обусловливает осознание необходимости профилактики психических и физических нагрузок благодаря сопровождению деятельности индивида с использованиемспециальных психолого-акмеологических программ, направленных на устойчивость и безопасность" здоровья в преодолении служебных трудное гей.

Доказательно представленочто уверенность как личностно-профессиональное качество! пограничника — это? интегративное качество* субъекта деятельности, обусловленное наличием) определенных нравственно-. психологических характеристик, свойств икачеств личности, адекватных J требованиям профессиональной деятельности- (чувство высокой ответственности за порученное дело, самостоятельность, решительность), а также профессионально важных качеств! (опыт, знанияумения^ навыки), при наличии которыхне возникает субъективного сомнения^ в правильности и обоснованности выбора действийпри решении различных задач служебной деятельности- '.

Выявлены факторы, влияющие на процесс формирования? уверенности: психологические (напряженность, ценностные ориентации), технологические (установки воинской? среды иситуации) и педагогические: (практическая! включенность и оперативная самооценка). Уверенность выполняет смыслообразующую и регуляционную функции? в отношении^ деятельностивозникает на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерениясвязана с формированием: полноценной* мотивационной, структуры пограничника. Показано, что формирование уверенности пограничников имеет личностный контекст и связано с оптимизацией влияния^ на индивида различных факторов, обусловленных характером служебной деятельности.

Разработана программа целенаправленного формирования> уверенности как личностно-психологического качества пограничников, которая* включает технологии: диагностические, информационные, мотивационные, психо-коррекционные, а также консультирование и психопрофилактику. Ведущие функции этой программы — диагностическая, исследовательская, прогностическая, информационная, конструктивно-проэктировочная: учебно-методическая, консультационная, коррекционно-развивающая, коммуникативная. Применение данной программы в ходе формирующего эксперимента позволило существенно повысить уровень мотивации достижения успеха в формировании уверенности, существенно > улучшить структуру профилей межличностных отношений в общих направлениях доминирования* и дружелюбия, а также по пяти показателям: психическая устойчивость, смелость, самостоятельность, самоконтроль, повысились, показатели профессиональной успешности.

Обоснованы этапы процесса формирования уверенности, которые основываются на единстве трех сфер психики: когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регуляторной (внимание, воля), формируемой с помощью акмеологических технологий. Показано, что в периодизации формирования уверенности ведущее значение имеет содержательная часть соответствующей установки как психолого-акмеологического феномена формирования уверенности. Акмеологический подход к периодизации предусматривает последовательность этапов: подготовительного' (самоопределение) — исполнительного- (самосознание) — операционально-деятельностного (самоутверждение. и самосовершенствование).

Определены критерии: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, санапсихологический, операционально-деятельностныйПоказателями уверенности являются: продуктивность и эффективность выполнения задач служебной деятельностиприоритет ценностей, обусловленных пограничной службой, способность применять имеющиеся знания, умения и навыки в решении задач оперативно-служебной деятельности, стабильность в поведении, эмоциях, реалистичность, спокойствие, уживчивость в группе, отсутствие боязни в сложных ситуациях, расчетливость, вера в свои силы и способности, организованность, адекватная самооценка, умение регулировать поведение, планировать и контролировать свои действия, принимать верные решения.

Выявлены особенности структурного строения уверенности как качества личности включающего постоянную (личностно-психологическую) и временную (ситуативно-психологическую) составляющие. Постоянная включает: положительное отношение к служебной деятельностимотивацию к достижению успеханеобходимые знания, навыки, умения сохранения^ психического^ здоровьяособенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональные и волевые процессы. Временная' отражает особенности и требования к состоянию устойчивости психического здоровья, безопасности предстоящей служебной ситуации в определенный момент времени, связанный-с риском.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятийного аппарата чувственно-эмоционального и мотивационного переживания субъектом своих возможностей, соответствующих целям и задачам формирования профессионально важных качеств субъекта в условиях служебной деятельности. Использованные методологические подходы к исследованию позволили показать акмеологический характер понятия уверенности и представить феномен как личностно-профессиональное качество.

Практическая значимость результатов исследования.

Результаты исследования могут применяться при организации исследования уверенности и ее формирования не только у пограничников, но и у государственных служащих. Акмеологические технологии формирования уверенности в условиях служебной деятельности целесообразно применять в психолого-акмеологической работе с кадрами, при изучении и формировании качеств и свойств психического здоровья личности, необходимых для безопасного поведения и выполнения задач в условиях любой служебной деятельности.

Материалы исследования, его результаты и технологии могут применяться в период организации самоподготовки сотрудников контрольно-пропускных пунктов и используются в учебном курсе по психологии безопасности в особых условиях профессиональной деятельности, на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС.

Надежность и достоверность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических положений, разнообразиеми надежностью использованных методик оценки уверенности пограничников, автоматизированной обработкой’полученных результатов.

Апробация, и" внедрение результатов, исследования. Результаты исследований докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, на конгрессе III Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России» (Москва март 2007 г.) — на научно-практической конференции «Личностная и профессиональная зрелость кадров госслужбы» (Москва, май 2007, май 2008) — на конгрессе IV Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России» (Москва, сентябрь 2008 г.) — на всероссийской конференции «Национальное достояние России» (Москва, апрель 2009 г., сентябрь 2010 г.) — на III всероссийскойконференции творческой молодежи России «Первые шаги в науке» (Москва, апрель 2009 г.) — на всероссийском конкурсе молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» (Москва, май 2009 г.) — на VI всероссийском молодежном фестивале «Меня оценят в XXI веке» (Москва, октябрь 2009 г.) — на IX международной научно-практической конференции «От кризиса к росту: стратегия инновационного развития» (Москва, декабрь 2009 г.).

Положения выносимые на защиту.

Систематизация теоретической основы, понятийного аппарата способствует успешному решению задач по формированию уверенности как личностно-профессионального качества. Оптимизация процесса формирования уверенности как личностно-профессионального качества пограничников основывается на организации акмеологической подготовки специалистов, обеспечивающей стабильность и динамизм безопасного поведения пограничников в служебных ситуациях, связанных с риском для физического и психического здоровья. Разработанные алгоритмы и технологии формирования акмеологического уровня уверенности обеспечивают целенаправленный процесс формирования свойств и качеств личности, успешное выполнение служебной деятельности в различных ситуациях. От степени и выраженности уровня уверенностипограничников зависит его безопасность и> личностная готовность к применению’приобретенных в ходе обучения навыков и умений в сложных ситуациях.

Выявленные психологические!, технологические и педагогические факторы оказывают существенное влияние на формирование уверенности. Характер служебной деятельности, связанный с рисками, является основанием для г использования санапсихологических технологий в рамках акмеологических программ, в основе которых лежит поэтапное решение задач: личностных — формирования позитивного отношения и направленности в данной области деятельности, высокой нравственности и способности к профессиональной деятельноститехнологических — развитие операциональной и организаторской сторон избранной профессиипедагогических — организация! процесса научения и овладения пограничниками знаниями, умениями и навыками, необходимыми для профессии.

Периодизация процесса формирования уверенности пограничников как личностно-профессионального качества строится на основе трех ключевых этапов: подготовительном, исполнительном, операционально-деятельностном. Основные направления акмеологической программы следующие: диагностическое — выявление и оценка факторов, влияющих на успешность' деятельности и состояние психического здоровьяисследовательское — изучение показателей применительно к конкретной выборкепрогностическое — определение тенденций развития и состояния психических характеристик здоровья пограничника в условиях службыинформационное — разработка мероприятий для руководителейконструктивно-проектировочное — оптимизация состояния, содержания и условий воинской деятельности, средств и режимов трудаучебно-методическое — обучение использованию на практике знаний саналогии саморегуляции психического здоровьяэкспертное — оценка альтернативных вариантов решения психических и иных сложных проблемконсультативное — нахождение наиболее оптимального варианта действий в. разрешении сложных психологических ситуаций службыкоррекционно-развивающее — оказание4 медико-психологической помощи в изменении! или реконструкции психического здоровья, компенсация дефектов образования и воспитания, изменение режимов", и условий* службы, формирование' качеств, способствующих личностному самовыражению и развитиюа также успешному решению профессиональных задачкоммуникативное — формирование навыков контакта в эмоциональных состояниях и понимание внутреннего мира и невербальных реакций собеседника, взаимовлияние на поведение и мысли партнера по общению.

Раскрытие алгоритмов и технологий формирования, уверенности пограничников обеспечивается разработкой критериев (мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, санапсихологический, операционально-деятельностный) и показателей уверенности пограничников (продуктивность и эффективность выполнения задач служебной деятельностиприоритет ценностей, обусловленных служебной деятельностьюспособность применять, имеющиеся знания, умения и навыкистабильность в поведении, реалистичностьспокойствие, уживчивость в группеотсутствие боязни в сложных ситуацияхрасчетливость, вера в свои силы и способностиорганизованность, умение хорошо контролировать свои эмоции и поведениеадекватная самооценка, умение регулировать поведение, планировать и контролировать свои действия, принимать верные решения). Эти критерии и показатели позволяют определить уровни уверенности (начальный, средний, уровень акме-уверенности):

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Результаты исследования могут использоваться при дальнейшей разработке принципов и поиске путей оптимизации процесса формирования уверенности. Отдельные положения диссертационного исследования могут быть использованы в научно-практической работе с целью оптимизации процесса формирования уверенности служащих в экстремальных условиях деятельности.

Заключение

.

Проведенное исследование показало, что в экстремальных условиях профессиональной деятельности пограничники" подвергаются" воздействию^ различных факторов' негативно влияющих на психическое здоровье. Необходимым. условием достижения успеха, в служебной деятельности в таких обстоятельствах является использование в, процессе подготовки акмеологических технологий* способствующих формированию личностно-профессиональных качеств пограничников необходимых при выполнении служебных задачу важнейшим из них является уверенность.

Уверенность определяется нами как интегративное качество субъекта деятельности, обусловленное наличием определенных нравственно-психологических, эмоциональных характеристик, свойств, адекватных требованиям профессиональной деятельности пограничника, а также профессионально важных качеств. Уверенность характеризует готовность пограничников к деятельности и является сложными и неоднородным' по своей структуре и содержанию конструктом и формируется в единстве составляющих ее компонентов постоянной (личностной) и временной (ситуативной) уверенности, отсутствие или низкий уровень одного из них является причиной возникновения неуверенности в процессе служебной деятельности.

Основой состояния уверенности выступает самоопределение пограничника, т. е. выработка своей позиции и отношения к окружающей действительности, а так же определение места в ролевой структуре воинского коллектива. Так уверенность имеет смыслообразующую и регуляционную функции в деятельности пограничника. Усваивая ценности своей среды и превращая их в ценностные ориентиры, мотивационные силы своего поведения, пограничник становится уверенным и активным субъектом профессиональной деятельности. При этом механизмы мотивов служебной деятельности действуют не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения, формирующего уверенность.

Достижение личностью определенного авторитета обеспечивает состояние уверенности, при этом акмеологическими механизмами достижения* высокого <�¦ уровня уверенности на основе авторитета выступает самоутверждение пограничника. Поэтому, самоутверждение в. коллективе-является важным условием личностно-профессионального развития пограничников.

Уверенность является итоговым продуктом процесса самооценки, самопознания, самосознания как динамическая система представлений пограничника о самом себе, сопряженная с их оценкой безопасности в структуре Я-концепции. В целом для достижения акмеологического уровня уверенности используются методы моделирования психолого-акмеологических факторов уверенности в служебно-боевых действиях, способы создания, таких условий и обстановки, которые вызывали бы у пограничниковпсихические состояния, подобные возникающим в ходе повседневной службы. Возникновение и оформление уверенности осуществляется на основе понимания служебных задач, осознания личной ответственности, желания" добиться успеха, установления порядка предстоящих действий:

Применительно к управленческой деятельности формирование уверенности основывается на совершенствовании персональной подготовки и необходимости профилактики психической и физической напряженности в процессе службы, а так же самосознании пограничников. Кроме того, уверенность обусловливает поведение, направленное на достижение успеха в службе, и поэтому ее необходимо рассматривать, как стремление самоутвердиться среди окружающих в процессе служебной деятельности способствующее решению задач развития и саморазвития пограничника.

Необходимыми условиями работы по формированию уверенности пограничников является сочетание различных современных форм и методов профессиональной подготовки. Оптимизация процесса формирования уверенности как личностно-профессионального качества пограничников основывается на применении акмеологических технологий, обеспечивающих стабильность и динамизм безопасного поведения пограничников в служебных ситуациях, связанных с риском для психического здоровья.

Одним из основных направлений акмеологической подготовки является формирование у пограничников мотивационных основ уверенности в безопасности служебной деятельности, решающее значение имеет мобилизующая информация и вовлечение пограничника в активные практические действия: Формирование уверенности осуществлялся с учетом постепенности в наращивании трудностей в процессе службы, периодичности их преодоления и необходимого для каждого пограничника количества тренировок.

Разработанная психолого-акмеологическая программа способствует эффективному формированию уверенности пограничников. Основными направлениями акмеологической программы являются следующие компоненты: диагностическое, исследовательское, прогностическое, информационное, конструктивно-проектировочное, экспертное, консультативное, коррекционно-развивающее, коммуникативное.

Таким образом, акмеологические технологии формирования уверенности необходимо строить на основе самосознания как сложного психологического образования, которое представляет собой неразрывное единство трех основных сфер психики — когнитивной (самопознания), эмоциональной (отношения к себе) и регуляторной. Санапсихологические основания сохранения психического здоровья, используемые при формировании уверенности, включают комплексную систему знаний различных областей науки. Первой их составляющей являются технологии управления и регуляции психологическим состоянием пограничника, основу которых составляет воздействие на устойчивое функционирование психофизиологических систем.

Очевидно, что физическая и психическая напряженность влияет на состояние уверенности пограничников, поэтому, совершенствование профессионализма посредством целенаправленной подготовки и организации систем психологического обучения способствующих созданию психической устойчивости и защищенности психического здоровья, необходимо рассматривать как важнейшее условие формирования личностно-профессионального качества — уверенности.

Уверенность пограничников обусловлена мотивационной направленностью, безопасностью психического здоровья, психической устойчивостью, готовностью к применению приобретенных навыков и умений, способствующих разрешению сложных служебных задач, смелостью, самостоятельностью и степенью самоконтроля. Разработанная система критериев и показателей отражает уровень уверенности пограничников и может использоваться при построении профессиограмм различных специальностей пограничников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Субъект — символ российского самосознания // Сознание личности в кризисном обществе. М.: 1995. — С. 1028
  2. Г. Г. Боевая готовность пограничного округа и пути ее повышения: -М.: МВПКУ, 1982.
  3. А. Наука жить. Киев: 1997. — 315 с.
  4. Акмеологический словарь / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2005.- 161 с.
  5. A.B. Психомышечная тренировка: Метод психической саморегуляции. М.: Наука, 1979. — С. 91
  6. .Г. Структура личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия: Сост. A.B. Куликов. СПб.: Питер, 2000.-С. 20−95.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 339 с.
  8. И.П. Психологический климат в коллективе. М: Просвещение, 1989. — 123 с.
  9. С.А. и др. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. СПб.: 1999.
  10. A.B., Глоточкин А. Д., Федоренко И. Ф., Шеляг В. В. Психология воинского коллектива. — М.: Воениздат, 1967.
  11. А. Влияние боя на психику воина // «Ориентир» 2004. — № 6
  12. H.A. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. М.: Политиздат, 1991. — С. 23
  13. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: 1986. — С. 38 — 52
  14. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
  15. A.B., Гончаров А. И. Рабочая книга психолога ВВ МВД. М.: 1998.-С. 45
  16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 1968−74 с.
  17. Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна Москва — Воронеж: Инт практической психологии, 1995. — 351 с.
  18. A.B., Гончаров А. И. Рабочая книга психолога ВВ МВД. М.: 1998.-С. 45.
  19. В.Ф., Дмитриев В. А. «Служебная деятельность органов пограничного контроля" — 2005. С 295 — 296.
  20. H.H. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. — СПб.: Речь, 2005. 283 с.
  21. И.В. Субъективная уверенность при решении психофизической задачи. Автореф. дис. канд. психол. наук. М.:1990. — 21 с.
  22. В.И. Экономическая социология. М.: „ИМТ“, 1998.446 с.
  23. A.B. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М.: ГУП ВТИ, 2000 г. — 234 с.
  24. Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание // Учеб. пособие. Под ред. В. А. Золотарева, В. В. Марущенко, С. С. Антюшина. М.: Русь, 1999. — С. 232
  25. Военная энциклопедия / Под ред. В. Ф. Новицкого. — СПб.: 1910. Т. 4. -410 с.
  26. Военная энциклопедия / Под ред. В. Ф. Новицкого. — СПб.: 1911. Т. 6. 648 с.
  27. Военные уставы Петра Великого. М.: Воениздат, 1987.
  28. Военная психология. Под ред. В. В. Шеляга, А. Д. Глоточкина, К. К. Платонова. -М.: Воениздат, 1972. 400 с.
  29. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Наука, 1960.-353с.
  30. В.Б. Личностные, и процессуальные условия формирования уверенности в правильности решения задачи: Дис. канд. психол. наук. М.: 2002 149 с.
  31. П.Я. Лекция по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. М.: „Университет“ 2002. — 400 с.
  32. А.Д. Исследование состояния психологической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях- — Автореф:. дис. канд- психол. наук. Л.: 1972. — 23 с.
  33. М., Глязер С. Искусство обучать // Военный вестник, 1947. № 7-С. 31−49.
  34. Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1971. — 245 с.
  35. Герасимов, Г. И: Деятельность высших военных — коллегиальных органов по повышению боеспособности Красной Армии (1921 июнь 1941 гг.) Текст. / Г. И. Герасимов. М.: 1998. — 206 с.
  36. А.Д. Структура психологии воинского коллектива. В кн.: Военная психология. М-: 1997 — С. 279
  37. Готовность к деятельности в напряженной ситуации: психологический аспект / Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Понамаренко В. А. Мин.: Издат. „Университетское“, 1985. — 312 с.
  38. Головина Е. В: Структура уверенности и когнитивные стили. Дис. канд. психол. наук. М.: 2006. — 131 с.
  39. Границе нужны профессионалы. История развития системы подготовки воинов-пограничников России / Под. общ. ред. Н. С. Лепешкина. — М.: Граница, 2003.- 295 с.
  40. JI.П., Дикая Л. Г. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека // Психические состояния и эффективность деятельности. М.: Наука, 1983.
  41. В.П. Педагогика высшей школы Федеральной пограничной службы Российской Федерации: учебник. — М.: Академия ФПС России, 2002. 302 с.
  42. A.A. Акмеологические основы развития профессионала. — М.- Воронеж, 2004.
  43. A.A., Селезнева Е. В. Акмеология в вопросах и ответах. Учеб. пособие М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО „Модэк“, 2007 — 248 с.
  44. A.A. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: РАГС, 1999. — 392 с.
  45. A.A., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: РАГС, 2003. — 154 с.
  46. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 293 с.
  47. A.A., Москаленко О. В., Пятин В. А., Селезнева Е. В. Технология развития профессионального самосознания личности: психолого-акмеологический практикум: учебное пособие. — Астрахань: Астраханский гос. пед. университет, 2000. — 169 с.
  48. A.A., Секач М. Ф., Михайлов Г. С. Акмеологические основы саморегуляции психической устойчивости руководителя. Монография. — М.: МПА, 1999. 366 с.
  49. Л. Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забродин. М.: Наука, 1985. С. 63−90.
  50. Н.А. Психолого-акмеологические особенности определения профессионально важных качеств руководителя. // Акмеология. — 2007. -№ 3.~ С. 92−99.
  51. М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. М.: ВПА, 1974. — С.204.
  52. Дьяченко М. И: Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск: БГУ, 1976. С.34
  53. М.И. Психологическая подготовка советских воинов к боевым действиям в условиях современной войны. М.: ВПА, 1966. — с.34−38
  54. М.И. Формирование психологической готовности воинов к выполнению учебно-боевых задач. Коммунист Вооруженных сил. 1973, № 6.
  55. М.И., Кандыбович Л. А., Понамаренко В.А.Готовность к деятельности в напряженной ситуации: психологический аспект Мин.: Издат. „Университетское“, 1985. — С. 312
  56. В.Ф. Формирование психологической готовности воина оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1998. — С. 94.
  57. Э. Метод социологии. О разделении общественного труда. М., Директ-Медиа, 2007. — 160 с.
  58. О.И. Практическая психология и аутопсихотерапия // Методические рекомендации. — М.: РАГС, 1999.
  59. А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений. Дисс. докт. психол. наук. — М.: 1999.
  60. С.Е. Психол ого-акмеологическая коррекция психического здоровья военнослужащих после боевого стресса: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2008.
  61. А.К. Социальный конфликт. М.: 2000. — 464 с.
  62. Д.П. Основы конфликтологии. Курс лек. Ростов-на/Д.: „Феникс“, 1988.
  63. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М.: Экономика, 1990.
  64. В.В. Подготовка военных кадров в России (XIX начало XX вв.). Дис. докт. пед. наук. — М.: 1995.
  65. Е.П. Психология воли. — СПб.: „Питер“, 2000.
  66. Иллюзия всемогущества. Как сохранить контроль над событиями, людьми, финансами и информацией. / Мэтью Хэйворд- Пер. с англ. М.: Вершина, 2008. — 272 с.
  67. Т.С. Психология управления. М.: 2000.
  68. Ю.Н. Концептуальные основы здоровых представлений о личности. Конспект лекций. М.: МРСЭИ, 2003.
  69. Ю.Н. Личность в обществе, группе и коллективе. Конспект лекций. М.: МРСЭИ, 2003. — С.83
  70. Ю.Н. Психическое здоровье основополагающая целостность личности. — М.: 2005. — 326 с.
  71. Ю.Н. Психология безопасности: формирование здоровья личности. М.: РАГС, 2008.
  72. Ю.Н. Формирование акме психического здоровья государственных служащих. // Акмеология. 2007. — № 4. — С. 7 — 17.
  73. Ю.Н. Санапсихология личности, группы и общества. М.:2006.
  74. Ю.Н. Социализация как механизм формирования психического здоровья личности. Конспект лекций. М.: МРСЭИ, 2003.
  75. Ю.Н. Социальная инфраструктура обеспечения здоровья. — М.: Прометей, 2004. С.90
  76. Ю.Н., Радушинский А. С. Акмеологические тенденции формирования уверенности сотрудников пограничной службы. М.: РАСН, 2010.
  77. Л.А. Формирование психологической готовности воинов ПВО к деятельности. В кн.: Основы психолого-педагогической, деятельности советского офицера. Минск: МВИЗРУ, 1977. — С. 156−174
  78. А.Г. Активное социально-психологическое обучение как средство сплочения воинских подразделений. — М: ВПА, 1992.
  79. А.Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. Учебн- пособие. -М.: 2005.-480 с.
  80. В.П. Психология самоутверждения личности в военно-морском курсантском коллективе: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М.: 1979.-46 с.
  81. В.Н. Социалистический воинский коллектив. — М.: 1980.
  82. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Киев: 1996.
  83. И.М. Психологический иллюстрированный словарь. — СПб.: „Прайм Еврознак“, 2003. — 512 с.»
  84. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. — Мн.: Выш. шк., 1997.
  85. Конфликты в современной России. Под ред. Н. А. Степанова. М.:1999.
  86. П.А. Психологическая подготовка летного состава военно-воздушных сил к активным боевым действиям в условиях современной войны. М.: ВИЛ, 1988.
  87. П.А. Психология летного обучения. М.: Воениздат, 1986.
  88. П. Боевая учеба на фронте // Военный вестник. 1942. № 9−10,
  89. В.М. Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности ФПС РФ. Учебное пособие. М.: Граница, 1999.
  90. В.Н. Повышение психологической готовности кадровгосударственной службы к деятельности в стрессовых ситуациях: Авторефдис. канд. психол. наук. М.: 1995. — С. 17
  91. Е.С. Основы социальной психологии. — Л.: 1967.
  92. В.А. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: 1999. — 400 с.
  93. Н.Д. Психология труда. — М.: Учпедгиз, 1963.
  94. Левитов Н. Д: О психических состояниях человека. М.: 1964.
  95. В.А. Исследование путей поддержания и дальнейшего повышения боевой готовности войск пограничного округа. — М: ВАФ, 1975.
  96. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.:МГУ 1984. 200 с.
  97. А.Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний // Психол. журн. — 1988, № 3. — С.24−37
  98. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304с.
  99. А.Н. Избранные психологические труды: 2 т. — М.: Педагогика, 1983.-318с.
  100. Н.С. Граница ждёт профессионалов // Вестник границы России, 2003. № 1−2.
  101. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: 1984.
  102. В.Н. Методы обучения советских воинов. — М.: Воениздат, 1970.
  103. В.И. Полн. собр. Соч., т. 6. С. 130, 133- т. 9, С. 294−306- т. 11, С. 336−343- т. 13, С. 376.
  104. С.Ю. Поверь в себя. Тренинг уверенности в себе СПб.:1998.
  105. Г. И. Социально-психологический тренинг. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. — М.: Совершенство, 1998.
  106. В. JI. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дис. докт. психол. наук. -М.: 1982.
  107. К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: 1960.
  108. Р.Ф. Боевая подготовка русской армии в> период военной реформы Милютина (60−70 годы XIX в.): обучение и воспитание: Дис. канд. пед. наук. М.: 1997.
  109. Методические рекомендации по применению программ подготовки личного состава пограничных застав и учебных центров соединений и частей ФПС России. -М.: 1998.
  110. .Г., Зинченко В. П. Современный психологичекий словарь. СПб.: «Прайм еврознак», 2007. — С. 423.
  111. А.Н. Педагогические основы интенсификации системы боевой подготовки пограничников в районах вооружённых конфликтов (по опыту Пограничной Группы ФПС России в Республике Таджикистан): Дис. докт. пед. наук. Душанбе: 2002.
  112. Е. С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена/Методическое руководство. С-П., 2000. С. 23, 235−236.
  113. A.B. Формирование психологической готовности суворовцев к обучению в вузах Вооруженных Сил: Дисс. канд. психол. наук. -М.: 1993.
  114. Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности Федеральной Пограничной службы Российской Федерации. Под общ. ред. В. М. Круглика, М.: Граница, 1999. 583 с.
  115. А.Г. Человек как предмет философского познания. -М.: 1973.- 109 с.
  116. Насибуллина Н. П. Профессиональное воспитание студентов в
  117. СПУЗ системы потребительской кооперации. — Казань, 2002.
  118. Наставление по службе штабов соединений и частей пограничных войск (проект). М.: ФПС, 1997.121.0смачко С. Г. Красная Армия в локальных войнах и военных конфликтах (1929 июнь'1941 гг.): Дис. докт. воен. наук. -М.: 1998.
  119. Особенности подготовки и проведения пограничного стратегического КШУ «Восток-94»: Учебно-методическое пособие. М.: ФПС, 1994.
  120. Особенности подготовки и проведения пограничного стратегического КШУ «Запад-95»: Учебно-методическое пособие. — М.: ФПС1995.
  121. И.П. Условный рефлекс. В кн. «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных». М., Медгиз, 1951, С. 397−400.
  122. К. К. О системе психологии. М., «Мысль», 1972 .-216с.
  123. К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970.
  124. A.M. Отдельный корпус пограничной стражи России. — М.: Граница, 1993.
  125. A.A., Плеханов A.M. Отдельный корпус пограничной стражи императорской России (1893 1917). Исторический очерк. — М.: Граница, 2003.
  126. Пограничный словарь. Под общей редакцией В. И. Земцова. — М.: Пограничная академия ФСБ России, 2003.
  127. Подготовка войск. Ч. I. Учебник для солдата. М.: Граница, 1997.293 с.
  128. Подготовка войск. Ч. II. Учебник для сержантов и прапорщиков. — М., Граница, 1997.
  129. Подготовка войск. Ч. III. Учебник для офицеров тактического звена. — М.: Граница, 1997.
  130. Подготовка российских пограничников: история и современность (1827−2001). / Под ред. Н. С. Лепёшкина. М.: Граница, 2002.
  131. Пономаренко* В.А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М: Наука, 1978.
  132. Прангишвили) A.C. Проблема установки на современном уровне ее разработки грузинской психологической школой // Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня? рождения Д. П. Узнадзе. — Тбилиси: 1961.
  133. Приказ МО РФ 1998 г. № 440 «О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации»
  134. Приказ директора ФПС России от 18 апреля 1997 года № 247 «О введении морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности органов и войск ФПС России». -М.: 1997.
  135. Программа подготовки солдат, сержантов — командиров стрелковых, кавалерийских отделений пограничных застав (подразделений) и младших контролеров окпп (кпп) в учебных центрах пограничных отрядов. — Mi: 2000.
  136. Проект Руководства по психологической работе в ВС РФ (введен в действие ВС РФ 26 июля 1996 г. № 172/1637) —
  137. Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Под ред. Ломова В. Ф. и Забродина Ю. М. М.: Наука, 1985. — С.232
  138. Психология и солдат / Норман Коупленд- Пер. с англ. А. Т. Сапронова, В. М. Катеринича, см, 2-е изд. М. Воениздат 1991. 96 с.
  139. А.Ц. Очерки психологии спорта-М.: ФиС, 1959:
  140. А. Ц. Актуальность проблемы психологической подготовки спортсмена. — Теория и практика физической культуры, 1970, № 5.
  141. Е.С. Психология профессионального становления личности: Дис. докт. психол. наук. М.: 1992. — 333 с.
  142. Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003 464 с. t
  143. E.C., Гребенников J1.P. Механизмы психологической защиты: Генезис, функционирование, диагностика. Мытищи, Издательство «Талант», 1996. 144 с.
  144. В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая-характеристика личности: дис. канд. психол. наук. Ростов н/Д.: 1997 242 с.
  145. В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях СПб.: Речь 2003. — 175 с.
  146. С. Л. Бытие и. сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. — М.: Академии наук СССР, 1957.-328 с.
  147. С.Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер, 1998. —579 с.
  148. Руководство по подготовке органов и войск ФПС России. — М.:1999.
  149. К.Л. Психология студенческого возраста и становление специалиста // Вестник Высшей школы. — 1969, № 8.
  150. В.Д., Шаранов Ю. А., Кулганов В. А., Юнацкевич П. И. Общая характеристика программы эмоционально-волевой саморегуляции личности сотрудника // Академия. 1997, № 4.
  151. М.Ф. Психология здоровья. Учебное пособие для высшей школы. -М.: Академический проект, 2003. 192 с.
  152. Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: Дис. к. пед. наук. М, 1955.
  153. Г. П. Советские пограничные войска в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. и возможные действия, в современных операциях.— М.: Воениздат, 1986.
  154. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов- Под общ. ред проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательство оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2010 г. 640 с.
  155. В.М. Пути совершенствования приведения пограничного отряда в полную боевую готовность. — М.: ВАФ, 1985.
  156. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения.-М.: 1991−1998.
  157. Социология труда. Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. М.: 1993. — 353 с.
  158. Г. Современный психологический словарь. Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко, СПб.: «Прайм еврознак», 2007. — С. 423.
  159. JI.A. Акмеологические методы диагностики и развития аутопсихологической компетентности госслужащих. — М.: 2000.
  160. Степанов Н. А Конфликты в современной России. М.: 1999.
  161. Структура самосознания личности. «Статья в психологическом словаре». -М.: 1997.
  162. A.B. Наука побеждать. М.: Воениздат, 1987.
  163. К.В. Динамические стереотипы, или информационные отпечатки действительности. — М.: ПЕРСЭ, 2002 128 с.
  164. Служебная деятельность органов пограничного контроля. Бушменков В. Ф., Дмитриев В.А.- 2005. С 295 296.
  165. A.M. Работа начальника и штаба по поддержанию боевой готовности пограничного отряда и пути ее совершенствования. — М: ВПЬСК, 1992.
  166. Особенности подготовки и проведения пограничного стратегического КШУ «Запад-95»: Учебно-методическое пособие. — М.: ФПС РФ, 1995.
  167. Особенности подготовки и проведения пограничного стратегического КШУ «Восток 94»: Учебно-методическое пособие. — М.: ФПС РФ, 1994.
  168. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси: 1961.
  169. Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе- Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл- СПб.: Питер, 2004. — 413 с.
  170. Д.Н. Основные положения теории установки // Антология гуманной педагогики: М., 2000.
  171. Н.Ф. Психолого-педагогические основы формирования у слушателей профессиональных качеств политработника. В книге: Формирование профессиональных качеств у слушателей академий. — М.: ВИЛ, 1976.-С. 42−43.
  172. Н.Ф., Галицкий В. П. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах. — М.: В ПА, 1986.
  173. Фельдмаршал Кутузов. Сборник документов и материалов. — М.: Госполитиздат, 1947.
  174. О.В. Акмеологическое обеспечение безопасности психического здоровья сотрудников охранных предприятий, дис. канд. психол. наук. М.: 2010.-180 с.
  175. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. Серия: Человек и мир Авторский сборник. М.: Айрис-Пресс, 2004. — 464 с.
  176. В.Б. Практическая психология. Инструментарий. -Изд. 3-е Ростов н/Д: Феникс. 2005.
  177. .Я. Человеческий фактор в управлении войсками. М.:1989.
  178. А.И. Психология разрешения конфликтов между военнослужащими. М.: 2000.
  179. А.И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении: Дис. канд. психол. наук — М.: 1993.
  180. Е.П. Готовность как состояние, свойство и качество. — В кн.: Психология личности и деятельности спортсмена. — М.: 1981.
  181. В.А. Введение в военную конфликтологию. — М.: Ак. ПВ1. РФ, 1996.
  182. Энциклопедия психодиагностики. / Психодиагностика взрослых. Ред. сост. Д. Я. Райгородский. Ульяновск: «Бахрах -М», 2009. — 704 с.
  183. Bandura A. Sozial-kognitive Lerntheorie.- Stuttgart: Klett-Cotta.- 1979.
  184. Bandura A. Exercise of personal agency through the self-efficacy mechanism // Self-efficacy: Thought control of action,. Schwarzer, R (Ed.) — Washington.
  185. Bandura A. Exercise of personal agency through the self-efficacy mechanism // Self-efficacy: Thought control of action, Schwarzer, R (Ed.).-Washington, DC: Hemisphere.- 1992.
  186. Bandura, A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change \ Psychological Review. 1977.
  187. Kardiner A., The Traumatic Neuroses of War, New York: Hoeber, 1941.
  188. Maslow, A. H., Toward a Psychology of Being, 2nd ed., New York: Van Nostrand Reinhold, 1968.
  189. Maslow, A. H., The S-I Test: A Measure of Psychological Security-Insecurity, Palo Alto, Calif.: Consulting Psychologists Press, 1952.
  190. Maslow A.H. Motivation and Personality (2nd ed.) N.Y.: Harper & Row, 1970- СПб.: Евразия, 1999 Терминологическая правка В. Данченко К.: PSYLIB, 2004−352 с.
  191. Polanyi, М., Personal knowledge, Chicago: University of Chicago Press, 1958.
  192. James, W., The Varieties of Religious Experience, New York: Modem Library, 1943.
  193. James, W., The Principles of Psychology. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1890.
Заполнить форму текущей работой