Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения
Диссертация
Анализ и обобщение исследований, посвященных изучению особенностей развития теоретического мышления у младших школьников в рамках системы экспериментального обучения, организованного под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, показали, что при обучении по экспериментальным (построенным на основе теории содержательного обобщения) программам содержательные действия теоретического мышления… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема развития теоретического мышления в младшем школьном возрасте
- 1. Характеристика основных компонентов теоретического мышления
- 2. Развитие теоретического мышления у младших школьников при обучении по разным учебным программам
- Глава 2. Методы экспериментального исследования развития теоретического мышления у младших школьников
- 1. Методика изучения развития содержательного анализа
- 2. Методика изучения развития содержательной рефлексии
- 3. Методика изучения развития содержательного планирования
- Глава 3. Развитие основных компонентов теоретического мышления в начальных классах
- 1. Характеристики развития теоретического мышления при обучении детей в разных условиях
- 2. Развитие основных компонентов теоретического мышления у детей при обучении в начальных классах
Список литературы
- Абрамова Г. С. Индивидуальные особенности формирования учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, Й. Ломпшера и А. К. Марковой. М., 1982. — с. 197 -212.
- Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988.
- Аверин A.M. Психологические особенности формирования теоретических обобщений в процессе решения технических задач. Канд. дисс. — М., 1979.-134 с.
- Агеев В.В., Давыдов В. В., Рубцов В. В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал, 1985, № 4.
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978. — 189 с.
- Амуд Б.А. Соотношение эмпирического и теоретического обобщения в умственной деятельности младших школьников // В сб.: Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. Душанбе, 1974, ч.1. с.3−21.
- Андронов В. П. Способность к рефлексии как условие возникновения у детей умственного действия сложения // Рефлексия в науке и обучении.-Новосибирск, 1989, с.67−76.
- Андронов В.П. Психологические основы формирования профессио-. нального мышления. — Саранск, 1991. — 117 с.
- Антропова М.В., Манке Г. Г., Кузнецова JI.M. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // Педагогика, 1997, № 5, -с. 19 -23.
- Ю.Арсеньев А. С., Библер B.C., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия. М., 1967.
- И.Аршавина Л. И. Развитие аналитических компонентов мышления у младших школьников при различных типах обучения. Автореф. канд. дисс. Киев, 1982.-18 с.
- Атаханов Р. Уровни развития математического мышления. Душанбе, 1993.- 172 с.
- Н.Баканидзе М. И. Проблемы субординации логических форм.- Алма- Ата, 1968.-324 с.
- Берцфаи Л.В., Захарова А. В. Особенности оценки школьниками процесса решения задач // Вопросы психологии, 1975, № 6.
- Берцфаи Л.В., Поливанова К. Н. Диагностика действия контроля // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. -М., 1981.
- Берцфаи Л.В., Романко В. Г. Исследование особенностей рефлексивного контроля // Новые исследования в психологии, 1981, № 2.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. — М., 1991. — 324 с.
- Библер B.C. Мышление как творчество. -М., 1997. -399с.
- Боданский Ф.Г. Развитие математического мышления у младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. / Под ред.В. В. Давыдова. М., 1983.-c.115- 132.
- Боданский Ф.Г., Дмитриева И. М. Из опыта построения систематического курса математики для начальной школы // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1977.-С.145−154.
- Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1966.
- Брозгул С.А. Логико-психологические предпосылки построения курса математики в школе // В сб.: Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. Душанбе, 1974, ч.1. с. 47 — 60.
- Булатов М.А. Логические категории и понятия. Киев, 1981. — 234 с.
- Вахнянская И.Л. Психологический анализ школьных программ по музыке // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977. — с.229 — 239.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч.: В 6 т. Т.2. М., 1982. -502с.
- Высоцкая Е.В. Предметно-ориентированные учебные среды для формирования понятий в совместной учебно-исследовательской деятельности // Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования // Под ред. В. В. Рубцова. М., 1996.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
- Гончаров B.C. Зависимость стратегии поиска решения от типа мышления // Вопросы психологии, 1981, № 4.
- Гончаров B.C. Типы мышления и учебная деятельность. — Свердловск, 1988.-172 с.
- Горбов С.Ф. Значение введения отрицательных чисел дляматематического развития младших школьников // Развитие психикишкольников в процессе учебной деятельности. / Под ред.В. В. Давыдова. —1. М., 1983.-С.136−144.
- Горский Д.П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961.
- Горячев А.В. Методические рекомендации к учебнику информатики 1 класса. -М., 1997а.
- Горячев А.В. Методические рекомендации к учебнику информатики 2 класса.-М., 19 976.
- Горячев А.В. Методические рекомендации к учебнику информатики 3 класса.-М., 1997 В.
- Горячев А.В. Методические рекомендации к учебнику информатики 4 класса. М., 1997 г.
- Горячев А.В. Информатика.Учебная тетрадь в двух частях 1 класс. М., 1997д.
- Горячев А.В. Информатика.Учебная тетрадь в двух частях 2 класс. М., 1997е.
- Горячев А.В. Информатика.Учебная тетрадь в двух частях 3 класс. М., 1997ж.
- Горячев А.В. Информатика.Учебная тетрадь в двух частях 4 класс. М., 1997и.
- Готт B.C., Землянский Ф. М. Диалектика развития понятийной формы мышления. М., 1981.-319 с.
- Громыко Ю.В. Роль взаимопонимания при решении учебных задач в совместной деятельности. Канд. дисс. -М., 1985. 172 с.
- Гузман Р.Я. Роль моделирования совместной деятельности в решении учебных задач //Вопросы психологии, 1980, № 3.
- Гуманитарное образование в гимназии: проблемы, концепции / Под ред. С. А. Шаповаловой. — М., 1996.
- Гуружапов В.А. Отношение младших школьников к содержанию произведений искусства // Психология формирования личности и проблемы обучения. М., 1980. — с. ЗЗ — 39.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. -240с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. -444с.
- Давыдов В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии //Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. — Новосибирск, 1987. с.43−49.
- Давыдов В.В., Пушкин В. Н., Пушкина А. Г. Зависимость развития мышления младших школьников от характера обучения // Вопросы психологии, 1972, № 6.
- Диалектика теория познания. Историко-философские очерки./ Под ред. Б. М. Кедрова. — М., 1964
- Диалектика и логика. Законы мышления. / Под ред. Б. М. Кедрова и М. М. Розенталя. М., 1962.
- Диалектика и логика. Формы мышления. / Под ред. М. М. Розенталя. -М., 1962.
- Дмитриев Д.Б. Психологические особенности постановки учебной задачи младшими школьниками // Вопросы психологии, 1985, № 2.
- Долматов В.П. Коллективно-распределенная информационная среда — основа компьютерного обучения // Психолого-педагогические вопросы компьютерзации обучения в средней школе. Материал всесоюзнойна-учно-практической конференции. — М., 1989. с. 47 — 56.
- Дорофеева Н.В. Психологические особенности решения текстовых математических задач учащимися третьих классов в различных условиях обучения. Канд. дисс.- М., 2002. 162 с.
- Дорохина В.Т. Принятие учебного задания как особе действие в структуре учебной деятельности // Актуальные вопросы дидактики. Киев, 1974.
- Дубовская Е.М., Улановская И. М., Яркина О. В. Экспериментальное исследование содержания рефлексивного компонента совместной учебной деятельности // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987.
- Дусавицкий А.К., Репкин В. В. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в засЫсимости от способа обучения // Вопросы психологии, 1975, № 3, с.
- Елисеева Л.Н. Путь овладения теоретическими знаниями в начальной школе (русский язык) // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1977. — с.29 43.
- Психическое разитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1990.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика: очерки истории и теории.- М., 1984.-320 с.
- Ильенков Э.В. Понимание абстрактного и конкретного в диалектикеи формальной логике .// Диалектика и логика. Формы мышления. / Под ред. М. М. Розенталя. М., 1962.
- Исаев Е.И. Психологические характеристики способов планирования у младших школьников // Вопросы психологии, 1983,№ 2.
- Капракова В. А. Гимназическое образование: история и современность. — Минск, 1992.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983.
- Катрич Г. И. Развитие рефлексии у младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред.
- B.В.Давыдова. М., 1983. — с.89 — 97.
- Катрич Г. И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте. //Канд. дисс. -М., 1994.
- Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. М., 1963.
- Кедров Б.М. Обобщение как логическая операция.// Вопросы философии, 1965, № 12
- Кедров Б.М. Оперирование научными понятиями в диалектической и формальной логике.// Диалектика и логика. Формы мышления. / Под ред. М. М. Розенталя. М., 1962.
- Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования // Под ред. В. В. Рубцова. М., 1996.
- Кондратьева М.А. Отечественные гимназии: исторический опыт и современные проблемы // Педагогика, 1994, № 1. с. 75 — 83.
- Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания.- М., 1973. -324 с.
- Коростелев А.Ю. Психологические особенности совместного действия школьников // Вопросы психологии, 1980,№ 4.
- Костюк Г. С. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1969.
- Костюк Г. С. Избранные психологические труды. М., 1988.
- Крицкий А.Г. Методика групповой организации учебной деятельности с использованием компьютера// Вопросы психологии, 1989, № 1. с. 112 -115.
- Курсанов Г. А. Диалектический материализм о понятии. М., 1963.93 .Ладыженская Т. А. Урок риторики в школе. — М., 1996.
- Ладыженская Т.А. Методические рекомендации к учебнику риторики 1 класса. -М, 1997а.
- Ладыженская Т.А. Методические рекомендации к учебнику риторики 2 класса. М, 19 976.
- Ладыженская Т.А. Методические рекомендации к учебнику риторики 3 класса. -М, 1997 В.
- Ладыженская Т.А. Методические рекомендации к учебнику риторики 4 класса.-М., 1997 г.
- Ладыженская Т.А. Детская риторика. Учебная тетрадь в 2-х частях. 1 класс. М., 1997д.
- Ладыженская Т.А. Детская риторика. Учебная тетрадь в 2-х частях. 2 класс. М., 1997е.
- Ладыженская Т.А. Детская риторика. Учебник и тетрадь. 3 класс. М., 1997ж.
- Ладыженская Т.А. Детская риторика. Учебник и тетрадь. 4 класс. М., 1997и.
- Лебедев А.Н. Гуманитарные основы гимназического образования в школах Петербурга. Спб., 1995. — 228 с.
- Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980. — 359 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975. -304с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические сочинения: в 2 т. М., 1983.
- Ле Тхи Кхань Тхо. Динамика умственного развития младших школьников в разных условиях обучения. Автореф. канд. дисс. М., 1986.-22 с.
- Ломпшер Й. Анализ и разработка требований к учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, Й. Ломпшера и А. К. Марковой. М., 1982. — с.28 — 42.
- Магкаев В.Х. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии, 1974, № 5.
- Максимов Л.К. Зависимость развития математического мышления от характера обучения // Вопросы психологии, 1979, № 2.
- Максимов Л.Н. Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. -Волгоград, 1988.-15 7с.
- ИЗ. Максимов Л. Н. Формирование математического мышления у младших школьников. -М., 1987.
- Максимова Г. П. Развитие познавательной активности школьников в процессе постановки учебных задач // Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. Волгоград, 1988.-с.
- Мамардашвили М.К. Форма и содержание мышления. М., 1968.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. -М., 1974−185 с.
- Маркова А.К. Психологические особенности формирования совместных учебных действий.// Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. М., 1978. — с.25 — 34.
- Мартин Л., Рубцов В. В. Динамика коллективных взаимодействий и их роль в развитии понимания у детей // Познание и общение. М., 1988.
- Матвеева Н.И., Репкин В. В., Скотаренко Р. В. Условия овладения самостоятельными формами учебной деятельности в школе // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977. — с.289 — 299.
- Матис Т.А. Некоторые причины несформированности действия контроля у младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М., 1983. — с.60 — 70.
- Матис Т.А. Изучение психологических новообразований совместной учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982.- с. 187- 197.
- Медведев A.M., Нежнов П. Г. Исследование теоретического анализа у школьников // Вопросы психологии, 1989, № 5.
- Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения // Исследования мышления в советской психологии. М., Наука, 1966.
- Менчинская Н.А. Проблема учения и умственного развития школьников. -М., 1989.
- Микулина Г. Г. Мышление // Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990.
- Микулина Г. Г., Миндарова В. А., Орешенкова Л. Ф. Психологическая роль буквенной символики в постановке и решении учебной задачи // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977. — с.139 — 145.
- Минская Г. И. Об усвоении обобщенных способов решения арифметических задач младшими школьниками // Вопросы психологии, 1968, № 2. с.
- Михайлова И.Б. Методы и формы научного познания. М., 1968.
- Модель гимназии как инновационного образовательного учреждения. Материалы научно-практической конференции / Под ред. И.СЛкиманской. Петрозаводск, 1996. — 148 с.
- Мульдаров В.К. Психологический анализ действия моделирования в процессе решения школьниками учебно-познавательных задач. Канд. дисс.-М., 1987.-135 с.
- Мульдаров В.К., Рубцов В. В. Знаковое опосредствование как психологический механизм построения действия.//Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности/ Под ред. В. В. Давыдова и В. В. Рубцова.- М., 1995.
- Науменко Л.К. Монизм как принцип диалектической логики. Алма-Ата, 1968.
- Новиков П.В. Развитие рефлексии у младших школьников. //Канд. дисс.- М., 1998.-198 с.
- Новиков П.В. Рефлексивные возможности младших школьников // Современные проблемы психолого-педагогических наук. Вып.8/Межвуз. сборн. науч. трудов. Саранск, 1996. — 79−87.
- Носатов В.Т. Психологические особенности анализа как основы теоретического мышления // Вопросы психологии, 1978,№ 4.
- Обучение и развитие: Экспериментально-педагогичижое исследование / Под ред. Л. В. Занкова. М., 1975.
- Оразбекова К.А. Специфика учебной деятельности при усвоении русского языка в начальной школе // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977. -с. 103 -111.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. — 581 с.
- Пиаже Ж.. Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур.-М., 1963.-203 с.
- Пиппиг Г. Внутренняя репрезентация и генезис научных понятий и их формирование в учебной деятельности // Формирование учебнойодеятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера и
- A.К.Марковой. М., 1982. — с. 114 — 122.
- Пирогов В.И., Савельев Д. С. Гимназия вид общеобразовательной школы // Педагогика, 1990, № 8. — с.57 — 62.
- Поливанова Н.И. Способы взаимодействия как показатель поиска решения учебной задачи // Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности/ Под ред. В. В. Давыдова и1. B.В.Рубцова. М., 1995.
- Поливанова Н.И., Рубцов В. В., Семенова М. А. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987. — с. 102 — 113.
- Поливанова К.Н. Психологические предпосылки фоормирования действия контроля в учебной деятельности // Новые исследования в психологии, 1983, № 1. — с.
- Полуянов Ю.А. Развитие взаимопонимания между детьми в учебной деятельности // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М., 1983.
- Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982. — 212 с.
- Пономарев Я.А. Развитие внутреннего плана действий в процессе обучения // Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. М., 1966. — 395 — 440.
- Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967.
- Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1990.
- Психологические возможности младших школьников в усвоении математики / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1969. — 174 с.
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М., 1967.
- Поспелов Д.А., Пушкин В. Н. Мышление и автоматы. М., 1972. — 224 с.
- Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. М. В. Зверевой. -М., 1983.- с.
- Развитие основ рефлексивного мышления в процессе учебной деятельности. //Под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова М., 1995.
- Репкин В.В. О понятии учебной деятельности // Вестник Харьковского университета. Психология. 1976. Вып.9. № 132.
- Репкин В.В. Формирование учебной деятельности как психологичеекая проблема // Вестник Харьковского университета. Психология.1977. № 155.
- Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вестник Харьковского университета. Психология.1978. № 171.
- Репкин В.В. Возможности и условия реализации программы развивающего обучения // Начальный этап развивающего обучения в средней школе, Харьков Томск, 1992. — 219 с.
- Репкина Г. В, Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск, 1993. — 69 с.
- Ривина И.В. Развитие учебно-познавательных у детей 6—10 лет. Канд. дисс. М., 1988. — 142 с.
- Ривина И. В. Системность учебно-познавательных действий у детей 6 10 лет // Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности/ Под ред. В. В. Давыдова и В. В. Рубцова.-М., 1995.
- Розенталь М.М. Принципы диалектической логики. М., 1960.
- Романко В.Г. Особенности рефлексивного контроля как учебного действия // Новые исследования в психологии., 1985, № 1.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.-М., 195 7.-328с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. -254 с.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. -М., 1987а.
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М., 1996.
- Рякина С.В. Психологические особенности содержательного анализа у младших школьников // Вопросы психологии, 1986, № 6.
- Савельева Т.М. Психологические вопросы овладения русским языком. Минск, 1983. — 186 с.
- Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. — М., 1981.-136 с.
- Сейдулаев Б.А. Формирование действий контроля в учебной деятельности младших школьников // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова.- М., 1977 с. 63 — 71.
- Семенова М.А. Психологический анализ некоторых результатов усвоения первоклассниками общих свойств величин // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1977.-с.160−165.
- Смирнов С.Н. Опыт возрождения классической гимназии: уроки и перспективы // Народное образование, 1992, № 1. с. 19 — 24.
- Современная гимназия / Под ред. Е. С. Полат. М., 2000. — 168 с.
- Современная гимназия: проблемы становления. Екатеринбург, 1994.
- Современная гимназия через универсальность к многообразию. -М., 1996.
- Сухин И. Шахматный факультативный курс для начальной школы.// Начальное образование в России. М., 1994. — 263 с.
- Сухин И. Приключения в шахматной стране. М., 1991.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М., 1983.
- Улановская И.М. Компьютерная организация коммуникативно-ориентированных учебных ситуаций // Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования // Под ред. В. В. Рубцова. М., 1996.
- Улановская И.М., Яркина О. В. Моделирование в процессе совместного решения учебных задач // Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности/ Под ред. В. В. Давыдова и В. В. Рубцова.- М. Д995.
- Фарапонова Э.А. Обучение младших школьников работе с простейшими чертежами на уроках политехнической трудовой подготовки // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977. — с.210 — 2
- Федекин И.Н. Планирование как операция в структуре теоретического мышления // Вестник МАРО, № 9, 2002. с. 34 -41.
- Федекин И.Н. Психолого-педагогические условия становления субъекта самоизменения. Канд. дисс. М., 2001. — 112 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. — 423 с.
- Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы М., 1993. — 287 с.
- Фридман J1.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач.-М., 1977.
- Хо Нгок Дай. О возомжности усвоения младшими школьниками алгебраической операции // Вопросы психологии, 1972, № 1.
- Хо Нгок Дай. Психологические вопросы построения курса математики в начальной школе // Вопросы психологии, 1976, № 6. с. 69 — 81.
- Цукерман Г. А. Открытие младшими школьниками законов построения поэтического текста // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977. — с.60 — 63.
- Цукерман Г. А. Формы учебной кооперации в работе младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. — М., 1983.
- Шагалова JI.E. Овладение понятием синонимии детьми младших классов // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977. — с.43 — 49.
- Швырев B.C. Рефлексия и понимание в современном анализе науки // Вопросы философии, 1985, № 6, с. 44−56.
- Швырев B.C. Теоретические и эмпирическое в научном познании. -М., 1978.
- Шимина А.Н. Логико-гносеологические основы процесса формирования понятий в обучении. М., 1981.
- Школа диалога культур. Основы программы. Кемерово, 1992.
- Штофф В.А. Проблемы методологии научного знания. М., 1978. -271 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.-432 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. Спб, 1996а. — 454 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 19 966. — 396 с.
- Baker, B.L. & Brighten, A.J.(1989).Steps to independence^ skills training guide for parents and teachers of children with special needs (2nd ed.). Baltimore. Paul H.Brookes.
- Bandura A. (1977).Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
- Bandura A. (1986).Social foundations of thought and action. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. j
- Miller, P. (1989).Theories of developmental psychology (2 ed.). New York: Freeman.
- Raven J.C.(1960).Guide to the Progressive Matrices. London: Lewis.
- Siegler, R.S. (1986). Children s thinking. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
- Skinner, B.F. (1971). Beyond freedom and dignity. New York: Knopf.