Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ и обобщение исследований, посвященных изучению особенностей развития теоретического мышления у младших школьников в рамках системы экспериментального обучения, организованного под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, показали, что при обучении по экспериментальным (построенным на основе теории содержательного обобщения) программам содержательные действия теоретического мышления… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема развития теоретического мышления в младшем школьном возрасте
    • 1. Характеристика основных компонентов теоретического мышления
    • 2. Развитие теоретического мышления у младших школьников при обучении по разным учебным программам
  • Глава 2. Методы экспериментального исследования развития теоретического мышления у младших школьников
    • 1. Методика изучения развития содержательного анализа
    • 2. Методика изучения развития содержательной рефлексии
    • 3. Методика изучения развития содержательного планирования
  • Глава 3. Развитие основных компонентов теоретического мышления в начальных классах
    • 1. Характеристики развития теоретического мышления при обучении детей в разных условиях
    • 2. Развитие основных компонентов теоретического мышления у детей при обучении в начальных классах

Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последние годы разрабатываются и реализуются на практике разнообразные варианты обучения в начальных классах. В одних случаях отличие от стандартного начального образования касается, главным образом, условий обучения (малая наполняемость классов, особый режим чередования обучения и игры и т. п.). В других случаях, что более важно, отмеченное отличие заключается в содержании учебных программ. Здесь можно выделить две наиболее распространенные в настоящее время целостные системы развивающего обучения: одна разработана под руководством Д. Б. Эльконина (1989) и В. В. Давыдова (1996), другая — под руководством Л. В. Занкова (1990). Серьезной новизной обладают авторские разработки отдельных учебных дисциплин, например, созданная под руководством В. С. Библера (1991) программа «Школа диалога культур» (1992). Все большее значение в школьном образовании приобретают гимназии, (см., например, материалы научно-практической конференции «Модель гимназии как инновационного образовательного учреждения» (1996)) начальное обучение в которых характеризуется, как правило, большим, чем обычно, числом учебных предметов.

Разнообразие форм начального обучения создает серьезную исследовательскую проблему — охарактеризовать развивающие возможности реализуемых педагогических технологий. Вместе с тем, вопрос о том, в какой степени и с каких сторон обеспечивают развитие младших школьников те или иные учебные программы, важен практически, в частности, для получения более полного знания о том, насколько учебные программы трехлетнего и четырехлетнего начального обучения в гимназиях отвечают своему назначению — подготовить детей к усвоению сложных учебных программ по широкому спектру дисциплин гимназического образования в средних и старших классах.

Наше исследование посвящено изучению развивающего потенциа-&diamsла обучения в начальных классах гимназий.

Объектом нашего исследования выступило мышление детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования стало развитие теоретического мышления у младших школьников при обучении в начальных классах гимназий.

Проблема исследования состоит в раскрытии особенностей развития теоретического мышления у младших школьников при обучении их в разных условиях — гимназиях и общеобразовательных школах.

Гипотезы исследования.

1.Обучение младших школьников по программам гимназий, включающим ряд нетрадиционных для начального обучения учебных предметов (в частности, логику, риторику, основы информатики) в большей степени способствует развитию теоретического мышления у младших школьников, чем обучение их по стандартным программам начальной школы.

2. На основе сформированного в дошкольном возрасте воображения, в начале младшего школьного возраста у детей развивается содержательное планирование, затем — содержательный анализ и содержательная реф-^ лексия.

Цель исследования заключалась в выявлении особенностей развития у младших школьников основных компонентов теоретического мышления при обучении в гимназии и общеобразовательной школе.

Достижение этой цели связано с решением следующих задач:

1.Анализ содержания и результатов современных психологических исследований, связанных с изучением развития теоретического мышления у младших школьников.

2.Разработка и апробация методик для исследования динамики основных компонентов теоретического мышления у детей 6−10 лет.

I 3. Определение особенностей развития содержательных действий теоретического мышления при обучении в начальных классах гимназии и общеобразовательной школы.

Методологические основы исследования. Изучение развития мышления у младших школьников опирается на принятые в отечественной психологии положения о единстве сознания и деятельности (СЛ. Рубинштейн 1957 г., А. Н. Леонтьев, 1972 г., 1983 г.), о теоретическом и эмпирическом подходах к решению задач (С.Л.Рубинштейн 1958 г., В. В. Давыдов 1972 г., В.В.Рубцов1987г.), о детерминированности умственного развития детей содержанием обучения (Д.Б.Эльконин 1989 г., В.В.Давыдов1986г., В. В. Рубцов 1996 г.).

Методы исследования. В соответствии с поставленной целью использовались следующие методы: теоретический анализ психологической литературы в аспекте изучаемой проблемы, констатирующий эксперимент, предполагающий выявление особенностей теоретического и эмпирического мышления младших школьников при решении ими специально подобранных задач, статистическая обработка материалов исследования.

Базой исследования были гимназии №№ 1503, 1504, 1514, 1516 и общеобразовательные школы №№ 226, 764, 964. В исследовании в течение 1998 — 2002 г. г. участвовало 812 учащихся 1−4 классов.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Учебные программы начальных классов гимназий, включающие ряд новых для начального обучения дисциплин (в частности, логику, риторику, основы информатики) обусловливают существенно более высокий уровень развития у детей основных компонентов теоретического мышления, чем стандартные программы начальной школы.

2. На разных этапах начального обучения содержательные действия теоретического мышления развиваются по-разному: на первом (7−8 лет) более интенсивно развивается содержательное планирование, на втором (8 — 9 лет) — содержательный анализ, на третьем (9−10 лет) — содержательная рефлексия.

Научная новизна исследования.

1.Установлен характер влияния обучения в гимназии на развитие теоретического мышления младших школьников, — число детей, осуществляющих при решении задач содержательные действия, увеличивается в гимназиях с каждым учебным годом на большую, чем в школах, величину.

2.Выявлена связь развития компонентов теоретического мышления с периодами обучения в младших классах: в начальный период происходит значимое нарастание числа детей с содержательным планированием, в средний период — детей с содержательным анализом, в завершающий период — детей с содержательной рефлексией.

Теоретическое значение.

1. Результаты проведенного исследования вносят вклад в дальнейшее развитие психологических представлений об условиях развития теоретического мышления младших школьников, в разработку фундаментальной психолого-педагогической проблемы «обучение и развитие».

2. Охарактеризованы различия в развитии содержательных действий теоретического мышления, — анализа, планирования, рефлексии, — в младшем школьном возрасте.

Практическое значение.

1. Результаты исследования важны для решения вопросов организации обучения в начальных классах гимназий и общеобразовательных школ.

2. Методики, применявшиеся в исследовании, могут быть использованы для обеспечения контроля за умственным развитием младших школьников в гимназиях и общеобразовательных школах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование было посвящено определению особенностей развития теоретического мышления у младших школьников при обучении их в начальных классах гимназий и общеобразовательных школ.

Поскольку в последние годы все более значение в школьном образовании приобретают гимназии, то изучение характеристик развивающих возможностей обучения в начальных классах гимназий (или в прогимназиях) приобретает не только серьезное научное (для разработки фундаментальной психолого-педагогической проблемы «обучение и развитие»), но и большое практическое значение. В частности, вопрос о том, в достаточной ли степени учебные программы младших классов обеспечивают детям интеллектуальную подготовку для успешного обучения в средних и старших классах гимназий, насущно важен для практики гимназического образования.

Анализ и обобщение исследований, посвященных изучению особенностей развития теоретического мышления у младших школьников в рамках системы экспериментального обучения, организованного под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, показали, что при обучении по экспериментальным (построенным на основе теории содержательного обобщения) программам содержательные действия теоретического мышления развиваются более интенсивно и достигают существенно более высокого уровня, чем при обучении по обычным программам начальной школы. При этом рассмотрение выполненных в рамках названной системы обучения многочисленных аналитических и экспериментальных работ, направленных на исследование особенностей учебной деятельности и учебных действий, в основном, при изучении детьми математики и русского языка, позволило отметить выдвинутое учеными положение о дифференциации учебных действий в плане их влияния на формирование у детей тех или иных содержательных действий теоретического мышления.

Анализ содержания нетрадиционных учебных предметов, включенных в программы начальных классов гимназий, в частности курсы риторики и информатики, показал, что при освоении содержания этих курсов предлагаются задания, выполнение которых должно способствовать развитию содержательного анализа содержательной рефлексии и содержательного планирования.

В результате выполнения аналитического этапа нашего исследования было сформулировано общее предположение о том, что обучение младших школьников по программам, включающим нетрадиционные (для начальной школы) учебные предметы, должно в большей степени способствовать развитию теоретического мышления, чем обучение по обычным программам начальной школы.

На практическом этапе исследования были проведены индивидуальные эксперименты в общей сложности с 812 младшими школьниками, обучающимися по программам трехлетнего и четырехлетнего начального обучения в гимназиях и общеобразовательных школах, по трем методикам: «Свободная клетка» (для определения уровня развития содержательного анализа), «Искусственные фигуры» (для определения уровня развития содержательной рефлексии) и «Прямо, наискось» (для определения уровня развития содержательного планирования).

В плане решения вопроса о характере влияния условий начального обучения на развитие мышления обработка результатов экспериментов показала, во-первых, что в наибольшей степени развитию теоретического мышления у младших школьников способствуют учебные программы четырехлетнего обучения в гимназиях, а в наименьшей — программы трехлетнего обучения в общеобразовательных школах, во-вторых, что, как предполагалось, обучение по программам гимназий в целом (т.е. при усреднении результатов экспериментов при трехлетнем и четырехлетнем обучении) в большей степени влияет на развитие теоретического мышления младших школьников, чем обучение по программам общеобразовательных школ в делом (т.е. также при усреднении результатов экспериментов при трехлетнем и четырехлетнем обучении), в-третьих, четырехлетнее начальное обучение в целом (т.е. при усреднении результатов экспериментов при соответствующем гимназическом и школьном обучении), как и ожидалось, выступает более существенным условием развития теоретического мышления детей, чем трехлетнее начальное обучение в целом (т.е. при усреднении результатов экспериментов при соответствующем гимназическом и школьном обучении).

В плане решения вопроса о характере развития основных компонентов теоретического мышления на разных этапах начального обучения обработка результатов экспериментов показала, что в начальный период (7 — 8 лет) более интенсивно развивается содержательное планирование, в средний период (8−9 лет) — содержательный анализ, в завершающий период (9−10 лет) — содержательная рефлексия.

В целом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1.Обучение младших школьников в начальных классах гимназий в существенно (статистически значимо) большей степени способствует развитию у них теоретического мышления, чем обучение в начальных классах общеобразовательных школ.

2. Четырехлетнее обучение в начальных классах гимназий и общеобразовательных школ создает больше возможностей для развития теоретического мышления у детей, чем трехлетнее обучение.

3. Трехлетнее обучение в начальных классах гимназий по программам, содержащим ряд нетрадиционных учебных дисциплин (в частности, основы информатики, риторика, игра в шахматы), более эффективно для развития у детей теоретического мышления, чем четырехлетнее обучение по стандартным программам начальной школы.

4. Содержательные действия теоретического мышления развиваются в младшем школьном возрасте с разной интенсивностью: в начале этого возраста (7−8 лет) значимо растет число детей с содержательным планированием, в середине (8 — 9 лет) — число детей с содержательным анализом, в конце (9—10 лет) — число детей с содержательной рефлексией.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Индивидуальные особенности формирования учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, Й. Ломпшера и А. К. Марковой. М., 1982. — с. 197 -212.
  2. Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988.
  3. A.M. Психологические особенности формирования теоретических обобщений в процессе решения технических задач. Канд. дисс. — М., 1979.-134 с.
  4. В.В., Давыдов В. В., Рубцов В. В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал, 1985, № 4.
  5. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978. — 189 с.
  6. .А. Соотношение эмпирического и теоретического обобщения в умственной деятельности младших школьников // В сб.: Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. Душанбе, 1974, ч.1. с.3−21.
  7. В. П. Способность к рефлексии как условие возникновения у детей умственного действия сложения // Рефлексия в науке и обучении.-Новосибирск, 1989, с.67−76.
  8. В.П. Психологические основы формирования профессио-. нального мышления. — Саранск, 1991. — 117 с.
  9. М.В., Манке Г. Г., Кузнецова JI.M. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // Педагогика, 1997, № 5, -с. 19 -23.
  10. Ю.Арсеньев А. С., Библер B.C., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия. М., 1967.
  11. И.Аршавина Л. И. Развитие аналитических компонентов мышления у младших школьников при различных типах обучения. Автореф. канд. дисс. Киев, 1982.-18 с.
  12. Р. Уровни развития математического мышления. Душанбе, 1993.- 172 с.
  13. Н.Баканидзе М. И. Проблемы субординации логических форм.- Алма- Ата, 1968.-324 с.
  14. Л.В., Захарова А. В. Особенности оценки школьниками процесса решения задач // Вопросы психологии, 1975, № 6.
  15. Л.В., Поливанова К. Н. Диагностика действия контроля // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. -М., 1981.
  16. Л.В., Романко В. Г. Исследование особенностей рефлексивного контроля // Новые исследования в психологии, 1981, № 2.
  17. B.C. От наукоучения к логике культуры. — М., 1991. — 324 с.
  18. B.C. Мышление как творчество. -М., 1997. -399с.
  19. Ф.Г. Развитие математического мышления у младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. / Под ред.В. В. Давыдова. М., 1983.-c.115- 132.
  20. Ф.Г., Дмитриева И. М. Из опыта построения систематического курса математики для начальной школы // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1977.-С.145−154.
  21. Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1966.
  22. С.А. Логико-психологические предпосылки построения курса математики в школе // В сб.: Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. Душанбе, 1974, ч.1. с. 47 — 60.
  23. М.А. Логические категории и понятия. Киев, 1981. — 234 с.
  24. И.Л. Психологический анализ школьных программ по музыке // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977. — с.229 — 239.
  25. Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч.: В 6 т. Т.2. М., 1982. -502с.
  26. Е.В. Предметно-ориентированные учебные среды для формирования понятий в совместной учебно-исследовательской деятельности // Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования // Под ред. В. В. Рубцова. М., 1996.
  27. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965.
  28. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966.
  29. П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  30. B.C. Зависимость стратегии поиска решения от типа мышления // Вопросы психологии, 1981, № 4.
  31. B.C. Типы мышления и учебная деятельность. — Свердловск, 1988.-172 с.
  32. С.Ф. Значение введения отрицательных чисел дляматематического развития младших школьников // Развитие психикишкольников в процессе учебной деятельности. / Под ред.В. В. Давыдова. —1. М., 1983.-С.136−144.
  33. Д.П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961.
  34. А.В. Методические рекомендации к учебнику информатики 1 класса. -М., 1997а.
  35. А.В. Методические рекомендации к учебнику информатики 2 класса.-М., 19 976.
  36. А.В. Методические рекомендации к учебнику информатики 3 класса.-М., 1997 В.
  37. А.В. Методические рекомендации к учебнику информатики 4 класса. М., 1997 г.
  38. А.В. Информатика.Учебная тетрадь в двух частях 1 класс. М., 1997д.
  39. А.В. Информатика.Учебная тетрадь в двух частях 2 класс. М., 1997е.
  40. А.В. Информатика.Учебная тетрадь в двух частях 3 класс. М., 1997ж.
  41. А.В. Информатика.Учебная тетрадь в двух частях 4 класс. М., 1997и.
  42. B.C., Землянский Ф. М. Диалектика развития понятийной формы мышления. М., 1981.-319 с.
  43. Ю.В. Роль взаимопонимания при решении учебных задач в совместной деятельности. Канд. дисс. -М., 1985. 172 с.
  44. Р.Я. Роль моделирования совместной деятельности в решении учебных задач //Вопросы психологии, 1980, № 3.
  45. Гуманитарное образование в гимназии: проблемы, концепции / Под ред. С. А. Шаповаловой. — М., 1996.
  46. В.А. Отношение младших школьников к содержанию произведений искусства // Психология формирования личности и проблемы обучения. М., 1980. — с. ЗЗ — 39.
  47. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  48. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. -240с.
  49. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. -444с.
  50. В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии //Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. — Новосибирск, 1987. с.43−49.
  51. В.В., Пушкин В. Н., Пушкина А. Г. Зависимость развития мышления младших школьников от характера обучения // Вопросы психологии, 1972, № 6.
  52. Диалектика теория познания. Историко-философские очерки./ Под ред. Б. М. Кедрова. — М., 1964
  53. Диалектика и логика. Законы мышления. / Под ред. Б. М. Кедрова и М. М. Розенталя. М., 1962.
  54. Диалектика и логика. Формы мышления. / Под ред. М. М. Розенталя. -М., 1962.
  55. Д.Б. Психологические особенности постановки учебной задачи младшими школьниками // Вопросы психологии, 1985, № 2.
  56. В.П. Коллективно-распределенная информационная среда — основа компьютерного обучения // Психолого-педагогические вопросы компьютерзации обучения в средней школе. Материал всесоюзнойна-учно-практической конференции. — М., 1989. с. 47 — 56.
  57. Н.В. Психологические особенности решения текстовых математических задач учащимися третьих классов в различных условиях обучения. Канд. дисс.- М., 2002. 162 с.
  58. В.Т. Принятие учебного задания как особе действие в структуре учебной деятельности // Актуальные вопросы дидактики. Киев, 1974.
  59. Е.М., Улановская И. М., Яркина О. В. Экспериментальное исследование содержания рефлексивного компонента совместной учебной деятельности // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987.
  60. А.К., Репкин В. В. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в засЫсимости от способа обучения // Вопросы психологии, 1975, № 3, с.
  61. Л.Н. Путь овладения теоретическими знаниями в начальной школе (русский язык) // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1977. — с.29 43.
  62. Психическое разитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1990.
  63. Э.В. Диалектическая логика: очерки истории и теории.- М., 1984.-320 с.
  64. Э.В. Понимание абстрактного и конкретного в диалектикеи формальной логике .// Диалектика и логика. Формы мышления. / Под ред. М. М. Розенталя. М., 1962.
  65. Е.И. Психологические характеристики способов планирования у младших школьников // Вопросы психологии, 1983,№ 2.
  66. Капракова В. А. Гимназическое образование: история и современность. — Минск, 1992.
  67. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983.
  68. Г. И. Развитие рефлексии у младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред.
  69. B.В.Давыдова. М., 1983. — с.89 — 97.
  70. Г. И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте. //Канд. дисс. -М., 1994.
  71. .М. Единство диалектики, логики и теории познания. М., 1963.
  72. .М. Обобщение как логическая операция.// Вопросы философии, 1965, № 12
  73. .М. Оперирование научными понятиями в диалектической и формальной логике.// Диалектика и логика. Формы мышления. / Под ред. М. М. Розенталя. М., 1962.
  74. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования // Под ред. В. В. Рубцова. М., 1996.
  75. М.А. Отечественные гимназии: исторический опыт и современные проблемы // Педагогика, 1994, № 1. с. 75 — 83.
  76. П.В. Диалектика как логика и теория познания.- М., 1973. -324 с.
  77. А.Ю. Психологические особенности совместного действия школьников // Вопросы психологии, 1980,№ 4.
  78. Г. С. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1969.
  79. Г. С. Избранные психологические труды. М., 1988.
  80. А.Г. Методика групповой организации учебной деятельности с использованием компьютера// Вопросы психологии, 1989, № 1. с. 112 -115.
  81. Г. А. Диалектический материализм о понятии. М., 1963.93 .Ладыженская Т. А. Урок риторики в школе. — М., 1996.
  82. Т.А. Методические рекомендации к учебнику риторики 1 класса. -М, 1997а.
  83. Т.А. Методические рекомендации к учебнику риторики 2 класса. М, 19 976.
  84. Т.А. Методические рекомендации к учебнику риторики 3 класса. -М, 1997 В.
  85. Т.А. Методические рекомендации к учебнику риторики 4 класса.-М., 1997 г.
  86. Т.А. Детская риторика. Учебная тетрадь в 2-х частях. 1 класс. М., 1997д.
  87. Т.А. Детская риторика. Учебная тетрадь в 2-х частях. 2 класс. М., 1997е.
  88. Т.А. Детская риторика. Учебник и тетрадь. 3 класс. М., 1997ж.
  89. Т.А. Детская риторика. Учебник и тетрадь. 4 класс. М., 1997и.
  90. А.Н. Гуманитарные основы гимназического образования в школах Петербурга. Спб., 1995. — 228 с.
  91. В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980. — 359 с.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975. -304с.
  93. А.Н. Избранные психологические сочинения: в 2 т. М., 1983.
  94. Ле Тхи Кхань Тхо. Динамика умственного развития младших школьников в разных условиях обучения. Автореф. канд. дисс. М., 1986.-22 с.
  95. Й. Анализ и разработка требований к учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, Й. Ломпшера и А. К. Марковой. М., 1982. — с.28 — 42.
  96. В.Х. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии, 1974, № 5.
  97. Л.К. Зависимость развития математического мышления от характера обучения // Вопросы психологии, 1979, № 2.
  98. Л.Н. Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. -Волгоград, 1988.-15 7с.
  99. ИЗ. Максимов Л. Н. Формирование математического мышления у младших школьников. -М., 1987.
  100. Г. П. Развитие познавательной активности школьников в процессе постановки учебных задач // Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. Волгоград, 1988.-с.
  101. М.К. Форма и содержание мышления. М., 1968.
  102. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. -М., 1974−185 с.
  103. А.К. Психологические особенности формирования совместных учебных действий.// Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. М., 1978. — с.25 — 34.
  104. Л., Рубцов В. В. Динамика коллективных взаимодействий и их роль в развитии понимания у детей // Познание и общение. М., 1988.
  105. Н.И., Репкин В. В., Скотаренко Р. В. Условия овладения самостоятельными формами учебной деятельности в школе // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977. — с.289 — 299.
  106. Т.А. Некоторые причины несформированности действия контроля у младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М., 1983. — с.60 — 70.
  107. Т.А. Изучение психологических новообразований совместной учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982.- с. 187- 197.
  108. A.M., Нежнов П. Г. Исследование теоретического анализа у школьников // Вопросы психологии, 1989, № 5.
  109. Н.А. Мышление в процессе обучения // Исследования мышления в советской психологии. М., Наука, 1966.
  110. Н.А. Проблема учения и умственного развития школьников. -М., 1989.
  111. Г. Г. Мышление // Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990.
  112. Г. Г., Миндарова В. А., Орешенкова Л. Ф. Психологическая роль буквенной символики в постановке и решении учебной задачи // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977. — с.139 — 145.
  113. Г. И. Об усвоении обобщенных способов решения арифметических задач младшими школьниками // Вопросы психологии, 1968, № 2. с.
  114. И.Б. Методы и формы научного познания. М., 1968.
  115. Модель гимназии как инновационного образовательного учреждения. Материалы научно-практической конференции / Под ред. И.СЛкиманской. Петрозаводск, 1996. — 148 с.
  116. В.К. Психологический анализ действия моделирования в процессе решения школьниками учебно-познавательных задач. Канд. дисс.-М., 1987.-135 с.
  117. В.К., Рубцов В. В. Знаковое опосредствование как психологический механизм построения действия.//Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности/ Под ред. В. В. Давыдова и В. В. Рубцова.- М., 1995.
  118. Л.К. Монизм как принцип диалектической логики. Алма-Ата, 1968.
  119. П.В. Развитие рефлексии у младших школьников. //Канд. дисс.- М., 1998.-198 с.
  120. П.В. Рефлексивные возможности младших школьников // Современные проблемы психолого-педагогических наук. Вып.8/Межвуз. сборн. науч. трудов. Саранск, 1996. — 79−87.
  121. В.Т. Психологические особенности анализа как основы теоретического мышления // Вопросы психологии, 1978,№ 4.
  122. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогичижое исследование / Под ред. Л. В. Занкова. М., 1975.
  123. К.А. Специфика учебной деятельности при усвоении русского языка в начальной школе // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977. -с. 103 -111.
  124. . Избранные психологические труды. М., 1969. — 581 с.
  125. Пиаже Ж.. Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур.-М., 1963.-203 с.
  126. Г. Внутренняя репрезентация и генезис научных понятий и их формирование в учебной деятельности // Формирование учебнойодеятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера и
  127. A.К.Марковой. М., 1982. — с. 114 — 122.
  128. В.И., Савельев Д. С. Гимназия вид общеобразовательной школы // Педагогика, 1990, № 8. — с.57 — 62.
  129. Н.И. Способы взаимодействия как показатель поиска решения учебной задачи // Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности/ Под ред. В. В. Давыдова и1. B.В.Рубцова. М., 1995.
  130. Н.И., Рубцов В. В., Семенова М. А. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987. — с. 102 — 113.
  131. К.Н. Психологические предпосылки фоормирования действия контроля в учебной деятельности // Новые исследования в психологии, 1983, № 1. — с.
  132. Ю.А. Развитие взаимопонимания между детьми в учебной деятельности // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М., 1983.
  133. Ю.А. Воображение и способности. М., 1982. — 212 с.
  134. Я.А. Развитие внутреннего плана действий в процессе обучения // Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. М., 1966. — 395 — 440.
  135. Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967.
  136. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1990.
  137. Психологические возможности младших школьников в усвоении математики / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1969. — 174 с.
  138. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М., 1967.
  139. Д.А., Пушкин В. Н. Мышление и автоматы. М., 1972. — 224 с.
  140. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. М. В. Зверевой. -М., 1983.- с.
  141. Развитие основ рефлексивного мышления в процессе учебной деятельности. //Под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова М., 1995.
  142. В.В. О понятии учебной деятельности // Вестник Харьковского университета. Психология. 1976. Вып.9. № 132.
  143. В.В. Формирование учебной деятельности как психологичеекая проблема // Вестник Харьковского университета. Психология.1977. № 155.
  144. В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вестник Харьковского университета. Психология.1978. № 171.
  145. В.В. Возможности и условия реализации программы развивающего обучения // Начальный этап развивающего обучения в средней школе, Харьков Томск, 1992. — 219 с.
  146. Репкина Г. В, Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск, 1993. — 69 с.
  147. И.В. Развитие учебно-познавательных у детей 6—10 лет. Канд. дисс. М., 1988. — 142 с.
  148. Ривина И. В. Системность учебно-познавательных действий у детей 6 10 лет // Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности/ Под ред. В. В. Давыдова и В. В. Рубцова.-М., 1995.
  149. М.М. Принципы диалектической логики. М., 1960.
  150. В.Г. Особенности рефлексивного контроля как учебного действия // Новые исследования в психологии., 1985, № 1.
  151. С.Л. Бытие и сознание.-М., 195 7.-328с.
  152. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. -254 с.
  153. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. -М., 1987а.
  154. В.В. Основы социально-генетической психологии. М., 1996.
  155. С.В. Психологические особенности содержательного анализа у младших школьников // Вопросы психологии, 1986, № 6.
  156. Т.М. Психологические вопросы овладения русским языком. Минск, 1983. — 186 с.
  157. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. — М., 1981.-136 с.
  158. .А. Формирование действий контроля в учебной деятельности младших школьников // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова.- М., 1977 с. 63 — 71.
  159. М.А. Психологический анализ некоторых результатов усвоения первоклассниками общих свойств величин // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1977.-с.160−165.
  160. С.Н. Опыт возрождения классической гимназии: уроки и перспективы // Народное образование, 1992, № 1. с. 19 — 24.
  161. Современная гимназия / Под ред. Е. С. Полат. М., 2000. — 168 с.
  162. Современная гимназия: проблемы становления. Екатеринбург, 1994.
  163. Современная гимназия через универсальность к многообразию. -М., 1996.
  164. И. Шахматный факультативный курс для начальной школы.// Начальное образование в России. М., 1994. — 263 с.
  165. И. Приключения в шахматной стране. М., 1991.
  166. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М., 1983.
  167. И.М. Компьютерная организация коммуникативно-ориентированных учебных ситуаций // Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования // Под ред. В. В. Рубцова. М., 1996.
  168. И.М., Яркина О. В. Моделирование в процессе совместного решения учебных задач // Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности/ Под ред. В. В. Давыдова и В. В. Рубцова.- М. Д995.
  169. Э.А. Обучение младших школьников работе с простейшими чертежами на уроках политехнической трудовой подготовки // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977. — с.210 — 2
  170. И.Н. Планирование как операция в структуре теоретического мышления // Вестник МАРО, № 9, 2002. с. 34 -41.
  171. И.Н. Психолого-педагогические условия становления субъекта самоизменения. Канд. дисс. М., 2001. — 112 с.
  172. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. — 423 с.
  173. Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы М., 1993. — 287 с.
  174. Фридман J1.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач.-М., 1977.
  175. Хо Нгок Дай. О возомжности усвоения младшими школьниками алгебраической операции // Вопросы психологии, 1972, № 1.
  176. Хо Нгок Дай. Психологические вопросы построения курса математики в начальной школе // Вопросы психологии, 1976, № 6. с. 69 — 81.
  177. Г. А. Открытие младшими школьниками законов построения поэтического текста // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977. — с.60 — 63.
  178. Г. А. Формы учебной кооперации в работе младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. — М., 1983.
  179. JI.E. Овладение понятием синонимии детьми младших классов // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977. — с.43 — 49.
  180. B.C. Рефлексия и понимание в современном анализе науки // Вопросы философии, 1985, № 6, с. 44−56.
  181. B.C. Теоретические и эмпирическое в научном познании. -М., 1978.
  182. А.Н. Логико-гносеологические основы процесса формирования понятий в обучении. М., 1981.
  183. Школа диалога культур. Основы программы. Кемерово, 1992.
  184. В.А. Проблемы методологии научного знания. М., 1978. -271 с.
  185. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.-432 с.
  186. Э. Детство и общество. Спб, 1996а. — 454 с.
  187. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 19 966. — 396 с.
  188. , B.L. & Brighten, A.J.(1989).Steps to independence^ skills training guide for parents and teachers of children with special needs (2nd ed.). Baltimore. Paul H.Brookes.
  189. A. (1977).Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
  190. A. (1986).Social foundations of thought and action. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. j
  191. , P. (1989).Theories of developmental psychology (2 ed.). New York: Freeman.
  192. Raven J.C.(1960).Guide to the Progressive Matrices. London: Lewis.
  193. , R.S. (1986). Children s thinking. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
  194. , B.F. (1971). Beyond freedom and dignity. New York: Knopf.
Заполнить форму текущей работой