Профессиональное самоопределение в ранней юности в зависимости от осознания температурно-обусловленных особенностей
Диссертация
Экологическое неблагополучие Тулы и области, отражающееся на психологическом здоровье подрастающего поколения, и несоответствие региональных потребностей в профессиональных кадрах определенного профиля профессиональному выбору юношей и девушек определяют актуальность проблемы профессионального самоопределения в ранней юности. Отмеченные сложности в формировании объективной, адекватной самооценки… Читать ещё >
Содержание
- ПЛАН
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. Проблема профессионального самоопределения в ранней юности
- 1. 1. Профессиональное самоопределение и его взаимосвязь с категориями личности и профессии
- 1. 2. Профессиональное самоопределение как деятельность субъекта по осознанию (соотнесению) своей индивидуальности и социальных условий
- 1. 3. Современные подходы к профессиональной ориентации в ранней юности
- ГЛАВА 2. Комплекс темпераментно-обусловленных особенностей как интегративная характеристика природных свойств человека
- 2. 1. Темпераментно — обусловленные особенности субъекта: анализ классических отечественных и зарубежных теорий темперамента
- 2. 2. Проявление темпераментно-обусловленных особенностей субъекта в экологически неблагоприятных условиях Тульского региона
- 2. 3. Постановка проблемы исследования
- ГЛАВА 3. Исследование предполагаемой зависимости профессионального самоопределения от осознания комплекса темпераментно-обусловленных особенностей в ранней юности
- 3. 1. Задачи и методы исследования
- 3. 2. Результаты исследования
- 3. 2. 1. Выявление зависимости профессионального самоопределения от темпераментно-обусловленных особенностей в ранней юности
- 3. 2. 2. Опытно-экспериментальная работа на основе авторской программы для старшеклассников «Мое профессиональное будущее». Оценка эффективности программы
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. О путях построения типологии личности / К.А. Абульханова-Славская 1. Психологический журнал. -Т. 4. -№ 1 — С. 3−19.
- Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности / К.А. Абуль-ханова-Славская // Психологический журнал. 1985. — Т. 6. — № 5. — С. 1429.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339 с.
- Аллагуров, Р.И. О возрастном и типологическом строении свойств темперамента в подростковом возрасте / Р. И. Алагуров // Экспериментальные исследования личности и темперамента. Пермь, 1971. — С. 45−70.
- Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 104 с.
- Белоус, В.В. Пути гармонизации темперамента и деятельности / В. В. Белоус // Вопросы психологии. № 5. 1989. — С. 65−71.
- Белоус В.В. Психологические симтомокомплексы и инварианты темперамента: Дисс. докт. пед. наук / В. В. Белоус. М., 1980. — 336 с.
- Белоусов, В. А. Основы построения трудовых процессов / В. А. Белоусов. -М&bdquo- 1930. -211 с.
- Бехтерев, В.М. Рациональное использование человеческой энергии в труде /
- В.М. Бехтерев // Труды I Всероссийской инициативной конференции по НОТ. М&bdquo- 1921. Вып. 1. — С. 25.
- Боброва, Е.И. Психологические особенности профессионального самоопределения студентов педагогического вуза: Автореф. дисс.канд. псих, наук / Е. И. Боброва. М., 1989. — 23 с.
- Борисова, Е М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Е. М. Борисова // Психология формирования и развития личности / АН СССР Ин-т психолог ии. М., 1984. С. 159−177.
- Воробьева, Г. А. Пути создания методики профотбора / Г. А. Воробьева //
- Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузе / Под ред. Н. В. Кузьминой.-Л., 1970.-С. 18−33.
- Воронова, Е.Ю. Личность и индивидуальность в трудах B.C. Мерлина: Ав-тореф. дисс. канд. псих, наук / Е. Ю. Воробьева. Пермь, 1994. — 22 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-ПРЕСС, 1999. — 536 с.
- Выготский, Л.С. Психология / Л. С. Выготский. -М: Апрель-пресс: ЭКС-МО-пресс, 2000, — 1006 с.
- Гильбух, Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника: психология, диагностика, педагогика / Ю. З. Гильбух. Киев, 1993. — 261 с.
- Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стэнли. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
- Голубева, Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным исследованиям / Э.А. Голубева//Психологический журнал. 1995. -Т.16.-№ 1. — С. 64−74.
- Грановская, P.M. Элементы практической психологии / P.M. Грановская. -СПб: Свет, 1997. 612 с.
- Гуревич, К.М. Профессиональные требования и их изменения / К.М. Гуре-вич // Типологические особенности ВНД человека. М., 1967. — Т. 5. — С. 214−238.
- Гуревич, К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К. М. Гуревич. М., 1970. — 168 с.
- Дарэл, Ш. Типы личности. Юнговская типологическая модель / Ш. Дарэл. -СПб: Б.С.К., 1996.-214 с.
- Джильберт, Ф. Прикладное изучение движений / Ф. Джильбрет. М.: ВЦСПС, 1925. — 104 с.
- Дунаевский, Ф.Р. Проблема профессионального подбора: выбор профессии / Ф. Р. Дунаевский. Харьков: Ин-т труда, 1923. — 68 с.
- Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. М.: Изд-во МГУ, 1987. 208 с.
- Иванова, Е.М. Психотехпология изучения человека в трудовой деятельности / Е. М. Иванова. М.: Изд-во МГУ, 1992. 92 с.
- Ильина, А.И. Общительность и темперамент школьников / А. И. Ильина. -Пермь, 1961, — 120 с.
- Исследование роли индивидуально-типологических различий и вопросы педагогической психологии: Сб. науч. трудов. Алма-Ата, 1975. — Вып. 5. -120 с.
- Камен, В.К. Анализ психологической структуры деятельности с позиций системного подхода / В. К. Камен // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. -Симферополь, 1983. С. 143−192.
- Кант, И. О темпераменте / И. Кант// Кант И. Собрание сочинений / И. Кант. М&bdquo- 1966. — Т. 6. — С.394 -396.
- Клапаред, Э. Профессиональная ориентация, ее проблемы и методы / Э. Клапаред. М., 1925. — 53 с.
- Клещев, В.Н. Свойства темперамента как условие эффективной деятельности спортсменов высокой квалификации (на материале бокса): Автореф. дисс.канд. псих, наук / В. Н. Клещев. М., 1984. — 21 с.
- Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М: Изд-во МГУ, 1988, — 197 с.
- Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта: Дисс.докт. пед. наук. Казань, 1968. -278 с.
- Климов, Е.А. Путь в профессию / Е. А. Климов. Л.: Лениздат, 1974- 190 с.
- Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. — М., 1995.-223 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону: Феникс. 1996. — 512 с.
- Климов Е.А. Психолого-педагогическая профконсультация учащихся / Е. А. Климов, -Л., 1975. 101 с.
- Климов, Е.А. Человек и профессия / Е. А. Климов. Л.: Лениздат, 1975.158 с.
- Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е. А. Климов. М.: Знание, 1983. — 95 с.
- Ковалев, А.Г. Темперамент и характер / А. Г. Ковалев, В Н. Мясищев // Психические особенности человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1957.- Т. 1. — 264 с.
- Колесов, Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка / Д.В. Коле-сов, И. Ф. Мясищев. М.: Просвещение, 1986. — 78 с.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1980.-254 с.
- Корнилов, К.Н. Учение о реакциях человека с психологической точки зрения / К. Н. Корнилов. М.: Гос. Изд-во, 1922. — 228 с.
- Коротаева, Е.В. Хочу, могу, умею! / Е. В. Коротаева М.: КСП, 1997, — 222 с.
- Котов, В.Е. Типологические особенности ВНД и восприятие времени / В. Е. Котов Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. Л., 1961. -71 с.
- Краковский, А.П. О подростках / А. П. Краковский. М: Педагогика, 1970. -272 с.
- Кудрявцев, Т.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения / Т. В. Кудрявцев, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. 1985. -№ 1. — С. 86−93.
- Кузьмина, Н.В. Психологическая структура деятельности учителя / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев. Гомель, 1976. — 254 с.
- Кулагин, Е.В. Основы профессиональной психодиагностики / Е. В. Кулагин. Л., 1989.-216 с.
- Кухарчук, A.M. Влияние профессиональной направленности на адаптацию студентов к условиям Вуза / A.M. Кухарчук // Психология профессиональной подготовки в вузе. Минск, 1982. — С. 174.
- Левитов, Н.Д. Психология труда / Н. Д. Левитов М.: Учпедгиз, 1963 — 340 с.
- Леонтьев, А.Н. Становление профессиональной ориентации студентов-психологов / А. Н. Леонтьев, А. Г. Лушников // Новые исследования в психологии/АПН СССР 1988.-№ 1.-С. 61−64.
- Леонтьев, А.Н. Человек и техника / А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов // Вопросыпсихологии. 1963. — № 5. — С. 29−37.
- Лерер, Р. Производительность труда белых воротничков: Пер. с англ. / Р. Jlepep Под общ. ред. В. В. Зотова. М.: Прогресс, 1989. — 246 с.
- Липманн, О. Психология профессий / О. Липманн. М., 1923. — 68 с.
- Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб: Питер, 1998, — 688 с.
- Мейерс, Ч.С. Психика и труд / Ч. С. Мейерс. М., 1923. — 72 с.
- Манхоева, А.Д. Взаимосвязь свойств темперамента и профессионально-педагогической направленности студента педагогического вуза: Дисс. псих. канд. наук / А. Д. Манхоева. М., 1995. — 174 с.
- Матвеев, В.Ф. Труд и основные свойства нервной системы / В. Ф. Матвеев // Личность и труд. М., 1965. — С. 63−68.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Макова. М., 1996. -308 с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М., 1993- 190 с.
- Мерлин, B.C. Очерк теории темперамента / B.C. Мерлин // Психология индивидуальности. М.- Воронеж, 1996. — С. 332−337.
- Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. М&bdquo- 1986. — 254 с.
- Мерлин, B.C. О некоторых относительно постоянных характеристиках темперамента / B.C. Мерлин, И. Д. Перлецкий, В. В. Белоус // Типологические исследования по психологии личности. Учен. зап. Пермского гос. пед. ин-та. Пермь, 1967. — Т. 48. — С. 16−35.
- Мерлин, B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин. М.- Воронеж, 1996, — 181с.
- Мир профессий: Человек-человек. М.: Мол. гвардия, 1986. — 300 с.
- Мир профессий: Человек-техника. М.: Мол. гвардия, 1986. — 300 с.
- Мир профессий: Человек-знаковая система М.: Мол. гвардия, 1986. — 300 с.
- Мир профессий: Человек-художественный образ. М.: Мол. гвардия, 1986. — 300 с.
- Мир профессий: Человек-природа. М.: Мол. гвардия, 1986. — 300 с.
- Митина, Л.М. Учитель как личность и как профессионал / Л. М. Митина.1. M.: Дело, 1994.-216 с.
- Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии / Л. М. Митина. М.: Флинта, 1998. — 180 с.
- Налимов, В В. Теория эксперимента / В В. Налимов. М.: Наука, 1975. -207 с.
- Небылицин, В.Д. Основные свойства нервной системы человека: Автореф. дисс. докт. пед. наук / В. Д. Небылицин. -М., 1965. 32 с.
- Небылицин, В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В. Д. Небылицин. М.: Просвещение, 1966. — 383 с.
- Небылицин, В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицин. М.: Наука, 1976. — 333 с.
- Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. М.: Тривола, 1997. — 351 с.
- Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. -М.: Просвещение, 1996. 349 с.
- Орлов, А.Б. Склонность и профессия / А. Б. Орлов. М., 1981, — 175 с.
- Павлов, К.В. Ваш психологический тип / К В. Павлов. Киев: КофР, 1996. -254 с.
- Поваренков, Ю.П. Психология профессионального становления личности: основные психологические концепции профессионализации / Ю. П. Поваренков. Курск: КГПИ, 1991. 132 с.
- Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский. М.: АСТ-Пресс, 1997. — 393 с.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ Сфера, 1997. -525 с.
- Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалиста в вузах / Под ред. Н. В. Кузьминой.-Л., 1970 191 с.
- Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. -256 с.
- Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н. С. Пряжников. М.:
- Ин-тпракт. психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 352 с.
- Пряжников, Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Автореф. дисс.док. пед. наук / Н. С. Пряжников. Екатеринбург, 1995. — 39 с.
- Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрей-тер, В. Я. Романова. М.: МГУ, 1982. — 319 с.
- Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрей-тер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. — 776 с.
- Психология личности: тесты, опросники, методики. М.: Геликон, 1995. -236 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494с.
- Психология. Популярный словарик / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Академия, 1997. 96 с.
- Психологические проблемы профессионального обучения / Под ред. П. Я. Гальперина. ~М.: МГУ, 1979.-208 с.
- Психология труда: Пер. со словац. / Под ред. К. К. Платонова. -М.: Профиз-дат, 1979. -216с
- Психология труда и личности учителя / Под ред. А. И. Щербакова. J1.: ЛГПИ, 1976.-Вып. 1, — 132 с.
- Психофизические вопросы становления профессионала / Под ред. К.М. Гу-ревич. М.: Сов. Россия, 1974. — Вып. 1. — 199 с.
- Психофизические вопросы становления профессионала / Под ред. К.М. Гу-ревич. М.: Сов. Россия, 1976. Вып. 2. — 207 с.
- Ратанова, Т.А. Природа индивидуальных различий в психофизическом шкалировании: Автореф. дисс. докт. псих, наук / Т. А. Ратанова. М., 1987.-42 с.
- Ратанова, Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности / Т А. Ратанова. М.: МПСИ: НПО МОДЭК, 1999. — 127 с.
- Ратанова, Т А. Психодиагностические методы изучения личности / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: Флинта, 2000. 260 с.
- Рождественская, В.И. Индивидуальные различия работоспособности / В. И. Рождественская. М.: Педагогика, 1980.- 151 с.
- Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной. -М&bdquo- 1998. 122 с.
- Русалов, В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / В. М. Русалов // Вопросы психологии. 1985. — № 1.-С. 27.
- Саморин, Ю.А. Психология студенческого возраста в становлении специалиста / Ю. А. Саморин // Вестник высшей школы. 1969. ~ № 8. — С. 16−24.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2000. — 347 с.
- Селезнева, Ю.А. Психолого-педагогические рекомендации по работе со старшеклассниками / Ю. А. Селезнева. Тула: Радуга-3000, 1999. — 32 с.
- Селезнева, Ю.А. Мое профессиональное будущее: Программа и методические рекомендации / Ю. А. Селезнева. Тула: Радуга-3000, 2000. — 42 с.
- Селезнева, Ю.А. Мониторинг адаптации первокурсников / Ю. А. Селезнева // Сб. науч. трудов преподавателей, аспирантов и студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2000. — С. 60−64.
- Селезнева, Ю.А. К вопросу о профессиональном самоопределении / Ю. А. Селезнева // Психолог в школе. 2000. — № 3−4. — С. 11−19.
- Силина, Е.А. Лонгитюдное исследование возрастного и индивидуально-типологического развития темперамента от подросткового до юношескоговозраста: Дисс.канд. псих, наук / Е. А. Силина. Пермь, 1981. — 195 с.
- Силина, Е.А. Использование теории интегральной индивидуальности в работе по профессиональной ориентации молодежи / Е. А. Силина, Н. Н. Захаров // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. М., 1988.-С. 100−104.
- Сластенин, В.А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической профессии / В. А. Сластенин, Н. Е. Мажар. М., 1991. — 219 с.
- Слободчиков, В.И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М.: Школа-пресс, 1995. 373 с. 1 17. Слободчиков, В. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. — 415 с.
- Социология труда / Под ред. Н. А. Сероштана. Харьков, 1990. — 213 с.
- Степанов, Ф.Г. Психологические особенности взаимосвязи направленности личности и темперамента подростков: Дисс. канд. псих, наук / Ф. Г. Степанов. -М&bdquo- 1988. 213 с.
- Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии: Пер. с польск./ Я. Стреляу. М.: Прогресс, 1982. — 230 с.
- Сухарева, A.M. Об использовании индивидуальных особенностей в процессе формирования индивидуального стиля работы учащегося токарей / A.M. Сухарева // Типологические особенности ВИД человека. М., 1967. -Т. 5. — С. 197−213.
- Темперамент: системное исследование / Науч. ред. B.C. Мерлин. Пермь, 1976. — 139 с.
- Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М., 1961.-536 с.
- Тэйлор, Ф. Административно-техническая организация промышленных предприятий / Ф. Тэйлор. СПб.: Изд-во Левенстерка, 1912. — 186 с.
- Факуяма, С. Теоретические основы профориентации / С. Факуяма. М., 1989.-325 с.
- Фармер, Э. Основы построения производства трудовых процессов / Э. Фармер. М.- Л., 1926.-42 с.
- Фонарев, А.Р. Модель личности профессионала как основа отбора кадров для системы образования / А Р. Фонарев // Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии РПО: Психология сегодня. М., 1996. -Т. 2.-Вып. 2.-С. 178−179.
- Хмелюк, Р.И. Профотбор первоначальная подготовка студентов педагогического института. Автореф. дисс.докт. пед. наук / Р. И. Хмелюк. Л., 1970. — 28 с.
- Шадриков, В.Д. Психологический анализ деятельности как системы / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1980. — № 3. — Т. 1. — С. 33−46.
- Шахвердов, Г. Г. О возрастных особенностях физического и психического развития детей школьного возраста / Г. Г. Шахвердов. J1., 1958. — 35 с.
- Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шеванд-рин. М.: Владос, 1995. — 543 с.
- Шумилин, Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника / Е. А. Шумилин. М.: Педагогика, 1979. — 152 с.
- Экспериментальные исследования темперамента. — Пермь, 1971. 140 с.
- Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д Б. Эльконин. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. — 416 с.
- Энциклопедия психологических тестов: профессиональное консультирование, профессиональная ориентация, профессиональный отбор, тесты для безработных. М. ACT, 1997. — 317 с.
- Юнг К. Г. Психология бессознательного / К. Г. Юнг. -М.: Канон, 1994. -317 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. СПб., 1995. — 394 с.
- Якушева, Т.Г. О педагогическом такте учителя в работе со школьниками различных темпераментов / Т. Г. Якушева. Балашов, 1960. — 19 с.
- Ялдыгина, А.С. Роль типа ВНД и качества личности в выборе профессии / А. С. Ялдыгина // Психофизические основы профотбора: Тезисы доклада I Всесоюзного симпозиума. Киев. 1972.-С. 157−159.
- Dore, R., Meachum М. Self-concept and interests related to job satisfaction ofmanagers. Personnel Psychology. 1983. — 162 p.
- Keirsey, D. Portraits of temperament. Second edition, Del Mar, С A: Prometheus Nemesis Book Co. 1989. — 227 p.
- Fisher, R.A. Statistical Methods for Research Workers. N.Y., 1925. 356 p.
- Portigal, A.H. Towards the measurement of work satisfaction. Paris. Organization for Economic Cooperation and Development. 1976. — 154 p.
- Psychology today: an introduction". USA, 1989. 728 p.
- Schmitt, M. Mellon P.M. Life and job central? // Journal of Vocational Behavior. 1980. — 16 (1). — P. 51−58.