Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональное самоопределение в ранней юности в зависимости от осознания температурно-обусловленных особенностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экологическое неблагополучие Тулы и области, отражающееся на психологическом здоровье подрастающего поколения, и несоответствие региональных потребностей в профессиональных кадрах определенного профиля профессиональному выбору юношей и девушек определяют актуальность проблемы профессионального самоопределения в ранней юности. Отмеченные сложности в формировании объективной, адекватной самооценки… Читать ещё >

Содержание

  • ПЛАН
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Проблема профессионального самоопределения в ранней юности
    • 1. 1. Профессиональное самоопределение и его взаимосвязь с категориями личности и профессии
    • 1. 2. Профессиональное самоопределение как деятельность субъекта по осознанию (соотнесению) своей индивидуальности и социальных условий
    • 1. 3. Современные подходы к профессиональной ориентации в ранней юности
  • ГЛАВА 2. Комплекс темпераментно-обусловленных особенностей как интегративная характеристика природных свойств человека
    • 2. 1. Темпераментно — обусловленные особенности субъекта: анализ классических отечественных и зарубежных теорий темперамента
    • 2. 2. Проявление темпераментно-обусловленных особенностей субъекта в экологически неблагоприятных условиях Тульского региона
    • 2. 3. Постановка проблемы исследования
  • ГЛАВА 3. Исследование предполагаемой зависимости профессионального самоопределения от осознания комплекса темпераментно-обусловленных особенностей в ранней юности
    • 3. 1. Задачи и методы исследования
    • 3. 2. Результаты исследования
      • 3. 2. 1. Выявление зависимости профессионального самоопределения от темпераментно-обусловленных особенностей в ранней юности
      • 3. 2. 2. Опытно-экспериментальная работа на основе авторской программы для старшеклассников «Мое профессиональное будущее». Оценка эффективности программы

Профессиональное самоопределение в ранней юности в зависимости от осознания температурно-обусловленных особенностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Влияние работы на жизнь человека, его состояние и самочувствие трудно переоценить. Проведенные исследования показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью (Р. Доре, 1983; А. Портигал, 1976; М. Смит, 1980). Безусловно, адекватность выбора профессии влияет на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Продолжительные и весьма существенные изменения в культурно-исторической ситуации нашей страны обусловили несоответствие прежних тенденций в реализации процесса профессионального самоопределения реальной жизни. Новые тенденции, по сути, еще не сформированы. Экологическое неблагополучие Тулы и области, оказывающее определенное влияние на психологическое здоровье подрастающего поколения, несфсрми-рованность субъектного начала старшеклассников, необходимого для осуществления активного и осознанного самоопределения, и несоответствие региональных потребностей в профессиональных кадрах определенного профиля профессиональному выбору юношей и девушек определили актуальность нашего исследования.

Специфика профессионального самоопределения в ранней юности, на наш взгляд, определяется, с одной стороны, — динамикой и изменчивостью мира профессий, а, следовательно, необходимостью освоения нового социально-экономического опыта, с другой, — поиском внутренней опоры для реализации этого процесса. Этой «внутренней опорой», «точкой отсчета» в условиях отсутствия определенной профессиональной мотивации и невыраженности специальных способностей может стать комплекс темпераментно-обусловленных особенностей, как интегративная характеристика природных свойств человека. Опираясь на исследования темперамента и темпераментно-обусловленных особенностей (И.П. Павлов, B.C. Мерлин, В. Д. Небылицин, В. М. Русалов, К. Юнг, Д. Керси, Г. Айзенк, Я. Стреляу), профессионального самоопределения (Е.А. Климов, А. Е. Голомшток, JT.A. Йовайши, В. В. Назимов, Б. А. Федоришин, С. Н. Чистяков, Н. С. Пряжников, Л. М. Митина, Е. И. Головаха и А. А. Кроник, Н. Гисберс и И. Мур, Д. Сьюпер и др.) и возрастных особенностей ранней юности (И.В. Дубровина, И. С. Кон, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, Е. А. Шумилин и др.), мы определили цель исследования как выявление зависимости профессионального самоопределения в ранней юности от осознания темпераментно-обусловленных особенностей.

Объект исследования: профессиональное самоопределение в ранней юности.

Предмет исследования: зависимость процесса профессионального самоопределения от темпераментно-обусловленных особенностей в ранней юности.

Гипотеза исследования: комплекс темпераментно-обусловленных особенностей, являясь устойчивой природной характеристикой человека, играет важную роль в его профессиональном самоопределении в ранней юности. Данная гипотеза конкретизируется в следующих положениях:

1. Темпераментно-обусловленные особенности необходимо учитывать при выборе предполагаемой сферы профессиональной деятельности в условиях отсутствия определенной профессиональной мотивации и невыраженности специальных способностей.

2. Стихийно формирующийся уровень осознанности профессионального самоопределения старшеклассников, как правило, является низким, так как не учитывает природных особенностей субъекта, в том числе темпераментно-обусловленных.

3. Для формирования высоких уровней осознанности профессионального самоопределения в ранней юности необходимо создание специальных уеловий. В качестве такого условия мы выделяем специально организованный курс «Мое профессиональное будущее» с использованием методов интерактивного изложения теоретического материала, исследовательской практики, групповой рефлексии, ролевых и деловых игр.

В соответствиями с целью и гипотезами исследования были определены следующие задачи исследования:

— на основе анализа психолого-педагогической литературы выделить ключевые черты профессиональной ориентации как активной и осознанной деятельности субъекта и ее зависимость от темпераментно-обусловленных особенностей субъекта;

— провести экспериментальное исследование взаимосвязи профессионального самоопределения темпераментно-обусловленными особенностями в ранней юности;

— исследовать результаты стихийного профессионального самоопределения в ранней юности и сравнить их с результатами того же процесса, протекавшего в специально организованных условиях для его активизации;

— выявить комплекс психологических условий для формирования профессионального самоопределения с учетом природных характеристик субъекта;

— разработать программу занятий для активизации процесса профессионального самоопределения старшеклассников, проверив ее эффективность в опытно-экспериментальной работе.

Методологическую основу настоящего исследования составили положения психологической науки о темпераменте и темпераментно-обусловленных особенностях как интегративной характеристике индивидных свойств человека и основах профессионального самоопределения (Павлов И.П., Мерлин B.C., Русалов В. М., Юнг К. Г., Айзенк Г., Стреляу Я., Маркова А. К., Митина Л. М., Климов Е. А., Гуревич К. М., Голомшток А. Е., Пряжников Н. С. и др.).

В соответствии с целями и задачами исследования, использовались методы двух уровней: теоретические (анализ литературы по теме исследования, метод восхождения от абстрактного к конкретному, сравнительный анализ, моделирование) и экспериментальные (наблюдение, методы психодиагностики, констатирующий и формирующий эксперименты, количественный и качественный анализ эмпирических данных, математические методы обработки собранного материала) в их единстве и взаимосвязи.

Опытно-экспериментальными базами исследования являлись: Тульский государственный педагогический университет имени JI.H. Толстого, муниципальная общеобразовательная средняя школа № 40, г. Тула, молодежный образовательный фонд учебно-деловой центр «Бизнес-Лицей» г. Тула и Тульская область. В нем приняли участие 746 студентов и старшеклассников, а именно 282 студента-первокурсника, 340 учащихся старших классов МОСШ № 40 города Тулы и 124 учащихся 8−10 классов МОФ УДЦ «Бизнес-лицей».

Исследование проводилось в несколько этапов. Первый из них (19 961 997 гг.) включал теоретическое осмысление проблемы, методологических и методических подходов к ее решениюпроводилось накопление эмпирического материала. На втором этапе (1997;2000 гг.) осуществлялась реализация методики и техники исследования, проводилась опытно-экспериментальная работа. Третий этап (2000 г.) был посвящен анализу и обобщению результатов экспериментальной работы, внедрению ее результатов в практику работы школьных психологических служб, оформлению диссертации.

Достоверность результатов работы обеспечена непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, качественным и количественным анализом данных, полученных в ходе экспериментальной работы.

Новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в ходе исследования:

1. Выявлена тенденция зависимости профессионального самоопределения в ранней юности от осознания темпераментно-обусловленных особенностей.

2. На основе составленных психологических характеристик комплексов темпераментно-обусловленных особенностей и анализа профессиограмм различных профессий выявлена и описана предрасположенность обладателей различных комплексов темпераментно-обусловленных особенностей к выбору работы в определенных сферах профессиональной деятельности: обладателям первого комплекса темпераментно-обусловленных особенностей предпочтительно рекомендовать работу в сфере «человек — человек" — обладателям второго комплекса темпераментно-обусловленных особенностей — работу в сфере «человек — техника" — обладателям третьего комплекса темпераментно-обусловленных особенностей — работу в сфере «человек — знаковая система», «человек природа" — обладателям четвертого комплекса темпераментно-обусловленных особенностей — работу в сфере «человек — художественный образ».

3. Введено понятие темпераментно-обусловленных особенностей — природных свойств человека, обладающих устойчивостью и проявляющихся даже в малоблагоприятных условиях, которые необходимо принимать во внимание, рассматривая особенности поведения и деятельности субъекта.

4. Введено понятие осознанности профессионального самоопределения, которое рассматривается как выбор субъектом той или иной профессиональной сферы на основе учета своих природных особенностей.

5. Впервые выделены и описаны четыре уровня осознанности профессионального самоопределения:

— стихийный — отсутствие устойчивого интереса к той или иной профессиональной сфере и учета своих природных особенностей;

— уровень первичных профессиональных интересов — согласованность профессиональных интересов без учета природных особенностей;

— согласованный — сочетание учета природных особенностей с профессиональным выбором при некоторой разбросанности профессиональных интересов;

— оптимальный — устойчивый интерес к той или иной профессиональной сфере на основе учета своих природных особенностей.

6. Выделены условия, необходимые для активизации данного процесса в ранней юности, в частности доказано, что специально организованный профориентационный курс «Мое профессиональное будущее» может являться комплексом необходимых условий, учитывающих региональные особенности, для достижения оптимального уровня профессионального самоопределения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— выявлена возможность прогнозирования склонности человека к определенной профессиональной деятельности в зависимости от его темпераментно-обусловленных особенностей;

— появилась возможность прогнозировать востребованность в будущем тех или иных профессий и, следовательно, координировать региональные процессы трудоустройства и безработицы путем создания рабочих мест, соответствующих индивидуально-психологическим характеристикам населения;

— разработана профориентационная программа для старшеклассников «Мое профессиональное будущее», направленная на осознание и активизацию процесса профессионального самоопределения с учетом своих природных особенностей;

— полученные данные могут быть использованы школьными психологами в процессе организации профориентационной работы, а также при подготовке практических психологов в вузе.

Апробация и внедрение: результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры психологии развития ТГПУ им. JI.H. Толстого с 1997 по 2001 год, на ежегодных конференциях аспирантов и соискателей психолого-педагогических кафедр ТГПУ им. JI.H. Толстого с 1999 по 2001 год, научно-практических конференциях преподавателей университета 2000 — 2001 годы, на заседании кафедры психологии МГОПУ (2001 год), первой областной конференции практических психологов «Содержание и перспективы развития социально-психологической службы системы образования Тульской области» в 1997 году. Результаты исследования внедрены в практику: в МОСШ № 40 и МОФ УДЦ «Бизнес-Лицей» г. Тула.

Положения, выносимые на защиту:

1. Осознанное профессиональное самоопределение в ранней юности возможно на основе учета комплекса темпераментно-обусловленных особенностей, как интегративной характеристики природных свойств человека.

2. Целью профессионального самоопределения является самостоятельный и осознанный выбор профессии на основе своих природных особенностей.

3. Стихийно формирующийся уровень осознанности профессионального самоопределения старшеклассников, как правило, является низким, та": как не учшывает природных особенностей субъекта.

4. Оптимальный учет природных особенностей субъекта в процессе профессионального самоопределения происходит посредством специальных условий. В качестве комплекса необходимых условий можно использовать специально организованный курс «Мое профессиональное будущее», учитывающий региональные особенности (экологическое неблагополучие, сказывающееся на состоянии психологического здоровья подростков и старшеклассников, кадровые потребности Тулы и области), и осуществляемый с применением методов интерактивного изложения теоретического материала, исследовательской практики, групповой рефлексии, ролевых и деловых игр.

ВЫВОДЫ:

В результате проведенного нами исследования и опытно-экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам:

1. Зависимость профессионального самоопределения в ранней юности от осознания темпераментно-обусловленных особенностей реально существует, что выражается в наличии средней (и тенденции к высокой) корреляции между указанными характеристиками.

2. Определенные сочетания темпераментно-обусловленных особенностей могут выступать в качестве основы для того, чтобы рекомендовать старшеклассникам работу в определенных сферах профессиональной деятельности, в частности:

— обладателям первого комплекса темпераментно-обусловленных особенностей, характеризующегося высокими индексами общей активности и общей эмоциональности, экстравертированностью, быстротой реакции, эмоциональностью, чувствительностью, энергичностью и пр. предпочтительно рекомендовать работу в профессиональной сфере «человек — человек»;

— обладателям второго комплекса темпераментно-обусловленных особенностей, характеризующегося высоким индексом общей активности и низкимобщей эмоциональности, уравновешенностью, практичностью, инициативностью, точностью, объективностью и пр. предпочтительно рекомендовать выбор профессиональной деятельности в сфере «человек — техника».

— обладателям третьего комплекса темпераментно-обусловленных особенностей, характеризующегося низкими индексами общей активности и общей эмоциональности, уравновешенностью, спокойствием в действиях и речи, достаточно медленным и сложным восприятием внешних раздражителей, методичностью и рассудительностью предпочтительно рекомендовать Вэ1бор профессиональной деятельности сферах «человек — знаковая система» и «человек — природа».

— обладателям четвертого комплекса темпераментно-обусловленных особенностей, характеризующегося низкими индексами общей активности и ьысо-ким — общей эмоциональности, впечатлительностью, повышенной чувствительностью, особой восприимчивостью предпочтительно рекомендовать выбор профессиональной деятельности сфере «человек — художественный образ».

3. Стихийно формирующийся уровень осознанности самоопределения старшеклассников, как правило, является низким, так как не учитывает природных особенностей субъекта.

4. Для формирования высоких уровней осознанности профессионального самоопределения в ранней юности необходимо создание специальных условий. Проделанная нами опытно-экспериментальная работа подтвердила, что таким условием может являться специально организованный проф-ориентационный курс «Мое профессиональное будущее» с использованием методов интерактивного изложения теоретического материала, исследовательской практики, фупповой рефлексии, ролевых и деловых игр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Экологическое неблагополучие Тулы и области, отражающееся на психологическом здоровье подрастающего поколения, и несоответствие региональных потребностей в профессиональных кадрах определенного профиля профессиональному выбору юношей и девушек определяют актуальность проблемы профессионального самоопределения в ранней юности. Отмеченные сложности в формировании объективной, адекватной самооценки подростков и старшеклассников приводят к рассмотрению в качестве основы для осуществления профессионального выбора устойчивых природных характеристик субъектов и, в частности, их темпераментно-обусловленных особенностей. Все это определяет потребность создания методического обеспечения процесса профессионального самоопределения в ранней юности и развития субъектного начала старшеклассников, необходимого для осуществления активного и осознанного профессионального самоопределения.

Кроме того, возможность прогнозирования склонности человека к определенной профессиональной деятельности в зависимости от комплекса его темпераментно-обусловленных особенностей имеет большое значение для социально-экономического развития общества в целом, поскольку позволяет координировать региональные процессы трудоустройства и безработицы путем создания рабочих мест, соответствующих индивидуально-психологическим характеристикам будущего трудоспособного населения.

Теоретическое исследование проблемы позволило предположить, что определенные комплексы темпераментно-обусловленных особенностей могут выступать в качестве основы для рекомендации старшеклассникам овладения определенными сферами профессиональной деятельности, в частности: обладателям первого комплекса темпераментно-обусловленных особенностей предпочтительно рекомендовать работу в профессиональной сфере «человек — человек" — обладателям второго комплекса темпераментнообусловленных особенностей предпочтительно рекомендовать выбор профессиональной деятельности в сфере «человек — техника" — обладателям третьего комплекса темпераментно-обусловленных особенностей предпочтительно рекомендовать выбор профессиональной деятельности сферах «человек — знаковая система» и «человек — природа" — обладателям четвертого комплекса темпераментно-обусловленных особенностей предпочтительно рекомендовать выбор профессиональной деятельности сфере «человек — художественный образ».

Экспериментальное исследование подтвердило данную гипотезу и указало на необходимость создания специальных условий для формирования высоких уровней осознанности профессионального самоопределения в ранней юности. В роли такого условия выступила разработанная нами профори-ентационная программа «Мое профессиональное будущее», которая была направлена на осознание и активизацию процесса профессионального самоопределения старшеклассников с учетом собственных индивидных особенностей.

В ходе проведенного исследования были получены данные, позволяющие судить об эффективности применения профориентационной программы. Результаты исследования могут быть использованы школьными психологами в профориентационной работе с юношами и девушками, а также в процессе подготовки практических психологов в вузе.

Данная работа не претендует на всесторонность и полноту исследования обозначенной проблемы, так как мы сосредоточили свое внимание на частном вопросе зависимости профессионального самоопределения от осознания темпераментно-обусловленных особенностей. В то же время, полученные нами результаты позволили обозначить определенные перспективы рассмотрения проблемы. Возможные направления дальнейших исследований мы видим в разработке вопросов психологического сопровождения старшеклассников в процессе их профессионального самоопределения, а также координации региональных процессов трудоустройства и безработицы путем организации планирования создания рабочих мест, соответствующих индивидуально-психологическим характеристикам будущего трудоспособного населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. О путях построения типологии личности / К.А. Абульханова-Славская 1. Психологический журнал. -Т. 4. -№ 1 — С. 3−19.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности / К.А. Абуль-ханова-Славская // Психологический журнал. 1985. — Т. 6. — № 5. — С. 1429.
  3. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339 с.
  4. , Р.И. О возрастном и типологическом строении свойств темперамента в подростковом возрасте / Р. И. Алагуров // Экспериментальные исследования личности и темперамента. Пермь, 1971. — С. 45−70.
  5. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 104 с.
  6. , В.В. Пути гармонизации темперамента и деятельности / В. В. Белоус // Вопросы психологии. № 5. 1989. — С. 65−71.
  7. В.В. Психологические симтомокомплексы и инварианты темперамента: Дисс. докт. пед. наук / В. В. Белоус. М., 1980. — 336 с.
  8. , В. А. Основы построения трудовых процессов / В. А. Белоусов. -М&bdquo- 1930. -211 с.
  9. , В.М. Рациональное использование человеческой энергии в труде /
  10. В.М. Бехтерев // Труды I Всероссийской инициативной конференции по НОТ. М&bdquo- 1921. Вып. 1. — С. 25.
  11. , Е.И. Психологические особенности профессионального самоопределения студентов педагогического вуза: Автореф. дисс.канд. псих, наук / Е. И. Боброва. М., 1989. — 23 с.
  12. Борисова, Е М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Е. М. Борисова // Психология формирования и развития личности / АН СССР Ин-т психолог ии. М., 1984. С. 159−177.
  13. , Г. А. Пути создания методики профотбора / Г. А. Воробьева //
  14. Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузе / Под ред. Н. В. Кузьминой.-Л., 1970.-С. 18−33.
  15. , Е.Ю. Личность и индивидуальность в трудах B.C. Мерлина: Ав-тореф. дисс. канд. псих, наук / Е. Ю. Воробьева. Пермь, 1994. — 22 с.
  16. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-ПРЕСС, 1999. — 536 с.
  17. , Л.С. Психология / Л. С. Выготский. -М: Апрель-пресс: ЭКС-МО-пресс, 2000, — 1006 с.
  18. , Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника: психология, диагностика, педагогика / Ю. З. Гильбух. Киев, 1993. — 261 с.
  19. , Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стэнли. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  20. , Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным исследованиям / Э.А. Голубева//Психологический журнал. 1995. -Т.16.-№ 1. — С. 64−74.
  21. , P.M. Элементы практической психологии / P.M. Грановская. -СПб: Свет, 1997. 612 с.
  22. , К.М. Профессиональные требования и их изменения / К.М. Гуре-вич // Типологические особенности ВНД человека. М., 1967. — Т. 5. — С. 214−238.
  23. , К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К. М. Гуревич. М., 1970. — 168 с.
  24. , Ш. Типы личности. Юнговская типологическая модель / Ш. Дарэл. -СПб: Б.С.К., 1996.-214 с.
  25. , Ф. Прикладное изучение движений / Ф. Джильбрет. М.: ВЦСПС, 1925. — 104 с.
  26. , Ф.Р. Проблема профессионального подбора: выбор профессии / Ф. Р. Дунаевский. Харьков: Ин-т труда, 1923. — 68 с.
  27. , Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. М.: Изд-во МГУ, 1987. 208 с.
  28. , Е.М. Психотехпология изучения человека в трудовой деятельности / Е. М. Иванова. М.: Изд-во МГУ, 1992. 92 с.
  29. , А.И. Общительность и темперамент школьников / А. И. Ильина. -Пермь, 1961, — 120 с.
  30. Исследование роли индивидуально-типологических различий и вопросы педагогической психологии: Сб. науч. трудов. Алма-Ата, 1975. — Вып. 5. -120 с.
  31. , В.К. Анализ психологической структуры деятельности с позиций системного подхода / В. К. Камен // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. -Симферополь, 1983. С. 143−192.
  32. , И. О темпераменте / И. Кант// Кант И. Собрание сочинений / И. Кант. М&bdquo- 1966. — Т. 6. — С.394 -396.
  33. , Э. Профессиональная ориентация, ее проблемы и методы / Э. Клапаред. М., 1925. — 53 с.
  34. , В.Н. Свойства темперамента как условие эффективной деятельности спортсменов высокой квалификации (на материале бокса): Автореф. дисс.канд. псих, наук / В. Н. Клещев. М., 1984. — 21 с.
  35. , Е.А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М: Изд-во МГУ, 1988, — 197 с.
  36. , Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта: Дисс.докт. пед. наук. Казань, 1968. -278 с.
  37. , Е.А. Путь в профессию / Е. А. Климов. Л.: Лениздат, 1974- 190 с.
  38. , Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. — М., 1995.-223 с.
  39. , Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону: Феникс. 1996. — 512 с.
  40. Е.А. Психолого-педагогическая профконсультация учащихся / Е. А. Климов, -Л., 1975. 101 с.
  41. , Е.А. Человек и профессия / Е. А. Климов. Л.: Лениздат, 1975.158 с.
  42. , Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е. А. Климов. М.: Знание, 1983. — 95 с.
  43. , А.Г. Темперамент и характер / А. Г. Ковалев, В Н. Мясищев // Психические особенности человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1957.- Т. 1. — 264 с.
  44. , Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка / Д.В. Коле-сов, И. Ф. Мясищев. М.: Просвещение, 1986. — 78 с.
  45. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1980.-254 с.
  46. , К.Н. Учение о реакциях человека с психологической точки зрения / К. Н. Корнилов. М.: Гос. Изд-во, 1922. — 228 с.
  47. , Е.В. Хочу, могу, умею! / Е. В. Коротаева М.: КСП, 1997, — 222 с.
  48. , В.Е. Типологические особенности ВНД и восприятие времени / В. Е. Котов Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. Л., 1961. -71 с.
  49. , А.П. О подростках / А. П. Краковский. М: Педагогика, 1970. -272 с.
  50. , Т.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения / Т. В. Кудрявцев, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. 1985. -№ 1. — С. 86−93.
  51. , Н.В. Психологическая структура деятельности учителя / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев. Гомель, 1976. — 254 с.
  52. , Е.В. Основы профессиональной психодиагностики / Е. В. Кулагин. Л., 1989.-216 с.
  53. , A.M. Влияние профессиональной направленности на адаптацию студентов к условиям Вуза / A.M. Кухарчук // Психология профессиональной подготовки в вузе. Минск, 1982. — С. 174.
  54. , Н.Д. Психология труда / Н. Д. Левитов М.: Учпедгиз, 1963 — 340 с.
  55. , А.Н. Становление профессиональной ориентации студентов-психологов / А. Н. Леонтьев, А. Г. Лушников // Новые исследования в психологии/АПН СССР 1988.-№ 1.-С. 61−64.
  56. , А.Н. Человек и техника / А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов // Вопросыпсихологии. 1963. — № 5. — С. 29−37.
  57. , Р. Производительность труда белых воротничков: Пер. с англ. / Р. Jlepep Под общ. ред. В. В. Зотова. М.: Прогресс, 1989. — 246 с.
  58. , О. Психология профессий / О. Липманн. М., 1923. — 68 с.
  59. , Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб: Питер, 1998, — 688 с.
  60. , Ч.С. Психика и труд / Ч. С. Мейерс. М., 1923. — 72 с.
  61. , А.Д. Взаимосвязь свойств темперамента и профессионально-педагогической направленности студента педагогического вуза: Дисс. псих. канд. наук / А. Д. Манхоева. М., 1995. — 174 с.
  62. , В.Ф. Труд и основные свойства нервной системы / В. Ф. Матвеев // Личность и труд. М., 1965. — С. 63−68.
  63. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Макова. М., 1996. -308 с.
  64. , А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М., 1993- 190 с.
  65. , B.C. Очерк теории темперамента / B.C. Мерлин // Психология индивидуальности. М.- Воронеж, 1996. — С. 332−337.
  66. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. М&bdquo- 1986. — 254 с.
  67. , B.C. О некоторых относительно постоянных характеристиках темперамента / B.C. Мерлин, И. Д. Перлецкий, В. В. Белоус // Типологические исследования по психологии личности. Учен. зап. Пермского гос. пед. ин-та. Пермь, 1967. — Т. 48. — С. 16−35.
  68. , B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин. М.- Воронеж, 1996, — 181с.
  69. Мир профессий: Человек-человек. М.: Мол. гвардия, 1986. — 300 с.
  70. Мир профессий: Человек-техника. М.: Мол. гвардия, 1986. — 300 с.
  71. Мир профессий: Человек-знаковая система М.: Мол. гвардия, 1986. — 300 с.
  72. Мир профессий: Человек-художественный образ. М.: Мол. гвардия, 1986. — 300 с.
  73. Мир профессий: Человек-природа. М.: Мол. гвардия, 1986. — 300 с.
  74. , Л.М. Учитель как личность и как профессионал / Л. М. Митина.1. M.: Дело, 1994.-216 с.
  75. , Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии / Л. М. Митина. М.: Флинта, 1998. — 180 с.
  76. Налимов, В В. Теория эксперимента / В В. Налимов. М.: Наука, 1975. -207 с.
  77. , В.Д. Основные свойства нервной системы человека: Автореф. дисс. докт. пед. наук / В. Д. Небылицин. -М., 1965. 32 с.
  78. , В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В. Д. Небылицин. М.: Просвещение, 1966. — 383 с.
  79. , В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицин. М.: Наука, 1976. — 333 с.
  80. , Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. М.: Тривола, 1997. — 351 с.
  81. , Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. -М.: Просвещение, 1996. 349 с.
  82. , А.Б. Склонность и профессия / А. Б. Орлов. М., 1981, — 175 с.
  83. , К.В. Ваш психологический тип / К В. Павлов. Киев: КофР, 1996. -254 с.
  84. , Ю.П. Психология профессионального становления личности: основные психологические концепции профессионализации / Ю. П. Поваренков. Курск: КГПИ, 1991. 132 с.
  85. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский. М.: АСТ-Пресс, 1997. — 393 с.
  86. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ Сфера, 1997. -525 с.
  87. Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалиста в вузах / Под ред. Н. В. Кузьминой.-Л., 1970 191 с.
  88. , Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. -256 с.
  89. , Н.С. Психологический смысл труда / Н. С. Пряжников. М.:
  90. Ин-тпракт. психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 352 с.
  91. , Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Автореф. дисс.док. пед. наук / Н. С. Пряжников. Екатеринбург, 1995. — 39 с.
  92. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрей-тер, В. Я. Романова. М.: МГУ, 1982. — 319 с.
  93. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрей-тер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. — 776 с.
  94. Психология личности: тесты, опросники, методики. М.: Геликон, 1995. -236 с.
  95. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  96. Психология. Популярный словарик / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Академия, 1997. 96 с.
  97. Психологические проблемы профессионального обучения / Под ред. П. Я. Гальперина. ~М.: МГУ, 1979.-208 с.
  98. Психология труда: Пер. со словац. / Под ред. К. К. Платонова. -М.: Профиз-дат, 1979. -216с
  99. Психология труда и личности учителя / Под ред. А. И. Щербакова. J1.: ЛГПИ, 1976.-Вып. 1, — 132 с.
  100. Психофизические вопросы становления профессионала / Под ред. К.М. Гу-ревич. М.: Сов. Россия, 1974. — Вып. 1. — 199 с.
  101. Психофизические вопросы становления профессионала / Под ред. К.М. Гу-ревич. М.: Сов. Россия, 1976. Вып. 2. — 207 с.
  102. , Т.А. Природа индивидуальных различий в психофизическом шкалировании: Автореф. дисс. докт. псих, наук / Т. А. Ратанова. М., 1987.-42 с.
  103. , Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности / Т А. Ратанова. М.: МПСИ: НПО МОДЭК, 1999. — 127 с.
  104. Ратанова, Т А. Психодиагностические методы изучения личности / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: Флинта, 2000. 260 с.
  105. , В.И. Индивидуальные различия работоспособности / В. И. Рождественская. М.: Педагогика, 1980.- 151 с.
  106. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной. -М&bdquo- 1998. 122 с.
  107. , В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / В. М. Русалов // Вопросы психологии. 1985. — № 1.-С. 27.
  108. , Ю.А. Психология студенческого возраста в становлении специалиста / Ю. А. Саморин // Вестник высшей школы. 1969. ~ № 8. — С. 16−24.
  109. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2000. — 347 с.
  110. , Ю.А. Психолого-педагогические рекомендации по работе со старшеклассниками / Ю. А. Селезнева. Тула: Радуга-3000, 1999. — 32 с.
  111. , Ю.А. Мое профессиональное будущее: Программа и методические рекомендации / Ю. А. Селезнева. Тула: Радуга-3000, 2000. — 42 с.
  112. , Ю.А. Мониторинг адаптации первокурсников / Ю. А. Селезнева // Сб. науч. трудов преподавателей, аспирантов и студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2000. — С. 60−64.
  113. , Ю.А. К вопросу о профессиональном самоопределении / Ю. А. Селезнева // Психолог в школе. 2000. — № 3−4. — С. 11−19.
  114. , Е.А. Лонгитюдное исследование возрастного и индивидуально-типологического развития темперамента от подросткового до юношескоговозраста: Дисс.канд. псих, наук / Е. А. Силина. Пермь, 1981. — 195 с.
  115. , Е.А. Использование теории интегральной индивидуальности в работе по профессиональной ориентации молодежи / Е. А. Силина, Н. Н. Захаров // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. М., 1988.-С. 100−104.
  116. , В.А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической профессии / В. А. Сластенин, Н. Е. Мажар. М., 1991. — 219 с.
  117. , В.И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М.: Школа-пресс, 1995. 373 с. 1 17. Слободчиков, В. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. — 415 с.
  118. Социология труда / Под ред. Н. А. Сероштана. Харьков, 1990. — 213 с.
  119. , Ф.Г. Психологические особенности взаимосвязи направленности личности и темперамента подростков: Дисс. канд. псих, наук / Ф. Г. Степанов. -М&bdquo- 1988. 213 с.
  120. , Я. Роль темперамента в психическом развитии: Пер. с польск./ Я. Стреляу. М.: Прогресс, 1982. — 230 с.
  121. , A.M. Об использовании индивидуальных особенностей в процессе формирования индивидуального стиля работы учащегося токарей / A.M. Сухарева // Типологические особенности ВИД человека. М., 1967. -Т. 5. — С. 197−213.
  122. Темперамент: системное исследование / Науч. ред. B.C. Мерлин. Пермь, 1976. — 139 с.
  123. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М., 1961.-536 с.
  124. , Ф. Административно-техническая организация промышленных предприятий / Ф. Тэйлор. СПб.: Изд-во Левенстерка, 1912. — 186 с.
  125. , С. Теоретические основы профориентации / С. Факуяма. М., 1989.-325 с.
  126. , Э. Основы построения производства трудовых процессов / Э. Фармер. М.- Л., 1926.-42 с.
  127. , А.Р. Модель личности профессионала как основа отбора кадров для системы образования / А Р. Фонарев // Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии РПО: Психология сегодня. М., 1996. -Т. 2.-Вып. 2.-С. 178−179.
  128. , Р.И. Профотбор первоначальная подготовка студентов педагогического института. Автореф. дисс.докт. пед. наук / Р. И. Хмелюк. Л., 1970. — 28 с.
  129. , В.Д. Психологический анализ деятельности как системы / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1980. — № 3. — Т. 1. — С. 33−46.
  130. , Г. Г. О возрастных особенностях физического и психического развития детей школьного возраста / Г. Г. Шахвердов. J1., 1958. — 35 с.
  131. , Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шеванд-рин. М.: Владос, 1995. — 543 с.
  132. , Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника / Е. А. Шумилин. М.: Педагогика, 1979. — 152 с.
  133. Экспериментальные исследования темперамента. — Пермь, 1971. 140 с.
  134. , Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д Б. Эльконин. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. — 416 с.
  135. Энциклопедия психологических тестов: профессиональное консультирование, профессиональная ориентация, профессиональный отбор, тесты для безработных. М. ACT, 1997. — 317 с.
  136. Юнг К. Г. Психология бессознательного / К. Г. Юнг. -М.: Канон, 1994. -317 с.
  137. Юнг К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. СПб., 1995. — 394 с.
  138. , Т.Г. О педагогическом такте учителя в работе со школьниками различных темпераментов / Т. Г. Якушева. Балашов, 1960. — 19 с.
  139. , А.С. Роль типа ВНД и качества личности в выборе профессии / А. С. Ялдыгина // Психофизические основы профотбора: Тезисы доклада I Всесоюзного симпозиума. Киев. 1972.-С. 157−159.
  140. Dore, R., Meachum М. Self-concept and interests related to job satisfaction ofmanagers. Personnel Psychology. 1983. — 162 p.
  141. Keirsey, D. Portraits of temperament. Second edition, Del Mar, С A: Prometheus Nemesis Book Co. 1989. — 227 p.
  142. Fisher, R.A. Statistical Methods for Research Workers. N.Y., 1925. 356 p.
  143. Portigal, A.H. Towards the measurement of work satisfaction. Paris. Organization for Economic Cooperation and Development. 1976. — 154 p.
  144. Psychology today: an introduction". USA, 1989. 728 p.
  145. Schmitt, M. Mellon P.M. Life and job central? // Journal of Vocational Behavior. 1980. — 16 (1). — P. 51−58.
Заполнить форму текущей работой