Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мотивация как фактор профессионального развития сотрудников органов внутренних дел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Факторная структура личностных и индивидных свойств и состояний сотрудника ОВД, мотивированного на успех, включающая компоненты: «Истощение» (эмоциональный дефицит, психосоматические и психовегетативные нарушения, личностная и эмоциональная отстраненность, резистенция, враждебность, подозрительность, слабый адаптивный потенциал и низкая нервно-психическая устойчивость) — «Напряжение» (тревога… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПАРАМЕТРА ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. подходы к определению понятия профессионального развития личности в современной психологии
    • 1. 2. Исследования динамических аспектов мотивации в зарубежной психологии
    • 1. 3. Содержательный подход в исследовании мотивации в отечественной психологии
    • 1. 4. Мотивы профессиональной деятельности и их классификации
    • 1. 5. Мотивация сотрудников органов внутренних дел
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
    • 2. 1. Организация эмпирического исследования
    • 2. 2. Характеристика методов исследования
  • Выводы 2 главе
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД
    • 3. 1. Анализ особенностей личности профессионально успешного сотрудника ОВД
    • 3. 2. Факторная модель личности профессионально успешного сотрудника ОВД
    • 3. 3. Анализ особенностей личности мотивированного сотрудника ОВД
    • 3. 4. Факторная модель личности мотивированного на успех сотрудника ОВД
  • Выводы по 3 главе.-146 ¦

Мотивация как фактор профессионального развития сотрудников органов внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема мотивации людей в сфере правоотношений является одной из основных областей исследования, определенных паспортом специальности «юридическая психология». Мотивы рассматриваются в этой отрасли психологии как важнейшие детерминанты профессиональной деятельности или преступного поведения. Мотивация как фактор профессионального развития сотрудников органов внутренних дел — новый, значимый и практически неизученный аспект этой объемной проблемы.

Необходимость в исследовании проблемы обусловлена, прежде всего, потребностями практики. В последние годы в России происходят интенсивные изменения содержания и условий правоохранительной деятельности. Изменилась и мотивация. Нередко сотрудники движимы одновременно и потребностью приспосабливаться к быстро меняющейся среде (социальной, экономической, криминальной), и необходимостью удовлетворения базовых потребностей (в пище, в одежде, в жилище, в безопасности) при скромном денежном содержании, и стремлением сократить количество служебных задач, и старанием расти профессионально, обучаясь или добиваясь более высокого служебного положения и мастерства на рабочем месте. Такая разнонаправленная активность серьезно на результативность деятельности. Вследствие этого значительно возрастает роль личностного и мотивационного фактора в обеспечении эффективности профессиональной деятельности.

Концепция кадровой политики МВД Российской Федерации определила основные параметры работы с кадрами, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Их значимость и важность объясняются тем, что от уровня профессионализма и компетентности сотрудников ОВД, их мотивации, готовности и способности стоять на страже закона в решающей степени зависят укрепление государственности, правопорядка, общественной безопасности и усиление борьбы с преступностью. Несмотря на многочисленные исследования в этой области, проработанность теоретических вопросов мотивации профессиональной деятельности, а также наличие прикладных исследований деятельности в системе МВД России (Б.Б.Косов, А. Ф. Майдыков, 1981; Е. П. Клубов, 1982; В. А. Урываев, 1990; Б. Г. Бовин, М. О. Калашников, А. А. Колесников, 1995; Н. В. Андреев, 1996; Х. Х. Лойт, 1996; М. И. Марьин и др., 2001, 2002; Б. Г. Бовин, Н. И. Мягких и др., 1997; В. Я. Кикоть, 2000; И. О. Котенев, 2000; В. Е. Петров, 2001; Мануйлов М. Г., 2005; М. И. Марьин, В. Е. Петров и др., 2003; И. А. Жуков, 2004, А. Б. Маркова, 2005; Е. Н. Арбузова, 2007). К сожалению, ни наука, ни практика еще не располагают сколько-нибудь полной и бесспорной системой мотивации личности, а изучению мотивации сотрудников ОВД уделено меньше внимания, чем того требуют кадрово-управленческие задачи. Важными для психологии и недостаточно изученными являются вопросы о психологических особенностях личности сотрудников ОВД с различным уровнем профессиональной мотивации.

Таким образом, исследование индивидуальных различий в силе и содержании мотивов сотрудников ОВД в сравнении с другими личностными детерминантами деятельности и во взаимосвязи с профессиональным развитием является актуальной научно-практической задачей. Обсуждению этой проблемы, а также определению путей ее решения и посвящено настоящее исследование.

Цель исследования: выявление факторов профессионального развития сотрудников ОВД.

Объект исследования: сотрудники подразделений ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области в количестве 169 человек.

Предмет исследования: мотивация как фактор профессионального развития сотрудников органов внутренних дел.

Гипотеза диссертационного исследования. Предполагается, что основными показателями профессионального развития сотрудников ОВД являются их профессиональный рост и самосовершенствование, а основным фактором — мотивация достижения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ понятий и проблем профессионального развития и мотивации деятельности в трудах отечественных и зарубежных авторов.

2. Выделить переменные профессионального развития и мотивации и осуществить подбор валидных методик для их измерения;

3. Провести эмпирическое исследование мотивации как фактора профессионального развития сотрудников ОВД;

4. Выявить индивидуальные различия мотивационной сферы и других личностных детерминант деятельности у профессионально успешных и мотивированных на успех сотрудников ОВД.

Методы исследования. Для исследования мотивации и профессионального развития сотрудников ОВД использовались описательные (наблюдение и опрос) и корреляционные (психологическое тестирование, факторный анализ) методы. Для измерения отдельных переменных применялись методики: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова, «Диагностика уровня агрессии» А.Басса.

A.Дарки, «Диагностика уровня синдрома эмоционального сгорания».

B.В.Бойко, шкалы «Реактивной тревожности» и «Личностной тревожности» Ч. Д. Спислбергера, личностный опросник Р. Кеттела (16 — PF), «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса, «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» (модификация методики Т.Л.Бадоева).

Для обработки результатов применялись математические методы: процедуры статистического вывода (корреляционный анализ, регрессионный анализ и дисперсионный анализ) и многомерные методы (факторный анализ). Использовался пакет прикладных программ SPSS 13.

Научная новизна исследования состоит в том, что проблема мотивации деятельности впервые рассмотрена в контексте профессионального развития сотрудников органов внутренних дел и как результат адаптации и осуществления правоохранительной деятельности. Использован новый теоретический подход к исследованию мотивации сотрудников ОВД как интегральному показателю, имеющему в своей основе не только структурные, но и динамические переменные. Выявлены взаимосвязи динамических и содержательных составляющих мотивации сотрудников ОВД. Построена факторная структура личностных и индивидных детерминант профессиональной мотивации и профессионального развития.

Практическая значимость диссертационного исследования. Апробированные в ходе исследования методики и полученные результаты могут быть использованы для решения практических задач профессионального психологического отбора на службу в ОВД, формирования и оценки резерва на выдвижение, а также при проведении консультативной, коррекционной, развивающей, управленческой и воспитательной работыпри разработке программ тренингов и учебно-методических комплексов по «Педагогической психологии», «Психодиагностике», «Общему психологическому практикуму», «Юридической психологии" — при разработке системы стимулирования сотрудников ОВД.

Научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты:

1. Мотивация сотрудников ОВД как основной детерминант профессиональной правоохранительной деятельности, представляет собой мотивационную систему, включающую требования нормативных актов, руководства и конкретной ситуации, ценностные ориентации, озабоченность служебными и личными проблемами, импульс к действию, превращающийся в реальное действие при наличии соответствующих возможностей.

2. Факторная структура личностных и индивидных свойств профессионально успешного сотрудника ОВД, включающая компоненты-причины или следствия высокой успешности: «Истощение» (эмоционально-нравственная дезориентация, психосоматические нарушения, деперсонализация, эмоциональная отстраненность, резистенция, редукция профессиональных обязанностей, враждебность, недостаточные адаптивные способности и нервно-психическая устойчивость, подозрительность) — «Мотивация достижения» (мотивация к успеху, интеллект, тревожность, замкнутость, развитое воображение, чувствительность) — «Напряжение» (тревога, «загнанность в клетку», неудовлетворенность собой).

3. Факторная структура личностных и индивидных свойств и состояний сотрудника ОВД, мотивированного на успех, включающая компоненты: «Истощение» (эмоциональный дефицит, психосоматические и психовегетативные нарушения, личностная и эмоциональная отстраненность, резистенция, враждебность, подозрительность, слабый адаптивный потенциал и низкая нервно-психическая устойчивость) — «Напряжение» (тревога, «загнанность в клетку», неудовлетворенность собой, переживание психотравмирующих обстоятельств) — «Профессиональный мотив» (престиж и значимость профессии, заработная плата, при низком побуждении к реализация индивидуальных особенностей, общении в коллективе и творчестве). Высоко мотивированные сотрудники имеют значимолучшие показатели по адаптивным способностям, коммуникативному потенциалу, подозрительности, чувству вины, доминантности, экспрессивности, радикализму, самоконтролю, мотив выбора престижной работы, потребности в достойных санитарно-гигиенических условиях.

4. Мотивация, как фактор профессионального развития является приоритетным показателем оценки профессионального потенциала кандидатов на службу в ОВД и резерва на выдвижение по сравнению с другими психологическими и социально-демографическими характеристиками личности.

Методологическая основа диссертационного исследования. Конкретно-научная методология диссертационного исследования включает базовые положения психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев), теории мотивации (Е.П.Ильин, А. Маслоу, Д. Макклелланд), теории «черт» (В.С.Мерлин, Г. Оллпорт), требования к психологии личности сотрудника ОВД (М.И.Марьин), методологические принципы дифференциальной психодиагностики (К.М.Гуревич, В. А. Бодров, К. К. Платонов, В.Л.Марищук). Кроме того, методологическую и теоретическую основу исследования составили: фпринципы системного анализа психических явлений, идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его изучению (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, Е. Ф. Рыбалко, С. Д. Смирнов, В.А.Якунин) — фсовременные подходы к проблеме мотивации и мотивов (Е.П.Ильин);

Ф" представление о деятельности как основе общего психического и профессионального развития человека (Б.Г.Ананьев,.

A.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — факмеологический подход к анализу профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, Е.И.Степанова);

— фличностно — и социально-деятельностный подход к оценке офицерских кадров (А.В.Барабанщиков, В. Н. Герасимов,.

B.П.Давыдов, В. Я. Кикоть, В. Я. Слепов, Н.Ф.Феденко);

— фсовременные подходы и направления в области новых психологических технологий контроля профессионализма (И.Б.Лебедев, В. Е. Петров, А.Н.Печников);

— фтеоретические основы организации психологической службы в ОВД (В.Ю.Рыбников).

Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечены:

— фопорой на основные положения общей и юридической психологии;

— фрепрезентативностью выборки объекта исследования;

— фиспользованием системно-структурного подхода к изучению и анализу предмета исследования;

— фвыбором валидных и надежных методов эмпирического исследования;

— ф-. использованием многомерных методов статистического анализа;

— фобсуждением на научно-практических семинарах, научных конференциях.

Апробация работы. Основные теоретические и практические результаты исследования докладывались и обсуждались на теоретических семинарах и заседаниях кафедр юридической психологии и общей и практической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России в 2004 — 2009 годах. Результаты исследования апробированы в докладах и сообщениях, представленных на следующих научно-практических семинарах и конференциях: научно-практической конференции «Психология XXI века» (СПб, 2006), научно-практической конференции «Преступность несовершеннолетних: психолого-юридические аспекты» (СПб, 2007), научно-практической конференции «Психология обеспечения безопасности и правопорядка» (СПб, 2008).

Результаты исследования отражены в 8 печатных работах.

Учебное пособие «Мотивация и деятельность», отражающее основное содержание диссертации, используется при изучении общей психология и психологии профессиональной деятельности на психологическом факультете Санкт-Петербургского университета МВД России.

Структура и объем работы. По своей структуре диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Внутри глав имеется индексационная нумерация рубрик. Объем основного текста составляет 150 страниц. Общий объем составляет 190 страниц. В работе помещено 12 таблиц и 24 рисунка в виде схем, гистограмм или графиков. Имеется 7 приложений, содержащих бланки методик исследования. Список использованной литературы включает 260 наименований, из них 17 источников на иностранных языках.

6. Результаты исследования показали, что наиболее эффективными сотрудниками являются работники, мотивированные на успех, в сравнении с сотрудниками, имеющими более высокие социально-демографические показатели. Показатель внешней эффективности, таким образом, является более значимым в сравнении с внутренним.

Практические рекомендации:

Психологическим службам рекомендуется усовершенствовать систему исследования профессионально важных качеств сотрудников ОВД.

Апробированные в ходе исследования методики и полученные результаты могут быть использованы для решения практических задач профессионального психологического отбора на службу в ОВД, формирования и оценки резерва на выдвижение, а также при проведении консультативной, коррекционной, развивающей, управленческой и воспитательной работы.

Дальнейшим шагом в изучении важнейших проблем мотивации и профессионального роста будет исследование мотивов власти и аффи-лиации с построением мотивационных профилей сотрудников ОВД.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (проблемы, методологии, теории и исследования реальной личности). — Воронеж: Изд-во «Модэк», 1999. — 224 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. 1985. — Т.6. — № 5. — С. 17−22.
  3. Акмеология: Учебное пособие/ А. Деркач, В.Зазыкин. СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
  4. Л.Ф. Теоретический анализ ведущих концепций учения об активности личности в психологии: Автореф. дисс. .докт. психол. наук. Новосибирск, 1996. — 37 с.
  5. Я. Психология, социология, общество: модели мотивации // Социологические исследования. — 2002. № 9. — С. 1728.
  6. .Г. Избранные психологические труды. — Т. 1−2. — М., 1980. 287 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  8. Л.И. Личность с позиции динамического подхода //Психология личности в социалистическом обществе (Личность и ее жизненный путь). М.: Наука, 1990. — С.7−17.
  9. Г. Г., Лысенко Н. Е., Шотт Е. К. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологический журнал. — Т.18. -№ 2.- 1997.-С. 102−113.
  10. Г. С. Социальная активность // Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании. — М., 1974. — 230 с.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М., 1976.-159 с.
  12. В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. — т. 13. — № 5. — С. 111−117.
  13. А., Корсини Р. Психологическая энциклопедия. — СПб.: Питер, 2005. 1096 с.
  14. Д.А. Трудовая мотивация. Учебное пособие. М.: Проспект, ТК Велби. — 2005. — 448 с.
  15. , Д.А. Мотивация и вознаграждение персонала. — М.: Гильдия мастеров. Печатный салон, 2001. — 209 с.
  16. В.А. Проблема ролевого поведения в решении правоохранительных задач. Преподавание юридической психологии и ее практическое применение. Ч. 1. Тарту, 1986. — С 27—28.
  17. А.В., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1988. 272 с.
  18. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 270 с.
  19. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. 349 с.
  20. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности //Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: Сборник научных трудов. — М.: Институт психологии АН СССР. 1991. — С. 3−26.
  21. Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. 212с.
  22. В.В. Энергия эмоций. СПб.: Питер, 2004. — 480 с.
  23. К.К. Методологический эскиз к психологии развития взрослого //Психология личности в социалистическом обществе (Личность и ее жизненный путь). — М.: Наука, 1990. — С.71−81.
  24. Большой словарь иностранных слов / Сост. А. Ю Москвин. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф: ООО «Полюс», 2003. 816 с.
  25. М.И. Теоретические вопросы самосознания личности // Психологические особенности самосознания подростка. К: Вища школа, 1980. — С. 5−38.
  26. В.Н., Лебедева М. С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности: руководство по использованию. — СПб.: Речь, 2004. 80 с.
  27. И.А. Мотивация и контроль за действием / И. А. Васильев, М.Ш.Магомед-Эминов. М.: изд-во МГУ, 1991.- 143 с.
  28. В.В. Психологические особенности мотивации личности руководителя органов внутренних дел: Дисс.. канд. пси-хол. наук. М., 1999. — 206 с.
  29. В.В., Трубочкин В. П. Диагностика и формирование мотивационной готовности к службе в органах внутренних дел: Научно-методическое пособие. — М.: ЦОКР МВД России, 2005.- С.9−25.
  30. Е.В., Топчий И. А., Кожин А. А., Попова В. А., Берли-зева А.Д., Ткаченко Н. Н., Шульга Е. Л. Методические подходы к раннему выявлению тиреоидных дисфункций у школьников. //Валеология. 2000. — № 2. — С. 25−31.
  31. В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.
  32. Вовчик-Блакитная М. В. Мотивационный аспект развития учебной деятельности студентов // Воспитание, обучение, психическое развитие: Тезисы докладов к IV Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. 4.2. — М., 1983. — С. 347−348
  33. Военная педагогика и психология / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. П. Утлик, Н. Ф. Феденко. М.: Воениздат, 1986. -269 с.
  34. Выготский J1.C. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.З. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  35. JI.A. Феномен агрессивности и особенности лично-сти//Вопросы общей и дифференциальной психологии. Сб. научных трудов. Вып. 2. Кемерово, 1998. — С. 108−115.
  36. Э. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологическое исследовани. М.: Изд-во «МИР», 1966. — 672 с.
  37. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. — 336 с.
  38. Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004. — 557 с.
  39. Э.Б. Простые нормы нравственности и их роль в воспитании личности. — М., 1975. — 64 с.
  40. A.M. Мотивация эмиграции. СПб.: Речь, 2005. — 272 с.
  41. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и практического психологического исследования. — М.: Педагогика, 1996. 240 с.
  42. А.А. Акмеологические основы развития профессионала: Избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2006. — 752 с.
  43. А.А., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика: искусство овладения иностранным языком. — М.: Педагогика, 1991. -224 с.
  44. М.И. Психологическая подготовка советских воинов к боевым действиям в условиях современной войны. Лекция. -М., 1966.
  45. А.П. Мотивация трудовой деятельности Учебное пособие. М.: НИМБ, 2003. — 320 с.
  46. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера /Отв. ред. В. Т. Юсов. М., 1979. -142 с.
  47. Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога: Дис.. д-ра психол. наук. -Свердловск, 1988. 356 с.50
Заполнить форму текущей работой