Социальная перцепция и когнитивные стили при первом депрессивном эпизоде различного генеза
Диссертация
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Результаты исследования и программа психологической коррекции апробированы и внедрены в практику отделения медицинской психологии государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Областной клинический психоневрологический диспансер» при оказании психологической помощи больным с первым депрессивным эпизодом, а так же… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование исследования особенностей социально-перцептивной и когнитивно-стилевой организации у депрессивных больных
- 1. 1. Клиническое содержание понятия «депрессия» и его дифференциально-диагностические критерии
- 1. 2. Основные модели возникновения депрессивных расстройств
- 1. 3. Когнитивное функционирование при депрессивных расстройствах
- 1. 4. Психологическое содержание понятия «когнитивный стиль» и его связь с проблематикой межличностного взаимодействия и депрессией
- 1. 5. Возрастные и мотивационные характеристики восприятия, эмоционального реагирования и социальной перцепции
- 1. 6. Когнитивные факторы социальной перцепции и межличностное взаимодействие при депрессивных расстройствах
- ГЛАВА 2. Материал и методы исследования
- 2. 1. Организация и этапы исследования
- 2. 2. Характеристика испытуемых
- 2. 3. Методы и методики исследования
- ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование показателей социальной перцепции и когнитивных стилей с учётом их связей при первом депрессивном эпизоде различного генеза
- 3. 1. Общая характеристика групп респондентов на основании среднего 83 значения выделенных показателей когнитивных стилей
- 3. 2. Сравнительный анализ групп респондентов по выраженности показателей когнитивных стилей
- 3. 3. Описание показателей когнитивных стилей, Характерных для респондентов с депрессией эндогенного генеза, психогенного генеза и здоровых испытуемых
- 3. 4. Кластерный анализ показателей когнитивных стилей у респондентов с депрессией эндогенного и психогенного генеза
- 3. 5. Общая характеристика групп респондентов на основании среднего значения выделенных показателей социальной перцепции
- 3. 6. Факторный анализ показателей социальной перцепции при депрессивных расстройствах эндогенного генеза, психогенного генеза и здоровых испытуемых
- 3. 7. Обобщенная характеристика показателей социальной перцепции у респондентов с депрессией эндогенного генеза, психогенного генеза и здоровых испытуемых
- 3. 8. Особенности связей показателей социальной перцепции и когнитивных стилей в группах сравнения
- 3. 9. Обсуждение выявленных связей между показателями когнитивных стилей и показателями социальной перцепции в группах сравнения
- ГЛАВА 4. Программа комплексной психологической коррекции депрессивных больных
- 4. 1. Содержание комплексной программы психологической 146 коррекции
- 4. 2. Апробация программы тренинга социально-перцептивной компетентности и оценка динамики её эффективности
Список литературы
- Абрахам К. Исследования о самой ранней прегенитальной стадии развития либидо // Психоанализ детской сексуальности. СПб.: Союз, 1997.-С. 117−153.
- Аеедисова A.C. Нейропластичность и патогенез депрессии: новые данные. // Психиатрия и психофармакотерапия. 2004. — т. 6, № 6. — С. 312 — 314.
- АвербухЕ.С. Депрессивные состояния. Л.: Медицина, 1961. 242 с.
- Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 63 с.
- Александров Ю.И. От эмоций к сознанию // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / под ред. Д. В. Ушакова. М., 2006. С. 293 328.
- Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 111 с.
- Алексапольский A.A. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения. Дис.. канд. психол. наук. М.: Институт психологии РАН, 2008. 148 с.
- Алёхин А.Н., Коробова Е. В. Когнитивный стиль в системе факторов динамики шизофрении // Вестник Балтийской Педагогической Академии. -СПб.-2005.-Вып. 61.-С. 41−44.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1980, 2000.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2009. — 375 с.
- Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990, — с. 336.
- Асанова A.A. Качество жизни, связанное со здоровьем больных депрессивными расстройствами // Оригшальш дослщження «Вюник ncHxiaTpii та психофармакотерпп». 2009. — № 2 (14). — С. 82.
- Батоцыренов В.Б., Эрдынеева К. Г., Ядрищенский А. Н. Я концепция и моделирование компетентности // Успехи современного естествознания. -2007. — № 1. с. 53 — 55.
- Бек А., Раил А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. СПб.: Питер, 2003. 298 с.
- Бек Дж. Когнитивная терапия: Полное руководство. М., СПб., Киев: Вильяме, 2006. 396 с.
- Белинская Е. П. Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
- Берулава Г. А. Новые тенденции в исследовании когнитивных стилей. // Новые исследования проблемы когнитивных стилей в психологии (Под ред. Г. А. Берулава). М.: Российское психологическое общество, 1995.- С. 3−13.
- Берхин Н.Б. К проблеме развития процесса познания людьми друг друга // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тез. докл. конф. М., 1979. — С. 8 — 11.
- Беспалько И.Г. Опросник для психологической диагностики депрессивных состояний // Методические рекомендации С.-Петерб. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева. СПб., 1995. — 23 с.
- Бетелева Т.Г. Формирование следа зрительной информации: анализ вызванных потенциалов // Физиология человека, 1996, т. 22, № 3, с. 45−51.
- Блейхер В.М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. -Воронеж: НПО «Модэк», 1995.- 639 с.
- Блейхер В.М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-448 с.
- Бодалев A.A. Психология общения. М.- Воронеж: НПО «Модэк», 1996. -265 с.
- Бодалев A.A. Восприятие человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 2002. -199 е., табл.
- Большая психологическая энциклопедия / Серия: Большая современная энциклопедия.- М.: Эксмо, 2007. 554 с.
- Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003, — 480 с.
- Брагина H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, — 1988. — 237 с.
- Брунер Дж. Психология познания / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. -414 с.
- Буххайм А., Дородное Д. А., Кехеле X. Привязанность и депрессивная психопатология у взрослых // Консультативная психология и психотерапия. 2008. № 2. -С. 12- 99.
- Васюк Ю.А., Довженко Т. В., Школьник E.JI. Хроническая сердечная недостаточность и депрессия // Терапевтический архив. 2007. — Т. 79. — № 10. — С. 54 — 60.
- Величковский Б.Б. Возможности когнитивной тренировки как метода коррекции возрастных нарушений когнитивного контроля // Экспериментальная психология. 2009. № 3. С. 78−91.
- Вертоградова О.П. (ред.) Депрессия (психопатология, патогенез) // Труды Моск. НИИ психиатрии, 1980. Том 91. — С. 9 — 16.
- Вид В. Д. Психоаналитическая психотерапия при шизофрении. СПб, 1993.-236 с.
- Винникот Д. Игра и реальность. М.: ИОИ, 2008. 240 с.
- Владимирова Т.В. Юношеские депрессии: диагностика, типология и вопросы прогноза: автореф. дис.. канд. мед. наук / Т. В. Владимирова. М., 1986.
- Вовин Р.Я., Аксенова И. О. Затяжные депрессивные состояния. JL: Медицина, 1982.- 192 с.
- Галигузова JI.H., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992. 143 с.
- Гантрип Г. Шизоидные явления, объектные отношения и самость / Пер. с англ. В. В. Старовойтов. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010. 672 с.
- Гаранян Н.Г. Депрессия и личность: обзор зарубежных исследований. Часть II // Социальная и клиническая психиатрия, 2009. Том 19. — Вып. 3. -С. 80−91.
- Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл- Академия. 2006. 336 с.
- Девяткин A.A. Явление социальной установки в психологии XX века./ Калинингр. ун-т. Калининград, 1999. — 309 с.
- Доброхотова Т.А., Зайцев О. С., Ураков C.B. Синдромы эмоциональных и аффективных нарушений // Нейропсихиатрия. М.: БИНОМ. — 2006. — С. 143−145.
- Драгунская JI.C. Особенности нарушений мнестической деятельности при различных вариантах эндогенных депрессий // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1981. — № 2 — С. 1854 — 1858.
- Жердева JI.A. Особенности проявления когнитивного стиля «импульсивность рефлексивность» у тревожных школьников // Человеческий фактор в условиях развивающегося информационного общества. Орел, 2005. — С. 1422.
- Залевский Г. В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем. Москва- Томск: 2004. Изд-во Том. ун-та, — 460 с.
- Запорожец A.B. Развитие восприятия и деятельность // Вопросы психологии, 1967. № 1. — С. 21−29.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1976, 1986.
- Зинченко В.П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии, 1971. -№ 6. С. 27 — 42.
- Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология. М.: МОДЭК, 2000. — 608 с.
- Зотов В.Ю. Затяжные депрессивные состояния, формирующиеся в условиях стрессогенной ситуации // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1996. № 6. — С. 23 — 27.
- Иваницкий A.M., Стрелец В. Б., Корсаков И. А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. — М.: Наука, 1984.
- Изард К.Э. Психология эмоций. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. — 464 с.
- Изнак А.Ф. Нейропластичность и нейропротекция в патогенезе и терапии депрессий // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2006. Т. 3, № 3. — С. 7 — 12.
- Изнак А.Ф. Изменения ЭЭГ и времени реакции в процессе терапии апатической депрессии / А. Ф. Изнак, Е. В. Изнак, С. А. Сорокин // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2011. Т. 3, № 7. — С. 49−53.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
- Исурина Г. Л. Задачи и механизмы лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии в свете разработки интегративной модели. // Интегративные аспекты современной психотерапии. СПб., 1992. — С. 33 — 39.
- Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. JL, 1985.
- Кадыров ИМ. Взаимодействие когнитивных и аффективных компонентов в структуре самосознания (на модели невротических расстройств). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1990. — 24 с.
- Каледа В.Г., Критская В. П., Мелешко Т. К., Бархатова А. Н. Патопсихологические особенности больных, перенесших манифестный приступ юношеского эндогенного психоза // Психиатрия (научно-практический журнал), 2007. № 1. — С. 27−33.
- Капрара Дж., СервонД. Психология личности, — СПб: Питер, 2003.- 640 с.
- Карасева Е.А. Когнитивные стили и проблема агрессивности у подростков // Журн. практ. психолога. 2000. — № 7. — С. 18−24.
- Карвасарский Б.Д. (ред.) Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000. — 1024 с.
- Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии / Пер. с англ. М.: Класс, 2001. — 459 с.
- Клиническое руководство: Модели диагностики и терапии психических и поведенческих расстройств / Под ред. В. Н. Краснова и И .Я. Гуровича. М.: Приложение к журналу «Социальная и клиническая психиатрия», 1999. -223 с.
- Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. СПб.: Б.с.к., 1997. — 96 с.
- Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова М.: ПЕР СЭ, 2002. — 480 с.
- Колга В.А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. Наук. Л.: ЛГУ, 1976. — 145 с.
- Комер Р. Патопсихология поведения: нарушения и патология психики /Пер. с англ. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК- М.: ОЛМА-пресс, 2005. — 638 с.
- Конькова М.Ю. Выражение эмоций на лицах детей раннего возраста в домах ребенка в ситуации диадных отношений. Дис.. канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 2006. — 213 с.
- Копейко Г. И., Олейчик И. В. Вклад пубертатных психобиологических процессов в формирование и клинические проявления юношеских депрессий // Журн. неврол. и психиатр, им. С. С. Корсакова, 2007. Т. 107, № 3, — С. 4- 17.
- Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб: РХГА, 2006. — 384 с.
- Корнетов H.A. (ред.) Депрессивные расстройства. Диагностика, систематика, семиотика, терапия. Томск: Изд. Том. ун-та, 2010.- 107 с.
- Корнилова Т.В., Парамей Г. В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя // Вопросы психологии, 1989. № 6. — С. 140 — 147.
- Корнилова Т.В., Скотникова И. Г., Чудина Т. В., Шуранова О. И. Когнитивный стиль и факторы принятия решений в ситуации неопределенности // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. Колги. Таллинн, 1986. — С. 99 — 103.
- Костандов ЭЛ., Курова Н. С., Черемушкин ЕЛ., и соавт. Зависимость установки от участия вентральной и дорзальной зрительных систем в когнитивной деятельности // Журн. высш. нервн. деят. 2005. — Т. 55. — № 2.-С. 170- 177.
- Кохут X. Восстановление самости / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. -316с.
- Кочетков ЯЛ. Депрессия и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система: новые стратегии изучения. В кн.: Современные проблемы психиатрической эндокринологии. М., 2004. — С. 65 — 77.
- Кошкин КЛ. Нарушения социально-психического функционирования больных с различными подтипами апатической депрессии // Трудный пациент. 2011. — № 7. С. — 45 — 50.
- Кравченко Ю.Е. Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования. М.: Форум, 2012. — 544 с.
- КрайгГ. Психология развития / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
- Краснов В.Н. Организационные вопросы помощи больным депрессией // Психиатрия и психофармакология, 2001. № 5. — С. 152−154.
- Краснов В.Н. Некоторые организационные и правовые аспекты современной психиатрической помощи в России // Психическое здоровье, 2007. № 4. — С. 32−36.
- Критская В.П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. — М.: Изд-воМГУ, 1991. 256 с.
- Кровяков В.М. Психиатрия развития: теоретический и философский аспекты. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2002. — 508 с.
- Крутецкий В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965.-316 с.
- Куликов А.Ю., Дедюрина Ю. М. Анализ стоимости болезни лечения пациентов, страдающих депрессивными расстройствами в условиях здравоохранения Российской Федерации // Фармакоэкономика, 2011. -№ 1.- С. 24−33.
- Кулыгина М.А. Психологические факторы эмоциональной регуляции поведения при депрессии. Дис.. канд. психол. наук. М., 1992. — 245 с.
- Куницына В.Н., Казаринова Н. В., Поголыиа В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
- Курек Н.С. Дефицит психической активности: пассивность и болезнь. -М.: Ин-т психологии РАН, 1996. 234 с.
- Курницкая И.В. Исследование электрических реактивных потенциалов на эмоционально окрашенные события у больных с депрессивным синдромом //Актуальные вопросы психиатрии. М., 1985. — С. 16−23.
- Куттер П. Современный психоанализ / Пер. с нем. СПб.: Б.с.к., 1997. -348 с.
- Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 608 с.
- Лаврова Т.Н. Психогенные депрессии невротического уровня у женщин (клинико-типологические, психосоматические, иммунохимические аспекты). Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 2001. — 21 с.
- Лебединский B.B. Нарушения психического развития в детском возрасте -М.: Академия, 2003. 144 с.
- Лендел Ж. О понимании личности учителей школьниками VII-X классов. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1979. — 22 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. Унта, 1971.-40 с.
- Леонтьев Д.А. (ред.) Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. — С. 642 — 667.
- Лисина М.И. Общение с взрослыми у детей первых 7 лет жизни / В кн.: Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. М.: МПСИ, 2005. — С. 148 — 168.
- Лоуэн А. Депрессия и тело. М.: Психотерапия, 2010. — 312 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд-во Моск. унта, 1962, 2002.-432 с.
- Любое Е.Б., Саркисян Г. Р. Депрессивные расстройства: фармакоэпидемические и клинико-экономические аспекты. Психиатрия и психофармакотерапия. 2006, 2(16). — С. 93−100.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. — 688 с.
- Мак-Вилъямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 480 с.
- Мак-Каллоу Дж. Лечение хронической депрессии / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2003. — 368 с.
- Малер М.С., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация. М.: Когито-Центр, 2011. -413с.
- Машонская О.В., Щелкова О. Ю. Восприятие лицевой экспрессии и социальная адаптивность больных депрессией. Электронный ресурс. // Медицинская психология в России: электрон, науч. журн. 2011. N 4. URL: http: // medpsy.ru
- Меграбян A.A. Общая психопатология. M.: Медицина, 1972. — 288 с.
- Международная классификация болезней. МКБ-10. Классификация психиатрических и поведенческих расстройств. СПб., 1994. — 300 с.
- Михайлова Е.С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. СПб.: СПбГУ, 2007. — 266 с.
- Молодецких В.А. Психогенный фактор в классификации и клинике психогенных заболеваний. // Депрессии и коморбидные расстройства / Под ред. Смулевича А. Б. М.: НЦПЗ, 1997. — С. 291−292.
- Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал, 2002. Т. 23. № 6. — С. 5 -17.
- Мосолов С.Н. Тревожные и депрессивные расстройства: коморбидность и терапия М.: Артинфо Паблишинг, 2007. — 64 с.
- Мухамедрахимов Р.Ж. (ред.) Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития. СПб: СПбГУ, 2008. — 311с.
- Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребёнка. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК- М.: ОЛМА-пресс, 2003. — 512 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы., Л.: ЛГУ, 1960. 224 с.
- Новейший психологический словарь / авт.- сост. Шапарь В. Б., Россоха В. Е., Шапарь О. В. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 816 с.
- Носачев Г. Н., Романов Д. В. Патопсихология: Учебное пособие для студентов психологических факультетов. Самара, 2001. — 120 с.
- Нуллер Ю.Л., Михаленко И. Н. Аффективные психозы. Л.: Медицина, 1988.-264 с.
- Образовательная программа по депрессивным расстройствам WPA/PTD. Модуль 1: Обзор и основные аспекты / Пер. с англ. под общ. ред. H.A. Корнетова. Киев: Сфера, 2002. — 64 с.
- Общая психодиагностика / Под ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 238−240.
- Овсянникова B.B. Когнитивные стратегии распознавания эмоциональных состояний // Сибирский психологический журнал, 2007. -№ 25. С. 40−46.
- Олейчик И.В. Юношеские эндогенные депрессии (клиника, основные нозологические формы, терапия). Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 2008.-24 с.
- Павлова О.Н. Теория привязанности, стили привязанности и особенности их нарушения // Журнал Семейная психология и семейная психотерапия, 2001. № 2. — С. 19−27.
- Падун М.А. Когнитивный стиль и депрессия // Экспериментальная психология, 2009. № 4. — С. 81- 90.
- Палей А.И. Модальная структура эмоциональности и когнитивный стиль // Вопросы психологии, 1982. -№ 1.-С. 118 126.
- Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: Питер, 2003. — 544 с.
- Перре М., Бауманн У. (ред.) Клиническая психология. СПб.: Питер, 2003. — 1312 с.
- Петровская JI.A. Общение компетентность — тренинг: Избранные труды. — М.: Смысл, 2007. — 416 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969, 1994.-432 с.
- Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.: Академический проект, 2006. 480 с.
- Платон К.Н. Особенности восприятия подростками сверстников и взрослых в зависимости от когнитивной сложности личности. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1984. 19 с.
- Поддъяков А.Н. Сравнительная психология развития X. Вернера в современном контексте// Культурно-историческая психология, 2007.- № 1. -С. 63−71.
- Психоанализ депрессий II Сборник статей под ред. М. М. Решетникова. СПб: ВЕИП, 2008. — 164с.
- Пятницкий Н.Ю. К итогам развития немецкой классической психиатрии // Российский психиатрический журнал, 2001.-№ 1. С. 28−31.
- Рахманкина Е.Е. Когнитивно-аффективный стиль личности при соматизированных депрессиях. Дис. .канд. психол. наук. М.: МГУ, 2000. — 153 с."
- Реабилитация больных с травматической болезнью спинного мозга / Под общ. ред. Г. Е. Ивановой, В. В. Крылова, и др. М.: ОАО «Московские учебники и Карто литография», 2010.-С.619−639.
- Риман Ф. Основные формы страха. М.: Алетейа, 1999. — 336 с.
- Ромек В.Г., Конторович Е. И., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2004. — 256 с.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. М.: Просвещение, 1979.-481 с.
- Руководство по психиатрии / Под ред. A.C. Тиганова. М.: Медицина, 1999.-Т. 1.-С. 555−635.
- Семке В.Я. Депрессивные расстройства вне психиатрической сети: медико-психологический аспект // Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2009. № 4. — С. 70- 75.
- Семке В.Я. Моральная и экономическая цена депрессий // Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2003. № 2. — С. 9.
- Скарабис М., Шефер Б., Шледер Б. Социально-психологическая модель восприятия чужого: идентичность, знание, амбивалентность // Психология. 2004. № 1. С. 24−51.
- Скотникова И.Г. Когнитивные стили и стратегии решения познавательных задач // Стиль человека: психологический анализ / под общ. ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998.
- Словарь-справочник по социальной психологии / сост. В. Г. Крысько. -СПб.: Питер, 2003.
- Смулевич А.Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях. М.: Медицинское информ. агентство, 2007. — 432 с.
- Смулевич А.Б., Дубницкая Э.Б. II Психические расстройства в общей медицине, 2010. № 1. Электронный ресурс. Доступ: www. consilium medicum com/magazines magazines/specialpsychiatryingeneral /article/19 641
- Смулевич А.Б., Колющая E.B., Алмаев H.A. и др. Постстрессовый синдром и эндогенные заболевания. В кн.: Руководство по реабилитации лиц, подвергшихся стрессорным нагрузкам / Под ред. акад. РАМН В. И. Покровского. М., — 2004. — С. 147−159.
- Снежневский A.B., Смулевич. А.Б., Тиганов A.C., Вартанян М. Е., и др. Маниакально-депрессивный психоз // Справочник по психиатрии / Редактор-составитель: В. Д. Москаленко. М.: Медицина, 1985. — 416 с.
- Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 126 с.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. С .6 46, 84 — 94.
- Соколова Е.Т., Коршунова А. Р. Аффективно-когнитивный стиль репрезентации отношений Я Другой у лиц с суицидальным поведением // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2007, — № 4. — С. 48 — 63.
- Соколова Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: Аргус, 1995. — 360 с.
- Сотникова Ю.А. Защитные механизмы в личностной организации пациентов с расстройствами адаптации и суицидальными попытками: Дис. на соиск. уч. степ, канд. психол. наук. М., 2005. — 177 с.
- Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН, 2009. — 350 с.
- Степанов H.JI. Ангедония как диагностический, прогностический и дезадаптирующий фактор при различных типах депрессий (феноменология, динамика, принципы терапии). Автореф. дис.. док. мед. наук. М., 2004. — 47 с.
- Суровцева А. К Клинико-психологическое исследование качества жизни больных депрессивными расстройствами: автореф. дис.. канд. псих. наук. Томск, 2005. — 23 с.
- Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001. — С. 182 — 190, 245 — 248.
- Ташлыков В.А. Общие факторы психотерапии как одна из предпосылок интегративной психотерапии // Интегративные аспекты современной психотерапии, — СПб, 1992. С. 13−19.
- Тиганов A.C. Аффективные расстройства и синдромообразование // Ж. неврол. и психиатр, им. С. С. Корсакова, 1999. № 1. — С. 8 — 10.
- Тиганов A.C. Общая психопатология. М.: Медицинское информационное агентство, 2008. — 128 с.
- Товбаз Е.Г. Восприятие человеческих отношений в подростковом и юношеском возрасте. Дис.. канд. психол. наук. Комсомольск-на-Амуре, 1997.- 176 с.
- Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. СПб: Питер, 2007. — 528 с.
- Тхостов А.Ш. Депрессии и психология эмоций / Депрессии и коморбидные расстройства. Под ред. А. Б. Смулевича. М., 1997. — С. 180 -200.
- Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. — 287 с.
- Удачина Е.Г., Квасовец C.B. Полезависимость поленезависимость и межполушарная асимметрия // Психол. журн., 2006. — Т.27. № 6. — С. 29−36.
- Фарбер Д.А. Особенности функциональной организации мозга детей с разной стратегией когнитивной деятельности // Новые исследования, 2001.-№ 1,-С.З.
- Филатова Т.В. Особенности познавательной деятельности при эндогенных депрессиях с «ювенильной астенической несостоятельностью». Дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 149 с.
- Филимонова A.C. Стили межличностной коммуникации при расстройствах аффективного спектра Электронный ресурс. // Психологические исследования: электрон, науч. журн., 2010. № 6(14). URL: http://psystudy.ru
- Фрейд 3. Психоанализ. Серия «Хрестоматия по психологии» / Сост. и общ. ред. В. М. Лейбина. СПб: Питер, 2001. — 448 с.
- Фрейд 3. Скорбь и меланхолия // Художник и фантазирование / Пер. с нем. М.: Республика, 1995. — С. 252 — 259.
- Фурманов H.A. Основы групповой психотерапии: Учебное пособие. -Минск: Тесей, 2004. 256 с.
- Хвиливицкий Т.Я. Формы депрессивных состояний, их психопатологическая динамика и особенности лечения // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1972. — Т. 72, Вып. 4. -С. 559−568.
- Харитонова H.K. Психогенные депрессии (систематика, принципы моделирования, судебно-психиатрическое значение). Автореф. дис. докт. мед. наук. -М., 1991.-С. 16- 17.
- Хломов Д.Н. Особенности восприятия межличностных взаимодействий больными шизофренией. Дис.. канд. психол. наук. М., 1984. -177 с.
- Холмогорова А.Б., Гаранян Н. Г. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии // Социальная и клиническая психиатрия, 1998.-№ 1,-С. 94- 102.
- Холмогорова А.Б. Биопсихосоциальная модель как методологическая основа изучения психических расстройств // Социальная и клиническая психиатрия, 2002. № 3. — С. 97−102.
- Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра. Дис.. д-ра психол. наук. М., 2006. — С. 72−85.
- Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума.1. СПб.: Питер, 2004. 384с.
- Холодная М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или другие способности? // Психологический журнал. 1996. Т. 1. № 1.-С. 61−69.
- Холодная М.А. Феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей // Интеллект и творчество / Под ред. А. Н. Воронина. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1999. — С. 30 — 48.
- Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2009. -608 с.
- Циринг Д.А. Лонгитюдное исследование атрибутивного стиля у младших школьников и подростков с признаками беспомощности Д. А. Циринг // Вестн. Ин-та психологии и педагогики. 2007. — Вып. 7. — С. 149- 153.
- Цуцулъковская М.Я. Юношеские депрессии (психопатология, типология, нозологическая оценка, лечение): Пособие для врачей. М., 2000. — 34 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие: принцип дифференциации. СПб.: Питер, 2007. 448с.
- Чуркин А. А. Социальные факторы и инвалидность вследствие психических заболеваний: Руководство по социальной психиатрии / Под ред. Т. Б. Дмитриевой. М.: Медицина, 2001. — С. 296−314.
- Шкуратова И.П. Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности / В сб.: Первая российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Казань: КГУ, 2004. — С. 256 — 257.
- Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-н/Д: Изд-во РПУ, 1994.
- Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении. Ростов-н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. — 192 с.
- Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2001. — 159 с.
- Шуберт A.M. О некоторых нарушениях познавательной деятельности при травмирующей ситуации. В кн.: Материалы совещания по психологии, М., 1957.
- Щетинина A.M. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. — 132с.
- Эволюция психотерапии: Сборник статей. Т. 2. Осень патриархов: психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия / Под ред. Дж. К. Зейга / Пер. с англ. М.: Класс, 1998. — 416 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 1999. 656 с.
- Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / Пер. с англ. СПб.: Сова- М.: ЭКСМО — Пресс, 2002. — 272 с.
- Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2002. — 352 с.
- Южанинова А.Л. Стилевые особенности межличностного познания и характеристики общения. Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1988.-16с.
- Abramson L.Y., Seligman М.Е.Р., Teasdale J.D. Learned helplessness in humans // Journal of Abnormal Psychology. 1978. Vol. 87. P. 49—74.
- Andrews P., Thomson Jr. J.A., Amstadter A., Neale M.C. Primum non nocere: an evolutionary analysis of whether antidepressants do more harm than good. Frontiers in Psychology 2012- 3,177:1 19.
- Angst J., Merikangas K. The Depressive spectrum: classification and course Ш affect. Disorders/ 1997, 45, 31−40.
- Ashear V.T., Snortum J.K. Eye contact in children as a function of age, sex, social and intellective variables. // Development of Psychology. 1971. Vol. 4,-P. 479−483.
- Austin M.P., Mitchel P., Goodwin G.M. et al. Cognitive deficits in depression // The British J. of Psychiatry. 2001. — V. 178. — P. 200−206.
- Bandura A. Self-efficacy. The exercise of control. New York: Freeman and Co., 1997.
- BeckA.T., Ward C.H., Mendelson M., Mock J., Erbaugh J. An Inventory for Mesuring Depression // Archives of General Psychiatry, Vol. 4, June 1961.
- Blatt S.J., Quinlan D.M., Chevron E.S. et al. Dependency and self-criticism: Psychological dimensions of depression. J. Consult, and Clinic. Psychol. 1982- 50: 113−124.
- Brundtland G.H. Editorials: Mental health in the 21st century Bulletin of the World Health Organization, 2000, N 78, p.411.
- Calamari E., Pini M., Puleggio A. Field Dependence and verbalized strategies on portable Rod-and-Frame Test performance in depressed outpatients and normal controls // Perceptual & Motor Skills, 2000. № 91. — P. 1121−1229.
- Conway M.A., Singer J.A., & Tagini A. The self and autobiographical memory: Correspondence and coherence. Social Cognition, 2004. № 22. — P. 491−529.
- ChodoffP. The depressive personality: a critical review / in: The psychology of depression. Ed. by R. Friedman. Washington, 1974. — P. 55 — 83.
- Cohen R.M., Weingartner H., Smallberg S.A. et al. Effort and cognition in depression. Arch Gen Psychiatry, 1982. № 39. — P. 593 — 597.
- Costello C.G. Depression: Loss of reinforcers of loss of reinforcer effectivenss. Behavior Therapy, 1978. — № 3. — P. 240 — 250.
- Cowan C.P. & Cowan P.A. When Partners Become Parents. New York: Basic Books, 1992.
- Dahabra S. Structural and functional abnormalities in elderly patients clinically recovered from early- and late-onset depression / S. Dahabra et al. // Biol. Psychiatry, 1998. Vol. 44. — P. 34 — 46.
- Demyttenaere K., Enzlin P., Dewe W., et al Compliance with antidepressants in a primary care setting. 1: Beyond lack of efficacy and adverse events. // Journal of Clinical Psychiatry, 2004. № 62 (suppl. 22). — P. 30 — 33.
- Dolan R.J., Bench C.J., Brown R.G. et al. Neuropsychological dysfunction in depression: the relationship to regional cerebral blood // Psychological Medicine, 1994. № 24. P. 849 — 857.
- Duman R.S. Pathophysiology of depression: the concept of synaptic plasticity. Eur Psychiatry, 2002.
- Eriksson P., Perfilieva E., Bjork-Eriksson T. et al. Neurogenesis in the adult human hippocampus // Nat Med, 1998. № 4. — P. 1313−1317.
- Farrin L., Hull L., Unwin C. et al. Effects of depressed mood on objective and subjective measures of attention // J. Neuropsychiatry Clin. Neurosci. -2003.-V. 15.-P. 98−104.
- Fonagy P., Target M., Steele M., Steele H. Reflective-functioning manual: for application to Adult Attachment Interviews. London: University College, 1998.
- Forgas J.P. Affect and information processing strategies: An interactive relationship / In J.P. Forgas & J.P. Forgas (Eds.), Feeling and thinking: The role of affect in social cognition. New York, NY US: Cambridge University Press. -2000.-P. 253 -280.
- Forster C.B. A functional analysis of depression //American Psychologist, 1972.-№ 28.-P. 857 871.
- Friedman A.S. Interaction of drug therapy with marital therapy in depressive patients // Archives of General Psychiatry, 1975. № 32. — P. 619 — 637.
- Funke J. & Frensch P.A. (Hrsg.) Handbuch der Allgemeinen Psychologie: Kognition (Handbuch der Psychologie, Band 4). Goettingen: Hogrefe. 2006. P. 475−484.
- Galynker /./., Cai J., Ongseng F. et al. Hypofrontality and negative symptoms in major depressive disorder //J. Nucl. Med., 1998. № 39. — P. 608 -612.
- Gardner R.W., Holzman P. S., Klein G.S., Linton H.B., Spence D.P. Cognitive control. A study of individual consistencies in cognitive behavior. Psychological Issues. Monograph 4. V.l., NY. — 1959.
- Gilbert P. Depression: the Evolution of Powerlessness. Hove: Lawrence Erlbaum. 1992.
- Gualtieri C.T., Johnson L.G., Benedict K.B. Neurocognition in depression: Patients on and off medication versus healthy comparison subjects // J. Neuropsychiatry Clin. Neurosci, 2006. V. 18. — P. 217−225.
- Hapke U., Scumann A., Rumpf H. U., John U., Meyer C. Post-traumatic stress disorder. The role of trauma, pre-exicting psychiatric disorders, and gender // Eur. Arch. Psychiatry Clin. Neurosci, 2006. № 256. P. — 299−306.
- Harrington R., Rutter M., & Fombonne E. Developmental pathways in depression: Multiple meanings, antecedents, and endpoints // Development and Psychopathology, 1996. № 8. — P. — 601−616.
- Hickie I., Naismith S., Ward P.B. et al. Reduced hippocampal volumes and memory loss in patients with early- and late- onset depression // The British J. of Psychiatry, 2005. -V. 186. P. 197−202.
- Hiroto D.S. Locus of control and learned helplessness // Journal of Experimental Psychology, 1974. Vol. 102. -P. 187—193.
- Jacobs R.H., Klein J.B., Reinecke M.A., Silva S.G. et al. Ethnic differences in attributions and treatment expectancies for adolescent depression // International Journal of Cognitive Therapy, 2008. № 1. — P. — 163−178.
- Kagan J. Reflection-impulsivity and reading ability in primary grade children // Child Decel., 1965. V. 36. P. — 609−628.
- Kessler R.C., Amminger G.P., Aguilar-Gaxiola S. et al. Age of onset of mental disorders: a review of recent literature // Current Opinion in Psychiatry, 2007.-№ 20.-P. 359- 364.
- Kielholz P. Multifactorielle Depressions behandlung // Schweiz. Arch. Neurol., Neurochir., Psychiat., 1983, V. 2, P. 215 — 224.
- Kingsland R.C., Greene L.R. Psychological differentiation and clinical depression // Cognitive Therapy and Research, 1984. V. 8. Issue: 6.
- Lerner J.S., & Tiedens L.Z. Portrait of the angry decision maker: How appraisal tendencies shape anger’s influence on cognition // Journal of Behavioral Decision Making, 2006. № 19. P. — 115−137.
- Lewinsohn P.M., Clarke G.N., Seeley J.R., Rohde P. Major depression in community adolescents: age at onset, episode duration, and time to recurrence. // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 1994. -№ 33(6).-P. 809- 818.
- Lecrubier Y. Recognizing and effectively treating depression // CNS Spectr.- 2008. V. 13:7 (suppl 11).-P. 5−9.
- Liberman R.P., Raskin D. Depression: A behavioral formulation //Archives of General Psychiatry, 1971. № 24. — P. 515−523.
- MacGillivray R.G., Baron P. The Influence of Cognitive Processing Style on Cognitive Distortion / Clinical Depression. Social behavior and personality, 1994.-№ 22 (2). P. 145 — 156.
- Mezulis A.H., Hyde J.S., & Abramson L.Y. The developmental origins of cognitive vulnerability to depression: Temperament, parenting, and negative life events // Developmental Psychology, 2006. № 42. — P. 1012−1025.
- Merikangas K.R., Wicki W., Angst J. Heterogeneity of depression: classification of depressive subtypes by longitudinal course // Br J Psychiatry, 1994. -№ 164.-P. 342−348.
- Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J. et al. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex «frontal lobe» tasks: A latent variable analysis // Cognitive Psychology, 2000. -№ 41. P. 49 — 100.
- Mischel W. & Shoda Y. A cognitive-affective system theory of personality. Psychological Reports, 1995. № 102. — P. 246 — 258.
- Murray C.J., Lopez A.D. Evidence-based health policy lessons from the Global Burden of Disease Study. Science, 1996. — № 274. — P. 740 — 743.
- Ormel J., Petukhova M., Chatterji S. et al. Disability and treatment of specific mental and physical disorders across the world // Br J Psychiatry, 2008.- № 192.-P. 368 375.
- Phares E.J. Locus of control // Dimensions of Personality / H. London, I.E. Exner (Eds.). New York: Wiley, 1978. P. 263 304.
- Paykel E.S., Brugha T., Fryers T. Size and burden of depressive disorders in Europe // Eur. Neuropsychopharm, 2005. № 15. — P. 411−423.
- Peterson C., Seligman M.E.P. Causal explanations as a risk factor for depression: theory and evidence // Psychological Review, 1984. Vol. 91. P. 347 -374.
- Power P. Cognitive science and behavioural psychotherapy: where behaviour was, there shall cognition be? // Behav. Psychother., 1991. № 19. -P. 20−41.
- Rapaport M.H., Clary C., Fayyad R. et al. Qualityoflife impairment in depressive and Anxiety disorders //Am. J. Psychiatry, 2005. V. 162. — P. 1171−1178.
- Rice F., Harold G., and Thapar A. The genetic a etiology of childhood depression: a review // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2002. V. 43. — № 1. P. 65−79.
- Rinck M., Becker E. Selective memory deficits in depressed inpatients // Depress. Anxiety. 2003. — V. 17. — P. 197−206.
- Rotter J.B. Cognates of personal control: Locus of control, self-efficacy, and explanatory style: Comment. Applied and Preventive Psychology, 1992. № 1. -P. 127- 129.
- Rood L., Roelofs J., Bogels S.M. et al. The influence of emotion-focused rumination and distraction on depressive symptoms in non-clinical youth: a meta-analytic review // Clinical Psychology Review, 2009. V. 29. — № 7. — P. 607−616.
- Saarni S. I., Suvisaari J., Sintonen H. et al. Impact of psychiatric disorders on health-related quality of life: general population survey // The British J. of Psychiatry, 2007. V. 190. — P. 326 — 332.
- Salthouse T.A., Atkinson T.M., Berish D.E. Executive functioning as a potential mediator of age-related cognitive decline in normal adults // Journal of Experimental Psychology: General, 2003. № 132(4). — P. 566−594.
- Silberman E., Weingartner H., Post R.M. Thinking disorder on depression // Arch. Gen. Psychat, 1983. V.40. — P. 775—780.
- Silk J., Nath S., Siegel L., & Kendall P. C. Conceptualizing mental disorders in children: Where have we been and where are we going? // Development and Psychopathology, 2000. № 12. P. — 713−735.
- Singer J.A., & Salovey P. The remembered self: Emotion and memory in personality. New York: The Free Press (1993).
- Smith G.J. W., Carlsson I. Subjective prerequisites for the construction of an objective world // Consciousness & Emotion: Agency, Conscious Choice, and Selective Perception. 2005.
- Stroop J.R. Studies of interference in serial verbal reactions // J. Exp. Psychol., 1935, V. 18, P. 643 662.
- Schwarz N., Clore G.L. Mood as Information: 20 Years Later // Psychological Inguiri, 2003. № 14. — P. 296 — 303.
- Taylor D., Meader N., Bird V., et al. Pharmacological interventions for people with depression and chronic physical health problems: systematic review and meta-analyses of safety and efficacy// Br J Psychiatry, 2011. № 198(3).-P. 179−188.
- Ustun T.B., Sartorius N. (Eds.) Mental illness in general health care: an international study.- New York: John Wiley & Sons, 1995.
- Vicente P.B., Kohn R., Saldivia B.S., Rioseco S.P. Burden of psychiatric diseases in Chile Carga del enfermar psiquico, barreras y brechas en la atencion de salud mental en Chile. Revista Medica de Chile 135:12- 15 911 599- 2007 (in Spanish) (2007).
- Weissman M.M., Markowitz J.C. & Klerman G.L. Comprehensive Guide to Interpersonal Psychotherapy. New York. 2000.
- Widlocher D. Les logiques de la depression. Paris: Fayard, Le temps des sciences, 1983.
- William B. G., Lauren I. G. Social Cognition and Intergrou Communication. Handbook of International and Intercultural Communication. Newbury Park -L. New Delhi: Sage Publication, 1989. — P. 210.
- Williams J.M.G., Barnhofer T., Crane C., Hermans D., Raes F., Watkins E. et al. Autobiographical memory specificity and emotional disorder // Psychological Bulletin, 2007. № 133. — P. 122−148.
- Witkin H.A., Goodenough D.R. Cognitive Styles // Psychological issues. Monograph. 1982. Vol. 51.- 380 p.
- Wittchen H.U., Jacobi F., Rehm J. et al. The size and burden of mental disorders and other disorders of the brain in Europe 2010 // Eur Neuropsychopharmacol, 2011. № 21. — P. 655−679.
- Woolfolk R.L., Novalany J., Gara M.A., Allen L.A. and Polino M. Self-complexity, self-evaluation, and depression: an examination of form and content within the self-schema. Journal of Personality and Social Psychology, 1995.-№ 68.-P. 1108−1120.
- Young H.N., Bell R.A., Epstein R.M. et al. Types of information physicians provide when prescribing antidepressants. Journal of General Internal Medicine, 2006. № 21. — P. 1172−1177.
- Испытуемая Д-а A.A., 20 лет, образование незаконченное высшее, группа больных с эндогенной депрессией. Уровень тяжести депрессии на границе с выраженным.
- Протокол исследования. Карточка № 1.: «Не будет контакта».
- Карточка № 2.: «Ребёнок или нет? Будет контакт. Расскажу о животных». Ошибка по определению возраста персонажа.
- Карточка № 3.: «Это молодой юноша? Контакт о хорошей погоде». Ошибка по определению возраста персонажа.
- Карточка № 4.: «Это может быть кто угодно. Это может быть преподаватель. Контакт будет. По теме». Ошибка по определению возраста персонажа.
- Карточка № 5.: «С этой. .женщиной?. Не будет контакта.». Ошибка по определению пола персонажа.
- Карточка № 6.: «Нет, не будет. Мужчина». Ошибка по определению пола персонажа.
- Карточка № 7.: «Мужчина задаёт вопрос: какой сейчас час? Отвечу». Карточка № 8.: «Не будет контакта».
- Карточка № 9.: «Дружим. Ровесники. Общаемся постоянно на разные темы». Ошибка по определению возраста персонажа. Карточка № 10.: «Не будет контакта».
- Показатели социальной перцепции, полученные в результате обработки данного протокола:
- Описание персонажа Описание процесса взаимодействия Описание ситуации взаимодействия
- Количество указаний на восприятие внешних черт 0 Количество указаний на отказ от взаимодействия -5 Количество указаний на взаимодействие в сфере семейных отношений — 0
- Количество указаний на восприятие возраста, пола, социальной роли -7 Количество указаний на одностороннюю активность в процессе взаимодействия 4 Количество указаний на взаимодействие в сфере учебно-воспитательных отношений — 1
- Количество указаний на восприятие личностных характеристик, черт характера 0 Количество указаний на активность с учетом реакций партнера — 0 Количество указаний на взаимодействие в сфере производственных отношений — 0
- Количество указаний на эмоциональное состояние другого человека 0 Количество указаний на сотрудничество и кооперацию — 1 Количество указаний на взаимодействие в сфере интимно-личных отношений — 1
- Количество указаний на мысли, намерения, прогноз поведения другого человека 0 Количество указаний на несогласие или конфликт, подавление, опеку — 0 Количество указаний на взаимодействие в сфере формально-ролевых отношений — 3
- Ошибки узнавания по возрасту и полу 6 Количество указаний на формальное, безразличное отношение — 4 Отсутствие указаний на сферу взаимодействия -5
- Испытуемая Ю-а Е.С., 21 год, образование незаконченное высшее, группа больных с психогенной депрессией. Уровень тяжести депрессии -умеренный.
- Протокол исследования. Карточка № 1.: «Явно старше меня женщина. Могу мимо пройти. Если знакомая моей мамы спросила бы о маме».
- Карточка № 5.: «Дяденька, пенсионер. Улыбается. Стоит в очереди. Явно не со мной разговаривает. Может быть с женщиной моего возраста, но не со мной.
- Показатели социальной перцепции, полученные в результате обработки данного протокола:
- Описание персонажа Описание процесса взаимодействия Описание ситуации взаимодействия
- Количество указаний на восприятие внешних черт 1 Количество указаний на отказ от взаимодействия -4 Количество указаний на взаимодействие в сфере семейных отношений — 0
- Количество указаний на восприятие возраста, пола, социальной роли -18 Количество указаний на одностороннюю активность в процессе взаимодействия 5 Количество указаний на взаимодействие в сфере учебно-воспитательных отношений — 6
- Количество указание на восприятие личностных характеристик, черт характера 2 Количество указаний на активность с учетом реакций партнера — 1 Количество указаний на взаимодействие в сфере производственных отношений — 1
- Количество указаний на эмоциональное состояние другого человека 2 Количество указаний на сотрудничество и кооперацию — 1 Количество указаний на взаимодействие в сфере интимно-личных отношений — 0
- Количество указаний на мысли, намерения, прогноз поведения другого человека 5 Количество указаний на несогласие или конфликт, подавление, опеку — 0 Количество указаний на взаимодействие в сфере формально-ролевых отношений — 3
- Ошибок узнавания по возрасту и полу нет Количество указаний на формальное, безразличное отношение друг к другу участников общения 8 Отсутствие указаний на сферу взаимодействия -01. Карточка № 2
- Испытуемый К-в Д.В., 19 лет, образование незаконченное среднетехническое, группа больных с эндогенной депрессией. Уровень тяжести депрессии на границе с выраженным.
- Протокол исследования. Карточка № 1.: «Они разговаривают о работе. Между ними происходит диалог о работе».
- Карточка № 2.: Они разговаривают о том, что мать спрашивает сына: «Как у тебя дела на работе? Не всё хорошо».
- Карточка № 3.: «Разговаривают о том, в какой магазин надо завтра идти. Две соседки».
- Показатели социальной перцепции, полученные в результате обработки данного протокола:
- Описание персонажа Описание процесса взаимодействия Описание ситуации взаимодействия
- Количество указаний на восприятие внешних черт 0 Количество указаний на отказ от взаимодействия — 1 Количество указаний на взаимодействие в сфере семейных отношений — 3
- Количество указаний на восприятие возраста, пола, социальной роли -6 Количество указаний на одностороннюю активность в процессе взаимодействия 0 Количество указаний на взаимодействие в сфере учебно-воспитательных отношений — 0
- Количество указаний на восприятие личностных характеристик, черт характера 0 Количество указаний на активность с учетом реакций партнера — 9 Количество указаний на взаимодействие в сфере производственных отношений — 2
- Количество указаний на эмоциональное состояние другого человека 0 Количество указаний на сотрудничество и кооперацию — 0 Количество указаний на взаимодействие в сфере интимно-личных отношений — 1
- Количество указаний на мысли, намерения, прогноз поведения другого человека 5 Количество указаний на несогласие или конфликт, подавление, опеку — 0 Количество указаний на взаимодействие в сфере формально-ролевых отношений — 2
- Ошибки узнавания по возрасту и полу 2 Количество указаний на формальное, безразличное отношение друг к другу участников общения — 9 Отсутствие указаний на сферу взаимодействия -3
- Испытуемый А-в Г. А., 25 лет, образование незаконченное высшее, группа больных с психогенной депрессией. Уровень тяжести депрессии лёгкий.
- Протокол исследования. Карточка № 1.: «Предположим это дедушка и молодой внук. Дедушка улыбается и говорит: «Что ты мне рассказываешь, что ты мне говоришь? Не считай себя умнее других!» Он в раздумьях. Что сказать.». Ошибка по определению пола.
- Карточка № 2.: «То же самое. Бабушка с внуком. Просто разговор. Возможно, что-то говорит внуку, а у него печаль на лице. Он в этой ситуации не прав. У бабушки лицо с сарказмом».
- Карточка № 3.: «Две подруги разговаривают. Одна говорит другая слушает. Сплетни. Спокойно выслушивает. А слева говорит что-то серьёзное, но лицо с улыбкой».
- Карточка № 4.: «Папа с дочкой. Отвозит её в детский сад».
- Карточка № 5.: «Профессор и, наверное, начальник, он его отчитывает (даётнаставления). Он не провинился, он хороший работник».
- Карточка № 6.: «Это мужчина или женщина? Девочка или мальчик? Пустьпапа с сыном. Папа говорит, расспрашивает, как он погулял, провёл неделю?1. Не виделись долго».
- Карточка № 10.: «Это одно и то же лицо в анфас и профиль». Ошибка по идентификации лица.
- Показатели социальной перцепции, полученные в результате обработки данного протокола:
- Описание персонажа Описание процесса взаимодействия Описание ситуации взаимодействия
- Количество указаний на восприятие внешних черт 3 Количество указаний на отказ от взаимодействия -0 Количество указаний на взаимодействие в сфере семейных отношений — 4
- Количество указаний на восприятие возраста, пола, социальной роли -8 Количество указаний на одностороннюю активность в процессе взаимодействия 5 Количество указаний на взаимодействие в сфере учебно-воспитательных отношений — 1
- Количество указаний на восприятие личностных характеристик, черт характера 1 Количество указаний на активность с учетом реакций партнера — 1 Количество указаний на взаимодействие в сфере производственных отношений — 2
- Количество указаний на эмоциональное состояние другого человека 4 Количество указаний на сотрудничество и кооперацию — 1 Количество указаний на взаимодействие в сфере интимно-личных отношений — 1
- Количество указаний на мысли, намерения, прогноз поведения другого человека 4 Количество указаний на несогласие или конфликт, подавление, опеку — 3 Количество указаний на взаимодействие в сфере. формально-ролевых отношений — 1
- Ошибки узнавания по возрасту и полу 2 Количество указаний на формальное, безразличное отношение друг к другу участников общения — 5 Отсутствие указаний на сферу взаимодействия -1
- Испытуемый И-н Н.В., 18 лет, образование незаконченное среднетехническое, группа больных с эндогенной депрессией. Уровень тяжести депрессии умеренный.1. Протокол исследования.
- Показатели социальной перцепции, полученные в результате обработки данного протокола:
- Описание персонажа Описание процесса взаимодействия
- Количество указаний на восприятие внешних черт 2 Количество указаний на отказ от взаимодействия — 0
- Количество указаний на восприятие возраста, пола, социальной роли 3 Количество указаний на одностороннюю активность в процессе взаимодействия — 0
- Количество указаний на восприятие личностных характеристик, черт характера 2 Количество указаний на активность с учетом реакций партнера — 2
- Количество указаний на эмоциональное состояние другого человека 1 Количество указаний на сотрудничество и кооперацию — 2
- Количество указаний на мысли, намерения, прогноз поведения другого человека 2 Количество указаний на несогласие или конфликт, подавление, опеку — 1
- Испытуемая К-а Е.В., 25 лет, образование высшее, группа больных с психогенной депрессией. Уровень тяжести депрессии умеренный.1. Протокол исследования.
- Показатели социальной перцепции, полученные в результате обработки данного протокола:
- Описание персонажа Описание процесса взаимодействия
- Количество указаний на восприятие внешних черт 1 Количество указаний на отказ от взаимодействия — 1
- Количество указаний на восприятие возраста, пола, социальной роли 4 Количество указаний на одностороннюю активность в процессе взаимодействия — 3
- Количество указаний на восприятие личностных характеристик, черт характера 2 Количество указаний на активность с учетом реакций партнера — 2
- Количество указаний на эмоциональное состояние другого человека 3 Количество указаний на сотрудничество и кооперацию — 2
- Количество указаний на мысли, намерения, прогноз поведения другого человека 3 Количество указаний на несогласие или конфликт, подавление, опеку — 2
- Испытуемый Т-в A.B., 18 лет, образование незаконченное среднетехническое, группа больных с эндогенной депрессией. Уровень тяжести депрессии умеренный.
- Карточка № 6.: «Не готов, так не готов. Откажу ему. Надо было зонт брать». Карточка № 7.: «Давайте. Спасибо. Чего отказывать?». Карточка № 8.: «Хочу и смотрю. Ты же официант, судя по форме. Чего пристал? Бесит».
- Показатели социальной перцепции, полученные в результате обработки данного протокола:
- Описание персонажа Описание процесса взаимодействия
- Количество указаний на восприятие внешних черт 1 Количество указаний на отказ от взаимодействия — 0
- Количество указаний на восприятие возраста, пола, социальной роли 1 Количество указаний на одностороннюю активность в процессе взаимодействия — 8
- Количество указаний на восприятие личностных характеристик, черт характера 0 Количество указаний на активность с учетом реакций партнера — 0
- Количество указаний на эмоциональное состояние другого человека 1 Количество указаний на сотрудничество и кооперацию — 0
- Количество указаний на мысли, намерения, прогноз поведения 0 Количество указаний на несогласие или конфликт, подавление, опеку — 3
- Испытуемая И-о Е.А., 26 лет, образование высшее, группа больных с психогенной депрессией. Уровень тяжести депрессии умеренный.
- Протокол исследования. Карточка № 1.: «Нет, спасибо. Я привык платить за себя. С подозрением отношусь к таким таксистам. Вдруг увезёт куда. Бесплатный сыр только в мышеловке».
- Карточка № 2.: «Это не освобождает вас от ответственности. Я должен выписать штраф, как честный милиционер. Не уговаривайте меня своими жалостливыми глазками».
- Карточка № 3.: «Это детектив о том, как маньяк похищает дочку известного бизнесмена и держит у себя в неволе».
- Карточка № 4.: «Извините, я занят. Может быть как-нибудь в другой раз». Карточка № 5.: «С удовольствием! Ничего опасного не вижу». Карточка № 6.: «Хотите я дам Вам мусорный пакет? Он большой и вы сможете укрыться до остановки. Сочувствую».
- Карточка № 7.: «Нет, спасибо. Я не интересуюсь Льюисом Кэролом». Карточка № 8.: «А как Вы думаете, с какой целью посетитель смотрит на официанта? Принесите сдачу!».
- Показатели социальной перцепции, полученные в результате обработки данного протокола:
- Описание персонажа Описание процесса взаимодействия
- Количество указаний на восприятие внешних черт 1 Количество указаний на отказ от взаимодействия — 3
- Количество указаний на восприятие возраста, пола, социальной роли 3 Количество указаний на одностороннюю активность в процессе взаимодействия — 1
- Количество указаний на восприятие личностных характеристик, черт характера 2 Количество указаний на активность с учетом реакций партнера — 2
- Количество указаний на эмоциональное состояние другого человека 4 Количество указаний на сотрудничество и кооперацию — 2
- Количество указаний на мысли, намерения, прогноз поведения другого человека 3 Количество указаний на конфликт, несогласие, подавление или опеку- 1