Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ключевые составляющие социальной системы: личность, группа, социальный институт

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С другой стороны, в дисфункциональном (например, тоталитарном) обществе, базисные институты которого не только не поддерживают, но и подавляют изначально присущую человеку детскую витальность, имеют место объективные условия, способствующие негативному разрешению возрастных кризисов развития. В результате негативного разрешения базисного конфликта той или иной стадии у индивида формируется… Читать ещё >

Ключевые составляющие социальной системы: личность, группа, социальный институт (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В логике психосоциального подхода механизм взаимодействия социальных институтов и личности представляется в виде достаточно простой и понятной схемы. В более-менее продуктивно функционирующем обществе создаются условия, способствующие благоприятному в целом разрешению возрастных кризисов развития. В результате такого разрешения развиваются и оформляются элементы идентичности, адекватные как генетически заданным потребностям развития личности, так и фундаментальным составляющим социальной структуры общества. Позитивное разрешение каждого кризиса индивидуального развития означает обретение индивидом специфической эго-силы, энергию которой он, в свою очередь, в процессе социального функционирования вкладывает в соответствующие институты общества, поддерживая тем самым витальность последних.

С другой стороны, в дисфункциональном (например, тоталитарном) обществе, базисные институты которого не только не поддерживают, но и подавляют изначально присущую человеку детскую витальность, имеют место объективные условия, способствующие негативному разрешению возрастных кризисов развития. В результате негативного разрешения базисного конфликта той или иной стадии у индивида формируется устойчивое специфическое эго-отчуждение как деструктивная альтернатива эго-силе. Как и в первом случае, разрушительная энергия такого рода отчуждения вкладывается в соответствующие социальные институты, усиливая дисфункциональность последних.

Во всех случаях непосредственным каналом взаимодействия между личностью и обществом на каждом этапе психосоциального развития служат определенные референтные фигуры и группы. Заметим в связи с этим, что в социальной психологии, как указывал А. В. Петровский, малая группа выступает в качестве своеобразного промежуточного звена в системе «личность — общество». При этом во многих социально-психологических исследованиях «по отношению к личности малая группа рассматривалась как та социальная среда, которая жестко детерминирует поведение и особенности человека, а по отношению ко всему обществу малая группа выступала, таким образом, аналогом, своеобразной моделью общественных отношений»[1].

Необходимо отметить первостепенную значимость с точки зрения разрешения возрастных кризисов психосоциального развития качественных особенностей референтных фигур и групп. Средства и формы передачи содержания и смыслов базисных социальных институтов данного общества, а также субъективное преломление их на рефлекторном и бессознательном уровне конкретных референтных фигур или групп могут быть полностью адекватны, а могут существенно отличаться и, более того, вступать в противоречие с господствующей социальной парадигмой. Понятно, что фильтрация содержания социальных институтов на уровне референтных фигур или групп может, в зависимости от особенностей последних, происходить как в сторону компенсации его негативных аспектов и подкрепления детской витальности, так и в противоположном направлении — в сторону культивирования и консервации деструктивных и инфантильных установок личности. По сути дела, речь идет об особенностях типичной для каждой стадии жизненного цикла индивида межличностной ситуации развития. (Напомним, что данным понятием в социальной психологии описывается «конкретная система межличностных отношений субъекта с его окружением и, прежде всего, с членами различных референтных групп, в которые входит данная личность одновременно и на чье мнение она ориентируется в процессе как своей актуальной жизнедеятельности, так и в логике перспектив своего социального и социально-психологического развития. При этом межличностная ситуация развития, по сути своей, может рассматриваться и, как правило, рассматривается в качестве конкретизации индивидуальной модели социальной ситуации развития (опосредованной в психосоциальной схеме базисными социальными институтами общества)»[2].

Однако, подчеркнем еще раз, речь идет именно о схеме. Для того чтобы применять ее для анализа конкретных социальных процессов, необходимо более детально рассмотреть действующие в рамках триады «индивид — референтное окружение — социальный институт» механизмы.

  • [1] Петровский А. В. Психология и время. СПб.: Питер, 2007. С. 91.
  • [2] Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. С. 209.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой