Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Преемственность в образовании и социальная ситуация развития детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Эти особенности социальной ситуации развития детей не только оказывают негативное влияние на развитие личности современного ребенка… Читать ещё >

Преемственность в образовании и социальная ситуация развития детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Требования к самостоятельности ребенка.

Другой значительной причиной, затрудняющей преемственность дошкольного и начального образования, становятся особенности социальной ситуации развития современного ребенка 6—7 лет. Под социальной ситуацией развития понимается специфическая для каждого возраста система отношений человека в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Данное понятие было введено Л. С. Выготским. Быстро изменяющаяся ситуация в современном российском обществе приводит к изменениям социальной ситуации развития школьника. Одним из аспектов социальной ситуации развития являются возросшие требования к самостоятельности ребенка. Еще двадцать лет назад В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков и Г. А. Цукерман, говоря о возрастных границах и формах самостоятельности ребенка, подчеркивали, что нельзя назвать ни одной такой границы, которая не была бы культурно-исторически обусловлена. Вместе с изменениями в современном обществе резко изменились и представления о границах самостоятельности младших школьников. В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков и Г. А. Цукерман отмечали, что теперь ни для кого не странно записанное в программе начальной школы требование воспитывать учебную самостоятельность школьников и умение учиться. Отсутствие умения учиться, неспособность быть субъектом собственной учебной деятельности вызывает справедливое неудовольствие и беспокойство взрослых: ребенок, который к концу начальной школы не обретает этого умения, в средней школе перестает учиться, порождая массу подростковых проблем школьного негативизма и невротизма.

Еще в 1960;х гг. никого не смущало, что четвероклассник не умеет учиться: считалось, что ему достаточно быть послушным и прилежным исполнителем школьных требований. За этим представлением стоял совсем иной взгляд на возрастные возможности развития ребенка 7—11 лет. Таким образом, одно из самых очевидных и резких изменений социальной ситуации развития детей по сравнению с ситуацией 30—40-летней давности, к которой относятся классические описания младшего школьного возраста (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др.) — возрастание требований к самостоятельности и необходимость уметь учиться. Эта необходимость отразилась и в недавно принятых образовательных стандартах начального образования, которые ориентированы на развитие у школьников умения учиться самостоятельно.

Другие особенности социальной ситуации развития современных детей. Эти особенности перечислены в документах ФГОС начального общего образования второго поколения.

  • 1. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино.
  • 2. Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, сообразность культуре и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.).
  • 3. Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
  • 4. Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
  • 5. В силу произошедшей в 1990;е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм социально ориентированной деятельности, совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью, из-за девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участие в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя.

Эти особенности социальной ситуации развития детей не только оказывают негативное влияние на развитие личности современного ребенка, но и усложняют проблему преемственности дошкольного и начального образования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой