Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Саморегуляция поведения при совершении агрессивно-насильственных преступлений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная значимость диссертационного исследования определяется отмеченной выше новизной полученных результатов. Эти данные дополняют и расширяют имеющиеся в юридической психологии представления о механизмах преступного, в частности агрессивно-насильственного поведения, уточняют и конкретизируют ряд положений криминальной психологйи, относящихся к процессам саморегуляции конкретного преступного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА САМОРЕГУЛЯЦИИ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ И
  • ЭКСПЕРТНОЙ ПРАКТИКЕ
    • 1. Проблема вменяемости- невменяемости и ее психологические аспекты
  • ?. Психологические аспекты проблемы ограниченной вменяемости и ее правовых эквивалентов
    • 3. Психологические аспекты индивидуализации ответственности при назначении наказания
  • ГЛАВА. Е. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ АГРЕССИВНО-НАСИЛЬСТВЕННОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО РЕГУЛЯЦИИ
    • 1. Общие теории агрессии и агрессивности
    • 2. Исследования агрессии и агрессивности в отечественной юридической психологии
    • 3. Проблема регуляции поведения в общей и социальной, психологии
    • 4. Саморегуляция в структуре механизма преступного поведения. Криминологические и кршшгально-психологи-ческие аспекты
  • ГЛАВА 3. ИСХОДНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ АГРЕССИВНО-НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
    • 1. Теоретические основания исследования
  • — я
  • СТО
    • 2. Гипотезы исследования, Оперэдионализадия основным понятий
    • 3. Методы исследования и характеристика выборки
  • Г ЛАБА 4. ОСОБЕННОСТИ СШОРЕГУЛЯЦШ СУБЪЕКТОВ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ATРЕССИВНО-НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРЖЧЕСШГО-ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Общая характеристика результатов
    • 2. Особенности экспериментальных групп
    • 3. Сравнительная характеристика испытуемых и аналив межгрупповых различий
    • 4. Анализ структуры взаимосвязей показателей
  • ГЛАВА. 5, ОУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АГРЕССИВНО- НАСИЛЬСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
    • 1. Компетенция экспертного исследования механизмов саморегуляции при совершении агрессивно-насштственных преступлений
  • -1 то
    • 0. L:J А
  • Уголовно-правовое значение экспертной оценки способности саморегуляции агрессивно-насильственных преступников. г i. «с? iC

Саморегуляция поведения при совершении агрессивно-насильственных преступлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и ос-стояние проблемы. Политические, экономические и социальные преобразования, переход к гражданскому обществу и строительству правового государства характеризуется двумя масштабными тенденциям! — с одной стороны это либерализация и демократизация всех сфер общественной жизни и соответствующие правовые реформы," а с другой — обострение социальных противоречий" межэтнических, межгрупповых, межличностных конфликтов. Они проявляются в актах насильственного противостояния, эскалации насилия, агрессии, При этом отмечается нарастание деструктивности, жестокости, брутальности данных форм конфронтационного взаимодействия, а также рост масштабов и организованности подобных особо опасных насильственных деяний. Сказанное определяет общую значимость исследования проблемы криминальной агрессии и борьбы с такими наиболее тяжкими преступлениями как посягательства на жизнь и здоровье граждан".

В соответствии с нормами международного права Конституция России провозгласила высшей целью общества человека, его права и свободы. Защита этих конституционно гарантированных прав объявляется главной обязанностью государства. Эти положения подкреплены новым Уголовным Кодексом РФ, который опирается на принципы гуманизма, виновной ответственности и законности. Его задачами провозглашается охрана прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 УК РФ).

Одним из основополагающих принципов Уголовного кодекса являI ется принцип справедливости, согласно которому «наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, tg есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного» (ст. 6).

Новое уголовное законодательство значительно расширило понятийнотерминологический аппарат и правовые положения, имеющие психологическое содержание или правильное уяснение которых требует применения психологических познаний, К их числу относятся сформулированные по-новому смягчающие и отягчающие обстоятельства, квалифицирующие и привилегированные признаки отдельных составов преступлений и некоторые иные новации в институтах уголовного права.

Таким образом, в салом законе содержится указание на необходимость учета ''психологического фактора", его значения и роли в генезе преступного деяния. Применение принципов вины (ст. .5) и ответственности (ст. 8) за деяния, квалифкцируеше как преступления, также требует привлечения психологических знаний для понимания внутренней психической деятельности, направляющей внешнее поведение. Использование современных достижений в области психологии, обеспечит большую адекватность понимания природы и содержания психических феноменов и явлений, лежащих з основе противоправных деяний и соответствующих тем или иным понятиям и нормам уголовного права.

Разработкой этих проблем в широком плане занимается юридическая психология как наука, изучающая психические явления, процессы, механизмы и закономерности в сфере правового регулирования юридически значимого поведения субъекта. Различные аспекты, интересующей нас проблемы освящались в работах В. Е. Гуль дана, Е.Г.До-зорцевой, А. В. Дулова, М. Й. Еникеева, С. Н. Еникслопова, М. М. Коченоез, И. А. Кудрявцева, О. Ю. Михайловой, А. Р. Ратинова, В. В. Романова., Ф. С. Оафуанова, 0.Д.Ситковской и многих других. Труды этих авторов определили направление дальнейшего научного поиска.

Следует отметить, что интересующая нас в рамках проводимого исследования проблематика тлеет мультидисциплинарный характер, предполагает комплексный подход и различные аспекты рассмотрения. Для наиболее полного и адекватного понимания и анализа исследуемых явлений представляется необходимым хотя бы в наиболее общем виде осветить результаты, полученные в смежных дисциплинах, на пересечении интересов которых находится изучаемые нами феномены.

Анализом этих проблем с несколько иных позиций, определяших-ся профессиональными интересами, занимались специалисты — криминологи: Ю. М. Антонян, С. В. Бородин, А. Й. Долгова,. В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, Г. М. Миньковсшш, Р. И. Михеев, Т. Г. Шавгулидзе и др. Клинические аспекты освещались в трудах психиатров — Е.К.Краснуш-кина, Д. Р. Лунца, Г. В. Морозова, Т. П. Печерниковой, В. П. Сербского, Н. Н. Станшевской, Н. И. Фелинской, 0, Е, Фрайерова, Б. В. Шостаковича и ряда других авторов.

Эти разработки во многом послужили отправным пунктом для дальнейших научных поисков. Однако к настоящему времени остались недостаточно освещенными некоторые крайне существенные моменты, касающиеся конкретных механизмов индивидуального акта криминальной агрессии и их управляемости, не описаны алгоритмы исследования этих явлений, специфика и методы практической диагностики.

Введение

нового Уголовного кодекса, содержащего ряд новаций, с еще большей остротой поставило проблему анализа психологических основ уголовной ответственности, адекватного понимания и практического использования понятий, психологических по своему содержанию.

К их числу относится определение способности к руководству своими действиями и ее и степени при совершении насильственных преступлений, которая в психологической формулировке представляет собой проблему исследования саморегуляции агрессивно-насильственного поведения, влияния на .этот процесс различных психических состояний, уяснения меры осознанности и произвольности акта криминальной агрессии, что определяет степень ответственности субъекта преступления. Насущно необходимым представляется и установление экспертных критериев оценки подобных феноменов, создание алгоритмов и технологии их диагностики.

Решению этих проблем посвящено настоящее исследование.

Целью работы является проведение психологического исследования механизмов саморегуляции субъекта при совершении им агрессивных правонарушений в эмоционально напряженных ситуациях остро конфликтного взаимодействия, а также факторов, способствующих нарушению саморегуляции. Предполагается проанализировать специфику и степень деформации этих механизмов, приводящих к ослаблению или ограничению способности индивида к осознанному волевому самоконтролю, что соответствует юридическому понятию «способности руководить обоими действиями» .

Для реализации указанной цели планируется решение следующих исследовательских задач:

— анализ правовых норм действующего законодательства, предполагающих уменьшение ответственности, смягчение вины при совершении агрессивно-насильственных правонарушений;

— изучение состояния экспертной и правоприменительной практики при расследовании дел об агрессивно-насильственных правонарушениях, в частности, совершенных в особых эмоциональных состояtJ ниях;

— теоретический анализ психологических феноменов и механизмов, лежащих в основе агрессивно-насильственных преступлений;

— исследование личностных и индивидуальна-психологических особенностей субъектов, — обвиняемых в совершении агресс-ИЕно-насильственных преступлениях и проходящих КСППЗ;

— исследование особенностей функционирования механизмов саморегуляции при совершении агрессивно-насильственных преступлений;

— определение степени дезорганизации регулятивной функции как основания смягчения уголовной ответственности при совершении агрессивно-насильственных преступлений;

— разработка критериев оценки способности субъекта к осознанной волевой саморегуляции;

— подбор психодиагностических методов и разработка рекомендаций для проведения К01ШЗ по делам об агрессивно-насильственных преступлениях.

Предметом исследования являются личностные и индивидуально-психологические особенности подэкопертных, специфика их эмоционального состояния, оказавшие влияние на способность к саморегуляции поведения в криминальной ситуации, а также параметры самой криминальной ситуации и характер поведения в ней подэкопертных.

Объектом исследования являются лица, обвиняемые в совершении агрессивно-насильственных преступлений и направленные на комплексную психолого-психиатрическую экспертизу в ГНЦ СШ им, В. П. Сербского, а также материалы уголовных дел по данным видам преступлений (текущих и архивных). I.

Основная теоретическая гипотеза заключается в том, что актуальная возможность субъекта к осуществлению осознанного руководотва обоими действиями определяется:

— сформированностью механизмов саморегуляции;

— структурным уровнем деятельности, на котором осуществляется криминальное поведение и его регуляция;

— личностными и индиврщуально-по1жолог1-гческ1жи особенностями субъекта (его социальной направленностью, степенью агрессивности, особенностями стиля межличностного взаимодействия, спецификой протекания эмоциональных процессов и др.);

— актуальным эмоциональным и психосоматическим состоянием на момент совершения инкриминируемого агрессивно-насильственного преступления- '.

— аффектогенностью и личностной значимостью криминальной ситуации и предшествовавших ей обстоятельств.

Снижение способности к произвольной саморегуляции при совершении конкретного общественно-опасного деяния может быть следствием как одного из вышеперечисленных факторов, так и результатом различного сочетания некоторых из них или всей совокупностионо может проявляться как в широком диапазоне поведенческих реакций, так и в отдельных исключительных случаях.

Основная методическая гипотеза заключается в. том, что процедуры и психодиагностические приемы, примененные в диссертационном исследовании могут быть использованы на практике при производстве экспертиз по делая данной категории.

Методологической основой диссертационного исследования избрана теория деятельности, разработанная и признанная в отечественной психологической науке и базирующаяся на принципах детерминизма, социальной обусловленности личности., системности, целостности и иерархрнеской организации психических процессов, ж плазтичности, а также единства личности и деятельности.

Методы сбора и обработки данных. В процессе исследования использованы методы анализа документов и материалов уголовных дел, направленная беседа с обследованными лицами и специально сформированная батарея психодиагностических методик-, направленных на изучение индивидуально-психолоп-гчесржх и личностных свойств (тест Кеттелла 16-PF, тест Руки, методика определения уровня субъективного контроля — УСК, методика определения уровня волевого самоконтроля — ВСК, 8-цветовой тест Лютера).

Обработка и интерпретация эмпирических данных включала в себя применение стандартных статистических процедур (корреляционный и факторный анализ, анализ межгрупповых различий), а также последующее качественное описание и изучение выявленных тенденций.

Эмпирическая база исследования образована из архивных данных по 93 комплексным психолого-психиатрическим экспертизам, а также из 87. экспертиз того же вида, проведенных автором. Всего изучено 180 лиц, совершивших агрессивно-насильственные преступления и прошедших экспертизу в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского за период с 1990 по 1997 гг.

Обоснованность результатов и выводов диссертационного исследования обеспечивалась использованием общетеоретических положений и методологии, признанных в мировой и отечественной психологии, сочетанием методов теоретического и эмпирического исследования, взаимодополняющих, подкрепляющих и контролирующих друг другаприменением математического аппарата и статистических процедур, проверяющих обоснованность рабочих гипотез, и практической проверкой выводов диссертанта рассмотрением его экспертных оценок и суждений в органах следствия и суда.

Положения, выносимые на защиту:

— Иерархический уровень деятельности, на котором осуществляется криминальная агрессия, определяет и уровень ее регуляции. Агрессивные акты, реализуемые как развернутая произвольная деятельность, регулируются на высшем, личностно-смысловом уровне. При воздействии неблагоприятных факторов происходит дезорганизация структуры деятельности, вследствие чего криминальная агрессия осуществляется на уровне относительно целесообразных действий, а саморегуляция регрессирует о личностного на индивидуальный уровень. В случаях наиболее выраженных нарушений структуры деятельности акты агрессии соотносятся уже с уровнем отдельных операций или динамических стереотипов, а их управление производится наиболее иерархически примитивными, механизмами аварийного реагирования индивидно-организмичеокого уровня.

— Уровень организации и управляемости криминального поведения, специфика и формы деформации механизмов саморегуляции являются основой для эмпирической психологической типологизации агрессивно-насильственных преступлений и основанием для экспертной оценки степени осознанности и произвольности действий субъекта при совершении им преступлений указанной категории.

— Психологическая диагностика личности преступника, оценка его состояния и специфики криминальной ситуации, служат основанием для экспертных суждений о «существенном влиянии личностных особенностей», «существенном влиянии эмоционального состояния», «отражении особенностей состояния (или личности) на способности к I осознанной произвольной саморегуляции». Эти суждения являются релевантными уголовно-правовым нормам как психологические¦основания отягчающихи смягчающих обстоятельств, квалифицирующих и привиле-гргрованных признаков преступления.

Новизна диссертационного исследования и полученных результатов обусловлена сочетанием теоретического и эмпирического методов, при котором избранный в качестве методологической основы де-ятельностный подход был операционализирован до уровня конкретных эмпирических показателей, обеспечивших достоверную проверку выдвинутых теоретических построений.

При этом впервые выделены, исследованы и описаны уровни функционирования механизмов саморегуляции, определяющие, в конечном итоге, степень способности субъекта к осознанному руководству f своими действиями, что позволяет более обоснованно и дифференцированно выносить экспертные суждения об обстоятельствах, существенных для индивидуализации ответственности,.

Предложены рабочие критерии, позволяющие диагносцировать уровень саморегуляции в конкретных актах криминального поведения, выделены виды и формы его деформации,.

Новизна исследования заключается также в том, что оно проведено в рамках и с учетом нового уголовного законодательства, а полученные результаты и выводы ориентированы на использование в условиях новой законодательной регламентации и правоприменения.

Научная значимость диссертационного исследования определяется отмеченной выше новизной полученных результатов. Эти данные дополняют и расширяют имеющиеся в юридической психологии представления о механизмах преступного, в частности агрессивно-насильственного поведения, уточняют и конкретизируют ряд положений криминальной психологйи, относящихся к процессам саморегуляции конкретного преступного акта. Результаты работы вносят ряд новых положений в теорию судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрический экспертизы, обосновывают возможности расширения ее компетенции в свете нового уголовного законодательства. Результаты исследования могут иметь значение для уголовно-правовой теории в качестве научно-психологического обоснования некоторых институтов уголовного права, особенно в части применения наказания. Некоторый интерес они могут представлять также для общепсихологической теории, характеризуя психическую деятельность человека в экстремальных ситуациях и состояниях.

Практическая значимость работы состоит в том, что она расширяет круг возможностей экспертных исследований по делам об агрессивнонасильственных правонарушенияхпредлагает методику и технологию проведения экспертизы по делам указанной категориипозволяет более обоснованно и аргументированно выносить экспертные суждения и делать их более доступными для использования работниками правоохранительных органов при разрешении конкретных дел.

Внедрение в практику. Результаты проведенного диссертационного исследования использованы в ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В, П. Сербского при проведении комплексных судебных психологопсихиатрических экспертиз обвиняемых в совершении агрессивно-насильственных преступлений при которых перед экспертами ставились вопросы о влиянии личностных особенностей, специфики эмоционального состояния и характеристики криминальной ситуации на сознание и поведение субъекта в момент деяния.

Структура работы. Проблема регуляции человеческого поведения вообще, противоправного в частности и агрессивно-насильственного в особенности имеет многосторонний и мультидисциплинарный характер. Тема настоящего исследования «Саморегуляция поведения при совершении агрессивно-насильственных преступлений» непосредственно относится к предмету юридической психологии и расположена в фокусе интересов ее раздела криминальной психологии. Однако одновременно на этой проблеме пересекаются и интересы ряда других наук: теории уголовного права, криминологии, судебной психиатрии патопсихологии и экспертологии.

В трудах по всем этим научным направлениям содержатся положения, весьма значимые для решения нашей проблемы, накоплен огромный багаж теоретических и экспериментальных исследований, представляющий несомненную ценность для адекватного понимания интересующихнас феноменов. Это вынудило автора освоить и использовать существенные для наснаработки в этих отраслях знания. Сказанным объясняется наш подход к решению задачи диссертационного исследования, включавший в себя привлечение информации из различных направлений научного знания. Этим определилась структура диссертационного исследования.

Работа состоит из введения, пяти глав — «Проблема саморегуляции в правоприменительной и экспертной практике» — «Теоретические подходы к проблеме агрессивно-насильственного преступного поведения и его регуляции» — «Исходные теоретические предпосылки и методология исследования саморегуляции субъектов при совершении агрессивно-насильственных преступлений» — «Особенности саморегуляции субъектов при совершении агрессивно-насильственных преступлений: результаты эмпирического исследования» — «Судебно-психологическая оценка агрессивно-насильственного поведения» и выводов*.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

Проведенное в данной работе изучение концепций агрессии и насилия в трудах по психологии и правоведению к рассмотрение теоретических подходов к исследованию саморегуляции агрессивно-насильственного поведения позволили на основе нового уголовного законодательства сформулировать, проверить и подтвердить гипотезу о различии внутреннего психологического содержания, структуры и уровня регулируемости агрессивно-насильственных преступлений, выделить критерии оценки криминального поведения, ситуации преступ-¦ ления и личности субъектов, обвиняемых в совершении преступлений данного вида. f.

Эмпирическое исследование обнаружило среди обследованного | контингента типологические группы, различающиеся между собой по.

Р* указанным критериям, Были проанализированы свойственные каждой группе личностные и индивидуально-психологические особенности, специфика протекания процессов регуляции криминального поведения, виды их нарушения, описаны характеристики криминальных ситуаций, Показано, что применительно к каждой из выделенных типологических | групп ответы на «типовые вопросы», решаемые экспертами психологами при проведении судебно-психологической и комплексной судебной [ поихолого-психиатрической экспертизы существенно различаются, в зависимости от специфики психологического содержания этих деяний, Тем самым обоснованы возможности расширения 'компетенции судебнопсихологических и комплексных психолога-психиатрических экспертиз по делам данной категории.

На основании проведенного теоретического и зксперименталького анализа можно сделать следующие выводы,.

1, Понятийный аппарат теории деятельности является адекватным инструментом для анализа криминального поведения лиц, совершивших агрессивно-насильственные преступления, Его использование в указанных целях показало, что:

I — феноменологически сходные акты агрессивно-криминалького поведения могут осуществляться на различных уровнях деятельности, I представляя собой либо собственно деятельность, либо действия, либо последовательность операций;

— уровень деятельности, на котором осуществляется криминальная агрессия, определяет уровень ее регуляции — личностный для деятельности, индивидуальный для действий, индивидный для операций. i.

2, ¦ Состояние" выраженного эмоционального возбуждения приводит. (к нарушению структуры деятельности, сопровождающемуся редукцией Ф или искажением составляющих ее звеньев, регрессом на более примитивные и менее опосредованные уровни активности" При этом регуляция поведения также осуществляется механизмами низлежащего уровня,.

3, Потенциальная способность руководить своими действиями j определяется сформированноотью всех уровней системы саморегуляции I и во многом зависит от личностной направленности субъекта, наличия у него актуального намерения контролировать свое поведение, сдерживать или канализировать социально приемлемыми путями внешние проявления агрессии".

4,, 4р-тузльная возможность к осуществлению руководства своими действиями зависит от уровня потенциальной способности к самоконтролю, аффектогешюсти и личностной значимости криминальной ситуации, а также от специфики фонового эмоционального и психосо матического состояния субъекта, совершившего агрессивно-насильственные правонарушения,.

5* При проведении КСШ1Э по делам об агрессивно-насильственных преступлениях судебно-психологическая оценка этих деяний основывается на определении специфики, характера и глубины нарушений механизмов саморегуляции, .анализе эмоционального состояния субъекта и параметров криминальной ситуации, что позволяет судить о степени способности обвиняемых к опосредованной произвольной регуляции своих действий,.

6. При производстве экспертных исследований по делам указанной категории целесообразно• дифференцировать обследованных по предложенным в исследовании типам. агрессивно-насидьотвенных пр’ео-'туплений (смысловая агрессияфункционально-утилитарная агрессияпривычно-неконтролируемая агрессияситуативно-оборонительная аг-I рессияагрессия, обусловленная аффективной цельюкатастрофическая агрессияагрессия, обусловленная неадекватным действием профессиональных стереотипов),.

7″ Установленные закономерности функционирования механизмов саморегуляции, критерии оценки агрессивно-насильственного поведения расширяют и уточняют компетенцию судебно-психологический и комплексной психолого-психиатрической экспертиз и позволяют сотрудника/! правоохранительных органов ставить новые вопросы перед экспертами-психологами, дают возможность полнее использовать экспертные выводы для уяснения субъективной стороны криминального к деяния применительно^достаточно широкому кругу норм нового уголовного законодательства".

— %w.

Показать весь текст

Список литературы

  1. IS, Барановский П. А, Социальные потребности личности* и преступное поведение, /Автореф, дисс., канд. юр. наук.- М.- 1978.
  2. В.М., Еурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности.- .Киев.- 1978.- 140 с.
  3. Гульдан В, В. Значение особенностей противоправного’поведения при решении вопроса о вменяемости при психопатиях, /Проблемы' вменяемости е судебной психиатрии, — М, — 1983, — с, 55−64.
  4. Дулов, 4, В" Введение в судебную психологию, — М.- 280 с,
  5. Енгалычев Б. Ф, Шипшин 0,0, Оудебно-психологическая экспертиза" Методическое руководство.- Калуга Обнинск — Москва.-1997.- 260 с.
  6. М.й. Основы судебной психологии. /Психологические свойства личности, — М, — 1982.
  7. А.Г. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК) /Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции.- М.- 1990, — с. 116−124,
  8. Зейгарник Б, В., Ератусь Б"С. Очерки по психологии аномального развития личности, — М, — 1980, — 169 с,
  9. Конопкин 0, А, Психологические механизмы регуляции деятельности.- М.- 1980" — 256 с. •. 41. Конопкин О. А, Психическая саморегуляция произвольной ак-I тивности человека (о трурлурно- функциональный аспект), /Вопросы1.) психологии.- 1995, N1.- с. 5−12″
  10. Конышева Л, П. Судебно-психологическая экспертиза психиiческого состояния несовершеннолетних жертв изнасилования" /АвтоIреф. дисс, канд. поихол. наук. М.-1988.- 24 с,
  11. Кудрявцев В. Н, Правовое поведение. Норма и патология.-| М, — 1982.- 287'о.
  12. Кудрявцев И.А. К постановке вопроса о вменяемости при ши
  13. Щ). зофрении, /Теоретические и организационные вопросы судебной психиатрии.- М, — 1979, — с, 68−72,
  14. Кудрявцев С, В, Конфликт и насильственное преступление.-М.- 1991, — 174 с,
  15. Кузнецова Н. Ф, Преступления и преступность, — М, — 1969,59, Курбатова Т. Н, Структурный анализ, агрессии, /Б, Г, Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии, — Опб, 1995, — с.27−28,
  16. Курс советской криминологии" — М, — 1986″
  17. Н.Д. Фрустрация один из видов психических состояний, ./Вопросы психологии. 1967, N7, — с. 118−129,
  18. Левитов Н. Д, Психические состояние агрессии, /Вопросы психологии" 1972., N6.- с. 168−173,
  19. Леонтьев А. Н, Деятельность, Сознание" Личность, — М.-I ' 1975.- 304 с.
  20. А.Р. Судебная психология как наука. /Советское гос-во и право.- 1965, N5.- с. 54.
  21. Ратинов А, Р. Судебная психология для следователей, М,-1967, — 290 с,
  22. Ратинов А, Р. Личность преступника: психологические аспек-1 ты. /Новая Конституция и актуальные вопросы борьбы о преступностью.- Тбилиси, — 1979. с. 162.
  23. Ратинов А. Р, К ядру личности преступника. /Актуальные проблемы уголовного права и криминологии.- М, — 1981, — с. 67−86,
  24. А.Р., Михайлова О.Ю, Жестокость как правовая и нравственно-психологическая проблема. /Вопросы борьбы с преступностью, — М, — 1985, вып. 42.- с. 8−17,
  25. Ситковская О. Д" Судебно-психологическая экспертиза аффекта" /Методическое пособие" — М, — 1983, — 70 с.
  26. СиткоЕская О. Д. Психологические основания уголовной ответственности.- Баку, — 1992, — НЕ с"112, Ситковская О. Д. Психологические основы уголовной ответственности. /Дисс.,. докт. поихол. наук-, — М, — 1996, — 434 с.
  27. Словарь иностранных слов, /Под ред, И, В,. Лёхина, Ф. Н, Петрова, — М.- 1955.- 856 с"
  28. И.Ф. О понятии невменяемости. /Вопросы борьбы с общественно опасными действиями несовершеннолетних и невменяемых" — Л" — 1956.
  29. Социально- психологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, /Под ред. Г. М. • Миньковокого, — М.-1375.- с. 19,116″ Спиркин Н"Г. Сознание и самосознание, — М, — 1972, — 160 с,
  30. Справочник по психиатрии. /Под ред. А, В, Снежневского.-М, — 1985, — 415 с.
  31. Теплов Е, М" Психология, — М.- 1946,
  32. А.И. Структура нравственного сознания.-' М,-1974.- 180 с. •
  33. Толковый словарь русского языка. /Под ред. А. Н" Ушакова, — М.- 1940} т, 4, — 857 с.- ш
  34. Уголовный Кодекс Российской Федерации.- М.- 1997.- 351 с.122″ Уголовный Кодекс Российской Федерации: Постатейный комментарий. /Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковокого" — М.-1997, — 792 с.
  35. Ь 127. Филимонов В. Ф. Общественная опасность личности преступника.- Томск.- 1970.- с. 115″
  36. Фокс В" Введение в криминологию" — М.- 1980.- 312 с.
  37. Фрейд 3, Я и Оно, Труды разных лет" Тбилиси. — 1991, т, «1, — 400 с»
  38. Фрейеров 0"Е. 0 так называемом биологическом аспекте причин преступности. /Советское гос-во и право.- «1966, N10.-с.45.131″ Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивкости.- М"-1994.- 447 с, 132″ Холличер В» Человек и агрессия.- М, — 1975, — 179 о.
  39. J -143. Rosenzweig S, The Picture-Association Method and .its
  40. Application in a Study of Reactions to Frustration. /Personality, 1945, v, 14., p, 3. f 144, Violence aid its causes, — Untsco, 1981,
  41. Wagner E, The Hand Test. Projective test used us a predictor of overt aggression, /Psychology Tests.- N.Y.- 1971,
Заполнить форму текущей работой