Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специальные требования, предъявляемые к различным видам психологического консультирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не рекомендуется, например, в процессе проведения психологического консультирования супругов по проблемам взаимоотношений между ними становиться на сторону одного из супругов, так как в большинстве случаев в возникновении любой проблемы во внутрисемейных взаимоотношениях почти всегда виноваты все участвующие в них люди, т. е. как минимум две вовлеченные в конфликт стороны. Это, однако… Читать ещё >

Специальные требования, предъявляемые к различным видам психологического консультирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кроме общих требований, описанных в предыдущем параграфе данной главы, есть еще и ряд специальных, особых требований, касающихся практики проведения психологического консультирования в различных областях: интимно-личностной, семейной, педагогической и деловой.

Особые требования предъявляются к психологу-консультанту и к психологическому консультированию в интимно-личностной сфере. Здесь в общении с клиентом психолог-консультант должен быть особенно тонким и весьма деликатным человеком, вызывать к себе безусловное доверие со стороны клиента и иметь собственный достаточно большой опыт интимно-личностного общения с самыми разными людьми. Желательно, чтобы психолог-консультант был человеком несколько более старшего возраста, чем клиент. Это связано с последним из указанных выше моментом, а именно — наличием значительного жизненного опыта в соответствующей области. Однако разница в возрасте между психологом-консультантом и клиентом не должна быть слишком большой. Если она будет велика и составит, например, более 20 лет, то психолог-консультант и клиент окажутся людьми, принадлежащими к разным поколениям. Вследствие этого между ними может возникнуть возрастное недопонимание и недоверие. Люди чуть более старшего возраста часто обладают достаточным жизненным опытом для того, чтобы давать разумные советы другим, и вместе с тем сами еще не забыли, какими они были, находясь в возрасте клиента. Такие люди, имея разницу в возрасте, принадлежат обычно к одному и тому же поколению, поэтому сравнительно легко находят между собой взаимопонимание.

Следующее важное требование, касающееся психологического консультирования по интимно-личностным вопросам, можно сформулировать так: психолог-консультант, проводящий работу с клиентом, сам не должен иметь острых, неразрешенных проблем интимно-личностного характера, особенно таких, по поводу которых он консультирует клиента. Если это не так, то психолог-консультант вольно или невольно будет весьма субъективен в своем отношении к клиенту и в оценивании его проблемы и, сам того не замечая, станет ревностно и предвзято относиться к клиенту. В этих условиях он вряд ли сможет соответствовать указанным выше требования и вряд ли будет способен реально помочь своему клиенту словом и делом. Не рекомендуется, в частности, проводить психологическое консультирование или же обращаться за практической психологической помощью по вопросам регулирования личных взаимоотношений, избавления от комплексов к тем консультантам, у которых имеются собственные комплексы или проблемы в личных, интимных взаимоотношениях с людьми.

В практическом решении данной проблемы, с которой очень часто сталкиваются начинающие психологи-консультанты, полезной может оказаться следующая процедура: прежде чем приступать к самостоятельной практике проведения психологического консультирования, например, по проблемам интимно-личностного характера, психологу-консультанту самому желательно пройти консультацию по этому вопросу у более опытного коллеги. И если при этом обнаружится, что у самого консультанта есть нерешенные проблемы интимно-личностного характера, то он не должен приступать к психологическому консультированию других по этой проблеме до тех пор, пока сам от нес не избавится. Здесь, кстати, действует жизненное правило: за битого — двух небитых дают. Оно означает, что лучше иметь проблему и избавиться от нее, чем совсем не иметь проблем.

Еще одно важное условие, обеспечивающее эффективность интимно-личностного консультирования, — это достаточное время на его проведение. Дело в том, что проблемы интимно-личностного характера быстро не решаются и относятся, во-первых, к разряду таких, которые требуют длительного изучения и не менее длительного периода их решения. Во-вторых, при решении подобных проблем часто действуют методом проб и ошибок, и обычно необходимо время на исправление допускаемых ошибок. Заранее, кроме того, вообще бывает сложно установить, сколько времени может понадобиться на практическое решение такой проблемы. Психолог-консультант, берущийся за решение подобной проблемы, во-первых, должен иметь достаточный резерв времени на проведение работы с клиентом, во-вторых, заранее предупреждать обратившегося к нему за помощью клиента о том, что на решение его проблемы может понадобиться достаточно много времени. Желательно также — и это относится не только к психологическому консультированию на интимно-личностную тему, но и к другим видам консультирования — заранее хотя бы приблизительно определить требуемое время и поставить об этом в известность клиента.

Рассмотрим теперь некоторые специальные условия успешности проведения психологического консультирования по вопросам семейного характера. Здесь, приступая к консультированию, психологу прежде всего необходимо знать общие законы формирования семьи и развития семейных взаимоотношений, чтобы с учетом этих законов давать клиентам разумные и обоснованные практические рекомендации.

Наиболее важными законами подобного рода являются следующие.

  • 1. В то время, когда семья только еще создается (это в первую очередь касается молодых семей), будущие супруги, как правило, не могут еще относиться друг к другу вполне объективно и беспристрастно. Они в той или иной степени субъективны и, как правило, идеализируют друг друга, предвзято друг к другу относятся, преувеличивая достоинства, преуменьшая или вовсе не замечая недостатков. В силу этого и ряда других обстоятельств через некоторое время в молодой семье наступает взаимное охлаждение молодых супругов друг к другу. Это, в частности, связано с тем, что со временем яркие эмоциональные переживания притупляются и наступает период привыкания людей друг к другу. Кроме того, по мере приобретения не только положительного жизненного опыта совместной жизни молодые супруги лучше друг друга узнают, и не только с положительной стороны. Дело здесь в том, что многое из того положительного, чем они в действительности обладают, уже, как правило, было им известно до заключения брака, а многое из того, что есть в них отрицательного, они или не осознавали, или не проявляли, вольно или невольно скрывали друг от друга.
  • 2. Чаще всего период временного взаимного охлаждения во взаимоотношениях супругов наступает уже после рождения их первого ребенка, обычно на втором или третьем году совместной жизни. Это, в частности, связано с тем, что после рождения первого ребенка мать начинает уделять ему больше внимания и времени, чем супругу, и ее требования к последнему одновременно возрастают. Однако впоследствии, примерно к 3—4-летнему возрасту ребенка, обстановка в семье, ухудшившаяся по указанным выше причинам, как правило, вновь нормализуется. Поэтому, проводя психологическое консультирование молодых семей, к которым указанные законы имеют прямое отношение, следует разъяснять супругам, что происходящее с ними — это хотя и неприятное, но закономерное явление, которое не следует воспринимать как трагедию или катастрофу. Нужно, напротив, набраться терпения и пойти на взаимные уступки, компромисс, и довольно скоро все станет в семье на свои места.
  • 3. Какими бы психологически похожими друг на друга людьми ни были супруги, в чем-то существенно важном для их совместной жизни они все же будут отличаться друг от друга, и это рано или поздно приведет к возникновению разногласий между ними. Наличие разных точек зрения по одним и тем же вопросам у членов семьи является скорее нормой, чем отклонением от нее. Противоречия между супругами рано или поздно возникают в любой семье, и в этом плане благополучные семьи отличаются от неблагополучных тем, что в первых — благополучных — супруги быстро научаются принимать эти противоречия как нормальное явление, идти на взаимные уступки, а во вторых — неблагополучных — идут на конфликты и не умеют искать компромисса.
  • 4. Каждый член семьи принадлежит как личность семье и является вместе с тем вполне самостоятельным, независимым человеком, имеющим свои, не всегда полностью связанные с семьей, интересы. Как член семьи он должен брать на себя определенные обязанности перед ней, однако как самостоятельный человек он может и должен иметь в семье относительную свободу действий. Нормальной для благополучия современной европейской семьи является ситуация, при которой, с одной стороны, права и обязанности каждого члена семьи перед ней как бы уравновешиваются, а с другой стороны, все без исключения члены данной семьи получают в ней одинаковые права и равный объем обязанностей. С добровольного согласия кого-либо одного и остальных членов семьи допускается неравномерное распределение между ними семейных обязанностей, но любые случаи несправедливого распределения обязанностей или ограничения прав кого-либо из членов семьи в пользу других ее членов ведут, как правило, к возрастанию напряженности в семье и, в конечном счете, — к ее психологическому неблагополучию.

Остановимся на некоторых общих правилах, которые психологу-консультанту следует принимать во внимание, проводя психологическое консультирование.

Не рекомендуется, например, в процессе проведения психологического консультирования супругов по проблемам взаимоотношений между ними становиться на сторону одного из супругов, так как в большинстве случаев в возникновении любой проблемы во внутрисемейных взаимоотношениях почти всегда виноваты все участвующие в них люди, т. е. как минимум две вовлеченные в конфликт стороны. Это, однако, не означает, что их вина в конфликте обязательно должна быть абсолютно одинаковой, что оба участника в равной мере ответственны за пего. Это лишь значит, что односторонние действия психолога-консультанта в пользу только одного из супругов могут привести не к устранению, а к усугублению конфликтной ситуации, так как они вряд ли встретят понимание со стороны того супруга, который выступает виновником конфликта (если бы он сам это достаточно хорошо понимал и принимал, то и самого конфликта, наверное, не было бы). Иными словами, поддержка одной стороны в конфликте никогда не приведет к его разрешению. Данное правило особенно важно соблюдать тогда, когда психологическое консультирование проводится в очной форме, в присутствии обоих супругов.

Если предметом консультирования является получение от психолога рекомендаций и советов в связи с повторным вступлением в брак или объединением в единую семью сравнительно мало знакомых друг с другом достаточно взрослых людей, то в этом случае следует обращать особое внимание на следующие обстоятельства. У тех людей, для которых первый брак оказался неудачным, нередко встречаются так называемые дезадаптивные черты характера — такие, к которым в семейной жизни трудно приспособиться практически любому человеку. Человек, вступающий во второй или последующий брак, должен это хорошо понимать и признавать, иначе довольно скоро проблемы, аналогичные тем, которые существовали в его прежней семье, неизбежно возникнут и в новой, поставив ее так же, как и прежнюю семью, па грань катастрофы. Об этом психолог-консультант должен открыто и твердо предупредить клиента и, если тот пожелает, помочь ему не только осознать свои недостатки, но и избавиться от них.

Далее важно дать понять клиенту, что такие же или иные недостатки характера могут обнаружиться у его будущего супруга, и к этому также нужно быть психологически готовым.

Заметим, что признание характерологических недостатков супругами и терпимое отношение к ним должно быть взаимным. В этой связи можно, в частности, рекомендовать взрослым людям вступать в повторный брак лишь тогда, когда они признают существующие у себя недостатки характера и готовы смириться с недостатками в характере будущего супруга.

Желательно также объяснить будущим супругам, как им следует себя вести в тех случаях и ситуациях, если один из них начнет открыто проявлять имеющиеся у него недостатки, а также научить соответствующим практическим действиям, т. е. показать, как они смогут друг другу психологически помочь в описанной сложной ситуации внутрисемейной жизни. Желательно, чтобы приемы и средства, рекомендуемые психологом-консультантом, были хорошо освоены и продемонстрированы в консультации обоими супругами, вступающими в брак.

Если брак между собой заключают уже немолодые люди и к тому же долгое время жившие порознь и в одиночестве, то их обязательно нужно предупредить о том, что в совместной жизни у них неизбежно будут возникать проблемы, связанные с их психологической несовместимостью друг с другом, обусловленной отсутствием опыта жизни с другими людьми и адаптации к ним.

Таким людям при проведении их психологического консультирования по поводу предстоящего вступления в брак можно рекомендовать следующее: прежде чем заключать брак, надо определиться, смогут ли они в принципе оказаться совместимыми друг с другом по привычкам, взглядам, образу жизни.

Практическое консультирование таких людей вполне может приходить, например, последующему плану.

  • 1. Психологическое тестирование каждого из клиентов в отдельности при помощи методик, определяющих их потенциальную психологическую совместимость друг с другом, с целью выяснения того, в чем конкретно по своим личностным качествам они могут оказаться совместимыми и несовместимыми друг с другом.
  • 2. Информирование с взаимного согласия клиентов о том, что в их психологии одинаково, совместимо и что не одинаково и не совместимо.
  • 3. Выяснение того, хочет ли и может ли практически каждый из них изменить свое поведение настолько (меру этого клиентам может подсказать психолог-консультант), чтобы реально оказаться психологически совместимым с другим.
  • 4. Постановка и проведение непосредственно в помещении психологической консультации социально-психологического эксперимента, выясняющего потенциальную совместимость будущих супругов. Последующее информирование супругов о том, каковы результаты этого эксперимента.
  • 5. Предоставление будущим супругам возможности открыто задать друг другу любые вопросы, в ответах на которые может выявиться их возможная совместимость или несовместимость.
  • 6. Проведение заключительного этапа психологического консультирования, во время которого психолог-консультант должен будет проинформировать клиентов о том, каково его профессиональное заключение относительно благополучия их предстоящего брака. Здесь психологу следует быть по-человечески весьма деликатным и вместе с тем последовательным, принципиальным и профессионально честным. В любом случае он обязан предупредить будущих супругов о том, что поскольку они взрослые люди, то вряд ли могут в совместной жизни рассчитывать на то, что их личные взаимоотношения будут безоблачными, а также о том, что их персональная психология и поведение не смогут быстро измениться во время брака таким образом, чтобы это полностью устроило каждого из супругов. Если же они действительно настроены серьезно и во что бы то ни стало хотят сохранить свой брак и семью, то неизбежно должны будут принять друг друга такими, какие они есть.

В психолого-педагогическом консультировании очень важно, чтобы сам психолог-консультант имел педагогическое образование и достаточно хорошо ориентировался в теории и практике педагогики. Необходим также и собственный опыт по обучению и воспитанию детей, желательно — разного возраста. Но и этого для успешного проведения психолого-педагогического консультирования недостаточно. В отличие от обычного педагога, ученого-психолога или преподавателя, консультант-психолог не имеет права открыто проявлять отрицательные реакции на поведение клиента и внешне демонстрировать ему свое отношение. Это правило действует даже том случае, если клиент явно нарушает принятые нормы педагогической этики или морали.

Обсуждая выше этические нормы поведения психолога-консультанта, мы уже говорили о том, что он не имеет права проявлять свой негативизм по отношению к клиенту. Это в особенности касается подростков и их родителей, которые могут обращаться в психологическую консультацию. Их поведение по отношению к психологу-консультанту далеко не всегда является педагогически безупречным и выдержанным.

При консультировании по психолого-педагогическим вопросам следует также иметь в виду, что полностью и добросовестно выполнять рекомендации психолога-консультанта не всегда будут именно тс люди, кого они касаются и кому персонально на самом деле адресуются. Например, родителям часто приходится давать рекомендации, которые на самом деле касаются их детей, а детям — советы, которые больше относятся к поведению их родителей (возможные реакции взрослых людей на педагогически неадекватное поведение их родителей по отношению к ним). Это обстоятельство следует принимать во внимание.

За консультацией к психологу также может обратиться подросток с проблемой, которая порождена не им самим, а в общении с ним окружающими его взрослыми людьми: родителями или учителями. Тогда проведение психологической консультации только с самим ребенком вряд ли сможет всерьез изменить к лучшему сложившееся положение дел. Во-первых, подросток еще не настолько взрослый человек, чтобы глубоко понять, принять и правильно реализовать в общении со взрослыми людьми те рекомендации, которые ему может дать психолог-консультант. Во-вторых, взрослые люди, которые своим неправильным поведением создают проблему в общении с подростком, далеко не всегда готовы прислушиваться к его мнению, особенно если инициатива в исправлении сложившегося неблагополучного положения дел принадлежит не им, а ребенку.

Здесь для успешного решения проблемы необходимо так называемое системное или многоканальное психологическое консультирование. В случае его проведения практические рекомендации со стороны психолога получают все участники конфликтной или проблемной ситуации, и при этом, как правило, каждый из них знает, кто и какие рекомендации получил. В результате создается ситуация, в которой каждый участник может не только следить за собой и другими, по реально помогать другим в выполнении полученных рекомендаций.

Сформулированное выше положение является общим для большинства ситуаций проведения психологического консультирования по психолого-педагогическим вопросам, за исключением таких ситуаций, когда объектом психолого-педагогического воздействия становятся дети до младшего школьного возраста включительно, а практические рекомендации от психолога-консультанта получают взрослые люди: родители, учителя или воспитатели ребенка.

Психолого-педагогическое консультирование, как и консультирование по интимно-личностным вопросам, редко проводится как одноразовая акция, так как педагогический процесс достаточно сложен и использование полученных рекомендаций далеко не сразу приводит к желаемым результатам. Кроме того, на пути реализации рекомендаций нередко возникают новые, неожиданные вопросы, проблемные ситуации, требующие специального обсуждения с психологом. Педагогическая перестройка поведения — это всегда сложное, чреватое ошибками дело, так как здесь можно столкнуться с укоренившимися в сознании человека педагогическими предубеждениями.

Рассмотрим теперь особенности проведения психологического консультирования по деловым вопросам. Здесь, как и во всех других случаях психологического консультирования, психолог для того, чтобы быть в состоянии дать разумные и эффективные рекомендации клиенту, сам должен хорошо знать то дело, по поводу которого он консультирует клиента. Если у психолога-консультанта нет собственного жизненного опыта участия в соответствующем деле, то такой опыт необходимо приобрести до того, как приступить к проведению психологического консультирования.

Иногда, правда, это условие не удается полностью соблюсти, так как одному человеку практически невозможно быть хорошим знатоком всех возможных профессий и дел, в связи с которыми в психологическую консультацию могут обращаться клиенты. В данном случае для того, чтобы не оказаться полным дилетантом в соответствующем деле, психологу-консультанту рекомендуется вначале подробно расспросить клиента о том, чем он профессионально занимается, узнав о характере его работы и о тех проблемах, которые в ней возникают. Делать это надо не стесняясь и открыто, с самого начала консультации честно признавшись клиенту в том, что в его профессии психолог-консультант разбирается недостаточно хорошо, а потому и не в состоянии дать сразу максимально эффективные полезные рекомендации.

Помочь в этом деле психологу-консультанту могли бы ответы на следующие вопросы, которые в начале консультации он адресует клиенту.

Расскажите, пожалуйста, в самых общих чертах о своей работе. Чем вы конкретно занимаетесь?

В какие деловые связи и отношения по работе вы обычно вступаете с окружающими людьми?

Как складываются ваши личные взаимоотношения с теми людьми, с которыми вы уже находитесь в самых тесных деловых связях?

Как вы реально, официально и неофициально, зависите по работе от окружающих людей? Кому вы непосредственно подчиняетесь? Кто находится в вашем личном подчинении?

Какие у вас имеются служебные, официальные и неофициальные возможности оказания влияния на людей? Каким образом ваши коллеги по работе могут оказать па вас влияние?

Есть ли какие-либо правила, нормы поведения и взаимоотношений, которые давно сложились и более или менее строго соблюдаются в вашем трудовом коллективе? Если они есть, то в чем они состоят и кто их особенно активно поддерживает?

Для делового консультирования лучше всего подходит деловая обстановка, в которой проводится работа психолога-консультанта с клиентом, а также деловой характер взаимоотношений между ними. Это, в частности, означает следующее.

Во-первых, такое консультирование лучше всего проводить непосредственно на рабочем месте клиента и в привычной для него деловой обстановке. Тогда ему легче будет понять и практически выполнить, здесь и теперь, рекомендации, полученные от психолога-консультанта. Самому же консультанту нахождение в обычной деловой атмосфере вместе с клиентом поможет лучше разобраться в сути проблемы, волнующей клиента, и найти наиболее правильное ее решение.

Во-вторых, в практике проведения делового консультирования сам психолог-консультант должен вести себя как деловой человек. Тогда клиент сможет многому научиться на его личном примере.

В-третьих, деловое поведение психолога-консультанта, несомненно, повысит доверие к нему со стороны клиента, который сам является деловым человекам и ценит соответствующие качества у других людей.

Наконец, в-четвертых, деловой подход к проведению психологического консультирования означает, что еще до начала консультации с клиентом должны быть полностью оговорены ее условия: время, место, ожидаемые результаты, стоимость и т. п.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой