ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ психологичСского исслСдования

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π‘Ρ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΈ ΡΠΎΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌΠΈ исслСдований, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° Π΄Π΅Ρ‚ях с ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. ΠŸΡ€ΠΈ всСй Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ простотС этого ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° Π΅Π³ΠΎ тСхничСская рСализация ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ сопряТСна с ΠΌΠ΅Ρ‚одичСскими трудностями. Π‘ΠΎΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ исслСдовании Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Π° ΠΏΡ€ΠΈ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ психологичСского исслСдования (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠšΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎ подводя ΠΈΡ‚ΠΎΠ³ сказанному Π²Ρ‹ΡˆΠ΅, слСдуСт особо ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ психологичСского исслСдования Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ, Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ (рис 1.4).

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ провСдСния психологичСского исслСдования.

Рис. 1.4. ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ провСдСния психологичСского исслСдования

Π‘Ρ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ обобщСнности этих ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Π°. НаиболСС ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… являСтся ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ, смысл ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ достаточно ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π΅Π½ ΠΈ ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΠΈΡ‚ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ эмпиричСскиС Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π² ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ наблюдСнии ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π² Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΌ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π²Π°Π»ΠΈΠ΄Π½Ρ‹ΠΌΠΈ лишь Π² ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ ΠΈΡ… ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡ с Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ фактичСским ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΎΠΌ, воспроизвСдСнным Π½Π° ΡΠΎΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΠΌΠΎΠΉ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΊΠ΅ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Π­Ρ‚ΠΎ условиС являСтся Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ΠΌ, Π½ΠΎ Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π½Π΅ Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ.

Π‘Ρ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΈ ΡΠΎΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌΠΈ исслСдований, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° Π΄Π΅Ρ‚ях с ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. ΠŸΡ€ΠΈ всСй Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ простотС этого ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° Π΅Π³ΠΎ тСхничСская рСализация ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ сопряТСна с ΠΌΠ΅Ρ‚одичСскими трудностями. Π‘ΠΎΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ исслСдовании Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Π° ΠΏΡ€ΠΈ идСнтичности ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€Ρ‹, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠΉ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ с Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°ΠΌΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌ случаС ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ΅ сопоставлСниС Π½Π΅ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎ. Π”ΠΎΠ±ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π° мСтодичСской идСнтичности Π±Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ вСсьма слоТно, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΎΠ΄Π½Π° ΠΈ Ρ‚Π° ΠΆΠ΅ конкрСтная ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π²ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ³ΠΎΠ΄Π½Π° Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎ Π½Π΅Π²Π°Π»ΠΈΠ΄Π½Π°, Π½ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ. ВнСсСниС ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΌΠΎΠ΄ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΉ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ΄ сомнСниС саму Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ сравнСния Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ².

Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠΌ исслСдования Π»ΠΈΡ† с ΠΎΡ‚клонСниями Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ являСтся динамичСский ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ, ΠΏΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ сути ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ логичСским ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ. АдСкватныС прСдставлСния ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ отклонСния ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ провСдСния ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… срСзов. Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ отклонСния, Π΅Π³ΠΎ своСобразиС ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ воспроизводимы лишь Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΏΠ»Π°Π½Π΅, Π² Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠ΅.

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ комплСксного ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ологичСском исслСдовании Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Ρ‚Π΅ΠΌΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ отклонСниями, особСнно ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ², психологу ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ клиничСского Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° (нСврологичСский ΠΈ ΡΠΎΠΌΠ°Ρ‚ичСский статус, состояниС зрСния, слуха, Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСры, Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ наслСдствСнной ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€.). Π­Ρ‚ΠΎ, Π² ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ достаточно высокиС трСбования ΠΊ ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ эрудиции психолога, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ послСднСму Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ собствСнный фактологичСский ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» Π½Π΅ ΠΈΠ·ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎ, Π° Π² ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ контСкстС. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ использования Ρ‚Π°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… параклиничСских ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ², Π² ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½ΠΈΠ΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ всС ΡˆΠΈΡ€Π΅ примСняСмых Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии. ΠŸΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΎ ΠΏΡΠΈΡ…офизиологичСских ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°Ρ…: элСктроэнцСфалографии, магнитоэпцСфалографии, ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-эмиссионной Ρ‚ΠΎΠΌΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°, ΠΎΠΊΡƒΠ»ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ, элСктромиографии ΠΈ Π΄Ρ€.

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ цСлостного, систСмного изучСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° с Ρ‚Π΅ΠΌΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ отклонСниями Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ «…ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΎ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… проявлСний Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ психичСского развития, Π° ΡΠ²ΡΠ·Π΅ΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½ΠΈΠΌΠΈ, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½, установлСниС ΠΈΠ΅Ρ€Π°Ρ€Ρ…ΠΈΠΈ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… нСдостатков ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ичСском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ…» [1]. РСализация Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Π° Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ качСствСнном Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π΅ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… эмпиричСских Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ².

ΠžΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΡ Π½Π° ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· прСдставляСт собой Π΅Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² изучСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΎΡ‚клонСниями Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π½Π΅ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Π΅Ρ‚ возмоТности использования количСствСнных сопоставлСний с ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€ статистичСской ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ — коррСляционный, Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹ΠΉ, кластСрный, диспСрсионный Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· ΠΈ ΠΏΡ€.

ΠŸΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ рСализация пСрСчислСнных ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² Π² ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°Π½ΠΈΠΈ с Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ поставлСнной Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ ΠΈ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ исслСдования, Ρ€Π°Π²Π½ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎ сформулированной Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·ΠΎΠΉ, позволяСт Π½Π°Π΄Π΅ΡΡ‚ΡŒΡΡ Π½Π° ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… эмпиричСских Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ².

ΠŸΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ экспСримСнта, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ эмпиричСских Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅, дальнСйшая ΠΈΡ… ΡΡ‚атистичСская ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° — всС это лишь ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²Π°Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ этапы Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ Ρ„Π°Π·Ρ‹ любого Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ исслСдования — Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. ОсновноС содСрТаниС этого Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° сводится ΠΊ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Ρƒ Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ говорят ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ сторонС исслСдуСмой психологичСской Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. НаправлСниС этому Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ задаст Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ поставлСнная ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°, Ρ‚. Π΅. основной вопрос исслСдования, ΠΈ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ (ΠΈΠ»ΠΈ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·) — ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ², ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… провСряСтся Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ исслСдовании.

ΠšΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎ-мСтодологичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹. Π’Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π°Π·Π²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΠΏΠΎ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ относятся ΠΊ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Ρƒ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ исслСдования, Ρ‚. Π΅. ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎ-мСтодичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹. ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ самой психологичСской Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎΠΏΠΎΡ€Ρ‹ Π½Π° Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТныС ΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹. Π’ ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΈ сформулированы И. И. ΠœΠ°ΠΌΠ°ΠΉΡ‡ΡƒΠΊ. Π’ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ…, ΠΈΡ… ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π±Ρ‹ Π½Π°Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎ-мСтодологичСскими, Ρ‚. Π΅. ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ понимания Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ² ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½ΡΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ развития.

ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ обозначаСтся ΠΊΠ°ΠΊ онтогСнСтичСский, ΠΈ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ Π΅Π³ΠΎ смысл сводится ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹Π΅, основныС закономСрности психичСского развития ΠΎΡΡ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ для случаСв Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ. Π­Ρ‚ΠΎ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ извСстноС классичСскоС ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, сформированноС Π΅Ρ‰Π΅ Π“. Π―. Π’Ρ€ΠΎΡˆΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΈ Π›. Π‘. Выготским. Π’Π΅ΠΌ Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ случаС Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ сдСлан лишь Π½Π° ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ частной сторонС этого ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ полоТСния: Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ΅ выявлСнноС Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΈΠ·ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎ, само, Π½ΠΎ ΡΠ΅Π±Π΅. Π•Π³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·, квалификация (Ρ‚.Π΅. качСствСнная ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ°) Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ‚СкстС ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ Ρ„Π°Π·Ρ‹ возрастного развития со ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π΅ΠΉ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠΉ психики, Ρ‚ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΌΠ΅ΠΆΡ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ связями, особСнностями ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ситуации развития, психологичСскими новообразованиями ΠΈ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΌ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠΌ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Волько Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎ-возрастном контСкстС Π²Π΅Ρ€ΠΈΡ„ΠΈΡ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π²Ρ‹Π³Π»ΡΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ случайно возникшим, Ρ‡Π΅ΠΌ-Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ½ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ структурам психики; Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° окаТСтся Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ возникновСния этого Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΈ Π΅Π³ΠΎ структуру.

Π˜Π½Π°Ρ‡Π΅ говоря, Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ слСдуСт ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ΄Π½ΠΎ ΠΈΠ· ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π² самого процСсса развития. И Π΅ΡΠ»ΠΈ Π½Π΅ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ сам этот процСсс, Ρ‚ΠΎ Π²Ρ€ΡΠ΄ Π»ΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ свойства, ΠΏΡƒΡΡ‚ΡŒ Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΠΈ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅, Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. Рассматривая Ρ‚Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ‚СкстС ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ этапа возрастного развития ΠΌΡ‹ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅ΠΌ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ этого отклонСния, Π½ΠΎ ΠΈ Π½Π°ΡˆΠ΅ прСдставлСниС ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ развития Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅ становится Π΅Ρ‰Π΅ Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‡Π΅ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π΅.

Π’Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ — систСмно-структурного ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°. ИдСя систСмного строСния сознания Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π±Ρ‹Π»Π° сформулирована Π›. Π‘. Выготским, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π²ΡˆΠΈΠΌ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ психику ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΡƒΡŽ Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ систСму. Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ связСй, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… эту систСму, Π½Π΅ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся случайным — ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ эти связи, Π° Π½Π΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ ΠΈΠΌΠΈ элСмСнты, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ систСмы. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ осущСствляСтся Π½Π΅ Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ роста ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… элСмСнтов (Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ), Π° Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ измСнСния ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½ΠΈΠΌΠΈ. Π’ ΡΠΈΠ»Ρƒ этого Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Ρ‚Π΅Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ слСдствиС Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… связСй ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ, Ρ‚. Π΅. Π² ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎΠΌ счСтС ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ цСлостности всСй систСмы.

Π‘ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, благодаря исслСдованиям Π›. Π‘. Выготского ΠΈ А. Π . Лурия Π±Ρ‹Π»ΠΎ пСрСсмотрСно само понятиС «Ρ„ункция», ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΠ²ΡˆΠ΅Π΅ΡΡ Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅ΠΊΠΎΠ΅ Π½Π΅Ρ€Π°Π·Π»ΠΎΠΆΠΈΠΌΠΎΠ΅, Π½Π΅Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ психичСскоС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅. Π’ Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ Π›. Π‘. Выготского функция стала Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ слоТная систСма, ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ своСй собствСнной Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΉ структурой, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ², звСньСв, Ρ„Π°Π· ΠΈ Ρ‚. Π΄.

ΠžΡ‚ΡΡŽΠ΄Π° становится ясно, Ρ‡Ρ‚ΠΎ простая констатация Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, Π±Π΅Π· ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²Π°Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° Π΅Π΅ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΡ Π½Π° Ρ‚ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ (Π·Π²Π΅Π½ΠΎ) этой структуры Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½, ΠΏΠΎ ΡΡƒΡ‚ΠΈ своСй Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ³Π½ΠΎΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ систСмно-структурного ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΈ Π»ΠΈΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ психологичСского Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° всякого содСрТания.

И Π½Π°ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ†, Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ — ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ психики осущСствляСтся благодаря Π½Π΅Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎΠΌΡƒ Сдинству процСссов Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΈΠ΅Ρ€Π°Ρ€Ρ…ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ. ПослСдний прСдставляСт собой ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ соподчинСния ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ.

ΠŸΡ€ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π΅ дизонтогснстичСской Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ психолог обязан ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ иСрархичСских (ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅Π²Ρ‹Ρ…) связСй. Π’Π°ΠΊ, ΠΏΡ€ΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ ΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТной Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, происходит «Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅» Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ элСмСнтарной, ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π΅ΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ Π² ΡΠ½ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ уровня ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΅Π΅ Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΠΈ.

ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ Π΄Π²Π΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ²: ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎ-мСтодологичСских ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎ-мСтодичСских — ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‚ тСорСтичСский Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии, наряду с ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΎ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π΅ ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½ΡΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ развития.

  • [1] Лубовский Π’. М. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ диагностики аномального развития. Π‘. 51
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ