Психологические детерминанты успешности обучения учащихся-амбидекстров в среднем общеобразовательном заведении
![Диссертация: Психологические детерминанты успешности обучения учащихся-амбидекстров в среднем общеобразовательном заведении](https://westud.ru/work/2515120/cover.png)
Диссертация
Как следует из таблицы 3.1.1., среди детей количество амбидекстров J оказывается больше, чем среди взрослых, Наибольшее количество амбидекстров наблюдается среди учащихся младших и 5-х классов. Однако, по мере обучения и развития, количество детей-амбидекстров уменьшается, при этом происходит увеличение числа учащихся-правшей. При этом количество левшей в каждой возрастной группе фактически… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Функциональная асимметрия мозга и ее место в системе современного образования
- 1. 1. Понятие о функциональной асимметрии головного мозга
- 1. 2. Особенности психического развития учащихся с различными типами функциональной асимметрии
- 1. 3. Особенности обучения детей с учетом их индивидуальных особенностей
Список литературы
- Айрапетянц В.А. Латеральная характеристика школьников г.Москвы. // Леворукость у детей и подростков / Сб. трудов под ред. Сердю-ковой Т.Н. и Чуприковой А. Г., М., 1987 г. — с.21 — 25.
- Александровская Э.М. Взаимосвязь между латеральным фенотипом и личностными особенностями у детей младшего школьного возраста // Леворукость у детей и подростков // Сборник трудов / под ред. Т.Н. Сердюков-ской и А. П. Чуприкова М., 1987 г. — с. 36−38.
- Александровская Э.М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение школьников. М., Изд-во «ACADEMA», 2002 г. -ISBN 5−7695−0980−5 — 207с.
- Алексеев A.A., Громова Л. А. Поймите меня правильно. — СПб.: Изд-во «Экономическая школа», 1993. — 352с.
- Алпатов М.В. Композиция в живописи: Исторический очерк. — М. —Л.: Искусство. 1940. —132с.
- Ананьев Б.Г. Пространственное различение. —Л: Изд-во ЛГУ, 1955.188с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.— М.: Наука, 2001- ISBN 5−02−13 093−1—277с.
- Ананьев Б.Г. Теория ощущений. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. — 454с. Ю. Ананьев Б. Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения
- Вопр. Психол. — 1963. — № 5. — с. 81−98.
- П.Ананьев Б. Г. Проблемы комплексного изучения развития интеллекта и личности // Человек и общество: Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества / ученые записки ЛГУ им. A.A. Жданова, JI. 1973 г., с.3−7.
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1964. — 302с.
- Бару A.B. Функциональная специализация полушарий в опознании речевых и неречевых звуковых сигналов. // Сенсорные системы. — Л.: 1977. -85−114.
- Березин Ф.Б. Функциональные моторные асимметрии и психомоторные соотношения // Функциональная асимметрия и адаптация человека. — М., 1976. — с 53−56.
- Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина. 1966. —349с.
- Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. —Л., Изд-во «Медицина», 1971. — 118 с.
- Бианки B.JI. Механизмы парного мозга. — JL: Наука, 1989 ISBN 502−25 645−5 —264с.
- Бианки B.JT. Латеральная специализация мозга животных: Обзор // Физиол. Журн. — 1980, — № 11. — С.1593−1606.
- Бианки В.Л. Асимметрия мозга животных. — Л.: Наука. 1985. — ISBN 5−288−1 780−8 293 с.
- Бианки В.Л., Филиппова Е. Б. Асимметрия мозга и пол СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997 г. — ISBN 5−288−1 780−8 — 326с.
- Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования СПб.: Речь, 2005 г. — ISBN 5−9268−0381−0, тираж 3000 экз. — 400с.
- Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение, (перевод с английского) — М.: Мир., 1988. — ISBN 5−03−1 258−3 247 с.
- Бобылева Н.И., Минина О. Г. Сравнительная оценка соотношений показателей высших психических функций и профиля латеральной организации мозга с успешностью обучения детей младшего школьного возраста -Северодвинск, 2002 г. 45с.
- Бондарь А.Т., Отмахова H.A., Федотчев А. И. Онтогенетические особенности двигательной асимметрии в школьном возрасте // Вопросы психологии 1989 г. — № 2- с. 110 — 113.
- Брагина H.H., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. — М.: Медицина, 1981. — 287с.
- Брагина H.H., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. — М.: Медицина, 1988. — 237с.
- Брагинская Ю.В., Величковский Б. М., Прудков П. Н. Латерализация индивидуального пространства как фактор асимметрии перцептивных процессов. // Вопросы психологии 1989 — - с. 130 — 137.
- Брандт А.Ф. Десноручие, шуеручие и перекрестная асимметрия конечностей // Русский антропол. Журн .— 1927. — Т. 15, № 3−4. С. 7- 28.
- Буякас Т.М., Варданян Б., Гиппенрейтор Ю. Б. О механизмах точных движений руки // Психол. Журн. — 1980. — № 1. — с. 93−103.
- Ванециан Г. Л. Функциональная асимметрия миндалин кошки при условнорефлекторной деятельности. // Мозг и поведение / отв.ред. Айрапе-тянц М.Г. М.: Наука, 1990 г. — с.69 — 79.
- Варвулева И.Ю. Динамика распределения профиля функциональной межполушарной асимметрии в первые три года обучения в школе // Валео-логия 2000 г. — № 3 — с. 17 — 21.
- Вартапетова Г. М. Нейропсихологическая диагностика нарушений письменной речи — с. 13−20.
- Венгер Л.А., Ибатуллина A.A. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга. // Вопросы психологии 1989 г. — № 2 — с. 20 — 27.
- Вернадский В.И. Размышления натуралиста. — М.: Наука, 1975. -ТЛ. 173с.
- Введенский Г. Е., Батамиров И. И., Пережогин Л. О., Ткаченко АА. Функциональная асимметрия мозга у лиц с аномальным сексуальным поведением. // Социальная и клиническая психиатрия, — т. 8., вып. 3. — с. 14 -16.
- Войнов В.Б. Информативные показатели готовности детей к школьному обучению // Наука и образование. 2003. № 1. С.208−214.
- Войнов В.Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Естественные науки. 2003. № 3(123). С.104−107.
- Восприятие речи: Вопросы функциональной асимметрии мозга / под ред. Морозова В. Г., Вартаняна И. А., Галунова В. И. и др. Л.: Наука, 1988- 135с.
- Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПП, 1960.
- Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. — М.: Педагогика Пресс, 1993 — ISBN 5−7155−0531 -3 — 221 с.
- Газанига М. Расщепленный человеческий мозг // Восприятие: механизмы и модели / под ред. Алексеенко Н. Ю. М., изд-во «Мир», 1974 г. -366с.
- Гамаюнов С.Ф. К вопросу о физиологии обоняния // Ринолар. — Отиатр. — 1928. № 2. с. 1−96.
- Геодакян Эволюционная теория пола
- Генкина O.A. Особенности межполушарных взаимоотношений у больных олигофренией // Журн. неврапатол. И психиатр. — 1978 — № 6. — с. 903−908.
- Гист X. Умственное развитие школьников средствами учебной деятельности. // Вопросы психологии 1988 — № 1 — с. 88 — 91.
- Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологиче-ского обследования. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999. ISBN 5−46 901 258−1 -75с.
- Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию -Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003г., ISBN 5−94 648−018−9, тираж 4100 экз. 270с.
- Головей JI.A., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии — СПб.: Речь, 2001 —ISBN 5−9268−0046−9 688с.
- Головей JT.A. Теоретические и методические проблемы психологической службы образования // Современные технологии практической психологии в системе образования / Материалы межвузовской научно-практической конференции СПб, 2001 г. — с. З -4.
- Готт B.C. Философские вопросы современной физики. — М.: Высшая школа. 1988 — ISBN 5−06−1 425−8 343с.
- Данилова H.H. Психфизиологическая диагностика функциональных состояний. — М.: Изд-во МГУ, 1992 — 192 с.
- Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Левши. М.: Книга, 1994 г. — ISBN 5−7132−0054-Х-232с.
- Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н О языке описания функциональной ассиметрии мозга // Сборник материалов I Международной конференции памяти А.Р. Лурия/ под ред. Хомской Е. Д., Ахутиной Т. В., М.: 1997 г.
- Драпкина С.Е. Особенности различения расстояния на основе восприятия звука // Вопросы детской и общей психологии., 1954. — С. 158 173.
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. Уч. пособие. М.: Гумат.изд.центр ВЛАДОС, 2000 г. — ISBN 5−691−459-Х — 144с.
- Душабаев З.Р. Исследование роли «правшества» и «левшества» в поведении и пространственном различении у животных /Автореферат дис-ии на соискание уч. степени кпсн. —JI, 1970 — 17с.
- Ермаков П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. — Ростов н/Д., Изд-во Ростовского университета, 1988. — ISBN 5−7507−0075−5- 128 с.
- Ермакова И.В. Новая концепция эволюционного развития человека // Таврический журнал психиатрии. 2002 г. — Т.6. № 3 — с. 11−13.
- Еремеева В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. — Спб.: Изд-во «Тускарора», 2001.- ISBN 5−89 977−055−4 — 182с.
- Ефремов B.C. Функциональные асимметрии полушарий мозга в процессе зрительного восприятия у больных шизофренией с продуктивной и негативной симптоматикой // Журн. невропатол. и психиатр. — 1986. — № 1 — 97- 102.
- Жеребцова, Валентина Александровна Исследование функциональной межполушарной асимметрии мозга детей при сенсорной депривации:
- Дис. канд. биол. наук: 03.00.13 Ростов н/Д, 1998 191 с.ил. — Библи-огр.: с. 112−122
- Жог В. И. Единство симметрии и асимметрии и научное познание // Философские науки. — 1984. — № 6. — С. 39−48.
- Заваденко H.H., Петрухин A.C., Манелис Н. Г., Успенская Т. Ю., Су-ворннова Н.Ю., Борисова Т. Х. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование.
- Зайцева Н. В. Анализ индивидуального профиля асимметрии у больных детским церебральным параличом 4−7 лет // Материалы конференции молодых ученых Северного Кавказа по физиологии и валеологии / под ред. Г. А. Кураева, Ростов -на -Дону, 2000 г.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1986. 320 с.
- Зырянова Н.Г. Нейродинамические характеристики взрослого человека и их связь с интеллектаульными функциями / автореферат дис-ции на соиск-е учен, степени к.пс.н., — Л., 1970 26с.
- Иванов Вяч. Вс. Чет и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем.- М.: Изд-во «Советское радио», 1978 г.
- Ильин Е.П., Курдюкова H.A. Б.Г. Ананьев и проблема оценивания в педагогической психологии // Теоретические и прикладные вопросы психологии. 4.1. / Под ред. A.A. Крылова. -СПб., 1995. С. 23−33.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. —ISBN 5−272−237−7 454 с.
- Кадырбаева Д.Р., Энгельс И. Л. Психолого-педагогическая характеристика школьника // Вопросы психологии 1989 г.- № 4 — с. 45 — 51.
- Казначеев В.П., Чуприков А. П. Функциональная асимметрия и адаптация человека. // Функциональная асимметрия и адаптация человека. / под ред. Казначеева В. П., Семенова С. Ф., Чуприкова А. П., Адрианова О. С., Портнова A.A. М., 1976 г. — с. 10 -16
- Камбиева Т.П. «Система занятий с леворукими детьми» (концептуальное обоснование авторской программы) http://som.fio.ni/
- Каменсков М.Ю. Особенности адаптации студентов с различной выраженностью латерального фенотипа к болевому раздражителю. // Клиническая психиатрия и физиология, http://psychiatry.narod.ru
- Каменсков М.Ю. Физиологические и биохимические аспекты функциональной асимметрии. // Клиническая психиатрия и физиология, http://psychiatry.narod.ru
- Каменсков М.Ю. Физиологические аспекты функциональной асимметрии центральной нервной системы здорового человека// Клиническая психиатрия и физиология, http://psychiatry.narod.ru
- Каструбин Э.М. Трансовые состояния и «поле смысла». — М.: Изд-во «КСП», 1995. ISBN 5−88 694−015−4 — 288 с.
- Кашапов М.М. Теоретические основы исследования и формирования педагогического мышления Вестник РГНФ — 2001г. — № 1 — с. 121−131
- Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. — М.: Педагогика, 1987. — 176 с.
- Клейн В.Н., Бурлацкий Г. Л. Латеральная антропоизмерия в прогнозе адаптации к неблагоприятным средовым факторам. // Леворукость у детей и подростков / Сб. трудов под ред. Сердюковой Г. Н. и Чуприковой А. Г., М., 1987 г.-с. 128−137.
- Князева М.Г. ЭЭГ-корреляты межполушарного взаимодействия у правору-ких и леворуких детей 9−10 лет // Новые исследования в психологии и воз-растной физиологии. 1991. — № 1. — С. 68−72.
- Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. — СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003, ISBN 5−93 878−093−4— 512с.
- Колисник И.И. Влияние межполушарной асимметрии головного мозга на состояние здоровья человека // http://health.best-host.rn
- Коновалов В.Ф. Половые различия латерализации некоторых функций мозга у детей и подростков. // Современные технологии практической психологии в системе образования / Материалы межвузовской научно-практической конференции СПб, 2001 г. — с.29 — 32.
- Котик Б.С. Межполушарные взаимодействия при осуществлении речи у билингвов. // Вопр. Психол. — 1983. № 6. — С. 114−120.
- Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. Ростов-на-Дону, 1992.-156 с
- Кроткова O.A. Межполушарное взаимодействие и процессы восстановления функций при очаговых поражениях мозга // Сборник материалов I Международной конференции памяти А.Р. Лурия/ под ред. Хомской Е. Д., Ахутиной Т. В., М.: 1997г
- Кузнецов А.Н., Войнова О. С. Медлительность как одна из причин школьной дезадаптации учащихся // Ярославский педагогический вестник -2005г.-№ 2-с. 1−5.
- Куликов JI.B. Психологическое исследование СПб.: Речь, 2001 г.- ISBN 5−9268−0051-Х, тираж 2000 экз. 184с.
- Кураев Г. А., Сорокалетова Л. Г. Механизм межполушарных отношений при образовании временных связей // Проблемы нейрокибернетики.1. Элиста. 1985. — С.69−78.
- Кураев Г. А., Соболева И. В. Функциональная межполушарная асимметрия мозга и проблемы валеологии // Валеология 1996 г. — № 2 с. 29 -34
- Кураев Г. А., Леднова М. И., Морозова Г. И., Иваницкая Л. Н. Психофизиологическая характеристика детей дошкольного и младшего школьного возраста // Мир психологии. 2002. -№ 1,-1. 106−121.
- Ласков В.Н. Билатеральные комплексы бочонковых колонок первичной соматосенсорной коры мозга являются модулями восприятии пространства. // Сборник трудов по науке и технике: Laboratory.Ru.
- Лапшина Н.Ю. Уроки развития творческого мышления и личностные особенности младших школьников // Актуальные проблемы психологии образования / Материал второй региональной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 2001 г., с. 158−161.
- Литинский Г. А. Функциональные асимметрии глаз. // Русск. Оф-тальмол. Журн. — 1929. — Т.9.№ 4. -с.450−466.
- Лебедев В.М., Медников Р. Н. Оптимальная асимметрия как основа функционального благополучия. // Леворукость у детей и подростков / Сб. трудов под ред. Сердюковой Г. Н. и Чуприковой А. Г., М., 1987 г.- с. 40 -44.
- Леонтьев A.H. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1981.— 584 с.
- Леутин В.П., Николаева Е. И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб, изд-во «Речь», 2005 г. — ISBN 5−9268−0375−6-366с.
- Леутин В.П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. ISBN 5−02−28 701−6 — Новосибирск, Изд-во «Наука», 1988. — 190с.
- Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. — М. Педагогика, 1974. -Вып. 1.-311с.
- Лурия А.Р. Мозг и психика. // В кн.: Хрестоматия по психологии. / Под ред. A.B. Петровского. — М. Просвещение, 1987. — с. 83 100.
- Маклаков А.Г. Общая психология СПб.: Питер, 2000 г. — ISBN 5−272−62−5, тираж 5000 экз. — 592с.
- Матова М. А. Индивидуально-типическое своеобразие подростков с раз-личной успешностью школьного обучения // Новые исследования в психо-логии и возрастной физиологии. 1990. — № 2. — С. 24−29.
- Манчинская Р.И., Лукашевич И. П., Фишман М. Н. Динамика электрической активности мозга у детей 5−8 летнего возраста в норме и при трудностях обучения // Физиология человека. 1997. — Т. 23, № 5. — С. 5−11.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Г. Введение в экспериментальную психологию — М.: Просвещение, 1985. — 319с.
- Методы исследования в физиологии военного труда / под ред. проф. Новикова B.C. М., Военное издательство, 1993 г. — 239с.
- Механизмы деятельности мозга человека Часть 1. Нейрофизиология человека / ред. Бехтерева Н. П. JI.: Наука, 1988. — 677с.
- Микляева Е.И. Исследование механизмов моторной асимметрии у крыс. // Мозг и поведение / отв.ред. Айрапетянц М. Г. М.: Наука, 1990 г. -с.153
- Михайлова Е.А. Специфика познавательной деятельности лево-руких дошкольников — 2005 г. — сайт Логобург, http://www.logoburg.com/klub
- Мосидзе В.М. О латерализации музыкальной функции у человека // Функциональная асимметрия и адаптация человека. / под ред. Казначее-ва В.П., Семенова С. Ф., Чуприкова А. П., Адрианова О. С., Портнова A.A. -М, 1976 г.-с.58−59.
- Москвин В.А. Проблема связи латеральных профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии) / автореферат дис-ии на соиск-е учен, степени д.пс.н., — Уфа, 2002. — 50с.
- Небылицын В.Д. К вопросу об общих и частных свойствах нервной системы // Вопросы психологии, 1968, № 4. — с. 29 43.
- Неймарк М.С. Слуховы асимметрии в пространственном восприятии звука // Ученые записки ЛГУ. — № 185. — Л., 1954.
- Немов P.C. Психология: в 3 кн. Кн. З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 г. -ISBN 5−691−1 124, тираж ЮООООэкз. -632с.
- Никандров В.В. Психомоторика СПб.: Речь, 2004r.-ISBN 59 268−0269−5 — 104с.
- Николаева Е. И. Школьная реформа // ЭКО. 2001. № 10
- Николаева Е. И. Тестирование без мифов // ЭКО. 2002. № 8. С. 177—179.
- Николаева Е. И. Гладких Н.В. Мозги набекрень (школа и функциональная асимметрия мозга)
- Николаева Е.И., Субботина Н. М. Зависимость уровня невротиза-ции от профиля функциональной асимметрии у учащихся с различной занятостью работой на компьютере // Вопросы психологии 1989 г. — № 6 — с. 135 -139.
- Николаева И.В. Психолого-педагогическое сопровождение Федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования в начальной школе, (описание опыта работы) г. Магадан — - 23с.
- Николаенко И.Н., Черниговская Т. В. Опознание сложных цветовых образов и функциональная асимметрия мозга // Вопросы психологии -1989г.-№ 1 с. 107−112.
- Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. / T. III, Книга 2: Психологические и нейропсихологиче-ские основы обучения взрослых., под ред. Еремеевой В. Д., Канатовой А. И. -СПб, 2000 г. ISBN 5−258−7−9 — 190с.
- Огнев Б.В. Асимметрия и экология // Функциональная асимметрия и адаптация человека. / под ред. Казначеева В. П., Семенова С. Ф., Чупри-кова А.П., Адрианова О. С., Портнова A.A. М., 1976 г. — с.9
- Основы математической статистики. / под ред. Иванова B.C. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 176 с.
- Пиаже Ж. Теория Ж.Пиаже. // В кн.: История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. — М.: Изд-во МГУ, 1986. —с. 232−292.
- Полюхов A.M. Моторная асимметрия мозга в позднем периоде // Физиол. Человека. — 1982. —№ 1. с. 162−163.
- Порошенко А.Б., Баранова И. В., Понамарев А. И., Порошенко JI.JI. Взаимоотношение латеральных признаков человека в онтогенезе. // Jleворукость у детей и подростков / Сб. трудов под ред. Сердюковой Г. Н. и Чу-приковой А.Г., М., 1987 г. — с. 33 — 36.
- Практическая психодиагностика / под ред. Райгородского Д. Я. — Самара: издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. 672 с.
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / под ред. Крылова A.A. — СПб, изд-во СПбГУ, 1997. — 309 с.
- Психология (словарь) / Под ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г., — М.: Политиздат, 1990. — с. 26 27.
- Равич-Щербо И.В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика М., 1999 — ISBN 5−7567−0232−6 — с. 349−362
- Роуз С. Устройство памяти. — М.: Мир, 1995. — 384 с.
- Розе И.А. Психомоторика взрослого человека. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.—128с.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. ISBN 5−288−454−4 — 256 с.
- Рябов А.Г. Нарушение высших психических функций у больных с органическими поражениями центральной нервной системы. // Сб. научных трудов к 60 летаю ГКБ № 13 «Актуальные вопросы практической медицины». — М.: РГМУ, 2000. — с. 435 441.
- Сандомирский М.Е. Ментальные стратегии, психологические типы и измененные состояния поведения. // В сб.: Из Хаоса в Космос. — М.: 1995. —с. 50−65.
- Семенович A.B. Межполушарная организация психических процессов у левшей (учебное пособие). М.: Изд-во Московского университета, 1991 г. — ISBN 5−211−2 253-Х — 96с.
- Семенович A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., «АСADEMA», 2002 г. — ISBN 5−7695−0772−1- 228с.
- Сергеев Б.Ф. Ум хорошо . М.: «Молодая гвардия», 1984 г.
- Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий -М.: Изд-во Московского университета, 1978 г. 93с.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. -М.: Изд-во Московского университета, 1985. 189 с.
- Симерницкая Э. Г. Симернцкий Б.П. О нарушении высших психических функций у больных с ранней гидроцефалией // Журн. невропатол. и психиатр, — 1981,—№ 10.—с. 1470−1474.
- Симонов П.В. Мотивированный мозг. — М.: Наука, 1987. —270с.
- Симонов П.В. О природе и физиологических механизмах животного гипноза // Мозг и поведение / отв.ред. Айрапетянц М. Г. М.: Наука, 1990 г., -С.16−22.
- Симонов П.В. Эмоции и функциональная ассиметрия мозга// Сборник материалов I Международной конференции памяти А.Р. Лурия/ под ред. Хомской Е. Д., Ахутиной Т. В., М.: 1997 г.
- Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. М.: Наука, 2001 г,-ISBN 5−02−2 736−7 — 93с.
- Симонов П.В. Мозг и творчество www.humans.ru — 2002 г.
- Спивак Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. — Л.: Наука, 1989. ISBN 5−02−25 673−0 — 88с.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: Пер. с англ. М.: Мир, 1983.-256 с.
- Старикова А.Е. Социально-психологические детерминанты успешности обучения учащихся средних классов современно общеобразовательной школы / автореферат дис-ии на соиск-е учен, степени к.пс.н., — СПб, 2004. — 24с.
- Суворова В.В. Динамика формирования асимметрии слухорече-вых функций у подростков // Вопросы психологии 1989 г. — № 1 — с. 101 -106.
- Улингс Х.Б.М., Боголепова H.H., Малафеева Л .И. Некоторые особенности строения правого и левого полушария мозга человека // Сборник материалов I Международной конференции памяти А.Р. Лурия/ под ред. Хомской Е. Д., Ахутиной Т. В., М.: 1997 г.
- Ухтомский A.A. Очерки физиологии нервной системы // Собр. Соч. — Л., 1945 — Т.4. — с. 130−185.
- Фарбер Д.А., Безруких М. М. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка// Физиология человека. 2001. Т.27.№ 5 с. 816
- Фарбер Д.А., Бетелева Т. Г., Мачинская Р. И. Возрастные особенности функциональной специализации полушарий при когнитивной деятельности // Современные проблемы нейробиологии. Тбилиси, 1986. с. 367−372.
- Фокин В.Ф., Пономарева Н. В., Городенский Н. Г., Иващенко Е. И., Разыграев И. И. Функциональная межполушарная асимметрия и асимметрия межполушарных отношений // «Системный подход в физиологии» -2004, № 12-с. 111−127.
- Фомина Е.В., Еремеев A.B. Функциональная асимметрия и успешность спортивной деятельности.
- Хомская Е.Д., Будыка Е. В., Ефимова И. В. Помехоустойчивость произвольной регуляции интеллектуальной деятельности и межполушарная асимметрия мозга // Вопросы психологии 1990 — с. 138 — 144.
- Хризман Т.П. Развитие функций мозга ребенка. JL: Наука, 1978 г.-126с.
- Хризман Т.П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. M.: Педагогика, 1991. — ISBN 5−7155−0377−9 -231с.
- Черкашина H.H., Батманов Н. В. Материалы к планированию и совершенствованию психологической помощи детскому населению с позиции онтогенетического подхода. // стр. 120−124
- Черкашина H.H., Сергиец И. А. Некоторые аспекты психического здоровья школьников с позиций Функциональной асимметрии головного мозга стр.125−127
- ИГелопухо O.A. Асимметрия в природе и некоторые особенности обучения письму леворуких первоклассников. // Актуальные проблемы современной психологии / ученые записки / Т. ХИ, вып.2, — СПб, 2005 — с. 74 -85
- Школа и психическое здоровье учащихся. / под. ред. проф. Гром-баха С.М. М.: Медицина, 1988, — ISBN 5−225−234-Х — 272с.
- Якобсон С.Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии 1988 г. — № 3 — с. 30 — 36.
- Barton S. Chaos, Self-organization and Psychology. // American Psychologist, Jan. 1994, Vol 49 № 1. — pp. 5 14.
- Borod J.C., Goodlass H. Lateralization of linguistic and methodic processing with age. // Neuropsychologic. — 1980, Vol. 18, № 1. — pp. 79−83.
- Caltagirone C., Beneditti N. Linvecchiamento produce in decremento asimmetrico delle prestazioni intellettive mediate dia due emisferi cerebratia. // arch. Psicol. Neurol. Psichiat. — 1983, Vol. 44, № 3. — pp. 336 348.
- Cornell J.M. Spontaneous mirror-writing in children. // Canad. J. Psychol. — 1985, Vol. 39, № 1. — pp. 174 179.
- Hardyck C., Petrinovich L.F., Goldman R.D. Left-handedness and cognitive deficit. // Cortex, 1976, V2, № 3 — p. 266 — 279
- Kimura D., Humphrus C.A. A comparison of left- and right- arm movements during speaking. // Neuropsychologia. — 1981. Vol 19. № 6. — pp. 807−812.
- Melekian B. Lateralization in the human newborn at birth: asymmetry of the stepping reflex. // Neuropsychologia. — Vol 19, № 5. — pp. 707 711.
- Michel G.F. Right-handness: a consequence of infantsupine head-orientation preference. // Science — 1981. Vol. 212. № 4495. — pp. 685 687.
- Schott G.D. Mirror movement of the left arm following peripheral damage to the preferred right arm. // J. Neurol. Neurosurg. Psychiat. — 1980, Vol. 43,№ 9,—pp. 768−773.
- Thelen E., Ridley-Jonson R., Fisher D. Shifting patterns of bilateral coordination and lateral dominance in the leg movements of young infants. // Develop. Psychol. — 1983, Vol. 16, № 1. — pp. 29 46.
- Weston P., Weinman J. The effects of auditory and linguistic deprivation on lateral preference of deaf children. // Development Med. — 1983, Vol 25, № 2. —pp. 207−213.