Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические детерминанты успешности обучения учащихся-амбидекстров в среднем общеобразовательном заведении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как следует из таблицы 3.1.1., среди детей количество амбидекстров J оказывается больше, чем среди взрослых, Наибольшее количество амбидекстров наблюдается среди учащихся младших и 5-х классов. Однако, по мере обучения и развития, количество детей-амбидекстров уменьшается, при этом происходит увеличение числа учащихся-правшей. При этом количество левшей в каждой возрастной группе фактически… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Функциональная асимметрия мозга и ее место в системе современного образования
    • 1. 1. Понятие о функциональной асимметрии головного мозга
    • 1. 2. Особенности психического развития учащихся с различными типами функциональной асимметрии
    • 1. 3. Особенности обучения детей с учетом их индивидуальных особенностей

Психологические детерминанты успешности обучения учащихся-амбидекстров в среднем общеобразовательном заведении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Б. Г. Ананьев [7] в своей системе чело-векознания, говоря об индивиде, выделял его первичные и вторичиые свойства. Одним из свойств, отнесенных им к группе первичных, была функциональная асимметрия мозга, которая может быть рассмотрена в качестве одного из факторов, определяющих своеобразие каждого человека и особенности психического развития как на уровне индивидных, так и на уровне личностных характеристик.

В настоящее время функциональная асимметрия головного мозга рассматривается как Характеристика распределения психических функций между правым и левым полушариями. Функциональная асимметрия полушарий мозга означает специфические особенности структуры и функций мозговых полушарий, приводящие к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а при осуществлении других — правое полушарие. Традиционно принято считать, что существует три типа функциональной асимметрии: правая, левая и амбидекстрия.

В настоящее время уделяется много внимания проблеме левшевства (как одного из видов функциональных асимметрий), изучается влияние доминирования левой руки (правого полушария) на эффективность учебной деятельности, на усвоение отдельных видов навыков (в частности, письма). Значительно в меньшей степени уделяется внимание такому феномену^как «амбидекстрия». Под «амбидекстрией» принято понимать отсутствие различий между правой и левой рукой, между правым и левым полушарием. И на данный момент существует два основных теоретических подхода к рассмотрению явления амбидекстрии. Первый основывается на предположении о том, что амбидекстрия является признаком гармоничного развития, выдвинутого еще в начале 20-го века. Второй подход основывается на предположении о том, что ускорение развития и адаптации к среде происходит за счет асимметричного строения и функционирования, и, следовательно, в этом случае «амбидекстрия» может рассматриваться как явление, затрудняющее развитие. Однако до сих пор не существует однозначного ответа на вопрос о том, что в действительности представляет собой явление «амбидекстрии» (равнополушарности): является ли она признаком гармоничного развития функций полушарий или, наоборот, свидетельствует о неразделении функций, препятствующему психическому развитию.

Кроме того, одним из аспектов, который не учитывается в рамках современных образовательных систем, является наличие у каждого человека определенного типа функциональной асимметрии мозга. Современные школы ориентированы на развитие преимущественного абстрактно-логического мышления (т.е. на развитие функций левого полушария). Однако еще в работах A.B. Запорожца было показано негативное воздействие на ребенка учебных программ, направленных в основном на развитие левополушарного мышления. Поэтому знания об индивидуальных особенностях функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребенка необходимы для создания более эффективной обучающей и воспитывающей среды.

Также следует отметить, что в настоящее время практически отсутствуют данные, посвященные тому, как амбидекстрия влияет на эффективность учебной деятельности.

Целыо исследования явилось изучение специфики психического развития учащихся 2-х — 9-х классов с признаками амбидекстрии, а также определение характера взаимосвязи их психических особенностей с успешностью обучения.

Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. Определить особенности развития психических познавательных процессов у учащихся-амбидекстров в возрасте от 8 до 14 лет.

2. Изучить особенности развития личностных характеристик учащихся-амбидекстров в процессе обучения в общеобразовательной средней школе.

3. Выявить характер взаимосвязи психологических особенностей уча-щихся-амбидекстров с успешностью их учебной деятельности.

4. Выявить и описать основные психологические факторы, определяющие успешность обучения учащихся с «различным типом функциональной асимметрии.

5. Изучить особенности проявления амбидекстрии у учащихся разного пола.

Объектом исследования явились учащиеся общеобразовательной средней школы с признаками амбидекстрии в возрасте от 8 до 14 лет,.

Предмет исследования: особенности психического развития и успешность учебной деятельности учащихся с признаками амбидекстрии.

Гипотеза исследования:

Наличие амбидекстрии определяет специфику и динамику психического развития учащихся и, как следствие, оказывает влияние на успешность обучения в начальных и средних классах общеобразовательной школы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые была предпринята попытка рассмотреть особенности психического развития и особенности обучения учащихся общеобразовательной школы с признаками амбидекстрии. Было проведено комплексное психологическое исследование феномена амбидекстрии, а также изучена динамика формирования функциональной асимметрии у учащихся начальных и средних классов общеобразовательной школы, которая выражается в том, что в процессе обучения в общеобразовательной школе количество учащихся с признаками амбидекстрии постепенно уменьшается.

Определены особенности успешности обучения и психического развития в группах учащихся с различным типом функциональной асимметрии. Выявлена взаимосвязь между успешностью обучения и темпами психического развития в группах учащихся с различным типом функциональной асимметрии, которая состоит в том, что в начальных классах наиболее успешно обучаются учащиеся-правши, а наибольшие трудности испытывают учащие-ся-амбидекстры. Затем в средних классах учащиеся-амбидектры по темпам развитие психических познавательных процессов не только достигают одинакового с учащимися-правшами уровня, но и начинают их превосходить.

Материалы проведенного исследования позволяют предположить, что функциональные асимметрии зависят не только от генетически обусловленных факторов, но и формируются в процессе выполнения определенной деятельности (в частности, в процессе учебной деятельности).

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке программ оказания помощи учащимся и повышения уровня успеваемости школьников с различным типом функциональной асимметрии. В том числе, выявлена группа учащихся (неуспешные учащиеся-амбидекстры), которые, прежде всего, нуждаются в психологической помощи.

Обоснована целесообразность рассмотрения проблемы успеваемости учащихся с учетом типа функциональной асимметрии, а также разработаны практические рекомендации учителям школы по особенностям организации учебных занятий с учетом особенностей учащихся-амбидекстров.

Теоретической и методологической основой исследования являлись принципы комплексности и объективности изучения феномена успеваемости учащихся начальных и средних классов, а также феномена функциональной асимметрии. В соответствии с работами ряда авторов (Б.Г. Ананьева, H.H. Брагиной, Т. А. Доброхотовой, В. Д. Еремеевой, Т.П. Хризман) основной акцент при изучении феноменов функциональной асимметрии и успешности/неуспешности школьного обучения был сделан на исследовании индивидуальных особенностей онтогенеза учащихся (особенности интеллектуального и личностного развития).

Также при проведении данного диссертационного исследования были использованы такие теоретические положения как: 1) понятие о психической адаптации- 2) понятие о зоне ближайшего развития и этапах психического развития-. 3) понятие о качестве образования.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием надежных и валидных методов, адекватных целям и задачам исследования, значительной по объему репрезентативной выборкой обследованных школьников, а также применением современных математико-статистических методов анализа экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Наличие амбидекстрии у учащихся в начальных классах свидетельствует о неразделении функций между правым и левым полушарием головного мозга. Однако по мере развития у учащихся определяется доминирующее полушарие. Данный факт позволяет предположить, что функциональная асимметрия определена не только генетически, но и формируется в процессе деятельности.

2. Амбидекстрия у учащихся начальных и средних классов общеобразовательной школы определяет специфику и темпы психического развития и, как следствие, школьную успеваемость.

3. Наличие амбидекстрии не может рассматриваться только как негативное или положительное явление. Вероятно, что наличие амбидекстрии у учащихся в начальных классах затрудняет психическое развитие и, как следствие, препятствует эффективному обучению. В то же время в более старших классах (6−8 классах) амбидекстрия может выступать в качестве фактора, позволяющего более успешно обучаться и способствующего более высоким темпам психического развития.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 30 сентября 2005 г., на международной научно-практической конференции «Царскосельские чтения» 2004 г. и 2006 г., на кафедре общей и прикладной психологии Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина.

Объем и структура работы. Диссертация изложена на 139 страницах машинописного текста и состоит из введения, 3 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций.

Список литературы

включает 196 источников. Диссертация содержит 29 таблиц и 16 графиков.

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

3.1. Общая характеристика особенностей функциональной асимметрии учащихся начальных и средних классов.

Исходя из цели диссертационного исследования, были изучены особенности распределения видов функциональной асимметрии среди учащихся начальных и средних классов. В исследовании приняли участие учащиеся 2, 3, 5, 6,7, 8, 9 классов (по 3 класса каждой параллели), всего было обследовано 815 человек. Исследование проводилось в течение 4-х лет.

Все учащиеся, принявшие участие в исследовании, были разделены на три группы, на основании результатов выполнения теппинг-теста и функциональных проб: с правосторонней моторной асимметрией (правши), с левосторонней моторной асимметрией (левши), и с отсутствием преобладания какой-либо асимметрии (амбидекстры). Необходимо отметить, что к группе левшей были отнесены как «истинные левши» (т.е. дети, у которых по результатам исследования преобладала левая рука, и которые пишут левой рукой), так и «скрытые левши» (т.е. дети, у которых по результатам исследования преобладает левая рука, но которые пишут правой).

По данным ряда исследователей [28, 29] для группы взрослых людей характерно следующее распределение типов функциональной асимметрии: 77% - правши, 9% - левши- 14% - амбидекстры. Однако, для детской возрастной группы характерно иное процентное соотношение типов функциональной асимметрии (табл. 3.1.1).

Как следует из таблицы 3.1.1., среди детей количество амбидекстров J оказывается больше, чем среди взрослых, Наибольшее количество амбидекстров наблюдается среди учащихся младших и 5-х классов. Однако, по мере обучения и развития, количество детей-амбидекстров уменьшается, при этом происходит увеличение числа учащихся-правшей. При этом количество левшей в каждой возрастной группе фактически остается одинаковым, что позволяет говорить о постепенном формировании доминирования левого полушария в группе амбидекстров. Вероятно, это связано со спецификой обучения в современной общеобразовательной школе, учебная программа которой ориентирована на праворуких учащихся.

Следовательно, можно говорить о том, что функциональные асимметрии, вероятно, формируются постепенно в процессе выполнения различных видов деятельности (в частности в процессе обучения в общеобразовательной школе).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Проведенные исследования убедительно свидетельствуют о том, что для современной общеобразовательной школы чрезвычайно важным элементом организации учебного процесса является осуществление мероприятий психологического сопровождение. При этом психологическое сопровождение должно включать: оценку уровня психического развития учащегося на момент поступление в школу, определение его типа функциональной асимметрии (и как следствие определение группы, учащихся, которые потенциально могут испытывать сложности в обучении), систематический контроль за динамикой психического развития ребенка в процессе школьного обучениясоздание условий для развития психических познавательных процессов личности учащихся, с различным типом функциональной асимметрии, и их успешного обученияоказания помощи детям, имеющим проблемы в психическом развитии.

2. Исходя из условий современной общеобразовательной школы, реализация направлений психологического сопровождений учебного процесса предполагает:

— оказание помощи родителям и ребенку, прежде всего, в понимании своих особенностей развития, в выборе наиболее эффективного способа обучения с учетом типа функциональной асимметрии;

— сбор информации об учащемся, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование;

— оказание помощи в преодолении трудностей в обучении и др.

3. На основе анализа результатов проведенного исследования могут быть сформулированы рекомендации для учителей начальных классов. Прежде всего, учителям начальных классов, не стоит слишком сильно акцентировать внимание на неуспехах отдельных учащихся. Вероятно, что именно эти учащиеся оказываются амбидекстрами. И в силу того, что на данном этапе обучения, они в своем психическом развитии «отстают» на один этап в развитии мышления, по сравнению со своими одноклассниками-правшами, они просто не в состоянии усваивать материал также как и учащиеся-правши. Учащимся-амбидекстрам, вероятно, требуется несколько больше времени для усвоения учебного материала, большее количество пояснений. Можно предположить, что усвоение школьных знаний в начальных классах, если пояснения учителя будут производиться с большей опорой на графический материал, который в младших классах (прежде всего, 2-х) будет носить не столько характер схем, сколько характер иллюстраций и рисунков. Кроме того, использование таких вспомогательных материалов на уроках, будет способствовать не только более эффективному обучению, но и будет стимулировать развитие психических познавательных процессов.

Если реакция учителя на неуспехи учащегося будет носить ярко выраженный отрицательный эмоциональный характер, то учащийся может испытывать высокий уровень психического напряжения (для учащегося это будет стрессовая ситуация), и может постепенно терять интерес к получению новых знаний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Латеральная характеристика школьников г.Москвы. // Леворукость у детей и подростков / Сб. трудов под ред. Сердю-ковой Т.Н. и Чуприковой А. Г., М., 1987 г. — с.21 — 25.
  2. Э.М. Взаимосвязь между латеральным фенотипом и личностными особенностями у детей младшего школьного возраста // Леворукость у детей и подростков // Сборник трудов / под ред. Т.Н. Сердюков-ской и А. П. Чуприкова М., 1987 г. — с. 36−38.
  3. Э.М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение школьников. М., Изд-во «ACADEMA», 2002 г. -ISBN 5−7695−0980−5 — 207с.
  4. A.A., Громова Л. А. Поймите меня правильно. — СПб.: Изд-во «Экономическая школа», 1993. — 352с.
  5. М.В. Композиция в живописи: Исторический очерк. — М. —Л.: Искусство. 1940. —132с.
  6. .Г. Пространственное различение. —Л: Изд-во ЛГУ, 1955.188с.
  7. .Г. Психология чувственного познания.— М.: Наука, 2001- ISBN 5−02−13 093−1—277с.
  8. .Г. Теория ощущений. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. — 454с. Ю. Ананьев Б. Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения
  9. Вопр. Психол. — 1963. — № 5. — с. 81−98.
  10. П.Ананьев Б. Г. Проблемы комплексного изучения развития интеллекта и личности // Человек и общество: Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества / ученые записки ЛГУ им. A.A. Жданова, JI. 1973 г., с.3−7.
  11. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1964. — 302с.
  12. A.B. Функциональная специализация полушарий в опознании речевых и неречевых звуковых сигналов. // Сенсорные системы. — Л.: 1977. -85−114.
  13. Ф.Б. Функциональные моторные асимметрии и психомоторные соотношения // Функциональная асимметрия и адаптация человека. — М., 1976. — с 53−56.
  14. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина. 1966. —349с.
  15. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. —Л., Изд-во «Медицина», 1971. — 118 с.
  16. B.JI. Механизмы парного мозга. — JL: Наука, 1989 ISBN 502−25 645−5 —264с.
  17. B.JT. Латеральная специализация мозга животных: Обзор // Физиол. Журн. — 1980, — № 11. — С.1593−1606.
  18. В.Л. Асимметрия мозга животных. — Л.: Наука. 1985. — ISBN 5−288−1 780−8 293 с.
  19. В.Л., Филиппова Е. Б. Асимметрия мозга и пол СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997 г. — ISBN 5−288−1 780−8 — 326с.
  20. А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования СПб.: Речь, 2005 г. — ISBN 5−9268−0381−0, тираж 3000 экз. — 400с.
  21. Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение, (перевод с английского) — М.: Мир., 1988. — ISBN 5−03−1 258−3 247 с.
  22. Н.И., Минина О. Г. Сравнительная оценка соотношений показателей высших психических функций и профиля латеральной организации мозга с успешностью обучения детей младшего школьного возраста -Северодвинск, 2002 г. 45с.
  23. А.Т., Отмахова H.A., Федотчев А. И. Онтогенетические особенности двигательной асимметрии в школьном возрасте // Вопросы психологии 1989 г. — № 2- с. 110 — 113.
  24. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. — М.: Медицина, 1981. — 287с.
  25. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. — М.: Медицина, 1988. — 237с.
  26. Ю.В., Величковский Б. М., Прудков П. Н. Латерализация индивидуального пространства как фактор асимметрии перцептивных процессов. // Вопросы психологии 1989 — - с. 130 — 137.
  27. А.Ф. Десноручие, шуеручие и перекрестная асимметрия конечностей // Русский антропол. Журн .— 1927. — Т. 15, № 3−4. С. 7- 28.
  28. Т.М., Варданян Б., Гиппенрейтор Ю. Б. О механизмах точных движений руки // Психол. Журн. — 1980. — № 1. — с. 93−103.
  29. Г. Л. Функциональная асимметрия миндалин кошки при условнорефлекторной деятельности. // Мозг и поведение / отв.ред. Айрапе-тянц М.Г. М.: Наука, 1990 г. — с.69 — 79.
  30. И.Ю. Динамика распределения профиля функциональной межполушарной асимметрии в первые три года обучения в школе // Валео-логия 2000 г. — № 3 — с. 17 — 21.
  31. Г. М. Нейропсихологическая диагностика нарушений письменной речи — с. 13−20.
  32. Л.А., Ибатуллина A.A. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга. // Вопросы психологии 1989 г. — № 2 — с. 20 — 27.
  33. В.И. Размышления натуралиста. — М.: Наука, 1975. -ТЛ. 173с.
  34. Г. Е., Батамиров И. И., Пережогин Л. О., Ткаченко АА. Функциональная асимметрия мозга у лиц с аномальным сексуальным поведением. // Социальная и клиническая психиатрия, — т. 8., вып. 3. — с. 14 -16.
  35. В.Б. Информативные показатели готовности детей к школьному обучению // Наука и образование. 2003. № 1. С.208−214.
  36. В.Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Естественные науки. 2003. № 3(123). С.104−107.
  37. Восприятие речи: Вопросы функциональной асимметрии мозга / под ред. Морозова В. Г., Вартаняна И. А., Галунова В. И. и др. Л.: Наука, 1988- 135с.
  38. JI.C. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПП, 1960.
  39. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. — М.: Педагогика Пресс, 1993 — ISBN 5−7155−0531 -3 — 221 с.
  40. М. Расщепленный человеческий мозг // Восприятие: механизмы и модели / под ред. Алексеенко Н. Ю. М., изд-во «Мир», 1974 г. -366с.
  41. С.Ф. К вопросу о физиологии обоняния // Ринолар. — Отиатр. — 1928. № 2. с. 1−96.
  42. Геодакян Эволюционная теория пола
  43. O.A. Особенности межполушарных взаимоотношений у больных олигофренией // Журн. неврапатол. И психиатр. — 1978 — № 6. — с. 903−908.
  44. X. Умственное развитие школьников средствами учебной деятельности. // Вопросы психологии 1988 — № 1 — с. 88 — 91.
  45. .М. Количественная оценка данных нейропсихологиче-ского обследования. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999. ISBN 5−46 901 258−1 -75с.
  46. Д.С. Практикум по психологическому исследованию -Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003г., ISBN 5−94 648−018−9, тираж 4100 экз. 270с.
  47. JI.A., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии — СПб.: Речь, 2001 —ISBN 5−9268−0046−9 688с.
  48. JT.A. Теоретические и методические проблемы психологической службы образования // Современные технологии практической психологии в системе образования / Материалы межвузовской научно-практической конференции СПб, 2001 г. — с. З -4.
  49. B.C. Философские вопросы современной физики. — М.: Высшая школа. 1988 — ISBN 5−06−1 425−8 343с.
  50. H.H. Психфизиологическая диагностика функциональных состояний. — М.: Изд-во МГУ, 1992 — 192 с.
  51. Т.А., Брагина H.H. Левши. М.: Книга, 1994 г. — ISBN 5−7132−0054-Х-232с.
  52. Т.А., Брагина Н.Н О языке описания функциональной ассиметрии мозга // Сборник материалов I Международной конференции памяти А.Р. Лурия/ под ред. Хомской Е. Д., Ахутиной Т. В., М.: 1997 г.
  53. С.Е. Особенности различения расстояния на основе восприятия звука // Вопросы детской и общей психологии., 1954. — С. 158 173.
  54. Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. Уч. пособие. М.: Гумат.изд.центр ВЛАДОС, 2000 г. — ISBN 5−691−459-Х — 144с.
  55. З.Р. Исследование роли «правшества» и «левшества» в поведении и пространственном различении у животных /Автореферат дис-ии на соискание уч. степени кпсн. —JI, 1970 — 17с.
  56. П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. — Ростов н/Д., Изд-во Ростовского университета, 1988. — ISBN 5−7507−0075−5- 128 с.
  57. И.В. Новая концепция эволюционного развития человека // Таврический журнал психиатрии. 2002 г. — Т.6. № 3 — с. 11−13.
  58. В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. — Спб.: Изд-во «Тускарора», 2001.- ISBN 5−89 977−055−4 — 182с.
  59. B.C. Функциональные асимметрии полушарий мозга в процессе зрительного восприятия у больных шизофренией с продуктивной и негативной симптоматикой // Журн. невропатол. и психиатр. — 1986. — № 1 — 97- 102.
  60. Жеребцова, Валентина Александровна Исследование функциональной межполушарной асимметрии мозга детей при сенсорной депривации:
  61. Дис. канд. биол. наук: 03.00.13 Ростов н/Д, 1998 191 с.ил. — Библи-огр.: с. 112−122
  62. Жог В. И. Единство симметрии и асимметрии и научное познание // Философские науки. — 1984. — № 6. — С. 39−48.
  63. H.H., Петрухин A.C., Манелис Н. Г., Успенская Т. Ю., Су-ворннова Н.Ю., Борисова Т. Х. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование.
  64. Н. В. Анализ индивидуального профиля асимметрии у больных детским церебральным параличом 4−7 лет // Материалы конференции молодых ученых Северного Кавказа по физиологии и валеологии / под ред. Г. А. Кураева, Ростов -на -Дону, 2000 г.
  65. A.B. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1986. 320 с.
  66. Н.Г. Нейродинамические характеристики взрослого человека и их связь с интеллектаульными функциями / автореферат дис-ции на соиск-е учен, степени к.пс.н., — Л., 1970 26с.
  67. Иванов Вяч. Вс. Чет и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем.- М.: Изд-во «Советское радио», 1978 г.
  68. Е.П., Курдюкова H.A. Б.Г. Ананьев и проблема оценивания в педагогической психологии // Теоретические и прикладные вопросы психологии. 4.1. / Под ред. A.A. Крылова. -СПб., 1995. С. 23−33.
  69. Е.П. Дифференциальная психофизиология. — СПб.: Изд-во «Питер», 2001. —ISBN 5−272−237−7 454 с.
  70. Д.Р., Энгельс И. Л. Психолого-педагогическая характеристика школьника // Вопросы психологии 1989 г.- № 4 — с. 45 — 51.
  71. В.П., Чуприков А. П. Функциональная асимметрия и адаптация человека. // Функциональная асимметрия и адаптация человека. / под ред. Казначеева В. П., Семенова С. Ф., Чуприкова А. П., Адрианова О. С., Портнова A.A. М., 1976 г. — с. 10 -16
  72. Т.П. «Система занятий с леворукими детьми» (концептуальное обоснование авторской программы) http://som.fio.ni/
  73. М.Ю. Особенности адаптации студентов с различной выраженностью латерального фенотипа к болевому раздражителю. // Клиническая психиатрия и физиология, http://psychiatry.narod.ru
  74. М.Ю. Физиологические и биохимические аспекты функциональной асимметрии. // Клиническая психиатрия и физиология, http://psychiatry.narod.ru
  75. М.Ю. Физиологические аспекты функциональной асимметрии центральной нервной системы здорового человека// Клиническая психиатрия и физиология, http://psychiatry.narod.ru
  76. Э.М. Трансовые состояния и «поле смысла». — М.: Изд-во «КСП», 1995. ISBN 5−88 694−015−4 — 288 с.
  77. М.М. Теоретические основы исследования и формирования педагогического мышления Вестник РГНФ — 2001г. — № 1 — с. 121−131
  78. Г. Введение в дифференциальную психологию учения. — М.: Педагогика, 1987. — 176 с.
  79. В.Н., Бурлацкий Г. Л. Латеральная антропоизмерия в прогнозе адаптации к неблагоприятным средовым факторам. // Леворукость у детей и подростков / Сб. трудов под ред. Сердюковой Г. Н. и Чуприковой А. Г., М., 1987 г.-с. 128−137.
  80. М.Г. ЭЭГ-корреляты межполушарного взаимодействия у правору-ких и леворуких детей 9−10 лет // Новые исследования в психологии и воз-растной физиологии. 1991. — № 1. — С. 68−72.
  81. И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. — СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003, ISBN 5−93 878−093−4— 512с.
  82. И.И. Влияние межполушарной асимметрии головного мозга на состояние здоровья человека // http://health.best-host.rn
  83. В.Ф. Половые различия латерализации некоторых функций мозга у детей и подростков. // Современные технологии практической психологии в системе образования / Материалы межвузовской научно-практической конференции СПб, 2001 г. — с.29 — 32.
  84. .С. Межполушарные взаимодействия при осуществлении речи у билингвов. // Вопр. Психол. — 1983. № 6. — С. 114−120.
  85. .С. Межполушарное взаимодействие у человека. Ростов-на-Дону, 1992.-156 с
  86. O.A. Межполушарное взаимодействие и процессы восстановления функций при очаговых поражениях мозга // Сборник материалов I Международной конференции памяти А.Р. Лурия/ под ред. Хомской Е. Д., Ахутиной Т. В., М.: 1997г
  87. А.Н., Войнова О. С. Медлительность как одна из причин школьной дезадаптации учащихся // Ярославский педагогический вестник -2005г.-№ 2-с. 1−5.
  88. JI.B. Психологическое исследование СПб.: Речь, 2001 г.- ISBN 5−9268−0051-Х, тираж 2000 экз. 184с.
  89. Г. А., Сорокалетова Л. Г. Механизм межполушарных отношений при образовании временных связей // Проблемы нейрокибернетики.1. Элиста. 1985. — С.69−78.
  90. Г. А., Соболева И. В. Функциональная межполушарная асимметрия мозга и проблемы валеологии // Валеология 1996 г. — № 2 с. 29 -34
  91. Г. А., Леднова М. И., Морозова Г. И., Иваницкая Л. Н. Психофизиологическая характеристика детей дошкольного и младшего школьного возраста // Мир психологии. 2002. -№ 1,-1. 106−121.
  92. В.Н. Билатеральные комплексы бочонковых колонок первичной соматосенсорной коры мозга являются модулями восприятии пространства. // Сборник трудов по науке и технике: Laboratory.Ru.
  93. Н.Ю. Уроки развития творческого мышления и личностные особенности младших школьников // Актуальные проблемы психологии образования / Материал второй региональной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 2001 г., с. 158−161.
  94. Г. А. Функциональные асимметрии глаз. // Русск. Оф-тальмол. Журн. — 1929. — Т.9.№ 4. -с.450−466.
  95. В.М., Медников Р. Н. Оптимальная асимметрия как основа функционального благополучия. // Леворукость у детей и подростков / Сб. трудов под ред. Сердюковой Г. Н. и Чуприковой А. Г., М., 1987 г.- с. 40 -44.
  96. A.H. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1981.— 584 с.
  97. В.П., Николаева Е. И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб, изд-во «Речь», 2005 г. — ISBN 5−9268−0375−6-366с.
  98. В.П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. ISBN 5−02−28 701−6 — Новосибирск, Изд-во «Наука», 1988. — 190с.
  99. А.Р. Нейропсихология памяти. — М. Педагогика, 1974. -Вып. 1.-311с.
  100. А.Р. Мозг и психика. // В кн.: Хрестоматия по психологии. / Под ред. A.B. Петровского. — М. Просвещение, 1987. — с. 83 100.
  101. А.Г. Общая психология СПб.: Питер, 2000 г. — ISBN 5−272−62−5, тираж 5000 экз. — 592с.
  102. М. А. Индивидуально-типическое своеобразие подростков с раз-личной успешностью школьного обучения // Новые исследования в психо-логии и возрастной физиологии. 1990. — № 2. — С. 24−29.
  103. Р.И., Лукашевич И. П., Фишман М. Н. Динамика электрической активности мозга у детей 5−8 летнего возраста в норме и при трудностях обучения // Физиология человека. 1997. — Т. 23, № 5. — С. 5−11.
  104. В.М., Ямпольский Л. Г. Введение в экспериментальную психологию — М.: Просвещение, 1985. — 319с.
  105. Методы исследования в физиологии военного труда / под ред. проф. Новикова B.C. М., Военное издательство, 1993 г. — 239с.
  106. Механизмы деятельности мозга человека Часть 1. Нейрофизиология человека / ред. Бехтерева Н. П. JI.: Наука, 1988. — 677с.
  107. Е.И. Исследование механизмов моторной асимметрии у крыс. // Мозг и поведение / отв.ред. Айрапетянц М. Г. М.: Наука, 1990 г. -с.153
  108. Е.А. Специфика познавательной деятельности лево-руких дошкольников — 2005 г. — сайт Логобург, http://www.logoburg.com/klub
  109. В.М. О латерализации музыкальной функции у человека // Функциональная асимметрия и адаптация человека. / под ред. Казначее-ва В.П., Семенова С. Ф., Чуприкова А. П., Адрианова О. С., Портнова A.A. -М, 1976 г.-с.58−59.
  110. В.А. Проблема связи латеральных профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии) / автореферат дис-ии на соиск-е учен, степени д.пс.н., — Уфа, 2002. — 50с.
  111. В.Д. К вопросу об общих и частных свойствах нервной системы // Вопросы психологии, 1968, № 4. — с. 29 43.
  112. М.С. Слуховы асимметрии в пространственном восприятии звука // Ученые записки ЛГУ. — № 185. — Л., 1954.
  113. P.C. Психология: в 3 кн. Кн. З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 г. -ISBN 5−691−1 124, тираж ЮООООэкз. -632с.
  114. В.В. Психомоторика СПб.: Речь, 2004r.-ISBN 59 268−0269−5 — 104с.
  115. Е. И. Школьная реформа // ЭКО. 2001. № 10
  116. Е. И. Тестирование без мифов // ЭКО. 2002. № 8. С. 177—179.
  117. Е. И. Гладких Н.В. Мозги набекрень (школа и функциональная асимметрия мозга)
  118. Е.И., Субботина Н. М. Зависимость уровня невротиза-ции от профиля функциональной асимметрии у учащихся с различной занятостью работой на компьютере // Вопросы психологии 1989 г. — № 6 — с. 135 -139.
  119. И.В. Психолого-педагогическое сопровождение Федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования в начальной школе, (описание опыта работы) г. Магадан — - 23с.
  120. И.Н., Черниговская Т. В. Опознание сложных цветовых образов и функциональная асимметрия мозга // Вопросы психологии -1989г.-№ 1 с. 107−112.
  121. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. / T. III, Книга 2: Психологические и нейропсихологиче-ские основы обучения взрослых., под ред. Еремеевой В. Д., Канатовой А. И. -СПб, 2000 г. ISBN 5−258−7−9 — 190с.
  122. .В. Асимметрия и экология // Функциональная асимметрия и адаптация человека. / под ред. Казначеева В. П., Семенова С. Ф., Чупри-кова А.П., Адрианова О. С., Портнова A.A. М., 1976 г. — с.9
  123. Основы математической статистики. / под ред. Иванова B.C. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 176 с.
  124. . Теория Ж.Пиаже. // В кн.: История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. — М.: Изд-во МГУ, 1986. —с. 232−292.
  125. A.M. Моторная асимметрия мозга в позднем периоде // Физиол. Человека. — 1982. —№ 1. с. 162−163.
  126. А.Б., Баранова И. В., Понамарев А. И., Порошенко JI.JI. Взаимоотношение латеральных признаков человека в онтогенезе. // Jleворукость у детей и подростков / Сб. трудов под ред. Сердюковой Г. Н. и Чу-приковой А.Г., М., 1987 г. — с. 33 — 36.
  127. Практическая психодиагностика / под ред. Райгородского Д. Я. — Самара: издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. 672 с.
  128. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / под ред. Крылова A.A. — СПб, изд-во СПбГУ, 1997. — 309 с.
  129. Психология (словарь) / Под ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г., — М.: Политиздат, 1990. — с. 26 27.
  130. Равич-Щербо И.В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика М., 1999 — ISBN 5−7567−0232−6 — с. 349−362
  131. С. Устройство памяти. — М.: Мир, 1995. — 384 с.
  132. И.А. Психомоторика взрослого человека. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.—128с.
  133. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. ISBN 5−288−454−4 — 256 с.
  134. А.Г. Нарушение высших психических функций у больных с органическими поражениями центральной нервной системы. // Сб. научных трудов к 60 летаю ГКБ № 13 «Актуальные вопросы практической медицины». — М.: РГМУ, 2000. — с. 435 441.
  135. М.Е. Ментальные стратегии, психологические типы и измененные состояния поведения. // В сб.: Из Хаоса в Космос. — М.: 1995. —с. 50−65.
  136. A.B. Межполушарная организация психических процессов у левшей (учебное пособие). М.: Изд-во Московского университета, 1991 г. — ISBN 5−211−2 253-Х — 96с.
  137. A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., «АСADEMA», 2002 г. — ISBN 5−7695−0772−1- 228с.
  138. .Ф. Ум хорошо . М.: «Молодая гвардия», 1984 г.
  139. Э.Г. Доминантность полушарий -М.: Изд-во Московского университета, 1978 г. 93с.
  140. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. -М.: Изд-во Московского университета, 1985. 189 с.
  141. Э. Г. Симернцкий Б.П. О нарушении высших психических функций у больных с ранней гидроцефалией // Журн. невропатол. и психиатр, — 1981,—№ 10.—с. 1470−1474.
  142. П.В. Мотивированный мозг. — М.: Наука, 1987. —270с.
  143. П.В. О природе и физиологических механизмах животного гипноза // Мозг и поведение / отв.ред. Айрапетянц М. Г. М.: Наука, 1990 г., -С.16−22.
  144. П.В. Эмоции и функциональная ассиметрия мозга// Сборник материалов I Международной конференции памяти А.Р. Лурия/ под ред. Хомской Е. Д., Ахутиной Т. В., М.: 1997 г.
  145. П.В. Лекции о работе головного мозга. М.: Наука, 2001 г,-ISBN 5−02−2 736−7 — 93с.
  146. П.В. Мозг и творчество www.humans.ru — 2002 г.
  147. Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. — Л.: Наука, 1989. ISBN 5−02−25 673−0 — 88с.
  148. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: Пер. с англ. М.: Мир, 1983.-256 с.
  149. А.Е. Социально-психологические детерминанты успешности обучения учащихся средних классов современно общеобразовательной школы / автореферат дис-ии на соиск-е учен, степени к.пс.н., — СПб, 2004. — 24с.
  150. В.В. Динамика формирования асимметрии слухорече-вых функций у подростков // Вопросы психологии 1989 г. — № 1 — с. 101 -106.
  151. Улингс Х.Б.М., Боголепова H.H., Малафеева Л .И. Некоторые особенности строения правого и левого полушария мозга человека // Сборник материалов I Международной конференции памяти А.Р. Лурия/ под ред. Хомской Е. Д., Ахутиной Т. В., М.: 1997 г.
  152. A.A. Очерки физиологии нервной системы // Собр. Соч. — Л., 1945 — Т.4. — с. 130−185.
  153. Д.А., Безруких М. М. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка// Физиология человека. 2001. Т.27.№ 5 с. 816
  154. Д.А., Бетелева Т. Г., Мачинская Р. И. Возрастные особенности функциональной специализации полушарий при когнитивной деятельности // Современные проблемы нейробиологии. Тбилиси, 1986. с. 367−372.
  155. В.Ф., Пономарева Н. В., Городенский Н. Г., Иващенко Е. И., Разыграев И. И. Функциональная межполушарная асимметрия и асимметрия межполушарных отношений // «Системный подход в физиологии» -2004, № 12-с. 111−127.
  156. Е.В., Еремеев A.B. Функциональная асимметрия и успешность спортивной деятельности.
  157. Е.Д., Будыка Е. В., Ефимова И. В. Помехоустойчивость произвольной регуляции интеллектуальной деятельности и межполушарная асимметрия мозга // Вопросы психологии 1990 — с. 138 — 144.
  158. Т.П. Развитие функций мозга ребенка. JL: Наука, 1978 г.-126с.
  159. Т.П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. M.: Педагогика, 1991. — ISBN 5−7155−0377−9 -231с.
  160. H.H., Батманов Н. В. Материалы к планированию и совершенствованию психологической помощи детскому населению с позиции онтогенетического подхода. // стр. 120−124
  161. H.H., Сергиец И. А. Некоторые аспекты психического здоровья школьников с позиций Функциональной асимметрии головного мозга стр.125−127
  162. ИГелопухо O.A. Асимметрия в природе и некоторые особенности обучения письму леворуких первоклассников. // Актуальные проблемы современной психологии / ученые записки / Т. ХИ, вып.2, — СПб, 2005 — с. 74 -85
  163. Школа и психическое здоровье учащихся. / под. ред. проф. Гром-баха С.М. М.: Медицина, 1988, — ISBN 5−225−234-Х — 272с.
  164. С.Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии 1988 г. — № 3 — с. 30 — 36.
  165. Barton S. Chaos, Self-organization and Psychology. // American Psychologist, Jan. 1994, Vol 49 № 1. — pp. 5 14.
  166. Borod J.C., Goodlass H. Lateralization of linguistic and methodic processing with age. // Neuropsychologic. — 1980, Vol. 18, № 1. — pp. 79−83.
  167. Caltagirone C., Beneditti N. Linvecchiamento produce in decremento asimmetrico delle prestazioni intellettive mediate dia due emisferi cerebratia. // arch. Psicol. Neurol. Psichiat. — 1983, Vol. 44, № 3. — pp. 336 348.
  168. Cornell J.M. Spontaneous mirror-writing in children. // Canad. J. Psychol. — 1985, Vol. 39, № 1. — pp. 174 179.
  169. Hardyck C., Petrinovich L.F., Goldman R.D. Left-handedness and cognitive deficit. // Cortex, 1976, V2, № 3 — p. 266 — 279
  170. Kimura D., Humphrus C.A. A comparison of left- and right- arm movements during speaking. // Neuropsychologia. — 1981. Vol 19. № 6. — pp. 807−812.
  171. Melekian B. Lateralization in the human newborn at birth: asymmetry of the stepping reflex. // Neuropsychologia. — Vol 19, № 5. — pp. 707 711.
  172. Michel G.F. Right-handness: a consequence of infantsupine head-orientation preference. // Science — 1981. Vol. 212. № 4495. — pp. 685 687.
  173. Schott G.D. Mirror movement of the left arm following peripheral damage to the preferred right arm. // J. Neurol. Neurosurg. Psychiat. — 1980, Vol. 43,№ 9,—pp. 768−773.
  174. Thelen E., Ridley-Jonson R., Fisher D. Shifting patterns of bilateral coordination and lateral dominance in the leg movements of young infants. // Develop. Psychol. — 1983, Vol. 16, № 1. — pp. 29 46.
  175. Weston P., Weinman J. The effects of auditory and linguistic deprivation on lateral preference of deaf children. // Development Med. — 1983, Vol 25, № 2. —pp. 207−213.
Заполнить форму текущей работой