Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические факторы формирования образа информации оператором банковской системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты структурного анализа связи показателей восприятия (зрительными стимулами, константностью и объемом) с объемом кратковременной памяти, объемом оперативной памяти, частотой правильного воспроизведения и коэффициентом точности воспроизведения, частотой ошибок положительного (отрицательного) узнавания и частотой правильного узнавания, устойчивостью и концентрацией внимания обозначили… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы исследования проблемы формирования образа информации, воспринимаемой оператором в условиях работы с монитором
    • 1. 1. Психологические подходы к изучению проблемы восприятия информации с экрана монитора человеком-оператором
    • 1. 2. Проблема формирования образа информации в деятельности оператора
    • 1. 3. Теоретические подходы к личности оператора в условиях индивидуальной деятельности с монитором в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 4. Выводы
  • Глава II. Исследовательские подходы к выявлению психологических факторов формирования образа информации с монитора оператором банковской системы
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Методика диагностики зрительного восприятия и формирование на его основе образа
    • 2. 3. Диагностика уровня и структуры интеллекта
    • 2. 4. Диагностика профессионально-важных качеств личности оператора банковской системы
    • 2. 5. Методы статистической обработки результатов
  • Глава III. Результаты исследования и их обсуждение
    • 3. 1. Анализ результатов пилотажного исследования
    • 3. 2. Результаты показателей восприятия в ходе эксперимента
    • 3. 3. Результаты взаимосвязи показателей восприятия и показателей интеллекта
    • 3. 4. Зависимость факторов восприятия от психических процессов кратковременной, оперативной памяти и внимания
    • 3. 5. Взаимосвязь показателей восприятия и профессионально-значимых качеств личности оператора
    • 3. 6. Выводы

Психологические факторы формирования образа информации оператором банковской системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное состояние и перспективы банковской деятельности в России обусловливают резкое возрастание требований к персоналу, особенно к субъектным характеристикам. Развитие компьютерной техники приводит к необходимости определения роли и ответственности оператора банковской системы в процессе ее использования. В этих условиях важным представляется исследование критериев эффективности деятельности, выделение психологических детерминант, влияющих на количественные и качественные результаты профессионального труда, разработка и внедрение методик, позволяющих раскрыть специфику деятельности оператора банковской системы. Общая эффективность деятельности оператора банковской системы в значительной степени определяется эффективностью формирования образа информации, воспринимаемой оператором с монитора компьютера. В свою очередь, эффективность формирования образа информации в деятельности оператора характеризуется отсутствием ошибок восприятия, скоростью понимания смысла информации, адекватностью оценок последствий своих решений и прогнозирования развития ситуации и др.

Одним из важнейших направлений современной инженерной психологии является изучение перцептивных процессов в деятельности оператора. В рамках этого направления рассматривается проблема восприятия информации с монитора и формирования ее образа человеком-оператором. Данная проблема изучалась посредством выявления особенностей анализа и переработки информации, механизмов принятия решений оператором в условиях работы с персональным компьютером, закономерностей психологической перестройки отношения оператора к компьютеру как орудию деятельности. Однако на сегодняшний день мало внимания уделено рассмотрению проблемы формирования образа информации с монитора в профессиональной деятельности оператора банковской системы.

Широкая и быстрая компьютеризация поставила человека-оператора перед необходимостью оптимизации решения многообразных психологических задач, связанных с целеполаганием, мотивацией, восприятием и переработкой информации, принятием решений, планированием и прогнозированием, созданием оперативных образов, концептуальных моделей и выполнением исполнительных действий. При работе с персональным компьютером исследователи (А.Н. Костин, В. А. Бодров, Л. Г. Дикая, А. Б. Леонова, Л. Д. Чайнова, Д. Н. Завалишина, A.B. Карпов, С. Л. Леньков и другие) показали, что деятельность оператора детерминируется психофизиологическими ресурсами человека, эмоциональными реакциями, психологическими трудностями.

Повышение сложности операторской деятельности, в частности, в банковской сфере, требует использования методологических принципов и конструктов различных научных дисциплин. Особое внимание должно быть уделено степени приемлемости психологических концепций в свете новых технических и организационных условий труда. Исследование проблемы формирования образа информации с монитора оператором банковской системы вносит свой вклад в разработку психологической системы деятельности.

Недостаток междисциплинарных исследований формирования образа информации с монитора оператором приводит к недостаточной разработанности целого комплекса практических проблем психологического обеспечения эффективности операторской деятельности, в частности, в банковской сфере. Вопросы формирования зрительного образа, перцептивных способностей человека-оператора являются актуальными, в том числе и в связи с необходимостью создания методов и средств инженерно-психологического проектирования и оптимизации профессиональной деятельности оператора банковской системы.

Таким образом, проблема исследования состоит в недостаточной теоретической и экспериментальной разработанности вопросов восприятия и формирования образа информации с монитора оператором банковской системы, связанных с ролью в данных процессах таких психологических факторов, как восприятие визуальных стимулов, мыслительные процессы преобразования внешних стимулов, профессионально-важные качества человека-оператора и др. Сочетание высокой практической и теоретической значимости с недостаточной разработанностью подходов к проблеме формирования образа информации с монитора в профессиональной деятельности оператора банковской системы обусловили актуальность диссертационного исследования и постановку его цели.

Цель исследования — выявить систему психологических факторов формирования образа информации оператором банковской системы в условиях работы с монитором.

Задачи исследования:

1. Провести анализ современных теорий и концепций по проблемам психологических особенностей операторской деятельности, формированию образа информации, воспринимаемой оператором в условиях работы с монитором.

2. Выявить систему психологических факторов восприятия информации оператором в условиях работы с монитором.

3. Разработать комплексный методический подход изучения психологических факторов формирования образа воспринимаемой информации оператором с монитора.

4. Определить пути формирования образа информации в деятельности оператора.

Гипотеза исследованияэффективность формирования образа информации с монитора оператором банковской системы зависит от целостного системокомплекса следующих характеристик: способности к выделению информативного содержания, формированию многомерного отображения одной и той же ситуации посредствам различных оперативных единиц восприятия, скорости при восприятии смысла информации, 6 прогнозированию развития ситуации, ряда личностных профессионально важных качеств.

Объект исследования — процесс восприятия информации с монитора в профессиональной деятельности оператора банковской системы.

Предмет исследованияпсихологические факторы формирования образа информации с монитора оператором банковской системы.

Методологической основой исследования послужили теоретические разработки отечественной и зарубежной психологии: теория деятельности.

A.Н. Леонтьевагештальтпсихологический подход X. Эренфельсатеория функциональных систем П. К. Анохинатеория формирования психического образа A.B. Запорожца, В. П. Зинченкотеория перцептивных гипотез Дж.С.Брунерасистемно-структурный подход к исследованию психических явлений и процессов В. А. Бодрова, Е. А. Климова, В. Д. Шадрикова, Л. Г. Дикой, A.B. Карповапсихологические исследования деятельности оператора А. Н. Костина, Ю. Я. Голикова, Д. Н. Завалишиной.

Методы исследования выбраны, исходя из методологии, предмета, гипотезы и задач. Использовались теоретические методы: анализ научной литературы, метод моделирования, анализ результатов эксперимента. Содержание экспериментального исследования определено подходами отечественных психологов к теории формирования образа (A.B. Запорожец,.

B.П. Зинченко, А. Н. Костин и др.). В качестве эмпирических методов исследования использовались: наблюдение, анкетирование, тестовая диагностика отдельных способностей. Применялся также комплекс методов диагностики, качественного и количественного анализа полученных результатов.

Для статистической обработки экспериментальных данных использовались: t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона, факторный анализ, дисперсионный анализ. Для математической обработки результатов применялся статистический программный пакет «STATISTICA», предусматривающий возможность как параметрического, так и непараметрического анализа.

Экспериментальной базой исследования явились Российский университет кооперации (г. Хабаровск) и отделение открытого акционерного общества ДВФ АКБ «Росбанк» (г. Хабаровск). Экспериментальное исследование состояло из двух частей (пилотажного и основного) эксперимента. В пилотажном исследовании было задействовано 60 человек (четвертый и пятый курсы Российского университета кооперации, 2003;2005 гг.), работающих операторами банковской системы (из них 40 работали по специальности больше одного года, 20 работали по специальности около полугода). Пилотажное исследование позволило выявить результаты, показавшие, что преобладающее большинство, а именно 70% испытуемых, допускают многообразие ошибок при формировании образа информации воспринимаемой с экрана монитора, которые впоследствии нами были изучены на основе теоретических поисков. В основном исследовании приняли участие 40 человек, являющихся операторами банковской системы в возрасте 22−35 лет и 60 человек (выпускники Российский университет кооперации (г. Хабаровск) 2005;2006 гг.) в возрасте 20−24 лет, обучающихся по специальности «Бухгалтер операционного зала» (из них 20 работают операторами в отделении банка около 1 года, 20 проходили практику в течение полугода).

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение ряда лет.

1. На подготовительном этапе (2001;2002 гг.) изучалось состояние проблемы исследования в инженерно-психологической теории и практике, осуществлялась разработка концепции и гипотезы исследованияанализировалась научная литература, происходил отбор методов для проведения экспериментального исследования, уточнялось содержание и схема эксперимента.

2. Этап апробации и отработки экспериментальной программы (20 032 005 гг.) осуществлялся на базе Российского университета кооперации (г.Хабаровск).

3. Этап окончательного варианта эксперимента с диагностикой, обработкой и интерпретацией полученных данных (2005;2006 гг.) проводился на базе Российского университета кооперации и отделения открытого акционерного общества ДВФ АКБ «Росбанка» в г. Хабаровске.

Научная новизна исследования:

— выявлена система психологических факторов, приводящих к ошибкам при формировании образа информации с монитора оператором банковской системы;

— выявлено, что эффективность профессиональной деятельности оператора банковской системы связана с эффективностью формирования образа информации с монитора, а также установлена взаимосвязь нормативных показателей профессии оператора банковской системы и показателей психологической структуры его деятельности;

— определена целостная структура психологических факторов формирования образа информации с монитора оператором отделения банка, которые раскрыты во взаимосвязи со многими составляющими системы «человек-техника-среда»;

— впервые теоретически обоснованы, с психологической точки зрения, факторы восприятия информации оператором банковской системы в условиях деятельности с монитором, такие как отсутствие взаимосвязи сведений, получаемых с помощью монитора, недостаточное развитие способности к выделению информативного содержания, нарушение поступления информации от разных функциональных блоков преобразований, недостаточное формирование многомерного отображения одной и той же ситуации посредством различных оперативных единиц восприятия, недостаточное приобретение опыта и знаний в деятельности оператора;

— определены психологические средства формирования образа информации оператором банковских систем.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в решение фундаментальной психологической проблемы взаимодействия в системе «человек-машина». Данный вклад состоит в решении задачи по выявлению динамики эффективности восприятия информации и формировании на ее основе образа с монитора, в зависимости от перцептивной сложности стимулов в деятельности операторов банковских систем, выделении психологических особенностей деятельности оператора банковской системы.

Исследование реализует комплексный междисциплинарный подход в анализе психологических факторов формирования образа информации с монитора оператором. Полученные данные о структуре формирования образа информации с монитора оператором позволили определить связь между образом воспринимаемой информации с монитора и образом, полученным из субъективного опыта оператора.

Изучены нормативные показатели профессии оператора банковской системы и показатели психологической структуры его профессиональной деятельности.

Изучены психические явления проблемности и регуляции в работе субъекта с персональным компьютером, которые позволили выявить факторы, приводящие к ошибкам в профессиональной деятельности оператора банковской системы.

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования создают психологическое обоснование для дальнейшего развития методик, диагностирующих деятельность операторов в банковской сфере.

Общие подходы, представленные в данном исследовании, могут быть использованы в профессиографических обследованиях, в решении вопросов диагностики операторов, профессиональной подготовки, подборе кадров.

На основе материалов диссертации разработан спецкурс для студентов специальности «Бухгалтер операционного зала» и банковских работников.

Положения, выносимые на защиту:

1. Выявлена система психологических факторов восприятия информации оператором в условиях деятельности с монитором, которая способствует построению перцептивной модели-образа и непрерывного соотнесения этой модели с оригиналом. По мере построения образ постепенно приобретает регуляторные функции, определяя собой специфику когнитивных действий, следовательно, формирование образа информации с монитора оператором банковской системы подчиняется принципу гетерохронности.

2. Показано, что эффективность решения профессиональных задач в деятельности оператора банковской системы зависит от целостной структуры психических процессов, определяющих особенности приема и переработки информации с монитора, механизмов зрительного восприятия, познавательного контроля, интеллектуального потенциала, профессионально-важных качеств.

3. Эмоционально-оценочные компоненты являются значимыми детерминантами деятельности оператора банковской системы. Установлено, что между степенью уверенности в себе, характером социализации, уровнем мотивации к достижению, мотивационной направленностью существует значимая положительная связь.

4. Формирование образа информации оператором банковской системы в работе с монитором достигает эффективности при высоком уровне мотивации, познавательной активности и отношении к компьютеру как объекту. Профессионально-значимые качества личности оператора банковской системы развиваются с учетом поступления информации от разных функциональных блоков преобразований, доминанты на процесс анализа информации и принятия на ее основе решений.

Достоверность результатов исследования обеспечивалось всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, применением обоснованных и корректных методов психодиагностического плана, сочетанием количественного и качественного анализа материала, методов статистической обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации и доклады на семинарах кафедр психологии (Дальневосточный государственного гуманитарный университет — ДВГГУ) и финансов и кредита (Российский университет кооперации, Дальневосточный филиал — ДВФРУК), на конференциях ДВГГУ (2002, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.), на региональных конференциях: «Психология и практика: новые реалии в изменяющемся мире» (Хабаровск, 2001, 2004 гг.), на III, IV, V Азиатско-Тихоокеанских Международных конгрессах психологов: Человек. Власть. Общество (Хабаровск, 2004, 2005, 2006 гг.), на научной конференции, посвященной 70-ю со дня рождения A.B. Брушлинского и O.K. Тихомирова (Москва, 2003 г.), Международной научно-практической конференции: «Проблемы прикладной лингвистики» (Пенза, 2005 г.), VIII Краевом конкурсе молодых ученых (Хабаровск, 2006 г.).

Результаты диссертации используются в подборе персонала на должность бухгалтера операционного зала в отделении открытого акционерного общества «Дальневосточный коммерческий банк» (г.Хабаровск).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 224 источника (18 — на иностранном языке). В тексте имеются 20 таблиц и 20 рисунков. Общий объем диссертации — 183 страницы машинописного текста.

Результаты исследования показателей восприятии (зрительных стимулов, константности, объема) подтверждают предположение о существовании проблем, связанных с формированием образа информации с монитора компьютера и оказывающих влияние на деятельность оператора, что находит отражение в теоретических исследованиях ([15], [16], [17], [18], [29]).

Формирование образа, как показали наши исследования, производится по средствам анализа и оценки сложившейся ситуации, планируются управляющим воздействием, принятием решения, а также наблюдением и оценкой результатов. Так как деятельность оператора связана не с реальными объектами, а с их заместителями или имитирующими их образами, она отражает все существенно важные для работы свойства реальных объектов. Физически информационная модель реализуется с помощью устройств отображения информации. Наиболее существенной особенностью деятельности человека с информационной моделью является необходимость соотнесения сведений, получаемых с помощью экрана монитора с реальными управляемыми объектами.

Результаты анализа связи показателей восприятия, участвующих в формировании образа информации с экрана монитора оператором и интеллекта, позволили выделить связь с активным вниманием, долговременной памятью, дедуктивным, индуктивным и образным мышлением, пространственным воображением, комбинаторными способностями, умением выделять главное из всего многообразия известных элементов, оперирование объектами в пространстве.

Результаты структурного анализа связи показателей восприятия (зрительными стимулами, константностью и объемом) с объемом кратковременной памяти, объемом оперативной памяти, частотой правильного воспроизведения и коэффициентом точности воспроизведения, частотой ошибок положительного (отрицательного) узнавания и частотой правильного узнавания, устойчивостью и концентрацией внимания обозначили их участие в формировании образа информации с экрана монитора оператором. Наличие выявленных показателей в их тесной взаимосвязи обеспечивает уверенность, скорость восприятия смысла информации, прогнозирования, построение логических систем, а также проявление способности к выделению информативного содержания и проявление многомерного отображения различных оперативных единиц восприятия.

По результатам корреляционного анализа выявлено, что у испытуемых показатели восприятия, кратковременной и оперативной памяти, внимания взаимосвязаны более всего с теми качествами в структуре личности, которые определяют устойчивость, самоуверенность, социализацию, ответственность, потенциал к достижению и мотивационную направленность.

Психологические аспекты формирования образа информации с экрана монитора успешнее тем, чем более качественно осуществляется профессиональная деятельность человека-оператора. Так как они обеспечивают умение воспринимать и анализировать разнообразную информацию, систематизировать и обобщать, быстро схватывать смысл документов, распоряжений, четко формулировать цели деятельности, прогнозировать развитие ситуации, оценивать последствия своих решений, организовывать деятельность других людей, строить логическую систему доказательств при необходимости убедить в своей правоте.

На основании изучения психологических факторов формирования образа воспринимаемой информации оператором с экрана монитора нами выделены следующие группы испытуемых: с высокими показателями (36 испытуемых, из них 20 человек первой, 8 — второй и 8 — третьей группы), средними показателями (54 испытуемых, 25 человек первой, 10 — второй и 19 — третьей группы), низкими показателями (10 испытуемых, 5 человек первой, 2 — второй и 3 — третьей группы). г* к" УЬ VI" УОР Рт к" Рт ту ю «УЬ С* Оо.

Рис. 21. Группы испытуемых, выделенные на основании результатов психологического исследования.

По вертикали — условные баллы проявления значимых факторов (считали в приведении к общему знаменателю 100 ед.) — по горизонтализначимые факторы: восприятие [зрительные стимулы (7б), константность (Ко), объем (УЬ)], кратковременная память [объем (УЬ (кр)), ретроактивное торможение (Крт)], оперативная память [объем (УЬ (ор))], узнавание [частота ошибок положительного узнавания (РПц), частота ошибок отрицательного узнавания (РЛт), частота правильного узнавания (Ру)], воспроизведение частота правильного воспроизведения (Рв), коэффициент точности воспроизведения (Кв)], внимание [концентрация внимания (К), распределение внимания (Св)].

Согласно результатам изучения студентов специальности «Бухгалтер операторного зала» и операторов банковского зала, получены: среднее арифметическое — 117- среднее квадратическое отклонение — 12,63- коэффициент вариации -10,79%.

Эти группы отличаются разной степенью успешности восприятия образа информации с экрана монитора.

Полученные данные свидетельствуют о качественной характеристике деятельности бухгалтера операторного зала, успешность которой достигается на уровне первой, второй групп, чего нельзя сказать о третьей группе. Таким образом, испытуемые, вошедшие в третью группу нуждаются в дополнительных тренингах, направленных на развитие восприятия, кратковременной памяти, оперативной памяти, узнавания, воспроизведения, внимания.

Заключение

.

В заключении подводятся итоги проделанной работы и формируются следующие выводы.

1. Результаты проведенного исследования позволили выявить систему факторов формирования образа информации оператором банковской системы в условиях деятельности с монитором, включающих следующие: взаимосвязь сведений, получаемых с помощью экрана монитора и воспринимаемого образаспособность к выделению информативного содержанияформирование многомерного отображения одной и той же ситуации посредством различных оперативных единиц восприятиязначимость опыта и знаний в деятельности оператораскорость при восприятии смысла информации, прогнозирование развития ситуации, оценка последствий своих решений, построение логических систем доказательств.

2. Определены пути повышения эффективности формирования образа информации с монитора в деятельности оператора банковской системы, к которым отнесены: 1) учет типичных ошибок, 2) психологическая диагностика показателей зрительного образа информации, воспринимаемого оператором с экрана монитора, 3) взаимосвязь показателей восприятия и факторов интеллекта, 4) связь показателей восприятия, кратковременной, оперативной памяти и внимания, 5) связь показателей восприятия и учет профессионально-значимых качеств личности оператора.

3. В основе успешности деятельности операторов банковской системы лежат психологические факторы различных уровней: высокая мотивация, факторы субъективной удовлетворенности трудом (перспективы повышения квалификации, материальные поощрения, зарплата, условия труда), факторы формирования образа информации с монитора, комплекс индивидуально-типологических свойств.

4. Разработан методический подход к изучению психологических факторов формирования оператором образа воспринимаемой информации с монитора. В основу изучения психологических факторов формирования образа положены зрительные стимулы, константность, объем восприятия, кратковременная память (объем, ретроактивное торможение), оперативная память (объем), узнавание (частота ошибок положительного узнавания, частота ошибок отрицательного узнавания, частота правильного узнавания), воспроизведение (частота правильного воспроизведения, коэффициент точности воспроизведения), внимание (концентрация внимания, распределение внимания), которые послужили основанием для выделения типологии групп испытуемых, способных к деятельности оператора банковской системы.

5. Разработана аналитическая профессиограмма деятельности операторов банковской системы, которая позволила раскрыть обобщенные нормативные показатели профессии оператора банковской системы и показатели психологической структуры его профессиональной деятельности.

6. Структура профессионально важных качеств оператора банковской системы характеризуется тем, что наибольшие требования предъявляются к функциям восприятия, кратковременной памяти, оперативной памяти, узнаванию, воспроизведению, вниманию, коммуникативным качествам, эмоционально-волевым свойствам. Наиболее значимыми личностными характеристиками являются чувство благополучия, способность к статусу, социабильность, доминирование, ответственность, добросовестность.

Полученные результаты уточняют представление о зрительном образе информации, воспринимаемой с монитора человеком-оператором, и позволяют предположить, что ошибки, допускаемые оператором, приводят не только к неточностям в деятельности банковского работника, но и существенно влияют на уровень профессиональной пригодности, а также к эмоциональной и социальной неудовлетворенности. Поиски решения проблемы предполагают дальнейшие исследования в системе субъектно-объектных отношений в деятельности оператора банковской системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М.: Наука, 2000−210с.
  2. В.Е. Деятельность человека в системах управления (очерк работы авиодиспетчера). -Л.: ЛГУ, 1974.-134с.
  3. Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. -М.: Наука, 1976. -272 с.
  4. .Г. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 19 922 т.- 22 см. (В пер.).
  5. .Г. Психологическая структура человека как субъекта деятельности. -Л., 2000.—120с.
  6. .Г. Психология чувственного познания. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.^186с.
  7. .Г. Теория ощущений. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. -456 с.
  8. .Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие и константность восприятия. -М.: «Просвящение», 1968 г. -335с.
  9. В.Н. Психологические аспекты представления информации на экране дисплея в автоматизированных обучающих системах/Дисс. на канд. пс. наук: Защищена 09.11.91. -Санкт-Петербург., 1991.-212с.
  10. Ю.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М.: Медицина, 1975−447с.
  11. П.Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М.: Наука, 1980.-197с.
  12. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избр. тр. -М.: Наука, 1978.^100с.
  13. Л.И. Принцип развития в психологии. -М., 1978.—307с.
  14. М.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -М.: Прогресс, 1 974 250с.
  15. И.Д. Иллюзии зрения. -М., 1969.-120с.
  16. Ю.Д., Войскулинский А. З., Кобелев В. В., Тихомиров O.K. Диалог с ЭВМ: психические аспекты//Вопр.психол. -1993. -№ 3.-с.34−40
  17. П.Барабанщиков В. А. Динамика зрительного восприятия. -М.: Наука, 1990−230с.
  18. В. А. Перцептивный процесс как форма психического развития // Проблемы психологии восприятия: традиции и современность /Отв. ред. В. А. Барабанщиков, В. И. Панов. -М.: Ин-т психологии РАН, Психол. ин-т РАО, 1995. -с. 5 -13.
  19. К.В. Пороговая проблема и дифференциальная психофизика //Вопр. психологии.-1990-№ 1-с. 131−136.
  20. К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы.-М., 1976.-c.340.
  21. К.В. Работа наблюдателя в припороговой области // Психологический журнал. -1982.-№ 1.-с.52−59.
  22. Г. Т. и др. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике/ Береговой Г. Т., Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А.: Под ред. Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова. -М.: Наука., 1978,-303 с.
  23. БеркаК. Измерения: понятия, теории, проблемы. -М.: Прогресс, 1987−230с.
  24. И.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. -М.: Медицина, 1966. -349 с.
  25. Бессознательное: Природа, функции, методы исследования /Под ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. -Тбилиси: Мецниереба, 1978. -22см.-(В пер.)-Т. 1−3. -796с.
  26. A.A., Столиц В. В. Общая психодиагностика. -М., 1997.-340с.
  27. Дж.С. Исследование развития познавательной деятельности. -М., 1971 -180с.
  28. А. В. Мышление и прогнозирование. -М., 2000. -230 с.
  29. В.Е. О взаимодействии анализаторов в формировании так называемого «чувства времени» // Материалы Ленингр. зональной психол. конф. -Л.: Изд-во ЛГУ., 1980−200с.
  30. . М. Функциональная структура перцептивных процессов //Познавательные процессы: ощущения, восприятие/ Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1982. -с.219−246.
  31. .М. Зрительное восприятие в реальном масштабе времени // Проблемы инженерной психологии и эргономики. -Ярославль: Изд-во ЯрГУ., 1974. -С.89−90.
  32. .М. Современная когнитивная психология.-М., 1992.-336с.
  33. В.Ф. Инженерная психология и синтез системы отображения информации. -2-е изд. перераб.-М.: Машиностроение, 1982. -334 с.
  34. В.Ф. Системы гибридного интеллекта: эволюция, психология, информатика.-М.: Машиностроение, 1990.—230с.
  35. В.Ф., Зазыкин В. Г. Проблема стабильности систем «человек-машина» / / Психол. журн., -1982. -Т. 3. -№ 5. -с.82−96.
  36. Восприятие и деятельность. -М.:Из-во МГУ., -1996. 230с.
  37. Восприятие. Механизмы и модели /Пер. с англ. Н.Ю. Алексеенко// -М.: Мир,-1971.-250с.
  38. Р. Экспериментальная психология, -М., 1950. -160с.
  39. У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. -М.: Мир., 1968. -517с.
  40. В. Введение в психологию // Пер. с нем. H.H. Ланге //-Одесса, 1989.-121с.
  41. В. Введение в философию -М.: ЧеРо, Добросвет, 1998. -354с.
  42. В. Основы физиологической психологии. -СПб., 1997. -22см.-(В пер.)-Т. 1−2. -796с.
  43. Г. Г., Зинченко В. П. Сканирование последовательно фиксируемых следов в кратковременной памяти.//Вопросы психологии. -1970.-№ 1-С.45−50.
  44. В.К., Захаров С. П. Психологическое тестирование.: Учеб.пособие.-Л., 1982.-260с.
  45. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека" — 2-е изд., доп. и испр- М.: Российское пед. агентство, 1998.-260с.
  46. М.В., Рубахин В. Ф. О роли пространственных представлений при чтении топографической карты и дешифрировании аэрофотоснимков // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. -М.: Изд-во АПН РСФСР., 1961. -с.172−178.
  47. С. Г. Антиципация в свете проблемы бессознательного // Проблемы сознания. -М.: Наука, 1966. -с.305−316.
  48. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. -М.: Прогресс, 1998.-216с.
  49. В. Д. Зрительная система // Физиология сенсорных систем / Под ред. А. С. Батуева. -Л.: Медицина, 1976. -с.108 -158.
  50. Г. Основы психологии.//Пер. с англ. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д.// СПб.: Речь, 2001.-247с.
  51. Ю.Я. Психологические основы методологических подходов к человеку и технике: Дисс. д. пс. наук. -Москва, 2000.-212с.
  52. Ю.Я., Костин А. Н. Психология автоматизации управления техникой. -М.: Институт психологии РАН, 1996.—160с.
  53. Ф.Д., Лебедев В. И. Психоневрологические аспекты труда операторов. -М.: Медгиз, 1975. -207 с.
  54. Ф.Д., Чайнова Л. Д. О „трудных“ состояниях, возникающих в задачах сложного различения при лимитированной деятельности // Вопр. психологии. -1960. -№ 6. -с. 123−127.
  55. Н.Д., Девишвили В. М., Зинченко В. П. Микроструктурный анализ исполнительной деятельности. -М.: ВНИИТЭ., 1975.-174 с.
  56. Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. //Пред. и общ. ред. А. Р. Лурия и В. П. Зинченко.//-М.:"Прогресс», 1990. -271с.
  57. Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. -М.: Наука, 1978.-272 с.
  58. М.М. Через всю жизнь // Новый мир.-1977. -№ 1−3.
  59. Ч. X. Зрительное восприятие // Экспериментальная психология // Ред. сост. С. С. Стивене- ред. П. К. Анохин, В. А. Артемов// -М.: Изд-во иностр. лит., 1963. -(В пер.) -22см Т 1−2. -445с.
  60. Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности//Принцип системности в психологических исследованиях.-М.: Наука, 1990−13Ос.
  61. К. П. и др. Методы инженерно-психологических исследований в авиации./К.П. Доброленский, В. А. Пономаренко, Н. Д. Завалова, В. А. Туваев. -М.: Машиностроение, 1995−200с.
  62. .А., Ломов Б. Ф. Изменение ориентировки человека в пространстве и времени при гипокинезии сенсорной изоляции/Под ред. A.A. Смирнова, Б. Ф. Ломова, В. Д. Небылицына. -М.: Наука, 1970. —с.186— 200.
  63. A.C. Загрядский В. П. Психофизиология умственного труда. -Л.: Наука, 1973 .-131с.
  64. Естественнонаучные основы психологии/Под ред. A.A. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. -М.: Педагогика, 2000.-307с.
  65. Д.Н. и др. Уровни и этапы принятия решения // Д. Н. Завалишина, Б. Ф. Ломов, В.Ф. Рубахин//-М.: Наука, 1976. -с.16−32.
  66. Н.Д. и др. Образ в системе психической реляции деятельности.// Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В.А. Пономаренко// -М.: Наука, 1996 -210с.
  67. Н.Д., Пономаренко В. А. Структура и содержание психического образа как механизма внутренней регуляции предметных действий //Психол. журн. -1980. -Т. 1. -№ 2. -с. 5−18.
  68. Н.Д. и др. Принцип активного оператора и распределение функций между человеком и автоматом// Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В.А. Пономаренко// Вопр. психологии. -1971. -№ 3. -с.3−12.
  69. Н.Д., Пономаренко В. А. Специфика психического образа, регулирующего действия человека в условиях искажений аффереитации // Вопр. психологии. -1984. -№ 2. -с. 26−35.
  70. В.Г. О возможности создания инвариантных систем «человек— машина» // Психол. журн. -1984 -Т. 5. -№ 2. -с.76−84.73.3апорожец A.B. Развитие произвольных движений. -М., 2001.-429 с.
  71. A.B. и др. Восприятие и действие.// A.B. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А.Г. Рузская//-М., 1997.—150с.
  72. A.B. Избранные психологические труды.-М., 1996. -(В пер.) -22см Т 1—2.—320с.
  73. Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности.-М.: Наука, 1966.-114 с.
  74. Г. М., Петров А. П. О механизмах константности зрительного восприятия пространства // Сенсорные системы. Механизмы зрения. Восприятие сложных звуковых сигналов. Орган Равновесия: Новые методы исследования. -Л.: Наука, 1979. -с. 25−39.
  75. В.П. Микроструктурный метод исследования познавательной деятельности .//В опросы психологии. -№ 5−1971-с.75−84
  76. В.П. и др. Использование функциональной структуры процесса решения комбинаторных задач// В. П. Зинченко, А. И. Вдовина, В.М. Гордон//-М.:Наука, 1975 -23Ос.
  77. В.П. и др. Проблемы инженерной психологии // В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Ю.Д. Панов// -М.: Изд-во МГУ, 1964.-245с.
  78. В.П. Непроизвольное запоминание. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-562 с.
  79. В.П. Методы исследования и практические занятия по психологии памяти. -Душанбе, 1974. -142с.
  80. В.П. Опознание и кодирование. -Л., 1981.-345с.
  81. В.П. Теоретические проблемы психологии восприятия //Инженерная психология. -М., 1974.-С.123−130.
  82. С.С. Нужен образ полета // Авиация и космонавтика. -1977. -№ 3-с. 12−13.
  83. Ч.А., Михалевская М. Б. Общий практикум по психологии. -М., 1983.—218с.
  84. Е.П. Мотивация и мотивы. -СПб.: Питер, 2001 -230с.
  85. Е.П. Способности и склонности, основы дифференциальной психологии. -СПб.: Питер, 2000.-130с.
  86. Инженерная психология в военном деле. -М.: Воениздат, 1993. -224с.
  87. Инженерная психология в применении к проектированию оборудованиями Машиностроение, 1991. -408 с.
  88. Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение //Под ред. Б. Ф. Ломова. -М.: Наука, 1977. -304 с.
  89. Инженерно-психологические требования к системам управления. //Под ред. В. М. Мунипова. -М.: ВНИИТЭ., 1997. -264с.
  90. A.B. Психологический анализ трудовой деятельности. -Ярославль, 1988 -320с.
  91. A.B., Маркова Е. В. Психология стилей управленческих решений. -М.: Юристь, 1996.—270с.
  92. Ф. Проблемы психофизики восприятия пространства /Под ред. Б. Ф. Ломова. -М.: Прогресс, 1965. -464с.
  93. Ф. Пробуждающее мышление: У истоков человеческого интеллекта./Под ред. Б.М. Величковского- Предисл. Б. Ф. Ломова. -М.: Прогресс, 1983.-302с.
  94. Е.А. Психология профессионала. -М.:Воронеж, 1996. -256с.
  95. , Е.В. Восприятие студентами текста и формирование его образа при машинном переводе //Е.В. Ковнерова// Проблемы прикладной лингвистики: сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2005. — с.118−121.
  96. , Е.В. Психологические факторы формирования образа информации воспринимаемой студентами с монитора //Е.В.Ковнерова// Сборник статей молодых ученых- под ред. Л. И. Никитиной и др. Хабаровск: Изд-во ХГПУ-Вып.4,2004. с. 18−21.
  97. Юб.Ковнерова, E.B. Психологические факторы формирования образа информации с монитора //Е.В. Ковнерова// Молодежь и наука третье тысячелетие — Красноярск: Изд-во КРО НС «Интеграция», 2006. — с. 8688.
  98. В. И., Подлеснова Н. В. Экспериментальное исследование формопорождения в зрительном восприятии // Под ред. А. И. Миракяна. -М.: Изд-во НИИ СО и УК АПН, 1992. -с.62 -78.
  99. Г. Л. Физиологические основы пространственной ориентировки. -Л.: ВМОЛА, 1959. -64с.
  100. Ю9.Конопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука, 1980.-256с.
  101. А.Н. Психологические методы анализа деятельности человека при работе с компьютером. -М, 2000.-234с.
  102. М.А. Курс инженерной психологии.-Таллин., 1989.-167с.
  103. С.В. Глаз и его работа. -М.-Л., 1990−340с.
  104. К. Человек-оператор в системах управления//Инженерно-психологическое проектирование-М.: 1990−145с.
  105. A.A. Человек в автоматизированных системах управления. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.-192 с.
  106. .В. Основы профессиональной психодиагностики. -Л., 1984−203с.
  107. Н.Д. О психических состояниях человека. -М.: Просвещение, 1964.-344с.
  108. А.Б. и др. Применение ЭВМ в психологическом эксперименте: Учеб. пособие//А.Б. Леонова, С. К. Сергиенко, Ю. К. Стрелков. -М.:МГУ, 1979.-59с.
  109. А.Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития.: Хрестоматия. -М.:Радикс, 1995. -448с.
  110. А. Н. Проблемы развития психики. -М.: Изд-во МГУ, 1992. -147с.
  111. А.Н. Автоматизация и человек//Психологические исследования.-М. 1970. -265с.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  113. А.Н. Избранные психологические произведения. -М.: Педагогика, 1993. Т. 1. 392 е.- Т. 2. 320 с.
  114. А.Н. Психология образа // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1979. -(В пер.) -22см Т 1−2. -445с.
  115. А.Н. Избранные психологические труды.-М., 2003−249с.
  116. П., Норман Д. Переработка информации у человека. -М.: Мир. 1994−340с.
  117. И.И. и др.Основы построения аппаратуры отображения в автоматизированных системах.// И. И. Литвак, Б. Ф. Ломов, И.Е. Соловейчик//-М.: Сов. радио, 1975. -350 с.
  118. А.Д. Перцептивная деятельность при инверсии сетчаточного образа: Восприятие и деятельность. -М.: Изд-во МГУ, 1996. -267с.
  119. А.Д., Жедунов Л. Г. Адаптация к инверсии сетчаточных изображений // Вопр. психологии. -1981. -№ 6. -с.83−92.
  120. . Ф. Деятельность человека-оператора в .системах «человек— машина» // Вести. АН СССР. -1975. -№ 1. -с.51−60.
  121. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
  122. .Ф. О путях построения теории инженерной психологии на основе системного подхода.:Инженерная психология. -М.: Наука, 1997. -с.31−54.
  123. .Ф. О роли практики в развитии теории общей психологии. // Вопр. психологии. —1971. -№ 1. -с. 26−35.
  124. .Ф. Развитие техники и проблемы психологии // Вестн. АН СССР. -1981. -№ 2. -с. 30−40.
  125. .Ф. Человек и техника: (Очерки инженерной психологии). -М.: Сов. радио, 1966. -464 с.
  126. .Ф. и др. О пространственной ориентировке человека при непрерывном изменении положения тела.: Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.// Б. Ф. Ломов, Ю. Г. Грузнов, М.А. Кремень//-М.: Педагогика. 1970. -138с.
  127. Лоскутов В.К.: Психологические тестирования. -Л., 1999.-307с.
  128. А.Р. Мозг человека и психические процессы. -М., 1963,—145с.
  129. А.Р. Основы нейропсихологии. -М., 1993−321с.
  130. В. Б. и др. Напряженность в полете.// В. Б. Марищук, К. К. Платонов, Е.А. Плотницкий//-М.: Воениздат, 1969. -117 с.
  131. Д. Зрение: Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов. -М.: Радио и связь, 1987.—235с.
  132. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. -М.: Территория будущего, 2005 г. -301с.
  133. Е.И. и др. Диалог в обучающей системе.// Е. И. Машбиц, В. В. Андриевская, Е.Ю. Комисарова//-Киев, 1989−256с.
  134. Методология исследований по психологии труда и инженернойпсихологии /Под ред. A.A. Крылова. -JI.: Изд-во ЛГУ, 1994.-148 с.
  135. .Г., Мещерякова И. А. Введение в человекознание. -М.: Ро. гос. гуманит. ун-т., 1994. -319с.
  136. Мб.Миракян А. И. Константность и полифункциональность восприятия. -М.: Изд-во ВНИИ ПК ССК, 1992.-234с.
  137. А. И. Начала трансцендентальной психологии восприятия. //Философ, исслед. -1995. -№ 2. -с. 77−94.
  138. В. М. и др. Стандартизация, качество продукции и эргономика. ?Социально-экономическая значимость внедрения эргономических требований.// В. М. Мунипов, В. И. Демиляк, В.К. Оше//-М.: Изд-во стандартов 1982. -183с.
  139. Мышление: процесс, деятельность, общение./Под ред. A.B. Брушлинского -М., 1982. -286с.
  140. П.Б. Объем памяти и количество информации// Проблемы инженерной психологии. -Вып.З. -JI., 1985−123с.
  141. Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. -JL: Изд-во ЛГУ, 1977. -112 с.
  142. H.H. Психология совместной деятельности. -СПб.: Облик, 2001. -64с.
  143. Общая психодиагностика/Под ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина. -М., 1997.-145с.154.0сгуд Ч. Точка зрения гештальттеории.: Хрестоматия по ощущению и восприятию. -М.: Изд-во МГУ, 1995. -270с.
  144. Основы инженерной психологии: Учебник для ВУЗов /Под ред. Б. Ф. Ломова. -М.: Высшая школа. 1986. -447 с.
  145. И.П. Полн. собр. -М.- Л., 1991.- (В пер.) -22см Т 1−3. -545с.
  146. В. И. Системогенез перцептивного процесса //Вопр. психол. -1991. -№ 2. -с.170−173.
  147. . Антиципирующая деятельность.: Эксперим. психология /Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. -М.: Прогресс. 1976. -Вып. 6. -234с.
  148. . Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1969. -659 с.
  149. . Психология, междисциплинарные связи и система наук.: ХУШ Международный психологический конгресс. -М., 1966.—124с.
  150. К.К. Психологический практикум. -М., 1990.—165с.
  151. К.К. Система психологии и теории отражения. -М.: Наука, 1982.—809с.
  152. Ю.П. Психология становления профессионала. -Курск, 1991.-365с.
  153. В.А. и др. Психические состояния оператора как предмет инженерно-психических исследований. // В. А. Пономаренко, Г. М. Черняков, В.Г. Кострица//Вопр. кибернетики. -1982. -№ 3-с. 131−137.
  154. Практикум по психологии/Под ред. A.A. Крылова, С. А. Маничева. -М., 2005.-345с.
  155. Практикум по психологии/Под ред. А. Н. Леонтьева, Ю. Б. Гиппенрейтер. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-238с.
  156. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений /Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. -М: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -197 с.
  157. Проблемы психологии восприятия: традиции и современность / Отв. ред. В. А. Барабанщиков, В. И. Панов. -М.: Ин-т психол. РАН, Психол. ин-т РАО, 1995.-230с.
  158. Проблемы сенсорной изоляции /Под ред. A.A. Смирнова, Б. Ф. Ломова,
  159. В.Д. Небылицына. -М.: Наука, 1970. -204 с.
  160. Психологические состояния. -Д.: Изд-во ЛГУ, 1981.-84 с.
  161. Психологический словарь/ Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б.Г.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Педагогика-Пресс, 2001. -440с.
  162. Психологическое состояние.: серия «Хрестоматия по психологии"/ Под ред. В. Усманова. -СПб.: Изд-во „Питер“, 2000. -506с.
  163. Психология труда/ Под ред. A.B. Карпова. -М.: Владос, 2004.-234с.
  164. Г. В. Исследование оперативной памяти.:Проблемы инженерной психологии.-JI., 1965.—345с.
  165. Рок И. Введение в зрительное восприятие./Под ред. Б. М. Величковского. -М.: Педагогика, 1980.-340с.
  166. В. Ф. Психологические основы переработки первичной информации. -СПб.: Наука, 2004. -296 с.
  167. В.Ф. Психологические основы обработки первичной информации.-JI., „Наука“, 1974,—353с.
  168. В.Ф., Венда В. Ф. Организация труда операторов. -М., 1978−245с.
  169. В.Ф., Филиппов A.B. Психологические аспекты управления. -М.:"3нание», 1997 -140с.
  170. СЛ. Основы общей психологии. -М.: 2003.-320с.
  171. П.В. Эмоциональный мозг: Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. -М.: Наука, 1981. -215 с.
  172. С.Д. Проблемы психологии памяти. -М.: Просвещение. 1966. -422 с.
  173. С.Д. Мир образов и образ мира.//Вестн. МГУ. -Сер. 14, Психология. -1981. -№ 2. -с. 15−29.
  174. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. -М.: Изд. Моск. универс., 1985.-340с.
  175. Современная психология. -М., 1999. -688с.
  176. Г. Н. Психологический анализ проблемы принятия решения: Учеб.пособие. -М.: Из-во МГУ, 1985−78с.
  177. P.JI. Когнитивная психология. -М., 1996.-245с.
  178. Ю.С. К вопросу об определении понятия и принципах классификации психических состояний человека.//Вопр. психологии. -1968.-№ 6.-с. 112−117.
  179. Справочник по инженерной психологии. -М., 2003. -368 с.
  180. С.С. Психофизика сенсорных функций: Хрестоматия по ощущению и восприятию/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. -М.:Изд-во МГУ, 1975−234с.
  181. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для вузов. -2-е изд., стереотип. -М.: Академия, 2005. -359с.
  182. Л.Ю. Личность в системе профессиональной подготовки.: Учебное пособие. -Ярославль: ЯрГУ, 2003−340с.
  183. А.Н. Психологические особенности разработки рационального информационного обеспечения деятельности операторов АСУ PTB/Дисс.кан. пс. наук. -Тверь, 1999.-250с.
  184. .М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-535 с.
  185. .С. Самоуправляемые системы и причинность. -М.: Мысль, 1972.—230с.
  186. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -М.Томск, 1997.—235с.
  187. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. -М., 2004.-540с.
  188. В.Д. Мир внутренней жизни человека. -М., 2006.-240с.
  189. В.Д. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности. -М.: Наука., 1983. -185 с.
  190. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.-М., 1982−267с.
  191. М.С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. -М., 1981.-340с.
  192. Эргономика. Принципы и рекомендации.-М., 2000. -Вып.1. -246 с.
  193. И.С., Кудрявцев Т. В. Развитие технического мышления учащихся-М., 1964−256с.
  194. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: «Просвящение», 1969. -317с.
  195. М.Г. История психологии. -3 -изд. -М., 1985. -345с.
  196. Arnheim R. Visual Thinking. -N.-Y., 1969. -230р.
  197. Beringer D.B., Williges R.C., Roscoe S.N. The transition of experienced pilots to a frequency-separated aircraft attitude display // Hum. Fact. 1975. Vol. 17, N4, p. 401—414.
  198. Braddick O. Y., Campbell F. W., Atkinson Y. Channel in vision: Basic aspects //Held R., Leibowitz H. W., Teuber H. L. (eds). Handbook of sensory physiology. V. 8. N. Y.: Springer, 1978.
  199. Buschke H. Relative retention in immediate memory determined by the missing scan method. N.-Y., 1973
  200. Cane A.P.W. Electronic displays on the deck /Flight Int. 1968. Vol. 94, N 3102. P. 295—297.
  201. Fischer G.H., Lucos A. Illusion on Concrete situations. Ergonomics., 1989.
  202. Frasse P. La role de lincertitude et de la discriminabilite dans lareconnaissance perceptive// Annee psychol. 1967. Vol. 1. P. 61—72.
  203. Gombrich E.H. Art and Illusion. N.-Y., 1975
  204. Graham N. Psychophysics and spatial frequency channels //Kubovy M., Pomerantz Y. R. (eds). Perceptual organization. Aillsdale- N. Y.: Erlbaum, 1981.
  205. Hasbrook A.H. Rasmussen P.G. Inflight performance of civilian pilots using moving-aircraft and moving-horison attitude indicators. Okla. City Federal Aviat. Admi-nistr. Offic. Av. Med. Civil. Aeromed. 1973. Rept. FAA-AM-73−9.
  206. Jung R. Visual perception and neurophysiology // Herbert S. A., Darthal (eds). Handbook of sensory physiology. N. Y.: Springer, 1972. V. 7/1. P. 1 — 152.
  207. Mack A. Perceptual aspects of motion in the frontal plane // Boff K., KaufmanT. (eds). Handbook of perception and human performance. V. 2. N. Y.: Wiley, 1986. P. 17. 1 — 7.38.
  208. Mathey W.G., Dougherty D. J., Wil-lis J.M. Relative motion of element in instrument displays //Aerospace Med. 1963. Vol. 34, Nil. P. 1041—1046.
  209. Neisser U. Cognitive psychology., N.-Y., 1983
  210. Roscoe S.N., Johnson S.L. Moving horizon versus moving aircraft display: what’s better? // Hum. Fact. 1972, Vol. 14. N 2, P. 114—129.
  211. Roscoe S.N., Williges R.S. Motion relationship in aircraft attitude and guidance displays: A flight experiment // Hum. Fact., 1975. Vol. 17, N 4. P. 374—387.
  212. Welford A.T. On the human demands of automation: Mental work conceptual model, satisfaction and training // Industrial and business psychology. Copenhagen. 1961. Vol. 5.
  213. Wertheimer H. Visual hyperacuity // Ottoson P. et al. (eds). Progress in sensory physiology. V. 1. N. Y.: Springer, 1981.
Заполнить форму текущей работой