Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Профессия психолога в современном российском обществе стала массовой и востребованной в связи с неуклонным ростом потребности в квалифицированных психологах в различных областях жизнедеятельности человека, поэтому вопрос о выявлении и развитии профессионально значимых качеств личности психолога еще на этапе вузовского образования приобретает особую актуальность. В силу… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава. ЬТеоретический анализ феномена психологической проницательности
    • 1. 1. Личностные и профессионально значимые качества психолога
    • 1. 2. Психологическая проницательность как профессионально значимое качество личности психолога
    • 1. 3. Средства художественной литературы как основа развития психологической проницательности
  • Глава II. Экспериментальное развитие психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы
    • 2. 1. Программа исследования и развития психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы
    • 2. 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
    • 2. 3. Динамика развития психологической проницательности студентов-психологов в развивающем эксперименте

Развитие психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Профессия психолога в современном российском обществе стала массовой и востребованной в связи с неуклонным ростом потребности в квалифицированных психологах в различных областях жизнедеятельности человека, поэтому вопрос о выявлении и развитии профессионально значимых качеств личности психолога еще на этапе вузовского образования приобретает особую актуальность. В силу отсутствия концепции развития личностных и профессионально значимых качеств у студентов-психологов их профессиональное становление осуществляется в основном стихийно, что обусловливает после окончания ВУЗа многочисленные трудности в их профессиональной деятельности. Поэтому особую актуальность в настоящее время приобретает поиск оптимальных путей, методов, приемов и средств личностного и профессионального развития будущих психологов на этапе вузовского образования и профессиональной деятельности. Наиболее актуальна сегодня проблема развития у будущих психологов такого важнейшего профессионально значимого качества как психологическая проницательность.

Состояние и степень разработанности проблемы. Понятие «психологическая проницательность» является относительно новым в категориальном аппарате психологической науки. Впервые это понятие использовал Н.П. Ера-стов в 1975 году [79]. Затем сущность и структуру психологической проницательности исследовали А. А. Борисова [37], В. Г. Зазыкин [100], Н. А. Коваль [101], Е. А. Корсунский [129].

Весомый вклад в изучение феномена психологической проницательности внес А. А. Бодалев. Он, не употребляя термин «психологическая проницательность», выявил те детали внешнего облика человека, которые выступают в роли знаков-индикаторов внутреннего мира личности в межличностном познании [30].

Теоретический анализ работ о восприятии и понимании человека человеком (А.А. Бодалев), психологической проницательности (А.А. Борисова,.

В.Г. Зазыкин) и о ее составляющих: рефлексии (В.К. Елисеев [78], JI.A. Куна-ковская [140], Н. М. Пинегина [180]), наблюдательности и прогностических способностях (В.Г. Зазыкин [100], JI.A. Регуш [198]), эмпатии (Т.П. Гаврилова [51], В. В. Знаков [105], Н. В. Рождественская [200]), качествах ума (В.Н. Дружинин [74], В. В. Знаков [104]), установке (Д.Н. Узнадзе [232]), интуиции (А.А. Бодалев [30]), воображении (Г.Г. Граник [59], B.JI. Дранков [71], Л. Г. Жабицкая [96], О. И. Никифорова [171]), эмоциональном воздействии художественной литературы (В.Н. Аллахвердов [4], Е. П. Ильин [111]), образном мышлении (JI.A. Рыбак [207]), понимании характера и внутреннего мира персонажа (В.П. Белянин [22], A.M. Левидов [145]), — позволяет определить психологическую проницательность как интегративное образование, включающее в свой состав ряд качеств, благодаря которым проницательный человек успешно познает внутренний мир окружающих его людей.

Следует признать, что сложившаяся система вузовской подготовки будущих психологов недостаточно развивает их психологическую проницательность, так как они изучают лишь отдельные психические функции и свойства личности вне их внутренних взаимосвязей. В результате у студентов не формируется целостное представление о личности и ее внутреннем мире. А между тем психолог в своей профессиональной деятельности имеет дело не с отдельными психическими функциями, а с целостной личностью.

Этот изъян в профессиональной подготовке студентов-психологов может быть успешно преодолен при использовании в образовательном процессе средств художественной литературы, формирующей представление о личности как о целостном, сложном и живом явлении. На данный момент эта проблема не решена ни в теоретическом, ни в практическом аспекте.

Анализ теории и практики развития психологической проницательности позволил выделить следующие противоречия: • между очевидной потребностью современного российского общества в высококвалифицированных кадрах психологов и неразработанностью концепции развития у студентов-психологов профессионально значимых качеств, в том числе и психологической проницательности;

• между потенциальной возможностью развития средствами художественной литературы у студентов-психологов психологической проницательности и неиспользованием этой возможности в образовательном процессе;

• между большой значимостью в профессиональной деятельности психолога психологической проницательности и отсутствием обоснованных психолого-педагогических условий по ее развитию средствами художественной литературы.

Эти противоречия позволили сформулировать проблему диссертационного исследования: каковы сущность, содержание, структура психологической проницательности и возможности ее развития средствами художественной литературы у студентов-психологов в образовательном процессе?

Цель исследования: выявление совокупности психолого-педагогических условий развития психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы.

Объект исследования: психологическая проницательность студентов-психологов.

Предмет исследования: развитие психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы.

Гипотеза исследования: развитие психологической проницательности у студентов-психологов будет осуществляться эффективно, если:

• уточнены сущность, содержание и структура психологической проницательности;

• учтены типы психологической проницательности студентов-психологов;

• определена и реализована совокупность средств художественной литературы;

• в образовательном процессе систематически используется комплекс методов и методик диагностики и развития психологической проницательности;

• разработана и реализована совокупность психолого-педагогических условий развития психологической проницательности;

• разработаны и реализованы модель и программа развития психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы.

В соответствии с целью, объектом и предметом сформулированы следующие задачи исследования:

1) обобщить и уточнить представление о сущности, содержании и структуре психологической проницательности;

2) установить типы психологической проницательности студентов-психологов;

3) разработать комплекс методов и методик для диагностики и развития психологической проницательности студентов-психологов;

4) определить психолого-педагогические условия эффективного развития психологической проницательности;

5) выявить совокупность средств художественной литературы, способствующих развитию психологической проницательности;

6) разработать и апробировать модель и программу развития психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы.

Теоретико-методологической основой исследования является герменевтика как наука о психологической интерпретации литературных текстов и как наука, позволяющая субъекту познавать себя через других, а других понимать через себя (Х.Г.Гадамер [52]) — основные положения психологической теории деятельности (JI.C. Выготский [47], А. Н. Леонтьев [149], C.JI. Рубинштейн [205]) — работы А. А. Бодалева о восприятии и понимании других людей [28−31]- акмеологическая концепция становления личности профессионала (А.А. Бода-лев [31], А. К. Маркова [157], В. А. Сластенин [216]) — основные принципы современной психологии: принцип развития (А.Г. Ковалев [127]), принцип сочетания различных подходов в изучении свойств личности: деятельностного.

А.Н. Леонтьев [149]), компонентного (Б.М. Теплов [225]), системного (Б.Ф. Ломов [154]), междисциплинарного (A.M. Матюшкин [159], В.Э. Чуднов-ский [241]) — современные представления о сущности, особенностях профессиональной деятельности психолога и его профессиональном развитии (Е.Ф. Зеер [103], Е. А. Климов [125]) — современные представления о сущности, содержании и структуре психологической проницательности (А.А. Борисова [37], Н.П. Ера-стов [79], В. Г. Зазыкин [102], Н. А. Коваль [101], Е. А. Корсунский [131]) — концептуальные представления психологов и литературоведов о психологизме художественной литературы (Л.С. Выготский [47], Л. Я. Гинзбург [54], А. Б. Есин [80], A.M. Левидов [145], А. П. Скафтымов [215], И. В. Страхов [222]).

В соответствии с целью, предметом и задачами исследования определен комплекс методов:

1. Теоретические: теоретический анализ и обобщение философской, психологической и педагогической литературымоделирование.

2. Эмпирические: констатирующий и развивающий эксперименты, опросный метод, метод анализа продуктов деятельности.

3. Методы обработки результатов исследования: описательная статистика, критерий Пирсона %. Расчеты осуществлялись с помощью компьютерных программ «STATISTICA 6.0» и «Ехе1».

В исследовании использовались следующие методики: методика психологического анализа художественной литературы (Б.М. Теплов[225]) — литературные задачи (В.А. Кан-Калик [116], Л. А. Рыбак [107]) для понимания характеров литературных персонажейметодика «игра в портреты» И. С. Тургенева для исследования психологической проницательности [231]- методика исследования экстраверсии-интроверсии и нейротизма (Г.Ю. Айзенк) — методика диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко) — методика выявления мотивов выбора профессии психолога (А.И. Донцов [67]), методика определения читательских интересов студентов-психологов (Н.Е. Есманская, Е.А. Корсункий) и методика выявления самооценки ими своих профессиональных качеств (Н.И. Вьюнова, Н. Е. Есманская, Е.А. Корсунский).

Научная новизна исследования.

1. Обобщены и уточнены представления о сущности, содержании и структуре психологической проницательности как интегративного профессионально значимого образования.

2. Определена совокупность средств художественной литературы, способствующих эффективному развитию психологической проницательности.

3. Выявлены типы психологической проницательности: объективный, субъективный, объективно-субъективный, субъективно-объективный.

4. Определены психолого-педагогические условия развития психологической проницательности средствами художественной литературы.

Теоретическая значимость заключается в том, что: уточнено понятие «психологическая проницательность» студентов-психологоврасширено представление о влиянии средств художественной литературы в контексте развития психологической проницательности как интегративного и профессионально значимого образования личности психолога, что способствует становлению концепции развития профессиональных качеств будущих психологов на этапе вузовского образованияразработана модель развития психологической проницательности средствами художественной литературы у студентов-психологов.

Практическая значимость исследования. Разработанные и экспериментально проверенные модель и программа развития психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы используются в образовательном процессе Воронежского государственного университета и Воронежского экономико-правового института. Материалы диссертационного исследования используются в этих вузах в лекционных курсах, на семинарских и практических занятиях по педагогической, социальной психологии, психологии личности и на занятиях по «Введению в профессию», при написании студентами курсовых и дипломных работ.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Психологическая проницательность как интегративное профессионально значимое образование включает в свою структуру следующие блоки качеств: когнитивный, коммуникативный, эмоциональный, рефлексивно-перцептивный, ценностно-смысловой, волевой и поведенческий. Типами психологической проницательности студентов-психологов являются объективный, субъективный, объективно-субъективный и субъективно-объективный. Критерием дифференциации этих типов явилось соответствие-несоответствие суждений испытуемых эмоционально-смысловому содержанию экспериментальных отрывков. Объективному типу присуще значительное количество взаимосвязанных суждений, адекватных содержанию экспериментальных отрывков. Суждения субъективного типа испытуемых не соответствуют объективному смыслу экспериментальных отрывков. У объективно-субъективного типа объективные суждения в количественном отношении явно преобладают над субъективными, а у субъективно-объективного типа доминируют субъективные суждения испытуемых.

2. Совокупность средств художественной литературы, способствующих развитию психологической проницательности, включает: психологизм стимуль-ного материала в виде высокохудожественных прозаических отрывков, характеризующихся образно-смысловой и эмоциональной содержательностью, сверхпроницательностью литературных персонажей, выступающих для испытуемых в роли образцов психологической проницательностиналичие различных средств изображения характеров, внутреннего мира персонажей: изображение персонажей от первого лица (дневники, монологи и т. д.) — авторское изображение от третьего лицаизображение внешних проявлений психики персонажей (поступков, мимики и т. д.) — называние черт характера, мыслей, чувств без их изображенияприем умолчания и изобразительные средства языка.

3. Психолого-педагогическими условиями эффективного развития психологической проницательности средствами художественной литературы является ее психологизмналичие в экспериментальных текстах различных средств изображения характеров и внутреннего мира персонажейсоответствие текстов возрастным возможностям, читательскому и жизненному опыту испытуемыхсоблюдение принципа постепенного усложнения литературных задачформирование у студентов установок на позитивное отношение к решению литературных задач, на выявление составляющих психологической проницательности у литературных персонажей, на самоанализ и саморазвитие психологической проницательности, на овладение умениями «чтения» изобразительных средств художественной литературысистематическое и длительное участие испытуемых в психологическом анализе литературных персонажей.

4. Модель развития психологической проницательности включает в свой состав следующие компоненты: структуру, цель, типы, этапы, механизмы, психолого-педагогические условия развития и изобразительные средства художественной литературы, а соответствующая программа способствует развитию психологической проницательности средствами художественной литературы.

База исследования: в эксперименте принимали участие 180 студентов-психологов очной формы обучения: по 30 человек в экспериментальных и контрольных группах 1, 2, 3 курсов. Экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы были выровнены по количеству и качеству. Исследование проводилось в Воронежском экономико-правовом институте. В экспериментальных группах апробировалась авторская программа спецкурса «Развитие психологической проницательности средствами художественной литературы».

Этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в течение шести лет в три этапа:

На первом этапе (2002;2003 гг.) осуществлялся поиск и теоретический анализ информации по проблеме исследования, формулировалась тема, объект, предмет, цель, рабочая гипотеза, задачи и проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2004;2005 гг.) осуществлялась экспериментальная работа, разрабатывалась программа эксперимента, апробировались методы и методики исследования, отбирался стимульный материал, уточнялись рабочая гипотеза и структура психологической проницательности, определялись ее типы, публиковались тезисы и статьи по теме диссертации.

На третьем этапе (2006;2007 гг.) анализировались и обобщались экспериментальные данные, осуществлялась апробация программы развития психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы и завершалось оформление диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись в течение 2002;2007 гг. в выступлениях автора на внутривузов-ских, региональных, всероссийских конференциях: Воронежский госуниверситет (2002, 2003, 2004, 2005, 2006) — Воронежский экономико-правовой институт (2002, 2003, 2004, 2005, 2006; 2007) — Борисоглебский пединститут (2004) — Екатеринбургский госпедуниверситет (2004) — Тамбовский госуниверситет (2007) — на заседаниях кафедры психологии Воронежского экономико-правового института и кафедры педагогики и педагогической психологии Воронежского госуниверситета. Содержание диссертационного исследования отражено в 21 публикации. Материалы диссертационного исследования прошли апробацию в спецкурсе «Развитие психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы» в Воронежском госуниверситете и Воронежском экономико-правовом институте.

Надежность и достоверность исследования обеспечивались методологическими положениями герменевтики, теоретическими концепциями психологии личности, восприятия и понимания человека человеком, возрастной и педагогической психологии, применением пилотажного, констатирующего экспериментов, качественной и количественной обработкой экспериментальных данных, научной апробацией итогов исследования в ходе их обсуждения на заседаниях кафедры, конференциях и внедрением их в практику.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Эмпирические и экспериментальные данные отражены в таблицах и рисунках.

Выводы.

1.Основными критериями выбора стимульного материала для конструирования исследовательских психологических задач являются относительная самостоятельность и законченность отрывков из высокохудожественных прозаических произведенийярко выраженная феноменальная проницательность персонажей с различными составляющими психологической проницательностиналичие в отрывках различных приемов изображения характеров и внутреннего мира персонажейвысокая степень неопределенности и дефицит информацииинтерес продолжения и воспитательный гуманистический потенциал.

2.Психологический анализ литературных персонажей, наделенных писателями-психологами сверхпроницательностью, позволяет выявлять сущность и составляющие психологической проницательности. Однако при этом следует учитывать, что осознание и оценка качеств литературного персонажа зависит не только от содержания этих качеств и уровня сформированное&tradeу испытуемых понятий об этих качествах, но и от знания и понимания ими изобразительных средств художественной литературы. Психологический анализ литературных персонажей, наделенных психологической сверхпроницательностью, полезен не только с точки зрения понимания студентами-психологами сущности и структуры психологической проницательности, но и как стимул для саморазвития своей психологической проницательности.

3.В констатирующем и развивающем экспериментах были выявлены четыре типа психологической проницательности: объективный, субъективный, объективно-субъективный, субъективно-объективный. Критерием дифференциации этих типов явилось соответствие — несоответствие суждений испытуемых эмоционально-смысловому содержанию экспериментальных отрывков. Объективному типу присущи значительное количество взаимосвязанных суждений, соответствующих содержанию отрывковпонимание взаимоотношений персонажейумение выявлять и определять черты характеров персонажей и их эмоциональное состояние.

Суждения субъективного типа испытуемых не соответствовали объективному смыслу экспериментальных отрывков. У объективно-субъективного типа объективные суждения в количественном отношении явно преобладали над субъективными, а у субъективно-объективного типа доминировали субъективные суждения. В результате констатирующего и начального этапа развивающего экспериментов установлено, что лишь немного больше половины испытуемых относятся к объективному типу. Существует необходимость в развитии у студентов-психологов объективно интерпретировать содержание экспериментальных отрывков в соответствии с их смысловым содержанием.

Рост объективности в суждениях испытуемых в ходе развивающего эксперимента и снижение уровня субъективности в их суждениях свидетельствует о возможности развития психологической проницательности будущих психологов средствами художественной литературы.

4.Психолого-педагогическими условиями развития психологической проницательности студентов-психологов являются наличие установок на позитивные отношение к решению литературно-творческих задач, на проникновение во внутренний мир персонажей, на высказывание своей интерпретации составляющих психологической проницательности персонажей, на самоанализ и саморазвитие составляющих своей проницательности, на использование теоретических знаний по психологии личности, а также соблюдение принципа постепенного усложнения серий литературно-психологических задач.

5.Основным механизмами развития психологической проницательности являются идентификация, эмпатия, интериоризация, экстериоризация, перевод на «свой язык» содержания экспериментальных текстов, рефлексия, синтония.

В заключение диссертации сформулированы выводы и намечены перспективы дальнейшего исследования рассматриваемой проблемы.

В ходе теоретического и экспериментального исследования были решены поставленные задачи и подтверждена выдвинутая гипотеза, что позволяет сделать следующие выводы:

1. Сущность психологической проницательности заключается в способности психолога проникать во внутренний мир человека, познавать его характер и взаимоотношения с окружающими людьми. Психологическая проницательность является интегративным образованием, включающим в свою структуру ряд блоков профессионально значимых качеств личности психолога: когнитивный, коммуникативный, эмоциональный, рефлексивно-перцептивный, ценностно-смысловой, волевой и поведенческий.

2. Установлены типы психологической проницательности студентов-психологов. Критерием выделения типов стала степень соответствия-несоответствия в интерпретации испытуемыми объективной эмоционально-смысловой доминанты экспериментальных отрывков. Посредством этого критерия выявлены четыре типа: объективный, субъективный, объективно-субъективный и субъективно-объективный.

3. К средствам художественной литературы, способствующим глубокому и адекватному пониманию психологии литературного персонажа и соответственно развитию психологической проницательности, относятся изображение внутреннего мира персонажей «изнутри», изображение внутреннего мира персонажей «извне», вербальное обозначение состояний и свойств личности персонажей, прием умолчания в изображении внутреннего мира персонажей и изобразительные средства языка.

4. Разработанный и апробированный комплекс методов и методик диагностики и развития психологической проницательности средствами художественной литературы позволяет выявлять сущность, содержание, структуру и составляющие психологической проницательности.

5. Определены психолого-педагогические условия эффективного развития психологической проницательности у студентов-психологов средствами художественной литературы и выявлены статистические различия в динамике психологической проницательности у испытуемых ЭГ в сравнении с испытуемыми КГ: в ЭГ к третьему курсу в ходе эксперимента выросло количество испытуемых объективного и объективно-субъективного типов.

Достоверные различия в развитии психологической проницательности испытуемых 3 курса ЭГ и 3 курса КГ проявились особенно ярко в явном доминировании объективных типов и в отсутствии субъективных и субъективно-объективных типов в ЭГ. 6. Разработаны и апробированы модель и программа развития психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы. Доказана эффективность использования средств художественной литературы при развитии психологической проницательности у будущих психологов в образовательном процессе.

В силу сложности и начального этапа исследования проблемы развития психологической проницательности средствами художественной литературы не все ее аспекты удалось рассмотреть в данной работе. В частности, отдельные исследования в перспективе могут быть посвящены решению таких вопросов, как выявление механизма переноса способности проникать во внутренний мир литературного персонажа на понимание внутреннего мира реального человека, углубленное изучение отдельных компонентов в структуре психологической проницательности, а также место и роль психологической проницательности в психологической культуре личности студента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.Н. Понятие идентификации и его применения к проблеме понимания человека человеком /Н.Н. Авдеева // Теоретические и прикладные проблемы психологии и познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. — С. 6−9.
  2. , В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений / В. М. Аллахвердов. СПб: Изд-во ДНК, 2001.-197 с.
  3. , Н.А., Молоканов, М.В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов /
  4. H.А. Аминов, М. В. Молоканов // Вопросы психологии. 1992. — № 1.-С. 74−83.
  5. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. -230 с.
  6. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект пресс, 2001. — 375 с.
  7. , А.Ф., Костромина, С.Н. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина // Вопросы психологии. 2000. — № 6. — С. 26−37.
  8. , О.М. Реализация принципов рефлексивно-гуманистической психологии в профессиональной подготовке психологов / О. М. Бабич // Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики. Воронеж: ВГУ, 2002. — С. 67−76.
  9. , О. Фачино Кане / О. Бальзак // Собр. соч. М., 1958. — Т. 7. -С. 340,341.
  10. , М.М. Автор и герой / М. М. Бахтин. СПб.: «Азбука», 2000. -333с.
  11. , Н.В. К вопросу о профессиональных способностях психолога / Н. В. Бачманова // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: ЛГУ, 1985. — Вып. 5. — С. 72−73.
  12. , Г. М. Профессиональное становление студентов-психологов: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Г. М. Белокрылова. -М., 1997. 189 с.
  13. , В.П. Психолингвистическая идентификация черт личности в художественных текстах: Автореф. дис.. д-ра филологических наук. / В. П. Белянин. М., 2006.
  14. , А.В. Связь компонентов социального интеллекта и психология образования: проблемы и перспективы: Материалы первой международной научно-практической конференции, 16−18 декабря 2004-М., 2004.-С. 78, 79.
  15. , А.А. Восприятие и понимание человека человеком /
  16. A.А. Бодалев. Л.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1970. — 134 с.
  17. , А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 200 с.
  18. , А.А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  19. , А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. 135 с.
  20. , В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. -М., 1996.-С. 114−150.
  21. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова,
  22. B.П. Зинченко. М.: «ОЛМА-ПРЕССА», 2003. — 666 с.
  23. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинг. — С. 1018, 1042.
  24. , С.К., Фельдштейн, Д.И. Психолог-практик в нашем современном обществе: пути и условия его формирования / С. К. Бондырева, Д. И. Фельдштейн // Мир психологии. 1997. — № 3. — С. 125−133.
  25. , А.А. Психологическая проницательность / А. А. Борисова // Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999.-447 с.
  26. , А.А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. -М.: 1998.-336 с.
  27. , Т.М. Основания и условия профессионального становления студентов-психологов / Т. М. Буянас // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2005. — № 2. — С. 7−17.
  28. , Н.И. Профессиональное сознание как условие эффективности практической деятельности психолога / Н. И. Быкова // Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики. Воронеж: ВГУ, 2002.-С. 158−161.
  29. , Р. Генезис романа «Братья Карамазовы». Эстетические, идеологические и психологические аспекты создания текста / Пер. с англ. JT. Высоцкого. СПб.: Академический проект, 2003. — 264 с. (Современная западная русистика, т. 45).
  30. Т.П. Динамика учебно-профессиональных установок студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Т. П. Варфоломеева. -Самара, 2004.-230 с.
  31. , А.Г. Проблемы художественного чувства. Тбилиси: Мецниереба, 1978.- 174 с.
  32. , И.Г. О подготовке психологов в вузе / И. Г. Вахрушева // Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 25−28 июня 2003 года: В 8 т СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003. -Т.2.-С. 77−81.
  33. , И.В., Гришпун, И.Б., Пряжников, Н. С. Введение в профессию «психолог» / И. В. Вачков, И. Б. Гришпун, Н. С. Пряжников. -Воронеж: Изд-во Модек, 2002. 464 с.
  34. , JI.C. Психология искусства / J1.C. Выготский. М.: Высшая школа, 1987.-С. 169, 170.
  35. Вьюнова, Н. И, Гайдар, К. М. Гуманитарный потенциал университетского психологического образования / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар // Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики Воронеж: ВГУ, 2001. — С. 13−28.
  36. , Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. .канд. психол. наук / Т. П. Гаврилова. М., 1977. — 178с.
  37. , Т. П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком / Т. П. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.-С. 17−19.
  38. , Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х. Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. — 699с.
  39. , К.М. Новые противоречия и проблемы в системе подготовки профессиональный психологов / К. М. Гайдар // Психология -XXI век. Роль и место психолога в современном образовательном пространстве: Сборник научных трудов. Воронеж: ВГУ, 2007. -С. 4−14.
  40. , JI.A. О психологической прозе / JI.A. Гинзбург. JL: Советский писатель, 1971. — 463 с.
  41. , Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппен-рейтер. М.: Омега, 2005. — 334 с.
  42. , А.А. Развитие эмпатического общения психолога с клиентом: Автореф. дис.. канд. психол. наук / А. А. Головина. Тамбов, 2004.-20 с.
  43. , А.А. Роль эмпатического общения в профессиональной подготовке психолога / А. А. Головина // Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики. Воронеж: ВГУ, 2002.-С. 188−191.
  44. A.M. О том, как я учился писать / A.M. Горький. Собр. соч. в 30 т. Т.24. — С.484−487.
  45. , Г. Г., Шаповал, С.А., Концевая, JI.A., Бондаренко, С. М. Учимся понимать художественный текст / Г. Г. Граник, С. А. Шаповал, JI.A. Концевая, С. М. Бондаренко М.: НПО, «Образование от, А до Я», 1999. — 352 с.
  46. , JI.A. Введение в профессию «психолог» / JI.A. Григорович. М.: Гардарики, 2004. — 192 с.
  47. , В.И. Толковый словарь.-ТЗ.-М.: Прогресс, 1994.-С. 1036.
  48. , У. Психология / У. Джеймс. М.: «Педагогика», 1991. — С. 252−253.
  49. , М.В. К вопросу о рефлексивной способности студентов- психологов / М. В. Дмитриева // Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики. Воронеж: ВГУ. — 2002.- С. 262−264.
  50. , Б.И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. М.: Политиздат, 1978.-272 с.
  51. , А.К. Пестрая лента. Рассказы о Шерлоке Холмсе /А.К. Дойл. Воронеж: Центр. — Чернозем, кн. изд-во. — 1991. — С. 219−222.
  52. , А.И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов / А. К. Донцов, Г. М. Белокрылова // Вопросы психологии. 1999. -№ 2. — С. 43−49.
  53. , Ф.М. Братья Карамазовы / Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 30 т.-Т. 14 -JL: Наука, 1976.-С. 152−161.
  54. , Ф.М. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский -JL: Лениздат, 1970. 567 с.
  55. , Е.Л. Характеристика профессионального общения психологов // Журнал практического психолога. М., 1998. -№ 7. — С. 6774.
  56. , В.Л. О природе художественного таланта: Автореф. дис.. д-ра психол. наук / В. Л. Дранков. Л, 1973. — 38с.
  57. , Ю.Б. Библиотерапия: Полный курс: учебное пособие / Ю. Н. Дрешер. М.: «Изд-во ФАИР», 2007. — 560.
  58. , В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. -СПб., 2000.-358 с.
  59. , Е.И. Психологическое просвещение в подготовке школьного психолога / Е. И. Дымов // Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики. Воронеж: ВГУ, 2002. — С. 246−249.
  60. , М.И., Кандыбович, JT.A. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Харвест, 2004.-С. 278, 279.
  61. , В.К. Понимание школьником семантического материала и пути его оптимизации / В. К. Елисеев: учебно-методическое пособие. Липецк: ЛГПУ, 2006. — 203 с.
  62. , В.К. Становление и развитие рефлексивной культуры учителя как субъекта педагогической деятельности: Автореф. дис. .д-ра пед. наук / В. К. Елисеев. М., 2005 — 42 с.
  63. , Н.П. О специфике подготовки индустриального психолога / Н. П. Ерастов // Проблемы индустриальной психологии. Вып. 6-Ярославль: ЯРГУ, 1975 — С. 36−44.
  64. ВГУ, 2005. С. 222−227 (в соавторстве с Корсунским Е. А. — 60% личного участия).
  65. , Е.А. Неочевидные доминанты и их значение в адекватной интерпретации художественных текстов. Краснодар: Кубанский Госуниверситет, 2006. — 182 с.
  66. , И.В. Личность студентов-психологов в контексте особенностей их учебно-профессиональной деятельности / И. В. Завгородняя // Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики. Воронеж, 2002. — С. 127−131.
  67. , В.Г. Основы психологии проницательности. / В.Г. Зазы-кин. М.: Тривола, 1997. — 88 с.
  68. , В.Г., Коваль, Н.А. Психологическая проницательность / В. Г. Зазыкин, Н. А. Коваль. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1999.-99 с.
  69. , В.Г. Психологическая проницательность / В. Г Зазыкин. -М.: РАГС, 2006.- 188 с.
  70. , Э.Ф. Психология профессий /Э.Ф. Зеер. М.: Академический проект, 2003.-330 с.
  71. , В.В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков. 3-е изд. — Самара: Изд-во Самарского гос. пединститута, 2000. — 188 с.
  72. В.В. Психология понимания / В. В. Знаков. М.: Изд-во «Института психологии РАН», 2005. — 447 с.
  73. , В.А. Проблемы подготовки психологов / В.А. Иванни-ков // Вопросы психологии. 2006. — № 1. — С. 48−52.
  74. Идентичность: Хрестоматия / сост. Л. Б. Шнейдер. М.: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. — 272 с.
  75. , К. Психология эмоций / К. Изард. СПб.: Питер. 1999. -С.22, 93−94.
  76. , Е.Н. Искусство общения / Е. Н. Ильин. М.: Педагогика, 1982.-109с.
  77. , Е.Н. Путь к ученику. Раздумья учителя-словесника / Е. Н. Ильин. М.: Просвещение, 1988. — 223с.
  78. , Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2001. -С. 241−266,378−382.
  79. , Н.И. Профессиональная культура практического психолога образования / Н. И Исаева // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология. Белгород: БГУ, 1996. — С. 4759.
  80. , Б.В., Крутских, Е.Ю. Формирование понимания себя в процессе подготовки будущих психологов / Б. В. Кайгородов, Е. Ю. Крутских // Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики. Воронеж, 2002. — С. 175−180.
  81. , Т.А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов / Т. А. Казанцева // Психологический журнал. 2002. — Т. 23. — № 6. — С. 51−59.
  82. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик, М.: Просвещение, 1987 — 190 с.
  83. , В.А. Основные философские направления и концепции науки / В. А. Канке. М.: Логос, 2004. — 327 с.
  84. , Э.Н. Развитие личности в процессе обучения специалистов психологов / Э. Н. Каракуц // Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики. — Воронеж, 2002. — С. 125.
  85. , В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В. Н. Карандашев. СПб.: Питер, 2005. — 250 с.
  86. , В.Н. Психология: введение в профессию психолога / В. Н. Карандашев. М.: 2-е изд. — М.: Смысл, 2003. — 382 с.
  87. , Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М.: Мо-дек, 2003.-456с.
  88. , Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. М.: Педагогика 1996. — 301с.
  89. , А.Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1970.-391с.
  90. , В.Н. Психологический словарь / В. Н. Копорулина. -Ростов-на Дону: Феникс, 2004, С. 363, 364.
  91. , Е.А. «Игра в портреты» как средство диагностики и развития психологической проницательности школьников и учителей / Е. А. Корсунский // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 144−149.
  92. , В.П. Философия и методология науки / В.П. Коха-новский. М., 1992. — 574 с.
  93. , И.Г. Творческое мышление в структуре профессионально важных качеств психолога на примере студентов-психологов: Автореф. дис.. канд. психол. наук / И. Г. Кочетков Ульяновск, 2006.-26 с.
  94. , Е.П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов / Е. П. Кринчик // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2005. — № 2. — С. 45−55.
  95. , Е.П. Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ / Е. П. Кринчик // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2006. -С. 82−89.
  96. , Ж.Н. Представления студентов психологического факультета о профессионально важных качествах психолога / Ж. Н. Кувшинова // Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики. Воронеж, 2002. — С. 186.
  97. , О.Н., Лебедев, А.В., Лебедев, В.И., Лукичев, Н.А. Социально-перцептивный тест и его применение // Психологический журнал. 1986. — Т.7. — № 1. — С. 124−135.
  98. , О.Н., Розова, Л.П. Проективно-ассоциативно логический тест и его место в прогнозировании приспособления к условиям ситуации неопределенности / О. Н. Кузнецов, Л. П. Розова // Вопросы психологии. 1972. — № 6. — С. 152−158.
  99. , Л.А. Педагогическая рефлексия как фактор профессионального совершенствования учителя: Автореф. дис.. канд. наук / Л. А. Кунаковская. Воронеж, 2003. — 24 с.
  100. , В.И. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В. И. Лабунская Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1999. — 592 с.
  101. , А.Ф. Очерки науки о характерах. /А.Ф. Лазурский М.: Наука, 1995.-271 с.
  102. , В.Е. Метод «Напишите рассказ»: диагностика, терапия и прогноз / В. Е. Лановой. СПб.: Речь, 2006. — 198 с.
  103. , A.M. Автор образ — читатель / A.M. Левидов. — Л.: Изд-во Ленгосуниверситета, 1977.-359 с.
  104. , К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2000. — 541 с.
  105. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975.-304с.
  106. , М.Е. Профессия-психолог / М. Е. Литвак. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.-352 с.
  107. , Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук / Н. И. Лифинцева. М, 2001. — 36 с.
  108. , Б.Ф. Системность в психологии. Избранные психологические труды. / Б. Ф. Ломов. Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2006. -350 с.
  109. , Т.Ю. От первокурсника до выпускника: профессиональное и личностное самоопределение студентов-психологов / Т. Ю. Любимова // Вестник МГУ: Серия 14. 2000. — № 1 — С. 48−56.
  110. , А.В. Совершенствование профессионального мастерства / А. В. Малютина // Материалы научной сессии ВЭПИ: сборник научных трудов Воронеж, 2002. — С. 12, 13.
  111. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.-306 с.
  112. , A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении. Проблемы способностей в советской психологии / A.M. Матюшкин: сб. науч. тр. М., 1984. -С. 18−24.
  113. , Е.И. Личностная готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности // Психология в вузе 2005. — № 2. -С. 47−56.
  114. , Н.В. Исследование особенностей личности психолога / Н. В. Митюкова // Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики. Воронеж, 2002. — С. 120.
  115. , В.А. От проблемы феноменологического подхода в психологии к задаче введения в профессию «психолог» / В. А. Михеев // Вестник Московского Университета: Серия 14. Психология. 2005. — № 2. — С. 17−32.
  116. , В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. Вступительная статья А. А. Бодалева. Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 1998.-С. 5−14.
  117. , Н.Г. Самопонимание и развитие личности будущего психолога / Н. Г. Мясникина // Психология образования: проблемы и перспективы: Материалы первой международной научно-практической конференции, 16−18 декабря 2004 года М., 2004. -С. 334, 335.
  118. , Р.Г. Воображение как фактор поведения / Р. Г. Натадзе. -Тбилиси: Мецниереба, 1972. 184 с.
  119. , Т.Г. Требования к личности практического психолога / Т. Г. Никитченко // Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований. М.: Институт психологии РАН, 2005.-С. 126−130.
  120. , Е.А. О необходимости подготовки психологов к тре-нинговой работе / Е. А. Овсянникова // Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики. Воронеж, 2002. -С. 200.
  121. , С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Советская энциклопедия, 1972. — С. 567.
  122. , И.П. Формирование психологической культуры подростков в условиях школы-интерната: автореф. дис. .канд. психол. наук / И. П. Павлова. Курск, 2006. — 22 с.
  123. , В.Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования? / В. Пахальян // Вопросы психологии.-№ 6.-С. 103−112.
  124. , Н.М. Развитие рефлексивной культуры практического психолога / Н. М. Пинегина // Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики. Воронеж, 2002. — С. 82−93.
  125. , Н.М. Рефлексивная культура психолога / Н. М. Пинегина: сущность феномена // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности: коллективная монография под ред. К. М. Гайдар.- Воронеж: ВГУ, 2007. С. 64−78.
  126. , О.Ф., Потемкина, Е.Ф. Психологический анализ рисунка и текста / О.Ф. Потемкина, Е.Ф. Потемкина. СПб.: Речь, 2005. — 523 с.
  127. Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики / под ред. Н. И. Вьюновой, К. М. Гайдар, В. А. Штроо. -Воронеж: ВГУ, 2002. 424 с.
  128. , Г. С. Высшая школа: к проблеме подготовки психологов-профессионалов / Г. С. Прыгин // Психология образования: проблемы и перспективы: Материалы первой международной научнопрактической конференции, 16−18 декабря 2004 года М., 2004. -С. 339−344.
  129. Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности: коллективная монография / под ред. К. М. Гайдар. Воронеж: ВГУ, 2007. — 541 с.
  130. Психологическая помощь учащейся молодежи в современном изменяющемся мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 18 20 октября 2006 г. / под общ. ред. А. С. Чернышева. — Курск, 2006. — 210 с.
  131. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / под ред. Р. Корсини, А. Аэрбаха. — СПб: Питер, 2003. — 1096 с.
  132. Психологический словарь / Под ред. Ю. Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — С. 363.
  133. Психология личностного роста специалиста: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 21 марта 2007 г. / Отв. ред. Н. А. Коваль. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2007. — 345 с.
  134. Психология и психоанализ характера / под ред. Д.Я. Райгород-ского. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ». — М, 2002. — С. 602−604.
  135. Психология образования XXI век. Роль и место психолога в современном образовательном пространстве: межвузовский сборник научных трудов / под ред. К. М. Гайдар. — Воронеж: ВГУ, 2007. -93 с.
  136. Психология образования: проблемы и перспективы: Материалы первой международной научно-практической конференции, 16−18 декабря 2004 г. М., 2004 — 447 с.
  137. , Jl.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л. А. Регуш. СПб: Речь 2003. — 351 с.
  138. , К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. / К. Роджерс. -М.: Изд-во МГУ, 1984.-С.114−150.
  139. , Н.В. Проблемы сценического перевоплощения. / Н. В. Рождественская. 1978. — С. 111−119.
  140. , Н.В. Психология художественного творчества / Н. В. Рождественская. СПб.: 1995. — 271 с.
  141. , Л.Н. Искусство быть читателем / Л. Н. Рожина. Минск: «Народная асвета», 1987.-213 с.
  142. , А.П. Развитие «Я-концепции» как необходимое условие профессионального роста студентов-психологов / А. П. Рожкова // Психология образования: Материалы первой международной научно-практической конференции, 16−18 декабря М., 2004. — С. 340, 341.
  143. , Н.А. Психология читателя и книги / Н. А. Рубакин М.: Книга, 1977.-263 с.
  144. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Учпедгиз, 1940. 569 с.
  145. Русев, Пеньо. Психология художественного восприятия: Автореф. дис. д-ра филол .наук / Пеньо, Русев. Л., 1972. — 36 с.
  146. , Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов./ Е. Е. Сапогова. -М.: Аспект Пресс, 2001. -С.55−56.
  147. , Г. В. Формирование профессионального имиджа психолога в условиях личностно-ориентированного образования / Г. В. Селихова // Мир психологии. 1998. — № 4. — С. 313−318.
  148. , Н.М. Кому и как разрабатывать психологию / И. М Сеченов // Вестник Европы. 1873. — Т. 2. — С. 550−555.
  149. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. Социально-психологический центр. — СПб, 1996. -С. 158−161.
  150. , Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь: 2005. — 208 с.
  151. , А.П. О психологизме в творчестве Стендаля и Толстого. Нравственные искания русских писателей. / А. П. Скафтымов. -М., 1972.- 175 с.
  152. , В.А. Практический психолог: личность и профессия / В. А. Сластенин. М.: Издат-во Дон Магистр-пресс, 2000. — С. 358 362.
  153. Словарь синонимов русского языка: В 2-х т., т. 2. / под ред. А. П. Евтеньевой. М.: Астраль, 2001. — С. 293,451.
  154. , О.В. От понимания текста к пониманию человека / О. В. Соболева // Материалы симпозиума «Социальная психология -XXI век». Т. 2. — Ярославль: Диапресс, 1999. — С. 307−310.
  155. , А.В. Пути профессионального роста психолога / А. В. Соловьева // Психология образования: проблемы и перспективы: Материалы первой международной научно-практической конференции, 16−18 декабря 2004 года. М., 2004 — С. 343,344.
  156. , А.П. Механизм эмпатии / А. П. Сопиков // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознание. Краснодар, 1977.-С. 89−95.
  157. , С.А. Роль вопросов в понимании текста младшими школьниками / С. А. Тарасова // Вопросы психологии, 2004. № 4. -С.40−47.
  158. , Б.М. Психология / Б. М. Теплов. М.: Учпедгиз, 1950. -216с.
  159. , Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов / Избранные труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1985. — Т.1.- С. 42−222.
  160. , Е.Н. Профессиональное становление психолога: рефлексивный подход / Е. Н. Ткач // Психология образования: проблемы и перспективы: Материалы первой международной научно-практической конференции, 16−18 декабря 2004 года М., 2004. -С. 345,346.
  161. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова: В 4-х т., Т. 3. М.: Астрель, 2000. — С. 972, 1060.
  162. , Л.Н. Война и мир / Л. Н. Толстой // Роман: в 4 т. М., 2006. -Т. 2.-С. 458−459,461−462.
  163. Тренинг профессиональной идентичности: Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов / автор-составитель Л. Б. Шнейдер. М.: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003, — 272 с.
  164. , Д.Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе. М.: Смысл, СПб.: Питер, 2004.- С. 69−90.
  165. , Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.
  166. , В.А. Об особенностях профессионализации студентов-психологов / В. А. Фокин // Вести Московского университета. Серия 14. Психология 2005. — № 2. — С. 33−44.
  167. , В.Б. Сборник задач по психологии: учебное пособие / В. Б. Хозиев, 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: издательство НПО «МОДЕК», 2006.-392 с.
  168. А.П. Полное собр. соч. В 20 тт. Т. 15 — С. 51.
  169. , А.С. Технологии в изучении психологии: учебное пособие / А. С. Чернышов др. М.: Пед. общ-во России, 2003 — С. 227 237.
  170. , В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 183 186.
  171. , Т. Социальная психология / Т. Шибутани. Ростов-на Дону: Феникс, 1999 — 539 с.
  172. , Л.Б. Профессиональная идентичность / Л. Б. Шнейдер. -М.:МОСУ, 2001.-272с.
  173. , Н.А. Эмпатические способности студентов-психологов /Н.А. Щербакова: Учебное пособие. М.: Изд-во МПСИ, 2006. -236 с.
  174. , Э. Идентичность: юность и кризис- Пер. с англ. / Э. Эрик-сон М.: Изд-во группа «Прогресс», 1996. — С.222−226.
  175. Юнг, К. Г. Дух и жизнь. Сборник. Пер. с нем. / К. Г. Юнг. М.: Практика, 1996.-560с.
  176. , П.М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
  177. Cianciolo, P.J. Interaction between the personality of the reader and literature / P.J. Cianciolo // School Library. 1968. — Vol. 17, № 1. -P. 13−17.
  178. Lundstein, S.W. A thininking improvement program through literature / S.W. Lundstein // Elementary English. 1972. — № 49. — P. 505−512.
  179. Marcus, S. Empatia (cercetari experimentale) / S. Marcuc. Bucuresti: Ed. Acad. RSR, 1971.
  180. Yaung P. Motivation and Emotion, New York, 1961. P. 54.
Заполнить форму текущей работой